Целями освоения дисциплины Социальная антропология являются





Скачать 331.9 Kb.
НазваниеЦелями освоения дисциплины Социальная антропология являются
страница1/3
Дата публикации01.01.2015
Размер331.9 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы
  1   2   3




Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Социальная антропология являются:

  • обеспечить изучение основных понятий и терминов социальной антропологии дисциплины;

  • освоить методы анализа информации, сформированными в рамках субдисциплин;

  • ознакомить студентов с основными процессами, проблемами и тенденциями антропосоциогенеза, теориями происхождения человечества в интерпретации представителей основных школ и направлений;

  • придание выпускнику комплекса знаний и компетенций в соответствии с требованиями работодателей, согласно ООП вуза реализующего ГОС ВПО на основе компетентностного подхода.



2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Социальная антропология» располагается в разделе Б.2.ДВ.2 – дисциплина по выбору в Математическом и естественнонаучном цикле. Ее освоение проходит в 1-м семестре.

К числу смежных для социальной антропологии дисциплин ООП при подготовке бакалавра можно отнести: основы социологии, историю социологии, философию, психологию, транзитивное общество.

Антропология наряду с социологией, психологией, политологией и экономикой относиться к так называемым социальным, или поведенческим наукам. Они имеют общий предмет исследования: изучают поведение людей индивидуально или в группах, схожие методологические подходы и методики исследования, активно применяя статистические методы обработки первичных массовых источников и результатов опросов.

В учебных заведениях большинства англоязычных стран мира антропология является базовой дисциплиной, аналогом российского «обществознания». Разработанные в ее рамках методологические подходы и терминология являются базовыми для всех общественных дисциплин. Во многом это определяется, что социальная антропология по своей сути может рассматриваться не только как «наука о человеке» в целом, а как межотраслевая дисциплина, объектом исследования которой выступает биологическая (расогенез, антропогенез), культурная (культурогенез), социальная эволюция человека. Человек здесь выступает в качестве как особого вида (в рамках животного царства) и как составляющая человеческого общества - особого вида социальной организации.

Дисциплина включает множество отраслей, субдисциплин, направлений, тематических разделов, исследовательских парадигм и научных школ. Во многом это определяется достаточно широким применением компаративного (сравнительного анализа), ориентирующего специалистов на выявление во взаимосвязи сходства и различий социальных процессов и форм жизни, традиционных и современных культур, религиозных верований и экономических систем в различных типах общественных образований.

Знание социальной антропологии, умение читать информацию, отложившуюся в мировой литературе, что крайне необходимо будущим социологам в практической работе и при проведении теоретического анализа социальных проблем. Использование методов и показателей социальной антропологии позволит и более полно характеризовать не только структуру и динамику социальных процессов, но и оценивать их место в общем направлении антропогенеза, оценивать вероятные перспективы и возможные социальные последствия экономических и политических изменений.

Для устойчивого освоения данной дисциплины, студентам необходимо получить квалифицированные представления об основах социологии и естественных наук, рассмотреть базовые социологические понятия, владеть профессиональным социологическим тезаурусом на начальном уровне.



3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Социальная антропология».

В результате освоения дисциплины преимущественно формируются следующие компетенции:

общекультурные:

Способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10).
По завершении освоения дисциплины «Социальная антропология» обучающийся должен:

знать:

  • основные социологические концепции развития общества, иметь представления о социальной структуре, стратификации, социальной мобильности;

  • теоретические основы отраслевых социологических дисциплин.

уметь:

  • анализировать и оценивать социально-значимую информацию;

  • давать объективную оценку различным социальным явлениям и процессам.

владеть:

  • нормами взаимодействия и сотрудничества.

  • способностью использования фундаментальных социологических знаний на практике.


4. Структура и содержание дисциплины «Социальная антропология»

Общая трудоемкость дисциплины составляет __2___ зачетные единицы _72___ часа.



    1. Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах)

4.1.1. Объём и виды учебной работы (в часах) по дисциплине в целом


Вид учебной работы

Всего часов

Общая трудоемкость базового модуля дисциплины

72

Аудиторные занятия (всего)

34

В том числе:




Лекции

17

Семинары

17

Самостоятельная работа

38

Вид промежуточного контроля

опрос, проверка конспектов и рефератов, решение учебно-исследовательских задач

Вид итогового контроля

зачет


4.1.2. Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий (в часах)





п/п


Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

лекц.

семин.

актив. формы обуч.

срс

1

Антропология. Предметная область. Отрасли и научные центры. Методологические основания.

6

1-2

2

2




5

2 неделя семестра - проверка конспекта; опрос, устный реферат

2

Методы социальной антропологии

6

3-4

2

2




5

4 неделя семестра - проверка конспекта.

3

Социальная антропология: основные направления и школы. Теории происхождения человека

6

5-6

2

1




5

Проверка таблицы «Документированная процедура полевых экспертных исследований»

4

"Сообшества" и общество. Социогенез и стратегии выживания

6

7-8

1

2

2

5

8 неделя семестра - проверка конспекта. Доклады на семинарах

5

Антропосоциогенез и цивилизационное развитие

6

9

2

2

2

5

10 неделя семестра - проверка

конспекта

6

Современные направления социальной антропологии. Организационная антропология.

6

10

2

2




5

Доклады на семинарах

7

Современные направления социальной антропологии. Городская и прикладная антропология

6

11-12

2

2

1

5

12 неделя семестра - проверка конспекта.

8

Константы жизни человека. Антропология в обществе: парадигмы развития и этика социальной антропологии

6

13-14

2

2

2

3

14 неделя семестра проверка конспекта.

Итого:







17

17

7

38

зачет


4.2 Содержание дисциплины

Содержание разделов базового обязательного модуля дисциплины




Наименование

раздела дисциплины

Содержание раздела дисциплины

Результат обучения, формируемые компетенции

1

Антропология. Предметная область. Отрасли и научные центры. Методологические основания.

Антропология как межотраслевая дисциплина. Место социальной антропологии в системе наук о человеке. Определение. Объект исследования и предметная область. Место антропологии в системе общественных наук (США, Англия Франция). Научные центры. Нравственные функции дисциплины. Направления антропологии. Соотношение социальной антропологии, этнографии и социологии. Антропология: социальная, культурная, историческая, юридическая антропология. Экономическая антропология и методологию компаративного исследования обмена Карла Поланьи. Экологическая и инвайроментальная антропология. Антропология: развития, действия , прикладная. Новые отрасли антропологии: этнозоология, киберантропологи, визуальная, педагогическая религиозная.

Формирование способности анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10)

2

Методы социальной антропологии

Наблюдение. Определение, параметры, виды. Биографический метод. Сase Studies

Интервью: определение, типология интервью. Методы визуальной антропологии: построение видеоряда, использование аудиовизуальных средств, антропологический фильм.

ОК-10

3

Социальная антропология: основные направления и школы. Теории происхождения человека

Классический эволюционизм и неоэволюционизм. Методологические основания развития диффузионизма в США и Англии. Социологическая школа в антропологии: общая характеристика методологических подходов и основных достижений. Культурно-исторический подход, его становление и место в становлении американской школы исторической этнологии. Биологическое и психо- аналитическое направление. Принципы структурно-функционального подхода. Концепция культурного релятивизма. Постмодернистские концепции в социальной антропологии. Общие тенденции развития науки и место отечественной этнологии (этнографии).

Креационизм. Первичные концепции происхождение от животных. Библейская основа европейской версии креационизма. Концепция эволюционизма. Концепция Дарвина и Альфреда Уоллеса: приверженцы и противники. Современные концепции эволюции. Неодарвинизм. Трудовая теория Энгельса. Синтетическая теория эволюции (СТЭ) Концепция И. Пригожина о бифуркационном развитии. Теория двух скачков. Теории моно- и полицентризма. Космизм. Теория Болька Современные экзотические гипотезы происхождения человечества.

ОК-10

4

"Сообшества" и общество. Социогенез и стратегии выживания

Примитивные формы сообщества. Предчеловеческое и человеческое стадо. Стратегии выживания. Неолитическая революция. Территории и половой деморфизм. Примитивные формы сообщества . Вождество: начало социо-политической эволюции Появление социальных норм (табуирование). Традиционное общество. Общественное разделение труда.

ОК-10

5

Антропосоциогенез и цивилизационное развитие

Современная шкала исторического времени общества. Типология развития общества. Культурно-историческая типологизация. «Дописьменные» и «письменные» общества. «Простые» и «стратифицированные». Типология смен технологий. Концепции развития цивилизации. К.Маркса (1818-1883), О. Шпенглера (1880-1936) и А. Тойнби (1881-1975); Парсон (1902-1979). Евразийское движение и идея идеократического государства.

ОК-10

6

Современные направления социальной антропологии. Организационная антропология.

Определение, основные понятия и история формирования направления. Методологические основы исследования организационных структур. Символическое пространство организационной структуры. Английская школа антропологии организаций. Феминистский анализ трудовых отношений.

ОК-10

7

Современные направления социальной антропологии. Городская и прикладная антропология

Определение, основные понятия и история формирования городской антропологии как направления. Понтия урбанизация, девиации, маргинализации. Исследование проблемы этнической самоидентификации и этнической составляющей в процессе урбанизации. Исследование социальной дифференциации (стратификации) в городском пространстве. Народно-городской континуум. Чикагская школа городской антропологии. Примордиализм и этноцентризм. Культурный релятивизм и проблемы толерантности. Прикладная антропология как направление, центры, специалисты, основные понятия. Экологические аспекты прикладной антропологии. Антропология действия: спектры приложения.

ОК-10

8

Константы жизни человека. Антропология в обществе: парадигмы развития и этика социальной антропологии

Культура повседневности. Язык и культура. Понятие жизненная среда. Экологическая культура: традиционная и инновационная составляющие. Эволюция труда и профессиональная культура. Социальное и научное знание: проблема определения грани между истиной и заблуждением. Любовь как феномен человеческого бытия. Сакральность и сексуальность отношений. Насилие как форма проявления доминирования. Природа и теория игры. Игра как механизм контроля. Соотношение жизни и смерти в традиционной и современных культурах. Вариация спектров понимания «свободы».

ОК-10

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Целями освоения дисциплины Социальная антропология являются icon3. Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины Процесс...
Целями освоения учебной дисциплины «Корпоративная социальная ответственность» являются
Целями освоения дисциплины Социальная антропология являются iconЗадачами освоения дисциплины являются
Целями освоения дисциплины «Таможенные платежи и таможенная стоимость в различных таможенных процедурах» являются
Целями освоения дисциплины Социальная антропология являются iconПрограмма дисциплины этнология и социальная антропология
...
Целями освоения дисциплины Социальная антропология являются iconПрограмма дисциплины этнология и социальная антропология
...
Целями освоения дисциплины Социальная антропология являются iconРабочая программа Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины (модуля) «Немецкий язык: вводный курс» являются формирование систематизированных знаний в области второго...
Целями освоения дисциплины Социальная антропология являются iconРабочая программа дисциплины социальная экология направление подготовки...
Особое значение в курсе социальной экологии имеет усвоение учащейся аудиторией экологического императива, подразумевающего глубокое...
Целями освоения дисциплины Социальная антропология являются iconРабочая программа Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины...
Дисциплина «Психология» относится к «Дисциплинам по выбору» гуманитарного, социального и экономического цикла ( В. Дв. 3). Для освоения...
Целями освоения дисциплины Социальная антропология являются iconРабочая учебная программа дисциплины
Целями освоения дисциплины являются формирования у студента системы знаний об основных
Целями освоения дисциплины Социальная антропология являются iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Правовое обеспечение...
Целями освоения дисциплины (модуля) Правовое обеспечение образовательной деятельности являются
Целями освоения дисциплины Социальная антропология являются iconРабочая программа Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины...
Изучение дисциплины "Юридическая психология" студентами-юристами предполагает следующие цели
Целями освоения дисциплины Социальная антропология являются iconРабочая программа Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины...
Изучение дисциплины "Юридическая психология" студентами-юристами предполагает следующие цели
Целями освоения дисциплины Социальная антропология являются iconПрограмма по дисциплине Психология и педагогика Для направления/специальности...
...
Целями освоения дисциплины Социальная антропология являются iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целями освоения дисциплины являются «Институциональная экономика» являются ознакомление студентов с теоретическими основами институциональной...
Целями освоения дисциплины Социальная антропология являются iconСоциальная антропология учебно-методический коплекс
С 69 Социальная антропология: учебно-методический комплекс / авт сост. М. А. Петрова. – Спб.: Ивэсэп, 2011. 32 с
Целями освоения дисциплины Социальная антропология являются iconРабочая программа дисциплины «Информационная безопасность»
...
Целями освоения дисциплины Социальная антропология являются iconРоссийской федерации
Целями освоения дисциплины «Трудности орфографии и пунктуации: методический аспект» являются


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск