Планы семинарских занятий по дисциплине «философия человека»





Скачать 296.74 Kb.
НазваниеПланы семинарских занятий по дисциплине «философия человека»
страница1/2
Дата публикации29.04.2015
Размер296.74 Kb.
ТипПланы семинарских занятий
100-bal.ru > Философия > Планы семинарских занятий
  1   2


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-петербургский государственный

инженерно-экономический университет»



Кафедра социологии



ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА


Методические указания к семинарским занятиям для студентов всех формы обучения

Специальность 040201 – Социология


Санкт-Петербург

2009

Допущено

редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

в качестве методических указаний

Составител:

д-р филос. наук, проф. К.М. Оганян

Рецензент

д-р ист. наук, проф. Л.Н. Гончаренко


Подготовлено на кафедре социологии


Одобрено научно-методическим советом

специальности 040201

Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,

представленного составителелем

© СПбГИЭУ, 2009

Содержание


  1. Общие указание…………………………………………....….4

  2. Методические указания к изучению дисциплины……………..5

3. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА»…………………………………

Тема 1. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ……………….

Тема 2. ЛИЧНОСТЬ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ……………

ТемаЗ.ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ……………………….

Тема 4. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ…………………………

Тема 5 .СМЫСЛ ЖИЗНИ……………………...................

Тема 6.САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ………………………………………………

Тема 7.САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА………………………….

4.Рекомендуемая литература……………………………………..

5. Перечень примерных вопросов для подготовки к

зачету по дисциплине «Философия человека»..……………

1. Общие положения



1.1.Цель дисциплины

Цель дисциплины - прослеживать постановку и решение проблемы человека в истории философской и социологической мысли.

1.2. Задачи дисциплины:

  • раскрыть основные аспекты и направления историко-философских представлений о человеке;

  • раскрыть философские и социологические решения проблемы сущности человека, ее становление и реализации в процессе жизнедеятельности людей;

  • изучать концепции личности в современной западной философии, психологии и социологии.

1.3. Место дисциплины в учебном процессе и требования к знаниям и умениям выпускника

Изучение дисциплины «Философия человека» предполагает предварительное знакомство с общесоциологическими теориями, философией, психологией и педагогикой, а также с социальной синергетикой и культурологией.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

Иметь представление:

  • о философии человека как о новом направлении гуманитарных исследований, объединяющем научные направления, изучающие проблемы тела и духа человека;

  • о парадигмах (новых концепциях) понимания взаимосвязей сущности и природы человека.

Знать:

  • основные понятия о человеке - «природа», «сущность» и др. для понимания человека и социальных взаимосвязей;

  • процессы реализации сущностных процессов человека;

  • диалектику природных и сущностных определений в бытии человека.

Уметь:

  • различать природное и социальное в своей жизнедеятельности;

  • оптимизировать природное и социальное начало в себе;

- формировать основы собственного смысла жизни.

2. Методические указания к изучению дисциплины


Изучение дисциплины предполагает использование различных форм учебной работы:

  • Лекции, в которых обеспечивается целостное представление о предмете дисциплины, о его структуре, связь с другими дисциплинами, даётся анализ существующих теоретических подходов, раскрывается содержание разделов и тем, обосновываются определения и дефиниции, демонстрируются возможности применения получаемых знаний на практике;

  • Семинарские занятия, направленные на закрепление пройденного материала, рассмотрение дополнительной литературы, обсуждение домашних заданий, анализ конкретных ситуаций, разработку учебных исследовательских программ, проведение деловых игр;

  • Групповые дискуссии, в ходе которых обсуждаются конкретные проблемы, связанные с различными сферами жизнедеятельности человека, вырабатываются альтернативные модели их практической реализации.

  • Домашние задания, преследующие цель углублённой проработки наиболее сложных тем дисциплины на основе дополнительной литературы.

Доклады и выступления на семинарских занятиях, участие в групповых дискуссиях, выполнение домашних заданий являются основными формами контроля знаний студентов.

ПЛАНЫ

СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА»

Проблема человека является одной из самых актуальных фило­софских проблем, в решении которой каждое столетие вносит свой вклад.

Подумаем и мы над вопросами: что такое человек, что такое мы сами и что нужно сделать для того, чтобы нам стать лучше?

Тема 1 .ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ

Вопросы к теме

  1. Природное и социальное в человеке.

  2. Личность и общество. Человек и человечество.

Литература

Адлер А. Понять природу человека. СПб., 2000.

Агацци Э. Человек как предмет философии // Вопросы философии. 1989. № 2. С. 24-34.

Волков Ю. Г., Поликарпов В. С. Человек: Энциклопедический словарь. М., 2009.

Камю А. Бунтующий человек. М.: Политиздат, 2005.

Мамардашвили М. К Философия и личность // Человек. М., 2009. Вып. 5.

Маркс К Экономико-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Эн­гельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 42. С. 92-104..

Рикер П. Человек как предмет философии // Вопросы философии. М., 1989. С. 41-50.

Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. М.: По­литиздат, 1989. С. 319-344.

Социальная философия / Под ред. К. М. Оганяна. СПб.: Петрополис, 2009.

Тейяр де Шарден. Феномен человека. М.: Прогресс, 1965.

Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1990. С. 425-439.

Шестов А. Философия трагедии. М., 2001.

Юнг К. Г. Человек и его символы. М., 1996.

.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. С. 442-456.

Ясперс К Всемирная история философии: Пер. с нем. СПб., 2000.

Высказывания знаменитых людей

«Если человек зависит от природы, то и она от него зависит: она его сделала -он ее переделывает» (Франс).

«В мире много сил великих,

Но сильнее человека

Нет в природе никого».

(Софокл).

«Опасное дело - убедить человека, что он во всем подобен животному, не показав одновременно его величия, не менее опасно убедить в величии, умолчав о низменности. Еще опаснее - не раскрыть ему глаза на двойственность челове­ческой натуры. Благотворно одно - рассказать ему и о той его стороне, и о дру­гой».

(Паскаль).

«Все люди равны в республиканских государствах, они равны и в деспотиче­ских государствах; в первом случае - потому, что они - все, во втором - потому, что все они - ничто».

(Монтескье).

«Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе, каждый человек есть часть Материка, часть Суши, если Волной снесет в море береговой Утес, меньше станет Европа, и так же, если смоет край Мыса или разрушит Замок твой или Друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един с Человечеством, а пото­му не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе».

(Хемингуэй).

Вопросы для самопроверки

  1. Случайно или необходимо порождение движущейся материей человека?

  2. Не занесена ли разумная жизнь на Землю из космоса?

  3. Что роднит человека с животными?

  1. Почему сейчас не происходит очеловечивания обезьян?

  2. В чем отличие человека от животных?

  3. Раскройте содержание биологизаторских концепций человека.

  4. Каковы особенности социологизаторского понимания человека?

  5. Происходит ли дальнейшее биологическое развитие человека?

  6. «Все дети талантливы» - это красивая фраза или руководство к дейст­вию?

  1. Существуют ли врожденные интеллектуальные способности?

  2. Передаются ли по наследству антисоциальные черты человека?

  3. Можно ли сказать, что один ряд поступков человек совершает ин­стинктивно, другой ряд - сознательно?

  4. Что такое человек, индивид, личность?

  5. Влияет ли научно-технический прогресс на человека?

  6. В чем заключается взаимосвязь личности и общества?

  7. Человек «играет» социальную роль или социальная роль «играет че­ловеком»?

  8. Маугли Киплинга: художественный вымысел или реальная возмож­ность?

  9. В чем заключается социализация личности?

  10. Может ли существовать общество без личностей?

  11. Можно ли сказать, что с социальным связаны только положительные черты личности?

  12. Чувствуете ли Вы свою принадлежность к человечеству? Что она для Вас собой представляет?

  13. Чем Вы объясняете наблюдаемое в конце XX в. усиление связей меж­ду человеком и человечеством?


Тема 2.ЛИЧНОСТЬ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

Вопросы к теме

  1. Общечеловеческие ценности в жизни личности.

  2. Личность в системе социальных ценностных ориентации.

  3. Социально-групповые ценности и личность.

Литература

Автенемев В. С. Модель человека в экономической науке. СПб., 2008.

АрсеньевА. С. Философские основания понимания личности. М., 2007.

Величко А. М. Христианство и социальный идеал. М., 2008.

Зобов Р. А., Келасьев В. Н. Самореализация человека: Введение в человекознание. СПб., 2009.

Ефремов А. Ю. Нравственная самоорганизация личности в педагогиче­ском сообществе. Воронеж, 2007.

Кафка Ф. Замок. Новеллы и притчи. Письмо к отцу. Письма Милене. М.: Политиздат, 20011. .

Качан М. С. Философская теория ценностей. СПб., 20077.

Мунье Э. Манифест персонализма. М., 1999.

Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Вопросы философии. 1989. № 5. С. 122-119.

Оганян К. М., Маргулян Я. А. Антропология. СПб., 2006.

Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Вопросы философии. 1989. № 3. С. 119-154; № 4. С. 114-154.

Радищев А. Н. О человеке, его смертности и бессмертии. СПб., 2005.

Соловьев В. С. Оправдание добра // Соч.: В 2 т. М.: Правда, 1988. Т. 2. С. 47-119.

Сорокин П. Социальная и культурная динамики. СПб., 2006.

Социальная энциклопедия. М., 2006.

Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1986. С. 238.

Хайек Ф. А. Дорога к рабству // Новый мир. 1991. № 7. С. 177-230. № 8. С. 181-233.

Высказывания знаменитых людей

«Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и посту­пать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали - вот что можно назвать учением о человеколюбии, выше этого ничего нет». (Конфуций).
Делай для других то, что они хотели бы, чтобы ты сделал для них». (Хьюз-мэн, Хэтфищ).

«Понимать, что справедливо, чувствовать, что прекрасно, желать, что хорошо -вот цель разумной жизни». (Платой).

«Те, которые считают деньги способными все сделать, сами способны все сделать за деньги». (Буаст).

«Всякая власть развращает, но абсолютная власть развращает абсолютно». (Лорд Актой).

«Душу надо мерить по высоте ее желаний, как судят о соборах по высоте их колоколен». (Флобер).

Вопросы для самопроверки

  1. Что такое ценностная ориентация?

  2. Каково отношение между ценностной ориентацией и личностью?

  3. Дайте классификации ценностных ориентации.

  4. Верно ли, что истина, добро и красота имеют общее начало?

  5. Совместимы ли красота и злодейство, истина и безобразие, добро и уродство?

  6. Какие общечеловеческие, социальные и социально-групповые ценно­сти Вы знаете?

  7. Известны ли Вам социально-исторические типы ценностных ориента­ции личности?

  8. Расскажите об исторических судьбах общечеловеческих, социальных и социально-групповых ценностей.

  9. Что случилось с идеей равенства, написанной на знаменах Француз­ской и Октябрьской революций?

  1. Как Вы относитесь к мечте отца Федора из романа «Двенадцать стульев» И. Ильфа и Е. Петрова о собственном свечном заводике?

  2. Благоприятна ли атмосфера погони за прибылью для развития духов­ного мира человека?

  3. Что Вы думаете по поводу лозунга: «Железной рукой загоним чело­вечество к счастью»?

  4. Так ли уж безусловна ценность свободы человека?

  5. Почему закончилась неудачей попытка освобождения человечества от рабства и бедности, предпринятая в 1917 году?

  6. Существуют ли актуальные социально-групповые ценности?

  7. Имеет ли ценность повседневная жизнь?

  8. В чем смысл изречения: «После меня хоть потоп»?

  1. Как зависят ценностные ориентации личности от социальной группы, общества, человечества? нтации социальной группы, общества, че­ловечества определяться личностью?

  2. Существует ли связь между ценностными ориентациями личности и ее философской ориентацией?


Тема З. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Вопросы к теме

  1. Самосознание и самоценность как атрибуты индивидуальности.

  2. Эмоциональный мир личности.

  3. Что такое душа?

Литература

Адлер А. Понять природу человека. СПб., 2000.

Блюм Г. Психоаналитические теории личности. М., 1996.

Декомб В. Современная французская философия: Пер. с нем. М., 2001.

Драгунский В. В. Цветовой личностный тест. Минск, 2008.

Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей? М.: Прогресс, 1989. С. 279.

Козловский В. В. Модели человека в социологии. СПб., 2008.

Лейбин В. М. История и теория психоанализа. М., 2007.

Лоуэн А. Язык тела. Ростов-на-Дону, 2008.

Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994.

Мунье Э. Манифест персонализма. М., 1999.

Ницше Ф. Сумерки богов. М., 2001.

Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. М., 2001.

Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М., 2001.

Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1990.

Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. С. 430.

Хелл К. С, Линсдей Г. Теории личности. М., 1999.

Шварц Е. Л. Обыкновенное чудо. М.: РИФ, 2007.

Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. СПб., 2001.

Высказывания знаменитых людей

«Глубочайшим свойством человеческой природы является страстное стремле­ние людей быть оцененными по достоинству». (Джемс).

«Умный человек отлично понимает, что при каждом споре в тот момент, когда мы начинаем сердиться, мы перестаем бороться за истину и вступаем в спор за се­бя». (Корлейль).

«Страсти - это ветры, надувающие паруса корабля, ветер, правда, иной раз топит корабли, но без него корабль не мог бы плыть». (Вольтер).

Вопросы для самоконтроля

  1. Почему самосознание человека формируется только после накопления опыта практических отношений этого человека с другими людьми?

  2. Можно ли изменить сознание человека без изменения его самосозна­ния?

  3. Почему так трудно «пробудить» сознание у детей, выросших среди животных?

  4. Как Вы понимаете пословицу: «Всяк сам себе загляденье»?

  5. От чего зависит самоуважение личности?

  6. Для чего необходимо самоуважение?

  7. Совпадают ли потребности человека с потребностями животных?

  8. Бывают ли у человека «плохие», ненастоящие или «ложные» потреб­ности?

9. Можно ли, по Вашему мнению, определить «истинность» потребностей?

  1. Чем эмоции отличаются от ощущений, восприятий и представлений?

  2. В каком отношении находятся эмоции и мысли?

  3. Что Вы знаете об информационном подходе к эмоциям?

  4. Если полностью удовлетворить потребности человека, то не исчезнут ли чувства?

  5. Когда говорят об уникальности и неповторимости человека, что име­ют в виду?

  6. Применимы ли абстрактно общие понятия для отражения индивиду­альности личности?

  7. Могут ли чувства служить таким же надежным основанием человече­ской жизни, каким является разум?

  8. Что важнее для человека: разум или чувства?

  9. Совпадают ли значения понятий «культурность» и «образованность»?

  10. Можно ли управлять эмоциями?

20.Почему исчезло из советской философии понятие души?
Тема 4. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Вопросы к теме

  1. Понимание и взаимопонимание. Любовь и дружба.

  2. Культура общения. Логика и психология спора.

  3. Деловые контакты. Конфликты и пути их преодоления.

Литература

Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: теория, история, библио­графия. М., 2006.

Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать. СПб., 1997.

Гоффман И. Поддерживающие взаимообмены // Социальные и гумани­тарные науки. Сер. 11. Социология. 1997. № 2.

Дерябо С, Ясвин В. Гроссмейстер общения. М., 2006.

Добрович А. Б. Общение: наука и искусство. М., 2009.

Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. М., 2006.

Иванова Е. Н. Эффективное общение и конфликты. СПб.: Рига, 2007.

Коган М. С. Мир общения. М: Политиздат, 20069.

Кон И. С. Дружба. М.: Политиздат, 1987. С. 350.

Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. СПб., 2009.

Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997.

Ниренберг Дж. Маэстро переговоров. Минск, 1996.

Фишер Р., Эртель Д. Подготовка к переговорам. М., 1996.

Фромм Э. Искусство любви. Минск: Политиздат, 1990.

Ходжсон Дж. Переговоры на равных. Минск, 1998.

Шевандин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1999.

Эриксон Э. Идентичность. Юность и кризис. М., 20066.

.

Высказывания знаменитых людей

«Если хочешь, чтобы сердце другого человека принадлежало тебе, нужно от­дать ему свое». (Годаомю).

«То, что мы испытываем, когда бываем влюблены, быть может, есть нор­мальное состояние. Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть». (А /7. Чехов).

Вопросы для самопроверки

  1. Существуют ли различия между пониманием и познанием?

  2. «Чужая душа - потемки». Верно ли?

  3. Может ли человек, плохо понимающий других людей, хорошо пони­мать себя?

  4. Существует ли, на Ваш взгляд, любовь?

  5. «Коль не любовь сей жар, какой недуг меня знобит? Коль он - любовь, то что же любовь? Добро ль?.. Но эти муки, боже!.. Так злой огонь?.. А сла­дость этих мук!...» (Петрарка). Как Вы относитесь к этому размышлению о природе любви?

  6. На чем строится дружба?

  7. Вам нужно провести важный разговор. С чего Вы начнете и чем закон­чите?

  8. Есть ли такое выражение, которое никогда не стоит говорить?

  9. Что необходимо сделать, чтобы собеседник услышал Вас?

  1. Как добиться согласия Вашего оппонента с Вашей точкой зрения?

  2. Можно ли успешно говорить с разгневанным человеком?

  3. Вы предельно ясно изложили свою позицию в споре, но Ваш оппо­нент ее не понимает. Что Вы предпримите?

  4. Одно ли и то же «понять» и «принять» распоряжение руководителя?

  5. Как достичь хорошего отношения подчиненных к себе?

  6. Ваш подчиненный совершил проступок. Попробуйте со знанием дела объявить ему выговор.

  7. В какой форме лучше всего отдать распоряжение?

  8. В чем философская суть конфликта?

  9. Когда деловой конфликт не может быть разрешен только организаци­онными мерами?

  10. Всегда ли неизбежен конфликт между лидером и администратором?

  11. Всякий конфликт обладает разрушительной силой. Но только ли раз­рушительной силой?


Тема 5 .СМЫСЛ ЖИЗНИ

Вопросы к теме

  1. Что такое смысл жизни?

  2. Объективная необходимость и свобода личности.

Литература

Бахтин М. М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. М.: Наука, 2006. С. 32-138.

Белановский С. А. Глубокое интервью. М.,2006.

Блюм Г. Психоаналитические теории личности. М., 2006.

Бунин И. А. Чаша жизни // Собр. соч.: В 5 т. М: Правда, 1953. Т. 3. С. 110-126.

Великие мыслители Запада / Под ред. Я. Мак-Грила; Пер. с англ. В. Фе­дорова. М., 1999.

Винделъбанд В. О свободе воли. М., 2000.

Гуревич П. С. Философская антропология. М., 2008.

Достоевский Ф. М. Великий инквизитор // Собр. соч.: В 10 т. М.: Худ. лит., 1958. Т. 9. Братья Карамазовы. С. 309-332.

Зиновьев А. А. На пути к сверхобществу. М., 2005. С. 472-491.

Камю А. Бунтующий человек. М.: Политиздат, 1990. С. 415.

Левин К От Гегеля к Ницше. Революционный перелом в мышлении Х1Х ве­ка. М., 2002.

Маслоу А. Г. Мотивация и личность. СПб., 2008.

Рикерт Г. Философия жизни. М., 2000.

Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. М.: По­литиздат, 1990. С. 319-344.

Смысл жизни: Антология. М., 1994.

Сорокин П. Социальная и культурная динамики. СПб., 2000.

Фишер К. Артур Шопенгауэр. СПб., 1999.

Франк С. Л. Смысл жизни // Вопросы философии. 2006. № 6.

Фромм Э. Бегство от свободы. М., 2007.

Холл К. С, Линдсей Г. Теория личности. М., 1999.

Четвертаков С. А. В чем ошибся Карл Маркс: новое разделение труда. СПб., 20088.

Высказывания знаменитых людей

«Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить». (Сократ).

«Человек есть существо, недовольное самим собою и способное себя перерас­тать». (Я А. Бердяев).

«Стараясь о счастии других, мы находим свое собственное счастье». (Платон).

«Хотеть быть чем-то другим, а не самим собою - значит хотеть стать ничем». (А О. Ключевский).

«Как только нет свободы, нет и человека». (Л. Н. Толстой).

«Господи, дай мне силы, чтобы справиться с тем, что я смогу сделать, дай мне мужество смириться с тем, что я не могу сделать, и дай мне мудрость, чтобы отли­чить одно от другого». (Древневосточная молитва).

Вопросы для самопроверки

1. В чем различие бессмысленного и осмысленного существования чело­ века?

2. «На лестнице совершенствования эскалатор работает только вниз»
(Г. Е. Малкин). Почему?

  1. Существует ли гармония нравственности, красоты и знаний в человеке?

  2. Каково Ваше отношение к высказыванию: «Незаменимых людей нет»?

  3. «Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана?» (А. С. Пуш­кин). Действительно, зачем?

  4. Можно ли прожить жизнь, опираясь на пословицу: «Моя хата с краю»?

  5. Думали ли Вы над смыслом собственной жизни?

  6. В чем, по Вашему мнению, смысл Вашей жизни?

9. Что такое свобода?

  1. Свободны ли Вы?

  2. Как понимали свободу в прежние времена?

  3. Верно ли, что «ничего и никогда не было для человека и человеческо­го общества невыносимее свободы»?

  4. Исключает ли необходимость свободу?

  5. Какая взаимосвязь между свободой и ответственностью?



Тема 6.САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Вопросы к теме

Деятельность и ее структура. Опредмечивание и распредме­чивание, отчуждение и снятие отчуждения.

Место и роль идеала во внутреннем мире человека.

Формирование личности и развитие ее способностей.

Литература

Адлер А. Понять природу человека. СПб., 2006.

Бранский В. П., Пожарский С. Д., Оганян К.М. Синергетическая философия истории. СПб., 2009.

Бранский В. П., Пожарский С. Д. Социальная синергетика и акмеология. Теория самоорганизации индивидуума и социума. СПб., 2005.

Бранский В. П. Социальная синергетика и теории наций. Основы этноло­гической акмеологии. СПб., 2006.

Величко А. М. Христианство и социальный идеал. М., 2009.

Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 42. С. 86-99,113-127.

Панферов В. Н. Психология человека. СПб., 2007.

ПлотинскийЮ. М. Модели социальных процессов. М., 2008.

Рикерт Г. Философия жизни. М., 2006.

Филиппе Ч. Т. Феминизм и семья: историко-социологический анализ. М., 2006.

Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 2005.

Шестов Л. И. Философия трагедии. М., 2007.

Холле К. С, Линдсей Г. Теория личности. М., 2006.

Высказывания знаменитых людей

«Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий: 1) правильного установления конечной цели всякого рода деятельности и 2) отыскания соответст­вующих средств, ведущих к конечной цели». (Аристотель).

«Что такое воля, как не мысль, переходящая в дело?» (А А.Бестужев-Марлинский).

«Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает». (Энгельс).

«Когда природа лишила человека его способности ходить на четвереньках, она дала ему в виде посоха идеал!» (М. Горький).

«Как можно познать самого себя? Только путем действия, но никогда путем созерцания. Попытайся выполнить свой долг и ты узнаешь, что в тебе есть. Но что такое долг? Требование дня». (Гете).

«Посейте поступок - и Вы пожнете привычку, посейте привычку - и Вы пож­нете характер, посейте характер - и Вы пожнете судьбу». (Теккерей).

Вопросы для самопроверки

  1. Как осуществляется деятельность человека?

  2. Почему результат деятельности не совпадает с целью абсолютно, а только относительно?

  3. Человек: цель или средство?

  4. Каково Ваше отношение к выражению: «Цель оправдывает средства»?

  5. Что такое опредмечивание и распредмечивание?

  6. Почему возникает отчуждение?

  7. Как преодолевается отчуждение?

  8. Можно ли обойтись без отчуждения личности?

  9. Что такое идеал?




  1. Какие существуют отношения между идеалом и идолом?

  2. Возможно ли достижение идеала?

  3. Есть ли у Вас идеал?

  4. В чем он заключается?

  5. Как Вы понимаете деятельность по преобразованию самого себя?

  6. Чем располагает личность для самосовершенствования?

  7. Можно ли подчинить себе время?

  8. Как развивать в себе волевые способности?

  9. Что нужно делать для развития памяти?

  10. Существует ли возможность научиться уму-разуму?

  11. Развитие чувств: утопия или реальность?

  12. Как заботиться о здоровье?

  13. Возможно ли формирование личности в ложном направлении?

  14. Зачем «не позволять душе лениться»?

  15. Имеются ли пределы для развития личности?

Тема 7.САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА

Вопросы к теме

  1. Призвание и признание, забвение и бессмертие.

  2. Проблема духовного абсолюта. Вера, надежда и любовь.

Литература

Арсенъев А. С. Философское основание понимания личности. М., 2007.

Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 2005.

Величко А. М. Христианство и социальный идеал. М., 2007.

Виндельбинд В. О свободе воли. М., 2000.

Достоевский М. Ф. Братья Карамазовы // Собр. соч.: В 10 т. М.: Худ. лит. Т. 9. С. 11-634; Т. 10. С. 7-338.

Ерасов Б. С. Социальная культурология. М., 2006.

Ионин Л. Г. Социология культуры. М., 2009.

Камю А. Бунтующий человек. М., 1990..

Къеркегор С. Страх и трепет. М., 1991.

Маркузе Г. Феноменология духа // Общественные науки и современ­ность. 1992. № 2.

Радищев А. Я. О человеке, его смертности и бессмертии. СПб., 2001.

Филипс Ч. Т. Феминизм и семья: историко-социологический анализ. М., 2002.

Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 2002.

Высказывания знаменитых людей

«Найти свою дорогу в жизни, узнать свое место - в этом все для человека, это для него значит сделаться самим собой?». (Д Г. Белинский).

«У всякого человека должно быть то, что он мог бы любить, во что он мог бы верить, что осмысливало бы его жизнь». (Г. Н. Андреев).

«Что самое общее для всех? - Надежда, ибо если у кого и ничего нет, то она есть». (Фалес).

Вопросы для самопроверки

  1. Не противоречит ли осуществление призвания самосовершенствова­нию?

  2. В чем Ваше призвание?

  3. Как построить оптимальный жизненный план?

  4. В какой форме организовать взаимодействие между жизненным пла­ном и конкретными событиями личной жизни?

  5. Что важнее: прижизненное или посмертное признание?

  6. Слава - это хорошо или плохо?

  7. Совместим ли оптимизм человека с сознанием его собственной смерт­ности?

  8. Как Вы относитесь к эвтаназии, безболезненной кончине?

  9. Хорошо ли, если было бы бессмертие?

  1. Гераклит сказал: «Не лучше было бы людям, если бы исполнялись все их желания?» Вы что скажете?

  2. Каково Ваше отношение к мысли, вырвавшейся из уст Гоголя: «Быть в мире и ничем не обозначить своего существования - это мне кажется ужасным»?

  1. «Поколение за поколением неспешной чередой тянутся в могилу, остав­ляя все дела и все заботы. И нас хотят уверить, что служение этим делам само ра­ди себя способно не только наполнить, но и осмыслить жизнь» (С. Н. Булгаков). А Вы как думаете: способно или неспособно?

  2. Почему люди, посвятившие всю жизнь только земным, материальным делам, так боятся смерти?

  3. Почему мысли многих атеистов перед смертью начинают склоняться к вере в Бога?

15. Можно ли говорить о духовном абсолюте в материалистическом
смысле этого слова?

16. Какую роль играет вера, надежда и любовь в человеческой жизни?

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ

  1. Возникновение человека.

  2. Природное и социальное в человеке.

  3. Проблема сущности человека в философии.

  4. Личность и общество.

  5. Исторические типы отношения личности и общества.

  6. Человек и человечество.

  7. Ценностные ориентации и личность.

  8. Развитие ценностных ориентации.

  9. Асоциальные ценностные ориентации и личность.

  10. Высшие ценностные ориентации в жизни человека.

  11. Самосознание и самоуважение.

  12. Место самоуважения в жизни личности.

  13. Эмоции и потребности.

  14. Нормирование эмоций.

  15. Эмоции и индивидуальность личности.

  16. Управление эмоциями.

  17. Понятие души человека в философии и религии.

  18. Понимание и познание.

  19. Смысл жизни.

  20. Дружба и знакомство.

  21. Взаимопонимание и общение.

  22. Структура общения.

  23. Закономерности общения.

  24. Логика и психология спора.

  25. Деловое общение и деловые контакты.

  26. Развитие способностей к общению.

  27. Конфликты и пути их преодоления.

27 а .Проблема смысла жизни в философии и религии.

  1. Бездуховное существование человека и его последствия.

  2. Смысл жизни и судьба.

  3. Свобода и ответственность личности.

  4. Спор великого инквизитора с Иисусом Христом о свободе че­ловека.

  5. Значение деятельности в жизни человека.

  6. Мотивационная обусловленность деятельности.

  7. Проблема выбора.

  8. Диалектика цели, средства и результаты.

  9. Человек как самоцель.

  10. Проблема свободы воли в философии и религии.

  11. Развитие волевых способностей человека.

  12. Проблема отчуждения личности.

  13. Роль идеала в человеческой жизни.

  14. Идол и идеал.

  15. Самосовершенствование личности.

  16. Призвание и смысл жизни.

  17. Построение жизненного пути.

  18. Жизнь и судьба.

  19. Слава и бесславие.

  20. Проблема жизни и смерти в философии и религии.

  21. Вопрос о жизни и смерти в экзистенционализме.

  22. Философские проблемы эвтаназии.

  23. Бессмертие: иллюзия или реальность?

  24. Проблема духовного абсолюта в философии и религии.

  25. Духовный абсолют и личная жизнь человека.

  26. Понятие веры в философии и религии.

  27. Место веры, надежды и любви в духовном мире человека.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Планы семинарских занятий по дисциплине «философия человека» iconПланы семинарских занятий по этнологии Китая Тематический план практических занятий
Этнология изучаемого региона (Китай): планы семинарских занятий для студентов дневного отделения
Планы семинарских занятий по дисциплине «философия человека» iconПланы семинарских занятий для студентов гуманитарного факультета...
Философия: планы семинарских занятий для студентов гуманитарного факультета. Спб, 2004
Планы семинарских занятий по дисциплине «философия человека» iconМетодические указания к проведению семинарских занятий по дисциплине «Психология и педагогика»
Планы семинарских занятий предназначены для студентов всех специальностей очной формы обучения
Планы семинарских занятий по дисциплине «философия человека» iconПланы семинарских занятий для студентов общеюридического факультета...
Культурология: Планы семинарских занятий. – Барнаульский юридический институт мвд россии, 2006 г. 11 с
Планы семинарских занятий по дисциплине «философия человека» iconПланы семинарских занятий по дисциплине «Юридическая психология»
Планы семинарских занятий по дисциплине «Юридическая психология» на 2012-2013 уч год
Планы семинарских занятий по дисциплине «философия человека» iconПланы семинарских занятий для студентов общеюридического факультета...
Планы семинарских занятий подготовлены начальником кафедры истории и философии, доцентом, кандидатом исторических наук, подполковником...
Планы семинарских занятий по дисциплине «философия человека» iconПланы семинарских занятий для высшего профессионального образования...
К. 14 Социология: Планы семинарских занятий. – Барнаульский юридический институт мвд россии, 2006 г. 11 с
Планы семинарских занятий по дисциплине «философия человека» iconФакультет Права Программа дисциплины
«Наследственное право(проблемы теории и практики)», структура предмета, тематические планы лекционных и практических занятий, планы...
Планы семинарских занятий по дисциплине «философия человека» iconПланы семинарских занятий специальность 030501. 65 Юриспруденция...
Актуальные проблемы местного самоуправления: Планы семинарских занятий для высшего профессионального образования мвд россии. – Барнаул:...
Планы семинарских занятий по дисциплине «философия человека» iconПланы семинарских занятий по курсу Философия науки для аспирантов...
Планы семинарских занятий по курсу Философия науки для аспирантов факультетов биологии и бб мгу
Планы семинарских занятий по дисциплине «философия человека» iconПланы семинарских занятий по специальности 030501. 65 Юриспруденция...
Избирательное право и процесс: Планы семинарских занятий для высшего профессионального образования мвд россии. – Барнаул: Барнаульский...
Планы семинарских занятий по дисциплине «философия человека» icon«Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса» Кафедра философских...
Организация деятельности школы, направленная на обеспечение доступности общего образования
Планы семинарских занятий по дисциплине «философия человека» iconПланы семинарских и практических занятий для направления подготовки (специальности)
Криминалистика. Планы семинарских и практических занятий / А. С. Пудовиков, А. Л. Оболкина; Дальневосточныйюрид ин-т мвд РФ. Хабаровск:...
Планы семинарских занятий по дисциплине «философия человека» iconПланы семинарских занятий Специальность 030501. 65 Юриспруденция Барнаул 2006
Международное право: Планы семинарских занятий для высшего профессионального образования мвд россии. – Барнаул: Барнаульский юридический...
Планы семинарских занятий по дисциплине «философия человека» iconПланы семинарских занятий Специальность 030500. 62 Бакалавр юриспруденции Барнаул 2007
Международное право: Планы семинарских занятий для высшего профессионального образования мвд россии. – Барнаул: Барнаульский юридический...
Планы семинарских занятий по дисциплине «философия человека» iconПланы семинарских занятий по истории политических
Планы семинарских занятий по истории политических и правовых учений/ Владим гос ун-т; Сост. П. Е. Матвеев. Владимир, 1997. 28 с


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск