Скачать 151.37 Kb.
|
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет – Высшая школа экономики Факультет философииПрограмма курса: «Левиафан» Томаса Гоббса для направления/специальности 030100.62 «Философия» подготовки бакалавра Автор программы: доктор социологических наук, профессор кафедры практической философии Филиппов А.Ф. Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры«Философия» практической философии Председатель Е.Г. Драгалина-Черная Зав. кафедрой А. Ф. Филиппов _____________________________ _____________________________ «_____» __________________ 200 г. «____»_____________________ 200 г Утверждена УС факультета Социологии Ученый секретарь _________________________________ « 22» июня 2006 г. Москва 1. Пояснительная записка С давних времен Левиафан считался символом необоримой мощи. В XVII в. Томас Гоббс написал знаменитую книгу "Левиафан", в которой заложены основы современной социальной науки. На фронтисписе книги государство-Левиафан изображено в виде огромного человека, состоящего из множества людей. В руках у него - символы светской и духовной власти, сверху – латинская цитата из библейской книги Иова: "Нет власти на земле, что сравнится с ним". Все земные дела человека объемлются его сосуществованием в политическом единстве с другими людьми. Такова основная идея "Левиафана". Конечно, социальные ученые часто не были согласны с Гоббсом, а трактовка социальной жизни как государства-Левиафана многим кажется странной и спорной. И все-таки мы обращаемся к Гоббсу и напоминаем о Левиафане, потому что в нем высказано много правильного о современном государстве, о жизни в обществе и о том, как и почему действует человек. Это обращение к Гоббсу, прежде всего, к Левиафану, имеет давнюю традицию в истории социальных наук. При жизни Гоббс был очень спорным автором, после смерти его репутация была не лучше, чем репутация Макиавелли, основателя современной политической науки. Но значение Гоббса хорошо понимали все великие политические мыслители. "Богословско-политический трактат" Спинозы написан под влиянием Гоббса, "Общественный договор" Руссо – это развитие нескольких важнейших гоббсовских идей относительно суверенитета верховной власти. "Два трактата о правлении" Локка – это не только полемика с Гоббсом, но и переосмысление его идей. Политическая мысль Канта во многом определяется пониманием важности поставки вопроса у Гоббса. Однако изучение Гоббса началось сравнительно поздно. Только в конце XIX в. знамений немецкий ученый Ф. Теннис сделал первый важный вклад в гоббсоведение, поработал в архивах и сделал доступной для публики важную раннюю книгу Гоббса "Elements of law". Он написал также биографию Гоббса и ряд принципиальных статей. Позже было сделано несколько важных попыток издания "Левиафана", в том числе и первые издания, которые претендовали на критический характер. Следующий важный этап в работе над изучением Гоббса начинается в 30-е гг., в это время вклад в работу над пониманием "Левиафана" вносят два самых крупных политических мыслителя XX в. – Карл Шмитт и Лео Штраус, создавших во многом несхожие между собой интерпретации знаменитого сочинения. Английская историография начинает развиваться в 50-е гг. XX в., французская – в 60-е гг. В настоящее время между собой соперничают англо-американская школа (лидирующим представителем ее является кембриджский историк идей Квентин Скиннер, а в Америке – издатель лучшего английского "Левиафана" Р. Такк) и французская школа, ныне возглавляемая знаменитым историком философии Ш. И. Зарка (выдающимся достижением этой школы является издание монументальных переводов "Левиафана" на французский язык как с английского, так и с латинского оригиналов). Таким образом, "Левиафан" – не просто известная философская работа. Эта книга находится в центре идейных споров в разных странах мира, ее изучение является одним из важных элементов философского образования. Методические указания для преподавателя В рамках настоящего курса основной упор сделан на изучении двух первых книг "Левифана", хотя вторые две книги также подвергаются рассмотрению. Дело в том, что традиционно книги "О христианском государстве" (кн. 3 ) и "О царстве тьмы" (кн. 4) считаются менее важными для современного читателя и менее существенными для понимания общего аргумента. Новейшие исследования показывают, что это не так, что и эти книги принципиально важны. Однако уделить им внимание столь же полное, как и первым двум, не позволяет ограниченных объем курса. Они рассматриваются только более крупными блоками, тогда как основное рассмотрение идет не только по главам, но и по абзацам классического текста. Основной задачей курса является овладение источником через тонкую текстологическую работу. Для сравнения привлекаются русский перевод, английский и отчасти латинский варианты оригинала, а также французский перевод английского оригинала. Основной литературой по курсу является поэтому сам первоисточник, а вспомогательной – труды крупнейших историков политической мысли. Задачей преподавателя является непрерывная проблематизация текста в общении со слушателями. Отдельные положения текста, которые могут показаться самоочевидными, должны ставиться под вопрос. Все, что напоминает позднейшую материалистически-сенсуалистскую теорию познания, должно исследоваться на предмет категориального соответствия этой теории, связи Гоббса с Аристотелем и схоластиками, со стоиками и Цицероном, с Декартом и Галилеем должны становиться всякий раз предметом специального анализа. Особое внимание преподаватель должен уделить теории знаков, теории репрезентации и проблематике естественного права. Специальное следует контролировать понимание студентами следующих вопросов:
Эти вопросы должны задаваться не только во время рубежного контроля знаний, но и на протяжении всего курса, поскольку правильные ответы на них должны приобрести характер устойчивого знания. Наконец, особое внимание следует уделить формулировкам. Желательно добиваться, чтобы студенты усвоили важные формулы дословно или близко к тексту. Необходимо демонстрировать им существо разночтений и противоречий, возникающих при отклонении от текста. Основной методической особенностью преподавания данного курса является соединение в рамках одной академической пары лекции и практического занятия. Вводная часть курса читается обычным порядком и сопровождается традиционными семинарами. 2. Тематический план учебной дисциплины
3. Формы рубежного контроля и структура итоговой оценки Овладение первоисточником предполагает непрерывное практическое участие студента в работе над текстом, с сопутствующим контролем знаний со стороны преподавателя. Предполагается, что в течение курса студент делает аналитический доклад по нескольким главам "Левиафана". Этот доклад обсуждается на семинаре совместно студентами и преподавателем. В конце обучения студент представляет письменную работу, по которой выставляется оценка. Кроме того, преподаватель проводит тест по всему "Левиафану" (тестовые задания прилагаются). Итоговая оценка складывается из следующих оценок: Работа на семинарах – 30 % Письменная работа (эссе) – 40 % Оценка за тест – 30 % Литература Обязательная: Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Гоббс Т. Сочинения в двух томах. М.: Мысль, 1991. С. 3-545. Дополнительная Оукшотт М. Моральная жизнь в сочинениях Томаса Гоббса // Оукшотт М. Рационализм в политике. М.: Идея-Пресс, 2002. С. 153-196. Шмитт К. Левиафан в учении о государстве Томаса Гоббса. СПб.: Владимир Даль, 2006. Hobbes T. Leviathan. Revised Student Edition / Ed. By Tichard Tuck. Cambridge etc.: Cambridge University Press, 2000. Hobbes T. Léviathan. Traité de la matière, de la forme et du pouvoir de la république eccésiastique et civil / Introduction, traduction & notes de F. Tricaud. Paris: Dalloz, 1999. Skinner Q. Visions of Politics. Vol. III. Hobbes und Civil Sciences. Cambridge etc.: Cambrdige University Press, 2002. Strauss L. Gesammelte Schriften. Bd. 3. Hobbes' politische Wissenscnaft und zugehörige Schriften – Briefe, Stutgart: Metzger, 2008. The Cambridge Companion to Hobbes's Leviathan / Ed. By P. Springborg. Cambridge etc.: Cambridge University Press, 2007. 4. Содержание программы Лекция 1. К истории идеи естественного права. Обзорная лекция.
Семинар. Идея естественного права в социальной философии античности и средних веков. Вопросы.
Литература Обязательная - Цицерон. О государстве // Цицерон. Диалоги. О государстве. О законах. Перевод В.О.Горенштейна. М.: Наука, 1966 (или любой другой год издания). - Аврелий Августин. Исповедь Блаженного Августина, епископа Гиппонского. Перевод и примечания М.Е.Сергеенко/ Издание подготовил А.А.Столяров. М.: Ренессанс, 1991. Книга III. - Философия: учебник / Под. ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – 3-е изд. М.: Гардарики, 2003. С. 114-124, 130-161 Дополнительная. Филиппов А. Ф. Элементы социологического знания в античных и средневековых концепциях естественного права // История теоретической социологии / Под ред. Ю. Н. Давыдова. Т. 1. М.: Наука, 1995. С. 77-99. Лекция 2. Рождение суверенного государства.
Семинар.
Лекция 3. Политическая философия нового времени. Макиавелли, Гроций и Гоббс.
Лекция 4. Актуальность Томаса Гоббса.
Лекция 5. Политическая философия Гоббса в общем очерке.
Лекция 6. Конструкция "Левиафана".
Лекция 7. Метафизика и практическая философия в "Левиафане".
Практическое занятие по "Левиафану", гл. 1. Лекция 8. Проблема воображения в концепции Гоббса.
Практическое занятие по "Левиафану", гл. II-II Лекция 9. Страсти и мотивы.
Практическое занятие по "Левиафану", гл. V-VI Лекция 10. Познание и речь.
Практическое занятие по "Левиафану", гл. IV, VII, Лекция 11. Знание и достоинство.
Практическое занятие по "Левиафану", гл. VIII, IX, X, XI, Лекция 12. Понятие естественного состояния.
Практическое занятие по "Левиафану", гл. XIII Лекция 13. Война всех против всех и естественное право..
Лекция 14. Естественные законы.
Практическое занятие по "Левиафану", гл. XIV-XV Лекция 15. Общественный договор как теоретическая идеализация и историческая фикция.
Лекция 16. Общественный договор и государство.
Практическое занятие по "Левиафану", гл. XVI- XIX. Лекция 17. Устройство верховной власти и хозяйство.
Практическое занятие по "Левиафану", гл. XXIII-XXV Лекция 18. Группы населения.
Практическое занятие по "Левиафану", гл. XXII, XXVI Лекция19. Честь и могущество в государстве.
Практическое занятие по "Левиафану", гл. XXVII, XXVIII Лекция 20. Свобода подданных.
Лекция 21. Суверен и сакральное. Чудо и авторитет.
Практическое занятие по "Левиафану", гл. XXX, XXXV, XXXVIII. Лекция 22. Христианское государство и христианская политика.
Практическое занятие по "Левиафану", гл. XLII, XLIII, XLIV, Лекция 23. Гибель государства. Опасности трансцендентного и имманентного.
Практическое занятие по "Левиафану", гл. XLVII Лекция 24. Консервативная утопия Гоббса. Суверен и народное благо.
Практическое занятие по "Левиафану", Введение, Обозрение и заклоючение. Автор программы: ____________________________ Филиппов Александр Фридрихович, д.социол.н.,профессор, заведующий кафедрой практической философии факультета философии ГУ-ВШЭ |
Реферат по курсу: «философия» на тему: «философия томаса гоббса.... После смерти графа Девонширского, у которого остался маленький сын, Гоббс жил некоторое время в Париже, где начал изучать Евклида,... | «Левиафан»: Мысль; Москва; 2001 isbn 5 244 00966 4 Левиафан` впервые в Новое время разработал систематическое учение о государстве и праве. Оно оказало серьезное влияние на развитие... | ||
Закон и государство в учении Т. Гоббса «История и философия науки» для адъюнктов, аспирантов и соискателей Ростовского юридического института мвд россии при подготовке... | Реферат по философии на тему: «Политическая теория Т. Гоббса» Ты уже, вероятно, что-то слышал о великом Левиафане и тебя тянет почитать эту книгу? Осторожно, любезнейший! Это совершенно эзотерическая... | ||
Литература Стр. 4 Нового времени и охватывает философские системы Декарта, Спинозы, Паскаля, Гоббса, Лейбница, Вольфа и Вико. Анализируется содержание... | Реферат Тема: Жан Жак Руссо Г. Гоббса, Р. Декарта, Г. В. Лейбница, И. Ньютона, Б. Спинозы и голландских картезианцев знаменовала новый этап в освобождении науки... | ||
Реферат: Атеизм фейербаха (Я отрицаю бога; для меня это значит: я отрицаю отрицание человека) Ализма с идеализмом. Однако ^центральную тенденцию он видел, как было показано выше, в борьбе разума с верой, науки с религией, философии... | Рабочая учебная программа: Цели и задачи курса Тематический план... Темы лабораторных работ, практических занятий, методические указания к их проведению | ||
Рабочая программа курса "История и методология наук о Земле" для... Цель курса: получение систематизированных знаний о закономерностях развития геологии, географии и геоэкологии | План элективного курса «Репетитор по биологии» Изучение данного курса направлено на углубление и расширение знаний учащихся по всем разделам школьного курса биологии. В ходе изучения... | ||
Программа дисциплины «Макроэкономика» для направления 080100. 62... Охватывает один модуль. Тематика каждого блока охватывает определенный раздел макроэкономики. Базовый курс, таким образом, рассчитан... | Рабочая программа по географии (название учебного предмета, курса,... Программа курса географии 5–9 классов составлена на основе программы География: программа: 5 – 9 классы / А. А. Летягин, И. В. Душина... | ||
Пояснительная записка Особенности курса Программа элективного курса... Данная программа элективного курса относится к предметно-ориентированному виду программ | Программа представляет содержание курса «биология» Изучение элективного курса базируется на знаниях полученных учащимися при изучении биологии в школе преподавание курса предусматривает... | ||
Программа курса пояснительная записка Учебный курс предназначен для студентов, обучающихся по специальности высшего профессионального образования «юриспруденция». Объем... | Программа курса основы общей экологии и рационального природпользования... Программа курса предназначена для студентов 4 курса биологического факультета по специальностям «биология» и«биоэкология» |