Скачать 349.41 Kb.
|
Государственный университет – Высшая школа экономики Факультет философииПрограмма дисциплины Мировые религии в современном мире для направления 030100.68 «Философия» магистерская программа «Философская антропология» Автор к.ф.н., Кнорре Борис Кириллович Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры«Философия» истории философии Председатель В.Н. Порус зав. кафедрой А.М. Руткевич _____________________________ ____________________________ «_____» __________________ 200 г. «_____»_________________200 г. Утверждена УС факультета философии Ученый секретарь Л.Б. Макеева ______________________________ « ____» ___________________200 г. Москва Пояснительная записка Цель курса: 1) дать адекватное представление о феномене религии, 2) познакомить с историей и доктриной мировых религий, их влиянием на культуру, 3) дать слушателям представление о роли и месте религий в современном мире, 4) научить работать с религиозной информацией, оценивать религиозную ситуацию в государстве и обществе - соответственно, познакомить студентов с основными религиоведческими понятиями, определить принятые в обществе термины, характеризующие религиозные явления, такие, как: «религиозный», «конфессиональный», «светский», «секулярный», «сакральный», а также «фундаментализм», «модернизм», «консерватизм», «либерализм» применительно к области религии. Курс рассчитан также на то, чтобы: 5) показать связь между изначальными базисными принципами той или иной мировой религии и выражением ее современного состояния, 6) научить анализировать явления культуры на предмет их религиозной обусловленности, выявлять религиозные элементы в искусстве, философии, политике и разных сферах жизни социума. Курс ориентирован на целостное представление о религиях, предполагая описание религии в ее многогранных проявлениях: доктрина, краткая история, влияние на культуру, социально-политическое измерение – при одновременной иллюстрации взаимосвязи этих уровней. Программа курса исходит из представления о том, что давать описание той или иной религии целесообразно со ссылкой на современность - с иллюстрацией того, насколько исходные принципы той или иной религиозной системы влияют на ее современное состояние, связанную с ней культуру и психологические установки носителей данной культуры. Комплекс религиозных идей и традиций рассматривается как феномен сознания, в той или иной степени обусловленный уровнем развития цивилизации. В курсе рассматриваются мировые религии и их модификации, наиболее показательные для понимания эволюции религиозного сознания общества, воздействия религии на культуру и цивилизацию. Затронуты также некоторые новые религии и религиозно-мировоззренческие движения, показательные для целостного представления о религии как таковой. При описании отдельной религиозной системы выделяются ее идейно-образующие концепты, После их описания и характеристики показывается их эволюция, роль в истории культуры. В дальнейшем показывается проявление этих концептов в жизни общества, для которого конкретная религиозная система играет реальную роль. В курсе рассматриваются мировые религии в контексте реалий современности. Особым ракурсом такого рассмотрения является взгляд на религию сквозь призму глобализации. В этой связи, на некоторых религиозных системах, показательных для понимания воздействия процессов глобализации, сделан особый акцент. Курс ориентируется на то, чтобы студенты могли оценивать степень и характер религиозности общества, разбираться в процессах политизации, секуляризации, модернизации религии, давать целостное представление об интегральных тенденциях в области религии в контексте глобализации. В то же время значительное внимание уделяется анализу религиозных концептов в мировой культуре. В этой связи, отметим, что необходимо показать процесс десакрализации многих, изначально чисто религиозных концептов, сопровождающийся либо их исчезновением, либо включением в секулярный дискурс. Последний случай и представляет основной интерес, так как подтверждает актуальность изучения религии как фактора культуры. Также одна из важнейших задач курса – научить студента разбираться в таких вопросах, как проблема свободы совести, взаимоотношение государства и религиозных объединений. С одной стороны, в курсе приводятся основные нормативные религиозные концепции, отражающие внутренние, «корпоративные» позиции той или иной религиозной системы, с другой стороны, - международные нормативные правовые акты, регулирующие религиозную политику государств. Особое внимание уделяется сегодняшнему положению религиозных объединений в России. В данном случае необходимо сопоставление массовых стереотипов восприятия религии в России, анализ того, как эти стереотипы соотносятся с актами российского законодательства в отношении религии. Изложение принятых в обществе терминов, характеризующих религиозные явления сопровождается, с одной стороны, их объективным определением, с другой, - объяснением псевдо-смыслов этих понятий и терминов, «обывательских» значений, которые они подчас приобретают в медиа-пространстве. Методические рекомендации преподавателям Основные формы занятий: 1) лекционные занятия; 2) чтение и реферирование отдельных рекомендуемых материалов, дискуссии по основным систематическим проблемам, включенным в программу курса, фронтальный опрос на знание терминологии и базовых дефиниций. При прохождении курса преподавателям рекомендуется использование проблемного и интерактивного подходов, а также применение технических и электронных средств обучения. Тематика лекционных и семинарских занятий определяется местом, которое занимает тот или иной раздел курса в учебной программе. Планы семинарских занятий строятся так, чтобы не дублировать лекционный материал. Целесообразно давать больше заданий по сопоставлению разных религиозных систем, а также их особенностей, а также задания по анализу динамики развития религии в течение определенного отрезка времени Методические рекомендации студентам Значительная часть учебного материала должна усваиваться на лекциях. На семинарских и практических занятиях предусматривается знакомство с методами изучения исторических источников, а также с некоторыми доступными источниками по самым важным и сложным темам. При этом следует исходить из того, что лучше вдумчиво и не спеша проработать на семинарских занятиях немногие источники, нежели пытаться охватить как можно больше тем и источников, не имея возможности изучить их углубленно.. От студентов требуется большая самостоятельная работа: подготовка к семинарским занятиям, разработка отдельных учебных тем, выступления с докладами, анализ письменных источников, чтение монографий и научно-популярных работ. Основные формы работы на семинарах: – изучение текстов источников; – выступление с сообщениями и докладами (регламент – около 15 минут); – фронтальная беседа; – свободный обмен мнениями по той или иной проблеме. Студент должен сформулировать свое отношение к обсуждаемой проблеме. Формы рубежного контроля и структура итоговой оценки Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:
Тематический план учебной дисциплины
Структура курса Тема 1. Введение в предмет Основные определения религии, методы описания религиозных систем и ракурсы рассмотрения религии. Основные религиоведческие понятия: «религия», «теология», «религиозный культ», «конфессия», «деноминация», «сакральное», «профанное», «светское», «секулярное», «модернизм», «фундаментализм», «религиозный экстремизм», «эсхатология», «апокалиптика», «сотериология», «хилиазм», «атеизм». Типы религиозной веры. Теизм, монотеизм, политеизм, генотеизм, деизм, пантеизм. Замкнутость и полнота религиозных систем. Религиозный эксклюзивизм и инклюзивизм. Религия и культура. Религия как конфессия, состоящая из суммы институтов, и как “культурно-символическая реальность”, присутствующая в мировой культуре. Религия как отражение философии жизни общества. Религия как пласт социально-политического сознания. Религии мира. Классификация. Статистический портрет. Литература: Доусон К.Г. Религия и культура (пер. с англ.). СПб., 2000; Корнев В.И. Мировые религии: их роль в истории // Религии мира. История и современность. Ежегодник РАН, 1999. М., 1999. С. 143-147. Красников А., Элбакян Е. Особенности современного религиоведения // Религия и СМИ - http://www.religare.ru/analytics4206.htm Кырлежев А. Власть Церкви: публицистические статьи: 1994 – 2000. М., 2003. Малерб М. Религии человечества. М. СПб., 1997. Бабинов Ю. А., Миронов А.В. Основы религиоведения. Эволюция религии в современном мире // http://www.auditorium.ru/books/316/7.htm Митрохин Л.Н. Религиозные “культы” в США. М., 1984. Петров Ф.Н. Универсальная структура эсхатологического мифа // Религиоведение. 2004. №4. С. 46 58. Религии в современном мире // Мифы и религии мира. Учебное пособие /Сост. и ред. С.Ю. Неклюдова. М., 2004. C. 392-415. Религии мира: Учебное пособие для учителя /под ред. Я.Н. Щапова. М., 1994. Религиоведение / Под редакцией М. М. Шахнович. - СПб., 2006 Основы теории религии // Основы религиоведения / под ред. И.Н. Яблокова. М., 1998. C. 14-86. Островская Е.А. Религиозная модель общества: Социологические аспекты институционализации традиционных религиозных идеологий. - СПб., 2005 Смерть и жизнь после смерти в мировых религиях / Под ред Дж. Ньюзнера; Пер. с англ. – М., 2007. Старые церкви, новые верующие / под ред. Каариайнен К., Фурман Д. М., 2000. Учение о спасении в разных христианских конфессиях. М., 2007. Элиаде М. История веры и религиозных идей. Т. I-III. М., 2001 |
Философская антропология Философская антропология как область философского знания Фгбоу впо «поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» | 2. Профиль: Философская антропология Направление подготовки: 030100. 62 Философия. Квалификация (степень) выпускника – бакалавр | ||
Молодежные религиозные группы и антикультовые движения: история противостояния Специальность 09. 00. 13 – Религиоведение, философская антропология и философия культуры | Генезис и духовно-содержательный аспект художественно-философской концепции символизма Специальность 09. 00. 13 – философская антропология, религиоведение, философия культуры | ||
Ттелефонное консультирование 2-е переработанное Москва Введение: философская антропология и телефонная помощь: М. Бубер и м. М. Бахтин против б. Паскаля и г-г. Гадамера 9 | Художественное пространство второй половины ХХ века: философско-культурологический анализ Специальность 09. 00. 13 религиоведение, философская антропология и философия культуры по философским наукам | ||
Программа семинарских занятий по курсу философская антропология для... Для реализации поставленной цели в процессе преподавания курса решаются следующие задачи | Рабочая программа дисциплины по выбору Учебная дисциплина по выбору «Философская антропология» относится к вариативной части образовательной программы Блока Трудоемкость... | ||
Программа курса по выбору Магистратура факультета философии Магистерская... Тема Музыка И. С. Баха в идейном контексте Нового времени и Просвещения Тема Идейное наполнение музыки Л. В. Бетховена Тема Романтизм... | Виды текущего контроля, сроки проведения, оценка в баллах По курсу «Визуальная антропология» для магистров Института нпо фгбоу впо «ргуфксмиТ» 2 курса, обучающихся по направлению «Антропология... | ||
Программа дисциплины Теории справедливости Автор: Кашников Борис Николаевич. Доктор философских наук. Профессор кафедры практической философии | Культура времени в современной картине жизни 09. 00. 13 Религиоведение,... Как правило, подавляющее большинство не знакомо с теорией и практикой искусства цвета, как жизненно необходимой, естественной общечеловеческой... | ||
Автор : ученик 10 класса «Б» Варлахин Илья Молев А. И Сравнительный анализ монографий «Антропология насилия. Культура самоорганизации», «Циклы. Кризисы. Прогнозы» 17 | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная антропология» Автор программы: Петошина С. И., к ф н., доцент кафедры социальных наук фгбоу впо «мггу» | ||
Программа дисциплины «Социальная и экономическая антропология» для... Автор программы: Сусоколов Александр Александрович, кандидат исторических наук, доцент | Пояснительная записка Программа курса «Антропология» Программа курса «Антропология» соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... |