Скачать 194.2 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебно-методической работе __________________Е.Г. Елина "__" __________________20__ г. Рабочая программа дисциплины Религиозная философия Направление подготовки 050100 «Педагогическое образование» Магистерская программа «Основы религиозной культуры и светской этики» Квалификация (степень) выпускника Магистр Форма обучения очная Саратов, 2013 1. Цели освоения дисциплины Цель данного курса – знакомство учащихся с религиозной философией различных направлений; выяснение места религиозной философии в истории мировой философии. Задачами освоения дисциплины «Религиозная философия» являются:
2.Место дисциплины в структуре ООП магистратуры Данная дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла. Освоение курса предусматривает использование объема знаний и теоретических разработок таких дисциплин, как «Философия и социология религии», «Философия и социология религии». Студент должен иметь общефилософскую эрудицию, обладать знаниями по истории философии, истории религий, уметь сопоставлять и анализировать философские концепции, понимать их взаимосвязь и отличительные особенности. 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) способностью формировать ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач (ОК-4); способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5); готовностью работать с текстами профессиональной направленности на иностранном языке (ОК-6). способностью применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях (ПК-1); готовностью использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса (ПК-2); В результате освоения дисциплины обучающийся должен: • Знать: основы религиозной философии ведической традиции, буддизма, античности, ислама и иудаизма. •Уметь: применять полученные знания в научно-исследовательской и педагогической работе. 4. Структура и содержание дисциплины (модуля) Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 часа, 1 зачет, 1 экзамен, 4 зачетных единицы.
Тема 1. Философия Упанишад и Бхагават-Гиты. Ортодоксальные школы индийской философии. Общие особенности религиозной философии. Философские идеи Упанишад. Атман и Брахман. Их отношение к природе и эмпирическому Я. Теистическая философия Гиты. Концепция аватаров. Три Йоги. Санкхъя. Практити и пуруша. Йога. Веданта-сутра. Адвайта-веданта Шанкары. Ограниченный не-дуализм Раманудджи. Логический метод школы Ньяя. Вайшешика. Пурва-миманса. Тема 2. Античная религиозная философия. Теория «идей» Платона. Платоновская теология. Гиломорфизм Аристотеля и его теологическая система. Неоплатонизм как синтез философии и теологии. Система Плотина. Порфирий, Ямвлих, Прокл. Тема 3. Католическая философия. Истоки католической философии. Общие черты средневекового миросозерцания. Иррационализм и мистика Платона и Аврелия Августина – основание католического спиритуализма, персонализма, экзистенциализма. Влияние Аристотеля и Фомы Аквинского на появление неотомизма, тейярдизма и суарезианизма. Тема 4. Православная философия. Религиозный тип православного философского постижения. Ориентация на приоритеты православия в сочинениях митр. Иллариона, Кирилла Туровского, Климента Смолятича, Феодосия Печёрского. Панэтизм, религиозный антропологизм, социально-исторический прагматизм. Ориентация на абсолютизацию нравственных ценностей любви и добра в Боге, соборность, всеединство. Периодизация. Тема 5. Метафизика всеединства. Метафизика всеединства В.С. Соловьёва.Онтология и гносеология положительного «всеединства». Этизация онтолого-гносеологических оснований. Учение о человеке. Богочеловек и человекобог. Идея «всемирной теократии». Метафизика непостижимого, «металогического» единства С.Л. Франка. Идеи всеединства в религиозной философии С.Н. Булгакова, Л.П. Карсавина, П.А. Флоренского. Тема 6. Особенности протестантской философии. Теология М. Лютера. Отказ от рациональных доказательств существования Бога.. Тема греха. Суверенность божественной воли в Кальвинизме. Деистическое толкование Бога как перводвигателя. Философия И. Землера и Ф. Шлеермахера. «Новая тюбингенская школа». Проблема исторического Христа. Перестройка теологии на базе неокантианства. «Христианский социализм». ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Семинар 1. Философия буддизма.
Семинар 2. Исламская и еврейская религиозная философия.
Филон Александрийский. Саадия Гаон. М. Маймонид. Л. Герсонид. Х. Крескас. М. Мендельсон. Г. Коген, М. Бубер. Семинар 3. Религиозная философия славянофилов.
Семинар 4. Православная антропология.
Семинар 5. Неохристианство, мистицизм.
Семинар 6. Неотомизм.
Семинар 7. Неоавгустинизм.
Семинар 8. Тейярдизм.
Семинар 9. Протестантизм в первой половине ХХ века: ориентация на обновление теологии.
Семинар 10. Посттеистическая и деконструктивная теология второй половины ХХ века
5. Образовательные технологии В качестве основных активных и интерактивных форм проведения занятий используются: 1. Тьюториал (активное групповое занятие, направленное на приобретение опыта обучающимися по применению концепций в модельных стандартных и нестандартных ситуациях) на тему «Неоплатонизм и индийская философская традиция». 2. Диспут на тему «Бог религии и Бог философов». 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Студентам предлагаются к прочтению и содержательному анализу классических религиоведческие тексты и работы современных исследователей религии (либо их разделы). Результаты работы с текстами проверяются с помощью письменных самостоятельных (контрольных) работ. Рекомендуемые тексты: Васубандху Абхидхармакоша Шанкара Созерцание Брахмана Гаудапада Мандукья-карики Рамана Махариши Кто я? Нагарджуна Двенадцать врат Платон. Диалоги Плотин О бессмертии души Бертельс А.Е. Насир Хосров и исмаилизм. Булгаков С.Н. Свет невечерний: созерцания и умозрения. Бультман Р. Избранное: Вера и понимание. Марсель Г. Опыт конкретной философия. Тейар де Шарден П. Феномен человека, вселенская месса. Тиллих П. Систематическая теология. Франк С.Л. Непостижимое Шлейермахер Ф. Герменевтика. Основные источники: http://www.advayta.org/; http://lib.rin.ru/; http://www.philosophy.ru/. Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение объемом до 10 страниц текста (до 3000 слов), посвященное какой-либо значимой классической либо современной религиоведческой проблеме. Творческая работа не является рефератом и не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей. Тема эссе: «Западная и восточная традиции в религиозной философии». Темы рефератов:
Вопросы к зачету: 1.Философские идеи Упанишад. 2. Теизм Бхагават-Гиты. 3. Санкхъя и Йога. 4. Веданта (Веданта-Сутра, Шанкара, Рамануджа). 5. Ньяя. 6. Вайшешика. 7. Пурва-миманса. 8. Философия раннего буддизма. Учение о зависимом происхождении. 9. Теория «Я» Нагасены. 10. Вайбхашики. 11. Саутрантики. 12. Учение Нагарджуны. 13. Виджняна-вада. 14. Татхагатагарбха. 14. Теология Платона. 15. Теология Аристотеля. 16. Неоплатонизм. 17. Калам. Мутазилиты. 18. Исмаилизм. 17. Философия суфизма. 19. Фалсафа. 20. Филон Александрийский. 21. Саадия Гаон. 22. М. Маймонид. 23. Еврейская философия Нового Времени. Вопросы к экзамену:
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины а) основная литература:
б) дополнительная литература:
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы 1. Портал «Монастырь-академия йоги» http://www.advayta.org/. 2. Центр религиоведческих исследований «Этна»: http://ethna.upelsinka.com/ 3. Электронная гуманитарная библиотека http://www.gumfak.ru/ 4. Научный богословский портал «Богослов» http://www.bogoslov.ru/ 5. Информационно-аналитические портал http://www.religo.ru 6. Информационный портал http://www.religare.ru 7. Портал «История еврейского народа» http://jhistory.nfurman.com/index.htm. 8. Левинов М. Средневековая еврейская философия. 2008. http://jhistory.nfurman.com/lessons7/in_mph.htm 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) - наличие компьютерного класса; - наличие доступного для студента выхода в Интернет; - наличие специально оборудованных кабинетов или аудиторий для мультимедийных презентаций. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование – магистерская программа «Основы религиозной культуры и светской этики». Автор (ы) д.ф.н., проф. Рожков В.П., к.ф.н., доцент Иванов Е.М. Программа одобрена на заседании кафедры теологии и религиоведения от ___________года, протокол № _________________. Подписи: Зав. кафедрой В.П. Рожков Декан факультета М.О. Орлов |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Структура религии: религиозная вера, религиозная деятельность, религиозные отношения и религиозная организация | Примерная программа дисциплины опд. Ф. 03 «Религиозная философия» Опд гос впо второго поколения по направлению 520200 подготовки бакалавров теологии | ||
Рабочая программа дисциплины философия степень выпускника бакалавр... ... | Рабочая программа дисциплины Философия Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Философия» | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Человек в философии и культуре» для специальностей Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом направления "Философия" специальности "Философия".... | Рабочая программа учебной дисциплины «философия» по направлению подготовки... Дзема А. И. Рабочая программа учебной дисциплины «Философия». – Новороссийск: нф мгэи, 2013. – 38 с | ||
Религиозная философия в Библии Обзор основной научно-исследовательской литературы по проблемам философии Библии; основные черты последней | Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) 5 рабочая программа учебной дисциплины «Философия» Дисциплина «Философия» входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла | ||
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Философия права направление 030100. 68 «Философия» Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями образовательного стандарта двфу, утвержденного приказом ректора от 04.... | Рабочая программа философия код дисциплины по учебному плану б2 «Философия»... В результате изучения дисциплины, студент должен обладать следующими общекультурными (ОК) компетенциями | ||
Рабочая программа дисциплины Философия Специальность 020501 Биоинженерия... Данная дисциплина логически и содержательно-методически связана с дисциплинами «История», «Социология», «Биоэтика». Для освоения... | Протоиерей Александр Мень Русская религиозная философия Координационного совета при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации | ||
Философия Философия: рабочая программа дисциплины для студентов очной, и очно-заочной (вечерней) обучения всех специальностей. Брянск: бгту,... | Вопросы по курсу «Философия» для вступительного экзамена в аспирантуру... Скибицкий М. М., Зорина Е. В. Философия образования. Рабочая программа дисциплины | ||
Матвеев религиозная этика часть 1 М33 Религиозная этика: Курс лекций. В 3 ч. Ч. Основы общей теории морали / П. Е. Матвеев; Владим гос ун-т. – Владимир: Изд-во Владим... | Рабочая учебная программа по дисциплине «философия» для курсантов (слушателей) Рабочая учебная программа дисциплины «Философия» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом... |