Темы практических и семинарских занятий тема I. Культура в структуре научного знания (4 ч.) Занятие Понятие культуры и принцип его определения





НазваниеТемы практических и семинарских занятий тема I. Культура в структуре научного знания (4 ч.) Занятие Понятие культуры и принцип его определения
страница1/5
Дата публикации18.05.2015
Размер0.52 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5
5. ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема I. Культура в структуре научного знания (4 ч.)

Занятие 1. Понятие культуры и принцип его определения
1. Множественность культур и многообразие определений.

2. Основные способы систематизации определений понятия культуры.

3. Способы выведения понятия культуры, главные принципы определения.

4. История развития понятия культуры.
Основные понятия

Культура и мировоззрение. Культура и философия. Культура и природа. Культура и исторический процесс. Культура и психология. Системность, систематизация. Определения культуры: описательные, исторические, нормативные, ценностные, психологические, структурные, символические,ни идеологические, определения на базе теории обучения.
Темы рефератов (докладов)

1. Культура как целое и множественность «культур».

2. Определение культуры: возможен ли единый подход?

3. Специфика предмета культурологии.

4. Возможна ли культурология как наука?

5. Взаимодействие понятий «социальное» и «культурное».

6. Культура ее многообразии: возможно ли ее единство или множественность «культур»говорит о их непроницаемости друг для друга?
Задания для самостоятельной работы

1. Выведение определения. Объект – понятие «культура». Теоретическая цель задания – вывести из множества существующих определений путем их классификации единого подхода к определению искомого понятия («культура»). Практическая цель задания – закрепление полученного знания по теме путем опытного самостоятельного выведения искомого определения; получение навыков самостоятельной теоретической работы с новыми понятиями; развитие эвристических способностей. Содержание: данные определения культуры путем редукции несущественных черт надо свети к единому, далее не сокращаемому определению, используя минимум характеристик. Эти характеристики должны отражать все существенные стороны определяемого понятия («культура»).

2. Сравнительное соотнесение понятий. Объектом сравнения являются понятия «социальное» и «культурное». Теоретическая цель – сформировать более четкое представление о понятии «культура»; вычленить предмет и объект теории культуры; определить место культурологии в структуре научного знания. Практическая цель: освоение учащимися методик сравнения и анализа используемых понятий; формирование самостоятельного теоретического мышления. Содержание: вывести предметный круг понятий «социальное» и «культурное», обозначить места пересечений предметных кругов исследуемых понятий, места их наложения и поля различий предмета и объекта понятий. На основании проведенного анализа сделать вывод о том, какое понятие больше (меньше) другого; включает ли одно другое, и если да, то каким образом строится система взаимодействия исследуемых понятий.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основной

Гуревич П. С. Культурология: Учеб. пособие. - М.. 2003.

Культурология: Учеб. пособие для вузов/ под науч. ред. Г. В. Драча. - Изд. 9-е. - Ростов-н/Д., 2006.

Левяш И. Я. Культурология: Учеб. пособие для вузов. - 5-е изд., испр. и доп. - М., 2004.

Культурология: Учеб. пособие/ Шаповалов А. И., Колясников И. Н., Голованова С. А. и др.; Под ред. А. И. Шаповалова. - М., 2004.

Розин В. М. Культурология: Учеб. для вузов. - М., 2005.
Дополнительный

Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975.

Бахтин М.М. К философии поступка / Философия и социология науки и техники. – М., 1986.

Белик А.А. Культурология: антропологическая теория культур. – М., 2000.

Зиммель Г. Избранная философия культуры. – М., 1995.

Иванов В.В. Культурологическая антропология и история культуры. – М., 1989.

Культура: теории и проблемы. – М., 1995.

Культурология, ХХ век. Антология. – М., 1995.

Личность. Культура. Общество. – М., 2000. Выпуск 1 – 2.

Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. – М., 1983.

Орлов В. В. История человеческого интеллекта. Часть 3. Современный интеллект. – Пермь, 1999 . – 184 с.

Орлов В. В. Основы философии. Часть первая. Общая философия. Вып. 2. – Пермь, 1997. – 199 с.

Орлов В.В. Основы философии. Часть первая. Общая философия. Вып. 1. – Пермь, 1997.- 175 с.

Сильвестров В.В. Философское обоснование теории и истории культуры. – М., 1990.

Соловьев Э. Прошлое толкует нас: Очерки по истории философии и культуры. – М., 1991.

Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. – М., 1994.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1994.

Занятие 2. Культура как феномен
1. Взаимодействие двух реальностей: культура и природа. Культура как вторая природа.

2. Понятие человеческой деятельности. Культура как деятельность. Культура как производство человеком самого себя. Сакральность человеческой деятельности.

3. Культура и идеальное. Значение идеального для осуществления сознательной деятельности человека. Идеальное и духовное. Культура как осуществление идеала.

4. Культура и природа человека: противостоит ли культура природной основе человека? Культура как антропологический феномен. Открытость человеческой природы.

5. Речь и культура. Значения языка в культурном пространстве.

6. Культура как множественность проявлений социальных образований. Диалог культур.
Основные понятия

Культура. Культурное пространство. Мир физический как «докультурный» и мир культуры как созданный человеком. Структура современного научного знания. Культурология и философия культуры. Социология культуры. Функции культуры. Субъект культуры. Культурогенез. Динамика культуры. Язык и символ культуры. Культурная антропология. Ценность. Артефакт. Знаки культуры. Диалог культур. Культура как «вторая природа». Языковое пространство. Антропологический феномен. Деятельность. Идеальное. Духовность. Культура как образ жизни. «Внутренняя территория» культуры.

Темы рефератов (докладов)

1.Деятельность сознательная и бессознательная: место деятельности в создании культурного пространства.

2.Деятельность и смысл человеческого существования. Может ли человеческая деятельность быть бессмысленной? Природа абсурда.

3. Идеал и идеальное. Место идеального в деятельности человека.

4. Идеальная природа деятельности художника. Творчество как особенность человеческой природы.

5. Природа человека: человек как часть универсума. Особенности природы человека.

6. Биологическое и социальное в человеке: есть ли третья составляющая?

7. Самоусложнение человеческой природы: источник саморазвития человека. Значит ли «само»-развитие способность развиваться человека в изоляции от внешних влияний?
8. Роль языка в становлении человеческого в индивиде. Язык – явление социальное, культурное или социально-культурное.

9. Язык как часть культуры. Язык культуры и культура языка.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основной

Гуревич П. С. Культурология: Учеб. пособие. - М.. 2003.

Культурология: Учеб. пособие для вузов/ под науч. ред. Г. В. Драча. - Изд. 9-е. - Ростов-н/Д., 2006.

Левяш И. Я. Культурология: Учеб. пособие для вузов. - 5-е изд., испр. и доп. - М., 2004.

Культурология: Учеб. пособие/ Шаповалов А. И., Колясников И. Н., Голованова С. А. и др.; Под ред. А. И. Шаповалова. - М., 2004.

Розин В. М. Культурология: Учеб. для вузов. - М., 2005.
Дополнительный

Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975.

Бахтин М.М. К философии поступка / Философия и социология науки и техники. – М., 1986.

Белик А.А. Культурология: антропологическая теория культур. – М., 2000.

Зиммель Г. Избранная философия культуры. – М., 1995.

Иванов В.В. Культурологическая антропология и история культуры. – М., 1989.

Культура: теории и проблемы. – М., 1995.

Культурология, ХХ век. Антология. – М., 1995.

Личность. Культура. Общество. – М., 2000. Выпуск 1 – 2.

Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. – М., 1983.

Орлов В. В. История человеческого интеллекта. Часть 3. Современный интеллект. – Пермь, 1999 . – 184 с.

Орлов В. В. Основы философии. Часть первая. Общая философия. Вып. 2. – Пермь, 1997. – 199 с.

Орлов В.В. Основы философии. Часть первая. Общая философия. Вып. 1. – Пермь, 1997.- 175 с.

Сильвестров В.В. Философское обоснование теории и истории культуры. – М., 1990.

Соловьев Э. Прошлое толкует нас: Очерки по истории философии и культуры. – М., 1991.

Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. – М., 1994.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1994.

Тема II. Культура и искусство. Эволюция представлений об искусстве на протяжении веков (2 ч.)
1. Искусство как творчество жизни. Сознательная деятельность как творческий процесс.

2. Представление об искусстве в древнем мире. Выделение искусства как особого рода сознательной деятельности человека.

3. Искусство в античности. Этимология слова «искусство».

4. Дальнейшее развитие представления об искусстве. Искусство в средние века. Искусство нового времени.

5. Искусство и современность: проблемы и перспективы развития.

6. Материальное и идеальное в искусстве. Искусство как материальное воплощение идеального.

7. Искусство как игра. Культура как «игра по правилам и без»: источник творчества.
Основные понятия

Культура и быт. Культура и искусство. Греческое techne. Границы культуры. Структура и морфология культуры. Значение сознательной деятельности в культуре. Искусство как деятельность. Целесообразность культуры. Творчество в культуре. Принципы творческой деятельности как культурной деятельности. Телесность античного космоса как явление доклассической культуры. Культурные ценности и нормы. Культурные традиции. Культурная картина мира.
Темы рефератов (докладов)

1. Роль воображения в искусстве.

2. Искусство и «искусственное». Искусственность как «ненатуральность». В каких случаях искусственность является необходимым качеством?

3. Искусство и первозданная природа: соприкосновение реальностей.

4. Искусствоведение и культурология: пересечение областей исследования.
Задания для

самостоятельной работы

Работа с понятиями. Сопоставить понятия искусство, культура и игра. Кокое понятие шире другого? Какое понятие включает все остальные?
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основной

Гуревич П. С. Культурология: Учеб. пособие. - М.. 2003.

Культурология: Учеб. пособие для вузов/ под науч. ред. Г. В. Драча. - Изд. 9-е. - Ростов-н/Д., 2006.

Левяш И. Я. Культурология: Учеб. пособие для вузов. - 5-е изд., испр. и доп. - М., 2004.

Культурология: Учеб. пособие/ Шаповалов А. И., Колясников И. Н., Голованова С. А. и др.; Под ред. А. И. Шаповалова. - М., 2004.

Розин В. М. Культурология: Учеб. для вузов. - М., 2005.
Дополнительный

Бычков В.В. Эстетика поздней античности. II-III века. - М. Наука, 1981.

Вейде В. Умирание искусства. // Самосознание европейской культуры ХХ века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. – М., 1991. – С. 268 – 292.

Гомер. Илиада. – М., 1960.

Гомер. Одиссея. – М., 1985.

Грейвс Р. Белая Богиня. – СПб., 2000.

Донини А. Люди, идолы, боги: Очерки истории религии. – М., 1966.

Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. – СПб., 1995.

Латышев В. В. Очерк греческих древностей. Часть 2. – СПб., 1997.

Лосев А. Ф. История античной эстетики. Очерки тысячелетнего развития. – М., 1994.

Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. – М., 1993.

Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. – М., 1957.

Лотман Ю.М. Об искусстве. – СПб., 2000.

Ранович А. Б. Эллинизм и его историческая роль. – М., 1950.

Рассел Б. История западной философиии ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней: В 2-х т. : Т.1: Кн. 1-2. – Новосибирск, 1994.

Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.1. Античность. – СПб., 1994.

Татаркевич В. История философии. Часть первая Античная и средневековая история. – Пермь, 2000.

Фейнберг Е. Л. Две культуры: Интуиция и логика в искусстве и науке. – М., 1992.

Фейнберг Е. Л. Кибернетика, логика, искусство. - М., 1981.
Тема III. Мифология как самосознание культуры. Место мифа в культурном пространстве (4 ч.)

Занятие 1. Миф как явление культуры.


  1. Культура и мировоззрение. Миф как картина мира, миф как действие.

  2. Семантика слова «миф»: бытовая, литературно-жанровая, познавательная.

  3. Роль воображения в культуре. Миф как модель. Хтоническое и героическое в мифе.

Основные понятия

Мировоззрение; научная картина мира; интуитивное познание; миф; сказ – эпос – слово; обобщенный образ; истинное и ложное мифа; модель мира; рассуждение и доказательство; интенциальный акт человека; стремление к осуществлению.
Темы рефератов

  1. Миф и научная картина мира.

  2. Мифология как мировоззрение.

  3. Хтоническое в культуре.

  4. Мифология, ее влияние на науку и социальные отношения.

  5. Развитие мифологии разных народностей.


Задания для самостоятельной работы

Из данного списка первоисточников по мифологии студентам предлагается выбрать один для самостоятельного изучения. После прочтения студенту предлагается определить, к какому типу источника относится данный текст: мировоззренческому, историческому или героическому.
Список первоисточников

  1. Старшая Эдда.

  2. Младшая Эдда.

  3. Песнь о нибелунгах (стихотворный вариант)

  4. Беовульф.

  5. Ирландские сказания.

  6. Валлийские сказания (Мабиногион).

  7. Исландские саги (например, «Сага о Ньяле»).

  8. Ветхий завет (например, Пятикнижье Моисея, исторический цикл книг, пророческий цикл, церковные книги).

  9. Махабхарата (одна из 12-ти книг).

  10. Рамаяна.

  11. Эпос о Гильгамеше.

  12. Калевала.

  13. Авеста.

  14. Джатаки.

  15. Кодзики (Первый свиток)

  16. Тибетская книга мертвых.

  17. Египетская книга мертвых.

  18. Коран.

  19. Сага о волсунгах.

  20. Сага об Эгиле.


По проделанной работе студенты заполняют таблицу №1, куда включаются сведения из произведения, соотносящиеся с мировоззренческим, историческим или героическим типом. В конце таблицы дается обоснованный вывод, к какому типу источника относится прочитанное студентом произведение.
Таблица 1. Определение типа источника


Исторический


Мировоззренческий


Героический

Реальные исторические события

Описание исторических событий в тексте

Представления об устройстве мира (космогония)

Жизнь и происхождение богов (теогония)















  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Темы практических и семинарских занятий тема I. Культура в структуре научного знания (4 ч.) Занятие Понятие культуры и принцип его определения icon2. Место дисциплины и в структуре ооп
Перечень семинарских, практических занятий и лабораторных работ Примерная тематика курсовой работы для студентов всех форм обучения,...
Темы практических и семинарских занятий тема I. Культура в структуре научного знания (4 ч.) Занятие Понятие культуры и принцип его определения iconТемы рефератов по педагогике и психологи
Особенности урока, лекции, семинарских занятий, практических и лабораторных занятий, диспутов, конференций, зачетов, экзаменов, факультативных...
Темы практических и семинарских занятий тема I. Культура в структуре научного знания (4 ч.) Занятие Понятие культуры и принцип его определения iconПлан и темы семинарских занятий по дисциплине «история физической...
Возникновение и первоначальное развитие физической культуры и спорта в первобытном обществе. Физическая культура и спорт в древнем...
Темы практических и семинарских занятий тема I. Культура в структуре научного знания (4 ч.) Занятие Понятие культуры и принцип его определения iconПланы семинарских занятий по истории и философии математики
Всего представлены темы для 14 занятий. Отдельная тема может занимать и более одного занятия. Каждое занятие содержит материал для...
Темы практических и семинарских занятий тема I. Культура в структуре научного знания (4 ч.) Занятие Понятие культуры и принцип его определения iconПланы семинарских занятий тема проблема коррупции: понятие и виды
Проблема определения коррупции. Уровни восприятия коррупции: бытовой, научный, практический
Темы практических и семинарских занятий тема I. Культура в структуре научного знания (4 ч.) Занятие Понятие культуры и принцип его определения iconПланы семинарских и практических занятий для направления подготовки (специальности)
Криминалистика. Планы семинарских и практических занятий / А. С. Пудовиков, А. Л. Оболкина; Дальневосточныйюрид ин-т мвд РФ. Хабаровск:...
Темы практических и семинарских занятий тема I. Культура в структуре научного знания (4 ч.) Занятие Понятие культуры и принцип его определения iconТемы семинарских занятий по дисциплине
Практическое занятие №1 : Составление схемы бронирования мест и номеров в гостинице
Темы практических и семинарских занятий тема I. Культура в структуре научного знания (4 ч.) Занятие Понятие культуры и принцип его определения iconТемы практических и/или семинарских занятий Раздел Содержание финансового...
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое...
Темы практических и семинарских занятий тема I. Культура в структуре научного знания (4 ч.) Занятие Понятие культуры и принцип его определения iconПланы семинарских занятий по этнологии Китая Тематический план практических занятий
Этнология изучаемого региона (Китай): планы семинарских занятий для студентов дневного отделения
Темы практических и семинарских занятий тема I. Культура в структуре научного знания (4 ч.) Занятие Понятие культуры и принцип его определения iconПланы семинарских и практических занятий семинарское занятие по теме...
Менеджерские характеристики и их влияние на эффективность деятельности организации
Темы практических и семинарских занятий тема I. Культура в структуре научного знания (4 ч.) Занятие Понятие культуры и принцип его определения iconКурс № п п. Порядковый номер темы, в соответствии с содержанием рабочей...
Зачётные требования для студентов, имеющих освобождение от практических занятий по дисциплине «физическая культура» на осенний семестр...
Темы практических и семинарских занятий тема I. Культура в структуре научного знания (4 ч.) Занятие Понятие культуры и принцип его определения iconГеография
Учебно – методический комплекс включает тематический план дисциплины, краткое содержание материала, темы семинарских и практических...
Темы практических и семинарских занятий тема I. Культура в структуре научного знания (4 ч.) Занятие Понятие культуры и принцип его определения iconТемы практических занятий по истории семинар № Тема
Методология изучения истории: понятие, методы, формационный и цивилизационный подходы к истории, школа «Анналов»
Темы практических и семинарских занятий тема I. Культура в структуре научного знания (4 ч.) Занятие Понятие культуры и принцип его определения iconТемы рефератОВ, рекомендуемые студентам алтайского государственного...
Физическая культура и спорт как социальные феномены общества, как часть общечеловеческой культуры
Темы практических и семинарских занятий тема I. Культура в структуре научного знания (4 ч.) Занятие Понятие культуры и принцип его определения iconПланы проведения семинарских и практических занятий семинарское занятие...
Раскройте содержание операционального алгоритма психотехнологии рекламной стратегии по позициям
Темы практических и семинарских занятий тема I. Культура в структуре научного знания (4 ч.) Занятие Понятие культуры и принцип его определения iconВопросы к экзамену по программе кандидатского минимума по курсу «История и философия науки»
Понятие научного метода и его место в системе естественно научного и гуманитарного знания


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск