Скачать 178.95 Kb.
|
ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ _____________________________ ___________________________ «______» 2012г. «______» 2012г. Руководитель ООП Зав. кафедрой философии по направлению 120700 профессор Б.Я.Пукшанский профессор М.Г.Мустафин ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «История и философия религии» Направления подготовки: 120700 «Землеустройство и кадастры» Профили подготовки: «Городской кадастр» Квалификация (степень) выпускника: бакалавр Форма обучения: очная Составитель: Доцент Ларина Т.А. 2012 Рабочая программа составлена с учетом требований (нормативный документ: ФГОС ВПО) к содержанию и уровню подготовки выпускника по направлению подготовки 120700 и в соответствии с рабочими учебными планами направления подготовки, утвержденными ректором Университета. Составитель и научный редактор: Доцент Ларина Т.А. 1.Цели и задачи дисциплины: главная цель изучения дисциплины «История и философия религии» познакомить студентов технических специальностей с основами теории религии, с историей и проблемами возникновения, развития и современного состояния мировых религий и их конфессий, национально-государственных религий, а также надконфессиональной синкретической философией. В курсе проводится анализ социальных, психологических и гносеологических оснований религиозного сознания. Данный предмет изучает закономерности развития и функционирования религии, ее строение и различные компоненты, ее многообразные феномены, как они представали в истории общества, взаимосвязь и взаимодействие религии с другими областями культуры. Для реализации этих задач теоретические и практические занятия имеют цель:
2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «История и философия религии» относится к циклу гуманитарных и социальных дисциплин, ее освоение базируется на программе полной средней школы, изучения истории, философии, политологии, психологии, этики. 3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: - владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию, систематизации информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); - умением логически верно, ясно и аргументировано строить устную и письменную речь. (ОК-2); - готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе.(ОК-3); - способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность. (ОК-4); - умением использовать в своей деятельности нормативные правовые документы. (ОК-5); - стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства. (ОК-6); - умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков ( ОК-7); -осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивации к выполнению профессиональной деятельности. (ОК-8); - способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, ориентироваться в базовых положениях экономической теории, особенностях рыночной экономики. (ОК-9) - способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования. (ОК- 10); - способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, осознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны. (ОК-11); - владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией. (ОК-12); - способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях. (ОК-13); - владение одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного. (ОК-14); - знанием своих прав и обязанностей как гражданина своей страны, умением Использовать Гражданский Кодекс, другие правовые документы в своей деятельности (ОК-15); - владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. (ОК-16); - владение средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. (ОК-17); В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: - происхождение и сущность религии как важного элемента духовной культуры общества; - различные формы и виды религиозных верований. - причины появления новых религиозных движений. - о соотношении научного и религиозного миропонимания. Уметь: - самостоятельно использовать знание предмета «История и философия религии» для оценки тех или иных религиозных процессах и тенденциях в обществе. - понимать внутренний мир других людей и проявлять уважение и толерантность по отношению к чужим убеждениям. Владеть: - навыками правильного выбора форм поведения, соответствующего собственным мировоззренческим позициям и конкретными религиозными проявлениями в обществе. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость составляет 71часа.
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины Раздел 1. Религия как феномен культуры Тема 1. Происхождение и сущность религии. Определение религии и ее отличие от других форм общественного сознания. Социальные, гносеологические и психологические основания религии. Религиозное сознание и его специфика. Тема 2. Основные элементы религии. Особенности религиозной веры и культа. Специфические функции и роль религии в обществе. Включенность религии в мировой исторический процесс и ее относительная самостоятельность. Раздел 11. Виды и формы религиозных верований на ранних этапах развития общества Тема 1. Первобытные, родоплеменные формы верований: фетишизм, тотемизм, тотемизм, анимизм, первобытная магия. Их возникновение, история и судьбы в современном мире. Тема 2. Возникновение политеистических религий. Анализ различных форм верований на примере религии древних славян и религии древних греков. Раздел 111. Национальные и национально-государственные религии Тема 1. Иудаизм, его история и мифология. Священная литература: Ветхий Завет, Талмуд. Иудаизм и история еврейского народа. Индуизм. Веды и Упанишады. Религиозно-философские системы Внутри индуизма: йога, веданта, миманса, санкхья, вайшешика. Современное состояние индуизма. Тема 2. Синтоизм – древняя национальная религия Японии. Даосизм и Конфуцианство – религии Китая. Их происхождение, история, Священная литература и современное состояние. Раздел 1У. Мировые религии: Буддизм. Христианство. Ислам.. Тема 1. Буддизм. История возникновения. Мифология. Вероучение. Типитака – сборник канонической буддийской литературы. Социальная доктрина буддизма. История буддизма и его судьбы в современном мире. Тема 2. Христианство. История возникновения. Мифология. Вероучение. Священная литература – Ветхий и Новый Завет. Развитие и распространение христианства. Основные направления в христианстве: католицизм, православие и протестантизм. История Русской православной церкви. Христианское сектантство. Тема 3. Ислам. История возникновения и мифология ислама. Коран – священная книга ислама. Вероучение ислама и мусульманский культ. Шариат – главный свод законов ислама. Ислам как образ жизни. Идеологические течения внутри ислама – тарикат, ваххабизм, бабизм и бехаизм. Социальная доктрина современного ислама, его модернизация и Политизация в настоящее время. Раздел У. Современные нетрадиционные формы религиозных верований Тема 1. Нетрадиционные учения евангельского типа: «Иисусово движение», «Дети Бога», «Церковь объединения» и др. Восточные культы. Дьяволомания (сатанинские культы). Мистические культы (спиритизм, мантика – гадания, чародейство и другие виды мистики). Мистика и религия. Раздел У1. Религия и нерелигиозные формы сознания. Тема 1. Соотношение религии, морали и права. Специфика религиозной морали. Соотношение научного и религиозного мировоззрения. Научное Предвидение и религиозное пророчество. Религия и искусство. Специфика религиозного искусства (церковные каноны и художественное творчество). 5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
6 Лабораторный практикум Не предусмотрен. 7. Практические занятия (семинары)
8. Примерная тематика курсовых проектов (работ): Не предусмотрено. Примерная тематика рефератов: Не предусмотрено 9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: а) основная литература: 1. Васильев Л.С. История религий: учеб. пособие для вузов.-М.: КДУ, 2008. 2. Введение в общее религиоведение: учебник для студентов вузов.-М., 2008. 3.Ермишин О.Т. Философия религии. Учебное пособие. М.: Изд. ПСТГУ, 2009. 4. Ильин В.В., Кармин А.С., Носович Н.В. Религиоведение. Краткий курс. Изд. Питер.,2007. 5.. Матецкая А.В., Самыгин С.И. Религиоведение. Краткий курс. Изд. Феникс. 2008. б) дополнительная литература: 1. Астахова Л.С. Нетрадиционные религиозные движения и культы. Казань,: РИЦ «Школа», 2009. 2.Данильян О.Г., Тараненко В.М. Религиоведение: учебник. М.,2005 3.Забияко. Энциклопедический словарь религиоведа. М., 2005. 4.Константинов В.Н. Очерки истории религии. Владимир, 1996. 5.Малерб М. Религии человечества. Москва-СПб., 1997. 6. Мечковская Н.Б. Язык и религия. Лекции по философии и истории религии. М.,1998. 7. Налич Т.С. Ангелы и другие сверхъестественные существа в исламе. М.: Знак, 2009. 8. Русская православная церковь в советское время. М.: «Пропилеи», 1995. 9. Мусульмане изменяющейся России. М.: РОССПЭН, 2003. в) программное обеспечение: Не предусмотрено. г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы: 1. Публичная электронная библиотека [сайт]. Сайт содержит более 1500 книг по различным областям знаний: гуманитарным и естественным. URL: http://lib.walla.ru/ (дата обращения 7.10.2010). 2. Интернет-библиотека образовательных изданий [cайт], в которой собраны электронные учебники, справочные и учебные пособия. URL: http://www.iqlib.ru/ (дата обращения 13.10.2010.).
URL: http://www.biblioclub.ru/ (дата обращения 13.11.2010).
URL: http://studentam.net./ (дата обращения 12.12.2010.).
URL: http://kulichki.com/inkwell/ (дата обращения 15.12.2010.). 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины: Средства мультимедиа. 11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины: Освоение студентами данного курса включает лекционные занятия, самостоятельную работу, а также практические занятия по закреплению полученных знаний. Самостоятельная работа студента включает в себя: 1.Понимание сущности религии, ее места в истории человечества и в современном обществе. 2.Осознание природы религиозного сознания, опираясь на принципы научного мировоззрения и используя основные понятия философии религии и религиоведения. 3.Разбираться в современных мировых и основных национально-государственных религиях, а также ориентироваться в различных направлениях сектантства. 4.Изучение современных нетрадиционных молодежных религиозных культов. В процессе самостоятельной работы студенты должны выполнять творческие задания, целью которых является формирование навыков, позволяющих ставить и решатьпроблемы выбора формы поведения как в типичных, так и в нестандартных жизненных ситуациях. Контроль над усвоением информации, выявление уровня знаний студентов о различных формах религии и ее проявлениях, оценка умений студентов использовать эти знания для анализа конкретных жизненных и исторических ситуаций осуществляется педагогом на семинарских занятиях в ходе освоения студентами соответствующих разделов курса. Основой изучения курса является представление о значимости предмета для формирования у будущих специалистов высокой культуры, которая в условиях инновационно ориентированной рыночной экономики должна стать фундаментом их профессиональной подготовки. Каждая из элементов сбалансированной системы курса, выполняя свои функции (лекции, семинары, самостоятельная работа студентов) обеспечивает достижение общей цели: формирование у студентов представление о том, что религия эти является важнейшей частью общечеловеческой культуры и умение ориентироваться в религиозной проблематике будет способствовать формированию собственного мировоззрения и глубокому пониманию многих социальных процессов. Разработчики: Университет «Горный» доцент Т.А. Ларина Эксперты: Университет «Горный» доцент А.И.Воронов Университет «Горный» проф. Б.Я.Пукшанский |
Рабочая программа дисциплины Антропология религии «Философия», «История философии», «История религии», «Психологией религии», освоение которых представляет собой необходимую базу... | Учебно методический комплекс учебной дисциплины «философия религии»... Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии религии факультета философии и культурологии юфу от «23» апреля 2007 года... | ||
Программа дисциплины Философия религии для направления 030100. 62... Целью курса является развитие рациональных исследовательских навыков у студентов, умения работать с материалом по определённой теме,... | Учебно-методический комплекс дисциплины «История религии» Целью данного курса является ознакомительное, сугубо светское изучение феномена религии, начиная с возникновения ее архаичных форм... | ||
Т. Т. Махаматов мировые религии и культура Мировые религии и культура: Рабочая программа дисциплины для направлений 38. 03. 01. «Экономика», 41. 03. 04. «Политология» (программа... | Я. С. Ядгаров история и философия науки История и философия науки: история экономической науки. Рабочая программа дисциплины для аспирантов и соискателей, обучающихся по... | ||
Рабочая программа дисциплины философия степень выпускника бакалавр... ... | Учебно-методический комплекс дисциплины история религии специальность:... История религии специальность: 080507. 65 «Менеджмент организации» Форма подготовки: очная/заочная | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «История науки (математики,... «История математики». Программа-минимум соответствующей части кандидатского экзамена«История и философия науки». 32 | Программа дисциплины «История мировых религий» Вводную часть, которая содержит общие сведения о природе религиозных верований; степени распространения различных религий в современном... | ||
Рабочая программа по дисциплине В. В история мировых религий Ооп бакалавриата, куда входят основные единицы Гуманитарно-социа-льного и экономического цикла. С такими как «Философия», «История»,... | Рабочая программа учебной дисциплины «философия» по направлению подготовки... Дзема А. И. Рабочая программа учебной дисциплины «Философия». – Новороссийск: нф мгэи, 2013. – 38 с | ||
И. Б. Муравьев философия религии Философия", профиль подготовки "социально-аксиологический", форма обучения – очная | Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) 5 рабочая программа учебной дисциплины «Философия» Дисциплина «Философия» входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла | ||
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) История... Пооп подготовки бакалавра филологии, как «История», «Философия», «Культурология», «Введение в литературоведение», «История русской... | Аффективность как историческое измерение субъекта // Вопросы философии. 2013. №3. С. 155-164 Тематика исследований: феноменология, история и философия религии, структурализм, психоанализ |