Аннотации рабочих программ дисциплин учебного плана по специальности
13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания
(социальная работа - уровень высшего профессионального образования)
ОД.А.00 Обязательные дисциплины
Аннотация рабочей программы дисциплины ОД.А.01 История и философия науки
-
Цели освоения дисциплины
| Целями освоения дисциплины «История и философия науки» являются введение в общую проблематику философии науки, анализ основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в науке на современном этапе ее развития, получение представления о тенденциях исторического развития науки, ознакомление аспирантов с содержанием основных методов современной науки, принципами формирования научных гипотез и критериями выбора теорий, формирование понимания сущности научного познания и соотношения науки с другими областями культуры.
| Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)
| Дисциплина «История и философия науки» относится к циклу «Обязательных дисциплин» основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура).
В ходе изучения курса наука рассматривается как способ существования знания, особый вид духовной деятельности и социальный институт. Курс «История и философия науки» служит основой для изучения других дисциплин, касающихся философских вопросов конкретных научных областей.
Программа курса включает знакомство с современными философскими дискуссиями по проблемам науки и освоение материала, позволяющего ставить и решать исследовательские задачи в данной области на современном уровне.
| Знания, умения, навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
| Знать: содержание дисциплины "История и философия науки"; иметь достаточно полное представление о возможностях применения полученных знаний для философского анализа проблем фундаментальных и прикладных областей науки; понимать природу, основания и предпосылки роста и развития современной науки, роль науки в развитии цивилизации, ценность научной рациональности и ее исторических типов.
Уметь: использовать в познавательной деятельности научные методы и приемы; применять полученные знания для постановки и решения исследовательских задач, связанных с изучением той или иной области природы и культуры.
Владеть: принципами анализа различных философских концепций науки, навыками самостоятельного философского анализа содержания научных проблем, познавательной и социокультурной сущности достижений и затруднений в развитии науки.
| Содержание дисциплины
| Общие проблемы философии науки
Предмет и основные концепции современной
философии науки
Наука в культуре современной цивилизации
Возникновение науки и основные стадии ее
исторической эволюции
Структура научного знания
Динамика науки как процесс порождения нового знания
Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности
Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса
Наука как социальный институт
Современные философские проблемы областей научного знания
Философские проблемы социально-гуманитарных наук
История науки.
История педагогики
| Виды учебной работы
| Лекции, семинары, самостоятельная работа.
| Формы текущего контроля успеваемости аспирантов
| Контрольные вопросы для самостоятельной работы; оценка реферата по истории отрасли науки по системе «зачтено-незачтено».
| Форма промежуточной аттестации
| Кандидатский экзамен
| Аннотация рабочей программы дисциплины
ОД.А.02 Иностранный язык (английский)
-
Цели освоения дисциплины
| Целями освоения дисциплины по подготовке аспирантов к кандидатскому экзамену по английскому языку является совершенствование и дальнейшее развитие иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции, складывающейся из полученных знаний, развитие умений и навыков, необходимых для адекватного и эффективного общения в различных областях профессиональной и научной деятельности.
| Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)
| Дисциплина относится к циклу ОД.А.00 Обязательные дисциплины.
Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися при изучении дисциплин, составляющих фундамент владения английским языком, заложенного в бакалавриате (практика иностранного языка, теория родного языка), а также специальных гуманитарных дисциплин (лексикология, фонетика, синтаксис).
| Знания, умения, навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
| Знать: основы английского языка (фонетика, грамматика, лексика современного английского языка).
Уметь:
- пользоваться иностранным языком как средством профессионального общения в научной сфере;
- читать оригинальную литературу по специальности, опираясь на изученный языковой материал, фоновые страноведческие и профессиональные знания, навыки языковой и контекстуальной догадки;
- максимально точно и адекватно извлекать основную информацию, содержащуюся в тексте, проводить обобщение и анализ основных положений предъявленного научного текста для последующего перевода на язык обучения, а также составления резюме на иностранном языке
- свободно читать оригинальную литературу на иностранном языке в соответствующей отрасли знаний;
- вести беседу по специальности.
Владеть:
- орфографической, орфоэпической, лексической и грамматической нормами изучаемого языка и правильно использовать их во всех видах речевой коммуникации, в научной сфере в форме устного и письменного общения;
- монологической речью на уровне самостоятельно подготовленного и неподготовленного высказывания по темам специальности и по диссертационной работе (в форме сообщения), а также неподготовленной монологической и диалогической речью в ситуации официального общения в пределах программных требований;
- диалогической речью, позволяющей ему принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с его научной работой и специальностью.
| Содержание дисциплины
| 1. Повторение: английский алфавит, орфография, правила чтения, счет.
Лексика: Приветствие на английском языке, знакомство
Грамматика: Личные, указательные, притяжательные местоимения
2. Лексика: Профессия, семья
Грамматика: Mножественное число существительных, Present Continuous Tense
3. Лексика: Внешность, свободное время, рабочий день
Грамматика: Артикли, Предлоги
4. Лексика: Хобби, интересы
Грамматика: Present Indefinite Tense, Типы вопросов
5. Лексика: Планы на будущее, профессия
Грамматика: Оборот there is/are, степени сравнения имен прилагательных
6. Лексика: Воспитание, история, прошлые события
Грамматика: Past Simple (Indefinite) Tense, глагол “to be” в Past Simple
7. Лексика: Моя научная работа
Грамматика: Future Indefinite Tense, многоэлементные определения (атрибутивные комплексы)
8. Лексика: Описание диссертации (структура, цели, задачи)
Грамматика: Придаточные предложения условия+ Будущее время (If-clause + Future Indefinite Tense)
9. Лексика: Работа с научной литературой по теме исследования
Грамматика: Some / Any и их производные, обороты на основе неличных глагольных форм
10. Лексика: Обучение в аспирантуре
Грамматика: Present Perfect Tense, усеченные грамматические конструкции
11. Лексика: История вопроса по теме исследования
Грамматика: Past Perfect Tense, Past Continuous Tense
12. Лексика: Перспективы научного исследования по теме диссертации
Грамматика: Модальные глаголы, Passive Voice
(Страдательный залог)
| Виды учебной работы
| Практические занятия, самостоятельная работа.
| Формы текущего контроля успеваемости аспирантов
| Выполнение упражнений, аналитическая работа, оценка письменного перевода научного текста по специальности по системе «зачтено-незачтено».
| Форма промежуточной аттестации
| Кандидатский экзамен
|
Аннотация рабочей программы дисциплины
ОД.А.02 Иностранный язык (немецкий)
-
Цели освоения дисциплины
| Основной целью изучения немецкого языка аспирантами всех специальностей является достижение практического владения языком, позволяющего использовать его в научной работе: свободно читать оригинальную литературу на немецком языке в соответствующей отрасли знаний; оформлять извлеченную из немецких источников информацию в виде перевода или резюме; делать сообщения и доклады на немецком языке на темы, связанные с научной работой аспиранта, вести беседу по специальности.
В задачи аспирантского курса «Немецкий язык» входят совершенствование и дальнейшее развитие полученных в высшей школе знаний, навыков и умений по немецкому языку в различных видах речевой коммуникации.
| Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)
| Дисциплина относится к циклу ОД.А.00 Обязательные дисциплины.
Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися в средней общеобразовательной школе, и в результате изучения иностранного языка в вузе.
Место учебной дисциплины – в совокупности дисциплин, формирующих навыки филологического обеспечения избранной сферы профессиональной деятельности.
| Знания, умения, навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
| Знать: основы немецкого языка (фонетика, грамматика, лексика современного немецкого языка).
Уметь: делать резюме, сообщения, доклад на немецком языке; диалогической речью в ситуациях научного, профессионального и бытового общения в пределах изученного языкового материала и в соответствии с избранной специальностью; понимать на слух оригинальную монологическую и диалогическую речь по специальности, опираясь на изученный языковой материал, фоновые страноведческие и профессиональные знания, навыки языковой и контекстуальной догадки; читать, понимать и использовать в своей научной работе оригинальную научную литературу по специальности, опираясь на изученный языковой материал, фоновые страноведческие и профессиональные знания и навыки языковой и контекстуальной догадки; составить план (конспект) прочитанного, изложить содержание прочитанного в форме резюме; написать сообщение или доклад по темам проводимого исследования.
Владеть: подготовленной, а также неподготовленной монологической речью, всеми видами чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое и просмотровое), умениями письма в пределах изученного языкового материала.
| Содержание дисциплины
| 1. Страны изучаемого языка: Германия, Австрия, Швейцария, Люксембург, Лихтенштейн. Географическое положение, политическое устройство, основные достопримечательности.
Чтение текстов СМИ: Специфика межкультурной коммуникации на уровне масс-медиа. Речевой этикет нации. Проблема перевода текстов СМИ. Особенности языка печатных СМИ, радио, телевидения и Интернета.
Грамматика: Особенности словообразовательной системы. Склонение имён существительных и имён прилагательных.
2. Научная мысль Германии: от истоков до современности. Истоки научной мысли Германии: средневековье и новое время. Развитие немецкой науки в 19-20 веках. Современная немецкая наука.
Чтение научной литературы. Научные, научно-технические, научно-популярные и энциклопедические тексты.
Грамматика: особенности немецкого синтаксиса (порядок слов в простом повествовательном и вопросительном предложении, особенности порядка слов в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях, место подлежащего в немецком предложении).
3. Великие учёные Германии. Жизненный путь исследователя, становление человека как учёного.
Основные аспекты перевода. Лексико-грамматические аспекты перевода. Синтаксические аспекты перевода. Стилистический аспект перевода.
Грамматика: система спряжения глаголов немецкого языка, понятие залога (Aktiv, Passiv), понятие наклонения (Indikativ, Konjunktiv, Imperativ)
| Виды учебной работы
| Практические занятия, самостоятельная работа.
| Формы текущего контроля успеваемости аспирантов
| Выполнение упражнений, аналитическая работа, оценка письменного перевода научного текста по специальности по системе «зачтено-незачтено».
| Форма промежуточной аттестации
| Кандидатский экзамен
| Аннотация рабочей программы дисциплины
ОД.А.02 Иностранный язык (французский)
-
Цели освоения дисциплины
| Цель освоения дисциплины «Иностранный язык (французский)» является подготовка специалистов высокой квалификации, способных вести профессиональную деятельность в иноязычной среде; использовать иностранный язык в научных исследованиях; анализировать и обрабатывать информацию, полученную в ходе изучения источников на иностранных языках; представлять итоги проделанной работы в виде рефератов и статей на иностранном языке.
В задачи аспирантского курса «Иностранный язык (французский)» входят совершенствование и дальнейшее развитие полученных в высшей школе знаний, навыков и умений по французскому языку в различных видах речевой коммуникации.
| Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)
| Дисциплина относится к циклу ОД.А.00 Обязательные дисциплины.
Изучение данной дисциплины базируется на знаниях, умениях и компетенциях, усвоенных обучающимися в средней общеобразовательной школе, и в результате изучения иностранного языка в вузе.
Место учебной дисциплины – в совокупности дисциплин, формирующих навыки филологического обеспечения избранной сферы профессиональной деятельности.
| Знания, умения, навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
| Знать: основы современного французского языка (фонетика, лексика, грамматика)
Уметь: делать резюме, сообщения, доклад на французском языке; диалогической речью в ситуациях научного, профессионального и бытового общения в пределах изученного языкового материала и в соответствии с избранной специальностью; понимать на слух оригинальную монологическую и диалогическую речь по специальности, опираясь на изученный языковой материал, фоновые страноведческие и профессиональные знания, навыки языковой и контекстуальной догадки; читать, понимать и использовать в своей научной работе оригинальную научную литературу по специальности, опираясь на изученный языковой материал, фоновые страноведческие и профессиональные знания и навыки языковой и контекстуальной догадки; составить план (конспект) прочитанного, изложить содержание прочитанного в форме резюме; написать сообщение или доклад по темам проводимого исследования.
Владеть: подготовленной, а также неподготовленной монологической речью, всеми видами чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое и просмотровое), умениями письма в пределах изученного языкового материала.
| Содержание дисциплины
| 1. Страны изучаемого языка: Франция, Канада, Швейцария, Люксембург. Географическое положение, политическое устройство, основные достопримечательности.
Чтение текстов СМИ: Специфика межкультурной коммуникации на уровне масс-медиа. Речевой этикет нации. Проблема перевода текстов СМИ. Особенности языка печатных СМИ, радио, телевидения и Интернета.
Грамматика: Особенности словообразовательной системы.
2. Научная мысль Франции: от истоков до современности. Истоки научной мысли Франции: средневековье и новое время. Развитие французской науки в 19-20 веках. Современная французская наука.
Чтение научной литературы. Научные, научно-технические, научно-популярные и энциклопедические тексты.
Грамматика: особенности французского синтаксиса (порядок слов в простом повествовательном и вопросительном предложении, особенности порядка слов в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях).
3. Великие учёные Франции. Жизненный путь исследователя, становление человека как учёного.
Основные аспекты перевода. Лексико-грамматические аспекты перевода. Синтаксические аспекты перевода. Стилистический аспект перевода.
Грамматика: система спряжения глаголов французского языка, понятие залога, понятие наклонения.
| Виды учебной работы
| Практические занятия, самостоятельная работа.
| Формы текущего контроля успеваемости аспирантов
| Выполнение упражнений, аналитическая работа, оценка письменного перевода научного текста по специальности по системе «зачтено-незачтено».
| Форма промежуточной аттестации
| Кандидатский экзамен
| Аннотация рабочей программы дисциплины
ОД.А.03 Теория и методика обучения и воспитания (социальная работа - уровень высшего профессионального образования)
-
Цели освоения дисциплины
| Целью освоения дисциплины «Теория и методика обучения и воспитания (социальная работа – уровень высшего профессионального образования)» является углубленное изучение аспирантом теоретико-методологических и технологических основ высшего профессионального социального образования.
| Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)
| Дисциплина ОД.А.03 Теория и методика обучения и воспитания (социальная работа – уровень высшего профессионального образования) относится к циклу обязательных дисциплин (специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности) основной образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности аспирантуры 13.00.02. - Теория и методика обучения и воспитания (социальная работа - уровень высшего профессионального образования).
Данная дисциплина является определяющей в подготовке аспиранта, логически и содержательно-методически взаимосвязана с обязательными дисциплинами и дисциплинами по выбору, а также с педагогической практикой. Согласно логике построения подготовки аспиранта данный курс следует изучать после дисциплины: «Педагогика и психология высшей школы».
| Знания, умения, навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
| Знать:
- методологические подходы к проектированию высшего профессионального социального образования;
- тенденции и принципы вузовской подготовки социальных работников;
- концепции и модели вузовской подготовки социальных работников;
- основные технологии и методики вузовского обучения и воспитания будущих социальных работников.
Уметь:
- анализировать образовательные программы подготовки будущих социальных работников;
- осуществлять проектирование рабочих программ учебных дисциплин, программы воспитательной работы со студентами.
Владеть:
- традиционными и инновационными методами вузовского обучения и воспитания;
- методиками оценки качества высшего образования в области социальной работы.
| Содержание дисциплины
| Раздел 1.
Теоретико-методологические основы высшего образования в области социальной работы
Методология высшего образования в области социальной работы
Компетентностный подход как базовый в вузовской подготовке социальных работников
Раздел 2.
Дидактическое проектирование вузовской подготовки будущих социальных работников
Дидактическое проектирование в вузе
Особенности дидактического проектирования вузовской подготовки социальных работников
Раздел 3.
Перспективы и инновации в высшем образовании в области социальной работы
Инновационные образовательные технологии в вузовской подготовке социальных работников
Проектное обучение будущих социальных работников
| Виды учебной работы
| Лекции, практические занятия, самостоятельная работа.
| Формы текущего контроля успеваемости аспирантов
| Индивидуальные задания, коллоквиум
| Форма промежуточной аттестации
| Кандидатский экзамен
|
Аннотация рабочей программы дисциплины
ОД.А.04 Квалиметрия в педагогике
-
Цели освоения дисциплины
| Целями освоения дисциплины «Квалиметрия в педагогике» являются формирование у аспирантов системы знаний, умений и навыков измерения и оценки качества психолого-педагогических явлений.
| Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)
| Дисциплина ОД.А.04 Квалиметрия в педагогике относится к циклу обязательных дисциплин (дисциплины по выбору) и логически связана с такими дисциплинами, как: методология и методика педагогического исследования, проектирование образовательного процесса в вузе, практикум по организации и проведению научных исследований.
| Знания, умения, навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
| знать:
основные понятия квалиметрии и метрологии;
предмет и содержание квалиметрии;
принципы квалиметрии в психолого-педагогических науках;
показатели качества объектов и явлений в педагогике, их классификацию;
методы качественного и количественного анализа и оценки качества педагогических объектов, их классификацию;
алгоритмы разработки и проведения квалиметрической оценки;
способы выявления оцениваемых показателей;
способы обработки результатов.
уметь:
наблюдать и анализировать психолого-педагогические явления;
комплексно оценивать разнородные педагогические объекты и явления;
выявлять ключевые, влияющие на качество, показатели;
проводить квалиметрический мониторинг;
подбирать методы оценки качества психолого-педагогических явлений и объектов;
обрабатывать и интерпретировать результаты эксперимента.
владеть:
основными способами оценивания различных педагогических объектов и явлений;
способами организации и проведения квалиметрического мониторинга;
методами оценки качества психолого-педагогических явлений;
навыками обработки результатов эксперимента.
| Содержание дисциплины
| Основные понятия, предмет и содержание квалиметрии.
Квалиметрический мониторинг в образовании.
Методы оценки качества педагогических объектов, их классификация.
Методы математической обработки данных психолого-педагогического исследования.
Алгоритм комплексной оценки качества педагогических явлений.
Технология управления (самоуправления) качеством педагогических объектов.
| Виды учебной работы
| Лекции, практические занятия, самостоятельная работа.
| Формы текущего контроля успеваемости аспирантов
| Коллоквиум, реферат, индивидуальные задания
| Форма промежуточной аттестации
| Зачет
|
Аннотация рабочей программы дисциплины
ОД.А.04 Методология и методика педагогического исследования
-
Цели освоения дисциплины
| Целями освоения дисциплины «Методология и методика педагогического исследования» являются:
1.Освоение аспирантами методологии педагогического исследования на дескриптивном и нормативном уровнях, на базе которого формируется готовность к методологическому осмыслению педагогических явлений и осуществление научного исследования педагогической действительности;
Вооружение аспирантов знаниями основ методологии, методов и научных исследования;
Формирование практических навыков и умений применения научных методов в ходе педагогического исследования, а также разработки программы и методики его проведения;
Усвоение этических норм и правил осуществления педагогического исследования.
| Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)
| Дисциплина ОД.А.04 Методология и методика педагогического исследования относится к циклу обязательных дисциплин (дисциплины по выбору). Она читается на втором курсе аспирантуры и базируется на знаниях обязательных дисциплин подготовки аспирантов. Она является одной из основных для становления исследовательской компетенции аспиранта, тесно связана с изучением дисциплины «История и философия науки», проведением научно-исследовательской работы.
| Знания, умения, навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
| знать: науку как специфическую форму общественной деятельности и особенности ее приложения в области педагогического образования; виды и варианты представления результатов научных исследований в области педагогического образования; теоретические, методологические и методические основы научного исследования; виды научной литературы и других источников информации; основную методику выполнения и написания исследовательских проектов;
уметь: разрабатывать план проведения научного исследования; формулировать научный аппарат педагогического исследования (актуальность, проблему, цель, задачи, объект, предмет, гипотезы, методологическое основание, научную и практическую значимость); подбирать адекватные научные методы; оформлять результаты научного педагогического исследования;
владеть: методами анализа теоретических источников и работы с литературой и другими информационными ресурсами; современными методами научного педагогического исследования; навыками разработки и организации плана проведения научного педагогического исследования.
| Содержание дисциплины
| Методологические основы научного познания и творчества.
Логическая структура исследования
Выбор направления научного исследования и этапы научно-исследовательской работы. Поиск, накопление и обработка научной информации.
Теоретические исследования. Моделирование в научных исследованиях.
Экспериментальные исследования.
Методы и методики психолого-педагогического исследования
Обработка результатов экспериментального исследования
Оформление результатов научной работы. Внедрение и эффективность научных исследований
| Виды учебной работы
| Лекции, практические занятия, самостоятельная работа.
| Формы текущего контроля успеваемости аспирантов
| Задания для самостоятельной работы
| Форма промежуточной аттестации
| Зачет
| Аннотация рабочей программы дисциплины
ОД.А.05 Практикум по организации и проведению научных исследований
-
Цели освоения дисциплины
| Целями освоения дисциплины «Практикум по организации и проведению научных исследований» являются:
развитие готовности самостоятельно решать научно-исследовательские задачи в области системного психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса и его субъектов;
закрепление и углубление теоретической подготовки аспирата и приобретение им практических навыков и компетенций в сфере профессиональной деятельности: расширение знаний и совершенствование профессиональных умений в области научно-исследовательской деятельности;
овладение комплексом умений и качеств в области научно-исследовательской деятельности;
развитие навыков профессиональной рефлексии, творческого подхода к научно-исследовательской деятельности.
| Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)
| Дисциплина ОД.А.05 Практикум по организации и проведению научных исследований относится к циклу обязательных дисциплин (дисциплины по выбору). Она читается на втором курсе аспирантуры и базируется на знаниях обязательных дисциплин подготовки аспирантов. Она является одной из основных для становления исследовательской компетенции аспиранта, тесно связана с изучением дисциплин «История и философия науки», «Методология и методика педагогического исследования», проведением научно-исследовательской работы.
| Знания, умения, навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
| знать: структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию; общие принципы построения психолого-педагогической теории; методы и приёмы научных исследований, используемые в современной науке, и их возможности;
уметь: обобщать результаты научного познания и использовать их как средство приращения нового знания; правильно формулировать цели и задачи исследования, концепцию научного поиска; использовать наиболее эффективные методы и приёмы исследования; выбирать методы статистической обработки, адекватные задачам исследования; работать в системе Интернет и пользоваться её службами; использовать концептуальный и методический аппараты смежных наук;
владеть: навыками проектирования общенаучной методологии и научно-теоретического аппарата психолого-педагогических наук, приёмов и принципов профессиональной деятельности; культуры системного мышления, инновационно-познавательной, инициативной, самостоятельной творческой деятельности.
| Содержание дисциплины
| Взаимосвязь педагогической науки и практики
Психолого-педагогическая исследовательская деятельность
Методология психолого-педагогического исследования
Рациональные приемы работы с научной информацией
Методы педагогических исследований.
Обобщение и анализ результатов исследования
| Виды учебной работы
| Лекции, практические занятия, самостоятельная работа.
| Формы текущего контроля успеваемости аспирантов
| Задания для самостоятельной работы
| Форма промежуточной аттестации
| Зачет
| |