Рабочая программа По дисциплине «Социология личности» для специальности 040201 социология цикл опд. Ф. 19





Скачать 208.64 Kb.
НазваниеРабочая программа По дисциплине «Социология личности» для специальности 040201 социология цикл опд. Ф. 19
Дата публикации19.03.2015
Размер208.64 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Философия > Рабочая программа


Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

Факультет политических наук и социологии

Кафедра социологических наук


«Утверждаю»

Декан факультета

политических наук и социологии

_________________В. В. Желтов

«___»_________________200__г.


Рабочая программа

По дисциплине «Социология личности»



для специальности 040201 социология цикл ОПД. Ф. 19

факультет политических наук и социологии___________________

курс_IV ДО и V ОЗО_____________________ зачет седьмой


семестр VIII ДО



семестр VIII ОЗО

лекции 32 (часов)

лекции 14 (часов)

семинарские занятия 40 (часов)

семинарские занятия – (2 часа)

самостоятельные занятия 52 (часа)

самостоятельные занятия_88 (часов)

зачет VII (семестр)

зачет IX (семестр)

всего 100 (часов)

всего 100 (часов)



Составитель: Логунова Л. Ю.– кандидат социологических наук, доцент кафедры социологических наук КемГУ

Кемерово 2008

Рабочая программа составлена на основании требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «социология»
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

Протокол № __ от "__" ______200__ года.

Зав. кафедрой

социологических наук_______________________Л. Л. Шпак
Одобрено методической комиссией

Протокол № ______________ от «__» ______________ 200__г.

Председатель ______________________________ О. В. Омеличкин

1. Пояснительная записка
Личность – одно из основных понятий современной науки. Основные проблемы личности изучают многие дисциплины гуманитарного цикла. В социологии исследование личности опирается на подход, основанный на понимании человека как субъекта социальных практик.

Место курса в учебном процессе. Социология личности – дисциплина, конкретизирующая знания, полученные студентами во время изучения курса «Общая социология», «Философия». Она ориентирует будущих социологов на личностно-ориентированный подход к изучению общественных явлений, способствует более глубокому пониманию социальных процессов. Акцент на специфике социальных связей, роли личности в обществе отличает социологию личности от психологических интерпретаций личности. Актуальность изучения личности в социологии обусловлена возрастающей значимостью роли личности в жизни общества, сложностью и многообразием ее социальных связей.

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «социология»

Целью предлагаемого курса является изучение личности как субъекта социального взаимодействия, с точки зрения структуры социальных связей, их инвариантности и социологического осмысления основных проблем личности.

Задачи курса:

  1. Рассмотреть основные концепции изучения личности.

  2. Изучить роль личности в развитии социальных процессов.

  3. Научиться интерпретировать социальное поведение личности с учетом особенностей личностных характеристик.

  4. Охарактеризовать специфику функционирования личности в обществе.

  5. Раскрыть зависимость между социальными процессами и структурой поведения личности

Структура учебной дисциплины. Дисциплина включает в себя изложение основных вопросов изучения личности: теоретические подходы к изучению личности; Ролевая концепция изучения личности; феноменологическая теория изучения личности; теории изучения выдающейся личности; проблемы взаимодействия личности и толпы;
Формы организации учебного процесса. Данный курс предполагает освоение теоретического лекционного материала, практические занятия, а также самостоятельное изучение научной литературы студентами.

Требования к знаниям и умениям. В результате изучения данной дисциплины студент должен:

  • понимать значимость личности в общественных процессах, социальную обусловленность построения личностью связей в структуре взаимодействия, основных проблем функционирования личности, иметь представление о структуре и особенностях социального взаимодействия личности в обществе;

  • знать основные теоретические концепции и подходы к изучению личности в социологической науке, структуру личности, основные теории изучения личности;

  • уметь видеть зависимость между развитием социальных процессов и формами участия личности в данных процессах, обладать социологическим «видением» проблем личности на основе интеграции элементов научных знаний, полученных в процессе изучения смежных дисциплин: общей социологии, философии, социологии повседневной жизни.

Виды контроля знаний студентов и их отчетности. Текущий контроль знаний студентов осуществляется на семинарских занятиях в формах опроса, подготовки устных рефератов, проверки конспектов первоисточников. Итоговая аттестация по дисциплине завершается зачетом.

Зачет проходит в виде индивидуальной беседы по вопросам, примерный перечень которых приведен в программе.
2. Тематический план прохождения курса “Социология личности”
(для студентов ДО факультета политических наук и социологии)




Темы

Общий объем

Лекции

Практич. (семинарские)

Лабораторные

1

Теоретические подходы к изучению личности в отечественной социологии

10

4

6

-

2

Ролевая концепция изучения личности


8

2

4

-

3

Феноменологическая теория изучения личности

8

2

4

-

4

Теории изучения выдающейся личности


9

4

4

-

5

Проблемы взаимодействия личности и толпы


9

4

4

-

6

Смысл жизни личности

9

4

4

-

7

Социальные качества личности

9

2

4

-

8

Соционические типы личности

9

4

4

-

9

Методы изучения личности




4

6

-




Итого

100 /зачет/

32

40

-


Тематический план прохождения курса “Социология культуры”
(для студентов ОЗО факультета политических наук и социологии)




Название и содержание разделов, тем, модулей

Формы контроля

Общий

Аудиторная работа







Лекции

Практич. (семинарские)

Лабораторные

1

Теоретические подходы к изучению личности в отечественной социологии

10

2

6

-

2

Ролевая концепция изучения личности


8

2

4

-

3

Феноменологическая теория изучения личности

8

2

4

-

4

Теории изучения выдающейся личности


9

2

4

-

5

Проблемы взаимодействия личности и толпы


9

2

4

-

6

Социальные качества личности

9

2

4

-

7

Итого:

100 /зачет/

14

2

-

3. Содержание дисциплины
Тема 1. Теоретические подходы к изучению личности

в отечественной социологии

Личность как диалектическое единство социального и индивидуального. Проблематика личности в дореволюционный период. Концепция личности в разработках субъективной школы П. Л. Лаврова, Н. К. Михайловского. Личность в трактовке Н. И. Кареева. Проблема комплексного изучения личности в социологии (М. М. Ковалевский). Марксистско-ленинский подход к изучению личности. Социально-философская позиция изучения личности в работах немарксистов: П. А. Кропоткин, П. А. Сорокин, В. М. Хвостов.

Социальные аспекты изучения личности, предложенные другими науками. Естественнонаучный подход в изучении личности: А. А. Ухтомский, И. П. Павлов, Г. И. Челпанов, В. М. Бехтерев, М. Я. Басов. Психоаналитическое направление (З. Фрейд) в работах отечественных ученых: Н. Осипов, М. Вульф, Н. Вырубов, С. Шпильрейн. Культурно-историческое направление в изучении личности: Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия. Деятельностный подход: С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. Г. Асмолов. Теория отношений личности В. Н. Мясищева.
Тема 2. Ролевая концепция изучения личности

Утверждение ролевой концепции личности (Р. Линтон, Дж. Мид). Основные положения ролевой концепции личности. Вклад в разработку ролевой теории личности отечественными социологами (И. С. Кон, В. Б. Ольшанский, К. Муздыбаев, В. Шубкин). Проблема формирования положительной Я-концепции личности.
Тема 3. Феноменологическая теория изучения личности

Специфика феноменологического подхода. Источники феноменологического подхода к изучению личности (В. Дильтей, Э. Гуссерль, М. Вебер, А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукман, Дж. Г. Мид). Феноменологическая теория личности (К. Роджерс). Связь субъективного опыта с социальным поведением личности. Драматургический подход к изучению личности в социологии (Э. Гофман). Личность как социальный феномен. Социальные аспекты самоактуализации личности (А. Маслоу). Проблема понимания смыслов взаимодействия личности. Экзистенциальный смысл в жизни личности (В. Э. Франкл).
Тема 4. Теории изучения выдающейся личности

Основные положения изучения выдающейся личности в теории элит (В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс, Г. Ашин Н. Бердяев, Р. Михельс, Х. Ортега-и-Гассет, З. Фрейд, Э. Фромм). Социальные функции и роль «демонической личности» Платона. «Теория совершенства» Пифагора. Характеристики личности героя, святого, гения, вождя, таланта (ответственность, благородство, достоинство, пассионарность, особый тип рефлексии, персонализация, творчество, геройство, воля). Проблема духовной избранности выдающейся личности
Тема 5. Проблемы взаимодействия личности и толпы

Характеристики «массового человека». Н. К. Михайловский о взаимодействии героя и толпы. Изучение «психологии масс» (Г. Лебон, Г. Тард, С. Сигеле, С. Московичи). Судьба «аристократии духа» в «плебейской культуре». Отношения между властителем и подчиненными (М. Вебер, А. Арендт, Э.   Канетти). Современные процессы «омассовления» общества (О. Шпенглер, К. Ясперс Х. Ортега-и-Гассет, Т. Адорно, Хоркхаймер, Д. Рисмен, С. Московичи). Облик личности будущего (Э. Тоффлер).
Тема 6. Смысл жизни личности

Проблема социального и личностного самоопределения. Самосознание как проявление свободы жизнедеятельности. Социальная значимость поисков смысла жизни. Социально культурные особенности поиска самости. Этапы поиска смысла жизни. Структура социального опыта личности. Социальная дифференциация возможностей самоописания и самоопределения. Самостоятельность и свобода. Поиски идентичности. Определение жизненного пути. Современная модель личности (самоценность, единство и цельность, активность, ответственность, достоинство). Современный тип социального характера (Д. Рисмен). «Человек организации» (У. Уайт), «одномерный человек» (Г. Маркузе). Социальное подлинное «я» (Р. Тэрнер). Модусы современной личности (Л. А. Зурхер). Построение социального сценария личности. Смысл смерти личности.

Тема 7. Социальные качества личности

Солидарность в жизни личности. Проблема общения личности. Свобода личности. Конформность личности. Достоинство личности. Социальная ценность личности.
Тема 8. Соционические типы личности

Основные положения теории соционических типов (А. Аугустинавичуте, А. Личко, В. Гуленко). Теория психотипов К. Г. Юнга. Ведущие каналы восприятия информации у личности. Информационное поле и ведущие психические функции. Основные процессы переживания социального опыта (генерализация, опущение, искажение). Восприятие времени, пространства и объектов личностью. Эмоциональное восприятие реальности. Инвариантность социотипов и возможности применения знаний о них в практике социолога.
Тема 9. Методы изучения личности

Социологические метода (наблюдение, опрос). Применение социометрического анализа. Применения психологических тестов. Проективные методы изучения личности.
4. Семинарские занятия
Семинар 1.

Теоретические подходы к изучению личности

  1. Теоретические подходы к определению личности (социологический, психологический, интегративный).

  2. Естественнонаучные подходы понимания личности (И. М. Сеченов, В. М. Бехтерев, И. П. Павлов, М. Я. Басов)

  3. Психоаналитическое направление в изучении личности

  4. Основные положения субъективной школы о личности в социологии (П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский).

  5. Н. И. Кареев, С. Н. Южаков (этико-социологическая школа) о личности в истории

  6. Марксистско-ленинская альтернатива понимания роли личности в обществе

  7. Социально-философское понимание личности в трудах П. А. Кропоткина

  8. Трактовка личности П. А. Сорокиным

  9. Трактовка личности В. М. Хвостовым

  10. Культурно-историческое направление в изучении личности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев)

  11. Деятельностный подход в изучении личности (С. Л. Рубинштейн)

  12. Теория отношений личности В. Н. Мясищева

  13. Ролевая концепция личности


Семинар 2.

Ролевая концепция изучения личности

  1. Утверждение ролевой концепции личности (Р. Линтон, Дж. Мид).

  2. Основные положения ролевой концепции личности.

  3. Вклад в разработку ролевой теории личности отечественными социологами (И. С. Кон, В. Б. Ольшанский, К. Муздыбаев, В. Шубкин).


Устные рефераты

  • Проблема формирования положительной Я-концепции личности.


Семинар 3.

Феноменологический подход в изучении личности

  1. «Жизненный мир» личности (А Шюц, П. Бергер, Т. Лукман)

  2. Развитие феноменологического подхода Чикагской школой социологии

  3. Драматургический подход Э. Гофмана (1922-1982)

  4. Символический интеркационализм

  5. Феноменологическая теория личности (К. Роджерс)


Рефераты

  • Социальная реальность в жизни личности

  • Смысл жизни личности


Семинар 4.

Теории изучения выдающейся личности

  1. Основные положения изучения выдающейся личности в теории элит

  2. Характеристики личности героя, святого, гения, вождя, таланта

  3. Проблема духовной избранности выдающейся личности


Рефераты:

    • Социальные характеристики героя будущего.


Семинар 5.

Проблемы взаимодействия личности и толпы

1. Характеристики «массового человека».

2. Н. К. Михайловский о взаимодействии героя и толпы.

3. Изучение «психологии масс» (Г. Лебон, Г. Тард, С. Сигеле, С. Московичи).

4. Отношения между властителем и подчиненными (М. Вебер, А. Арендт, Э.   Канетти).
Рефераты:

    • Основные приемы защиты от омассовления


Семинар 6.

Смысл жизни личности

  1. Социальная значимость поисков смысла жизни.

  2. Структура социального опыта личности.

  3. Современная модель личности (самоценность, единство и цельность, активность, ответственность, достоинство).


Рефераты:

    • Социально культурные особенности поиска самости


Семинар 7.

Социальные качества личности

  1. Солидарность в жизни личности.

  2. Проблема общения личности. Свобода личности. Конформность личности. Достоинство личности. Социальная ценность личности.


Рефераты:

    • Общение в жизни личности: «роскошь» или ущемление свободы и оригинальности

    • Социальное творчество личности



Семинар 8.

Соционические типы личности

  1. Основные положения теории соционических типов (А. Аугустинавичуте, А. Личко, В. Гуленко).

  2. Информационное поле и ведущие психические функции.

  3. Инвариантность социотипов и возможности применения знаний о них в практике социолога.


Семинар 9.

Методы изучения личности

  1. Социологические метода (наблюдение, опрос).

  2. Применение социометрического анализа.

  3. Применения психологических тестов.

  4. Проективные методы изучения личности.



5. Основная литература


  1. Аберкромби, Н. Социологический словарь / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б. С. Тернер: пер. с англ.; под ред. С. А. Ерофеева. – Казань: Изд-во Казанского университета, 1997.

  2. Басин, В. А. Творческая личность художника / В. А. Басин. – М.: Знание, 1988. – 61 с.

  3. Бергер, П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман: пер. с нем. Е. Руткевич. – М.: Академия-Центр, 1995. – 322 с.

  4. Вундт, В. Проблемы психологии народов // Тексты по истории социологии XXI-XX вв.: Хрестоматия. – М., 1994. – С. 92-132.

  5. Девятко, И. Ф. Методы социологического исследования / И. Ф. Девятко. – Екатеринбург: Изд-во Уральск. ун-та, 1998. – 208 с.

  6. Ионин, Л. Г. Понимающая социология. Историко-критический анализ / Л. Г. Ионин. – М.: Наука, 1979. – 165 с.

  7. Краткая философская энциклопедия / под ред. Е. Ф. Губского, Г. В. Кораблевой, В. А. Лутченко. – М.: Прогресс, 1994.

  8. Лебон, Г. Психология народов и масс // Тексты по истории социологии XXI-XX вв.: Хрестоматия. – М., 1994. – С. 134-142.

  9. Лехциер, В. Л. Феноменология опыта / В. Л, Лехциер // История. Культура. Общество: междисциплинарные подходы. – Ч. 1. – М., 2003. – 237 с.

  10. Роджерс, К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Р. Роджерс: пер. с англ. – М.: Прогресс, Универс, 1994. – 480 с.

  11. Тоффлер, Э. Шок будущего / Э. Тоффлер: пер. с англ. Е. Руднева. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2002. – 557 с.

  12. Филатова, Е. Соционика для вас / Е. Филатова. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 1993. – 293 с.

  13. Шпак, Л. Л. Социология повседневной жизни: учеб. пособие / Л. Л. Шпак. – Кемерово, 2001. – 377 с.

  14. Шюц, А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии / А. Шюц. – М, 2003. – 334 с.


6. Дополнительная литература.

  1. Бергер, П. Понимание современности / П. Бергер // Социс. – 1990. – № 7. – С. 127-133.

  2. Гуссерль, Э. Идея феноменологии / Э. Гуссерль / Фауст и Заратустра: пер. с нем. И. Матвеева. – СПб.: Азбука, 2001. – С. 160-197.

  3. Российская социологическая энциклопедия. – М.: НОРМА – ИНФРА – М., 1998. – С. 624.

  4. Руткевич, Е. Д. Феноменологическая социология П. Бергера / Е. Д. Руткевич // Социс. – 1990. – № 7. – С. 120.

  5. Шюц, А. Формирование понятия и теории в общественных науках А. Шюц / Американская социологическая мысль. – М.: Международный университет бизнеса и управления, 1996. – С. 536.



7. Вопросы к зачету по курсу «Социология личности» для студентов специальности «Социология» ДО, ОЗО


  1. Предмет социологии личности

  2. Проблематика личности в отечественной социологии дореволюционного периода

  3. Социальные аспекты в естественно-научных подходах изучения личности

  4. Культурно-историческое направление в изучении личности

  5. Ролевая концепция личности

  6. Феноменологическая теория личности

  7. «Жизненный мир» личности и проблема понимания

  8. Судьба и личность

  9. Социальные характеристики героической и выдающейся личности

  10. Возможности противостояния личности процессам «омассовления»

  11. Теории элиты массы

  12. Характеристики харизматической личности

  13. Современные исследования взаимоотношений выдающихся личностей и толпы

  14. Новоевропейская модель личности

  15. Личность будущего

  16. Факторы определения смысла жизни личности

  17. Формы поиска личностью смысла жизни

  18. Механизмы влияния личности на общество

  19. Социальные характеристики «самоопределившейся» личности

  20. Смысл смерти личности

  21. Социальная дифференцированность процессов самосознания личности

  22. Социально-культурные особенности поиска самости

  23. Факторы развития личности

  24. Кризисы в развитии личности

  25. Личность и поиски идентичности

  26. Жизненные сценарии личности

  27. Солидарность в жизни личности

  28. Общение в жизни личности

  29. Конформность личности

  30. Альтернатива конформизма

  31. Подражание в жизни личности

  32. Любовь и дружба в жизни личности

  33. Методы изучения личности

  34. Соционические типы


Прошлый опыт




Пространство

жизненного мира





Повседневные практики (мир рефлексии)





Биографическая

ситуация




Будущее

Рис. 1. Структура жизненного мира личности


VIII.Дополнения и изменения к рабочей программе учебной дисциплины
Сведения о переутверждении РП на текущий учебный год и регистрация изменений

№ изме нения

Учебный год

Содержание изменений

Преподаватель-разработчик программы

Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры Протокол

№ « »

200 г.



Внесенные изменения утверждаю: Первый проректор КемГУ (декан) « » 200_

г.


































































































































































































Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа По дисциплине «Социология личности» для специальности 040201 социология цикл опд. Ф. 19 iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 16 Политическая социология...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа По дисциплине «Социология личности» для специальности 040201 социология цикл опд. Ф. 19 iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Рабочая программа По дисциплине «Социология личности» для специальности 040201 социология цикл опд. Ф. 19 iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Рабочая программа По дисциплине «Социология личности» для специальности 040201 социология цикл опд. Ф. 19 iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Рабочая программа По дисциплине «Социология личности» для специальности 040201 социология цикл опд. Ф. 19 iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Рабочая программа По дисциплине «Социология личности» для специальности 040201 социология цикл опд. Ф. 19 iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Рабочая программа По дисциплине «Социология личности» для специальности 040201 социология цикл опд. Ф. 19 iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Рабочая программа По дисциплине «Социология личности» для специальности 040201 социология цикл опд. Ф. 19 iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Рабочая программа По дисциплине «Социология личности» для специальности 040201 социология цикл опд. Ф. 19 iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Рабочая программа По дисциплине «Социология личности» для специальности 040201 социология цикл опд. Ф. 19 iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Социология духовной жизни
...
Рабочая программа По дисциплине «Социология личности» для специальности 040201 социология цикл опд. Ф. 19 iconЛитература
Педагогика и методика начального образования (Иностранный язык), 040201. 65 Социология со специализацией «Социология организаций»,...
Рабочая программа По дисциплине «Социология личности» для специальности 040201 социология цикл опд. Ф. 19 iconУчебно-методический комплекс (умк) составлен на основании Государственно...
Учебно-методические комплексы для студентов дневного отделения специальности 040201. 65 Социология
Рабочая программа По дисциплине «Социология личности» для специальности 040201 социология цикл опд. Ф. 19 iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
Требование к обязательному минимуму содержания дисциплины «Социология образования» по специальности 040201 «Социология»
Рабочая программа По дисциплине «Социология личности» для специальности 040201 социология цикл опд. Ф. 19 iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
Требование к обязательному минимуму содержания дисциплины «Социология потребления» по специальности 040201 «Социология»
Рабочая программа По дисциплине «Социология личности» для специальности 040201 социология цикл опд. Ф. 19 iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
Требование к обязательному минимуму содержания дисциплины «Социология моды» по специальности 040201 «Социология»
Рабочая программа По дисциплине «Социология личности» для специальности 040201 социология цикл опд. Ф. 19 iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Социология семьи
Выписка из государственного образовательного стандарта специальности 020300 «Социология» по дисциплине «Социология семьи»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск