Скачать 331.86 Kb.
|
ИВЭСЭП САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА СОЦИАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОПЛЕКС направление: 031600.62 – Реклама и связи с общественностью специальность: 030602.65 (350400) – Связи с общественностью Санкт-Петербург 2011 ББК 60.5 С 69 Социальная антропология: учебно-методический комплекс / авт.-сост. М.А. Петрова. – СПб.: ИВЭСЭП, 2011. 32 с. Утвержден на заседании кафедры Связи с общественностью, протокол № 5 от 15.12.2010 г. Утвержден и рекомендован к печати Научно-Методическим Советом, протокол № 3 от 15.12.2010 г. Автор-составителькандидат философских наук, доцент М. А. Петрова Рецензенткандидат философских наук, доцент Т. Б. Кострицкая Ответственная за выпуск Н. А. Фролова Компьютерные работы М. П. Жуковой © М. А. Петрова, 2011 © СПбИВЭСЭП, 2011 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цели и задачи курса Социальная антропология как исследовательская и учебная дисциплина – это область знания, объектом которой является человек в его социокультурном измерении. Необходимость преподавания дисциплины «Социальная антропология» студентам, обучающимся по специальности «Связи с общественностью», обусловлена тем, что каждому специалисту, который планирует работать в сфере межличностной и межкультурной коммуникации, следует обладать определенным объемом информации о социальной природе человека. Цель курса – формирование знаний о сущности человека, его роли в обществе и культуре, смысле, ценностях и перспективах человеческого существования, способностях и потребностях, интересах и мотивах социальной деятельности. В процессе преподавания социальной антропологии предполагается решить следующие задачи:
В результате изучения данного курса студенты должны научиться:
Включенные в содержание курса темы являются важнейшими теоретическими проблемами в области социально-философской антропологии и обеспечивают методологическую основу формирования у студентов целостной концепции человека и применения этих знаний в практической сфере межличностного взаимодействия. Виды занятий и методики обучения Основными видами занятий являются: теоретические занятия (лекции), практические занятия (семинары), самостоятельная работа студентов. Содержание дисциплины распределяется между лекционным курсом и семинарскими занятиями на основе принципа дополнительности, что предполагает отсутствие дублирования вопросов, вынесенных на теоретические и практические занятия, и позволяет изучить больший объем материала. Теоретические занятия организуются по потокам, общий объем лекционного курса 20 часов. Практические занятия проводятся по группам, общий объем семинарских занятий 14 часов. На практических занятиях могут применяться следующие методики обучения: сообщения, дискуссии, опросы, ролевые игры, метод «малых групп» и т.д. Самостоятельная работа студентов должна быть направлена на закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях, подготовку к предстоящим практическим занятиям, промежуточной аттестации, тестированию и зачету. Самостоятельная работа может быть оформлена в виде реферата по предложенной в УМК тематике. Нормативный объем самостоятельной работы студентов для дисциплины «Социальная антропология» установлен в размере 30 часов. Формы контроля Оперативный контроль проводится с целью определения качества усвоения лекций и осуществляется в виде письменных экспресс-опросов (1-2 вопроса в конце занятия) по только что прочитанному материалу. Рубежный контроль проводится два раза за период изучения дисциплины: - в середине семестра в форме промежуточной аттестации по результатам практических занятий. - в конце семестра в форме тестирования. В качестве итогового контроля знаний студентов учебным планом предусмотрен зачет, который проводится по материалу всего курса в форме устного собеседования. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ Проблемы, которые рассматриваются в учебном курсе «Социальная антропология» в той или иной мере затрагивают каждую человеческую личность, так как предметом данной области знания является человек как потенциальный и реальный субъект общественной жизни. Усвоение антропологического знания тогда эффективно, когда информация не просто запоминается, а переживается студентом, становится элементом его внутреннего мира, системы ценностей. Познание в данном случае должно стать самопознанием. В связи с этим задача студентов – не только получение информации об окружающем мире, а и прояснение человеческого смысла природной и социокультурной реальности. Исходя из изложенной выше методологической установки на «человеческое измерение» образовательного процесса, студентам, изучающим курс «Социальная антропология», необходимо учесть следующие методические рекомендации: 1. Слушание лекций не должно сводиться к пассивному восприятию излагаемого на них материала. Это живой процесс. Преподавателя надо не только слушать, но и слышать. Задача студентов – работа на лекции в системе внутреннего диалога с педагогом, чтобы содержание лекции стало частью их собственной системы мышления. Лекцию следует конспектировать, что способствует лучшему усвоению теоретического материала и позволит получить положительные результаты при проведении экспресс-опросов и сдаче зачета. 2. Семинары являются самой активной формой изучения предмета. Практические занятия проводятся в виде семинара-дискуссии с делением студенческой аудитории на малые группы «докладчиков», «оппонентов», «участников дискуссии» и с соответствующим распределением ролей. Студентам, выступающим в роли докладчиков, необходимо всесторонне раскрыть теоретическую сторону вопроса, проиллюстрировать материал ссылками на первоисточник, показать практическую ценность обсуждаемой проблемы. Задача оппонентов – отметить недостатки в изложении темы докладчиками, задать им вопросы, начать дискуссию. Остальные участники семинара должны поддержать обсуждение, высказать свою позицию по рассматриваемой проблеме, оценить работу докладчиков и оппонентов. Присутствие и работа на семинарах является необходимым условием для получения положительной оценки при проведении промежуточной аттестации. 3. Самостоятельная работа студентов – это прежде всего работа с книгой, результат которой – умение читать и понимать специальную литературу философского, антропологического, культурологического, социологического характера – студенты должны продемонстрировать на семинарских занятиях и при сдаче зачета. Изучение оригинальных творений выдающихся мыслителей требует, во-первых, обязательного краткого конспектирования прочитанного источника, что помогает полнее уяснить смысл содержащихся в произведении идей. Конспект – не самоцель, а наиболее эффективный способ проникновения в глубину мировой философско-антропологической мысли, так как планомерное следование за ходом размышлений знаменитого автора должно вызвать ответный мыслительный процесс в сознании читателя. Во-вторых, после изучения первоисточника студентам необходимо в тезисной форме изложить свое понимание прочитанного текста, его смысл и значение для них как личностей и как будущих специалистов. Самостоятельная работа с первоисточниками и комментирующей литературой может быть оформлена в виде реферата. 4. Зачет как итоговая форма контроля сдается в устной форме по представленным в УМК вопросам. Для подготовки к зачету студентам необходимо изучить конспект лекций, основную учебную литературу и тексты первоисточников, которые обсуждались на семинарских занятиях. Кроме того, при выставлении зачета учитывается вся работа студента в течение семестра: посещение лекций, работа на семинарских занятиях, результаты экспресс-опросов, промежуточной аттестации, тестирования, оценка за реферат. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Тема 1. Социальная антропология в системе гуманитарного знания Многообразие подходов к изучению человека: религиозный, философский, научный. Антропологическое знание как система, его структура и основные элементы. Содержание и соотношение понятий «физическая антропология», «философская антропология», «социальная антропология», «культурная антропология», «этнология». Социальная антропология и социология. Социальная антропология и психология. Философские основания социальной антропологии. Дискуссия о месте социальной антропологии в современном человекознании. История становления социальной антропологии как самостоятельной области знания. Предметное поле социальной антропологии: взаимосвязь внутреннего мира человека с внешним по отношению к нему социальным миром. Основные способы взаимодействия человека и социума как взаимосвязи внутреннего и внешнего. Объективация продуктов духовного мира человека как главная проблема социальной антропологии. Социальная антропология – область знания о внутреннем духовном мире человека как потенциального и реального субъекта социокультурного творчества. Понятийный аппарат социальной антропологии и его духовно-практический характер. Человеческое бытие, культура, личность, свобода, ответственность, творчество, игра, совесть, смысл жизни как категории социальной антропологии. Двойственность методологии социально-антропологического познания. Сочетание научных и вненаучных (обыденных, религиозных, художественных, философских) познавательных форм. Недостаточность чисто объективистского подхода к изучению человека. Активность человека как субъекта социально-антропологического познания. Роль интуиции, рефлексии и самонаблюдения. Тема 2. Образ человека в истории антропологического знания Человек в мифологической картине мира. Образ человека в античной философии: человеческое как «телесно человеческое». Постановка в античности важнейших антропологических проблем: сущности и предназначения человека, соотношения веры и знания, души и тела, разума и чувства (Сократ, Платон, Аристотель, Сенека). Человек и Бог в религиозной антропологии средних веков (Августин Аврелий, Пьер Абеляр, Фома Аквинский). Антропоцентризм и гуманизм, поиск индивидуальности человека в эпоху Возрождения (Эразм Роттердамский, Мишель Монтень). Человек эпохи Просвещения: рационализм и социальный оптимизм, идеал свободной и автономной личности (Дидро, Вольтер, Руссо, Кант, Гегель). Антропологический материализм Л. Фейербаха. Иррационализм и пессимизм неклассических концепций человека 19 в., отрицание жизни и романтизация смерти (Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше). Марксистская трактовка сущности человека как «ансамбля» общественных отношений, субъекта общественно-исторического развития. Религиозно-антропологические мотивы русской философии конца 19 – первой половины 20 вв. (В. Соловьев, В. Розанов, Н. Бердяев, Е. Трубецкой, С. Франк, П. Флоренский, И. Ильин). Тема 3. «Антропологический поворот» в культуре 20 века Антропологизм как ведущее содержание культуры 20 века. Социально-политические и духовные причины нового «поворота» к человеку в современной социально-философской мысли. Человек как центральная проблема для немецкой «философской антропологии» (М. Шелер, А. Плеснер, А. Гелен), экзистенциализма (М. Хайдеггер, К. Ясперс, А. Камю, Ж.-П. Сартр), персонализма (Э. Мунье, Ж. Лакруа), фрейдизма и неофрейдизма (З. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм, Ж. Лакан). Антиметафизическая направленность современных концепций человека, переход от абстрактных проблем сущности человека к вопросу его существования в мире. Французская социологическая школа (Э. Дюркгейм, М. Мосс). Структурная антропология К. Леви-Стросса. Радикальная переоценка человека социально-философской мыслью 20 века. «Конец истории» и «смерть человека». Необходимость доказательства «бытия человека как человека». Человек в постмодернистской антропологии (Ж. Делез, Ф. Гваттари, М. Фуко). Тема 4. Человек как предмет социальной антропологии Социально-философская антропология о природе (сущности) человека: многообразие подходов. Природа человека и его атрибутивные свойства. Внутренний и внешний мир; их единство и противоречивость. Человек как сложная многоуровневая система, как воплощение противоречивого единства биологического и социального, духовного и телесного. «Незавершенность» человека как биологического существа и ее компенсация в процессах социокультурного творчества и самосовершенствования. Биологическая природа человека. Специфика человеческой телесности. Отношение к телу в различных культурах, философских и религиозных системах. Социобиологическая концепция телесности (Э.О. Уилсон) – поиск биологических предпосылок социального поведения человека. Концепция телесности С. Грофа (транс-персональная психология). Тело как организм. «Телесное Я» как элемент самосознания человека. Тело – посредник между социальным и индивидуальным. Тело как феномен культуры. Тело человека как результат взаимного действия органического и культурного развития. Забота о теле. Контроль над телом. Система дисциплинарных пространств и практик формирования телесности в обществе. Актуальность проблемы власти над телом для любого общества. Формирование рациональности, духовности на основе воспитания определенного типа телесности. Социальная природа человека. Понятие индивида, личности и индивидуальности. Многообразие подходов к определению личности. Личность как единство сознания и поведения. Объективное и субъективное, внутреннее и внешнее в генезисе антропологической целостности. Структура личности. Понятие социализации: содержание, этапы, факторы и механизмы. Социализация и индивидуализация. Проблема инкультурации. Социальная типология личности. Характер социальный и индивидуальный. Типология социального характера Э. Фромма. Понятие ориентации. Классификация потребностей личности (А. Маслоу). Антропогенез как проблема социальной антропологии. Сущностные черты антропогенеза. Онтогенез и филогенез. Проблема происхождения человека в истории культуры. Религиозные трактовки происхождения человека. Творение человека как «другой свободы» – кульминационный момент процесса творения. Эволюционный подход к проблеме происхождения человека в научном и философском мышлении. Теория Ч. Дарвина как альтернатива христианской концепции креационизма. Ф. Энгельс о роли социальных факторов в процессе антропосоциогенеза. Дальнейшее развитие эволюционной теории в философии и науке 20 в. Идея происхождения человека как «ошибки» природы. Христианский эволюционизм Тейяра де Шардена. Современные представления об антропогенезе. Тема 5. Человек – творец и творение культуры Понятие культуры: многообразие подходов. Культура как опыт жизнедеятельности и как программа социального наследования. Формы и этапы накопления и трансляции опыта в процессе социального конструирования. Понятия и показатели социокультурного процесса. Социальные и личностные функции культуры. Наука, искусство, религия как элементы культуры. Средства массовой коммуникации в системе культуры. Культура и человек: антропологические проблемы теории культуры. История становления и основные проблемы культуральной антропологии (Ф. Боас, А. Кребер). Превращение человека из творения культуры в ее творца как суть исторического развития культуры. Человек как творение культуры. Динамика (основные этапы) вхождения человека в культуру. Типология культуры личности. Социальные институты семьи и образования как факторы формирования личности. Человек как творец культуры. Понятие творчества: многообразие подходов. Виды творчества. Творческий потенциал человека. Потребности, способности и умения человека как субъекта социокультурной деятельности. Тема 6. Аксиологические проблемы жизни, смерти и бессмертия человека Жизнь как способ бытия человека. Многозначность понятия жизни в философии и науке. Содержание и соотношение категорий «человеческое бытие», «жизнь», «экзистенция». Жизнь как обыденность и жизнь как бытие-на-пределе. Ценность жизни. Отношение к жизни в различных культурах, религиозных и философских системах. Отрицание жизни и поэтизация смерти (А. Шопенгауэр). Благоговение перед жизнью (А. Швейцер). Биофилия и некрофилия как способы социально-психологического ориентирования личности. Особенности некрофильного характера (Э. Фромм). Проблема смысла жизни. Различные трактовки смысла человеческой жизни в истории антропологической мысли. Смысл жизни как интегрированное выражение свободы человека. Смысл жизни как регулятивное понятие. Смысл жизни как отношение человека к своей жизненной позиции и личному достоинству. Выбор решения и линии поведения – основа смысложизненного поиска. Смысл жизни и ценности жизни. Типы смысложизненных ценностей, их классификация (В. Франкл). Проблема смерти человека (философско-культурологический аспект). Танатология как раздел философии. Историческая вариативность отношения к смерти. Смерть как тайна человеческого существования. Бытие-к-смерти М. Хайдеггера. Осознание собственной смертности как подлинно человеческое качество. Эмоциональная абсолютизация смерти. Страх смерти. Смерть Другого. Апология смерти и «метафизика ужаса» в культуре 20 в. Модусы смерти: смерть тела, смерть сознания, социальная смерть. Смерть как социальная проблема. Право на жизнь и право на смерть. Проблема самоубийства. «Хорошая смерть» – эвтаназия. Ритуал умирания как социально-психологический феномен. Бессмертие как отрицание смерти. Проблема личного бессмертия в религии, философии и науке. Жизнь после жизни (Р. Моуди). Иммортализм и филоиммортализм. Бессмертие актуальное и потенциальное. Бессмертие как продление рода и как продление жизни. Проблема активного долголетия. Творчество как «делание « бессмертия. Бессмертие как самосозидание личности. Любовь и бессмертие. Тема 7. Антропологическое содержание свободы и основные формы ее проявления Определение свободы в социально-философской антропологии: многообразие подходов. Свобода как осознанная необходимость. (Б. Спиноза, Г. Гегель, Ф. Энгельс). Объективные и субъективные критерии свободы. Свобода физическая, интеллектуальная и моральная (А. Шопенгауэр). Психологические аспекты проблемы свободы (З. Фрейд, В. Франкл, А. Маслоу). Основные признаки свободы: попытки построения системных моделей. Свобода «для» и свобода «от». Свобода внутренняя и внешняя (И. Ильин). Свобода выбора. Свобода и ответственность: нравственный аспект проблемы. Ответственность как социально-организующее свойство личности. Свобода и отчуждение. Ценность и цена свободы. «Обреченность» на свободу (Ж.-П. Сартр). Вседозволенность. Свобода как сознательное самоограничение. Тема 8. Игра как форма жизни Проблема игры в истории европейской философско-антропологической и культурологической мысли (Ф. Шиллер, Ф. Ницше, Й. Хейзинга, Э. Финк, Э. Берн). Игра как один из важнейших экзистенциалов человека. Антропологическое содержание игры как вида свободной деятельности человека. Игра как феномен культуры. Игра как явление внутреннего мира личности. Психологический аспект игры как одной из форм человеческих взаимоотношений. Игра и народное творчество в концепции М.М. Бахтина. Смысл игры. Признаки игры. Основные функции игры: культурообразующая, функция социализации, компенсаторная, эстетическая, коммуникативная. Классификация игр: игра-agon (борьба), игра-alea (жребий), игра-mimicry (подражание), игра-ilinx (риск). ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Цель практических занятий состоит в том, чтобы на основе изучения наиболее интересных антропологических учений разобраться в важнейших особенностях человеческой природы и условиях существования человека в современном мире. Поэтому на семинары выносятся темы курса, требующие изучения и текстологического анализа ряда философских, культурологических, социально-психологических, религиозно-этических работ крупнейших мыслителей 20 века, занимавшихся антропологической проблематикой: «Образ человека в истории антропологической мысли» и «Антропологический поворот в культуре 20 века». Семинар 1. Иррационалистические реконструкции человека в культуре 20 в. 1. Личность и культура в учении З. Фрейда. 2. Человек и его символы в «аналитической психологии» К.Г. Юнга. 3. Природа человека, проблема социального характера и аналитика человеческой диструктивности в работах Э. Фромма. Литература
Семинар 2. Экзистенциальные модели человека в современном 1. Бунтующий человек и философия абсурда А.Камю. 2. Человек и духовная ситуация современной эпохи в концепции К. Ясперса. Литература
Семинар 3. Антропологические мотивы в русской религиозной философии к. 19 – н. 20 в. 1. Личность, творчество и свобода в учении Н.А. Бердяева. 2. Проблема смысла жизни в философии Е.Н. Трубецкого и С.Л. Франка. Литература
|
Учебно-методический комплекс дисциплины социальная антропология 040200. 62 «Социология» Учебно-методический комплекс составлен на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс по дисциплине социальная антропология... | ||
Целями освоения дисциплины Социальная антропология являются Дисциплина «Социальная антропология» располагается в разделе б дв. 2 – дисциплина по выбору в Математическом и естественнонаучном... | Программа по дисциплине Психология и педагогика Для направления/специальности... ... | ||
Программа дисциплины этнология и социальная антропология ... | Программа дисциплины этнология и социальная антропология ... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины ... | Учебно-методический комплекс дисциплины «психолого-педагогическая антропология» ... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины социальная экология Специальность... Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс дисциплины визуальная антропология Цикл дс Учебно-методическое пособие предназначено для студентов исторического факультета Казанского государственного университета, изучающих... | ||
Программа дисциплины «Социальная антропология» для направления подготовки... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/специальности... | Конспект лекций по дисциплине социальная антропология Лекция 1 2 Термин "Антропология" Задачи : сформировать у учащихся представление о происхождении человека; изучить этапы становления человека; развивать умение анализировать;... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «социальная экология» Панов В. И. Социальная экология. Учебно-методический комплекс – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 2009, 72с | Учебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование... ... | ||
Рабочая программа Учебная дисциплина б 2 Этнология и социальная антропология Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии факультета по направлению подготовки 030600. 62 История | Учебно-методический комплекс дисциплины базы данных в социальной... Учебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального государственного образовательного стандарта 2-го поколения... |