Рабочая программа дисциплины од. А. 01 «История и философия науки»





Скачать 275.45 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины од. А. 01 «История и философия науки»
страница1/2
Дата публикации20.01.2015
Размер275.45 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Философия > Рабочая программа
  1   2


Федеральное государственное бюджетное учреждение науки

Институт философии и права

Сибирского отделения Российской академии наук

(ИФПР СО РАН)

Кафедра философии
«УТВЕРЖДАЮ»

директор ИФПР СО РАН

д.филос.н., проф. ________ В.В. Целищев

«____»___________________2013 г.
Рабочая программа дисциплины ОД.А.01

«История и философия науки»

для аспирантов и соискателей

по направлению «Науки о Земле (геология)»

Новосибирск - 2013

Рабочая программа составлена на основании требований к основным образовательным программам послевузовского профессионального образования и Рекомендации по подготовке к сдаче кандидатского экзамена по истории и философии науки, утвержденным Приказом Минобрнауки РФ от 25.02.2009 г. № 59 (ред. от 16.11.2009 г.) «Об утверждении номенклатуры специальностей научных работников.
Составитель программы:

кандидат культурологии, доцент В.А. Бойко


ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Цель дисциплины: аспиранты и соискатели должны обладать четкими представлениями о роли и месте наук о Земле в современной научной картине мире
Задачи дисциплины:

- выделение основных этапов и закономерностей развития науки;

- характеристика основных этапов исторического формирования картины геологической реальности;

- понимание специфики геологического познания в его соотнесении с различными социально-культурных контекстами;

- усвоение принципов философской рефлексии оснований научного мышления и научной деятельности;

- знание философской проблематики наук о Земле (геологии);

- анализ основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих на современном этапе развития геологии
Место дисциплины в системе образования:

Дисциплина относится к системе дисциплин поствузовской ступени высшего профессионального образования. Она находится на стыке гуманитарного и естественнонаучного знания, позволяет понять сложность и неоднозначность этой связи. Ее освоение обязательно для аспирантов и соискателей, готовящихся к сдаче кандидатского экзамена «История и философия науки».
Требования к уровню подготовки слушателя, завершившего изучение дисциплины:

Слушатели, завершившие изучение данной дисциплины, должны:

- знать основные этапы развития геологии и уметь соотносить достижения наук о Земле с историко-культурным процессом в целом;

- владеть основами современных знаний в области философии наук о Земле (геологии);

- быть способными оценивать и анализировать философские проблемы при решении социальных и профессиональных задач;

- обладать навыками междисциплинарного анализа проблем истории и философии геологии.
Сроки реализации дисциплины и форма аттестации

Объем дисциплины – 108 часов. Форма итоговой аттестации - экзамен кандидатского минимума. Слушателями должен быть подготовлен реферат по истории науки. Объем реферата 25-30 страниц. Реферат должен быть оформлен согласно требованиям, предъявляемым к оформлению диссертаций, представляемых для соискания ученой степени кандидата наук.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

учебного курса «История и философия науки» (Науки о Земле (Геология))


№ пп

Наименование темы

Всего часов

В т.ч. лекции

В т.ч. семинар




Основы философии науки

62

46

16

1.

Философия и наука

20

16

4

2.

Наука в жизни общества

8

6

2

3.

Исторические типы науки

8

6

2

4.

Структура научного знания

8

6

2

5.

Динамика науки

8

6

2

6.

Особенности современного этапа развития науки

10

6

4




Философские проблемы геологии

16

8

8

1.

Место геологии в генетической классификации наук

4

2

2

2.

Проблема пространства и времени в геологии

4

2

2

3.

Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере

4

2

2

4.

Геология и экология.

4

2

2




История геологии

30

20

10

1.

Донаучный этап развития геологических знаний

6

4

2

2.

Становление геологии как науки (2 пол. XVIII – XIX вв.)

6

4

2

3.

Классический период развития геологии (2 пол. XIX в.)

6

4

2

4.

«Критический» период развития геологических наук (1 пол. ХХ в.)

6

4

2

5.

Новейший период развития геологии. Перспективы развития наук о Земле в XXI в.

6

4

2




ИТОГО

108

74

34


Раздел 1. Основы философии науки
Лекционный курс

Лекция 1. Философия и наука (16 часов).

Соотношение философии и науки в истории идей.

Исторические типы мировоззрения. Эмоционально-образные и рационально-понятийные картины мира. Специфика архаического мировосприятия. Первобытные представления о мире. Миф и ритуал как форма воспроизводства знания.

Ранние школы греческой философии и становление первых форм теоретического знания. Теория идей Платона и идеалы теоретического знания. Метафизика Аристотеля и античная наука.

Влияние науки на формирование проблематики философии Нового времени. Обоснование принципов научного познания в эмпиризме и рационализме Нового времени. Учение И.Канта об априорных основания теоретического естествознания. Немецкая классическая философия (Фихте, Шеллинг, Гегель) и развитие научных знаний в первой половине XIX века.

Философия науки в структуре философского знания. Основные концепции философии науки. Неокантианская философия как методология научного познания. Понятие науки в классическом позитивизме. Разработка учения об основных принципах научного познания в философии «чистого опыта» (эмпириокритицизме). Прагматистская философия науки.

Релятивистские и фаллибилистские концепции развития науки. Актуальные проблемы современной философии науки.
Лекция 2. Наука в жизни общества (6 часов).

Традиционное общество и цивилизация, их базисные ценности. Наука и искусство.

Ценность научной рациональности. Наука как производительная и социальная сила. Роль науки в современном образовании и формировании личности.

Различные подходы к определению социального института науки. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы. Историческое развитие способов трансляции научных знаний. Наука и экономика. Наука и власть. Наука и идеология. Проблема государственного регулирования науки.

Лекция 3. Исторические типы науки (6 часов).

Преднаука и наука. Правополушарные (симультанно-недискретные) и левополушарные (сукцессивно-дискретные) способы обращения с информацией. Две стратегии порождения знания.

Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античные воззрения на природу и возможности ее теоретического познания. Математика и представление об истине в античности. Евклидова геометрия в истории науки.

Христианская теология и методы познания природы в средневековой Европе. Принципы организация науки в средневековых университетах. Концепция «двух истин» и ее влияние на развитие научного знания.

Становление опытной науки в европейской культуре Нового времени. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода, соединенного с математическим описанием природы. Ф.Бэкон – основоположник науки Нового времени. Методология научного познания Декарта.

Формирование науки как профессиональной деятельности. Технологические применения науки. Формирование технических наук.

Особенности становления наук об обществе и человеке. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования.

Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.
Лекция 4. Структура научного знания (6 часов).

Эмпирический и теоретический уровни научного знания, критерии их различения, особенности языка науки.

Эксперимент и наблюдение. Применение естественных объектов в функции приборов. Эмпирические зависимости и эмпирические факты.

Первичные теоретические модели и законы. Теоретические модели и внутренняя организация теории. Гипотетико-дедуктивная концепция теоретических знаний. Научная теория и парадигмальные образцы решения задач. Математический аппарат научной теории, виды его интерпретации.

Структура оснований науки. Социокультурная размерность идеалов и норм исследования.

Научная картина мира и ее исторические формы. Функции научной картины мира. Операциональные основания научной картины мира. Онтологические постулаты науки и мировоззренческие доминанты культуры.

Лекция 5. Динамика науки (6 часов).

Механизмы порождения научного знания в контексте истории культуры. Формирование первичных теоретических моделей и законов. Процедуры обоснования теоретических знаний. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. Принципы развития научных дефиниций.

Классический и неклассический варианты формирования теории. Проблема происхождения образцов решения задач.

Проблемные ситуации в науке. Новые теории и трансформация оснований науки. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.

Научные революции как перестройка оснований науки. Нелинейность роста научных знаний.

Лекция 6. Особенности современного этапа развития науки (6 часов).

Основные характеристики современной науки. Особенности процессов дифференциации и интеграции научного знания в современном мире. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного познания.

Этические аспекты деятельности ученого. Проблема гуманитарного контроля в науке. Экологическая этика и ее философские основания.

Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Научная рациональность и проблема диалога культур. Аксиологические проблемы науки. Роль науки в решении глобальных проблем человечества.
Семинарские занятия

Тема 1. Философия и наука (4 часа).

1. Философия и наука как формы мировоззрения: общее и особенное.

2. Знание и мнение в истории философии и науки.

3. Скептицизм в истории философии и науки.

4. Понятие опыта в философии и науке.
Тема 2. Наука в жизни общества (2 часа).

1. Наука как социальный институт.

2. Наука и процесс модернизации общественной жизни.

3. Компьютеризация науки и ее социальные последствия.

4. Особенности подготовки научных кадров в современной России.
Тема 3. Исторические типы науки (2 часа).

1. Гипотезы возникновения науки.

2. Научное знание в обществах Востока.

3. Наука как призвание и профессия (по М.Веберу).

4. Естественнонаучное и социально-гуманитарное познание: общее и особенное.
Тема 4. Структура научного знания (2 часа).

1. Научное знание как сложная развивающаяся система.

2. Многообразие типов научного знания.

3. Взаимосвязь факта и теории в научном познании.

4. Философские основания науки.
Тема 5. Динамика науки (2 часа).

1. Природа и характер научных революций (по Т.Куну).

2. Проблема коммуникации в науке.

3. Методология исследовательских программ И.Лакатоса.

4. Различные подходы к построению истории науки.
Тема 6. Особенности современного этапа развития науки (4 часа).

1. Этические проблемы современной науки.

2. Сциентизм и антисциентизм в современном мире.

3. Наука и паранаука.

4. Перспективы научно-технического прогресса.
Литература к разделу

Ахутин А.В. Понятие «природа» в античности и в Новое время. М., 1988

Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII – XVIII вв.). М., 1987.

Идеалы и нормы научного исследования. Минск, 1981.

Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. М., 2004.

Келле В.Ж. Наука как компонент социальной системы. М., 1988.

Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М., 1985.

Косарева Л.Н. Социокультурный генезис науки нового времени: философский аспект проблемы. М., 1989.

Кузнецова Л.Ф. Картина мира и ее функции в научном познании. Минск, 1984.

Кун Т. Структура научных революций. М., 2001.

Лакатос И. Методология научно-исследовательских программ // Вопросы философии. 1995. № 4.

Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995.

Лесков Л.В. Наука и пути выхода из глобального кризиса // Высокие технологии и современная цивилизация. М., 1999.

Лэйси Х. Свободна ли наука от ценностей? Ценности и научное понимание. М., 2001.

Малкей М. Наука и социология знания. М., 1983.

Мамчур Е.А. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. М., 1987.

Наука в культуре. М., 1998.

Наука в социальных, гносеологических и ценностных аспектах. М., 1980.

Научная деятельность: структура и институты. М., 1980.

Научные и вненаучные формы мышления. М., 1996.

Научные революции в динамике культуры. Минск, 1987.

Нейгейбауэр О. Точные науки в древности. М., 1968.

Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998.

Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. Ее генезис и обоснование. М., 1988.

Основы философии науки. Ростов н/Д, 2003.

Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

Поппер К. Объективное знание. Эволюционный подход. М., 2002.

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

Современная философия науки. Хрестоматия / Сост. А.А.Печенкин. М., 1994.

Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: Учеб. хрестоматия. М., 1996.

Степин В.С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М., 2000.

Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М., 2004.

Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994.

Степин В.С., Розов М.А., Горохов В.Г. Философия науки и техники. М., 1996.

Структура и развитие науки. М., 1978.

Творческая природа научного познания. М., 1984.

Традиции и революции в развитии науки. М., 1991.

Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

Фейнберг Е.Л. Эволюция методологии науки в ХХ веке // Вопросы философии. 1995. № 7.

Философия и методология науки. Учебник для вузов. М., 1996.

Флек Л. Возникновение и развитие научного факта. М., 1999.

Раздел 2. Философские проблемы геологии

Лекционный курс

Лекция 1. Место геологии в генетической классификации наук (2 часа).

Геологическая реальность и геологическая картина мира. Особенности исторического формирования картины геологической реальности. Становление представлений о системном характере объекта геологии. Геологическая форма движения материи. Нелинейная генетическая классификация наук и место геологии в этой классификации. Проблема предмета и метода геологических исследований. Соотношение геологии с пограничными науками. Место геофизики и геохимии в составе геологических дисциплин.
Лекция 2. Проблемы пространства и времени в геологии (2 часа).

Обыденное и научное понимание пространства и времени. Пространство и время в неживой и живой природе. Сущность и свойства геологического пространства и времени. Геологические формации и представление о времени в геологии. Основные проблемы пространства и времени в геологии.
Лекция 3. Геохимическое учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере (2 часа).

Геохимический принцип выделения земных оболочек В.И. Вернадского. Структура биосферы Земли. Научная мысль и ее значение в истории биосферы. Ноосфера как высший этап развития биосферы. Экологические последствия полного перехода биосферы в ноосферу. Антропокосмизм В.И. Вернадского.
Лекция 4. Геология и экология (2 часа).

Геологическая среда и ее роль в жизни общества. Социосфера и экосфера. Объект, предмет и логическая структура геоэкологии. Экологическая геология: объект, предмет, задачи. Экологические функции литосферы.
Семинарские занятия

Тема 1. Место геологии в генетической классификации наук (2 часа).

1. Эмпирический и теоретический уровни научного знания в современной геологии.

2. Основные парадигмы в современной теоретической геологии, их метафизические основания.

3. Антропный принцип в современной геологии.

4. Соотношение законов и методов геологии с законами и методами пограничных наук
Тема 2. Проблемы пространства и времени в геологии (2 часа).

1. Историческое развитие представлений о пространстве в геологии.

2. Историческое развитие представлений о времени в геологии.

3. Абсолютная и относительная геохронология.

4. Возможные ошибки в определении возраста горных пород по руководящей флоре и фауне.
Тема 3. Геохимическое учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере (2 часа).

1. Различные трактовки биосферы и ноосферы.

2. Границы биосферы.

3. Факторы трансформации биосферы в ноосферу.

4. Современная наука о технических возможностях и об экологических ограничениях полного перехода биосферы в ноосферу.
Тема 4. Геология и экология (2 часа).

1. Понятия «геологическая среда» и «географическая среда человеческого общества».

2. Соотношение геосферы, социосферы и экосферы: проблема междисциплинарного синтеза.

3. Геоэкологическая картина мира как проявление особого типа рациональности, научно-исследовательской программы и методологических принципов.

4. Соотношение геоэкологии и экологической геологии.
Литература к разделу

Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М., 1965.

Вернадский В.И. Размышления натуралиста: В 2 кн. М., 1975-1977.

Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. М., 1981.

Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.

Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера. М., 1994.

Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., 2004.

Взаимодействие наук при изучении Земли. М., 1963.

Высоцкий Б.П. Проблемы истории и методологии геологических наук. М., 1977.

Голубев Г.Н. Геоэкология. М.,1999.

Горшков С.П. Концептуальные основы геоэкологии. Смоленск, 1998.

Жизнь Земли. Сборник музея землеведения МГУ. Вып. 1, М.,1961.

Зубков И.Ф. Проблема геологической формы движения материи. М.,1979.

Зубков И.Ф. Философские проблемы геологии. М., 1988.

Зубков И.Ф. От планетологии к геологии. М., 2000.

Комаров В.Н. Философские вопросы науки о Земле. Казань,1974.

Круть И.В.Исследование оснований теоретической геологии. М.,1973.

Клубов С.В., Прозоров Л.Л. Геоэкология: история, понятия, современное состояние. М.,1993.

Кузнецова М.А. Учение В.И. Вернадского о ноосфере: перспективы развития человечества // Вопросы философии. 1988. №3.

Куражковская Е.А., Фурманов Г.Л. Философские проблемы геологии. М., 1975.

Мороз С.А., Оноприенко В.И. Методология геологической науки. Киев, 1985.

Сорохтин О.Г., Ушаков С.А. Глобальная эволюция Земли. М., 1991.

Трофимов В.Т., Зилинг Д.Г. Экологическая геология. М., 2002.

Урсул А.Д. Путь в ноосферу. М., 1996.

Федоров В.М. Учение о биосфере и интеграция наук. М., 1986.

Хаин В.Е., Рябухин А.Г. История и методология геологических наук. М.,1997

Щербаков А.С. Философские вопросы геологии. М.,1999.

Теория и методология экологической геологии / Под ред. В.Т.Трофимова. М., 1997.

Экологические функции литосферы / Под ред. В.Т.Трофимова. М., 2000.

Раздел 3. История геологии
Лекционный курс

Лекция 1. Донаучный этап развития геологических знаний (4 часа).

Культура и цивилизация. Ранние цивилизации и развитие земледелия, ирригационных систем, горнорудного дела. Зарождение идей плутонизма и нептунизма в античной культуре.

Развитие ремесел и горнорудного дела в средневековой Европе. Великие географические открытия и изменение представлений о Земле в эпоху Возрождения. Космогонические концепции Р.Декарта и Г.Лейбница. Плутонизм и делювианизм.

Ремесла Древней Руси. Организация управления горнорудным делом при Иване Грозном. Развитие геологических знаний в России в эпоху петровских реформ.
Лекция 2. Становление геологии как науки (2 пол. XVIII – XIX вв.) (4 часа).

Космогонические гипотезы И.Канта и П.Лапласа. Геологические идеи Ж.Бюффона. Становление стратиграфии и кристаллографии. «Теория Земли» Дж.Геттона. Борьба нептунистов и плутонистов.

Появление биостратиграфии и палеонтологии. Первые тектонические гипотезы. «Основы геологии» Ч.Лайеля. Спор катастрофистов и эволюционистов. Стратиграфическая школа фанерозоя. Рождение геологического картирования. Успехи в изучении минералов. Учение о сингониях, изоморфизме и полиморфизме, парагенезе минералов.

Геологические идеи М.В.Ломоносова. Создание первых геологических обществ и национальных геологических служб в России. Геология в России первой половины XIX в.

Лекция 3. Классический период развития геологии (2 пол. XIX в.) (4 часа).

Гипотеза контракции Эли де Бомона. Зарождение учения о геосинклиналиях и платформах. Становление палеогеографии, геоморфологии, гидрогеологии.

Развитие микроскопической петрографии.

Зарождение учения о метаморфизме, становление экспериментальной петрографии. Развитие теоретической и генетической минералогии, кристаллографии.

Становление учения о рудных месторождениях. Геофизика и изучение глубинного строения Земли. Формирование магнитометрии, гравиметрии и сейсмометрии.

Начало международного сотрудничества геологов.

Геология в России второй половины XIX в. Геологические экспедиции.
Лекция 4. «Критический» период развития геологических наук (1 пол. ХХ в.) (4 часа).

Научная революция в естествознании на рубеже XIX – XX вв. и ее влияние на науки о Земле.

Развитие учения о геосинклиналиях и платформах. Становление учения о глубинных разломах. Неотектоника и тектонофизика.

Развитие геофизики. Модель оболочного строения Земли. Становление геофизических методов разведки и геологической интерпретации фактов.

Развитие наук о веществе. Успехи рентгеноструктурного анализа. Возникновение кристаллохимии и структурной минералогии. Зарождение геохимии. Развитие учения о метаморфизме. Разработка учения о рудных месторождлениях, гидротермальной теории. Минераграфия. Термобарометрия. Металлогения.

Становление литологии и успехи палеографии. Зарождение учения о формациях.

Развитие геологии горючих ископаемых. Учение о нефтегазоносных бассейнах.

Развитие гидрогеологии, изучение вертикальной гидрохимической и гидродинамической зональности подземных вод. Гидрогеологическое картирование. Учение о подземных водах области мерзлой зоны литосферы. Зарождение мерзлотоведения.
Лекция 5. Новейший период развития геологии. Перспективы развития наук о Земле в XXI в. (4 часа).

Техническое перевооружение геологии. Начало интенсивного геолого-геофизического изучения океанов и планет Солнечной системы.

Успехи палеонтологии. Развитие стратиграфии, введение новых методов (магнито- и сейсмостратиграфии, радиохронометрии).

Дальнейшее развитие наук о земном веществе. Космохимия и геохимия изотопов, экспериментальная минералогия и петрология, теория метасоматической зональности Д.Е.Коржинского, развитие учения о метаморфических фациях.

Возрождение мобилизма. Концепция новой глобальной тектоники. Геодинамика. Планетология и изучение ранней истории Земли. Методы изучения Земли из космоса.

Дальнейшее развитие гидрогеологии, инженерной геологии и геокриологии.

Прогнозирование развития наук о Земле в XXI веке. Геология и решение актуальных проблем современности. Возможность создания общей теории развития планеты Земля.
Семинарские занятия

Тема 1. Донаучный этап развития геологических знаний (2 часа).

1. Эмпирические знания о камнях, рудах, солях и подземных водах в ранних цивилизациях.

2. Арабская цивилизация и ее роль в развитии естествознания в VII – XIII вв.

3. Геологические знания в средневековой Европе и особенности формирования картины геологической реальности.

4. Развитие наук о Земле в период Возрождения
Тема 2. Становление геологии как науки (2 пол. XVIII – XIX вв.) (2 часа).

1. Представления о геологической реальности в Новое время

2. Возникновение и развитие стратиграфии и биостратиграфического метода в геологии.

3. Дискуссии по поводу происхождения экзотических валунов.

4. Борьба нептунистов и плутонистов в истории наук о Земле.
Тема 3. Классический период развития геологии(2 пол. XIX в.) (2 часа).

1. «Происхождение видов» Ч.Дарвина и влияние идей эволюционизма на развитие геологии.

2. Учение о геосинклиналиях и платформах в истории наук о Земле

3. Возникновение понятия о магме, ее типах и дифференциации.

4. Зарождение геологии нефти.
Тема 4. «Критический» период развития геологических наук (1 пол. ХХ в.) (2 часа).

1. Крушение гипотезы контракции и выдвижение альтернативных тектонических гипотез.

2. Судьба идей мобилизма в геологии.

3. Основные этапы развития петрологии и ее разделов.

4. Геология угля.
Тема 5. Новейший период развития геологии. Перспективы развития наук о Земле в XXI в. (2 часа).

1. Принципы системного мышления в стратиграфических исследованиях.

2. Геофизические исследования строения Земли и современные представления о геологической реальности.

3. Современные представления о рудообразующих процессах и системный подход в науках о Земле

4. Важнейшие дискуссии новейшего периода развития геологии.
Литература к разделу

Белоусов В.В. Очерки истории геологии: У истоков наук о Земле (геология до конца XVIII века). М., 1993.

Высоцкий Б.П. Проблемы истории и методологии геологических наук. М., 1977.

История геологии. М., 1973.

Поваренных А.С., Оноприенко В.И. Минералогия: прошлое, настоящее, будущее. Киев, 1985.

Равикович А.И. Развитие основных теоретических направлений в геологии XIХ в. М., 1969.

Резанов И.А. История геотектонических идей. М., 1998.

Резанов И.А. Эволюция представлений о земной коре. М., 2002.

Смирнов В.И. Плутонизм и нептунизм в развитии учения о рудных месторождениях. М., 1987.

Суворов А.И. История мобилизма в геотектонике. М., 1994.

Тихомиров В.В. Геология Академии наук (от Ломоносова до Карпинского). М., 1979.

Хаин В.Е. Основные проблемы современной геологии (геология на пороге ХXI века). М., 1987.

Хаин В.Е., Рябухин А.Г. История и методология геологических наук. М.,1997.

Хомизури Г.П. Геотектоническая мысль в античности. М., 2002.

Хэллем А. Великие геологические споры. М., 1985.

Шафрановский И.И. История кристаллографии XIХ в. Л., 1980.
Примерный список вопросов

кандидатского экзамена по истории и философии науки
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины од. А. 01 «История и философия науки» iconЯ. С. Ядгаров история и философия науки
История и философия науки: история экономической науки. Рабочая программа дисциплины для аспирантов и соискателей, обучающихся по...
Рабочая программа дисциплины од. А. 01 «История и философия науки» iconРабочая программа дисциплины история и философия науки «История науки»
Рабочая программа составлена в соответствии с Программой-минимум кандидатского экзамена по истории и философии науки «история науки»,...
Рабочая программа дисциплины од. А. 01 «История и философия науки» iconРабочая программа кандидатского экзамена кэ. А. 01 по дисциплине «История и философия науки»
«История и философия науки» основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального
Рабочая программа дисциплины од. А. 01 «История и философия науки» iconПрограмма кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки»
Многообразие философии. Философия как наука, идеология, откровение, любовь к мудрости, трансцендирование, искусство спора и т д....
Рабочая программа дисциплины од. А. 01 «История и философия науки» iconРабочая программа по курсу: История и философия науки Кафедра гуманитарных...
«История и философия науки». Программы-минимума кандидатского экзамена по истории и философии науки, одобренной президиумом вак минобразования...
Рабочая программа дисциплины од. А. 01 «История и философия науки» iconПрограмма дисциплины «История и философия науки» для аспирантов и...
Программа предназначена аспирантам для подготовки к кандидатскому экзамену по дисциплине «История и философия науки»
Рабочая программа дисциплины од. А. 01 «История и философия науки» iconРабочая программа дисциплины «история и философия науки»
Требования к результатам освоения содержания дисциплины
Рабочая программа дисциплины од. А. 01 «История и философия науки» iconРабочая программа дисциплины «история и философия науки»
Требования к результатам освоения содержания дисциплины
Рабочая программа дисциплины од. А. 01 «История и философия науки» iconПрограмма кандидатского экзамена по дисциплине «история и философия науки»
Общие проблемы философии науки. Философия социально-гуманитарных наук. История экономических учений
Рабочая программа дисциплины од. А. 01 «История и философия науки» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «История науки (математики,...
«История математики». Программа-минимум соответствующей части кандидатского экзамена«История и философия науки». 32
Рабочая программа дисциплины од. А. 01 «История и философия науки» iconРеферату по дисциплине «История и философия науки»
Успешное выполнение реферата по курсу «История и философия науки» является необходимым условием для допуска к экзамену кандидатского...
Рабочая программа дисциплины од. А. 01 «История и философия науки» iconРабочая программа дисциплины «история и философия науки»
Физика конденсированного состояния, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ №274 от 08. 10. 2007 г., и учебным...
Рабочая программа дисциплины од. А. 01 «История и философия науки» iconРефератам по дисциплине «История и философия науки»
Мках подготовки к кандидатскому экзамену по дисциплине «История и философия науки» аспирант (соискатель) представляет реферат по...
Рабочая программа дисциплины од. А. 01 «История и философия науки» iconРабочая программа дисциплины «История и философия науки»
Научная специальность: 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования
Рабочая программа дисциплины од. А. 01 «История и философия науки» iconРабочая программа по дисциплине В. В история мировых религий
Ооп бакалавриата, куда входят основные единицы Гуманитарно-социа-льного и экономического цикла. С такими как «Философия», «История»,...
Рабочая программа дисциплины од. А. 01 «История и философия науки» iconИзложение содержания рабочей программы од. А. 01 по дисциплине «История и философия науки»
«История и философия науки» основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск