Министерство образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа в пос. Усть-Омчуг»
Тенькинского района Магаданской области
Согласовано с экспертной группой Утверждена приказом директора школы
«….» ……………….. 2012 г. №….. от ………………….. 2012
Разработана
Локтионовой В. А.
учителем начальных классов
I квалификационной категории
2012-2013 уч.год
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по музыке для 1-го класса разработана на основе учебной программы «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2009. Программа по предмету «Музыка» для 1—4 классов четырехлетней начальной школы общеобразовательных учреждений составлена в соответствии с основными положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского и концепции «Преемственность четырехлетней начальной школы в системе непрерывного образования».
Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
•содействовать формированию основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
•способствовать воспитанию эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
• создать условия для развития восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
• организовать деятельность по обогащению знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, музыкально – пластическое движение и импровизация-
Цели общего музыкального образования достигаются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения в процессе освоения способов действий, форм общения с музыкой, которые предоставляются младшему школьнику.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Музыка»
Целенаправленная организация и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности способствуют личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры — народному и профессиональному музыкальному творчеству—направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания, в том числе воспитывается любовь к своему Отечеству, малой родине и семье, уважение к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми.
Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие: формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся обусловливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.
Личностные результаты:
•укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
•наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
•формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
•приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
• продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;
• развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.
Метапредметные результаты:
• наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
• ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
• овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
• применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
• готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
• планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;
• участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;
• умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
Предметные результаты:
• развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
• развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;
• общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;
• представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;
• использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
• готовность применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
• участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.
Изменения в программе: в календарно-тематическом планировании внесена корректировка и перераспределение часов на изучение разделов и тем, а именно:
Тема: «Музыка осени» -1 час вместо 2 часов.
Тема: «Азбука, азбука каждому нужна…». Музыкальная азбука разделена на 2 часа.
Тема: Музыкальные инструменты. «Садко». Из русского былинного сказа разделена на 2 часа за счет Темы: Музыкальные инструменты. Звучащие картины, которой выделены 2 часа в учебно – тематическом плане.
Тема: «Музыкальные инструменты. «Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины» разделены на две темы: «Музыкальные инструменты» и «Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины»
Тема: «Музыка в цирке» - 1 час вместо 2 часов
Обучение будет вестись по учебному комплекту:
Критинская Е. Д. Музыка; учебник – тетрадь для учащихся 1 класса нач. шк. /Е. Д. Критинская., Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина/ - 2-е изд.-М.: Просвещение, 2002
В соответствии с новым Базисным учебным планом в 1 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 32 часа (из расчета 1 час в неделю). Из которых, в соответствии с гигиеническими требованиями к условиям реализации образовательных программ 1 класса участвующего в муниципальном эксперименте по апробации ФГОС II поколения, программа рассчитана на 28 часов классно-урочной деятельности. Остальные 4 часа, музыкальных занятий направлены на снятие статического напряжения младшего школьника.
Формы организации учебного процесса:
- групповые, коллективные, классные и внеклассные.
Виды организации учебной деятельности:
- экскурсия, путешествие, выставка.
Формы (приемы) контроля:
- наблюдение, самостоятельная работа, фронтальный опрос. Требования к уровню подготовки учащихся начальной школы
I класс.
развитие устойчивого интереса к музыкальным занятия;
побуждение эмоционального отклика на музыку разных жанров;
развитие умений учащихся воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения;
формирование навыков выражения своего отношения музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, а так же, мимике;
развитие певческих умений и навыков (координации между слухом и голосом, выработка унисона, кантилены, спокойного дыхания), выразительное исполнение песен;
развитие умений откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования, драматизация пьес программного характера.
освоение элементов музыкальной грамоты как средство осознания музыкальной речи.
Опорная система знаний к концу 1 класса:
продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений;
охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах;
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, импровизация и др.).
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
| Тема урока
| Дата
| Кол-во
часов
| Тип
урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню
подготовки обучающихся
| Работа с понятиями
| Мир вокруг нас (16 часов)
| 1
| И муза вечная со мной!
П.И. Чайковский «Щелкунчик» фрагменты
« Во поле береза стояла» - русская народная песня
|
| 1
|
| Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Композитор — исполнитель — слушатель. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Образы осенней природы в музыке. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
| Наблюдать за музыкой в жизни человека.
Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций.
Исполнять песни, (соло, ансамблем, хором), играть на детских элементарных музыкальных инструментах (в ансамбле, в оркестре).
Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия.
Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике.
Инсценировать для школьных праздников музыкальные образы песен, пьес программного содержания, народных сказок.
Участвовать в совместной деятельности (в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов.
Знакомиться с элементами нотной записи.
Выявлять сходство и различия музыкальных и живописных образов.
Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен.
Моделировать в графике особенности песни, танца, марша.
| Муза, музыка, композитор, исполнитель, слушатель, оркестр, дирижер
| 2
| Хоровод муз
Песни и танцы разных народов мира Гусейнли «Цыплята», Японская н.п. «Вишня»
«Масленица» Игорь Стравинский из балета «Петрушка»
«Школьный вальс» Исаак Дунаевский
|
| 1
|
| Хор, хоровод
аккомпанемент.
| 3
| Повсюду музыка слышна
Детские песенки-попевки
« Во поле береза стояла» - русская народная песня
|
| 1
|
| Муза, музыка, композитор, исполнитель, слушатель
| 4
| Душа музыки – мелодия
П.И. Чайковский «Сладкая греза», «Марш деревянных солдатиков», «Полька»
«Школьный вальс» Исаак Дунаевский
|
| 1
|
| Композитор, исполнитель, слушатель.
Мелодия, аккомпанемент.
Песня, марш, танец.
| 5
| Музыка осени
П.И. Чайковский «Осенняя песнь», Г. Свиридов «Осень»
«Наш край» Дмитрий Кабалевский
|
| 1
|
| Настроение.
Интонации.
| 6
| Сочини мелодию
Т. Попатенко «Скворушка прощается», В. Павленко «Капельки»
«Наш край» Дмитрий Кабалевский
|
| 1
|
| Композитор. Интонации.
Звуки короткие и длинные, ритмич. рисунок.
| 7
| Азбука, азбука каждому нужна…
Музыкальные игры
«Чему учат в школе» Владимир Шаинский
|
| 1
|
| Славянская азбука.
| 8
| Музыкальная азбука
Д. Кабалевский «Песня о школе», Г. Струве «Нотный бал»
Пьесы из «Детского альбома» Петр Чайковский:
«Чему учат в школе» Владимир Шаинский
|
| 1
|
| Ноты, звукоряд, нотный стан, скрипичный ключ, клавиатура.
| 9
| Музыкальные инструменты: свирель, гусли, жалейка, пастуший рожок, дудочка.
Фрагменты народных и композиторских песен
« Дон- дон» - русская народная песня
« Как у наших у ворот» - русская народная песня
(обобщающий урок 1 четверти)
|
| 1
|
| Жалейка. Гусли. Дудочка. Свирель. Пастуший рожок. Наигрыш
| 10
| Народный сказ о певце-гусляре Садко.
Н. Римский-Корсаков опера «Садко»
« Дон- дон» - русская народная песня
« Как у наших у ворот» - русская народная песня
|
| 1
|
| Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет.
| Наблюдать за музыкой в жизни человека.
Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций.
Исполнять песни, (соло, ансамблем, хором), играть на детских элементарных музыкальных инструментах (в ансамбле, в оркестре).
Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия.
Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике.
Инсценировать для школьных праздников музыкальные образы песен, пьес программного содержания, народных сказок.
Участвовать в совместной деятельности (в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов.
Знакомиться с элементами нотной записи.
Выявлять сходство и различия музыкальных и живописных образов.
Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен.
Моделировать в графике особенности песни, танца, марша.
| Гусли, плясовая, колыбельная, сказ.
| 11
| Музыкальные инструменты: пастуший рожок, варган, гусли, арфа.
Звучание народных и профессиональных инструментов
« Игра в гостей» Дмитрий Кабалевский
|
| 1
|
| Пастуший рожок, флейта, арфа, гусли.
| 12
| Звучащие картины
П.И. Чайковский «Щелкунчик»
« Игра в гостей» Дмитрий Кабалевский
|
| 1
|
| Пастуший рожок, флейта, арфа, гусли
| 13
| Разыграй песню.
Л. Книппер «Почему медведь зимой спит»
« Игра в гостей» Дмитрий Кабалевский
|
| 1
|
|
| 14
| Народные праздники и традиции:
Рождество.
Рождественские песни-колядки
Песни о зиме, Рождестве; «Веселый музыкант» Филиппенко
|
| 1
|
| Рождество, гимн, колядка.
| 15
| Родной обычай старины.
Рождественские песни-колядки
Песни о зиме, Рождестве; «Веселый музыкант» Филиппенко
|
| 1
|
| Рождество, гимн, колядка.
| 16
| Добрый праздник среди зимы
П.И. Чайковский «Щелкунчик»
Песни о зиме, Рождестве; « Песня о школе» Дмитрий Кабалевский
(обобщающий урок 2 четверти).
|
| 1
|
|
| Музыка и ты (17 часов)
| 17
| Образ Родины в музыке.
Край, в котором ты живёшь.
Я. Дубравин «Добрый день», Г. Гладков «Край, в котором ты живешь»
«Наш край» Дмитрий Кабалевский
|
| 1
|
| Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова — краски — звуки). Образы защитников Отечества в музыке. Музыкальные поздравления. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Былины и сказки о воздействующей силе музыки.
| Сравнивать музыкальные произведения разных жанров.
Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения.
Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества.
Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) в характере основных жанров музыки.
Разучивать и исполнять образцы музыкально- поэтического творчества (скороговорки, хороводы, игры, стихи).
Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.
Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке.
Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества.
Инсценировать песни, танцы, марши из детских опер и из музыки к кинофильмам, и демонстрировать их на концертах для родителей, школьных праздников и т.п.
Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника.
Участвовать в подготовке и проведении заключительного урока-концерта
| Звуки, слова, краски.
| 18
| Поэт, художник, композитор
Я. Дубравин «Добрый день», Г. Гладков «Край, в котором ты живешь»
«Наш край» Дмитрий Кабалевский
|
| 1
|
| Поэт, художник, композитор, звуки, слова, краски.
| 19
| Музыка утра.
Э. Денисов «Утро», Э. Григ «Утро»
« Песня о школе» Дмитрий Кабалевский
|
| 1
|
| Фортепиано, оркестр, романс
| 20
| Музыка вечера
В. Салманов «Вечер»
«Солдатушки, бравы ребятушки»
|
| 1
|
| А капелла Колыбельная.
| 21
| Музыкальные портреты
« Сурок» Людвиг ван Бетховен
« Болезнь куклы», « Новая кукла» Петр Чайковский
«Марш Черномора» Михаил Глинка
«Слон» из « Карнавала животных» Камиль Сен-Санс
«Наш край» Дмитрий Кабалевский
|
| 1
|
|
| 22
| Разыграй сказку
« Шествие гномов» Эдвард Григ
Симфоническая сказка « Петя и волк» Сергей Прокофьев
« Бременские музыканты» песни Геннадия Гладкова
|
| 1
|
| Фортепиано, скрипка,
виолончель, волынка.
| 23
| Музы не молчали
Бородин симфония 3 Богатырская Allegro
Окуджава Песня о маленьком трубаче
Солдатушки, бравы ребятушки
Учил Суворов А. Новиков, М. Левашов
|
| 1
|
|
| 24
| Музыкальные инструменты: скрипка, фортепиано
БАХ И ГУНО -AVE MARIA
Бах « Страсти по Матвею» ария «сжалься»
Детские: "Праздник бабушек и мам"
Берлин А. Карганова Е.
|
| 1
|
| Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова — краски — звуки). Образы защитников Отечества в музыке. Музыкальные поздравления. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Былины и сказки о воздействующей силе музыки.
Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова — краски — звуки). Образы защитников Отечества в музыке. Музыкальные поздравления. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Былины и сказки о воздействующей силе музыки.
Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова — краски — звуки). Образы защитников Отечества в музыке. Музыкальные поздравления. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Былины и сказки о воздействующей силе музыки.
| Скрипка, фортепиано
| 25
| Мамин праздник.
КОЛЫБЕЛЬНАЯ,
КОЛЫБЕЛЬНАЯ МЕДВЕДИЦЫ из мультфильма Умка
|
| 1
|
| Колыбельная
| 26
| Музыкальные инструменты: Лютня, тамбурин, клавесин, гармонь.
« Камаринская» , русская народная песня- пляска
«Два кота» - польская народная песня
« Букварь» грузинская народная песня
(обобщающий урок 3 четверти)
|
| 1
|
| Сравнивать музыкальные произведения разных жанров.
Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения.
Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества.
Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) в характере основных жанров музыки.
Разучивать и исполнять образцы музыкально- поэтического творчества (скороговорки, хороводы, игры, стихи).
Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.
Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке.
Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества.
Инсценировать песни, танцы, марши из детских опер и из музыки к кинофильмам, и демонстрировать их на концертах для родителей, школьных праздников и т.п.
Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника.
Участвовать в подготовке и проведении заключительного урока-концерта
| Лютня, тамбурин, клавесин, гармонь.
| 27
| Музыка в цирке
Савичева «Артистка цирка», Мойкина Е. В цирке «Веселый пони», «Тюлень, мечтающий об океане», «Милый клоун», «Уставший верблюд», «Иллюзионмст» ДУНАЕВСКИЙ – Галоп, Клоуны, Песенка о цирке, Пони, Розовый слон.
|
| 1
|
| Электронная музыка. Марш.
| 28
| Дом, который звучит
Римский -Корсаков Садко Хороводная песня Садко Заиграйте мои гусельки
Чайковский Марш из Балета Щелкунчик Щедрин Конек горбунок Иван на Дне
|
| 1
|
| Опера, балет.
| 29
| Опера – сказка
М. Коваль «Волк и семеро козлят», М. Красев «Муха-цокотуха»
« Азбука» Александр Островский
|
| 1
|
| Опера-сказка, балет, солисты, музыкальный театр
| 30
| Ничего на свете лучше нету
Г.Гладков. Бременские музыканты.
|
| 1
|
| Музыкальная фантазия, трубадур
| 31
| Афиша
Р. Щедрин «Конек-Горбунок», П. Чайковский «Щелкунчик», М. Коваль «Волк и семеро козлят»
« Азбука» Александр Островский
|
| 1
|
| Афиша, программа, музыкальный спектакль
| 32
| Программа
|
| 1
|
| Афиша, программа, музыкальный спектакль
| 33
| Твой музыкальный словарик
(обобщающий урок 4 четверти)
|
| 1
|
|
|
Содержание программы предмета «Музыка» 1 класс.
|