Правила самоорганизации внимания





Скачать 64.34 Kb.
НазваниеПравила самоорганизации внимания
Дата публикации02.10.2013
Размер64.34 Kb.
ТипВопрос
100-bal.ru > Философия > Вопрос
Как правильно учиться?

Правила самоорганизации внимания

  • Приступая к занятиям, максимально мобилизуйте свою волю, постарайтесь отвлечься от того, что занимало ваши мысли перед этим. Предварительно просмотрите материал задания, составьте план предстоящей работы.

  • Если сосредоточить внимание мешают волнение, тревога в связи с предстоящим экзаменом, зачетом, займитесь конспектированием или составлением тезисов. В силу своей непрерывности этот процесс делает невозможными частые и длительные отключения внимания. Примерно такой же эффект дает чтение материала вслух. После того как вам удалось сосредоточиться, можно вернуться к чтению про себя.

  • Устойчивость внимания во многом зависит от того, насколько хорошо вы усвоили предыдущие разделы программы. Прежде чем приступать к изучению новой темы, просмотрите пройденное ранее, полистайте конспект. Если же по какой-либо причине материал вообще вами не изучался, начните с ликвидации существующих пробелов.

  • Осмысливайте новый материал, но при этом помните: слишком медленный темп способствует переключению внимания на посторонние объекты.

  • Избегайте наступления психического состояния монотонности, при котором устойчивость внимания снижается. Чередуйте чтение с обдумыванием, пересказыванием, решением задач и подбором собственных примеров.

  • Контролируйте и подавляйте непроизвольные переключения внимания, вызванные действием как внешних раздражителей (звонки телефона, громкие голоса, хлопанье дверей и т.п.), так и внутренних стимулов (мыслительные ассоциации).

  • Если в процессе чтения вы осознали, что на какое-то время «отключились», заставьте себя сразу же вернуться к тому месту, где произошел «провал». Определить его можно следующим образом: при повторном прочтении весь предыдущий текст будет восприниматься как незнакомый. Обязательные возвращения обеспечат не только более глубокое усвоение материала, но и повышение устойчивости внимания.

Приемы эффективного запоминания

  • Для лучшего запоминания необходимо думать, любая информация должна быть осмысленна и оценена. Постарайтесь найти главную мысль и выстроить цепь фактов, поддерживающих ее. Лучший способ — сделать опорный конспект.

  • Интерес к материалу повышает продуктивность запоминания. Четко осознайте, чем полезна будет вам данная информация.

  • К предстоящей работе с материалом надо готовиться. Психологами установлено, что новое гораздо легче усваивается, если предварительно прочитать на эту тему что-либо популярное, обсудить ее с друзьями, родственниками.

  • Не следует перегружать информацией память за короткий промежуток времени. Это особенно касается подготовки к зачетам и экзаменам. Объем оперативной памяти равен 7 единицам: при одновременном восприятии мы можем удержать в памяти в среднем 7 объектов — 7 слов, 7 фраз, 7 параграфов. Причем легче запомнить первый и последний элементы ряда.

  • Не следует учить друг за другом похожие предметы: физику после математики, историю после литературы. Лучший способ забыть только что выученное — попытаться тут же запомнить нечто похожее.

  • Информация должна восприниматься как единое целое. Экзаменационный билет нужно прочитать целиком и попытаться воспроизвести сразу все.

  • Повторение — мать учения. Психологи установили, что через 30 минут забывается 40% новой информации, на следующий день — 34%, через месяц — 21%. С учетом этого и надо повторять: первый раз сразу после прочтения, второй раз — через полчаса, третий — через день, а четвертый раз — через 2—3 недели.

  • Необходимо бороться с забывчивостью. Представляя обстановку, в которой происходило событие, можно вспомнить и само это событие. Так, узелок на память, завязанный в определенной ситуации, или крестик на руке впоследствии помогают вспомнить повод, по которому они появились.

Как подготовиться к сочинению

  • Выберите тему сочинения. Вы должны ее понять, осмыслить, убедиться, что вы владеете соответствующим литературным материалом и у вас есть опыт написания сочинений на подобные темы.

  • Проанализируйте формулировку темы. Найдите в ней ключевые слова и понятия, которые определят направление работы и жанр сочинения.

  • Выработайте концепцию сочинения, то есть определите ту идею, которую вы будете доказывать. Для этого переформулируйте тему сочинения так, чтобы она представляла собой вопрос, и попытайтесь кратко на него ответить.

  • Составьте план. Важно, чтобы пункты плана не повторяли друг друга, так как каждая часть должна стать ступенькой к итоговому выводу. К каждому пункту плана нужно подобрать фрагменты, эпизоды и цитаты, анализ которых подтвердит ваши тезисы. В процессе работы план может корректироваться, но он всегда должен быть перед глазами: это не позволит вам нарушить логику и отклониться от темы.

  • Продумайте вступление. В нем можно решить несколько задач: конкретизировать тему, продемонстрировать индивидуальность и эмоционально-личностное отношение к анализируемому материалу. В любом случае стоит избегать скучных стандартных вступлений.

  • Выполните работу на черновике. Обратите внимание на соответствие вступления и заключения. Они должны «перекликаться»: лирическое вступление предполагает достаточно эмоциональную, яркую концовку.

  • Отредактируйте черновик. Не забудьте, что при любом сокращении, замене или вставке нужно прочитать весь фрагмент, в который вносились изменения. Это позволит избежать речевых повторов. На этом этапе следует сделать стилистическую и орфографическую правку, обратить внимание на словоупотребление, построение предложений, стилевое единство текста.

  • Перепишите работу на чистовик.

Правила грамотного чтения

  • Внимательно познакомьтесь с аннотацией, предисловием; перечитайте заголовок книги или статьи. Подумайте над его смыслом. Это позволит настроиться на работу с материалом и определить свое отношение к информации: почему это полезно?

  • Приготовьте карандаш, закладки, карточки для выписок. Оформите библиографическое описание книги (или статьи) на отдельной карточке, чтобы внести ее в свою картотеку.

  • Первоначально прочитайте весь текст целиком, обращая внимание на логику выстраивания фактов и аргументов, на иллюстрированный материал, схемы, графики, таблицы, факты и цифры. Читайте с карандашом в руках и делайте первоначальные пометки. Если что-то вызвало интерес или вопросы, то на полях книги или на специальной карточке зафиксируйте условным знаком, словесно.

  • Приступайте к углубленному чтению. Будьте готовы к тому, что в тексте встретятся незнакомые термины, слова, нестандартно построенные фразы. Возвращайтесь к прочитанному. Не следует забывать, что осмысление прочитанного идет на нескольких уровнях: смысловом, стилистическом, культурном. Подключайте воображение, интуицию. Старайтесь перевести отдельные фрагменты на язык образов. Это поможет запоминанию.

  • Пользуйтесь текстовыми пометами. Они представляют собой широкие закладки с указанием страниц внизу: на них можно делать записи, а потом хранить, прикрепив к сделанной ранее библиографической карточке.

  • Не забывайте о повторном чтении. Его цель — проверить, усвоена ли логика авторского размышления, остался ли в памяти (или в записи) фактический материал; готовы ли вы оценить прочитанное.

Правила написания конспектов, тезисов, рефератов

Конспекты, тезисы и рефераты называют вторичными текстами, потому что они всегда создаются на основе исходного текста-первоисточника.

Конспект представляет собой письменную запись основных положений, прочитанного или воспринятого на слух. Один из видов конспекта — это письменная фиксация основных положений исходного текста. Он предполагает дословную запись, при которой сохраняется структура исходного текста. Такой вид конспекта называется текстуальным.

В некоторых случаях информацию удобнее «сжать» и подать блоками, информационными схемами. Такой конспект называется схематическим.

Третий вид конспекта предполагает сокращенную запись исходного текста в виде основных положений по плану.

При конспектировании важно понять прочитанное (или услышанное) и перекодировать, «сжать» полученную информацию, но без искажения смысла:

  • прочитайте текст, уясните логику и последовательность изложения фактов;

  • сгруппируйте материал по смысловым блокам, пронумеруйте их;

  • составьте план следования смысловых частей, блоков;

  • в каждой смысловой части выделите тематические и смысловые опоры: ключевые слова и фразы, подчеркните их;

  • в зависимости от вида конспекта запишите выделенную информацию в виде развернутого плана или схемы.

Тезисы — это кратко сформулированные основные положения научной статьи.

Каждый тезис освещает какую-то проблему и составляет обычно отдельный абзац.

В отличие от плана, который даже в развернутой форме только называет рассматриваемые вопросы, тезисы раскрывают ее решение.

Цель написания тезисов — сообщить основные факты, информировать слушателя в максимально короткие сроки. Этим объясняется отсутствие примеров, цитат, а также лаконизм стиля.

Реферат — адекватное по смыслу изложение содержания текста, поданное в определенной последовательности и содержащее оценку первоисточника. Цель написания реферата — сообщить новые сведения, оценить актуальность и значимость информации. При этом сохраняется логика авторского текста и возможная корректная оценка его содержания или концепции. Приступая к написанию реферата, необходимо учитывать следующие моменты:

  • оформление титула;

  • наличие плана работы;

  • использование графических выделений;

  • употребление специальных оборотов — маркеров частей.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правила самоорганизации внимания iconБрязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях
Внимание в повседневной жизни и деятельности человека. Состояния внимания и невнимания. Виды рассеянности. Эффекты, функции и критерии...
Правила самоорганизации внимания iconРазвитие внимания у детей младшего школьного возраста
Если вас интересует тема развития внимания у детей, обязательно посетите специальный раздел сайта "Игры на развитие внимания у детей"....
Правила самоорганизации внимания icon№3. Внимание и память
Изучить основные типы памяти и виды внимания, также вопросы, касающиеся нарушений внимания и памяти
Правила самоорганизации внимания iconУчебно-методический комплекс дисциплины Теория самоорганизации биологических систем Разработчики
Учебно-методический комплекс дисциплины Теория самоорганизации биологических систем
Правила самоорганизации внимания iconПравила поведения обучающихся моу луговской сош
Правила для учащихся (в дальнейшем «Правила») муниципального общеобразовательного учреждения Луговской средней общеобразовательной...
Правила самоорганизации внимания iconРеферат по дисциплине: «Английский язык» на тему: «Сравнение норм...
Правила вежливости каждого народа — это очень сложное сочетание национальных традиций, обычаев и международного этикета. И в какой...
Правила самоорганизации внимания iconРеферат статьи «сдв (синдром дефицита внимания без гиперактивности):...
«сдв (синдром дефицита внимания без гиперактивности): нейробиологические и поведенческие отличия от сдвг (синдрома дефицита внимания...
Правила самоорганизации внимания iconРеферат статьи «сдв (синдром дефицита внимания без гиперактивности):...
«сдв (синдром дефицита внимания без гиперактивности): нейробиологические и поведенческие отличия от сдвг (синдрома дефицита внимания...
Правила самоорганизации внимания iconУчебно-методическое обеспечение: Л. Г. Петерсон, математика 3 класс изд-во «Просвещение»
Есть учащиеся, которые не достаточно трудолюбивы, усидчивы, они умеют сравнивать и сопоставлять, но им присущи отсутствие непроизвольного...
Правила самоорганизации внимания iconСинергетика – теория самоорганизации
Методическая разработка интегрированного урока географии и информатики в 8 классе
Правила самоорганизации внимания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Исследовано влияние школьного обучения на его развитие. Проанализированы особенности внимания детей младшего школьного возраста в...
Правила самоорганизации внимания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель и задачи дисциплины «Психология внимания». Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем научной...
Правила самоорганизации внимания iconРефератов по дисциплине «деловое общение»
Эмоционально-волевая саморегуляция и самосовершенствование в искусстве коммуникативной самоорганизации
Правила самоорганизации внимания iconФедеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «правила...
Далее – Правила разработаны в соответствии с Градостроительным Кодексом Российской Федерации от 22. 12. 2004
Правила самоорганизации внимания iconПримеры библиографического описания
Ния и правила составления», 82-2001 «библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования...
Правила самоорганизации внимания iconОсновные правила ввода и форматирования текстов для рефератов, докладов,...
Вот некоторые правила которых стоит придерживаться при создании текстовых документов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск