Скачать 236.7 Kb.
|
ГОУ Гимназия №1505 «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория» Диплом Сравнительный анализ синергетических концепций А.П.Назаретяна и Ю.В. Яковца. Автор: ученик 10 класса «Б» Варлахин Илья Руководитель: Молев А.И. Москва 2012 ОглавлениеОглавление 2 Введение 3 Глава 1 Синергетика: теоретический аспект 7 1.1 Синергетика как значимое направление современной философской мысли 7 1.2 Школы (течения) в синергетике 9 1.3 Основные методологические проблемы. 11 1.4 Ключевые авторы синергетического направления. 13 Глава 2 Сравнительный анализ монографий «Антропология насилия. Культура самоорганизации», «Циклы. Кризисы. Прогнозы» 17 Заключение 23 Список использованной литературы 24 ВведениеСинерге́тика (от др.-греч. συν- — приставка со значением совместности и ἔργον — «деятельность») — междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем (состоящих из подсистем). Синергетика является междисциплинарной наукой, так как принципы, которые управляют процессами самоорганизации - едины, то можно и нужно использовать пригодный для этого математический аппарат. Этим в настоящее время эта область актуальна. Основные положения синергетики. Наш мир, всё, что доступно в нём наблюдению. претерпевают непрерывные изменения – мы наблюдаем его непрекращающуюся эволюцию. Все подобные изменения происходят за счёт сил внутреннего взаимодействия, во всяком случае, никаких внешних по отношению к нему сил мы не наблюдаем. Согласно принципу Бора, существующим мы имеем право считать лишь то, что наблюдаемо или может быть сделано таковым. Следовательно, подобных сил не существует. Таким образом, всё, что происходит вокруг нас, мы можем считать процессом самоорганизации, то есть процессом, идущим за счёт внутренних стимулов, не требующих вмешательства внешних факторов, не принадлежащих системе. К числу таких процессов относится также и становление и действие Разума, ибо он родился в системе в результате её эволюции. Весь процесс эволюции системы – процесс самоорганизации. Мир всё время меняется. Мы не можем утверждать, что процесс самоорганизации направлен на достижение состояния равновесия (под которым понимается абсолютный хаос), у нас нет для этого опытных оснований, гораздо больше данных для утверждения обратного — мир непрерывно развивается, и в этом изменении просматривается определённая направленность, отличная от стремления к равновесию. Для описания основ процесса самоорганизации удобно (хотя и заведомо недостаточно) использовать терминологию дарвиновской триады: наследственность, изменчивость, отбор. Придав этим понятиям более широкий смысл: изменчивость в этом более широком смысле – это постоянно присутствующие факторы случайности и неопределённости; Что касается термина «наследственность», то он означает лишь то, что настоящее и будущее любой системы в мире зависит от его прошлого; Понятие «принципов отбора» является самым трудным среди понятий дарвиновской триады. Процессы самоорганизации следуют определённым правилам, законам. Это утверждение — некое эмпирическое обобщение, вопрос о происхождении этих правил лежит вне рационализма, как и вопрос о рождении Вселенной. Вселенная — непрерывно эволюционирующий объект (как и любые его составляющие). Но внутренние стимулы и возможности развития Вселенной, определяющие процессы самоорганизации, ограничены реальными рамками, берегами допустимых эволюционных каналов. Автором термина «Синергетика» является Ричард Бакминстер Фуллер — известный дизайнер, архитектор и изобретатель из США. Убедившись на практике исследований сложных систем в ограниченности по отдельности как аналитического, так и численного подхода к решению нелинейных задач, И. Забуский в 1967 году пришёл к выводу о необходимости единого «синергетического» подхода. Понимая под этим «…совместное использование обычного анализа и численной машинной математики для получения решений разумно поставленных вопросов математического и физического содержания системы уравнений». Определение термина «синергетика», близкое к современному пониманию, ввёл Герман Хакен в 1977 году в своей книге «Синергетика» Цель моей работы: сравнительный анализ наиболее значимых направлений Российской синергетики на примере творчества А.П. Назаретяна и Ю.В. Яковца. Задачи: 1. Дать общую характеристику такого современного направления философской мысли, как синергетика. Зафиксировать ее основной понятийный аппарат, который станет базовым для данного исследования. 2. Проследить процесс становления синергетики, как научной школы и определить основные направления ее развития. 3. Сформулировать основные методологические проблемы и описать пути их решения. 4.Выявить основные сходства и различия двух подходов к пониманию синергетики отраженных в работах А.П. Назаретяна («Антропология насилия и культура самоорганизации») и Ю.В. Яковца. («Циклы. Кризисы. Прогнозы») Основное понятие для синергетики – это определение структуры, как состояния, возникающего в результате разностороннего и многовариантного поведения «живых» систем, которые невозможно усреднить в качестве замкнутых и действующих по одинаковым законам. «Живые» системы развиваются вследствие открытости, получают энергию извне, проявляют нелинейные качества внутренних процессов и имеют более одного устойчивого состояния. Разнообразие научных школ, направлений, идей свидетельствует о том, что синергетика представляет собой скорее парадигму, чем теорию. Это значит, что она олицетворяет определенные достаточно общие концептуальные рамки, немногочисленные фундаментальные идеи, общепринятые в научном сообществе, и методы (образцы) научного исследования. Явление бифурикации типично для большинства процессов, развивающихся во времени. Момент бифурикации – некая абстракция, как и полная потеря памяти. Бифурикация – тоже процесс, протяжённый во времени, но длящийся весьма малый его интервал, в течение которого происходит качественная перестройка свойств системы, и определяющее значение в характере дальнейшего развития имеют случайные факторы. В этих условиях память системы резко уменьшается. Процессы бифурикации мы наблюдаем и в развитии живого вещества и в общественной жизни. Революционные процессы – типичные процессы бифурикации – ни в одной революции никому не удавалось предсказать характера постреволюционного развития. Бифуркационный механизм играет важнейшую роль в общей эволюционной схеме. Именно он является источником роста разнообразия различных форм организации материи, а следовательно, и непрерывно возрастающей сложности её организации. Кроме того из-за вероятностного характера бифурикационного процесса, эволюция не может иметь обратного хода, точнее, вероятность обратного хода эволюции стремится к нулю, а это имеет отношение к другому фундаментальному факту – отсутствие обратимости не только эволюции, но и времени. В этом проявляется общая направленность общего эволюционного процесса. С мировоззренческой точки зрения синергетику иногда позиционируют как «глобальный эволюционизм» или «универсальную теорию эволюции», дающую единую основу для описания механизмов возникновения любых новаций. Универсальная история — свойственное западной историографии представление истории как цельной, когерентной единицы. По выражению американского философа и политолога Френсиса Фукуямы, универсальная история — «это не энциклопедический каталог всего, что известно о человечестве, а попытка найти осмысленную общую закономерность в развитии человеческих обществ в целом». Глава 1 Синергетика: теоретический аспект1.1 Синергетика как значимое направление современной философской мыслиПервое использование данного термина связано с докладом профессора штудгартского университета Г. Хакена «Кооперативные явления в сильно неравновесных и нефизических системах» (в 1973 году). Уже в 1977 году монография под названием "Синергетика" выходит на немецком и английском языках. В 1978 году книга была переиздана, а вскоре вышла на японском и русском языках. Издательство "Шпрингер" открывает серию "Синергетика", в которой выходят все новые и новые труды. Синергетика – междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем. Систематизация процессов и явлений требует разных констант, поэтому рассматривать направления синергетики в культурологии и биологии, просто бессмысленно. Например, в работе А.П. Назаретяна, российского специалиста по культурной антропологии и психологии массового поведения, «Антропология насилия и культура самоорганизации» приведены некоторая закономерность между тремя понятиями, взятыми как переменные: «силой», «мудростью» и «жизнеспособностью» общества. Происходит раскрытие гипотезы техно-гуманитарного баланса, она звучит следующим образом: чем больше мощь производственных и боевых технологий, тем более совершенной должна быть культурная регуляция общества. Если качество регуляторных механизмов обозначить символом R, то эту гипотезу можно представить простым отношением: Si=f1(R)/f2(R), где Si - внутренняя устойчивость. Синергетическая концепция самоорганизации
1.2 Школы (течения) в синергетикеВ синергетике к настоящему времени сложилось уже несколько научных школ. Эти школы окрашены в те тона, которые привносят их сторонники, идущие к осмыслению идей синергетики с позиции своей исходной дисциплинарной области, будь то математика, физика, биология или даже обществознание. Некоторые из них:
Если рассматривать синергетику как направление философской мысли, т.е. дисциплину, изучающую наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира, то можно находить все новые и новые области применения этой достаточно молодой науки. Например, в работе Ю.В. Яковца «Циклы. Кризисы. Прогнозы» в главе №8 «Исторические циклы», профессор рассматривал циклично-генетические закономерности в динамике отдельных сторон общества - в развитии человека и его взаимоотношениях с окружающей природой, в прогрессе технологий, экономических и социально-политических отношений, государства и права, науки и культуры, образования. Каждый из исследованных циклов не действует изолированно, все они непрерывно взаимодействуют, образуя сложный ритм, пульсацию человеческой истории. Теперь мы можем обратиться к цикличной динамике общества как системы высшей степени сложности, где формируется конечный итог взаимодействия всех видов циклов. Речь идет о циклах в истории человечества. Исходя из этих представлений можно моделировать будущее, с возможными отклонениями в динамике прошлых лет: демографические проблемы в государствах или регионах, неожиданные восстановления, казалось бы, падших государств и крах устойчивых стран. Как уже говорилось выше, термин "синергетика" введен Г. Хакеном для обозначения междисциплинарного направления, в котором, как он и предполагал, результаты его исследований по теории лазеров и неравновесным фазовым переходам смогли дать идейную основу для плодотворного взаимосотрудничества исследователей из различных областей знания. Синергетика Г. Хакена в нестрогом смысле имеет предшественников: Ч. Шеррингтон, называвший синергетическим согласованное действие нервной системы при управлении мышечными движениями; Улам, говоривший о синергии, в форме непрерывного сотрудничества между компьютером и оператором; И. Забуский, пришедший к выводу о необходимости единого синтетического подхода к нелинейным математическим и физическим задачам. Однако притом, что имеется неформальная связь явлений, названных "Синергетика", по существу содержания предшественники Г. Хакена говорили лишь о частных примерах. С синергетикой устойчиво ассоциируются такие физические объекты и явления как: аттракторы, бифурикация, самоорганизация (когерентная, континуальная и в других смыслах и интерпретациях), хаос и детерминированный хаос, открытие системы в неравновесном состоянии, фракталы, диссипативные процессы. Вместе с тем, сегодня нельзя говорить о сложившейся категориальной схеме и о целостности концепции синергетики. 1.3 Основные методологические проблемы.Основные методологические проблемы синергетики – это невозможность определить область конкретных исследований. Мы говорим о концепции и технологии. Почему не о теории? Дело в том, что если понимать под теорией "систему идей в области знания, форму научного знания, дающую целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности", то о построении такой теории в отношении синергетики можно говорить, и она в определенной мере существует и сегодня. Однако областью явлений, из которых возникло современное понимание синергетики, является физика, теоретическая физика квантовых явлений. Именно это происхождение и связь синергетики с точными науками делает, в первую очередь, правомочным называние ее научным направлением. Для естественнонаучной теории вышеприведенное понимание теории является, очевидно, недостаточным. Кроме системы идей, эксперимента, моделирования, анализа и синтеза и широком понимании, необходимы также, в частности: конструктивный формализм, предсказательность, определенность круга явлений действительности, на которые распространяется теория. Говорить же сегодня о создании для синергетики специфического теоретического базиса физико–математического ранга по меньшей мере преждевременно. Следует учитывать и то, что современному этапу прогресса науки и техники свойственна опора на технологии не в меньшей степени, чем на теории, поскольку почти повсеместно приходится иметь дело с информационными объектами, которые несоизмеримо превосходят возможности непосредственного оперирования ими человеком. В качестве инструментов выступают технологические информационные средства, а не непосредственный невооруженный человеческий ум. Синергетика — междисциплинарное направление научных исследований, возникшее в начале 70-х гг. и ставящее в качестве своей основной задачи познание общих закономерностей и принципов, лежащих в основе процессов самоорганизации в системах самой разной природы: физических, химических, биологических, технических, экономических, социальных. Под самоорганизацией в синергетике понимаются процессы возникновения макроскопически упорядоченных пространственно-временных структур в сложных нелинейных системах, находящихся в далеких от равновесия состояниях, вблизи особых критических точек — точек бифуркации, т.е. обозначения всевозможных качественных перестроек или метаморфоз различных объектов при изменении параметров, от которых они зависят, в окрестности которых поведение системы становится неустойчивым. Синергетика предполагает качественно иную картину мира не только по сравнению с той, которая лежала в основании классической науки, но и той, которую принято называть квантово-релятивистской картиной неклассического естествознания первой половины XX в . Происходит отказ от образа мира как построенного из элементарных частиц — кирпичиков материи — в пользу картины мира как совокупности нелинейных процессов. Благодаря качеству сочетать не сочетаемое синергетический подход является самым актуальным не только в прошлом, но и в наше время. Существует огромное количество представителей этой отрасли, но я расскажу только об основных представителях, как на западе, так и в России. 1.4 Ключевые авторы синергетического направления.
Автор гипотезы техно-гуманитарного баланса, в соответствии с которой развитие культурных регуляторов поведения и мышления сопряжено с техническим прогрессом: увеличение мощи технологий требует выработки всё более сложных нравственных ограничителей, и общества, не сумевшие своевременно адаптироваться к возросшим инструментальным возможностям, подрывают природные и/или геополитические основы своего существования.
В настоящее время общая методология науки переживает период, который совмещает в себе черты эволюции и кризиса. Современная наука, значительно укрепив свою базу за прошедшее столетие, может позволить себе более либеральный подход к включению в сферу своего рассмотрения содержания, не имеющего строгой объективной основы. Позитивный смысл этого действия заключается во включении в поле внимания существующих фактов и практик, реально нуждающихся в интеллектуальном анализе. Однако ввиду фактической неготовности науки к исследованию этого содержания объективными методами, процесс сопровождается появлением "нетрадиционных" и "неклассических" наук, симбиозов научного и ненаучного знания и других явлений, которые естественны сами по себе для человеческой познавательной деятельности, но далеки от именно научного знания. Важно то, что при этом происходит наработка подходов к малоисследованному, реально существующему содержанию. Можно указать, например, на крайне актуальную задачу объективного исследования субъективной реальности, на подступах к которой трудятся психологи, нейрофизиологи и разработчики систем виртуальной реальности и компьютерной анимации. Сама постановки задачи выглядит терминологически противоречивой. Однако это реальная, крайне важная задача, в основе решения которой лежит изучение и осмысление процессов самоорганизации в нейробиологической, информационной и понятийной средах. Глава 2 Сравнительный анализ монографий «Антропология насилия. Культура самоорганизации», «Циклы. Кризисы. Прогнозы»Принципиальное сходство концепций Назаретяна и Яковца в представлении истории человечества как процесса развития единой системы. В рамках данного представления каждый из авторов стремится выявить наиболее существенный черты описываемой системы-модели, с тем чтобы использовать их при объяснении тех или иных исторических процессов, а также возможного прогнозирования будущего развития мировой и локальных цивилизаций. Оба ученых считают, что период от зарождения какой-либо общественно-исторической системы до ее гибели (или радикального преобразования) является ее жизненным циклом. Его анатомия, внутренняя структура включает ряд последовательно сменяющих друг друга фаз: зарождение в недрах старой системы, внутреннее, латентное развитие; рождение, утверждение в процессе революционного переворота, в борьбе с уходящей, отживающей системой; распространение, превращение в преобладающую, господствующую систему; зрелость, когда в полной мере проявляются присущие данной системе черты; дряхление, нарастание противоречий, вступление в кризис, в противоборство с уже родившейся и борющейся за свое "место под историческим солнцем" следующей системой; наконец, длительная фаза отмирания, реликтового существования в виде отдельных трансформированных осколков на периферии утверждающейся новой системы. Речь идет о типичной схеме, которая в отдельных случаях может модифицироваться и деформироваться. Различие этих позиций выражено в том, что Ю. В. Яковец говорит, что каждая цивилизация способна достигать своего пика несколько раз (он говорит в основном о 3х витках) [(Глава 8 (ч. 1 и 3) из кн. Ю.В. Яковец "Циклы. Кризисы. Прогнозы", М., 1999] Первый подъем - сравнительно недолгий, но высокий - наблюдается на фазе становления, стремительного распространения новой цивилизации. Активные силы общества одержимы романтикой созидания, обновленные производительные силы, формы присвоения и распределения обеспечивают высокие темпы экономического роста, повышения уровня и качества жизни настрадавшегося за время кризиса населения. Но вскоре выясняется, что процветание недолговечно, в значительной мере построено на осколках прежнего, уходящего общества, на энтузиазме юности, срок которой ограничен. Наступает период разочарований, первый кризис раннего этапа цивилизации. Пережив этот кризис, избавившись от романтических иллюзий, возмужавшее общество вступает в сравнительно долгий и устойчивый период подъема фазы зрелости, когда в полной мере проявляются сущность, главные черты и преимущества данной цивилизации, развивающейся на своей собственной основе. Она разительно отличается приземленностью от того возвышенного идеала, который служил знаменем переворота, увлекавшим массы. Но ее достоинство в том, что она реальна, выражает суть, главное содержание, преимущества и ограничения данной ступени исторического прогресса. Но фазе зрелости рано или поздно приходит конец. Начинают сгущаться признаки исчерпания заложенного в данной цивилизации потенциала, растет недовольство социальных слоев, получивших меньшую долю богатства. Падают темпы роста производительности общественного труда, разражается новый кризис, завершающий фазу зрелости. Однако это еще не конец данной цивилизации. Взбодренная нарастающими признаками распада, она находит в себе силы для последней попытки перестройки применительно к новым условиям, нового недолгого и невысокого подъема. Однако это уже попытка реанимации устаревшего больного организма, она не может вдохнуть “третью молодость” в его одряхлевшие органы. Вслед за недолговечным подъемом развертывается всеобщий кризис общества, знаменующий начало переходного периода к очередной цивилизации, предпосылки и элементы которой уже родились и заявили о себе на последней фазе обреченного, уходящего в прошлое общества [(Глава 8 (ч. 1 и 3) из кн. Ю.В. Яковец "Циклы. Кризисы. Прогнозы", М., 1999]. А.П. Назаретян в свою очередь утверждает, что одна цивилизация достигает своего пика один раз, а после этого угасает за ненадобностью. В пример можно привести Атлантиду, племена Майя. В его теории говорится о 3х основных векторах истории: 1. Рост организационной сложности. Стадо ранних гоминид, племя верхнего палеолита, племенной союз («вождество») неолита, город-государство древности, империя колониальной эпохи, континентальные политико-экономические структуры и зачатки мирового сообщества - вехи на том пути, который Ф. Хайек [1992] обозначил как расширяющийся порядок человеческого сотрудничества. Первый метод количественного расчета социальной сложности был предложен полвека назад Р. Нароллом [Naroll 1956] и с тех пор совершенствовался [Carneiro 1974; Chick 1998]. Разработана математическая модель, отражающая положительную зависимость между численностью населения и сложностью организации [Carneiro 2000]. 2. Рост социального и индивидуального интеллекта. Подробное обоснование этого далеко не бесспорного тезиса приведено в книге [Назаретян 2004, с.с.97-109], и изложенный в последующих параграфах исторический материал содержит его фактические иллюстрации. Здесь только уточним, что речь идет о последовательно возраставших емкости и динамизме информационной модели мира - необходимой предпосылке для изобретения и обслуживания все более продуктивных технологий, установления и поддержания все более сложных социальных отношений. Эти тенденции предполагают способность субъектов отражать в большем временном диапазоне связь причин со следствиями, предвосхищать отсроченные результаты действия, удерживать внимание на долгосрочных задачах («держать цель»), сохранять независимость от перцептивного поля, а также идентифицировать себя с многочисленными (неконтактными) коллективами. Рост интеллектуальных возможностей в значительной мере обеспечивало совершенствование технологий фиксации, передачи и оперирования информационными блоками: материальных носителей (от ручного рубила до компьютера), кодов (включая национальные языки), методов обучения. 3. Наконец, последний и, пожалуй, самый проблематичный вектор - совершенствование культурно-психологических средств регуляции поведения. Хотя «культурно-психологические средства регуляции» включают мораль (нравственность) только как одну из составляющих, данный вектор имеет прямое отношение к зависимости между развитием интеллекта и морали. Здесь уместно привести слова классика социологии Э. Дюркгейма: «Совсем не доказано, что цивилизация - нравственная вещь. Чтобы решить этот вопрос... надо найти факт, пригодный для измерения уровня средней нравственности, и затем наблюдать, как он изменяется по мере прогресса цивилизации. К несчастью, у нас нет такой единицы измерения». Также Назаретян утверждает, что каждое действие важно для истории вне зависимости от его временного промежутка, Яковец же наоборот «Переходные периоды бывают разной длительности - от нескольких месяцев для краткосрочных циклов, нескольких лет для среднесрочных и долгосрочных до нескольких десятилетий и даже столетий для цивилизационных циклов». Отмечая, что цикличный подход дает возможность по-новому взглянуть на историческое время, измеряемое количеством исторических событий в единицу календарного времени. Бег исторического времени неравномерен по фазам циклов. Он то замедляется в фазах зрелости и застоя, то бешено ускоряется во времена кризисов и революционных перемен, растущей неустойчивости в динамике системы, когда одного случайного события иной раз бывает достаточно, чтобы траектория движения круто изменилась (в рамках возможного веера альтернатив). Именно в такие периоды приобретают решающий вес исторические личности и господин Случай. Исторический маятник, в отличие от метронома или часов, то замедляет, то ускоряет свое движение; соответственно цикличное время может быть то сжатым, спрессованным, то растянутым, тягучим. А.П. Назаретян о циклах : «Мы не обнаружим в человеческой истории ничего кроме циклов и цивилизационных монад, ограничив обзор пространственными или временными рамками. Чтобы увидеть за деревьями также и лес, необходимо варьировать масштабы, дистанции и визуальные приборы. Охватив единым взглядом десятки и сотни тысяч лет, мы явственно обнаруживаем два решающих обстоятельства. Во-первых, культура изначально формировалась как единая планетарная система. Во-вторых, в многомерной и многообразной динамике ее изменений прослеживаются сквозные векторы, которые возможно оценивать со знаком «плюс» или «минус», но невозможно отрицать» Яковец фиксирует наличие полицикличности, то есть эффект наложения эпох. Каждый исторический цикл имеет свою траекторию движения; но одновременно он несет на себе отпечаток циклов других временных горизонтов. Развивая образ маятника, можно представить себе систему из нескольких маятников разной размерности, каждый из которых выписывает свою траекторию волнообразно-спиралевидного движения, так что общий ход истории оказывается многослойным. На каждую фазу большего по длительности цикла накладывается несколько более коротких циклов. При этом фазы цикла высшего уровня оказывают влияние на длительность и амплитуду колебаний фаз циклов низшего уровня. Подводя итог главы, можно сказать о том, что оба исследователя придерживают одной теории о цикличности и выделяют подобные идеи о развития единой системы. Разнят их, разве что, представления о развитии человечества, Яковец уходит в физиологию, поддерживая всевозможные генетические теории, а Назаретян в свою очередь, указывает на необходимость совершенствование культурно-психологических средств регуляции поведения. ЗаключениеПодводя итог, можно сказать о том, что оба исследователя говоря об одних и тех же идеях, но приводят разные доказательства и обращают внимание на разные вещи, как например, Яковец больше уделяет генетике в рассмотрении исторических циклов, а Назаретян в свою очередь больше смотрит на психологию и изменение культурного представления у общества. Основное понятие для синергетики – это определение структуры, как состояния, возникающего в результате разностороннего и многовариантного поведения «живых» систем, которые невозможно усреднить в качестве замкнутых и действующих по одинаковым законам, что прекрасно продемонстрировали авторы этих монографий. Синергетический подход раскрыт полностью, очень много фактов из природы и общества соединились в общую неразрывную цепочку полета мысли этих выдающихся ученых. Во время анализа было выявлено множество общих мыслей, но в тоже время и различий, которые помогли рассмотреть проблему с разных сторон: со стороны культурологии (монография А.П. Назаретяна «Антропология насилия и культура самоорганизации»), а также со стороны циклической развертки истории ( книга Ю.В. Яковец «Циклы. Кризисы. Прогнозы»). Тонкости каждой стороны были дополнены исчерпывающим количеством аргументов, для более точно объяснения полета мысли были использованы «отступления», которые покрывали большую площадь познаваемого предмета. Погружаясь в каждую книгу можно говорить о том, что были затронуты не только темы и проблемы одного предмета, был явно раскрыт целый «букет» из интереснейших представлений о развитии человеческой цивилизации и истории в целом. Список использованной литературы
|
Социальный проект «День самоуправления» Авторский коллектив: Лобов Иван, ученик 9кб класса Каракчеев Дмитрий, ученик 9кб класса Вдовина Алина, ученица 9кб класса Пьянков... | Поздравляем! 13 февраля 2014 года в Кадетском корпусе прошли Там были представлены 22 научно-исследовательские работы учащихся старших классов по химии. Нашу школу представлял Бобров Илья, ученик... | ||
Белая ворона Автор: Вертипрахов Илья, учащийся 11а класса, моу лицей №1, г. Кунгур, Пермский край | Положение о конкурсе «Ученик класса» в 5 классе мбоу «Еласовская сош» в 2012-2013 учебном году Конкурс «Ученик класса» направлен на поддержку талантливых детей, повышение уровня учебной мотивации учащихся | ||
Реферат по истории Моя родословная Автор: Мальцев Дмитрий Алексеевич, ученик 11Б класса моу «Гимназия №9» г. Шадринска Курганской области | Реферат по теме «История краснозобой казарки» Автор: ученик 2 «Г» класса мбоу «сош№28» города Норильска Красноярского края Гуров Дмитрий Владимирович | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Типы дидактических отношений на уроке: «ученик – ученик», «учитель-ученик», «ученик – учебный материал» | Реферат по теме «Хоккей моя любимая игра» Автор: ученик 2 «Г» класса мбоу «сош№28» города Норильска Красноярского края Свищёв Корилл Андреевич | ||
Реферат по теме «Роль чисел в сказках А. Пушкина» Автор: ученик 4 класса моу «Наумовская сош» Томского района Томской области Романов Сергей | Сценарий проекта Автор : Новиков Артем Владимирович, ученик 9 класса Орловский государственный педагогический институт, русский язык и литература, учитель русского языка и литературы | ||
Контактная информация Олимпийских игр в нашей школе прошли олимпийские уроки, которые подготовили и провели учащиеся нашей школы: Николаев Егор, ученик... | «Мусор и его ее вторая жизнь» Автор: Фукс Максим Сергеевич, ученик 4 класса Фукс Елена Васильевна, учитель начальных классов | ||
Ласточка — вестник добра, счастья, надежды. Автор: Синякин Владислав,... Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей | Выполнил ученик 10 класса «В» Как научная дисциплина, комбинаторика сформировалась в XVII в. В книге "Теория и практика арифметики" (1656 г.) французский автор... | ||
Энциклопедия одного слова Научно-практическая конференция Секция:... Автор программы: С. А. Виноградова, кандидат филологических наук, доцент, зав кафедрой английского языка и английской филологии | Илья Ильф записные книжки (1925—1937) «Илья Ильф и Евгений Петров. Собрание сочинений в 5 томах. Том 5»: Художественная литература; Москва; 1961 |