1. Основные черты эпохи Возрождения





Скачать 69.21 Kb.
Название1. Основные черты эпохи Возрождения
Дата публикации20.11.2017
Размер69.21 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
1. Основные черты эпохи Возрождения. По времени эпоха европейского Возрождения, или Ренессанса, охватывает вторую половину XIV в. и XV-ХVI столетия (Италия) и с конца ХV до начала XVII столетия (в других странах Западной Европы). Термин «возрождение» (фр. ренессанс) впервые был использован итальянским художником и архитектором Джорджо Вазари в 1550 г. Такое название объясняется тем, что в эпоху Ренессанса происходит возрождение интереса к античной культуре.

Основные черты философии эпохи Возрождения.

  • отрицание «книжной мудрости» и схоластических словопрений на основе исследования самой природы;

  • использование прежде всего материалистических произведений философов античности - Демокрита, Эпикура;

  • тесная связь с естествознанием;

  • исследование проблемы человека. В этот исторический период меняется общая ориентация философии и стиль философствования. На первый план выходит проблема человека, определившая гуманистическую направленность философии.

В философии Возрождения можно выделить ряд направлений:

    1. гуманистическое (XIV – XV вв.) – решались проблемы человека, утверждались его величие и могущество(Ф. Петрарка, Л. Валла);

    2. неоплатоническое (XV – XVI вв.) – с позиций идеализма пытались познать явления природы, Космос, проблемы человека, развивали учение Платона (Н. Кузанский, П. Мирандола, Парацельс);

    3. натурфилософское (XVI – нач. XVII вв.) – опираясь на научные и астрономические открытия, сделали попытку изменить представления об устройстве Вселенной, Космосе и основе мироздания (Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей);

    4. политическое (XV – XVI вв.) – связано с проблемами управления государством (Н. Макиавелли);

    5. утопическо-социалистическое (XVI – XVII вв.) – поиски идеального общества (Т. Мор, Т. Кампанелла)

Исследователи различают два периода в развитии философии эпохи Возрождения:

1) реставрация и приспособление античной философии к требованиям нового времени – ХV в.;

2) возникновение собственной своеобразной философии, основным течением которой была натурфилософия – XVI в.

Антропоцентризм – тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека.

Пантеизм – философское воззрение, согласно которому Бог представляет собой безличное начало, тождественное природе, Бог растворен в природе.

Однако связывать философию лишь с наследием античности неверно. Духовного и христианского в нем тоже было много. Главная особенность философии Ренессанса - антропоцентризм. Теперь не Бог, а человек поставлен в центр исследований. Место человека в мире, его свобода, его судьба волнуют таких мыслителей, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Эразм Роттердамский, Никколо Макиавелли, Томас Мор, Мишель де Монтень и др. (XV-XVI вв.)

2. Гуманизм – совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека, его ценность как личности, заботу о благе людей, о создании благоприятных для человека условий общественной жизни.

Гуманисты - социальная группа, сложившаяся в Италии к эпохе Возрождения. Они утверждали новую систему духовных ценностей: приоритет личных достоинств, личного благородства над происхождением (учёность возвышает человека больше, чем происхождение, богатство, власть).

Сущность возрожденческого гуманизма - индивидуальное совершенствование путём приобщения к культуре. Цель жизни - не спасение души, а творчество, познание, служение людям, а не богу.

Лоренцо Валла (1407 - 1457). Он создал этическое учение, одним из источников которого явилась этика Эпикура. Основа всех размышлений Лоренцо Валлы на темы этики - это мысль о стремлении всего живого к самосохранению и исключению страданий. Жизнь - высшая ценность, а поэтому весь процесс жизнедеятельности должен быть стремлением к наслаждениям и благу как чувству радости.

Валла отказался от рассмотрения человека в духе аристотелевскотомистской традиции, согласно которой человек считался причастным Богу через двойственный характер души как неразумной и разумной, смертной и бессмертной. Валла полагает, что душа есть нечто единое, хотя и выделяет такие ее функции, как память, разум, воля. Все способности души распознаются в ощущениях: зрении, слухе, вкусе, обонянии осязании. Валла - сенсуалист: он считает ощущения единственным источником познания мира и моральной деятельности.

Ощущения имеют основное значение и в его этическом учении. Он пытается осмыслить такие чувства, как благодарность, расположение к человеку, наслаждение, гнев, жадность, страх, мстительность, жестокость и др. Наслаждение определяется Валлой как «благо, к которому всюду стремятся и которое заключается в удовольствии души и тела», и именно наслаждение объявляется «высшим благом».

Лоренцо Валла подчеркивает различие между тем, как он понимает высшее благо, и тем, что под высшим благом понимает Августин. У Августина высшее благо - это блаженство, связанное с познанием высших абсолютных истин и самого Бога. У Валлы высшее благо это любое наслаждение, получаемое человеком в своей жизнедеятельности, если оно является его жизненной целью. В работах Валлы мы встречаем такие понятия, как «личное благо», «личный интерес». Именно на них строятся отношения людей в обществе.

Аскетическим добродетелям он противопоставляет светские добродетели: добродетель не только в перенесении бедности, но и в том, чтобы разумно пользоваться богатством; не только в воздержании, но и в браке; не только в послушании, но и в том, чтобы мудро управлять. Попытка вывести нравственность из природы человека была очень важной для идеологии гуманизма. Исследователи считают, что в разработке проблем этики Лоренцо Валла занимает место между Эпикуром и Гассенди.

Если Лоренцо Валла - гуманист первого периода Возрождения, то Мишель Монтень (1533-1592) - второго периода. М. Монтеня называют «последним гуманистом». Если мы перечислим названия глав его книги «Опыты», то поймем, что Монтень писал нечто вроде «учебника жизни»: «Час переговоров - опасный час», «О наказании за трусость», «Выгода одного - ущерб другого», «Об умеренности», «О законах против роскоши», «О бережливости древних», «О возрасте», «Различными средствами можно достичь одного и того же», «О родительской любви», «О славе», «О жестокости», «О самомнении», «О трех видах общения». Первоначально «Опыты» задумывались как изложение извлеченных им из морально-философских сочинений античности (Плутарха, Сенеки) поучительных примеров, анекдотов, афоризмов. Однако он вскоре почувствовал, что они нуждаются в комментариях, причем довольно основательных, базирующихся на личном опыте.

Всю свою жизнь Монтень корректировал, дополнял «Опыты», поэтому они содержат разные точки зрения автора, известную противоречивость, которую Монтень и стремился устранить. Он искал истину.

Он выступал против теоцентристской концепции, которая идет от Фомы Аквинского: Бог - абсолютное бытие, а человек, как его творение - исключительное существо, которому дано, пользуясь средствами разума, бесконечно приближаться к этому бытию, проникать в «первопричину», в самую сущность вещей ... Монтень не соглашается с таким антропоцентризмом; его антропоцентризм иной: он предлагает человека, «взятого самого по себе, без всякой посторонней помощи, вооруженного лишь своими человеческими средствами и лишенного божественной милости и знания, составляющих в действительности всю его славу, его силу, основу его существа» .

Монтень ориентируется на скептицизм в поиске истины, в ответах на возникающие вопросы. Но его заботит не просто поиск истины, но также способы и пути, ведущие к ней и тем самым помогающие ответить на вопрос: «Как прожить человеку жизнь?» В отличие от скептиков Монтень не отказывается от истины, он исследует разнообразные точки зрения. Но для него истина одна, едина и неделима: ею либо можно владеть полностью, либо не владеть вовсе. Сомнение Монтеня направлено на активизацию разума, а не на его отрицание.

Своими философскими рассуждениями Монтень дал мощный заряд как позднему Возрождению, так и философии Нового времени. Его «Опыты» представляют несомненный интерес и для современных людей.

3. Натурфилософия эпохи Возрождения

Развитие науки и технический прогресс обусловили возникновение философии природы. Зачастую она носила пантеистический характер. Представителями данной философии были Б.Телезио, П.Помпонации, Н.Коперник, Дж.Бруно, Н.Кузанский.

Николай Кузанский (1401-1464) Как и большинство философов своего времени, ориентировался на неоплатонизм. Платон и неоплатоники противопоставляли единое (идея) не единому (вещи). Кузанский исходит из христианского принципа монизма, заявляя: "единому ничто не противопоставлено", "единое - есть всё". Это утверждение направлено против христианского теизма, отличающего творение (всё) от творца (единого). В этом состоит специфика возрожденческой антологии, по отношению к средневековой и неоплатонической. Человек, это тоже бог, но не в абсолютном смысле. Кузанский предугадывает гелиоцентрическое понимание мира.

Николай Коперник (1473-1543) Возродил и обосновал античную идею гелиоцентризма, нанеся удар по религиозным представлениям, открыл новые пути для развития астрономии, физики, всего естествознания. Отныне утверждается новая точка зрения - не всё видимое достоверно, оно лишь перевёрнутое отражение скрытой за явлениями действительности. Несовпадение сущности и явления сделало основной задачей философии поиск и обоснование адекватного метода познания мира.

Джордано Бруно (1546-1600) Философски обобщил теорию Коперника, высказал идею бесконечности Вселенной и множества миров. Природа - это бог в вещах, следовательно цель познания - телесная, материальная природа, а не сверхприродный бог. Оригинальность концепции Бруно - в объединении пантеизма с принципом индивидуализма, обобщённые в понятии монада (индивидуальная сущность, сочетающая в себе как духовное, так и материальное начало и выступающая, как основная единица бытия). Высшая субстанция - Бог - это монада монад. Как целое она проявляется во всём едином по принципу "всё во всём".

Бруно сформулировал основное утверждение становящегося естествознания нового времени:

  1. Вселенная едина, бесконечна и неподвижна (движутся только составные её части);

  2. Вселенная не порождается и не уничтожается, а может лишь увеличиваться и уменьшаться;

  3. Вселенная одновременно и творец и творение, и причина и следствие;

Т.к. мироздание бесконечно - безграничен и процесс его познания.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Основные черты эпохи Возрождения iconУрока Тема
Основные черты художественной культуры эпохи Возрождения. Античность и Возрождение. Человек – мера всех вещей. Периодизация культуры....
1. Основные черты эпохи Возрождения iconКонспект урока Мировой Художественной Культуры. Тема урока: Эстетические...
Скажите мне, пожалуйста, о чем пойдет сегодня речь на нашем уроке? Но не просто об эпохе Возрождения, а мы попытаемся выявить ряд...
1. Основные черты эпохи Возрождения iconЭпохи средневековья и возрождения
Р 13 Рабочая тетерадь для самостоятельной работы по истории зарубежной литературы (средневековья и эпохи Возрождения)/ сост. О. А....
1. Основные черты эпохи Возрождения iconМетодические рекомендации для проведения самостоятельной работы по дисциплине «культурология»
Переходная эпоха в истории культуры от Средневековья к культуре Нового времени. Литература, живопись, архитектура Эпохи Возрождения....
1. Основные черты эпохи Возрождения iconТема: «Человек «в центре мира» (Эпоха Возрождения)»
Цель: Создание условий для развития у учащихся способности к эмоционально-личностному восприятию, осмыслению и анализу особенностей...
1. Основные черты эпохи Возрождения icon«Жертвоприношение Исаака». Композиционное решение, выполнение конкурсных условий
Отличие мировоззрения человека эпохи Возрождения от мировоззрения человека средневековья. Причины возникновения искусства Возрождения...
1. Основные черты эпохи Возрождения iconКонтрольная работа иогп 2 план ответа, раскрывающий характерные черты...
План ответа, раскрывающий характерные черты государственного строя российской империи эпохи екатерины II 3
1. Основные черты эпохи Возрождения icon“Описание архитектурных стилей эпохи Возрождения”

1. Основные черты эпохи Возрождения iconРеферат По мировой художественной культуре На тему: «Культура эпохи Возрождения и Реформации»
Культура Ренессанса зародилась во второй половине хivв. И продолжала развиваться на протяжении ХV и ХVI вв., постепенно охватывая...
1. Основные черты эпохи Возрождения icon1. Общая характеристика эпохи меркантилизма Основные черты раннего и позднего меркантилизма
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Правительство Российской...
1. Основные черты эпохи Возрождения iconПрограмма дисциплины «Западная философия до середины ХХ века. Философия...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Философия»...
1. Основные черты эпохи Возрождения iconПрограмма дисциплины «Западная философия до середины ХХ века. Философия...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Философия»...
1. Основные черты эпохи Возрождения icon2. 2 Философия эпохи Средневековья, Возрождения, Нового времени
Ок 1, ок 2, ок 3,ок 4, ок 5, ок 6, ок 7, ок 8, ок 9, ок 10, ок 11, ок 12, ок 13, ок 14
1. Основные черты эпохи Возрождения icon2. 2 Философия эпохи Средневековья, Возрождения, Нового времени
Ок 1, ок 2, ок 3,ок 4, ок 5, ок 6, ок 7, ок 8, ок 9, ок 10, ок 11, ок 12, ок 13, ок 14
1. Основные черты эпохи Возрождения icon2. 2 Философия эпохи Средневековья, Возрождения, Нового времени
Ок 1, ок 2, ок 3,ок 4, ок 5, ок 6, ок 7, ок 8, ок 9, ок 10, ок 11, ок 12, ок 13, ок 14
1. Основные черты эпохи Возрождения icon2. 2 Философия эпохи Средневековья, Возрождения, Нового времени
Ок 1, ок 2, ок 3,ок 4, ок 5, ок 6, ок 7, ок 8, ок 9, ок 10, ок 11, ок 12, ок 13, ок 14


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск