Программа учебной дисциплины «История и философия религии»





Скачать 178.95 Kb.
НазваниеПрограмма учебной дисциплины «История и философия религии»
Дата публикации01.03.2015
Размер178.95 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Философия > Программа


ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»



СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

_____________________________ ___________________________

«______» 2012г. «______» 2012г.

Руководитель ООП Зав. кафедрой философии

по направлению 120700 профессор Б.Я.Пукшанский

профессор М.Г.Мустафин

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«История и философия религии»


Направления подготовки: 120700 «Землеустройство и кадастры»

Профили подготовки: «Городской кадастр»

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная

Составитель:

Доцент Ларина Т.А.

2012
Рабочая программа составлена с учетом требований (нормативный документ: ФГОС ВПО) к содержанию и уровню подготовки выпускника по направлению подготовки 120700 и в соответствии с рабочими учебными планами направления подготовки, утвержденными ректором Университета.


Составитель и научный редактор: Доцент Ларина Т.А.

1.Цели и задачи дисциплины: главная цель изучения дисциплины «История и философия религии» познакомить студентов технических специальностей с основами теории религии, с историей и проблемами возникновения, развития и современного состояния мировых религий и их конфессий, национально-государственных религий, а также надконфессиональной синкретической философией. В курсе проводится анализ социальных, психологических и гносеологических оснований религиозного сознания. Данный предмет изучает закономерности развития и функционирования религии, ее строение и различные компоненты, ее многообразные феномены, как они представали в истории общества, взаимосвязь и взаимодействие религии с другими областями культуры.

Для реализации этих задач теоретические и практические занятия имеют цель:

  • Понимание студентами религии как важной части общечеловеческой культуры. Осмыслить специфику религии и ее связь с другими формами духовной жизни общества.

  • Формирование у студентов собственных мировоззренческих установок в процессе изучения религии в разных ее формах и проявлениях и анализе роли религии в современном мире.

  • Понимание причин усиления социально-политической активности некоторых религиозных организаций и религиозного фактора в политических и межэтнических конфликтах.

  • Формирование у студентов критического понимания современных интегративных процессов в религиях.

  • Воспитание у студентов толерантности в вопросах религии.




2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «История и философия религии» относится к циклу гуманитарных и социальных дисциплин, ее освоение базируется на программе полной средней школы, изучения истории, философии, политологии, психологии, этики.


3. Требования к результатам освоения дисциплины:

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

    - владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию, систематизации информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

    - умением логически верно, ясно и аргументировано строить устную и письменную речь. (ОК-2);

    - готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе.(ОК-3);

    - способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность. (ОК-4);

    - умением использовать в своей деятельности нормативные правовые документы. (ОК-5);

    - стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства. (ОК-6);

    - умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и

    выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков ( ОК-7);

    -осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивации к выполнению профессиональной деятельности. (ОК-8);

    - способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, ориентироваться в базовых положениях экономической теории, особенностях рыночной экономики. (ОК-9)

    - способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования. (ОК- 10);

    - способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, осознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны. (ОК-11);

    - владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией. (ОК-12);

    - способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.

    (ОК-13);

    - владение одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного.

    (ОК-14);

    - знанием своих прав и обязанностей как гражданина своей страны, умением

    Использовать Гражданский Кодекс, другие правовые документы в своей деятельности (ОК-15);

    - владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. (ОК-16);

    - владение средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. (ОК-17);

В результате изучения дисциплины студент должен:

    Знать:

    - происхождение и сущность религии как важного элемента духовной культуры

    общества;

    - различные формы и виды религиозных верований.

    - причины появления новых религиозных движений.

    - о соотношении научного и религиозного миропонимания.

    Уметь:

    - самостоятельно использовать знание предмета «История и философия

    религии» для оценки тех или иных религиозных процессах и тенденциях

    в обществе.

    - понимать внутренний мир других людей и проявлять уважение и

    толерантность по отношению к чужим убеждениям.

    Владеть:

    - навыками правильного выбора форм поведения, соответствующего

    собственным мировоззренческим позициям и конкретными религиозными

    проявлениями в обществе.



4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость составляет 71часа.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

5

Аудиторные занятия (всего)

34




В том числе:







Лекции

17




Практические занятия (ПЗ)

17




Семинары (С)







Лабораторные работы (ЛР)







Самостоятельная работа (всего)

37




В том числе:







Курсовой проект (работа)







Расчетно-графические работы







Реферат







Другие виды самостоятельной работы







Чтение литературы по дисциплине, подготовка к практическим занятиям

10




Подготовка к докладам на практическом занятии

8




Подготовка к сообщениям на практическом занятии

8




Обработка материалов тестов и опросников

7




Подготовка к коллоквиуму по 1 – 2 -темам







Подготовка к контрольной работе по 3 – 4 темам

4




Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

зачет




Общая трудоемкость час

зач. ед.

71




2





5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Религия как феномен культуры
Тема 1. Происхождение и сущность религии. Определение религии и ее

отличие от других форм общественного сознания. Социальные,

гносеологические и психологические основания религии. Религиозное

сознание и его специфика.
Тема 2. Основные элементы религии. Особенности религиозной веры и культа.

Специфические функции и роль религии в обществе. Включенность

религии в мировой исторический процесс и ее относительная

самостоятельность.

Раздел 11. Виды и формы религиозных верований на ранних этапах

развития общества
Тема 1. Первобытные, родоплеменные формы верований: фетишизм, тотемизм,

тотемизм, анимизм, первобытная магия. Их возникновение, история

и судьбы в современном мире.

Тема 2. Возникновение политеистических религий. Анализ различных форм

верований на примере религии древних славян и религии древних греков.
Раздел 111. Национальные и национально-государственные религии
Тема 1. Иудаизм, его история и мифология. Священная литература: Ветхий

Завет, Талмуд. Иудаизм и история еврейского народа.

Индуизм. Веды и Упанишады. Религиозно-философские системы

Внутри индуизма: йога, веданта, миманса, санкхья, вайшешика.

Современное состояние индуизма.
Тема 2. Синтоизм – древняя национальная религия Японии. Даосизм и

Конфуцианство – религии Китая. Их происхождение, история,

Священная литература и современное состояние.
Раздел 1У. Мировые религии: Буддизм. Христианство. Ислам..

Тема 1. Буддизм. История возникновения. Мифология. Вероучение. Типитака –

сборник канонической буддийской литературы. Социальная доктрина

буддизма. История буддизма и его судьбы в современном мире.


Тема 2. Христианство. История возникновения. Мифология. Вероучение.

Священная

литература – Ветхий и Новый Завет. Развитие и распространение

христианства. Основные направления в христианстве: католицизм,

православие и протестантизм. История Русской православной церкви.

Христианское сектантство.
Тема 3. Ислам. История возникновения и мифология ислама. Коран – священная

книга ислама. Вероучение ислама и мусульманский культ. Шариат –

главный свод законов ислама. Ислам как образ жизни. Идеологические

течения внутри ислама – тарикат, ваххабизм, бабизм и бехаизм.

Социальная доктрина современного ислама, его модернизация и

Политизация в настоящее время.
Раздел У. Современные нетрадиционные формы религиозных верований

Тема 1. Нетрадиционные учения евангельского типа: «Иисусово движение»,

«Дети Бога», «Церковь объединения» и др. Восточные культы.

Дьяволомания (сатанинские культы). Мистические культы (спиритизм,

мантика – гадания, чародейство и другие виды мистики). Мистика и

религия.

Раздел У1. Религия и нерелигиозные формы сознания.

Тема 1. Соотношение религии, морали и права. Специфика религиозной морали.

Соотношение научного и религиозного мировоззрения. Научное

Предвидение и религиозное пророчество. Религия и искусство.

Специфика религиозного искусства (церковные каноны и художественное творчество).

5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами


№ п/п

Наименование обеспе-чиваемых (последую-щих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для

изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

1.

Философия

+

+

+

+

+




2.

Политология и социология

+

+

+

+

+

+

3.

Психология




+

+

+







5.

Основы менеджмента




+

+

+




+

6.

Культурология

+

+

+

+

+

+

7.

История

+

+

+

+

+

+


5.3. Разделы дисциплин и виды занятий


№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

Лаб.

зан.

Семин

СРС

Все-го

час.

1.

Религия как феномен культуры


2


2










4

2.

Виды и формы религиозных верований на ранних этапах развития общества


2


2










4

3.

Национальные и национально-государственные религии


4


4










8

4.

Мировые религии. Буддизм. Ислам. Христианство.


6


6










12

5.

Современные нетрадиционные формы религиозных верований



2


2










4

6.

Религия и нерелигиозные формы сознания.

1

1










2

7.

Итого

17

17










34


6 Лабораторный практикум
Не предусмотрен.
7. Практические занятия (семинары)

№ п/п

№ раздела дисциплины

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудо-емкость

(час.)

1.

1

Основные элементы религии, особенности веры и культа

2

2.

2

Возникновение и разновидности политеистических религий

2

3.

3

Индуизм, синтоизм, даосизм и конфуцианство

4

4.

4

Буддизм. Ислам. Христианство.

6

5.

5

Мистические культы и оккультные «науки»

2

6.

6

Религия и наука. Религия и мораль. Религия и искусство

1




Итого




17


8. Примерная тематика курсовых проектов (работ):

Не предусмотрено.
Примерная тематика рефератов:

Не предусмотрено
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература:

1. Васильев Л.С. История религий: учеб. пособие для вузов.-М.: КДУ, 2008.

2. Введение в общее религиоведение: учебник для студентов вузов.-М., 2008.

3.Ермишин О.Т. Философия религии. Учебное пособие. М.: Изд. ПСТГУ, 2009.

4. Ильин В.В., Кармин А.С., Носович Н.В. Религиоведение. Краткий курс. Изд. Питер.,2007.

5.. Матецкая А.В., Самыгин С.И. Религиоведение. Краткий курс. Изд. Феникс. 2008.

б) дополнительная литература:

1. Астахова Л.С. Нетрадиционные религиозные движения и культы. Казань,: РИЦ «Школа», 2009.

2.Данильян О.Г., Тараненко В.М. Религиоведение: учебник. М.,2005

3.Забияко. Энциклопедический словарь религиоведа. М., 2005.

4.Константинов В.Н. Очерки истории религии. Владимир, 1996.

5.Малерб М. Религии человечества. Москва-СПб., 1997.

6. Мечковская Н.Б. Язык и религия. Лекции по философии и истории религии. М.,1998.

7. Налич Т.С. Ангелы и другие сверхъестественные существа в исламе. М.: Знак, 2009.

8. Русская православная церковь в советское время. М.: «Пропилеи», 1995.

9. Мусульмане изменяющейся России. М.: РОССПЭН, 2003.
в) программное обеспечение:

Не предусмотрено.
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
1. Публичная электронная библиотека [сайт]. Сайт содержит более 1500 книг по различным областям знаний: гуманитарным и естественным.

URL: http://lib.walla.ru/ (дата обращения 7.10.2010).

2. Интернет-библиотека образовательных изданий [cайт], в которой собраны электронные учебники, справочные и учебные пособия.

URL: http://www.iqlib.ru/ (дата обращения 13.10.2010.).

  1. Университетская библиотека [сайт]. На сайте представлена учебная литература по гуманитарным дисциплинам.

URL: http://www.biblioclub.ru/ (дата обращения 13.11.2010).


  1. Электронная библиотека учебников [сайт]. Коллекция учебной литературы по социально-экономическим и гуманитарным дисциплинам.

URL: http://studentam.net./ (дата обращения 12.12.2010.).


  1. Алфавитный и систематический каталоги русскоязычного фонда наиболее крупных электронных библиотек [сайт].

URL: http://kulichki.com/inkwell/ (дата обращения 15.12.2010.).
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Средства мультимедиа.
11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Освоение студентами данного курса включает лекционные занятия, самостоятельную работу, а также практические занятия по закреплению полученных знаний.

Самостоятельная работа студента включает в себя:

1.Понимание сущности религии, ее места в истории человечества и в современном обществе.

2.Осознание природы религиозного сознания, опираясь на принципы научного мировоззрения и используя основные понятия философии религии и религиоведения.

3.Разбираться в современных мировых и основных национально-государственных религиях, а также ориентироваться в различных направлениях сектантства.

4.Изучение современных нетрадиционных молодежных религиозных культов.

В процессе самостоятельной работы студенты должны выполнять творческие задания, целью которых является формирование навыков, позволяющих ставить и решатьпроблемы выбора формы поведения как в типичных, так и в нестандартных жизненных ситуациях.

Контроль над усвоением информации, выявление уровня знаний студентов о различных формах религии и ее проявлениях, оценка умений студентов использовать эти знания для анализа конкретных жизненных и исторических ситуаций осуществляется педагогом на семинарских занятиях в ходе освоения студентами соответствующих разделов курса.
Основой изучения курса является представление о значимости предмета для формирования у будущих специалистов высокой культуры, которая в условиях инновационно ориентированной рыночной экономики должна стать фундаментом их профессиональной подготовки. Каждая из элементов сбалансированной системы курса, выполняя свои функции (лекции, семинары, самостоятельная работа студентов) обеспечивает достижение общей цели: формирование у студентов представление о том, что религия эти является важнейшей частью общечеловеческой культуры и умение ориентироваться в религиозной проблематике будет способствовать формированию собственного мировоззрения и глубокому пониманию многих социальных процессов.

Разработчики:

Университет «Горный» доцент Т.А. Ларина


Эксперты:
Университет «Горный» доцент А.И.Воронов

Университет «Горный» проф. Б.Я.Пукшанский


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебной дисциплины «История и философия религии» iconРабочая программа дисциплины Антропология религии
«Философия», «История философии», «История религии», «Психологией религии», освоение которых представляет собой необходимую базу...
Программа учебной дисциплины «История и философия религии» iconУчебно методический комплекс учебной дисциплины «философия религии»...
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии религии факультета философии и культурологии юфу от «23» апреля 2007 года...
Программа учебной дисциплины «История и философия религии» iconПрограмма дисциплины Философия религии для направления 030100. 62...
Целью курса является развитие рациональных исследовательских навыков у студентов, умения работать с материалом по определённой теме,...
Программа учебной дисциплины «История и философия религии» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «История религии»
Целью данного курса является ознакомительное, сугубо светское изучение феномена религии, начиная с возникновения ее архаичных форм...
Программа учебной дисциплины «История и философия религии» iconТ. Т. Махаматов мировые религии и культура
Мировые религии и культура: Рабочая программа дисциплины для направлений 38. 03. 01. «Экономика», 41. 03. 04. «Политология» (программа...
Программа учебной дисциплины «История и философия религии» iconЯ. С. Ядгаров история и философия науки
История и философия науки: история экономической науки. Рабочая программа дисциплины для аспирантов и соискателей, обучающихся по...
Программа учебной дисциплины «История и философия религии» iconРабочая программа дисциплины философия степень выпускника бакалавр...
...
Программа учебной дисциплины «История и философия религии» iconУчебно-методический комплекс дисциплины история религии специальность:...
История религии специальность: 080507. 65 «Менеджмент организации» Форма подготовки: очная/заочная
Программа учебной дисциплины «История и философия религии» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «История науки (математики,...
«История математики». Программа-минимум соответствующей части кандидатского экзамена«История и философия науки». 32
Программа учебной дисциплины «История и философия религии» iconПрограмма дисциплины «История мировых религий»
Вводную часть, которая содержит общие сведения о природе религиозных верований; степени распространения различных религий в современном...
Программа учебной дисциплины «История и философия религии» iconРабочая программа по дисциплине В. В история мировых религий
Ооп бакалавриата, куда входят основные единицы Гуманитарно-социа-льного и экономического цикла. С такими как «Философия», «История»,...
Программа учебной дисциплины «История и философия религии» iconРабочая программа учебной дисциплины «философия» по направлению подготовки...
Дзема А. И. Рабочая программа учебной дисциплины «Философия». – Новороссийск: нф мгэи, 2013. – 38 с
Программа учебной дисциплины «История и философия религии» iconИ. Б. Муравьев философия религии
Философия", профиль подготовки "социально-аксиологический", форма обучения – очная
Программа учебной дисциплины «История и философия религии» iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) 5 рабочая программа учебной дисциплины «Философия»
Дисциплина «Философия» входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла
Программа учебной дисциплины «История и философия религии» iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) История...
Пооп подготовки бакалавра филологии, как «История», «Философия», «Культурология», «Введение в литературоведение», «История русской...
Программа учебной дисциплины «История и философия религии» iconАффективность как историческое измерение субъекта // Вопросы философии. 2013. №3. С. 155-164
Тематика исследований: феноменология, история и философия религии, структурализм, психоанализ


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск