Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования





Скачать 155.53 Kb.
НазваниеПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Дата публикации05.03.2015
Размер155.53 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Философия > Программа дисциплины
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»

Санкт-Петербургский филиал

Факультет социологии

Кафедра гуманитарных наук


Утверждаю Директор

НИУ-ВШЭ – Санкт-Петербург

________________

В.Э. Гордин

Программа дисциплины «История и философия науки»
для соискателей ученой степени кандидата наук по направлениям:

08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности в т.ч.: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами);

23.00.02Политические институты, процессы и технологии

Автор программы:

Рогонян Г.С., кандидат философских наук,

старший преподаватель,

e-mail: rogonyan@gmail.com
Одобрена на заседании кафедры гуманитарных наук

«___»____________ 20 г

Зав. кафедрой Ж.В. Кормина


Санкт-Петербург, 2012-2013

РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данный курс предназначен для аспирантов первого года обучения в третьем модуле, а также для соискателей. Предполагается, что, приступая к изучению курса, аспиранты и соискатели обладают необходимыми навыками пересказа и интерпретации научных текстов, имеют опыт устных докладов и способность к самостоятельной письменной работе.

В рамках данного курса аспирантам и соискателям предлагается ознакомиться с историей науки и с основными проблемами философии науки. В курсе также широко представлена историко-философская картина развития научного знания. В частности, в курсе будут рассмотрены основные этапы становления науки в целом от ее зарождения в древней Греции и до наших дней; основные концепции научного знания; основные принципы научной методологии; философские интерпретации результатов научного познания и т.д. Помимо этого аспиранты и соискатели познакомятся с основными понятиями, концепциями и проблемами современной философии науки.

Проведение семинарских занятий предполагает работу с заданным набором философских текстов и первоисточников. Каждому семинару предшествует предварительная выработка одного или нескольких «тезисов», соответствующих теме данного семинара. Предполагается, что аспиранты и соискатели уже имеют навыки грамотно аргументировать свою точку зрения при заимствовании и интерпретации тех или иных из усвоенных идей и понятий, а также умеют прослеживать взаимосвязи между различными традициями и течениями. Данный курс в качестве промежуточного контроля предусматривает написание аспирантом и соискателем одного реферата.

В конце курса в качестве итогового контроля проводится экзамен (в устной форме).

Общая оценка представляет собой сумму следующих составляющих:
25% - реферат

40% - экзамен

25% - работа на семинарах

10% - присутствие на лекциях и семинарах.
РАЗДЕЛ 2. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Занятие 1. Зарождение науки и философии в древней Греции
Предмет философии науки. Специфика философских вопросов и философские проблемы знания. Предпосылки возникновения философии в Древней Греции. Вопрос о первых началах и природе вещей. Философия досократиков: милетская и элейская школы. «Натурфилософия» и первые философы: Фалес, Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор и др. Появление рационально-логической линии в древнегреческой философии: Пифагор о числах, Парменид о бытии и парадоксы Зенона. Софисты. Релятивизм и открытие языка. Протагор и тезис «человек есть мера всех вещей». Философский скептицизм и проблема обоснования знания: тропы Пиррона и Агриппы. Проблема бесконечного регресса и логический круг. Атомизм Демокрита и Эпикура. Принцип изономии и Великая Пустота. Бесконечность и множественность миров.
Литература к семинару:

- Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. Книга IX («Пиррон», стр. 378 – 396).

- Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. М., 1998, (стр. 63-74, 104-110, 153-164, 205-217, 221-229, 287-299).

- Дж. Реале, Д. Антисери Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. СПб., 2000. (Т.1. Античность).
Занятие 2. Метафизика и первые научные понятия
Сократ и открытие человека: гуманитарный поворот в античной философии. Софисты и проблемы морали. Протагор и Горгий. Метафизика Платона. Теория идей и критика сенсуализма: аргументы против софистов. Знание и сверхчувственное: мир идей и идея Блага. Иерархия в идеальном мире и идея Блага. Концепция анамнезиса и бессмертия души. Платон о справедливости и миф о пещере. Критика теории идей Аристотелем: аргумент «третьего человека». Метафизика Аристотеля: структура наук, логика и познания. Первоматерия, субстанция и форма. Аристотель о возможности и необходимости. Учение о четырех причинах. Этика Аристотеля.
Литература к семинару:

- Платон «Менон» // Платон Собрание сочинений. М., 1990 , Т.1.

- Аристотель «Метафизика». Книга 1, глава 1-3; Книга 4, глава 3 // Аристотель Сочинения в 4 т. М, 1975, Т.1.

- Аристотель «Вторая аналитика». Книга первая. Гл. 1-3. // Аристотель Сочинения в 4 т. М, 1978.

- Дж. Реале, Д. Антисери Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. СПб., 2000. (Т.1. Античность).

- Барнс Дж. Аристотель: краткое введение. М., 2006. Главы 7 – 13.
Занятие 3. Наука и ученые в эпоху Возрождения
Гуманизация и филологизация науки в эпоху Возрождения. Религия, политика и наука в эпоху Возрождения. Научная революция и новый тип знания. Фигура ученого и принципы научного исследования. Отношение к традиции и магии. Неоплатонизм. Н. Коперник и гелиоцентрическая теория. Бесконечная Вселенная в концепции Дж. Бруно. Ф. Бэкон о роли науки в культуре. Против магии и против традиции. Техника, опыт и сообщество ученых. Новый идеал научного знания и интерпретация природы. Открытие «форм». Теория идолов. Опытное познание и индукция путем исключения.
Литература к семинару:

- Бэкон Ф. «Афоризмы об истолковании природы и царстве человека» // Бэкон Ф. Собрание сочинений в 2-х томах. – М.: 1978. (Т.2).

- Дж. Реале, Д. Антисери Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. СПб., 2000. (Т.2. От Возрождения до Канта).
Занятие 4. Философия и наука Нового времени
Философия и наука в Новое время. Методическое сомнение Декарта и особенности «нового» скептицизма. Злой обманщик и проблема достоверности знания: достоверность и безошибочность познания сознанием самого себя. «Врожденные» и «благоприобретенные» идеи. Логический круг в доказательстве Декарта. Философы об идеях первичных и вторичных качеств вещей. Дуализм субстанций и психофизическая проблема. Правила научного метода Декарта. Математизация естествознания (Г. Галилей и Н. Ньютон). Спор картезианцев и Ньютона. Единообразие природы и великий мировой механизм. Рационализм и эмпиризм в философии Нового времени (Д. Локк, Дж. Беркли, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, Д. Юм).
Литература к семинару:

- Декарт Р. «Рассуждение о методе» // Декарт Р. Сочинения в 2-х томах. М., 1989, Т.1.

- Дж. Реале, Д. Антисери Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. СПб., 2000. (Т.2. От Возрождения до Канта).
Занятие 5. Идея прогресса и критика разума в эпоху Просвещения
Идеология и программа Просвещение? Идея прогресса. Кантовский трансцендентализм и критика метафизики. Ноумен и феномен: ограничение притязаний разума в познании. Пределы научного познания. Три познавательные способности разума и три источника знания. Время и пространство как априорные формы чувственности в трансцендентальной эстетике. Схематизм рассудка и трансцендентальная дедукция категорий. Логика иллюзии и трансцендентальная диалектика. Антиномии разума. Интуиция внешней реальности, «скандал в философии» и идеалы разума. Послекантовский немецкий идеализм и формирование историзма (Ф. Шеллинг, Г. Фихте, Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс).
Литература к семинару:

- Кант И. Критика чистого разума. «Предисловие» (к 1-му и 2-му изданию), «Введение», Пролегомены (§ 1-13) // Кант И. Сочинения в 6-ти томах. М., 1963 – 1966.

- Дж. Реале, Д. Антисери Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. СПб., 2000. (Т.3. От романтизма до наших дней).
Занятие 6. Понимание и объяснение в науке
Позитивизм: общая характеристика. О. Конт о стадиях развития научного знания (закон трех стадий). Социология как социальная физика и классификация наук. Утилитаристский позитивизм Дж. С. Милля и эволюционистский позитивизм Г. Спенсера. Методология историко-гуманитарного познания И.Г. Дройзена. Институциональная история философского и научного знания от античности до наших дней. Понимание и объяснение. Герменевтика и «науки о духе». Особенности естественнонаучных и социально-гуманитарных теорий.
Литература к семинару:

- Конт О. Дух позитивной философии: Слово о положительном мышлении. М., 2011.

- Дройзен И.Г. «Очерк историки» (§§1-18, 37-44, 72-86) // Дройзен И.Г. Историка. СПб., 2004.

- Дж. Реале, Д. Антисери Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. СПб., 2000. (Т.3. От романтизма до наших дней).
Занятие 7. Неопозитивизм и понятие научного факта
Неопозитивизм Венского кружка. Эмпиризм в обосновании научного знания. «Протокольные предложения». Р. Карнап о языковых каркасах, онтологии и бессмыслице. Логический позитивизм и стандартная модель научного знания. Структура научного знания. Эмпирический базис и теоретический уровень обобщения. Феноменализм и опыт «непосредственного» наблюдения. Критерии демаркации. Истина и эмпирическое значение. Осмысленность и принцип верифицируемости. Эмпирическая редукция. Эмпирические методы научного познания: наблюдение, измерение и научный эксперимент. Виды экспериментального исследования. Понятие научного факта. Научный факт и его теоретическая интерпретация. Виды научного объяснения. Научная картина мира и ее исторические формы.
Литература к семинару:

- Карнап Р., Хан Х., Нейрат О. «Научное миропонимание  венский кружок» // Логос, 2005, № 2 (47).

- Никифоров А. Л. Философия и методология науки в их истории. М., 2006.
Занятие 8. Постпозитивизм и концепция научной революции
Проблема обоснования научного знания. Логика открытия и логика обоснования. Методологический фальсификационизм К. Поппера. Аргументы ad hoc и научная теория. Наука и псевдонаука. Анализ развития научного знания и условия его роста. Содержание и правдоподобие теорий. Индуктивизм и конвенционализм. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса. Критика кумулятивизма. Парадигма и научное сообщество в концепции Т. Куна. Научная революция как переломный момент в развитии научного знания. Понятие «нормальной науки». Проблема выбора научной теории: логические, эмпирические и социальные аспекты. Эпистемологический анархизм П. Фейерабенда. Исторические типы научной рациональности.
Литература к семинару:

- Кун Т. Дополнение 1969 года: § 1. Парадигмы и структура научного сообщества (§ 1) // Кун Т. Структура научных революций. М., 2001.

- Лакатош И. История науки и ее рациональные реконструкции: § 1. Конкурирующие методологические концепции. Рациональная реконструкция как ключ к пониманию реальной истории (раздел 1) // Кун Т. Структура научных революций. М., 2001.

- Никифоров А. Л. Философия и методология науки в их истории. М., 2006.
Занятие 9. Социология науки
Понятия «стиль мышления» и «мыслительный коллектив» в концепции Л. Флека. Этические проблемы современной науки. Экологические принципы в современных стратегиях научного развития. Экономика науки как научная проблема. Основные проблемы социологии науки. Междисциплинарность как характеристика современных научно-технических проектов. Идеи синергетики в современной философии науки. Наука об искусственном интеллекте: основные проблемы.
Литература к семинару:

- Флек Л. Возникновение и развитие научного факта: Введение в теорию стиля мышления и мыслительного коллектива. М., 1999.

- Порус В.Н.  Людвик Флек: от сравнительной к социальной эпистемологии // Социальная эпистемология: идеи, методы, программы. М., 2010.

- Никифоров А. Л. Философия и методология науки в их истории. М., 2006.

РАЗДЕЛ 3. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
1.       Философия науки как специальная область философского исследования. Основные проблемы и направления ее развития.

2.        Досократическая философия: основные проблемы и представители

3.       Гераклит и Парменид: различие моделей мира

4.        Сократ и софистика: гуманитарный поворот в античной философии и образовании

5.        Знание и познание в философии Платона (на материале диалога «Менон»)

6.       Структура сущего в философии Платона

7.       Источники и структура научно-философского знания у Аристотеля (на материале «Метафизики» и «Второй аналитики»)

8.       Древнегреческий атомизм

9.       Основные характеристики античной модели научно-философского знания

10.   Эпоха Возрождения: гуманизация и филологизация науки

11.   Мировоззренческий смысл работ Н. Коперника и Дж. Бруно.

12.   Модель научного познания Ф. Бэкона

13.   Р. Декарт: радикальное сомнение, научный метод и учение о субстанциях

14.   Формирование идеалов математизированного естествознания (от Г. Галилея к И. Ньютону).

15.   Картезианцы и Ньютон: полемика о проблеме «скрытых качеств» в естествознании XVII-XVIII вв.

16.   Социальные, экономические и технические условия развития науки в XVI - XVII вв.

17.   Рационализм и эмпиризм Нового времени как философские программы обоснования научного знания.

18.   Идеология Просвещения: наука как движущая сила социального, экономического и нравственного прогресса.

19.   Обоснование значимости и проблема границ научного познания в философии И. Канта.

20.   Послекантовский немецкий идеализм и формирование историзма

21.   Позитивизм О. Конта, Дж. С. Милля и Г. Спенсера.

22.   Стадии развития научного знания О. Конта. Взгляды Конта на место и роль общественных наук в системе научного знания.

23.   Методология историко-гуманитарного познания И.Г. Дройзена

24.   Институциональная история философского и научного знания от античности до наших дней: основные этапы.

25.   Основные идеи работы «Научное миропонимание – Венский кружок»

26.   Структура научной теории. Особенности естественнонаучных и социально-гуманитарных теорий.

27.   Неопозитивистская программа эмпирического обоснования научного знания.

28.   «Стандартная» концепция научной теории.

29.   Структура научного знания. Эмпирический и теоретический уровни.

30.    Понятие научного эксперимента. Виды экспериментального исследования в науке.

31.   Научный факт и его теоретическая интерпретация.

32.   Научная картина мира, ее исторические формы. Роль научной картины мира в определении перспектив научных исследований.

33.   Методы научного исследования и их классификация.

34.   Проблема обоснования научного знания. Логика открытия и логика обоснования.

35.   История науки и философия науки: взаимосвязь и противоречия между ними.

36.   Методологический фальсификационизм К. Поппера и его критика

37.   Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса

38.   Методология индуктивизма и его критика

39.   Методология конвенционализма и его критика

40.   Научная революция как переломный момент в развитии научного знания.

41.   Методологический смысл понятий «парадигма», «научное сообщество», «нормальная наука», «научная революция» в концепции Т. Куна

42.   Проблема выбора научной теории: логические, эмпирические и социальные аспекты.

43.    Исторические типы научной рациональности.

44.    Понятия «стиль мышления» и «мыслительный коллектив» в концепции Л. Флека

45.   Этические проблемы современной науки.

46.   Экологические принципы в современных стратегиях научного развития.

47.   Экономика науки как научная проблема.

48.   Основные проблемы социологии науки.

49.   Междисциплинарность как характеристика современных научно-технических проектов.

50.   Идеи синергетики в современной философии науки.

51.   Наука об искусственном интеллекте: основные проблемы.

РАЗДЕЛ 4. ЛИТЕРАТУРА
а) основная


  1. Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.

  2. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. М., 1998.

  3. Дж. Реале, Д. Антисери Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. СПб., 2000.

  4. Платон Собрание сочинений. М., 1990 , Т.1.

  5. Аристотель Сочинения в 4 т. М, 1975, Т.1 - 2.

  6. Декарт Р. Сочинения в 2-х томах. М., 1989, Т.1.

  7. Кант И. Сочинения в 6-ти томах. М., 1963 – 1966.

  8. Конт О. Дух позитивной философии: Слово о положительном мышлении. М., 2011.

  9. Дройзен И.Г. Историка. СПб., 2004.

  10. Карнап Р., Хан Х., Нейрат О. «Научное миропонимание  венский кружок» // Логос, 2005, № 2 (47).

  11. Никифоров А. Л. Философия и методология науки в их истории. М., 2006.

  12. Кун Т. Структура научных революций. М., 2001.

  13. Флек Л. Возникновение и развитие научного факта: Введение в теорию стиля мышления и мыслительного коллектива. М., 1999.


б) дополнительная


  1. Барнс Дж. Аристотель: краткое введение. М., 2006.

  2. Бэкон Ф. Собрание сочинений в 2-х томах. – М.: 1978. (Т.2).

  3. Гайденко П. П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М.: ПЭР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000.

  4. Гайденко П. П. История греческой философии в ее связи с наукой. М., 1980.

  5. Микешина Л. А. Философия науки. М., 2005.

  6. Порус В. Н. Рациональность, наука, культура. М., 2002.

  7. Порус В.Н.  Людвик Флек: от сравнительной к социальной эпистемологии // Социальная эпистемология: идеи, методы, программы. М., 2010.

  8. Степин В. С. Философия науки. М., 2004.


РАЗДЕЛ 5. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Зарождение науки и философии в древней Греции

8

2

2




4

2

Метафизика и первые научные понятия

8

2

2




4

3

Наука и ученые в эпоху Возрождения

8

2

2




4

4

Философия и наука Нового времени

8

2

2




4

5

Идея прогресса и критика разума в эпоху Просвещения

8

2

2




4

6

Понимание и объяснение в науке

8

2

2




4

7

Неопозитивизм и понятие научного факта

8

2

2




4

8

Постпозитивизм и концепция научной революции

8

2

2




4

9

Социология науки

8

2

2




4




Всего

72

18

18




36

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма дисциплины «Сценарный трейдинг» Правительство Российской...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск