Скачать 236.38 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ УТВЕРЖДАЮ ___________________________ "__" __________________20__ г. Рабочая программа дисциплины Антропология религии Направление подготовки 033300 Религиоведение Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Саратов, 2011
Целями освоения дисциплины «Антропология религии» являются: изучение религиозно- антропологических учений с позиций компаративистики; - приобретение навыков грамотной комментаторской работы по источникам; - обучение методологии профессиональной экспертизы религиозных доктрин по антропологической проблематике; - развитие навыков самостоятельных научных исследование по проблематике антропологии религии.
Данная дисциплина относится к базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла. Дисциплина «Антропология религии» методологически и содержательно связана с курсами «Философия», «История философии», «История религии», «Психологией религии», освоение которых представляет собой необходимую базу для ее изучения. Курс по антропологии религии, в свою очередь, формирует знания и навыки, необходимые для изучения других религиоведческих дисциплин. Студент должен обладать методологическими и теоретическими знаниями касательно феноменов религиозных практик и религиозных традиций, уметь ориентироваться в нюансах религиозной жизни и религиозной политики. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции: ОК-1 – готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия; ОК-2 – способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества; ОК-3 – способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; ОК-5 – владение навыками реферирования и аннотирования научной литературы; ОК-15 – стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; ОК-16 – осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности; ПК-1.1 – навыки логического анализа различного рода рассуждений и профессиональной аргументации в области религиоведения; ПК-1.3 – способность самостоятельно собирать и обрабатывать научную информацию в области религиоведения и религиоведческих дисциплин; ПК-1.4 – способность самостоятельно готовить тезисы научных докладов, доклады и выступления в рамках проведения научных конференций, круглых столов, семинаров по религиоведческой тематике; ПК-1.5 – способность осуществлять научно-исследовательскую деятельность в составе научных коллективов, работа которых затрагивает религиоведческую проблематику; ПК-2.8 – умение пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных учреждениях базовыми знаниями в области свободы совести и государственно-конфессиональных отношений; ПК-2.13 – умение пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных учреждениях базовыми знаниями в области методики преподавания религиоведческих дисциплин в системе среднего (полного) общего, начального профессионального; ПК-2.14 – способность понимать, критически анализировать и излагать базовую религиоведческую информацию; ПК-2.6 – умением пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных учреждениях базовыми знаниями в области антропологии религии. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: обще-профессиональные теоретические основы антропологии религии; Уметь: понимать, излагать и критически анализировать базовую религиоведческую информацию; Владеть: способностью использовать базовые религиоведческие знания на практике, навыками реферирования и аннотирования научной литературы, практического использования теоретических религиоведческих знаний и методов религиоведческого исследования. 4. Структура и содержание дисциплины (модуля) _________________________________________ Общая трудоемкость дисциплины составляет 288 часов, 2 экзамена, 8 зачетных единиц.
Раздел 1. Основы религиозной антропологии
Факты, говорящие за себя. Ключевые парадоксы человеческой реальности. Человек – иное, антропология – онтология. Что есть человек? Специфика религиозной антропологии. Соотношение религиозной, философской и научной антропологии. Круговое отношение в человеческой реальности. 2. Символическая структура человеческой реальности Символическая модель человеческой реальности. Внешний человек. Внутренний человек. Иное в структуре человеческой реальности. Нуминозное и антропологическое. Древние и современные учения о строении человеческой реальности. 3. Вертикаль и горизонталь человеческой реальности Вечность и темпоральность в человеческой реальности. Модусы времени и их корреляция с вертикалью человеческой реальности. Экзистенциальное колесо. Корреляция со структурами языка и ментальности. 4. Традиция и контртрадиция о человеке Понятие о человеке в Традиции и в контр-традиции. Человек в традиции Логоса. Обожение как телос в Традиции. Гуманизм как ядро контр-традиции. Проект человекобожества. Анти-Логос и способы контроля над человеческой реальностью. Язык-знак и «сознание» как инструментарий контртрадиционных сил. Современная оппозиция Логоса и анти-логоса. Постсовременность. 5. Человек архаики Человечество архаики – дикари или исчезнувшие великие цивилизации? Рене Генон и его концепция древности. Открытие В.Л.Пахомова – календарное Послание допотопной цивилизации. Гиперборейская гипотеза. Современный антидарвинизм. Атлантология и научные знания о древних цивилизациях. 6. Мифология и магия в учениях о человеке Миф о человеке и человек мифа. Философии мифа у Шеллинга и Лосева. Истина мифа. Миф как чудо. Противоположность мифа и магии. Магические учения как принцип контр-традиции. Магия древняя и современная. Магия тольтеков в антропологии К.Кастанеды. Мифологическая антропология у М.Элиаде. 7. Учение о человеке в Ведах Космос как материальная тюрьма. Общество «3+1». Пуруша и четыре Варны. Законы Ману. Божественные и демонические натуры. Кто такие «дважды рождённые»? Три гуны материальной природы. Сотериология Вед. Веды как манифестация первичного имени. 8. Антропология буддизма Антропологический смысл Четырёх благородных истин буддизма. Существование как страдание. Колесо сансары. Причина страдания. Карма. Возможность нирваны как освобождения от страданий. Восьмеричный путь спасения. Цепь взаимозависимости в существовании бессамостных вещей. Анатмавада. Виджнянавада и теория Татхагатагарбхи. Буддовость как аутентичная природа человека. 9. Судьба человека в «Египетской книге мёртвых» Представления о человеке, его смерти и бессмертии в древнем Египте. «Книга мёртвых», или «Главы о восхождении к Свету» - как эзотерическая часть египетской священной традиции. Тайное имя –ран – и его роль в посмертной судьбе человека. Отчёт Ка перед Озирисом и судьями загробного мира. Смысл взвешивания сердца. 10. Человек Дао Небо-Земля – Человек как три равновеликие силы даосизма. У Си, Тай Цзи и Китай кая «книга перемен» - И Цзин. Восемь ба гуа, пять элементов и их антропологическое выражение. И Цзин как генетический код жизни и Оракул человеческой судьбы. Дао как путь недеяния. Цель даосской психосоматической практики. Поворот вспять энергии семени, энергии дыхания и энергии духа. 11. Антропология в мезоамериканских культах Человек мезоамериканских культов – «благородный дикарь» или древних сакральных традиций? Ольмеки и их ритуальные центры. Загадки бесписьменной культуры. Священный календарь майя. Цолькин как галактический модуль. Хунаб Ку и циклы Солнц в учении майя. Что произойдёт в декабре 2012 года? Хомбре-диас. Царь как человек-бог. Тольтеки и ацтеки. Человеческие жертвоприношения. Тональ и нагваль как энергетический обмен миров у тольтеков. 12. Тора и Каббала о человеке Тора – закон для избранного народа Божьего. Иудаизм и его учение о творении человека Богом-творцом. Адам, Ева и грехопадение. Почему наложен запрет на плоды Древа Знания? Каббала – эзотерическая доктрина иудаизма. Адам Кадмон и система каббалистических миров. 13. Обожение человека как цель «Умного деланья» афонских монахов Обожение как телос духовной практики в исихазме. Расщеплённая онтология падшего человека. Собирание себя в духовном – сердечном – центре. Роль Иисусовой молитвы в духовной практике исихастов. Синергия как соединение нетварной и тварной энергий. Лествица поэтапного синергийного восхождения. Феозис как целостное преображение ума, души и тела. 14. Человек в исламе Коран как выражение авраамической традиции ислама. Антропология и демонология в исламе. Пророк Мухаммед и его антропологическая доктрина. Шииты и сунниты о свободе воли и покорности воле Аллаху. Понятие джихада. Загробное воздаяние в исламе. Суфизм как тарикат преобразования человека. 15. Тантризм и путь левой руки Что такое Тантры? Этимология и аутентичный смысл тантризма в индуизме и в буддизме. Путь левой руки как признак тантризма. Использование табуированных в традиции средств: мясо, вино, секс как ритуальное соединение Шивы и Пракрити. Псевдо-тантризм за пределами Индии. 16. Религиозная антропология В.И.Несмелова «Наука о человеке» В.И.Несмелова, казанского профессора богословия. Пятое, антропологическое доказательство бытия Бога в разработке Несмелова. Личность как предметное изображение Бога. Наука и христианская вера. Вера с точки зрения гносеологии.. Н. Бердяев о заслугах антропологии В.Несмелова. Наследие В.И.Несмелова и современная религиозная антропология. 17. Религиозно-философская антропология Макса Шелера Личность и индивид и человек в толковании М.Шелера. Личность как проекция Божественного Духа в человеке. Вчувствование, сочувствие, любовь и ненависть. Идея Бога как высшая ценность, любовь к Богу – высшая форма любви. Трагизма человеческого бытия. Дух и духовная реальность по отношению к миру материи. Человек как единство витальных и духовных начал. Положение человека в космосе. 5. Образовательные технологии В качестве активных и интерактивных форм занятий используются:
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Студентам предлагаются к прочтению и содержательному анализу классические тексты религиозного содержания и работы современных исследований религии. Результаты работы с текстами проверяются выполнением самостоятельных письменных и контрольных работ студентов. Рекомендуемые тексты: Блаженный Августин. Исповедь. О бессмертии души. Дионисий Ареопагит. О божественных именах. О мистическом богословии. Джемс В. Многообразие религиозного опыта. Палама Григорий. Триады в защиту священнобезмолствующих. Преподобный Никодим Святогорец. Невидимая брань. Рене Генон. Очерки о традиции и метафизике. Рене Генон. Становление человека согласно веданте. Э.А.Уоллис Бадж. Египетская книга мёртвых. Тибетская книга мёртвых. Отто Рудольф. Священное Премудрость Иисуса Христа. Апокрифические беседы Иисуса Христа с учениками. Синергия. Проблемы аскетики и мистики Православия. Путь к священному безмолвию. Малоизвестные творения святых отцов-исихастов. Шиманский Г.И. Учение святых отцов о страстях и добродетелях. Шелер Макс. Ordo amoris. Несмелов В.И. Наука о человеке. Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание студентами самостоятельной творческой работы (эссе) по религиозной антропологии. Темы эссе либо задаются, либо согласуются с преподавателем. Творческая работа представляет собою оригинальное произведение объёмом до 10 страниц текста, посвящённое значимой религиозно-антропологической теме. Такая работа не является авторефератом и не должна носить компилятивный характер. В ней ценится прежде всего самостоятельность и оригинальность мышления автора эссе. Темы эссе: Как возможна религиозная антропология? Антропологическое значение Бардо Тёдол (тибетской книги мёртвых) Религиозно-антропологический смысл «Египетской книги мёртвых». Антропология Хинаяны и Махаяны. Законы Ману и современность. Человек мифа и миф о человеке. Магическая антропология. Строение человеческой реальности. Антропология М. Шелера. Синергийная антропология исихазма. Антропология Каббалы. Парадоксы принципа гуманизма. Символическая структура человеческой реальности. Что такое внутренний человек? Антропология В.И.Несмелова. Человек в психоанализе. Антропология суфизма. Человек и его становление согласно веданте. Человек в исламе. Традиция и контртрадиция о человеке. Человек Дао. Антропология тантризма. Антропология в святоотеческой традиции. Вертикаль и горизонталь человеческой реальности Вопросы к экзамену:
11.Что такое религиозная антропология? 12.Сущность и структура человеческой деятельности 13.Человек и Другое 14. Антропологический поворот и поворот к языку в XX столетии 15 .Человек в Традиции Логоса 16. Человек Контртрадиции 17. Мифология о происхождении и природе человека 18. Специфика магической антропологии 19. Ведическая традиция о загадке человека 20. Варны и законы Ману 21. Антропологический смысл благородных истин буддизма 22. Синергийная антропология исихазма 23. Колесо сансары и закон кармы 24. Человек в традиции Дао 25. Антропология тантризма 26. Смерть и бессмертие человека в «Египетской книге мёртвых» 27. Антропологические смыслы китайской Книги Перемен 28. Майянский фактор: антропология Цолькин 29. Антропологические представления в мезоамериканских культах 30. Религиозная антропология В.И.Несмелова 31. «Антропологический аргумент» Несмелова и его значение 32. Обожение как цель «Умного деланья» в исихазме 33. Коран о человеке. 34. Человек в трансперсональной психологии 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Антропология религии»: а) основная литература: Лобазова О.Ф. Религиоведение: учеб. для студентов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Дашков и К°, 2005.
б) дополнительная литература:
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы 1. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru 2. Центр религиоведческих исследований «Этна»: http://etna.upelsinka.com/ 3. Электронная гуманитарная библиотека - http://gumfak.ru/ 4. Научный богословский портал «Богослов» - http://www.bogoslov/ 5. Britannica – www.britannica.com 6. Информационно-аналитический портал – http//www.religo.ru/ 7. Информационный портал – http://www.religare.ru
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению и профилю подготовки 033300 Религиоведение Автор (ы) д.ф.н., профессор Фриауф В.А.________________ Программа одобрена на заседании кафедры религиоведения и философской антропологии от 15 апреля 2011 года, протокол № 12. Подписи: Зав.кафедрой В.П. Рожков Декан факультета М.О.Орлов |
Программа дисциплины опд. Ф. 08 «Культурная антропология» Целью преподавания дисциплины «Культурная антропология» является формирование у студентов-культурологов системы знаний о человеке,... | Программа дисциплины этнология и социальная антропология ... | ||
Программа дисциплины этнология и социальная антропология ... | Т. Т. Махаматов мировые религии и культура Мировые религии и культура: Рабочая программа дисциплины для направлений 38. 03. 01. «Экономика», 41. 03. 04. «Политология» (программа... | ||
Виды текущего контроля, сроки проведения, оценка в баллах По курсу «Визуальная антропология» для магистров Института нпо фгбоу впо «ргуфксмиТ» 2 курса, обучающихся по направлению «Антропология... | Учебно-методический комплекс дисциплины «История религии» Целью данного курса является ознакомительное, сугубо светское изучение феномена религии, начиная с возникновения ее архаичных форм... | ||
Рабочая программа дисциплины «Социальная антропология» | Учебно-методический комплекс дисциплины опд ф. 13 Социология религии... Цель и задачи курса – ознакомление студентов с социологией религии как научной дисциплиной, ее основными понятиями и методологическими... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины социальная и культурная антропология | Целями освоения дисциплины Социальная антропология являются Дисциплина «Социальная антропология» располагается в разделе б дв. 2 – дисциплина по выбору в Математическом и естественнонаучном... | ||
Рабочая программа дисциплины «История религии» Рабочая программа предназначена для методического обеспечения дисциплины основной образовательной программы 090900 Информационная... | Программа по дисциплине Психология и педагогика Для направления/специальности... ... | ||
Программа «Философская антропология» Автор к ф. н., Кнорре Борис Кириллович Курс ориентирован на целостное представление о религиях, предполагая описание религии в ее многогранных проявлениях: доктрина, краткая... | Фгос во рабочая программа дисциплины рабочая программа дисциплины социальная антропология | ||
Рабочая программа дисциплины по выбору Учебная дисциплина по выбору «Философская антропология» относится к вариативной части образовательной программы Блока Трудоемкость... | Учебно-методический комплекс дисциплины «психолого-педагогическая антропология» ... |