Вопросы к кандидатскому экзамену по общенаучной дисциплине «История и философия науки»
Философия науки
Понятие науки: наука как познавательная деятельность, система знаний, социальный институт и особая сфера культуры.
Виды научного знания. Научное и вненаучное знание.
Проблема достоверности научного знания в философии науки. Вера и знание.
Структура научного знания: эмпирический и теоретический уровни знания.
Предмет философии науки и его трактовки в системе современного философского знания.
Основания науки: идеалы и нормы исследования, научная картина мира, стиль мышления исследователя, роль философских идей и принципов.
Эмпирические методы научного познания: наблюдение, измерение, эксперимент.
Формализация как метод теоретического познания.
Понятие научного факта: фактуализм и теоретизм.
Научное объяснение. Логическая структура научного объяснения.
Научный закон: соотношение необходимости и вероятности.
Понятие научной теории. Структура и классификация научных теорий.
Абстрагирование и идеализация как методы теоретического познания.
Идеалы и нормы научного познания.
Научная картина мира, ее функции и исторические формы.
Модели роста знания: кумулятивизм и его разновидности; парадигмализм.
Индукция и дедукция как методы научного познания.
Гипотеза как форма развития знания. Виды гипотез.
Типы научной рациональности: классический, неклассический, постнеклассический.
Гипотетико – дедуктивная модель научного знания.
Интернализм и экстернализм как механизмы динамики научного знания.
Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Концепция научной революции Т. Куна.
Позитивистская традиция в философии. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки.
Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда, М. Полани.
История науки
Возникновение науки и преодизация ее истории.
Научное знание периода античности.
Становление теоретической науки: решение проблемы научного метода и универсального языка науки в период античности.
Становление опытной науки в эпоху средневековья.
Развитие научного знания в средневековом Востоке.
Становление опытной науки в новоевропейской культуре.
Формирование идеалов математезированного и опытного знания (Оксфордская школа, Р. Бекон и У. Оккам).
Формирование экспериментально–математического естествознания (Г. Галилей, Ф. Бекон, Р. Декарт).
Университет и научное сообщество как первые формы организации профессиональной научной деятельности.
Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно–организованной науки.
Наука в культуре современной цивилизации.
Особенности современного этапа развития науки.
Наука как социальный институт: функции, структура, организационные формы.
Вопросы по философским проблемам техники.
Предмет и задачи философии техники.
Философские концепции техники Э. Каппа и А. Эспинаса.
Понятие техники и творчества в философии П. К. Энгельмейера.
Проблема социально-культурной обусловленности генезиса техники в работах К. Маркса, Ж. Эллюля, Т. Адорно, Ю. Хабермаса, Н. Бердяева
Технофилософия К. Ясперса.
Учение о «мегамашине» М. Мемфорда.
Сущность и этапы развития техники в философии Х. Ортеги-и-Гассета.
М. Хайдеггер о технике как о способе раскрытия «потаенного».
Этапы и формы развития техники.
Понятие научно-технического прогресса, его критерии и этапы развития.
Виды технических революций и их значение для развития общества.
Образы техники в культуре: традиционная и проектная культуры.
Ступени рационального обобщения знания в технике: частные и общая технологии, технические науки и системотехника.
Различия классических, неклассических и современных научно-технических дисциплин.
Специфика технического знания и его отношение к другим видам знания.
Амбивалентная природа техники. Социальная оценка техники.
Инженерная деятельность как вид технической деятельности.
Этика ученого и социальная ответственность проектировщика.
Основные подходы к оценке перспектив развития техносферы. Технический пессимизм и технический оптимизм.
Техническая деятельность, технологии и техника как особый социокультурный и культурно-исторический феномен.
Вопросы по философским проблемам социально-гуманитарного знания.
Субъект и объект социально-гуманитарного познания.
Трансформация понимания субъекта и объекта в современном гуманитарном познании. Принцип доверия познающему субъекту.
Специфика социально-гуманитарного знания. Методы и задачи познания в социально-гуманитарных науках.
Характеристика видов социально-гуманитарного знания (идеологическое, философское, теологическое, художественное, социальное, нарративное, паранаучное, игровое).
Конвергенция гуманитарного, естественнонаучного и технического знания. Тенденция инструментализации гуманитарного знания.
Проблема истины в социально-гуманитарном познании. Понимание плюрализма истины в гуманитарном знании.
Осмысление времени и пространства в гуманитарных науках. Понятие хронотопа в гуманитарном контексте.
Сравнительная характеристика наук о природе и наук о духе.
Соотношение методов понимания, объяснения, интерпретации в социально-гуманитарных науках. Феномен «молчаливого согласия» Гадамера.
Интерпретация как базовая операции гуманитарного познания. Виды интерпретаций в социально-гуманитарных науках: грамматическая, психологическая, историческая, философская, социологическая. Многозначность и открытость интерпретации.
Понятие ценности в социально-гуманитарных науках. Классификация видов ценностей.
Отнесение к ценностям как исходный принцип социально-гуманитарного познания. Оценка субъектом объекта.
Соотношение истины и ценности в социально-гуманитарном познании. Социально-культурная обусловленность науки.
Текст как основной источник познания в социально-гуманитарных науках. Признаки текста.
Взаимодействие автора текста и его интерпретатора. Условия понимания текста.
Соотношение понятия знака, символа, смысла в процессе гуманитарного познания.
Знание учения И. Канта о практическом (моральном) сознании для развития науки о ценностях (аксиологии).
Герменевтика как теория интерпретации и ее представители.
Вопросы по философским проблемам естественно-научных дисциплин.
Образ математики как науки: философский аспект.
Философские концепции математики.
Философские проблемы развития физической картины мира.
Проблема единства мира и перспектива создания «теории всего».
Проблема пространства-времени в физике и философии.
Проблема детерминизма в философии и физике. Механический и вероятностный детерминизм.
Познание сложных систем и физика.
Проблема объективности в современной физике.
Современные космологические теории: теории «расширяющейся Вселенной» А. А. Фридмана, теории, «горячей Вселенной» Г. А. Гамова, инфляционной космологии А. Линде.
Философские проблемы существования жизни и разума во вселенной: проблема внеземных цивилизаций. Антропный принцип в космологии: современные дискуссии.
Концептуальные системы химии и их эволюция.
Возникновение жизни на Земле. Мировоззренческое значение проблемы происхождения жизни.
Проблема системной организации в биологии.
Учение В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере. История отношений человека и природы. Истоки и пути преодоления экологического кризиса.
|