Урок по окружающему миру с использованием интерактивного оборудования Тема: «Москва златоглавая»





НазваниеУрок по окружающему миру с использованием интерактивного оборудования Тема: «Москва златоглавая»
Дата публикации04.10.2014
Размер90.1 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Урок по окружающему миру

с использованием интерактивного оборудования
Тема: «Москва златоглавая»

3 класс

Подготовила:

учитель начальных классов О.И. Панкова

Тольятти

2014 г.

Цели:

  1. Создать условия для осмысления того, что Москва не только столица России, но и один из красивейших городов мира.

  2. Способствовать формированию представления о Москве как столице России, образа Московского Кремля и Красной площади как уникального комплекса архитектурных и исторических памятников времён Московского государства.

  3. Показать взаимосвязь Москвы древней и современной.

  4. Раскрыть последовательность превращения древней Москвы в столицу огромного Российского государства.


Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

научатся:

  • находить и показывать на карте границы России, Москву;

  • отличать друг от друга эпохи истории нашей страны по их местоположению на ленте времени, а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях;

получат возможность научиться:

  • выполнять в группе задания по осмыслению значимого явления настоящего своей Родины, нашей страны;

  • находить и извлекать необходимую информацию о прошлом нашей страны, родного края из текста, иллюстраций, карт, учебника, из дополнительных источников знаний.


Личностные УУД:

  • самостоятельно определяют основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

  • в различных ситуациях опираются на общие для всех правила поведеия, делают выбор, какой поступок совершить.


Метапредметные УУД:

Регулятивные:

  • самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения;

  • совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему, составляют план решения проблемы (задачи).

Познавательные:

  • ориентируются в своей системе знаний6 самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Коммуникативные:

  • доносят свою позицию до других: высказывают свою точку зрения и пытаются её обосновать, приводя аргументы;

  • самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения;

  • совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему, составляют план решения проблемы (задачи).


Оборудование:

  • Учебник А.А.Вахрушев, Д. Д. Данилов, Е.В. Сизова, С.В. Тырин «Окружающий мир. Моё Отечество» 3-ий класс (часть 2);

  • карточки с опорными словами и пословицами о Москве;

  • выставка книг о Москве;

  • рабочая тетрадь «Моё Отечество».

  • Презентация в Microsoft Power Point.

  • Дидактический материал (тест).

  • «Система контроля и мониторинга оценки качества знаний PROClass»

Музыкальное оформление:

  • песня О. Газманова «Москва»;


Ход урока.

  1. Орг. момент.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Если много знать хотите,
В страну знаний поспешите.

II. Актуализация знаний.

Слайд 1 - Перед нами река времени Российской истории. На каком участке мы находимся? Покажите.

-Как называется изучаемый раздел? Какой период времени охватывает?

III. Проблемная ситуация.

- Сегодня я вам не скажу тему урока, над которой мы будем с вами работать, попробуйте её определить сами. Составьте из слов, написанных на карточках, пословицы и попробуйте объяснить их смысл. (Ученики составляют пословицы:

1.Москва не сразу строилась.

2. Кремль – сердце Москвы.

3. Кто в Москве не бывал, тот красоты не видал.

4. На Москву идти – голову нести.

5. Москва – мать всем русским городам. Слайд 2

- Что общего в этих пословицах? О чём они? Какова же тема нашего урока? (Пословицы о Москве. Значит, и тема урока о Москве.) Слайд 3

-Я уточню тему урока: Москва златоглавая.

- Что означает слово златоглавая? Какое оно? (Сложное). Почему? (В нём 2 корня и соединительная гласная).

-Почему Москву называют златоглавой?

-Мы будем говорить не только о Москве – центре страны. Мы совершим увлекательное путешествие в далёкие и близкие пласты истории.

Слайд 4

- Кто из нас не видал Кремля? Кто им не любовался? Кто ещё не бывал в Москве, тот видел Кремль на открытках, картинах, в кино и по телевидению.

- А многие ребята нашего класса уже побывали в Москве. (Рассказы детей о своих впечатлениях).

- Свою столицу – большую, шумную, с ослепительным блеском электрических огней – мы любим все. Москва – часть души русского человека. Поэты посвящают ей стихи, композиторы музыку, художники пишут картины. А что расскажет о Москве история.

- С чьим именем связано основание Москвы? (Юрия Долгорукого.)

- Какое самое красивое сооружение было построено уже через 9 лет после основания Москвы? (Кремль.)

-Почему его называют «сердцем Москвы»?

IV. “Открытие” нового знания.

- Но не сразу Москва строилась. Слайд 5

- Вообразил художник Аполлинарий Васнецов себя путешественником по древней Москве и написал картину. Отправимся и мы с ним в путешествие по времени. (Работа с иллюстрациями в учебнике на стр. 15)

- Каким был Кремль в XII веке? (Деревянный. Сосновый. Потому что вокруг леса.)

Вот он, первый Кремль сосновый,
За бревенчатой стеной.
Так родился город новый
И назвался он Москвой.
Да не город – деревушка,
На пригорке – церковушка,
Кучка княжьих теремов,
Да десятка два домов.

- Его обнесли даже рвом и земляным валом, но от дождя и снега он долго продержаться не мог.

-Как изменился Кремль вначале XIV века? Почему? (Дуб – самое прочное дерево.)

Вот прошло немало лет
И на старом пепелище,
На Кремлёвском городище
Вырастают снова срубы
С крепостной стеной из дуба.
За стеною - терема,
И амбары и дома.

-Закладка дубового Кремля произошла 23 ноября 1339 года. Это было ровно…Что-то я не могу посчитать, сколько лет назад это было. Может, вы мне поможете? (668 лет).

- Как изменился Кремль в конце XIV века? (Кремль стал белокаменным.)

-И прошло 130 лет,
Прежде чем увидел свет
Кремль московский, только новый –
Не дубовый, не сосновый.
Дмитрий – князь, Ивана – внук,
Переделал всё вокруг.
Для Кремля с каменоломни
Возят камни целый год.
И былой стене на смену
Строят каменную стену.

-Почему каменный Кремль надёжнее деревянного?

Слайд 6 - Когда же в XV веке Москва стала столицей русского государства, государь всея Руси Иван III хотел, чтобы Москва была самым неприступным городом. - Иван III пригласил итальянских мастеров, под их руководством более 10 лет строился новый Кремль. В это время и были возведены красные зубчатые стены (ласточкин хвост), стройные башни и знаменитые кремлёвские соборы, которые дошли до наших дней.

- Башни кремля делали крепость особенно надёжной, с них издалека был виден неприятель. Первоначально было построено более 20 башен, сейчас остались 7 основных. В башнях хранились запасы продовольствия и оружия, в них же размещались и защитники Кремля. Не случайно за многовековую историю Кремль ни разу не был взят штурмом.

-Как вы думаете, почему Кремль столько раз перестраивали и украшали? (Кремль – сердце Москвы).

V. Физминутка.

VI. Расширение нового знания.

- Давайте же с вами войдём на территорию Кремля. Слайд 7

- Мы оказались с вами на соборной площади. Почему она так называется? (Предположения детей).

- Отправимся на экскурсию по этой удивительной площади. Слайд 8

1. Колокольня Иван Великий. Слайд 9

2. Успенский собор. ( Стр. 17)

-Какое событие произошло в нем?

- А как вы понимаете слово “венчался”? (христианский обряд - возложения на голову короны (венца)).

-Что надевали на голову во время этой церемонии?

-Какие ещё у царя символы власти?

-Как раньше называли правителей Московского государства?

-Как стали называть теперь?

Слайд 10

-Иван Грозный – первый русский царь.

-Почему же его прозвали Грозным? (стр. 18)

-Что изображено на 1-й иллюстрации? На 2-й?

3. Собор Василия Блаженного. - Память о злодействах И. Грозного хранит самый красивый храм России. В честь победы над Казанью, решил царь построить собор, краше которого ни где нет, об этом народ сложил легенду.

В честь победы над Казанью
Двум умелым мастерам
Царь велел построить храм.
И воздвигли люди эти
небывалый в целом свете,
Пестрый, сказочный собор,
Что стоит и до сих пор.

Храм Василия Блаженного —
Это чудо красоты,
Это зодчества бесценного
Древнерусские черты.
Двое зодчих –
Постник с Бармой —
Создавали этот храм. Москвичи им благодарны,
Этим древним мастерам
Слайд 11

- На стр.19 посмотрите и скажите, как царь заплатил мастерам за труд?

- Такие тяжкие грехи Ивана Грозного не давали покоя царю – тирану. Лица невинно убиенных им людей приходили к нему по ночам. Несмотря на пороки, первый Российский царь был глубоко верующим человеком.

Желая замолить свои грехи, по подземным переходам он приходил в Благовещенский собор. Слайд 12

4. Благовещенский собор.

Во время одного из многочисленных московских пожаров, разъярённая толпа набросилась на царя, обвиняя его и его родственников в поджоге. Монах Благовещенского собора Сильвестр, вышел на встречу толпе и остановил её словами. Потом обратился к царю с речью о его злодеяниях. Царь был потрясён произошедшим, поэтому Благовещенский собор стал его домовой церковью.

5. Архангельский собор. Слайд 13

- Всё в этой жизни имеет своё начало и свой конец. Умер самый первый и самый грозный царь Российского Государства.

- Прочитайте текст и скажите, чем известен этот собор?

VII. Итог урока.

- Мы с вами совершили маленькое путешествие в московский Кремль, чтобы узнать и полюбить его навсегда. Насколько вы были внимательны и всё запомнили, покажет следующее задание.

Ответы на вопросы теста.
Проверка при помощи «Системы контроля и мониторинга оценки качества знаний PROClass»
1. Строительством Московского Кремля руководили:

А) итальянские мастера

В) русские мастера

С) немецкие мастера

2. Самое высокое здание Москвы в XV веке:

А) Успенский собор

В) Колокольня Иван Великий

С) Собор Василия Блаженного

3. Главным собором Москвы был:

А) Благовещенский

В) Успенский

С) Архангельский

4. Правителя Московского государства стали называть:

А) государь

В) господин

С) царь

5. Первый русский царь:

А) Иван III Великий

В) Иван IV Грозный

С) Иван II Страшный

6. При венчании на царство на голову надевали:

А) корону

В) шапку

С) кепку

-Что узнали о Москве? О Кремле?

-Какие чувства возникают у вас, когда вы слышите слова Москва, Кремль?
Слайд 14

Нет тебе на свете равных,
Стародавняя Москва!
Блеском дней, вовеки славных
Будешь ты всегда жива!
Град, что строил Долгорукий
Посреди глухих лесов,
Вознесли любовно внуки
Выше прочих городов.

Песня О. Газманова “Москва”.
VIII. Домашнее задание: В нашей классной библиотечке вы найдете книги по истории и узнаете о том, чем ещё знамениты соборы московского Кремля.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по окружающему миру с использованием интерактивного оборудования Тема: «Москва златоглавая» iconУрок обобщение «Москва златоглавая». Тема: Москва златоглавая
Цель: Обобщение знаний детей об истории возникновения и укрепления Москвы до времен правления Ивана Грозного
Урок по окружающему миру с использованием интерактивного оборудования Тема: «Москва златоглавая» iconКонспект урока с использованием групповых форм работы по окружающему...
План-конспект урока с использованием групповых форм работы по окружающему миру в 3 классе
Урок по окружающему миру с использованием интерактивного оборудования Тема: «Москва златоглавая» iconКлассный час для обучающихся средних классов с использованием интерактивного...
Праздничный классный час для обучающихся средних классов с использованием интерактивного оборудования
Урок по окружающему миру с использованием интерактивного оборудования Тема: «Москва златоглавая» iconУрок русского языка в 6 классе. Тема: Обобщающее повторение. Местоимение как часть речи
План-конспект урока с использованием групповых форм работы по окружающему миру в 3 классе
Урок по окружающему миру с использованием интерактивного оборудования Тема: «Москва златоглавая» iconРабочая программа по окружающему миру на 2013-2014 уч г
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида...
Урок по окружающему миру с использованием интерактивного оборудования Тема: «Москва златоглавая» iconУрок истории по теме: «Москва златоглавая»
Задача: осмысление того, что Москва не только столица России, но и один из красивейших городов мира
Урок по окружающему миру с использованием интерактивного оборудования Тема: «Москва златоглавая» iconРабочая программа по окружающему миру и обж (интегративно) (указать предмет, курс, модуль)
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального образовательного государственного стандарта, Примерной образовательной...
Урок по окружающему миру с использованием интерактивного оборудования Тема: «Москва златоглавая» iconРабочая программа по окружающему миру и обж (интегративно) (указать предмет, курс, модуль)
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального образовательного государственного стандарта, Примерной образовательной...
Урок по окружающему миру с использованием интерактивного оборудования Тема: «Москва златоглавая» iconИ. В. Кузьмин «29» августа 2013 года
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального образования...
Урок по окружающему миру с использованием интерактивного оборудования Тема: «Москва златоглавая» iconРабочая программа по окружающему миру разработана на основе федерального...
Москва «Просвещение» 2011 г. Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной...
Урок по окружающему миру с использованием интерактивного оборудования Тема: «Москва златоглавая» iconТестирование Примерные задания
Праздничный классный час для обучающихся средних классов с использованием интерактивного оборудования
Урок по окружающему миру с использованием интерактивного оборудования Тема: «Москва златоглавая» iconСписок литературы по системному подходу
Праздничный классный час для обучающихся средних классов с использованием интерактивного оборудования
Урок по окружающему миру с использованием интерактивного оборудования Тема: «Москва златоглавая» iconФроули Давид. Аюрведическая терапия
Праздничный классный час для обучающихся средних классов с использованием интерактивного оборудования
Урок по окружающему миру с использованием интерактивного оборудования Тема: «Москва златоглавая» iconАюрведические программы в Калари Ковилаком
Праздничный классный час для обучающихся средних классов с использованием интерактивного оборудования
Урок по окружающему миру с использованием интерактивного оборудования Тема: «Москва златоглавая» iconУрок №11 (45) Тема «Москва златоглавая»
Цель: Способствовать формированию у учащихся образа Московского Кремля и Красной площади как уникального комплекса архитектурных...
Урок по окружающему миру с использованием интерактивного оборудования Тема: «Москва златоглавая» iconПрограмма омоложения Rasayana Chikitsa, 28 дней
Праздничный классный час для обучающихся средних классов с использованием интерактивного оборудования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск