Скачать 93.96 Kb.
|
ГУ-ВШЭ Факультет философии Кафедра истории философии Программа семинарских занятий по курсу философская антропология для слушателей, обучающихся по специальности философия. Автор к.ф.н. Ищенко Н.И. Москва 2010 ГУ-ВШЭ ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ ПРОГРАММА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ Философская антропологияОписание курса семинарских занятий. Цель курса Основной целью курса является способствование более подробному ознакомлению студентов с философской антропологией как с одним из влиятельнейших направлений современной философии. Программа курса основывается на изучении фундаментальных работ основоположников этого направления и предполагает усвоение общих дисциплинарных границ антропологии как характерного этапа в истории западноевропейской философии, а также понимание особенностей антропологической тематики в рамках современной философии, ее тематического и методологического своеобразия в контексте культурно-исторической ситуации ХХ-ХХI вв. Для реализации поставленной цели в процессе преподавания курса решаются следующие задачи. Помочь студентам сориентироваться в сложном и противоречивом комплексе проблем антропологической тематики современной западной философии на примере одного из ее влиятельнейших и базовых направлений; приобрести и отработать навыки историко-философского и логико-методологического анализа философско-антропологической мысли в частности и современной гуманитарной мысли вообще; а также предоставить студентам возможность для более глубокого самостоятельного изучения первоисточников. Формы рубежного контроля и структура итоговой оценки Оценка за зачет рассчитывается по формуле: Отек = 1*Ореферат Онакопленная1 = 0,6*Отек+0,4*Оауд Опромежуточная 1 = 0,7*Онакопленная1+0,3*Озачет Итоговая оценка по учебной дисциплине рассчитывается по формуле: Отек = 1*Ореферат Онакопленная 2 = 0,6*Оауд + 0,4*Отек Онакопленная = (Опромежуточная 1 +Онакопленная 2):2 Орезультирующая = 0,7*Онакопленная 2 +0,3*Оэкзамен Способ округления оценок на каждом этапе - арифметический Содержание курса. Занятие 1. Философская антропология ХХ века как попытка целостного понимания человека. Теоретические истоки. Основные идеи. Проблема духовно-нравственных основ западной цивилизации: история и современность. Христианская культура и идея человека: имморализм Ницше и этический априоризм Шелера. Критика гуманитаризма в работе Шелера «Ресентимент в структуре моралей». Проблема классификации антропологических учений.Историко-философский обзор эволюции антропологической проблематики в работе М. Шелера "Человек и история".Проблема сущности и происхождения человека.Литература. Шелер М. Ресентимент в структуре моралей. С.-Пб., Наука, 1999. Шелер М. Человек и история.//Шелер М. Избранные произведения. М., Гнозис, 1994 г. Стр. 70-97. Шелер М. Формы знания и образование.//Человек. – 1998, № 4. Стр. 85-96. Шелер М. Человек в эпоху уравнивания.//Шелер М. Избранные произведения. М., Гнозис, 1994 г. Стр. 98-128. Буржуазная философская антропология ХХ века. Под ред. Григорьяна Б.Т., М., Наука, 1986 г. Бубер М. Проблема человека".//Бубер М. Два образа веры. М., Республика, 1995 г. Стр.157-232. Философы ХХ века. Под ред. Руткевича А.М., Вдовиной И.С., М., Искусство 21 век, 2004, ч.1. Стр. 308-326.Работа М. Шелера "Человек и история". Историко-философский анализ. Введение. Пять основных типов самопонимания человека (5 глав работы). Глава 1. Позиция теоцентризма. Глава 2. Позиция космоцентризма. Глава 3. Позиция позитивизма (естественно-научная). Идея "homo faber" (человека "делающего", "умеющего"). Глава 4. Позиция иррационализма (философско-пессимистическая в мировоззренческом плане). Идея "дионисического" человека. Глава 5. Позиция "новой" метафтзики как атеизма "нового" типа ("постулаторного атеизма серьезности и ответственности"). Идея человека "нового типа" (как "духовного образа" героя и гения, как Богочеловека).Литература.Шелер М. Избранные произведения. М., Гнозис, 1994 г. Стр. 70 -97.Занятие 2.Программа философского познания человека М. Шелера. «Положение человека в Космосе».Введение. Идея "человека" как проблема. Сущностное понятие человека. Глава 1. Ступенчатая последовательность психофизического бытия. Чувственный порыв (растение). Инстинкт (животное). Ассоциативная память (высшие животные). Практический интеллект (высшие животные). Глава 2. Сущностное различие "человека" и "животного". Сущность "духа" - свобода, предметное бытие, самосознание. Примеры "духовных" категорий: субстанция; пространство и время как "пустые" формы. Дух как чистая актуальность. Глава 3. Идеирующее познание сущности как основной акт духа. "Феноменологическая редукция" как техника снятия сопротивления (реальность, сопротивление, сознание). Акт идеации. Человек как "аскет жизни". Литература. Шелер М. Положение человека в Космосе.//Шелер М. Избранные произведения. М., Гнозис, 1994 г. Стр. 129-165. http://musa.narod.ru/sheler2.htm Занятие 3. Теизм и «метаантропология» позднего Шелера. Глава 4. "Негативная" и "классическая" теории человека и их критика. Взаимоотношение духа и мощи в природе, человеке, истории и мирооснове. Глава 5. Тождество тела и души. Критика Декарта: уязвимость картезианской позиции и аргументация Шелера в пользу новой постановки вопроса. Критика "натуралистических" воззрений: формально-механистического и виталистского, трех их модификаций. Критика антропологической теории Л. Клагеса. Глава 6. К метафизике человека."Метафизика" и "религия". Литература. Шелер М. Положение человека в Космосе.//Шелер М. Избранные произведения. М., Гнозис, 1994 г. Стр. 166-193. Занятие 4. Философская антропология Х. Плеснера. Попытка преодоления метафизического дуализма М. Шелера. Критика методологической оппозиции метафизика-естествознание. Вариант монистического учения о человеке. Элементы биологизма. Учение о внебиологическом характере природы человека. Представление о «сущности» человека как об уникальной способности живого, обнаруживающейся в специфическом преодолении им биологических рамок своего естественного существования. Понятия эксцентричности, границы, позициональности. Литература. Плеснер Х. Ступени органического и человек: введение в философскую антропологию.//Проблема человека в западной философии. Под ред. Попова Ю.Н., М., Прогресс, 1988. Стр.96-151. Плеснер Х. Ступени органического и человек: введение в философскую антропологию. М., Росспэн, 2004. Стр.211-297. Занятие 5. Учение Х. Плеснера о «сфере животного» и «сфере человека». Позициональность закрытой и эксцентрической формы. Понятие личности. Животное и личность. Тема внутреннего и сопредельного мира. Основные антропологические законы. Человек как «провал», «зияние» в природе. Философия Плеснера и идеология позитивизма как типы представлений о человеческой природе. Литература. Плеснер Х. Ступени органического и человек: введение в философскую антропологию. М., Росспэн, 2004. Стр.211-297. http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000877/ Занятие 6. «Антропо-биологическая» философия А. Гелена. Истоки концепции А. Гелена. Специфика биологической антропологии Гелена. Ориентация на данные специальных наук и антиметафизическая направленность в духе позитивизма и прагматизма. Критика эволюционизма. Тезис о радикальном отличии биологии человека. Представление о философской антропологии как о науке. Предмет и задача философской антропологии по Гелену. Понятие действия. Человеческое существование, его условия и принципы организации как предмет философской антропологии. Единство целостности человеческой природы и ее биологической недостаточности. Человек как «недостаточное существо». Две «природы» человека: естественная и культурная. Роль «второй» природы в аспекте выживания человека. Культура и формы деятельности. Теория влечений. Роль процесса воспитания в формировании человека как личности. Литература. Гелен А. О систематике антропологии.//Проблема человека в западной философии. Под ред. Попова Ю.Н., М., Прогресс, 1988. Стр. 152-201. Руткевич А. М. Арнольд Гелен.//Философы ХХ века. Под ред. Руткевича А.М., Вдовиной И.С., М., Искусство 21 век, 2004, кн.2. Стр. 85-102. Руткевич А. М. Теория институтов А. Гелена.//История философии - 2000, №5, М. Занятие 7. Теоретический анализ работы А. Гелена «О систематике антропологии». Антиметафизическая направленность работы. Идея науки о человеке. Тезис о целостности человека. Понятие действия как искомой отправной («психофизически нейтральной») точки в понимании человека. Понятие культуры. Понятия морали и дисциплины. Понятия эмпирических условий существования человека и их связей как гаранта этого существования. Неприменимость понятия «окружающего мира» как характеристики человеческого существования. Принципиальные затруднения: «окружающий мир» и «сфера культуры». Человек как неспециализированное существо. Понятия специализации животного, недостаточности и целостности человека. Специфика биологической конституции человека как ключ к его философскому пониманию. Понятие разгрузки. Структурные законы сенсомоторной жизни и язык. Процессы разгрузки и мышление (символика, звук, интенция, побуждение, логика). Мышление и действие. Понятия зияния и пластичности. Проблема эмпирического удостоверения теории А. Гелена. Работы К. Лоренца. Понятие трансформации. Действие как источник всех духовных свершений человека. Литература. А. Гелен. О систематике антропологии.// Проблема человека в западной философии. Под ред. Попова Ю.Н., М., Прогресс, 1988. Стр. 152-201. http://anthropology.ru/ru/texts/gelen/system_1.html Литература. Обязательная.
Дополнительная.
Искусство 21 век, 2004 . Кн.1, 2.
Прогресс, 1988.
Республика, 1995. Стр.157.
Наука, 1986 г.
Интернет: http://musa.narod.ru/sheler2.htm http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000877/ http://anthropology.ru/ru/texts/gelen/system_1.html Примерные темы рефератов и контрольных работ. 1.Философская антропология ХХ века как попытка целостного понимания человека. 2.Теоретические истоки и основные идеи философской антропологии. 3.Философская антропология Ницше и Шелера и проблема духовно-нравственных основ западной цивилизации. 4.Эволюция антропологической проблематики и работа М. Шелера «Положение человека в Космосе».5.Метафизика и естествознание о проблеме сущности и происхождения человека.6.Программа философского познания человека М. Шелера.7.Теизм и «метаантропология» позднего Шелера. 8.Философская антропология Х. Плеснера. 9.Учение Х. Плеснера о «сфере животного» и «сфере человека»: сравнительный анализ. 10.«Антропо-биологическая» философия А. Гелена. 11.Учение А. Гелена о действии как «источнике всех духовных свершений человека». |
Философская антропология Философская антропология как область философского знания Фгбоу впо «поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» | Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности Философия (030100. 62) и по направлению Культурология... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности Философия (030100. 62) и по направлению Культурология... | Семинарских занятий по курсу И 90 Планы семинарских занятий по курсу «История России. XX век»: Учебно-методические рекомендации для студентов исторического отделения... | ||
Планы семинарских занятий по курсу Философия науки для аспирантов... Планы семинарских занятий по курсу Философия науки для аспирантов факультетов биологии и бб мгу | Виды текущего контроля, сроки проведения, оценка в баллах По курсу «Визуальная антропология» для магистров Института нпо фгбоу впо «ргуфксмиТ» 2 курса, обучающихся по направлению «Антропология... | ||
2. Профиль: Философская антропология Направление подготовки: 030100. 62 Философия. Квалификация (степень) выпускника – бакалавр | Молодежные религиозные группы и антикультовые движения: история противостояния Специальность 09. 00. 13 – Религиоведение, философская антропология и философия культуры | ||
Генезис и духовно-содержательный аспект художественно-философской концепции символизма Специальность 09. 00. 13 – философская антропология, религиоведение, философия культуры | Художественное пространство второй половины ХХ века: философско-культурологический анализ Специальность 09. 00. 13 религиоведение, философская антропология и философия культуры по философским наукам | ||
Тема урока: «Шекспир на все времена» (2 академических часа) Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности Философия (030100. 62) и по направлению Культурология... | Методическое пособие для проведения семинарских, индивидуальных занятий... Методическое пособие для проведения семинарских, индивидуальных занятий и самостоятельной работы по курсу «Бюджетная система Российской... | ||
Формы и виды организации учебной деятельности на уроках «Основы религиозных... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности Философия (030100. 62) и по направлению Культурология... | 1. Философское понимание бытия и материи Востока, Античная философия, философия Средних веков, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени, современная философия,... | ||
1. Философское понимание бытия и материи Востока, Античная философия, философия Средних веков, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени, современная философия,... | План практических (семинарских) занятий для специальности «Стоматология» № Философия Древней Индии: общая характеристика философских школ (йога, джайнизм, буддизм, чарвака-локаята) |