Урок №11 (45) Тема «Москва златоглавая»





Скачать 119.03 Kb.
НазваниеУрок №11 (45) Тема «Москва златоглавая»
Дата публикации01.08.2014
Размер119.03 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Окружающий мир: история
Владимирова Светлана Геннадьевна, учитель 1 категории, стаж 18 лет

МОУ гимназия № 1, 3 «Б» класс
Урок № 11 (45)
Тема «Москва златоглавая»
Цель: Способствовать формированию у учащихся образа Московского Кремля и Красной площади как уникального комплекса архитектурных и исторических памятников времён Московского государства

Задачи:

1. Представить детям образ Кремля как центр столицы России, как памятник зодчества.

2. Развивать интерес к изучению истории своей Родины.

3. Воспитывать в детях чувство прекрасного.

Тип урока: Комбинированный урок
Оборудование для учителя: компьютер, интерактивная доска; диск «Московский Кремль» туристический маршрут, макет Собора Василия Блаженного, изображения стрельцов, бояр, крестьян (для физ. минутки), плакат «Московский Кремль»; выставка книг о Московском Кремле («Твой Кремль», «Московский Кремль», «Почему нас так называют?» и др.), презентации, подготовленные учащимися для виртуальной экскурсии.
для ученика: пульт, схема Московского Кремля, учебник А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, С.В. Тырин. Окружающий мир. 3 класс. («Моё Отечество»). – М.: Баласс, 2009 г.
УМК Образовательная система «Школа 2100»
Дополнительная литература:

Д.Д. Данилов «Методические рекомендации к учебнику Моё Отечество», Т.А. Соловьёва, Е.И. Рогалева «Исторические темы курса Окружающий мир. Деятельностный развивающий подход».

Основные понятия: Московский Кремль, царь, Собор Василия Блаженного

План урока:

  1. Проверка дом.задания (10 мин.)

  2. Сообщение темы урока (3 мин.)

  3. Открытие нового (13 мин.)

  4. Физ. минутка для глаз (2 мин.)

  5. Закрепление изученного (3 мин.)

  6. Открытие нового (12 мин.)

  7. Подведение итогов, задание на дом (2 мин.)


Время урока 40 минут
Содержание урока

Этап урока

Что делают

Использование интерактивных средств

Учитель

Ученики

1. Проверка домашнего задания

- На прошлом уроке мы говорили о том, как жили люди в Московском государстве в 16-17 веках. Отличалась ли их жизнь от нашей? Чем?

- Чем занимались горожане? (перечислить ремёсла)

- Проверим дом задание.


Ответы детей.


Дети отвечают на вопросы теста

Система электронного голосования

2. Сообщение темы урока

- Деревья в три обхвата,

Дремучие леса.

Среди лесов когда-то

Город поднялся.

Здесь шли тропинки узкие,

Овраги и поля,

Но все дороги русские

Сходились у Кремля.

Стоял велик и чуден

Московский древний град.

Он дорог русским людям,

Он славою богат.

(А. Барто)
- С давних времён из уст в уста передаётся народная мудрость. Как она называется?
- На прошлом уроке мы познакомились с некоторыми пословицами. Сегодня я хочу познакомить вас ещё с несколькими пословицами (кадр 1)
Москва не сразу строилась.

Кто в Москве не бывал – красоты не видал.

Москва – всем городам мать.





- Как вы думаете, почему так говорят?
– Сегодня мы отправляемся на экскурсию в Москву 16 века.
- Слышали ли вы такую поговорку. Почему так говорят? (кадр 2)
Кремль – сердце Москвы.





- Пословицы и поговорки

Ответы детей

Ответы детей


Интер. доска (2 мин)


Интер. доска (2 мин)


3.Открытие нового

- Оказывается Кремль не всегда был таким, каким мы привыкли его видеть.

- Кремль имеет 20 башен. Башни Кремля соединяются крепостными стенами. Сверху на башнях устраивались деревянные шатры с дозорными сторожевыми вышками. На некоторых из них помещались колокола, называемые набатами или всполохами. В них звонили, когда Кремлю угрожала опасность. На вышках главных башен были устроены часы. Сверху башни завершались зубцами. Внутри у них была боевая площадка. В измененном виде навесные бойницы сохранились почти на всех башнях Кремля.




- Как же выглядит Кремль сейчас?

Посмотрите на схему. Вы видите, что Кремль имеет форму, похожую на треугольник. Следовательно, основных башен три. Все они имеют круглую форму. Для чего это делалось?

- Познакомимся с основными башнями.
- Угловая Арсенальная башня (кадр) самая мощная башня Кремля, глубоко ушедшая в землю. Нижний массив ее состоит из 18 граней, основание сильно расширено. Это придает башне большую устойчивость. В верхней части расположены навесные бойницы — машикули. Стены достигают 4 м толщины. Они предназначались не только для обороны, но и для охраны тайника-колодца в подземелье башни, который сохранился до наших дней. В древности из башни был выход к реке Неглинной. Впоследствии его заложили.




- Водовзводная башня (кадр) одна из самых красивых и стройных башен Кремля. Название башни говорит о ее использовании в прошлом. В XVII в. в ней была устроена водоподъемная машина, которая забирала воду из Москвы-реки и по свинцовым трубам подавала ее в верхние кремлевские сады и царские дворцы.



- Бекламишевская (Москворецкая) (кадр)

высокая круглая башня имеет тайник-колодец. От этой башни кремлевская стена, идущая по берегу Москвы-реки, круто поворачивает в сторону Красной площади. В XVIIв. башню надстроили красивым высоким верхом, и она приобрела стройные архитектурные формы, утратила свою крепостную суровость.

- Спасская башня — самая красивая и стройная башня Московского Кремля, главные его ворота. Называется так по образу Спаса, написанного над ее воротами со стороны Красной площади. В XVI в. на башне были установлены первые часы.




- Напротив Спасской расположена самая высокая, Троицкая башня (кадр). С наружной стороны к ней пристроена отводная стрельница и сделан проезд, называемый Троицкими воротами. Они соединены мостом со сторожевой башней Кутафьей. На Троицкой башне также как и на Спасской есть часы.



- Через ворота Троицкой башни въезжали ко двору патриарха, царицы и царевен, выходило с торжественными шествиями духовенство, встречая возвращавшихся из похода царей (кадр). От Троицкой башни к Кутафье был перекинут мост. В старину словом «кутафья» шутливо называли неуклюже одетую женщину.




- Тайницкая башня, (кадр) значительно выступающая вперед за линию стен, ниже тех башен, о которых мы уже говорили. Башня имела отводную стрельницу, подземный ход и проездные ворота к Москве-реке. Внутри был тайник-колодец, от которого она и получила свое название. Отводная стрельница соединялась с башней-мостом.



- Боровицкая башня (кадр) имеет оригинальную ступенчатую, пирамидальную форму. На мощный нижний четверик поставлены один на другой три уменьшающиеся кверху четырехгранника. Сверху они увенчаны открытым восьмериком и высоким каменным шатром.
сейчас через эту башню осуществляется вход в Кремль.




Полежаева Арина рассказывает об изменениях в Кремле. (Кремль при Иване Калите, при Дмитрии Донском, при Иване III)


Дети получают рабочие листы (приложение 1) и далее по ходу рассказа учителя отгадывают название башен и проставляют соответствующие номера.


- Для того, чтобы был шире обзор, легче отбить нападение неприятеля.



Интер. доска (2 мин) Презентация, подготовленная учеником.

Интер. доска (1 мин)

Интер. доска (1 мин)

Интер. доска (1 мин)


Интер. доска (1 мин)

Интер. доска (1 мин)

Интер. доска (1 мин)

Интер. доска (1 мин)

Интер. доска (1 мин)


4.Физ. минутка

- Давайте дадим отдохнуть глазам. Переведите взгляд на макет Собора Василия Блаженного. Найдите глазами изображение стрельца. Найдите изображение боярина. Переведите взгляд на изображение Московского Кремля. Крепко-крепко зажмурьте глаза и досчитайте до десяти. Откройте глаза.


Выполняют задание




5.Закрепление изученного материала

- Давайте повторим название башен Кремля.

Один ученик выходит к плакату «Мой Кремль» и показывает те башни, которые ему называют другие учащиеся.




6.Открытие нового

- Продолжаем нашу экскурсию. Через Боровицкие ворота входим в Кремль и попадаем на Соборную площадь. Как вы думаете, почему она так называется?
- Богер Даниил, Решетняк Лера расскажут нам о знаменитых храмах, находящихся на Соборной площади.
- Малашевская Полина расскажет о Храме, который находится на Красной площади.



Предположения детей.

Смотрят фильм «Соборная площадь»

Заранее подготовленные учащиеся делают небольшие сообщения.

Интер. доска (2 мин)

Интер. доска (2, 2 мин) Презентации, подготовленные учениками.
Интер. доска (2 мин) Презентация, подготовленная учеником.

7.Итог урока

- Кремль – «сердце Москвы» со времён Московского государства является центром столицы России. Здесь стояли самые красивые дворцы и храмы, жили Великие государи.

Сегодня мы познакомились только с некоторыми храмами. О других достопримечательностях Кремля вы можете прочитать в книгах «Твой Кремль», «Летопись Москвы», «Почему нас так называют?» и других книгах, которые есть в школьной библиотеке.







8. Задание на дом

- К следующему уроку вы прочитаете в учебнике текст к уроку 11, выполните задание в тетради и можете приготовить «текст с ошибками», с помощью которого мы проверим готовность к уроку у других учеников.









Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок №11 (45) Тема «Москва златоглавая» iconУрок обобщение «Москва златоглавая». Тема: Москва златоглавая
Цель: Обобщение знаний детей об истории возникновения и укрепления Москвы до времен правления Ивана Грозного
Урок №11 (45) Тема «Москва златоглавая» iconУрок по окружающему миру с использованием интерактивного оборудования Тема: «Москва златоглавая»
Создать условия для осмысления того, что Москва не только столица России, но и один из красивейших городов мира
Урок №11 (45) Тема «Москва златоглавая» iconУрок истории по теме: «Москва златоглавая»
Задача: осмысление того, что Москва не только столица России, но и один из красивейших городов мира
Урок №11 (45) Тема «Москва златоглавая» iconМосква златоглавая
Способствовать формированию представления о Москве, как столице России, образа Московского Кремля и Красной площади как уникального...
Урок №11 (45) Тема «Москва златоглавая» iconУрок: Природоведение тема: Москва столица России
Задачи: сформировать знания о Москве как о столице рф, об основных достопримечательностях Москвы
Урок №11 (45) Тема «Москва златоглавая» iconУрок во 2 классе. Тема: «Угол. Виды углов»
Открытый урок в 5 клас-се. Тема: Сложение и вычитание дробей с оди-наковыми знаменателя-ми. ( 3 урок)
Урок №11 (45) Тема «Москва златоглавая» iconУрок по математике в 5 классе Тема: Умножение десятичных дробей на
Учебник «Математика – 5 класс» под редакцией Н. Я. Виленкина, В. И. Жохова, А. С. Чеснокова, С. И. Шварцбурда. Издательство «Мнемозина»,...
Урок №11 (45) Тема «Москва златоглавая» iconС. Б. Сорокино 2011г. «Златоглавая красавица осень» Конспект интегрированного...
Необходимое техническое оборудование: Учитель: компьютер, интерактивная доска, муляжи овощей и фруктов, педагогический рисунок
Урок №11 (45) Тема «Москва златоглавая» iconУрок по физике. Тема: «Термодинамика. Решение задач»
Открытый урок по литературе. Тема: Нравственные уроки в сказке К. Паустовского «Теплый хлеб», 5 в класс
Урок №11 (45) Тема «Москва златоглавая» iconУрок биологии в формате тркм. 7 класс, тема: «Многообразие видов...
Учебник: «Биология. Многообразие живых организмов»; В. Б. Захаров, Н. И. Сонин. Москва : «Дрофа», 2000г
Урок №11 (45) Тема «Москва златоглавая» iconУрок по программе Захарова В. Б. Тема: «Основы генетики и селекции»...
Этот урок мы посвятим учёному и гражданину Н. И. Вавилову
Урок №11 (45) Тема «Москва златоглавая» iconУчебник для общеобразовательных учреждений. Г. А. Мякишев, Б. Б....
Урок разработала: Свириденко Ольга Владимировна – учитель физики моу «сош р п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской...
Урок №11 (45) Тема «Москва златоглавая» iconМосква
Урок-экскурсия. Урок проводится на природе, у речки, где близко виден лес и в солнечный день
Урок №11 (45) Тема «Москва златоглавая» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок № Тема: «Музыка леса» Урок № Тема: «Музыкальная драматизация тем сказочных героев»
Урок №11 (45) Тема «Москва златоглавая» iconКонспект занятия из курса «Развивающие игры». 1 класс. Тема: «Путешествие «Москва Лондон Москва»
План-конспект урока с применением мультимедийного учебника «История России XX век. Ч. 2» в гимназии №25 г. Ставрополя
Урок №11 (45) Тема «Москва златоглавая» iconУрок – соревнование Тема урока
Тема урока: Урок – соревнование па круговой системе по национальным видам спорта (интегрированный урок: физическая культура, национальные...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск