Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Назаров М. С. Идентификационный номер





Скачать 128.17 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Назаров М. С. Идентификационный номер
Дата публикации16.03.2015
Размер128.17 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Философия > Учебно-методический комплекс

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Учебно-методический комплекс дисциплины

Разработчики: Назаров М.С.

Идентификационный номер:

УМКД.32(33)-050100.68-М2.В.ОД.6-2012

Контрольный экземпляр находится на кафедре философии и социально-гуманитарного образования

Лист из



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
ФИЛИАЛ ДВФУ В Г. УССУРИЙСКЕ



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)


Гендерные проблемы образования

Направление - 050100.68 Педагогическое образования
Магистерская программа - Социологическое образование
Форма подготовки очная

Школа педагогики

Кафедра философии и социально-гуманитарного образования

курс 1 семестр 2

лекции 6час.

практические занятия 22 час.

лабораторные работы не предусмотрены

всего часов аудиторной нагрузки 28 час.

самостоятельная работа 80 час.

реферативные работы не предусмотрены

контрольные работы не предусмотрены

зачет 2 семестр

экзамен семестр
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ Министерства образования и науки от 14 января 2010 г. № 35).

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры философии и социально - гуманитарного образования

«20» июня 2012 г. протокол № 14

Заведующая кафедрой Леонидова В.В. 2012 г.

Составитель: к.ф.н., доцент Назаров М.С.
I. Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «24»июня 2013 г. № 10

Заведующий кафедрой В.В. Леонидова


II. Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 20 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (и.о. фамилия)
АННОТАЦИЯ

Учебная дисциплина «Гендерные проблемы образования» предназначена для магистрантов первого курса по направлению 050100.68 Педагогическое образование, магистерская программа Социологическое образование очной формы обучения.

Дисциплина входит в вариативную часть профессионального цикла.

Цель учебного курса:

    • ввести магистрантов в проблематику гендерных исследований;

    • способствовать осознанию магистрантами существа гендерных проблем;

    • развитию гендерного сознания, свободного от полоролевых стереотипов, затрудняющих личностную и профессиональную самореализацию.

Курс направлен на освоение следующих компетенций.

  1. способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);

  2. готовность использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач (ПК-6);

  3. готовность самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7);

  4. готовность осуществлять профессиональную коммуникацию на государственном (русском) и иностранном языках (ОПК-1);

  5. способность осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2).

Для успешного освоения курса «Гендерные проблемы образования» магистрант должен обладать:

  • стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и умением критически оценивать свои достоинства и недостатки;

  • способностью к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

  • умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

  • готовностью к кооперации с коллегами по группе.


I. Структура и содержание теоретической части курса
Тема 1. Гендерное неравенство (2 час.)

1. Введение в проблематику исследования гендерного неравенства.

2. Общие представления о гендерном неравенстве.
Тема 2. Теоретико-методологические подходы к исследованию гендерного неравенства (4 час.)

1. Основные подходы к изучению гендерного неравенства.

2. Функционалистская трактовка неравенства.

3. Теория конфликта.

4. Феминистская социология.

5. Социальный конструктивизм
II. Структура и содержание практической части курса
Практические занятия (22 час.)

Занятие 1. Гендерные исследования: западный и российский опыт (2 час.)

Вопросы, выносимые на дискуссию:

Социологи Астафьев Я.У., Шубкин В.Н. считают что «становление и развитие социологии образования в России как самостоятельной отрасли социологического знания имеет много общего с особенностями ее развития в западной социологии, что прослеживается в направлениях научных исследований в сфере образования».

  1. Распространяется ли данная точка зрения на гендерные исследования?

  2. Аргументируйте Вашу позицию на примере российской социологии молодежи?

Для участия в дискуссии магистрантам необходимо познакомиться со следующей литературой:

  1. Гендерное устройство: социальные институты и практики. Сборник статей / Под ред. Ж.В. Черновой. – СПб.: Изд-во Европ.ун-та в С.- Петербурге, 2005. – 224 с.

  2. Российский гендерный порядок: социологический подход: коллективная монография / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. – СПб.: Изд-во Европ.ун-та в С.- Петербурге, 2007. – 306 с.

  3. Практики и идентичности: гендерное устройство. Сборник статей / Под ред. Е. Здравомысловой, В. Пасынковой, А. Темкиной, О Ткач. – СПб.: Изд-во Европ.ун-та в С.- Петербурге, 2010. – 326 с.


Занятие 2. Феминистские исследования науки: позиции и аргументы (4 час.)

Вопросы, выносимые на дискуссию:

Социолог А.Б. Гофман, отмечая особенность социологии как науки, отмечал, что в ней «история играет значительно более важную роль, чем в науках естественных». «Старые знания, теории, методы здесь не вытесняются новыми, не упраздняются ими полностью и навсегда. Если речь идет о каких-то действительно серьезных научных достижениях, то невозможно сказать, что чем они новее, тем они значительнее». «Ничто значительное в социологии не умирает». «Каждая эпоха в развитии социологии по-своему, по-новому интерпретирует, «прочитывает» старые идеи, но при этом, подвергаясь новому прочтению, они все-таки остаются самими собой».

  1. Можно ли распространить данную точку зрения на гендерные исследования?

  2. Аргументируйте Вашу позицию

Для участия в дискуссии магистрантам необходимо познакомиться со следующей литературой:

  1. Гендерное устройство: социальные институты и практики. Сборник статей / Под ред. Ж.В. Черновой. – СПб.: Изд-во Европ.ун-та в С.- Петербурге, 2005. – 224 с.

  2. Российский гендерный порядок: социологический подход: коллективная монография / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. – СПб.: Изд-во Европ.ун-та в С.- Петербурге, 2007. – 306 с.

  3. Практики и идентичности: гендерное устройство. Сборник статей / Под ред. Е. Здравомысловой, В. Пасынковой, А. Темкиной, О Ткач. – СПб.: Изд-во Европ.ун-та в С.- Петербурге, 2010. – 326 с.


Занятие 3. Социальное конструирование гендера как методология феминистского исследования (4 часа)

Вопросы, выносимые на дискуссию:

Сторонники теории социального конструирования гендера подвергают сомнению тот факт, что отношения в обществе, складывающиеся между полами, являются дериватами принадлежности к биологическому полу, что все социальное биологически фундировано и поэтому считается естественным и нормальным.

  1. Согласны ли Вы с данной точкой зрения?

  2. Аргументируйте Вашу позицию на примере становления и развития зарубежной социологии образования?

Для участия в дискуссии магистрантам необходимо познакомиться со следующей литературой:

  1. Гендерное устройство: социальные институты и практики. Сборник статей / Под ред. Ж.В. Черновой. – СПб.: Изд-во Европ.ун-та в С.- Петербурге, 2005. – 224 с.

  2. Российский гендерный порядок: социологический подход: коллективная монография / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. – СПб.: Изд-во Европ.ун-та в С.- Петербурге, 2007. – 306 с.

  3. Практики и идентичности: гендерное устройство. Сборник статей / Под ред. Е. Здравомысловой, В. Пасынковой, А. Темкиной, О Ткач. – СПб.: Изд-во Европ.ун-та в С.- Петербурге, 2010. – 326 с.


Занятие 4. Формирование гендерной идентичности у ребенка (4 час.)

Вопросы, выносимые на дискуссию:

Проблема гендерного воспитания может быть сформулирована следующим образом: кто является основным агентом, участвующим в конструировании гендера ребенка – родители или социальное окружение?

  1. Как бы вы ответили на поставленный вопрос?

  2. Аргументируйте Вашу позицию?

Для участия в дискуссии магистрантам необходимо познакомиться со следующей литературой:

  1. Гендерное устройство: социальные институты и практики. Сборник статей / Под ред. Ж.В. Черновой. – СПб.: Изд-во Европ.ун-та в С.- Петербурге, 2005. – 224 с.

  2. Российский гендерный порядок: социологический подход: коллективная монография / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. – СПб.: Изд-во Европ.ун-та в С.- Петербурге, 2007. – 306 с.

  3. Практики и идентичности: гендерное устройство. Сборник статей / Под ред. Е. Здравомысловой, В. Пасынковой, А. Темкиной, О Ткач. – СПб.: Изд-во Европ.ун-та в С.- Петербурге, 2010. – 326 с.


Занятие 5. Раздельное обучение мальчиков и девочек в советской школе (4 час.)

Вопросы, выносимые на дискуссию:

В.В. Жириновский в 1993 году высказался следующим образом: «Я сторонник восстановления однополых школ – мужских и женских… Еще при Сталине я застал, когда пошел в первый класс, раздельные школы. И до сих пор я помню эту разницу…».

  1. Можете ли Вы согласиться с точкой зрения политика?

  2. Аргументируйте Вашу позицию

Для участия в дискуссии магистрантам необходимо познакомиться со следующей литературой:

  1. Гендерное устройство: социальные институты и практики. Сборник статей / Под ред. Ж.В. Черновой. – СПб.: Изд-во Европ.ун-та в С.- Петербурге, 2005. – 224 с.

  2. Российский гендерный порядок: социологический подход: коллективная монография / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. – СПб.: Изд-во Европ.ун-та в С.- Петербурге, 2007. – 306 с.

  3. Практики и идентичности: гендерное устройство. Сборник статей / Под ред. Е. Здравомысловой, В. Пасынковой, А. Темкиной, О Ткач. – СПб.: Изд-во Европ.ун-та в С.- Петербурге, 2010. – 326 с.


Занятие 6. Патриархат и «женская власть» (2 час.)

Вопросы, выносимые на дискуссию:

Социологи Е. Здравомыслова и А. Темкина считают, что «что женскую власть-манипулирование можно рассматривать как метис, как практическое локальное знание подчиненных, выросшее в контексте классического патриархата и воспроизводящееся в современных условиях нео- и постпатриархатных ситуаций»

  1. Согласны ли Вы с такой трактовкой женской власти как «власть-манипулирование»?

  2. Аргументируйте Вашу позицию

Для участия в дискуссии магистрантам необходимо познакомиться со следующей литературой:

  1. Гендерное устройство: социальные институты и практики. Сборник статей / Под ред. Ж.В. Черновой. – СПб.: Изд-во Европ.ун-та в С.- Петербурге, 2005. – 224 с.

  2. Российский гендерный порядок: социологический подход: коллективная монография / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. – СПб.: Изд-во Европ.ун-та в С.- Петербурге, 2007. – 306 с.

  3. Практики и идентичности: гендерное устройство. Сборник статей / Под ред. Е. Здравомысловой, В. Пасынковой, А. Темкиной, О Ткач. – СПб.: Изд-во Европ.ун-та в С.- Петербурге, 2010. – 326 с.


Занятие 7. Модель советского «отцовства» (2 час.)

Вопросы, выносимые на дискуссию:

Социолог Е. Здравомыслова считает, что только матери имеют детей в российском обществе. Отцы не принимаются во внимание ни социальными институтами, ни обществом в целом. Дискриминация отцов как родителей – типичное явление.

  1. Согласны ли Вы с такой точкой зрения?

  2. Аргументируйте Вашу позицию

Для участия в дискуссии магистрантам необходимо познакомиться со следующей литературой:

  1. Гендерное устройство: социальные институты и практики. Сборник статей / Под ред. Ж.В. Черновой. – СПб.: Изд-во Европ.ун-та в С.- Петербурге, 2005. – 224 с.

  2. Российский гендерный порядок: социологический подход: коллективная монография / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. – СПб.: Изд-во Европ.ун-та в С.- Петербурге, 2007. – 306 с.

  3. Практики и идентичности: гендерное устройство. Сборник статей / Под ред. Е. Здравомысловой, В. Пасынковой, А. Темкиной, О Ткач. – СПб.: Изд-во Европ.ун-та в С.- Петербурге, 2010. – 326 с.



III. Контроль достижения целей курса

Вопросы к зачету

  1. Институализация гендерных исследований как научное направление.

  2. Исследования гендерных различий в интеллекте мужчин и женщин

  3. Качественные методы гендерных исследований

  4. Метод феминологии

  5. Метод фокус-групп относится к каким методам

  6. Механизмы полоролевого поведения мужчин и женщин

  7. Основное положение теории половой типизации

  8. Основные методы гендерного анализа подразделяются на …

  9. Парадигмальный подход к анализу исторических типов научной методологии

  10. Кто осуществил первую в мире серьезную попытку исследовать проблему психических и психологических различий мужчин и женщин на научной основе

  11. Первый документ о равноправии мужчин и женщин

  12. Что понимается под гендерной идентичностью

  13. Гендерная роль

  14. Половая идентичность

  15. Понятие «гендерный дисплей»

  16. Понятие «гендерный конфликт»

  17. Понятие «гендер»

  18. Предмет гендерного анализа

  19. Принцип верификации в методологии гендерного анализа

  20. Принцип целостности в научном гендерном исследовании

  21. Природное назначение мужчин

  22. Решение женского вопроса

  23. Соотношение мужчин и женщин в России

  24. Социальный контекст гендера как научной категории

  25. Социобиологическая концепция развития личности

  26. Сравнительный анализ положения мужчин и женщин в России и за рубежом

  27. Средняя продолжительность жизни мужчин и женщин в России

  28. Страна, в которой женщины впервые получили избирательные права

  29. Структура гендерологии и феминологии

  30. Субъектно-функциональный подход к гендерному развитию личности

  31. Теория гендерной стратификации

  32. Теория когнитивного развития

  33. Теория половой типизации

  34. Теория социального научения в гендерной методологии

  35. Три основы мужского начала

  36. Три принципа социального положения женщины - кухня, дети и церковь

  37. Уровень конкретно-научной методологии

  38. Уровень методологии гендерного исследования

  39. Эгалитарный подход к рассмотрению мужчин и женщин


IV. ТЕМАТИКА И ПЕРЕЧЕНЬ КУРСОВЫХ РАБОТ И РЕФЕРАТОВ
Курсовые работы и рефераты не предусмотрены учебным планом.
V. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

  1. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учебное пособие для вузов по спец. «Социальная педагогика» / Т.В. Лодкина. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2009. – 208 c.

  2. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учебник для вузов / А.В. Мудрик. – 7-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2009. – 224 c.

  3. Борытко, Н.М. Педагогика: учебное пособие для вузов по пед. спец. (ОПД.Ф. 02 - Педагогика) / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова. А.М. Байбаков. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2009. – 493 с.

  4. Педагогика: учебник для студ. вузов по пед. спец. / П.И. Пидкасистый, В.И. Беляев, В.А. Мижериков, Т.А. Юзефавичус; под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Академия, 2010. – 512 c.

Дополнительная литература

  1. http://www.grani.vspu.ru/files/publics/169_st.pdf Окулова Л.П. Гендер в системе отечественного образования // Электронный научно-образовательный журнал ВГПУ «Грани познания». - №2(7). - Июнь 2010.

  2. http://ecsocman.hse.ru/data/677/786/1219/09_Strelnik.pdf Стрельник, Е. Гендерное неравенство: теоретико-методологические подходы к интерпретации / Е. Стрельник // Социология: теория, методы, маркетинг. - 2005, № 4. - С. 147-154.

  3. http://dom-hors.ru/issue/spp/1-2011-1-2/tukacheva.pdf Тукачева Ю.С. Гендерная парадигма в образовании // Общество: социология, психология, культура. - 2011. - Выпуск 1-2.

Электронные образовательные ресурсы

  1. http://znanium.com/bookread.php?book=365162 Актуальные проблемы современной гендерологии. Вып. 6 / РАН, отд. соц.-полит. проблем Кавказа Южного Научн. Центра РАН, Институт Социологии РАН, Ставрапольский Гос. Ун-т, кафедра соц. философ.и этнолог. - М. - Ставрополь: СГУ, 2011.

  2. http://znanium.com/bookread.php?book=406029 Градусова Л. В. Гендерная педагогика: Уч. пособ. / Л.В. Градусова. - М.: Флинта: Наука, 2011. - 176 с.

  3. http://znanium.com/bookread.php?book=233471 Комаров Е.И. Гендерный менеджмент: Учебник / Е.И. Комаров. - М.: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2012. - 187 с.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Назаров М. С. Идентификационный номер iconУчебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Назаров М. С. Идентификационный номер
Контрольный экземпляр находится на кафедре философии и социально-гуманитарного образования
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Назаров М. С. Идентификационный номер iconУчебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Погорская В. А идентификационный номер
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Назаров М. С. Идентификационный номер iconУчебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Леонидов Д. В. Идентификационный номер
Контрольный экземпляр находится на кафедре философии и социально-гуманитарного образования
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Назаров М. С. Идентификационный номер iconУчебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Иващенко В. И. Идентификационный номер
Контрольный экземпляр находится на кафедре философии и социально-гуманитарного образования
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Назаров М. С. Идентификационный номер iconУчебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Томилов В. А. Идентификационный номер
Контрольный экземпляр находится на кафедре философии и социально-гуманитарного образования
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Назаров М. С. Идентификационный номер iconУчебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Леонидова В....
Контрольный экземпляр находится на кафедре философии и социально-гуманитарного образования
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Назаров М. С. Идентификационный номер iconУчебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Бочкарёва А....
Контрольный экземпляр находится на кафедре теории и методики профессионального образования
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Назаров М. С. Идентификационный номер iconУчебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Леонидова В....
Контрольный экземпляр находится на кафедре философии и социально-гуманитарного образования
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Назаров М. С. Идентификационный номер iconУчебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Леонидов Д....
Контрольный экземпляр находится на кафедре философии и социально-гуманитарного образования
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Назаров М. С. Идентификационный номер iconУчебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Пишун С. В.,...
Контрольный экземпляр находится на кафедре философии и социально-гуманитарного образования
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Назаров М. С. Идентификационный номер iconУчебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Леонидова В....
Контрольный экземпляр находится на кафедре философии и социально-гуманитарного образования
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Назаров М. С. Идентификационный номер iconУчебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Калиниченко О. В. Идентификационный номер
Направление 050100. 68 Педагогическое образование, программа подготовки Информатика и информационно-коммуникационные технологии в...
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Назаров М. С. Идентификационный номер iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Международное сотрудничество...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Международное сотрудничество в области экологии»
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Назаров М. С. Идентификационный номер iconУчебно-методический комплекс дисциплины Теоретические основы экономической...
Учебно-методический комплекс дисциплины Теоретические основы экономической географии
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Назаров М. С. Идентификационный номер iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Устойчивое развитие» Разработчики:...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Назаров М. С. Идентификационный номер iconУчебно-методический комплекс дисциплины Разработчик: Маньшин Б. Г. Идентификационный номер
Контрольный экземпляр находится на кафедре теории, методики и практики физической культуры и спорта


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск