Скачать 320.97 Kb.
|
Новокузнецкий филиал-институт государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» Факультет гуманитарный Кафедра философии УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКСДИСЦИПЛИНЫ ОПД.Ф. Социология духовной жизни (код и название дисциплины по учебному плану специальности) Для специальности 040201Социология (код и название специальности) Цикл дисциплин учебного плана ОПД (ОГСЭ, ЕН, ОПД, СД, ДС) Компонент учебного плана: федеральный (федеральный, региональный, вузовский) Формы обучения очная Новокузнецк Новокузнецкий филиал-институт государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» Кафедра философии Факультет гуманитарный РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебной дисциплины ОПД.Ф. Социология духовной жизни (код и название дисциплины по учебному плану специальности) Для специальности 040201Социология (код и название специальности) Формы обучения очная Составитель(и) / разработчик(и) программы Макеева М.Е., к.с.н., старший преподаватель Новокузнецк Рабочая программа учебной дисциплины «Социология духовной жизни» Пояснительная записка Выписка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 040201 – «Социология»:
Дисциплина «Социология духовной жизни» является одной из основных дисциплин цикла ОПД, преподается в VI семестре и опирается на такие дисциплины, как история, культурология, философия и др. дисциплины гуманитарного цикла. Тесная связь курса «Социология духовной жизни» с другими учебными дисциплинами циклов ОПД и СД способствует формированию системного представления о социологии как науке, что обеспечивает высокий теоретический уровень подготовки социологов. Целью данного курса является освоение фундаментальных теорий и методологии социологии духовной жизни, приобретение научной эрудиции в данной области знаний, развитие навыков самостоятельной научно-исследовательской работы. Основные задачи курса: - изучение этапов развития социологической мысли о духовной жизни; - формирование представлений об основных теоретических концепциях, направлениях и методах исследования духовной жизни общества; - овладение навыками теоретического и эмпирического анализа духовной жизни. В результате изучения курса студенты должны иметь прочные знания о структуре и тенденциях развития духовной жизни человека, группы, общества в целом, иметь четкие представления о социологических процедурах, применяемых при исследовании духовной жизни. Уровень освоения содержания курса предполагает также овладение системой понятий и умением применять эти понятия в анализе конкретных социологических данных с учетом различных точек зрения на природу и функции духовной жизни. Программой курса социологии предусмотрены следующие формы проведения занятий: лекции, практические (семинарские) занятия, самостоятельная работа, что позволит в полной мере освоить дисциплину. Курс «Социология духовной жизни» состоит из четырех разделов: введение; духовной жизнь общества, духовная жизнь группы, индивидуальная духовная жизнь. Программа разработана в соответствии с Государственным стандартом курса «Социология духовной жизни» для высших учебных заведений. Дисциплина «Социология духовной жизни» (общим объемом 46 аудиторных часа) изучается в течение одного семестра. Освоение курса завершается зачетом, который проводится в устной форме, в виде собеседования с преподавателем по вопросам. Учебно-тематический план
Итоговая форма контроля - зачет Содержание разделов
Курс состоит из разделов: I.Введение в предмет; II.Духовная жизнь общества; III.Духовная жизнь группы; IV.Индивидуальная духовная жизнь. 2.Темы и краткое содержание. 1. Введение Тема 1.Предметно-методологические основы социологии духовной жизни. Понятие «духовная жизнь» и соотношение его с терминами «материальная жизнь» и «социальная жизнь». Объект и предмет социологии духовной жизни. Категория «духовность» в системе категорий социологии. Компоненты духовной жизни на общественном, групповом и индивидуальном уровнях. Философский, социологический и психологический уровни анализа духовной жизни. Особенности методов анализа духовной жизни. Функции социологии духовной жизни. Тема 2.Теоретические источники развития социологического подхода к духовной жизни. Объяснение «духа» в античной философии (Аристотель, Платон, Демокрит), немецкой классической философии (Г. Гегель) и материалистами 17-18 вв (Т. Гоббс, Дж. Локк). Теологическое объяснение «души» человека. Вклад В. Дильтея в «философию жизни», в формирование понятий «понимание» и «герменевтика». Экзистенциалистский подход к человеку и его сознанию. Культурно-исторический тип Н.Данилевского, О. Шпенглера. Русская философская мысль о духовности и предназначении человека. Психологический подход к исследованию духовной жизни (З. Фрейд, К. Юнг). Концепции жизненных смыслов и культурных ценностей в неофрейдизме (Э. Фромм, В Франкл). Тема 3. Становление социологического подхода к исследованию духовной жизни. Интерпретация духовных факторов в концепции О. Конта. Анализ составляющих духовной сферы Э.Дюркгейма. Подход М.Вебера к исследованию духовной жизни. Функционалистская парадигма в изучении духовной сферы. Феноменологическая социология, ее возможности в анализе духовной жизни. Гносеологический подход к духовной жизни в отечественной литературе, его эвристические пределы. Развитие социологического подхода в 60-х г.г. в отечественной науке. II. Духовная жизнь общества Тема 4. Феномен духовной жизни. Ментальность, ее природа и место в структуре сознания. Экономическая, политическая, интеллектуально-духовная и физическая силы в структуре социальной жизни. Варианты их взаимодействия в исторических типах социальности. Интеллектуально-духовная сила и ее производные как компоненты духовной жизни. Роль ценностно-нормативной системы координат в идейно-нравственной жизни. Функции парадигм в научной жизни. Художественные стили (парадигмы), их историческая эволюция. Тема 5. Основные элементы духовной сферы общества. Религия как социальный институт. Структура и функции религии. Социологический подход к исследованию морали. Сущность и генезис науки. Научное сообщество и научные коммуникации. Концепция науки Р.Мертона, роль в ней «институциональных императивов». Институт образования, его структура и функции. Специфика российской системы образования. Сущность и особенности социологического подхода к исследованию искусства. Тема 6. Духовная жизнь доиндустриального общества. Исторические структуры сознания: архаическая, магическая, мифическая, ментальная и интегральные структуры. Религиозные системы древности. Мировые религии как основа социокультурной организации доиндустриальных обществ. Духовная структура мировых религий (христианства, ислама, буддизма, конфуцианства и иудаизма): общие принципы и специфика. Западная и восточная цивилизации: единство и специфика духовной жизни обществ. Наука и искусство в доиндустриальный период как регуляторы духовной жизни общества: основные научные и художественные парадигмы. Тема 7. Духовная жизнь индустриального общества. Различие и специфика религиозной и светской духовности, изменение их соотношения в процессе промышленного развития стран Запада и Востока. Основные теории секуляризации. Дифференциация сфер духовной жизни: развитие форм общественного сознания: науки, философии, права и морали, искусства и религии. Общественное сознание и общественное мнение. Массовая культура как феномен духовной жизни индустриального общества. Духовная жизнь в годы перестройки в СССР (1985-1990г.г.), плюрализм убеждений и мнений, свобода слова: достижения и проблемы. Тема 8. Роль СМИ в духовной жизни информационного общества. Виртуальные миры, формируемые средствами искусства и литературы и их воздействие на общественное и массовое сознание. Глобализация виртуальной реальности в системе Интернет: природа новой реальности, ее возможности для развития личности человека. Соотношение глобальных и локальных духовных процессов. Возможные негативные последствия воздействия дальнейшей виртуализации на процессы социализации личности. Способы воздействия СМИ на массовое сознание. Методы анализа деятельности СМИ: формула Г. Лассуэла. Анализ источников информации. III. Духовная жизнь группы Тема 9.Социология духовной жизни группы. Своеобразие духовно-культурной жизни социальной группы. Конформизм и его роль в усилении интегрированности группы. Значение солидарных взаимодействий в группе и их роль в духовной жизни общества. Понятие субкультура; основные функции: дезинтеграция общественной жизни, самоутверждение ее носителей, адаптация к среде, выработка специфических значений и символов. Типы субкультур. Архаичные и авангардные субкультуры, альтернативные и криминальные группы. Субкультура бедности. Контркультура, ее взаимоотношение с доминирующей культурой. |