Скачать 61.22 Kb.
|
Урок литературы в 5 классе. Тема: А.П. Платонов. Жизненный и творческий путь. Рассказ «Никита». Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе. Характеристика героя. Язык рассказа Платонова. Цель:
Оборудование: портрет писателя, иллюстративный материал, отражающий работу учащихся. Ход урока.
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Мы, как всегда, я надеюсь, рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Я хочу убедиться. Что это действительно так. Что у нас сегодня на уроке? Тёмные, непроглядные тучи или яркое солнышко7 Молодцы! Я рада за вас. Сегодня у нас немного необычный урок. У нас гости. А гости – это радость. Поэтому порадуем друг друга хорошей работой. А для этого вспомним правила, которым мы следуем.
Наш урок я хочу начать словами одного текста. «Рано утром мать уходила со двора… Никита пяти лет от роду.» - Если вы узнали, что это за текст и кто автор, то откройте тетради и запишите автора и название произведения. II. – Верно. А что вы знаете об этом писателе? (сообщение о писателе) Андрей Платонович Платонов родился в 1899 году. Его настоящая фамилия Климентов. Он жил на окраине Воронежа, в Ямской слободке, в многодетной и очень бедной семье. Отец у него работал слесарем в железнодорожных мастерских, был изобретателем-самоучкой. Мальчиком Платонов любил наблюдать за паровозами и кататься на подножках вагонов, любил ходить на Задонский тракт и слушать рассказы странников о святых местах. В жизни слободки сочетались новая техника и деревенский уклад жизни. Платонов учился в церковно-приходской школе и городском училище. Он очень любил свою учительницу Апполинарию Николаевну и сохранил о ней самые добрые воспоминания. С 14 лет начал работать. Платонов учился в железнодорожном политехникуме, принимал участие в Гражданской войне. С 19 лет начинает участвовать в литературной жизни Воронежа. Он пишет стихи, рассказы и статьи в газеты. Первой выходит книга его стихов «Голубая глубина», через пять лет — сборник рассказов. - Я хочу обратить ваше внимание на слова А.П.Платонова. (учебник, стр. 67) -Почему? Вы, я думаю, сможете ответить в конце урока. - Обратим внимание на эпиграф. Как вы думаете, почему именно эти слова стали эпиграфом и нашего урока? С содержанием рассказа вы познакомились дома. А что такое рассказ? Рассказ – небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека. - А как вы думаете, что сложнее: пересказать содержание текста или проанализировать его? - Что вы понимаете под анализом художественного произведения? (тема, основная мысль, проблемы, образ главного героя, особенности языка). Поэтому я предлагаю вам заняться этой сложной, но интересной работой.
После первого прочтения как бы вы определили:
Сравним наши высказывания с теми выводами, которые мы сделаем в конце урока. III. Анализ рассказа.
Найдём ключевую фразу для этой части. («Ты живи смирно один») Какие чувства здесь испытывает Никита? (одиночество).
- Разделим на пункты 2-ю часть - Напишите на листах окружение Никиты. План 2-й части. 1) Кто живёт в бочке. 2) «Доброе солнце». 3) Колодезные жители. 4) «Тайные жители» двора: змеи, пень, старая баня. 5) Жёлтый цветок. - Почему Никите кажется, что всё вокруг живое? (богатое воображение). - С кем из тайных жителей Никита разговаривал? О чём? Найдите в тексте и зачитайте. (Хочет узнать то, чего не знал. Призывает трудиться). - Почему воображение мальчика поселило на солнце умершего дедушку? - к какому выводу пришёл Никита? «Везде есть люди, только кажутся они не людьми». - Каково было отношение Никиты к окружающему миру в начале рассказа? (строгим, но не агрессивным). - Как вы понимаете слово «агрессия». (работаем со словарём) - Когда происходит первая заметная перемена в отношении мира к Никите? (сорвал цветок. Зачитать). - Почему мир стал агрессивным? (Никита перестал ощущать мир живым, не ощутил боль, которую причинил). Жизнь – это вечная борьба добра и зла. Мир для Никиты разделился на два: добрый и злой. - Какое чувство испытывает Никита и к кому обращается за помощью? (страх, к матери). - О чём говорят слова Никиты: «Пуск5ай тебе половину трудодня запишут. К нам во двор чужие пришли и живут. Прогони их». (Он понимает, что трудодень – это спасение для них, ведь нет отца, но он согласен на половину, только бы не оставаться с чужими людьми). - Назовём ключевые слова второй части. (Везде есть люди… Ты приходи поскорее, мама, а то я боюсь). Разделим на части 3-ю часть. Возвращение отца. 1) Встреча Никиты с отцом. 2) Разговор Никиты с отцом. 3) Работа с отцом. Найдём ключевые слова для каждого пункта плана.
- Чтение разговора отца и Никиты по ролям. Отец Никиты вернулся с войны. Война – это разрушение, зло. Что отец Никиты считает добром? (Добро – это прежде всего труд). - Почему отец мальчика первым делом колет на дрова ветхий, трухлявый пень? -Видели ли вы, как стругают доски? Какое настроение создаётся у человека, который смотрит на жёлтые стружки? - Что означают слова Никиты: «Давай всё трудом работать и все живые будут». (Если дело или вещь сделаны с усердием, с любовью, то в них живёт душа человека, который вложил в это свой труд). - Во что верил отец Никиты? (Никита останется добрым на весь свой долгий век). А как вы думаете от кого зависит, каким будет человек? Что значит быть добрым? (значит быть нужным). Каким чувством теперь наполнена душа Никиты? (Добро). В какое время происходит действие рассказа? Как жилось людям? Только ли у Никиты было таким детство? - Как вы сейчас понимаете тему рассказа? (Послевоенное детство. Образ Никиты, который познаёт окружающий мир.) Основная мысль: быть добрым – значит быть нужным. Проблемы: добра и зла, каким быть. Состояние Никиты в течение дня: одиночество, страх, добро. IV. Главный герой рассказа – Никита. Что значит дать характеристику героя? Значит ли это, что надо пересказать текст? -Рассказать о герое-мальчике по плану. V. Какие средства художественной выразительности использует автор. Найдите в тексте. - Объясните платоновские выражения. (работа в группах). «Живи смирно один» - не волнуйся, жди маму с работы, живи пока один. На небе светило доброе солнце – там живёт дедушка. Тайные жители – жители, которых никто не видит и не знает. Век вековать – жить всю жизнь. Трудом сработал - сделал, вкладывая всё своё умение и старание. (Обсудить и высказать своё мнение) - Что вы можете сказать о языке рассказа? - В каких ещё произведениях вы встречались с подобным видением мира? - Чтение отрывка из рассказа Платонова «Корова». Обратимся ещё раз к словам Платонова, прозвучавшим в начале урока. (стр. 67) Почему? Подведение итогов урока. Я начинаю предложение, а вы продолжаете Сегодня я убедился… Сегодня я узнал… Сегодня я учился… Я задумался о том… Урок для меня был… Уходя с урока, я хочу… Дарят подарки, сделанные своими руками. Для вас, ребята, я вырастила ромашку. Но только она необычная. Каждый лепесток исполнит ваше желание. Каждый лепесток символизирует определённую оценку. Вы должны оценить свою работу на уроке, сорвать соответствующий лепесток и он исполнит ваше желание. Спасибо за работу! |