Скачать 155.53 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Санкт-Петербургский филиал Факультет социологии Кафедра гуманитарных наук Утверждаю Директор НИУ-ВШЭ – Санкт-Петербург ________________ В.Э. Гордин Программа дисциплины «История и философия науки» для соискателей ученой степени кандидата наук по направлениям: 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности в т.ч.: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами); 23.00.02 - Политические институты, процессы и технологии Автор программы: Рогонян Г.С., кандидат философских наук, старший преподаватель, e-mail: rogonyan@gmail.com Одобрена на заседании кафедры гуманитарных наук «___»____________ 20 г Зав. кафедрой Ж.В. Кормина Санкт-Петербург, 2012-2013 РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данный курс предназначен для аспирантов первого года обучения в третьем модуле, а также для соискателей. Предполагается, что, приступая к изучению курса, аспиранты и соискатели обладают необходимыми навыками пересказа и интерпретации научных текстов, имеют опыт устных докладов и способность к самостоятельной письменной работе. В рамках данного курса аспирантам и соискателям предлагается ознакомиться с историей науки и с основными проблемами философии науки. В курсе также широко представлена историко-философская картина развития научного знания. В частности, в курсе будут рассмотрены основные этапы становления науки в целом от ее зарождения в древней Греции и до наших дней; основные концепции научного знания; основные принципы научной методологии; философские интерпретации результатов научного познания и т.д. Помимо этого аспиранты и соискатели познакомятся с основными понятиями, концепциями и проблемами современной философии науки. Проведение семинарских занятий предполагает работу с заданным набором философских текстов и первоисточников. Каждому семинару предшествует предварительная выработка одного или нескольких «тезисов», соответствующих теме данного семинара. Предполагается, что аспиранты и соискатели уже имеют навыки грамотно аргументировать свою точку зрения при заимствовании и интерпретации тех или иных из усвоенных идей и понятий, а также умеют прослеживать взаимосвязи между различными традициями и течениями. Данный курс в качестве промежуточного контроля предусматривает написание аспирантом и соискателем одного реферата. В конце курса в качестве итогового контроля проводится экзамен (в устной форме). Общая оценка представляет собой сумму следующих составляющих: 25% - реферат 40% - экзамен 25% - работа на семинарах 10% - присутствие на лекциях и семинарах. РАЗДЕЛ 2. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Занятие 1. Зарождение науки и философии в древней Греции Предмет философии науки. Специфика философских вопросов и философские проблемы знания. Предпосылки возникновения философии в Древней Греции. Вопрос о первых началах и природе вещей. Философия досократиков: милетская и элейская школы. «Натурфилософия» и первые философы: Фалес, Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор и др. Появление рационально-логической линии в древнегреческой философии: Пифагор о числах, Парменид о бытии и парадоксы Зенона. Софисты. Релятивизм и открытие языка. Протагор и тезис «человек есть мера всех вещей». Философский скептицизм и проблема обоснования знания: тропы Пиррона и Агриппы. Проблема бесконечного регресса и логический круг. Атомизм Демокрита и Эпикура. Принцип изономии и Великая Пустота. Бесконечность и множественность миров. Литература к семинару: - Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. Книга IX («Пиррон», стр. 378 – 396). - Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. М., 1998, (стр. 63-74, 104-110, 153-164, 205-217, 221-229, 287-299). - Дж. Реале, Д. Антисери Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. СПб., 2000. (Т.1. Античность). Занятие 2. Метафизика и первые научные понятия Сократ и открытие человека: гуманитарный поворот в античной философии. Софисты и проблемы морали. Протагор и Горгий. Метафизика Платона. Теория идей и критика сенсуализма: аргументы против софистов. Знание и сверхчувственное: мир идей и идея Блага. Иерархия в идеальном мире и идея Блага. Концепция анамнезиса и бессмертия души. Платон о справедливости и миф о пещере. Критика теории идей Аристотелем: аргумент «третьего человека». Метафизика Аристотеля: структура наук, логика и познания. Первоматерия, субстанция и форма. Аристотель о возможности и необходимости. Учение о четырех причинах. Этика Аристотеля. Литература к семинару: - Платон «Менон» // Платон Собрание сочинений. М., 1990 , Т.1. - Аристотель «Метафизика». Книга 1, глава 1-3; Книга 4, глава 3 // Аристотель Сочинения в 4 т. М, 1975, Т.1. - Аристотель «Вторая аналитика». Книга первая. Гл. 1-3. // Аристотель Сочинения в 4 т. М, 1978. - Дж. Реале, Д. Антисери Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. СПб., 2000. (Т.1. Античность). - Барнс Дж. Аристотель: краткое введение. М., 2006. Главы 7 – 13. Занятие 3. Наука и ученые в эпоху Возрождения Гуманизация и филологизация науки в эпоху Возрождения. Религия, политика и наука в эпоху Возрождения. Научная революция и новый тип знания. Фигура ученого и принципы научного исследования. Отношение к традиции и магии. Неоплатонизм. Н. Коперник и гелиоцентрическая теория. Бесконечная Вселенная в концепции Дж. Бруно. Ф. Бэкон о роли науки в культуре. Против магии и против традиции. Техника, опыт и сообщество ученых. Новый идеал научного знания и интерпретация природы. Открытие «форм». Теория идолов. Опытное познание и индукция путем исключения. Литература к семинару: - Бэкон Ф. «Афоризмы об истолковании природы и царстве человека» // Бэкон Ф. Собрание сочинений в 2-х томах. – М.: 1978. (Т.2). - Дж. Реале, Д. Антисери Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. СПб., 2000. (Т.2. От Возрождения до Канта). Занятие 4. Философия и наука Нового времени Философия и наука в Новое время. Методическое сомнение Декарта и особенности «нового» скептицизма. Злой обманщик и проблема достоверности знания: достоверность и безошибочность познания сознанием самого себя. «Врожденные» и «благоприобретенные» идеи. Логический круг в доказательстве Декарта. Философы об идеях первичных и вторичных качеств вещей. Дуализм субстанций и психофизическая проблема. Правила научного метода Декарта. Математизация естествознания (Г. Галилей и Н. Ньютон). Спор картезианцев и Ньютона. Единообразие природы и великий мировой механизм. Рационализм и эмпиризм в философии Нового времени (Д. Локк, Дж. Беркли, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, Д. Юм). Литература к семинару: - Декарт Р. «Рассуждение о методе» // Декарт Р. Сочинения в 2-х томах. М., 1989, Т.1. - Дж. Реале, Д. Антисери Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. СПб., 2000. (Т.2. От Возрождения до Канта). Занятие 5. Идея прогресса и критика разума в эпоху Просвещения Идеология и программа Просвещение? Идея прогресса. Кантовский трансцендентализм и критика метафизики. Ноумен и феномен: ограничение притязаний разума в познании. Пределы научного познания. Три познавательные способности разума и три источника знания. Время и пространство как априорные формы чувственности в трансцендентальной эстетике. Схематизм рассудка и трансцендентальная дедукция категорий. Логика иллюзии и трансцендентальная диалектика. Антиномии разума. Интуиция внешней реальности, «скандал в философии» и идеалы разума. Послекантовский немецкий идеализм и формирование историзма (Ф. Шеллинг, Г. Фихте, Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс). Литература к семинару: - Кант И. Критика чистого разума. «Предисловие» (к 1-му и 2-му изданию), «Введение», Пролегомены (§ 1-13) // Кант И. Сочинения в 6-ти томах. М., 1963 – 1966. - Дж. Реале, Д. Антисери Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. СПб., 2000. (Т.3. От романтизма до наших дней). Занятие 6. Понимание и объяснение в науке Позитивизм: общая характеристика. О. Конт о стадиях развития научного знания (закон трех стадий). Социология как социальная физика и классификация наук. Утилитаристский позитивизм Дж. С. Милля и эволюционистский позитивизм Г. Спенсера. Методология историко-гуманитарного познания И.Г. Дройзена. Институциональная история философского и научного знания от античности до наших дней. Понимание и объяснение. Герменевтика и «науки о духе». Особенности естественнонаучных и социально-гуманитарных теорий. Литература к семинару: - Конт О. Дух позитивной философии: Слово о положительном мышлении. М., 2011. - Дройзен И.Г. «Очерк историки» (§§1-18, 37-44, 72-86) // Дройзен И.Г. Историка. СПб., 2004. - Дж. Реале, Д. Антисери Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. СПб., 2000. (Т.3. От романтизма до наших дней). Занятие 7. Неопозитивизм и понятие научного факта Неопозитивизм Венского кружка. Эмпиризм в обосновании научного знания. «Протокольные предложения». Р. Карнап о языковых каркасах, онтологии и бессмыслице. Логический позитивизм и стандартная модель научного знания. Структура научного знания. Эмпирический базис и теоретический уровень обобщения. Феноменализм и опыт «непосредственного» наблюдения. Критерии демаркации. Истина и эмпирическое значение. Осмысленность и принцип верифицируемости. Эмпирическая редукция. Эмпирические методы научного познания: наблюдение, измерение и научный эксперимент. Виды экспериментального исследования. Понятие научного факта. Научный факт и его теоретическая интерпретация. Виды научного объяснения. Научная картина мира и ее исторические формы. Литература к семинару: - Карнап Р., Хан Х., Нейрат О. «Научное миропонимание — венский кружок» // Логос, 2005, № 2 (47). - Никифоров А. Л. Философия и методология науки в их истории. М., 2006. Занятие 8. Постпозитивизм и концепция научной революции Проблема обоснования научного знания. Логика открытия и логика обоснования. Методологический фальсификационизм К. Поппера. Аргументы ad hoc и научная теория. Наука и псевдонаука. Анализ развития научного знания и условия его роста. Содержание и правдоподобие теорий. Индуктивизм и конвенционализм. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса. Критика кумулятивизма. Парадигма и научное сообщество в концепции Т. Куна. Научная революция как переломный момент в развитии научного знания. Понятие «нормальной науки». Проблема выбора научной теории: логические, эмпирические и социальные аспекты. Эпистемологический анархизм П. Фейерабенда. Исторические типы научной рациональности. Литература к семинару: - Кун Т. Дополнение 1969 года: § 1. Парадигмы и структура научного сообщества (§ 1) // Кун Т. Структура научных революций. М., 2001. - Лакатош И. История науки и ее рациональные реконструкции: § 1. Конкурирующие методологические концепции. Рациональная реконструкция как ключ к пониманию реальной истории (раздел 1) // Кун Т. Структура научных революций. М., 2001. - Никифоров А. Л. Философия и методология науки в их истории. М., 2006. Занятие 9. Социология науки Понятия «стиль мышления» и «мыслительный коллектив» в концепции Л. Флека. Этические проблемы современной науки. Экологические принципы в современных стратегиях научного развития. Экономика науки как научная проблема. Основные проблемы социологии науки. Междисциплинарность как характеристика современных научно-технических проектов. Идеи синергетики в современной философии науки. Наука об искусственном интеллекте: основные проблемы. Литература к семинару: - Флек Л. Возникновение и развитие научного факта: Введение в теорию стиля мышления и мыслительного коллектива. М., 1999. - Порус В.Н. Людвик Флек: от сравнительной к социальной эпистемологии // Социальная эпистемология: идеи, методы, программы. М., 2010. - Никифоров А. Л. Философия и методология науки в их истории. М., 2006. РАЗДЕЛ 3. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ 1. Философия науки как специальная область философского исследования. Основные проблемы и направления ее развития. 2. Досократическая философия: основные проблемы и представители 3. Гераклит и Парменид: различие моделей мира 4. Сократ и софистика: гуманитарный поворот в античной философии и образовании 5. Знание и познание в философии Платона (на материале диалога «Менон») 6. Структура сущего в философии Платона 7. Источники и структура научно-философского знания у Аристотеля (на материале «Метафизики» и «Второй аналитики») 8. Древнегреческий атомизм 9. Основные характеристики античной модели научно-философского знания 10. Эпоха Возрождения: гуманизация и филологизация науки 11. Мировоззренческий смысл работ Н. Коперника и Дж. Бруно. 12. Модель научного познания Ф. Бэкона 13. Р. Декарт: радикальное сомнение, научный метод и учение о субстанциях 14. Формирование идеалов математизированного естествознания (от Г. Галилея к И. Ньютону). 15. Картезианцы и Ньютон: полемика о проблеме «скрытых качеств» в естествознании XVII-XVIII вв. 16. Социальные, экономические и технические условия развития науки в XVI - XVII вв. 17. Рационализм и эмпиризм Нового времени как философские программы обоснования научного знания. 18. Идеология Просвещения: наука как движущая сила социального, экономического и нравственного прогресса. 19. Обоснование значимости и проблема границ научного познания в философии И. Канта. 20. Послекантовский немецкий идеализм и формирование историзма 21. Позитивизм О. Конта, Дж. С. Милля и Г. Спенсера. 22. Стадии развития научного знания О. Конта. Взгляды Конта на место и роль общественных наук в системе научного знания. 23. Методология историко-гуманитарного познания И.Г. Дройзена 24. Институциональная история философского и научного знания от античности до наших дней: основные этапы. 25. Основные идеи работы «Научное миропонимание – Венский кружок» 26. Структура научной теории. Особенности естественнонаучных и социально-гуманитарных теорий. 27. Неопозитивистская программа эмпирического обоснования научного знания. 28. «Стандартная» концепция научной теории. 29. Структура научного знания. Эмпирический и теоретический уровни. 30. Понятие научного эксперимента. Виды экспериментального исследования в науке. 31. Научный факт и его теоретическая интерпретация. 32. Научная картина мира, ее исторические формы. Роль научной картины мира в определении перспектив научных исследований. 33. Методы научного исследования и их классификация. 34. Проблема обоснования научного знания. Логика открытия и логика обоснования. 35. История науки и философия науки: взаимосвязь и противоречия между ними. 36. Методологический фальсификационизм К. Поппера и его критика 37. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса 38. Методология индуктивизма и его критика 39. Методология конвенционализма и его критика 40. Научная революция как переломный момент в развитии научного знания. 41. Методологический смысл понятий «парадигма», «научное сообщество», «нормальная наука», «научная революция» в концепции Т. Куна 42. Проблема выбора научной теории: логические, эмпирические и социальные аспекты. 43. Исторические типы научной рациональности. 44. Понятия «стиль мышления» и «мыслительный коллектив» в концепции Л. Флека 45. Этические проблемы современной науки. 46. Экологические принципы в современных стратегиях научного развития. 47. Экономика науки как научная проблема. 48. Основные проблемы социологии науки. 49. Междисциплинарность как характеристика современных научно-технических проектов. 50. Идеи синергетики в современной философии науки. 51. Наука об искусственном интеллекте: основные проблемы. РАЗДЕЛ 4. ЛИТЕРАТУРА а) основная
б) дополнительная
РАЗДЕЛ 5. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
|
Программа дисциплины «Сценарный трейдинг» Правительство Российской... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... | ||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования |