Культура времени в современной картине жизни 09. 00. 13 Религиоведение, философская антропология, философия культуры





НазваниеКультура времени в современной картине жизни 09. 00. 13 Религиоведение, философская антропология, философия культуры
страница1/5
Дата публикации02.08.2013
Размер0.51 Mb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Философия > Автореферат
  1   2   3   4   5


На правах рукописи

КАШИРИНА ОЛЬГА ВАЛЕРЬЕВНА


КУЛЬТУРА ВРЕМЕНИ

В СОВРЕМЕННОЙ КАРТИНЕ ЖИЗНИ


09.00.13 – Религиоведение, философская антропология,

философия культуры.

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора философских наук


Ставрополь – 2007
Работа выполнена на кафедре социальной философии и этнологии

ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет»
Научный консультант: доктор философских наук, профессор

Авксентьев Виктор Анатольевич


Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Андреев Эдуард Михайлович
доктор философских наук, профессор

Астафьева Ольга Николаевна



доктор философских наук, профессор

Пигалев Александр Иванович



Ведущая организация: Институт научной информации

по общественным наукам

Российской академии наук


Защита состоится 10 октября 2007 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.256.06 при Ставропольском государственном университете по адресу: 355009, г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1, корпус 1-а, ауд. 416.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Ставропольского государственного университета.
Автореферат разослан 28 августа 2007 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Г.Д. Гриценко

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Актуальность исследования определяется спецификой современной познавательной ситуации в сфере философского знания, заключающейся в том, что время из атрибутивной характеристики реальности само превращается в форму репрезентации культуры. Поиск ученых и философов все больше устремляется не только на выявление качественной специфики культурных процессов, но и на обнаружение в темпоральных свойствах и отношениях общественных явлений инвариантных аспектов, которые рассматриваются как универсальные характеристики времени. Время как «ключ к пониманию природы» (И. Пригожин), как наиболее гуманитарный фактор, которым оперируют наука и философия при рассмотрении картины мира и картины жизни, требует нового взгляда на открывающиеся познавательные горизонты.

Процессы глобализации культуры актуализируют проблему времени, переосмысление этого понятия, его роли в науке и философии. Ускорение времени в контексте глобализации культуры, создание новых средств массовой информации, персональных компьютеров и Интернета стали реальностью современной жизни человека. Возникает потребность культурно-личностного информационного отбора и безошибочного цивилизационного выбора. Эта потребность реализуется в умении согласовывать человеческое поведение с условиями окружающей среды, эффективно использовать рабочее и свободное время, управлять собственным временем в повседневной жизни. На основе картины мира и картины жизни человек создает свой рисунок жизни, в котором реально проявляется то, как он оценивает глобальную ситуацию в мире, свое положение в нем, как он принимает решения, в каком направлении действует. В этом заключен личностный смысл радикального сближения теоретической и практической философии.

Вместе с тем, линии демаркации культуры восприятия пространства и культуры переживания времени, культуры знания и культуры самосознания ныне остаются расплывчатыми и подвижными. Отсутствие четких границ между этими символическими универсумами, присутствие элементов одного типа сознания в дискурсах, считающихся принадлежащими к другому типу, не снимают проблемы различий между картиной мира и картиной жизни, культурой времени и гуманитарным пространством. Актуализируется идея культуры времени как культуры самоопределения цивилизационных субъектов, их культурно-временной идентичности, в которой сфокусированы особенности современного этапа развития России в условиях глобальных перемен.

Таким образом, исследование данной проблематики имеет ярко выраженную научно-теоретическую актуальность, а также социально-практическую и духовно-нравственную значимость.

Степень разработанности проблемы. В существующей научной и философской литературе, несмотря на множество определений картины мира, до сих пор нет общепризнанного определения картины жизни. Методологическая, смыслообразующая и ценностно-структурирующая роль культуры времени восполняет этот пробел.

Тайна времени, ее философские разгадки интересовали человечество всегда. Ей были посвящены китайская «Книга перемен», древнеиндийские «Упанишады». Философия буддизма специально изучала цикличность времени. Древнегреческие и древнеримские мыслители говорили и писали о времени как форме изменений, моментах движения и его процессе (Аристотель, Гераклит, Зенон Элейский, Лукреций Кар, Парменид, элейцы). Августин Блаженный уделял большое внимание связи настоящего времени с прошлым и будущим. Проблема времени нашла отражение в Возрожденческой мысли (Дж. Бруно, Г. Галилей, М. Монтень, М. Нострадамус). Большой вклад в разработку концепции времени внесли Т. Гоббс, Р. Декарт, И. Ньютон, Б. Спиноза, а также философы Просвещения И.В. Гёте, П. Гольбах, Д. Дидро, М.В. Ломоносов. Понимание социально-исторического времени отражено в философии А.М. Вольтера, И.Г. Гердера, И. Канта. Плодотворны подходы к исследованию проблемы времени у Г. Гегеля. Большой вклад в теорию времени внес А. Эйнштейн. Неоидеализм в представлениях о времени бытия человека проявился в работах А. Бергсона, Ф. Ницше. Свой вклад в разработку проблемы времени внесли представители позитивизма: Э. Мах, Г. Спенсер, а также экзистенциалисты: Н.А. Бердяев, Х. Ортега-и-Гассет, М. Хайдеггер. Большое внимание этой проблеме уделяла антропологическая философия М. Шелера, русский космизм (В.И. Вернадский, В.Н. Муравьев, Н.А. Умов, Н.Ф. Фёдоров). Научный вклад в изучение проблемы времени, который внесли эти и другие исследователи, хорошо освящен в отечественной и зарубежной литературе.

В современной науке уделяется пристальное внимание изучению проблематики времени. В 1966 году в Нью-Йорке создано по инициативе известного американского ученого Д.Т. Фрейзера Международное общество по изучению времени. В его работе «Генезис и эволюция времени» излагается глобальная концепция временных отношений – темпоральность, имеющая фундаментальное значение. В 1984 году появился на русском языке большой труд «Время и развитие».

В отечественной философии большую роль в формировании интереса к проблеме времени сыграл В.И. Вернадский, который в 30-е годы ХХ века исследовал вопрос об особых свойствах живого вещества и его развитии в биологическом времени. В МГУ им. М.В. Ломоносова на протяжении ряда лет работает российский междисциплинарный семинар по изучению времени под руководством А.П. Левича.

Однако специфика культурного времени до середины 60-х годов ХХ века в отечественной философии практически не исследовалась. Время общества, как правило, сводилось к физическому времени в научной картине мира, хотя и давался детальный квалифицированный анализ почти всем предшествующим учениям о времени. Лишь в конце ХХ века в отечественной философии выделяется социальное время (социальный хронотоп), время становится предметом изучения социальной философии, философии истории, культурологии.

В работах Э. Дюркгейма пространство и время оказываются не только зависимыми от тех вещей, которые находятся в хронотопе, но и порождены социумом. Рассматривая более широкий исторический контекст, К Ясперс ввел понятие «осевого времени» – пролога вселенского исторического переворота. Современная российская культурология понимает под осевым временем эпоху формирования предпосылок осознанного исторического творчества, обусловленного глубокими сдвигами в самосознании, в отношении человека к своей жизни, пониманию ее подлинности, утверждая, что Россия сегодня оказалась перед возможностью перехода к своему новому осевому времени.

Из анализа использования термина «социальное пространство-время» становится очевидным, что в традиционном понимании он не способствует дальнейшему развитию философской антропологии, философии культуры, поскольку применяется для обозначения социального хронотопа, который предполагает редукцию времени как самостоятельной категории и рассмотрение «овремененного» пространства. Между тем, философия культуры и философская антропология выявляют такие аспекты действительности в контексте культуры, в которых необходимо абстрагироваться от «социального хронотопа» и изучать культуру переживания времени и восприятия гуманитарного пространства, как в картине жизни, так и в картине мира.

В картине мира идея времени раскрывалась в основном с позиций научного знания. По существу оставалось в тени развитие образа времени в картине жизни с культурфилософской и философско-антропологической точек зрения. Лишь в последние десятилетия ХХ века в отечественной философии проблема времени стала тесно связываться с культурой. Родоначальником этого направления в 1980-ые годы стала В.Н. Ярская, которая наряду с термином время культуры (время мифа, время Возрождения, доисторическое время и др.) использует также и термин «культура времени». Представители саратовской философской школы Р.Н. Гасилина, И.М. Гудкина, О.Н. Ежов, И.Н. Иванова, В.М. Соколенко, Т.П. Фокина, Г.А. Хатинская, В.Р. Ярская-Смирнова и др. рассматривают время как фактор преемственности в развитии культуры. Они впервые исследуют не только «научную культуру времени», но и эволюцию трактовки времени в народной культуре (в донаучной и современной картине жизни), выделяют особенности первобытного восприятия времени – нерасчлененность его модусов (прошлого, настоящего, будущего), отсутствие рефлексии «стрелы времени» и мифотворческое освоение мира.

Среди новейших работ, посвященных проблеме времени в культуре, философскому прогнозированию, образу науки в картине жизни, культурной политике необходимо отметить труды: Э.М. Андреева, О.Н. Астафьевой, В.В. Миронова, В.И. Пантина и В.В. Лапкина, И.М. Савельевой и А.В. Полетаева, А.И. Пигалева, Н.А. Хренова, В.Н. Шевченко.

В современной зарубежной литературе встречаются работы, посвященные проблеме ускорения социального времени (Й. Будиль, Э. Т. Хюлланд). Один из крупнейших зарубежных современных философов З. Бауман считает, что зависимость человека от течения времени ослабла или даже исчезла вообще. Время превращается в агрегат мгновений, а пространство перестало быть ценностью. К. Гайслер, считает, что мы наконец-то овладели временем и нам нужен не контроль над временем, а гораздо более разнообразная по содержанию «культура времени». Оригинальную концепцию «диагноза времени как жанра социологической теории» выдвинул А. Норо. Характеристиками диагноза времени он считает прозрение, понимание, осознание, видение. Социологический «диагноз времени» возвращается к источнику всякого диагноза времени, то есть к духу времени в форме философии.

Выделяются несколько теоретических установок, в рамках которых рассматривалась интересующая нас проблема: во-первых, «пространство-время» рассматривалось в качестве единого хронотопа, неразрывно и в основном сквозь призму лишь научной картины мира; во-вторых, связь времени и культуры начала изучаться лишь в конце 80-х годов в терминах «время культуры», «время бытия человека», «функции культуры во времени», «время как преемственность», «научная культура времени», «общая культура времени», что можно рассматривать лишь как первый шаг в изучении культуры времени. При этом требуют рассмотрения проблемы совершенствования главной функции человеческой культуры – отбирать и накапливать элементы, обеспечивающие преемственность в существовании общества за пределами жизни одного поколения, а также проблемы диалектической взаимосвязи культуры времени и гуманитарного пространства. Все это и определило выбор предмета и объекта диссертационного исследования.

Объект исследования – культура современного общества, манифестирующаяся в картине жизни.

Предметом исследования является концептуализация культуры времени в современной картине жизни.

Цель диссертационного исследования – обоснование концепта «культура времени» и создание на его основе универсальной модели, обеспечивающей целостное видение картины жизни в междисциплинарном контексте.

Достижение названной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

– выявить идеи и образы времени в картине мира и в картине жизни;

– раскрыть значение философского учения русского космизма о времени и об энергии человеческой культуры для понимания современной картины жизни;

– разработать теоретико-методологический подход к построению современной картины жизни в теоретической и практической философии;

– определить способ структурирования и гуманизации современной картины жизни;

– показать роль культуры внешнего времени в укреплении гуманитарного пространства;

– исследовать влияние культуры внутреннего времени цивилизационного субъекта на его идентичность и судьбу;

– обосновать необходимость создания национальной системы философского мониторинга культуры самосознания цивилизационных субъектов;

– выделить способ проекции знания в досовременность и постсовременность;

– обозначить структурирующее начало метаобразования как современной инновационной стратегии образования.

Теоретико-методологическую базу исследования составляют:

во-первых, методологические положения как традиционные – естественнонаучный (В.И. Вернадский, Г. Рейхенбах, Д. Уитроу), антропологический (Х. Ортега-и-Гассет, С.Л. Франк, К. Юнг), культурфилософский (И.Г. Гардер, Н.Я. Данилевский, Э.В. Ильенков, Ж.-Ж. Руссо,) и феноменологический (Ф. Брентано, П. Бурдьё, Э. Гуссерль) подходы, так и новейшие – антропосоциетальный (социетально-деятельностный) подход Н.И. Лапина, теория социальных событий А. Филиппова, философия исторического прогнозирования В.И. Пантина и В.В. Лапкина;

во-вторых, синергетическая парадигма, методы универсального эволюционизма Н.Н. Моисеева, экстатического времени М.В. Кузьмина;

в-третьих, философские и научные идеи русского космизма об эволюционной антропологии, об энергии человеческой культуры, о глубокой внутренней связи природы и общества.

Выводы диссертации опираются на идеи, содержащиеся в философской мысли, начиная с древних времен и до новейшего времени. Наибольшую ценность представляют в этом плане идеи о восприятии, учете и использовании времени у ацтеков, майя, инков, китайцев и других древних народов, а также о роли времени и пространства в современную эпоху информации. В разработке авторской концепции культуры времени, при проведении сравнительного анализа картины мира и картины жизни использовались идеи «русского космизма» (в особенности учение В.И. Вернадского о многообразии времени и об энергии человеческой культуры, А.Л. Чижевского о влиянии космической энергии на функционирование организмов животных и человека), а также концептуальные положения социосинергетики В.П. Бранского. Ценные научные обобщения для философского осмысления времени как феномена культуры содержатся в современных работах, свидетельствующих о начале «мегаперемен» в науках трансдисциплинарного характера – в кибернетике, ритмологии, симметрийных исследованиях – «симметриологии», в универсальном учении об экстремумах – «экстремологии», в глобальном эволюционизме, в том числе, космогенезе, эволюции и коэволюции, в виртуалистике.

Особое место в теоретико-методологической базе исследования занимают труды современных философов, в том числе А.М. Анисова о темпоральном универсуме и его познании, П.П. Гайденко о проблеме времени в европейской философии и науке, Л.В. Скворцова о культуре самосознания, об информационной культуре и духовном потенциале России.

В методологических посылках использовались теории времени и бытия, сформулированные в произведениях П. Бергера, Т. Лукмана, К. Манхейма, М. Хайдеггера, М. Шелера, А. Шюца, К. Ясперса. Привлекались также идеи современных западных авторов З. Баумана (о модерне как истории времени), К. Гайслера (о культуре многообразия времени), Г. Мутца (о культуре времени в общественной организации труда), М. Кука (об эффективном тайм-менеджменте).

Объект, предмет, цели и задачи диссертационного исследования предполагают использование междисциплинарных принципов, а также общенаучных методов познания.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Культура времени в современной картине жизни 09. 00. 13 Религиоведение, философская антропология, философия культуры iconМолодежные религиозные группы и антикультовые движения: история противостояния
Специальность 09. 00. 13 – Религиоведение, философская антропология и философия культуры
Культура времени в современной картине жизни 09. 00. 13 Религиоведение, философская антропология, философия культуры iconГенезис и духовно-содержательный аспект художественно-философской концепции символизма
Специальность 09. 00. 13 – философская антропология, религиоведение, философия культуры
Культура времени в современной картине жизни 09. 00. 13 Религиоведение, философская антропология, философия культуры iconХудожественное пространство второй половины ХХ века: философско-культурологический анализ
Специальность 09. 00. 13 религиоведение, философская антропология и философия культуры по философским наукам
Культура времени в современной картине жизни 09. 00. 13 Религиоведение, философская антропология, философия культуры iconФилософская антропология Философская антропология как область философского знания
Фгбоу впо «поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»
Культура времени в современной картине жизни 09. 00. 13 Религиоведение, философская антропология, философия культуры icon1. Философское понимание бытия и материи
Востока, Античная философия, философия Средних веков, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени, современная философия,...
Культура времени в современной картине жизни 09. 00. 13 Религиоведение, философская антропология, философия культуры icon1. Философское понимание бытия и материи
Востока, Античная философия, философия Средних веков, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени, современная философия,...
Культура времени в современной картине жизни 09. 00. 13 Религиоведение, философская антропология, философия культуры icon2. Профиль: Философская антропология
Направление подготовки: 030100. 62 Философия. Квалификация (степень) выпускника – бакалавр
Культура времени в современной картине жизни 09. 00. 13 Религиоведение, философская антропология, философия культуры iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Философия, этика и религиоведение», по профилю «Онтология и теория познания» разработана профессорско-преподавательским составом...
Культура времени в современной картине жизни 09. 00. 13 Религиоведение, философская антропология, философия культуры iconПрограмма семинарских занятий по курсу философская антропология для...
Для реализации поставленной цели в процессе преподавания курса решаются следующие задачи
Культура времени в современной картине жизни 09. 00. 13 Религиоведение, философская антропология, философия культуры iconПрограмма курса “ основы религиоведения”
Введение в религиоведение. Религиоведение как отрасль историко-философского знания. Теоретическое религиоведение: философские, социологические,...
Культура времени в современной картине жизни 09. 00. 13 Религиоведение, философская антропология, философия культуры iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Философия, этика и религиоведение», по профилю «Социальная философия» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры...
Культура времени в современной картине жизни 09. 00. 13 Религиоведение, философская антропология, философия культуры iconПрограмма курса по выбору Магистратура факультета философии Магистерская...
Тема Музыка И. С. Баха в идейном контексте Нового времени и Просвещения Тема Идейное наполнение музыки Л. В. Бетховена Тема Романтизм...
Культура времени в современной картине жизни 09. 00. 13 Религиоведение, философская антропология, философия культуры iconТемы практических и семинарских занятий тема I. Культура в структуре...
Культура и философия. Культура и природа. Культура и исторический процесс. Культура и психология. Системность, систематизация. Определения...
Культура времени в современной картине жизни 09. 00. 13 Религиоведение, философская антропология, философия культуры iconПрограмма вступительного испытания по специальной дисциплине Основная...
Программа предназначена для организации вступительных испытаний по специальной дисциплине при приёме в аспирантуру по направлению...
Культура времени в современной картине жизни 09. 00. 13 Религиоведение, философская антропология, философия культуры iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Философия, этика и религиоведение», по профилю «История философии» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры философии,...
Культура времени в современной картине жизни 09. 00. 13 Религиоведение, философская антропология, философия культуры iconТемы и вопросы семинарских занятий тема философия и наука в системе...
Мамчур Е. А., Овчинников Н. Ф., Огурцов А. П. Отечественная философия науки: предварительные итоги. – М., 1997


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск