Скачать 333.03 Kb.
|
На правах рукописиИльина Наталья ВладимировнаГенезис и духовно-содержательный аспект художественно-философской концепции символизма. специальность 09.00.13 – философская антропология, религиоведение, философия культуры АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук Ростов-на-Дону 2007 Диссертация выполнена в отделе гуманитарных и социальных наук Федерального государственного научного учреждения «Северо-Кавказский научный центр высшей школы».
Защита состоится 14 марта 2007 г. в 15-00 на заседании диссертационного совета Д212.208.13 при Южном федеральном университете по адресу: г.Ростов-на-Дону, ул.Пушкинская, 140.С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Южного федерального университета по адресу ул. Пушкинская, 148. Автореферат разослан 14 февраля 2007 г. Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат философских наук, доцент Шульман М.М. Общая характеристика исследования. Актуальность темы исследования. Исследование символизма как художественно-философской концепции в искусстве конца XIX – начала XX веков, представляется нам актуальным, поскольку раскрытие условий и особенностей формирования их теории, позволяет раскрыть специфику мировоззрения символизма. Анализ концептуальных основ данного направления, поднимается не впервые, но этот вопрос по-прежнему остается открытым для исследователей, рассмотренное под новым углом зрения духовное и интеллектуальное наследие символизма, расширяет сложившиеся представления о нем. Влияние философии на искусство символизма, привело к выявлению той области, за которой окончательно было закреплено наименование культуры, ибо это – область объективированной субъективности, опредмеченных форм. Мир символов выражал ценности социального общения, идеалы и верования. В результате тесного взаимодействия философии и культуры, в концепции символизма появляются новые смыслы ценностей. Представления символистов об идеальном мире нашли свое отражение в формировании нового художественно-эстетического идеала. Изучение этого представления, помогает понять истоки современной художественной культуры. Символизм - это общеевропейское явление. Мы не ставили задачу рассмотреть отдельные национальные школы и направления, а рассмотрели наиболее общие черты характерные для художественно-философской концепции символизма. Также, в сферу внимания нашей работы не попадают сравнительный анализ художественной философии символизма как направления в искусстве и собственно философские концепции символистов. Их работы мы будем привлекать только постольку, поскольку это будет необходимо для выявления сущности художественной философии исследуемого нами направления. Центральное место в мировоззренческой системе символизма занимает проблема выявления скрытой реальности и определение реализма. Критика научного видения мира была сопряжена с поиском новой интерпретации реального, а также с поиском смысловых оснований подлинного и свободного бытия личности, не желавшей считать себя отныне «выводной», дедуцируемой окончательно из всеобщей субстанции. Символизм в поисках определения и выражения скрытой реальности положил, продолжил и еще больше обосновал идеалистические традиции в искусстве и культуре последующих художественных поколений. Пожалуй, наиболее наглядно это прослеживается в художественных направлениях, где философская мысль начинает занимать центральное место, оказывая влияние тем самым на характер художественных средства выражения (линия, цвет, рисунок, и т.д.), последние иной раз достигают такого размаха, что становиться автономной (самодовлеющей) формой (абстракционизм, супрематизм, конструктивизм и т.п.). Концепция символизма нашла удивительное и выразительное средство для выявления трансцендентной действительности – символ. Он одновременно содержал в себе тайну и мог осуществить мечту о соединении миров необходимости и свободы – природы и нравственной деятельности. В образе-символе предметный образ и глубинный смысл выступают как два полюса, немыслимые один без другого (смысл теряет вне образа свою очевидность, а образ вне смысла, с точки зрения символиста, становится простым подражанием предмету). Для символиста символ представляет собой органическое единство предметного начала и слова. В философско-эстетических построениях символизма эти два аспекта предстают в неразрывном единстве. Разведенные между собой они порождают «напряжение», в котором, по мнению ряда исследователей, и состоит сущность символа как элемента художественного мира. Смысл символа объективно осуществляет себя не как наличность, но как динамическая тенденция: он не дан, а задан. Если продолжить мысль Гёте, который назвал символ образом, сфокусированным в зеркале духа и сохраняющим тождество с объектом, то можно сказать, что множественность употребления одного символа разными художниками, а также разное восприятие этого символа множеством читателей и порождают бесконечную перспективу бесконечных проявлений и воплощений данного художественного образа, а значит, и новых смыслов. Поэтому символизм сконцентрировал в себе суть культурной жизни XIX века, передвинув роль философской мысли с периферии в центр. Таким образом, с точки зрения символизма, мир человека с его ценностями и смыслами, и есть подлинная культура, где личность приобретает свободу бытия, в отличии от сферы науки, где действует механизм внешнего воздействия или принуждения. В обстоятельствах разработки нового понимания реализма и реальности, символизм формирует человека мистического, который в результате высветился как образ человека переходной эпохи (конца XIX – начала XX веков). В символизме трансформация представлений о человеке исторически произошла на уровне художественно-образных и философских обобщений. С такой точки зрения еще боле отчетливо воспринимается, что символизм прошлого столетия, работал на возрождение духовности в искусстве, на создание идеала. Отсюда берут истоки идеалистические, иррационалистические и антипозитивистские представления символистов, которые стали фундаментом их концепции. Степень разработанности проблемы. Интерес к проблеме символизма значительное место занимает в исследованиях философов, художников, историков, искусствоведов начиная еще с конца ХIX века. Среди подходов по изучению символизма как культурного феномена, существуют работы, как по персоналиям, так и типологические исследования. Задачи, поставленные в диссертации, решаются на материале классических философских, искусствоведческих, эстетических, культурологических работах, живописи европейских и русских символистов. Поэтому имело значение общее обозрение персоналий живописцев-символистов, их концепций. Большая группа работ посвящена европейским символистам: Я. Тугенхольд , М. Нордау, Д. Кристиан, А. Даманская, Р. Ульмер, А.Lehman., S.Adams, A.Comiru. Изучение художественного творчества русских символистов было рассмотрено в трудах С. Яремича, А. Иванова, Э. Гомберг-Вержбинской, В. Ракитина, Н. Тарабукина, М. Алленова, Д. Коган, П. Суздалева, Н. Дмитриевой, М. Алпатова, Н.Сергеевой, И. Машбиц-Верова, Н. Маковского, В. Князевой. Все эти работы представляют большой интерес для изучения творчества отдельных художников-символистов, однако не содержат философско-концептуального анализа концепции символизма как феномена культуры. Западноевропейский символизм в живописи не привлекал к себе сильного внимания до второй половины ХХ в., в этот период на западе начинается изучение его творческих основ и художественных идей: Anderson D. L. Symbolism, Balakian Anna Bibliography of Symbolism as an International and Multi-Disciplinary Movement. Основную часть работ по русскому символизму составляют литературоведческие исследования З. Минц, С. Аверинцева, Л. Долгополова, Л. Колобаевой, Е. Ермиловой, С. Ломтева, И. Искржицкой. В их исследованиях рассматриваются проблемы жизни и творчества русских поэтов-символистов, а также проводится анализ художественно-эстетических идей программы русского символизма в поэзии, но живопись в символизме в данных работах не отражена. Проблема символа является ключевой в художественно-философской концепции символизма. В рамках символизма вообще не существовало единой концепции символа. Поэтому для исследования специфики символа в данном художественном направлении потребовало привлечение философских трудов классических философов, а также теоретиков-символистов. В западноевропейской философии исследование символа были освящены в трудах Г.В. Гегеля, Ф.В. Шеллинга, позднее у Э.Кассирера, З.Фрейда, К. Юнга, А. Уайтхеда. Эти работы по теории символа учитываются в нашей диссертации, однако не представляют для нас интереса, особенно более поздние исследования, так как они не могли оказать влияние на историко-философские условие формирования символа в концепции символистов. В русской философии проблема символа наиболее полно разработана еще Вяч.Ивановым, а также этой темы коснулись П. Флоренский и А.Лосев. Понятие Символа у Вяч. Иванова уходит своим корнями в реальность. Символ - это экзистенциальный образ, который выражает и материальный смысл явления и в тоже время раскрывает его идеальное начало. Именно такое переосмысление понятия символа помогло символистам решить их концептуальные задачи: сакрализации реальности, раскрытие ее идеальной сущности. Проблема символа также освящалась в статье А.Ф. Лосева «Логика символа», автор резко критиковал художников-символистов в слишком узком понимании символа, по мнению философа, символисты рассматривали символ только как мистическое отражение потустороннего мира в каждом отдельном предмете и существе. И далее автор говорит о том, что символ в мистическом понимании не мог полностью раскрыть всю глубину данного понятия. В отечественной литературе к проблеме символа обращаются в своих работах исследователи Е. Ермилова, Л. Колобаева, Н. Ведмецкая, А. Нижеборский. Но эти работы, во-первых, рассматривают литературный символизм, и, во-вторых, посвящены анализу уже явленных художественных символов в творчестве символистов, и не содержат научного исследования категории символа и его роли в концепции символизма. История философско-эстетического осмысления символа полна противоречий. Принимая во внимание двойственность природы символа (его иррациональное и рациональное начала), философия связывает символ то с мифом, то с аллегорией. Разработка вопроса обращения символистов к мифологии потребовала привлечения работ А. Лосева, Д. Магомедовой, М. Малеева, Е. Мелетинского, З. Минц, В. Топорова, Г. Шенкао, М. Шенкао, М. Элиаде. Так, Н. Топоров и З. Минц считают, что символистской художественной ориентации на миф как продукт архаического сознания предшествовало общемировоззренческое обращение к самому архаическому сознанию. Сама структура бытия - индивидуального и космического — была осмыслена как мифоподобная, то есть как миф о мире, который, согласно З. Минц, создают символисты. Исследуя в диссертации проблему определения и познания реальности стало необходимым обращение к работам А.Шопенгауэра «Мир как воля и представление», а также привлечение категорий трансцендентного и трансцендентального И.Канта. В последние годы темы исследования художественно-философской концепции символизма была освящена в отечественной литературе в трудах Бычкова В.В. «Эстетические пророчества русского символизма»; Е. Ермиловой «Теория и образный мир русского символизма»; И. Машбиц-. «Русский символизм и путь Александра Блока»; Г. Щуплова «Эрос.Россия. Серебряный век»; Г. Шелогурова «Об интерпретации мира в литературе русского символизма». В рассмотрении антропологических проблем символизма были использованы труды, как отечественных философов, так и европейских: В.Соловьева, М.Розанова, М.Бердяева, У.Блейка, Ф.Ницше. У Соловьева субстанция человека инкорпорирована в субстанцию божества, ведь человек принадлежит миру явлений лишь в своем чувственном облике, в существе же своем он — часть вечного, божественного мира. В «Критике отвлеченных начал» человек предстает как совечное Богу, нетварное существо. В целом, мистический образ человека был сформирован под влиянием философских идей Ф. Ницше о сверхчеловеке. Для автора данной диссертации оказались важными темы, разрабатываемые в работах представителей ростовской философской школы: когнитивный анализ мифомышления Режабека Е.Я., взаимосвязи античной культуры и европейской цивилизации Драча Г.В., исследования по культурологии Шишовой Н.В., эстетике (Чичиной Е.А.), культурно-историческому смыслу времени (Штомпель Л.А.), работы по художественной культуре и эстетике Митиной И.В. По исследованию символизма как явления культуры в русской живописи в последнее время также был написан ряд диссертаций: В. Видеркер рассматривает теоретические особенности формирования русского символизма; проблема философско-культурологического анализа символа была освящена в диссертации П. Кретова; предпосылки формирования символизма были затронуты в работе В. Азаровой, рассматривающей предсимволистские художественные идеи и принципы – мистицизм, призыв искусства уходить от изображения повседневной жизни. В докторской диссертации О. Клинг «Влияние символизма на постсимволистскую поэзию в России 1910-х гг. (проблемы поэтики)» на теоретическом и историческом уровнях рассматривается проблема постсимволизма в России начала ХХ в. Существует, также, ряд диссертационных работа, в которых исследуется влияние символизма на творчество отдельных персоналий. Проведенный обзор и анализ исследований, имеющих в той или иной степени отношение к символизму, показал, что в научной литературе проблемы символизма и творчества художников-символистов имеют, в основном, эстетическую, искусствоведческую и литературоведческую традиции разработки. В настоящее время философский подход к анализу символизма как явления культуры находится еще в стадии становления. В современной литературе не существует работ, посвященных специфике реализации теоретических принципов символизма (идея синтеза, жизнетворчество, теургия) в живописном символизме. Несмотря на многочисленные работы, посвященные анализу жизни и творчества художников-символистов, не написана еще целостная история живописного символизма. Объектом исследования является философская концепция символизма как направления в искусстве к.XIX – н. XX в.в., ее основные идеи и принципы. Предметом исследования взаимовлияние и взаимопроникновение философско-концептуального и художественно-образного в искусстве символизма. Цель исследования: экспликация и анализ художественно-философской концепции символизма. В ходе достижения данной цели предпринимается решение следующих задач:
Теоретико-методологические основы диссертации. Проблематика данной диссертационной работы охватывает область философских, культурологических, искусствоведческих и художественных исследований. Поэтому теоретико-методологической основой исследования избраны историко-культурный и художественно-философский подходы философии культуры, которые предполагают сопоставление и пересечение нескольких форм анализа. Философский анализ позволил выявить специфику концепции символизма как художественной теории, рассматривающей проблему взаимоотношения человека и трансцендентной реальности. Художественный анализ показал механизмы возникновения символизма как новаторского направления в искусстве конца XIX – начала XX в.в. Историко-философский и историко-культурный анализ позволили показать процесс формирования символизма и его культурную специфику в художественном культуре Европы и России. В работе использован сравнительно-исторический метод исследования ввиду того, что новые элементы художественно-философской концепции символизма образовались, в том числе из уже существующих структурных элементов предшествующих символизму художественных направлений. Элементы герменевтического метода помогли осознать культурно-историческую картину символизма, осмыслить его историческое развитие, выявить в художественных произведениях символистов как исторические, так и семантические аспекты. В исследовании отдельных проблем были использованы элементы структурного и системного анализов. С помощью структурного анализа выявлено единство формальных и содержательных элементов художественно-философской концепции символизма. Элементы системного анализа позволили вписать теорию символизма в стилевую систему эпохи. В диссертации также были использованы такие частные приемы, как анализ, синтез, сравнение и обобщение, обеспечившие необходимую степень детализации рассмотрения. Эмпирические основы диссертации. Сложность и многогранность изучаемой проблемы определили и выбор источников. В ходе исследования были использованы:
Научная новизна диссертации заключается в следующем:
Положения, выносимые на защиту.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что изложенные в ней результаты расширяют уже имеющиеся представления о символизме как культурном явлении, показывают его художественную и философскую сложность и неоднородность. Специальное исследование художественно-философской концепции символизма впервые в отечественной литературы по философии культуры и культурологи выявило его генеалогию и представило символизм как целостную систему культуры, что способствует более глубокому и точному пониманию и интерпретации символизма как теоретиками культуры и искусства, так и деятелями художественной культуры. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в исследовательской работе, а также в учебно-педагогической деятельности, чтения лекций и проведения семинарских занятий по курсам философии культуры и культурологии, эстетике и истории эстетических учений, истории и теории культуры, истории искусства. Работа имеет существенное практическое значение для искусствоведов, музейных работников, поскольку создает теоретическую базу для исследования и атрибуции художественных произведений символизма. Апробация диссертации. Основные положения диссертационного исследования были представлены на III Всероссийском философском конгрессе «Рационализм и культура на пороге III тысячелетия», а также на следующих научно-практических конференциях: - научная конференция молодых ученых, аспирантов и студентов «Перспектива» по научному направлению «Философии и Социология» (Кабардино-Балкария, Нальчик, 2002); - конференция молодых ученых юга России (Ростов-на-Дону, 2003); - научно-практическая конференция «Рациональность и вымысел» (Санкт-Петербург, 2003); - «Человек-Мир-Культура. Актуальные проблемы философских, политологических и религиоведческих исследований» (Киев, 2004); - ежегодная конференция-семинар молодых ученых «Науки о культуре – шаг в 21 век» (Москва, 2004); - «Молодежь ХХI века – будущее российской науки» (Ростов-на-Дону, 2005); а также на заседаниях отдела послевузовской подготовки СКНЦ ВШ. По теме диссертации опубликовано 11 работ, общим объемом 1,7 п.л.. Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих десять параграфов и заключение. Объем основного текста составляет 145 страниц. Список литературы включает 121 наименование, в том числе два на английском языке. |
Урок объяснения нового материала «050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению... | Психологическая культура журналиста вопросы к зачету по дисциплине «050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению... | ||
Дисциплина «Русский язык, культура речи и делового общения» «050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению... | Коммуникации в организации глава 10. Современные представления о психологии общения «050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению... | ||
Оценочные средства по учебной дисциплине б 8 Русский язык и культура речи Направление подготовки «050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению... | «Художественно-гуманитарное знание в духовно-нравственном воспитании... Художественно-гуманитарное знание в духовно-нравственном воспитании современной российской молодежи. Информационно-аналитическая... | ||
План I. Введение. II. Основное содержание. История русского символизма. Символизм и декадентство Конец XIX — начало XX в в России — это время перемен, неизвестности и мрачных предзнаменований, это время разочарования и ощущения... | Программа дисциплины «Искусство ведения международных переговоров»... «050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению... | ||
Принцип соборного единства в истории философской мысли монография Исторические предпосылки философской разработки понятия о соборном единстве | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Педагогика и психология» и «050708-Педагогика и методика начального образования». В данном комплексе представлены программа курса,... | ||
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального... Образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России | Программа по окружающему миру разработана на основе Федерального... Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, рабочей программы «Окружающий мир» 1 – 4 классы... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В федеральных государственных образовательных стандартах, в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина... | Программа "Изобразительное искусство" создана в соответствии с требованиями... Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данная рабочая программа составлена на основе рабочей... | ||
Рабочая программа по музыке 3 класс разработана на основе Федерального... Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы по музыке «Музыка», авторов:... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Музыка» для 1—4 классов четырехлетней начальной школы общеобразовательных учреждений составлена в соответствии с основными положениями... |