А. А. Леонтьев Жизненный и творческий путь А. Н. Леонтьева





Скачать 324.92 Kb.
НазваниеА. А. Леонтьев Жизненный и творческий путь А. Н. Леонтьева
страница1/5
Дата публикации09.04.2015
Размер324.92 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5
На psy.msu.ru

Жизненный и творческий путь А.Н. Леонтьева.

А.А.Леонтьев
Жизненный и творческий путь А.Н.Леонтьева


Текст вечерней лекции

 

алексей алексеевич леонтьев читает лекцию об а.н. леонтьеве

александра алексеевна леонтьевнаниколай владимирович леонтьев

В печатной биографии достаточно много рассказано о семье, в которой вырос Алексей Николаевич, и о его родителях. Люди старшего поколения, бывавшие в его доме, хорошо помнят их – и Николая Владимировича, и Александру Алексеевну. Это была зажиточная купеческая семья, - настолько зажиточная, что могла себе позволить ежегодный отдых в Ялте, а когда маленькому Алеше надо было лечиться в санатории, послать его за границу, в Австро-Венгрию, вместе с гувернанткой. Я хотел бы, чтобы вы увидели лица отца и матери А.Н. в их молодости. (№1, №2).

а.н. леонтьев в молодостиа.н. леонтьев с матерью. фото начало 1900-х годов

Посмотрите и на А.Н. в детском и отроческом возрасте (№3, №4).

школьные годы а.н. леонтьева

О школьных годах А.Н. мы знаем мало. Известно, что он учился в Первом Московском реальном училище, ставшем потом, когда он был старшеклассником, «единой трудовой школой»; вот его фотография в те годы (№5). Он закончил ее досрочно, некоторое время работал конторщиком, а затем семья исчезла из Москвы примерно на три года – есть основания думать, что после начала гражданской войны она застряла в Крыму и смогла вернуться в Москву только в начале 1921 года. И семья, и сам А.Н. предполагали, что он станет инженером; в незаконченной, а вернее, лишь начатой автобиографии Леонтьев описывает свое детское увлечение авиамоделизмом. Кстати, потом технические увлечения А.Н. ему очень пригодились, когда пришлось конструировать, собирать и налаживать экспериментальные установки.

События первых лет революции привели юного реалиста к увлечению общественными науками, в первую очередь философией. Как он потом вспоминал, «общественные катаклизмы породили философские интересы. Это было у многих – сложился даже тип революционно настроенного еврея-романтика с философскими интересами (Столпнер)» Имеется в виду замечательный переводчик Гегеля на русский язык, друг Льва Семеновича Выготского Борис Григорьевич Столпнер. Продолжаю цитату: «Недаром на похоронах Столпнера встретились большевики и раввины. Интересовался анархизмом, бывал (до и после его разгрома) в центре анархистов на Малой Дмитровке (там продавали много анархистской литературы)» [2]. Разумеется, в библиотеке А.Н. эта литература не сохранилась…

Во фрагментах автобиографии А.Н. писал о том, как в один прекрасный день он «пришел в психологический институт и спросил: куда нужно поступить, чтобы стать психологом? Кто-то ответил, что нужно поступить на историко-филологический факультет и учиться у профессора Челпанова. Я так и сделал и первая университетская лекция, которую я слушал, была именно лекция по психологии и читал ее именно Челпанов – в большой аудитории психологического института» [3]. Факты он, естественно, изложил точно, но действительные мотивы поступления подменил мотивировкой. Ориентироваться в психологии настолько, чтобы сознательно пойти ей учиться, он просто не мог; и мне кажется более правдоподобным другой его рассказ о себе тех лет: «Занимался философскими проблемами аффектов, затем все это повернулось на психологию как философскую науку» [4]. То-есть, в психологию А.Н. пришел уже в студенческие годы благодаря Георгию Ивановичу Челпанову.

студенческие годы а.н. леонтьева

Вот снимок А.Н. в его студенческие годы (№6).

Напомню, что Психологический институт входил тогда в состав университета.

Из своих университетских преподавателей Леонтьев вспоминал, кроме Челпанова, еще немногих. В их числе – причем на первом месте – Густав Густавович Шпет, знаменитые в то время историки Петрушевский, Покровский, Богословский, Преображенский, Волгин, логик Гордон, читавший методологию науки, историк философии Кубацкий. В устных мемуарах А.Н. весьма скептически отозвался о приват-доценте Циресе; между тем даже эта, по его словам, «комическая фигура» оставила след в истории российской науки – в середине 20-х годов он был членом философской секции Государственной Академии Художественных Наук (ГАХН), руководимой Шпетом, вместе с такими выдающимися учеными, как Губер, Габричевский, Борис Исаакович Ярхо, Ахманов, Николай Иванович Жинкин, Алексей Федорович Лосев. В библиотеке А.Н. сохранились книги Шпета, вышедшие в 1922-1927 годах. Преподавал на факультете тогда и Николай Иванович Бухарин, впервые читавший курс исторического материализма.

к.н. корнилов. фото 1920-х годов.

К.Н. Корнилов. Фото 1920-х годов.

Когда Леонтьев учился в университете, как раз развертывалась борьба за создание материалистической психологии, вылившаяся в своего рода античелпановский путч. К власти в Психологическом институте в конце 1923 года пришел ученик Челпанова, в прошлом учитель в Омске, Константин Николаевич Корнилов. Для большинства это - только имя: вот его портрет, относящийся как раз к середине 20-х годов (№7). Другим, если можно так выразиться, оппонентом Челпанова был Павел Петрович Блонский. Об этих событиях есть огромная литература. Остановлюсь только на двух моментах, непосредственно связанных с жизнью и деятельностью А.Н.

Первое. Именно в конце 1923 года Леонтьев был оставлен при университете «для подготовки к профессорской деятельности», т.е. в аспирантуре. Причем оставлен Челпановым. Интересно, что такого студента, который весной того же года был исключен из университета по чистке за розыгрыш, учиненный группой студентов на занятиях преподавателя исторического материализма; который был вынужден в том же году доучиваться экстерном и получил диплом с задержкой на два года, - такого студента в последующие десятилетия, да и сейчас, ни под каким видом не приняли бы в аспирантуру.

Второе. Хотя Леонтьев в студенческие годы интересовался аффектами и в качестве дипломной работы представил сочинение под названием «Исследование объективных симптомов аффективных реакций», хотя его, как мы видели, сразу приняли в аспирантуру Психологического института, психологом он в те годы был в сущности никаким. Он сам неоднократно признавался в этом. Устные мемуары: мой вопрос: - С чем ты пришел? (имелось в виду – в Институт). Ответ А.Н. короток и ясен: - Пустой. Просто с общей идеей проникновения в жизнь чувств. [5] – В другом месте тех же мемуаров: о встрече с Выготским: - У меня было заполнение вакуума [6]. План неосуществленных мемуаров: «путь без выбора: эмоции». О последней встрече Леонтьева с Челпановым после его увольнения, когда А.Н. спросил Челпанова, надо ли ему, Леонтьеву, тоже уходить, есть по крайней мере три варианта рассказов – вплоть до откровенно враждебных по отношению к А.Н. мемуаров Г.П.Щедровицкого. Но мне кажется, что именно зафиксированный мною в 1976 году рассказ самого Леонтьева наиболее правдоподобен. По этому рассказу, ответ Челпанова звучал так: «Не делайте этого. Это все дела для ученых, и Вы не имеете своего суждения. Передо мной у Вас обязательств нет» [7]. То-есть: вы еще никакой не ученый, и не вмешивайтесь в дела ученых! Но ведь так оно и было…

Новый директор привел с собой массу научной молодежи, горевшей желанием строить марксистскую психологию. В конце 1923 года из Казани был вызван и сразу сделан ученым секретарем института А.Р.Лурия, а в первые месяцы 1924 года по инициативе Лурия из Гомеля приехал мало кому тогда известный Л.С.Выготский.

С эти приездом, почти совпавшим с зачислением Леонтьева в институт «внештатным научным сотрудником», в его биографии начинается новый этап.

О том, как и над чем Леонтьев работал в Психологическом институте с Выготским, а точнее - с Лурия, а потом они вместе работали с Выготским, - имеется гигантская литература, в том числе воспоминания Лурия и самого А.Н. (чтобы не запутывать вас, я буду говорить именно о Психологическом институте, хотя за время своего существования он переименовывался не меньше пяти раз. Самое экстравагантное имя этот институт носил в начале 30-х годов: он назывался Государственным институтом психологии, педологии и психотехники). И в опубликованной биографии об этом тоже сказано достаточно.

Я хочу показать вам фотографии людей, окружавших А.Н. в эти годы и несколькими годами позже, в преддверии харьковского периода его жизни.

л.с. выготский

а.р. лурия

л.и. божович

Вот малоизвестная фотография Л.С.Выготского, относящаяся примерно к этому периоду (№8)

Вот А.Р.Лурия (фотография снята чуть позже, но Лурия, как известно, с возрастом почти не менялся).(№9).

Вот Л.И.Божович (№10).

 

а.н. леонтьев. фото 1924 года

а.в. запорожец

Следующая фотография - это сам А.Н. в 1924 году, в год встречи с Выготским, поступления в Психологический институт и женитьбы на Маргарите Петровне Лобковой (№11)

И, наконец, этот молодой красавец - это А.В.Запорожец (№12).

 

м.п. леонтьева

м.п. леонтьева

м.п. леонтьева

Я только что назвал имя моей матери - Маргариты Петровны. Вот она в молодости (№13).

Вот она же в 1949 году (№14),

а вот совершенно неформальный совместный снимок ее вместе с А.Н. того же 1949 года (№15).

После свадьбы молодые поселились вместе с родителями А.Н. на Большой Бронной улице, дом 5, квартира 6, и жили там почти 30 лет - до 1953 года. Я тоже провел детство и отрочество в этом доме. Он был известен всей психологической Москве, а кое-кто, например Д.Б.Эльконин, вообще жил там неделями. Вот как он выглядел в 1951 году (№16). Перед домом стоит трофейный немецкий автомобиль «Опель П-4», который А.Н. купил по дешевке сразу после войны.

опель а.н. леонтьева
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

А. А. Леонтьев Жизненный и творческий путь А. Н. Леонтьева iconКалендарно-тематическое планирование по чувашской литературе 10 класс
Жизненный и творческий путь С. М. Михайлова. Произведения «Хитрая кошка», «Злополучный сын»
А. А. Леонтьев Жизненный и творческий путь А. Н. Леонтьева iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мне кажется, что по жизни каждого человека ведет незримый ангел. Каждый из нас выбирает друзей, жизненный путь, совершает разные...
А. А. Леонтьев Жизненный и творческий путь А. Н. Леонтьева iconУрок литературы в 10б классе по теме «Творческий и жизненный путь Н. Лескова»
Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Вологодской области
А. А. Леонтьев Жизненный и творческий путь А. Н. Леонтьева iconТема : Своеобразие литературы XIX века. Жизненный и творческий путь...
Конспект урока №3 по литературе в 10 классе с использованием информационно-коммуникационных технологий
А. А. Леонтьев Жизненный и творческий путь А. Н. Леонтьева iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
А. П. Бородин. Жизненный и творческий путь Американская опера 60-х гг. XX в Струнные музыкальные инструменты
А. А. Леонтьев Жизненный и творческий путь А. Н. Леонтьева iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обсуждение сложного плана одного из учащихся: «Жизненный и творческий путь писателя…» (упр. 133)
А. А. Леонтьев Жизненный и творческий путь А. Н. Леонтьева iconЛеонтьева Дмитрия Алексеевича
Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения в 2-х тт. М.: Педагогика, т. 2, 1983
А. А. Леонтьев Жизненный и творческий путь А. Н. Леонтьева iconРеферат Эволюция звезд
«умирают». Чтобы понять их жизненный путь, надо знать как они появляются. В прошлом это было загадкой, но сейчас ученые легко могут...
А. А. Леонтьев Жизненный и творческий путь А. Н. Леонтьева iconПлан Введение Жизненный и творческий путь поэта Заключение Список литературы Приложение
Основной целью данной работы является изучение жизненного и творческого пути выдающегося чувашского поэта Петра Петровича Хузангая,...
А. А. Леонтьев Жизненный и творческий путь А. Н. Леонтьева iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: А. П. Платонов. Жизненный и творческий путь. Рассказ «Никита». Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе....
А. А. Леонтьев Жизненный и творческий путь А. Н. Леонтьева iconТема: «Жизненный и творческий путь Н. А. Некрасова.»
Цель: дать общую характеристику творчества Некрасова, подвести учащихся к пониманию общественного и историко–литературного значения...
А. А. Леонтьев Жизненный и творческий путь А. Н. Леонтьева iconПрофессор владимир серафимович зеленецкий жизненный и творческий путь
Украины, старшего советника юстиции, Почетного работника прокуратуры, заместителя директора по науке Института изучения проблем...
А. А. Леонтьев Жизненный и творческий путь А. Н. Леонтьева iconЛитература. Тема: «Акмеизм. Жизнь и творческий путь Н. С. Гумилёва»
Тема: «Акмеизм. Жизнь и творческий путь Н. С. Гумилёва» (Пришелец из иной страны…)
А. А. Леонтьев Жизненный и творческий путь А. Н. Леонтьева iconЖизненный путь М. Горького
Представленная разработка блока уроков на тему «Народные промыслы. Разделочная доска»
А. А. Леонтьев Жизненный и творческий путь А. Н. Леонтьева iconИван Иннокентьевич Серебренников: жизненный путь и эволюция взглядов...
Книги, периодика, графика, справочная и техническая литература для учащихся средних и высших учебных заведений
А. А. Леонтьев Жизненный и творческий путь А. Н. Леонтьева iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Три пути ведут к знанию: путь размышления-это путь самый благородный, путь подражания-это путь самый легкий и путь опыта- это самый...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск