Скачать 208.64 Kb.
|
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» Факультет политических наук и социологииКафедра социологических наук«Утверждаю» Декан факультета политических наук и социологии _________________В. В. Желтов «___»_________________200__г. Рабочая программаПо дисциплине «Социология личности»для специальности 040201 социология цикл ОПД. Ф. 19 факультет политических наук и социологии___________________ курс_IV ДО и V ОЗО_____________________ зачет седьмой
Составитель: Логунова Л. Ю.– кандидат социологических наук, доцент кафедры социологических наук КемГУ Кемерово 2008 Рабочая программа составлена на основании требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «социология» Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры Протокол № __ от "__" ______200__ года. Зав. кафедрой социологических наук_______________________Л. Л. Шпак Одобрено методической комиссией Протокол № ______________ от «__» ______________ 200__г. Председатель ______________________________ О. В. Омеличкин 1. Пояснительная записка Личность – одно из основных понятий современной науки. Основные проблемы личности изучают многие дисциплины гуманитарного цикла. В социологии исследование личности опирается на подход, основанный на понимании человека как субъекта социальных практик. Место курса в учебном процессе. Социология личности – дисциплина, конкретизирующая знания, полученные студентами во время изучения курса «Общая социология», «Философия». Она ориентирует будущих социологов на личностно-ориентированный подход к изучению общественных явлений, способствует более глубокому пониманию социальных процессов. Акцент на специфике социальных связей, роли личности в обществе отличает социологию личности от психологических интерпретаций личности. Актуальность изучения личности в социологии обусловлена возрастающей значимостью роли личности в жизни общества, сложностью и многообразием ее социальных связей. Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «социология» Целью предлагаемого курса является изучение личности как субъекта социального взаимодействия, с точки зрения структуры социальных связей, их инвариантности и социологического осмысления основных проблем личности. Задачи курса:
Структура учебной дисциплины. Дисциплина включает в себя изложение основных вопросов изучения личности: теоретические подходы к изучению личности; Ролевая концепция изучения личности; феноменологическая теория изучения личности; теории изучения выдающейся личности; проблемы взаимодействия личности и толпы; Формы организации учебного процесса. Данный курс предполагает освоение теоретического лекционного материала, практические занятия, а также самостоятельное изучение научной литературы студентами. Требования к знаниям и умениям. В результате изучения данной дисциплины студент должен:
Виды контроля знаний студентов и их отчетности. Текущий контроль знаний студентов осуществляется на семинарских занятиях в формах опроса, подготовки устных рефератов, проверки конспектов первоисточников. Итоговая аттестация по дисциплине завершается зачетом. Зачет проходит в виде индивидуальной беседы по вопросам, примерный перечень которых приведен в программе. 2. Тематический план прохождения курса “Социология личности” (для студентов ДО факультета политических наук и социологии)
Тематический план прохождения курса “Социология культуры” (для студентов ОЗО факультета политических наук и социологии)
3. Содержание дисциплины Тема 1. Теоретические подходы к изучению личности в отечественной социологии Личность как диалектическое единство социального и индивидуального. Проблематика личности в дореволюционный период. Концепция личности в разработках субъективной школы П. Л. Лаврова, Н. К. Михайловского. Личность в трактовке Н. И. Кареева. Проблема комплексного изучения личности в социологии (М. М. Ковалевский). Марксистско-ленинский подход к изучению личности. Социально-философская позиция изучения личности в работах немарксистов: П. А. Кропоткин, П. А. Сорокин, В. М. Хвостов. Социальные аспекты изучения личности, предложенные другими науками. Естественнонаучный подход в изучении личности: А. А. Ухтомский, И. П. Павлов, Г. И. Челпанов, В. М. Бехтерев, М. Я. Басов. Психоаналитическое направление (З. Фрейд) в работах отечественных ученых: Н. Осипов, М. Вульф, Н. Вырубов, С. Шпильрейн. Культурно-историческое направление в изучении личности: Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия. Деятельностный подход: С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. Г. Асмолов. Теория отношений личности В. Н. Мясищева. Тема 2. Ролевая концепция изучения личности Утверждение ролевой концепции личности (Р. Линтон, Дж. Мид). Основные положения ролевой концепции личности. Вклад в разработку ролевой теории личности отечественными социологами (И. С. Кон, В. Б. Ольшанский, К. Муздыбаев, В. Шубкин). Проблема формирования положительной Я-концепции личности. Тема 3. Феноменологическая теория изучения личности Специфика феноменологического подхода. Источники феноменологического подхода к изучению личности (В. Дильтей, Э. Гуссерль, М. Вебер, А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукман, Дж. Г. Мид). Феноменологическая теория личности (К. Роджерс). Связь субъективного опыта с социальным поведением личности. Драматургический подход к изучению личности в социологии (Э. Гофман). Личность как социальный феномен. Социальные аспекты самоактуализации личности (А. Маслоу). Проблема понимания смыслов взаимодействия личности. Экзистенциальный смысл в жизни личности (В. Э. Франкл). Тема 4. Теории изучения выдающейся личности Основные положения изучения выдающейся личности в теории элит (В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс, Г. Ашин Н. Бердяев, Р. Михельс, Х. Ортега-и-Гассет, З. Фрейд, Э. Фромм). Социальные функции и роль «демонической личности» Платона. «Теория совершенства» Пифагора. Характеристики личности героя, святого, гения, вождя, таланта (ответственность, благородство, достоинство, пассионарность, особый тип рефлексии, персонализация, творчество, геройство, воля). Проблема духовной избранности выдающейся личности Тема 5. Проблемы взаимодействия личности и толпы Характеристики «массового человека». Н. К. Михайловский о взаимодействии героя и толпы. Изучение «психологии масс» (Г. Лебон, Г. Тард, С. Сигеле, С. Московичи). Судьба «аристократии духа» в «плебейской культуре». Отношения между властителем и подчиненными (М. Вебер, А. Арендт, Э. Канетти). Современные процессы «омассовления» общества (О. Шпенглер, К. Ясперс Х. Ортега-и-Гассет, Т. Адорно, Хоркхаймер, Д. Рисмен, С. Московичи). Облик личности будущего (Э. Тоффлер). Тема 6. Смысл жизни личности Проблема социального и личностного самоопределения. Самосознание как проявление свободы жизнедеятельности. Социальная значимость поисков смысла жизни. Социально культурные особенности поиска самости. Этапы поиска смысла жизни. Структура социального опыта личности. Социальная дифференциация возможностей самоописания и самоопределения. Самостоятельность и свобода. Поиски идентичности. Определение жизненного пути. Современная модель личности (самоценность, единство и цельность, активность, ответственность, достоинство). Современный тип социального характера (Д. Рисмен). «Человек организации» (У. Уайт), «одномерный человек» (Г. Маркузе). Социальное подлинное «я» (Р. Тэрнер). Модусы современной личности (Л. А. Зурхер). Построение социального сценария личности. Смысл смерти личности. Тема 7. Социальные качества личности Солидарность в жизни личности. Проблема общения личности. Свобода личности. Конформность личности. Достоинство личности. Социальная ценность личности. Тема 8. Соционические типы личности Основные положения теории соционических типов (А. Аугустинавичуте, А. Личко, В. Гуленко). Теория психотипов К. Г. Юнга. Ведущие каналы восприятия информации у личности. Информационное поле и ведущие психические функции. Основные процессы переживания социального опыта (генерализация, опущение, искажение). Восприятие времени, пространства и объектов личностью. Эмоциональное восприятие реальности. Инвариантность социотипов и возможности применения знаний о них в практике социолога. Тема 9. Методы изучения личности Социологические метода (наблюдение, опрос). Применение социометрического анализа. Применения психологических тестов. Проективные методы изучения личности. 4. Семинарские занятия Семинар 1. Теоретические подходы к изучению личности
Семинар 2. Ролевая концепция изучения личности
Устные рефераты
Семинар 3. Феноменологический подход в изучении личности
Рефераты
Семинар 4. Теории изучения выдающейся личности
Рефераты:
Семинар 5. Проблемы взаимодействия личности и толпы 1. Характеристики «массового человека». 2. Н. К. Михайловский о взаимодействии героя и толпы. 3. Изучение «психологии масс» (Г. Лебон, Г. Тард, С. Сигеле, С. Московичи). 4. Отношения между властителем и подчиненными (М. Вебер, А. Арендт, Э. Канетти). Рефераты:
Семинар 6. Смысл жизни личности
Рефераты:
Семинар 7. Социальные качества личности
Рефераты:
Семинар 8. Соционические типы личности
Семинар 9. Методы изучения личности
5. Основная литература
6. Дополнительная литература.
7. Вопросы к зачету по курсу «Социология личности» для студентов специальности «Социология» ДО, ОЗО
Прошлый опыт Пространство жизненного мира Повседневные практики (мир рефлексии) Биографическая ситуация Будущее Рис. 1. Структура жизненного мира личности VIII.Дополнения и изменения к рабочей программе учебной дисциплины Сведения о переутверждении РП на текущий учебный год и регистрация изменений
|