Скачать 296.74 Kb.
|
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-петербургский государственный инженерно-экономический университет» Кафедра социологииФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА Методические указания к семинарским занятиям для студентов всех формы обучения Специальность 040201 – Социология Санкт-Петербург 2009 Допущено редакционно-издательским советом СПбГИЭУ в качестве методических указаний Составител: д-р филос. наук, проф. К.М. Оганян Рецензент д-р ист. наук, проф. Л.Н. Гончаренко Подготовлено на кафедре социологии Одобрено научно-методическим советом специальности 040201 Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета, представленного составителелем © СПбГИЭУ, 2009 Содержание
3. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА»………………………………… Тема 1. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ………………. Тема 2. ЛИЧНОСТЬ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ…………… ТемаЗ.ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ………………………. Тема 4. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ………………………… Тема 5 .СМЫСЛ ЖИЗНИ……………………................... Тема 6.САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ……………………………………………… Тема 7.САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА…………………………. 4.Рекомендуемая литература…………………………………….. 5. Перечень примерных вопросов для подготовки к зачету по дисциплине «Философия человека»..…………… 1. Общие положения1.1.Цель дисциплины Цель дисциплины - прослеживать постановку и решение проблемы человека в истории философской и социологической мысли. 1.2. Задачи дисциплины:
1.3. Место дисциплины в учебном процессе и требования к знаниям и умениям выпускника Изучение дисциплины «Философия человека» предполагает предварительное знакомство с общесоциологическими теориями, философией, психологией и педагогикой, а также с социальной синергетикой и культурологией. В результате изучения дисциплины студенты должны: Иметь представление:
Знать:
Уметь:
- формировать основы собственного смысла жизни. 2. Методические указания к изучению дисциплиныИзучение дисциплины предполагает использование различных форм учебной работы:
Доклады и выступления на семинарских занятиях, участие в групповых дискуссиях, выполнение домашних заданий являются основными формами контроля знаний студентов. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА» Проблема человека является одной из самых актуальных философских проблем, в решении которой каждое столетие вносит свой вклад. Подумаем и мы над вопросами: что такое человек, что такое мы сами и что нужно сделать для того, чтобы нам стать лучше? Тема 1 .ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ Вопросы к теме
Литература Адлер А. Понять природу человека. СПб., 2000. Агацци Э. Человек как предмет философии // Вопросы философии. 1989. № 2. С. 24-34. Волков Ю. Г., Поликарпов В. С. Человек: Энциклопедический словарь. М., 2009. Камю А. Бунтующий человек. М.: Политиздат, 2005. Мамардашвили М. К Философия и личность // Человек. М., 2009. Вып. 5. Маркс К Экономико-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 42. С. 92-104.. Рикер П. Человек как предмет философии // Вопросы философии. М., 1989. С. 41-50. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. С. 319-344. Социальная философия / Под ред. К. М. Оганяна. СПб.: Петрополис, 2009. Тейяр де Шарден. Феномен человека. М.: Прогресс, 1965. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1990. С. 425-439. Шестов А. Философия трагедии. М., 2001. Юнг К. Г. Человек и его символы. М., 1996. . Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. С. 442-456. Ясперс К Всемирная история философии: Пер. с нем. СПб., 2000. Высказывания знаменитых людей «Если человек зависит от природы, то и она от него зависит: она его сделала -он ее переделывает» (Франс). «В мире много сил великих, Но сильнее человека Нет в природе никого». (Софокл). «Опасное дело - убедить человека, что он во всем подобен животному, не показав одновременно его величия, не менее опасно убедить в величии, умолчав о низменности. Еще опаснее - не раскрыть ему глаза на двойственность человеческой натуры. Благотворно одно - рассказать ему и о той его стороне, и о другой». (Паскаль). «Все люди равны в республиканских государствах, они равны и в деспотических государствах; в первом случае - потому, что они - все, во втором - потому, что все они - ничто». (Монтескье). «Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе, каждый человек есть часть Материка, часть Суши, если Волной снесет в море береговой Утес, меньше станет Европа, и так же, если смоет край Мыса или разрушит Замок твой или Друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един с Человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе». (Хемингуэй). Вопросы для самопроверки
Тема 2.ЛИЧНОСТЬ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ Вопросы к теме
Литература Автенемев В. С. Модель человека в экономической науке. СПб., 2008. АрсеньевА. С. Философские основания понимания личности. М., 2007. Величко А. М. Христианство и социальный идеал. М., 2008. Зобов Р. А., Келасьев В. Н. Самореализация человека: Введение в человекознание. СПб., 2009. Ефремов А. Ю. Нравственная самоорганизация личности в педагогическом сообществе. Воронеж, 2007. Кафка Ф. Замок. Новеллы и притчи. Письмо к отцу. Письма Милене. М.: Политиздат, 20011. . Качан М. С. Философская теория ценностей. СПб., 20077. Мунье Э. Манифест персонализма. М., 1999. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Вопросы философии. 1989. № 5. С. 122-119. Оганян К. М., Маргулян Я. А. Антропология. СПб., 2006. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Вопросы философии. 1989. № 3. С. 119-154; № 4. С. 114-154. Радищев А. Н. О человеке, его смертности и бессмертии. СПб., 2005. Соловьев В. С. Оправдание добра // Соч.: В 2 т. М.: Правда, 1988. Т. 2. С. 47-119. Сорокин П. Социальная и культурная динамики. СПб., 2006. Социальная энциклопедия. М., 2006. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1986. С. 238. Хайек Ф. А. Дорога к рабству // Новый мир. 1991. № 7. С. 177-230. № 8. С. 181-233. Высказывания знаменитых людей «Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали - вот что можно назвать учением о человеколюбии, выше этого ничего нет». (Конфуций). Делай для других то, что они хотели бы, чтобы ты сделал для них». (Хьюз-мэн, Хэтфищ). «Понимать, что справедливо, чувствовать, что прекрасно, желать, что хорошо -вот цель разумной жизни». (Платой). «Те, которые считают деньги способными все сделать, сами способны все сделать за деньги». (Буаст). «Всякая власть развращает, но абсолютная власть развращает абсолютно». (Лорд Актой). «Душу надо мерить по высоте ее желаний, как судят о соборах по высоте их колоколен». (Флобер). Вопросы для самопроверки
Тема З. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ Вопросы к теме
Литература Адлер А. Понять природу человека. СПб., 2000. Блюм Г. Психоаналитические теории личности. М., 1996. Декомб В. Современная французская философия: Пер. с нем. М., 2001. Драгунский В. В. Цветовой личностный тест. Минск, 2008. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей? М.: Прогресс, 1989. С. 279. Козловский В. В. Модели человека в социологии. СПб., 2008. Лейбин В. М. История и теория психоанализа. М., 2007. Лоуэн А. Язык тела. Ростов-на-Дону, 2008. Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994. Мунье Э. Манифест персонализма. М., 1999. Ницше Ф. Сумерки богов. М., 2001. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. М., 2001. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М., 2001. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1990. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. С. 430. Хелл К. С, Линсдей Г. Теории личности. М., 1999. Шварц Е. Л. Обыкновенное чудо. М.: РИФ, 2007. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. СПб., 2001. Высказывания знаменитых людей «Глубочайшим свойством человеческой природы является страстное стремление людей быть оцененными по достоинству». (Джемс). «Умный человек отлично понимает, что при каждом споре в тот момент, когда мы начинаем сердиться, мы перестаем бороться за истину и вступаем в спор за себя». (Корлейль). «Страсти - это ветры, надувающие паруса корабля, ветер, правда, иной раз топит корабли, но без него корабль не мог бы плыть». (Вольтер). Вопросы для самоконтроля
9. Можно ли, по Вашему мнению, определить «истинность» потребностей?
20.Почему исчезло из советской философии понятие души? Тема 4. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ Вопросы к теме
Литература Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: теория, история, библиография. М., 2006. Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать. СПб., 1997. Гоффман И. Поддерживающие взаимообмены // Социальные и гуманитарные науки. Сер. 11. Социология. 1997. № 2. Дерябо С, Ясвин В. Гроссмейстер общения. М., 2006. Добрович А. Б. Общение: наука и искусство. М., 2009. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. М., 2006. Иванова Е. Н. Эффективное общение и конфликты. СПб.: Рига, 2007. Коган М. С. Мир общения. М: Политиздат, 20069. Кон И. С. Дружба. М.: Политиздат, 1987. С. 350. Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. СПб., 2009. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997. Ниренберг Дж. Маэстро переговоров. Минск, 1996. Фишер Р., Эртель Д. Подготовка к переговорам. М., 1996. Фромм Э. Искусство любви. Минск: Политиздат, 1990. Ходжсон Дж. Переговоры на равных. Минск, 1998. Шевандин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1999. Эриксон Э. Идентичность. Юность и кризис. М., 20066. . Высказывания знаменитых людей «Если хочешь, чтобы сердце другого человека принадлежало тебе, нужно отдать ему свое». (Годаомю). «То, что мы испытываем, когда бываем влюблены, быть может, есть нормальное состояние. Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть». (А /7. Чехов). Вопросы для самопроверки
Тема 5 .СМЫСЛ ЖИЗНИ Вопросы к теме
Литература Бахтин М. М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. М.: Наука, 2006. С. 32-138. Белановский С. А. Глубокое интервью. М.,2006. Блюм Г. Психоаналитические теории личности. М., 2006. Бунин И. А. Чаша жизни // Собр. соч.: В 5 т. М: Правда, 1953. Т. 3. С. 110-126. Великие мыслители Запада / Под ред. Я. Мак-Грила; Пер. с англ. В. Федорова. М., 1999. Винделъбанд В. О свободе воли. М., 2000. Гуревич П. С. Философская антропология. М., 2008. Достоевский Ф. М. Великий инквизитор // Собр. соч.: В 10 т. М.: Худ. лит., 1958. Т. 9. Братья Карамазовы. С. 309-332. Зиновьев А. А. На пути к сверхобществу. М., 2005. С. 472-491. Камю А. Бунтующий человек. М.: Политиздат, 1990. С. 415. Левин К От Гегеля к Ницше. Революционный перелом в мышлении Х1Х века. М., 2002. Маслоу А. Г. Мотивация и личность. СПб., 2008. Рикерт Г. Философия жизни. М., 2000. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1990. С. 319-344. Смысл жизни: Антология. М., 1994. Сорокин П. Социальная и культурная динамики. СПб., 2000. Фишер К. Артур Шопенгауэр. СПб., 1999. Франк С. Л. Смысл жизни // Вопросы философии. 2006. № 6. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 2007. Холл К. С, Линдсей Г. Теория личности. М., 1999. Четвертаков С. А. В чем ошибся Карл Маркс: новое разделение труда. СПб., 20088. Высказывания знаменитых людей «Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить». (Сократ). «Человек есть существо, недовольное самим собою и способное себя перерастать». (Я А. Бердяев). «Стараясь о счастии других, мы находим свое собственное счастье». (Платон). «Хотеть быть чем-то другим, а не самим собою - значит хотеть стать ничем». (А О. Ключевский). «Как только нет свободы, нет и человека». (Л. Н. Толстой). «Господи, дай мне силы, чтобы справиться с тем, что я смогу сделать, дай мне мужество смириться с тем, что я не могу сделать, и дай мне мудрость, чтобы отличить одно от другого». (Древневосточная молитва). Вопросы для самопроверки 1. В чем различие бессмысленного и осмысленного существования чело века? 2. «На лестнице совершенствования эскалатор работает только вниз» (Г. Е. Малкин). Почему?
9. Что такое свобода?
Тема 6.САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ Вопросы к теме Деятельность и ее структура. Опредмечивание и распредмечивание, отчуждение и снятие отчуждения. Место и роль идеала во внутреннем мире человека. Формирование личности и развитие ее способностей. Литература Адлер А. Понять природу человека. СПб., 2006. Бранский В. П., Пожарский С. Д., Оганян К.М. Синергетическая философия истории. СПб., 2009. Бранский В. П., Пожарский С. Д. Социальная синергетика и акмеология. Теория самоорганизации индивидуума и социума. СПб., 2005. Бранский В. П. Социальная синергетика и теории наций. Основы этнологической акмеологии. СПб., 2006. Величко А. М. Христианство и социальный идеал. М., 2009. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 42. С. 86-99,113-127. Панферов В. Н. Психология человека. СПб., 2007. ПлотинскийЮ. М. Модели социальных процессов. М., 2008. Рикерт Г. Философия жизни. М., 2006. Филиппе Ч. Т. Феминизм и семья: историко-социологический анализ. М., 2006. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 2005. Шестов Л. И. Философия трагедии. М., 2007. Холле К. С, Линдсей Г. Теория личности. М., 2006. Высказывания знаменитых людей «Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий: 1) правильного установления конечной цели всякого рода деятельности и 2) отыскания соответствующих средств, ведущих к конечной цели». (Аристотель). «Что такое воля, как не мысль, переходящая в дело?» (А А.Бестужев-Марлинский). «Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает». (Энгельс). «Когда природа лишила человека его способности ходить на четвереньках, она дала ему в виде посоха идеал!» (М. Горький). «Как можно познать самого себя? Только путем действия, но никогда путем созерцания. Попытайся выполнить свой долг и ты узнаешь, что в тебе есть. Но что такое долг? Требование дня». (Гете). «Посейте поступок - и Вы пожнете привычку, посейте привычку - и Вы пожнете характер, посейте характер - и Вы пожнете судьбу». (Теккерей). Вопросы для самопроверки
Тема 7.САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА Вопросы к теме
Литература Арсенъев А. С. Философское основание понимания личности. М., 2007. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 2005. Величко А. М. Христианство и социальный идеал. М., 2007. Виндельбинд В. О свободе воли. М., 2000. Достоевский М. Ф. Братья Карамазовы // Собр. соч.: В 10 т. М.: Худ. лит. Т. 9. С. 11-634; Т. 10. С. 7-338. Ерасов Б. С. Социальная культурология. М., 2006. Ионин Л. Г. Социология культуры. М., 2009. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.. Къеркегор С. Страх и трепет. М., 1991. Маркузе Г. Феноменология духа // Общественные науки и современность. 1992. № 2. Радищев А. Я. О человеке, его смертности и бессмертии. СПб., 2001. Филипс Ч. Т. Феминизм и семья: историко-социологический анализ. М., 2002. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 2002. Высказывания знаменитых людей «Найти свою дорогу в жизни, узнать свое место - в этом все для человека, это для него значит сделаться самим собой?». (Д Г. Белинский). «У всякого человека должно быть то, что он мог бы любить, во что он мог бы верить, что осмысливало бы его жизнь». (Г. Н. Андреев). «Что самое общее для всех? - Надежда, ибо если у кого и ничего нет, то она есть». (Фалес). Вопросы для самопроверки
15. Можно ли говорить о духовном абсолюте в материалистическом смысле этого слова? 16. Какую роль играет вера, надежда и любовь в человеческой жизни? ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ
27 а .Проблема смысла жизни в философии и религии.
|
Планы семинарских занятий по этнологии Китая Тематический план практических занятий Этнология изучаемого региона (Китай): планы семинарских занятий для студентов дневного отделения | Планы семинарских занятий для студентов гуманитарного факультета... Философия: планы семинарских занятий для студентов гуманитарного факультета. Спб, 2004 | ||
Методические указания к проведению семинарских занятий по дисциплине «Психология и педагогика» Планы семинарских занятий предназначены для студентов всех специальностей очной формы обучения | Планы семинарских занятий для студентов общеюридического факультета... Культурология: Планы семинарских занятий. – Барнаульский юридический институт мвд россии, 2006 г. 11 с | ||
Планы семинарских занятий по дисциплине «Юридическая психология» Планы семинарских занятий по дисциплине «Юридическая психология» на 2012-2013 уч год | Планы семинарских занятий для студентов общеюридического факультета... Планы семинарских занятий подготовлены начальником кафедры истории и философии, доцентом, кандидатом исторических наук, подполковником... | ||
Планы семинарских занятий для высшего профессионального образования... К. 14 Социология: Планы семинарских занятий. – Барнаульский юридический институт мвд россии, 2006 г. 11 с | Факультет Права Программа дисциплины «Наследственное право(проблемы теории и практики)», структура предмета, тематические планы лекционных и практических занятий, планы... | ||
Планы семинарских занятий специальность 030501. 65 Юриспруденция... Актуальные проблемы местного самоуправления: Планы семинарских занятий для высшего профессионального образования мвд россии. – Барнаул:... | Планы семинарских занятий по курсу Философия науки для аспирантов... Планы семинарских занятий по курсу Философия науки для аспирантов факультетов биологии и бб мгу | ||
Планы семинарских занятий по специальности 030501. 65 Юриспруденция... Избирательное право и процесс: Планы семинарских занятий для высшего профессионального образования мвд россии. – Барнаул: Барнаульский... | «Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса» Кафедра философских... Организация деятельности школы, направленная на обеспечение доступности общего образования | ||
Планы семинарских и практических занятий для направления подготовки (специальности) Криминалистика. Планы семинарских и практических занятий / А. С. Пудовиков, А. Л. Оболкина; Дальневосточныйюрид ин-т мвд РФ. Хабаровск:... | Планы семинарских занятий Специальность 030501. 65 Юриспруденция Барнаул 2006 Международное право: Планы семинарских занятий для высшего профессионального образования мвд россии. – Барнаул: Барнаульский юридический... | ||
Планы семинарских занятий Специальность 030500. 62 Бакалавр юриспруденции Барнаул 2007 Международное право: Планы семинарских занятий для высшего профессионального образования мвд россии. – Барнаул: Барнаульский юридический... | Планы семинарских занятий по истории политических Планы семинарских занятий по истории политических и правовых учений/ Владим гос ун-т; Сост. П. Е. Матвеев. Владимир, 1997. 28 с |