Программа дисциплины Институциональная история философского знания для направления 030100. 68 «Философия»





Скачать 134.64 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины Институциональная история философского знания для направления 030100. 68 «Философия»
Дата публикации14.10.2013
Размер134.64 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Философия > Программа дисциплины
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет философии

Программа дисциплины

Институциональная история философского знания

для направления 030100.68 «Философия»

магистерская программа «Философская антропология»

Автор программы:

В.А. Куренной, кандидат философских наук, профессор (kurennoj@yandex.ru)
Одобрена на заседании кафедры наук о культуре

«___»____________ 20 г

Зав. кафедрой Куренной В.А.
Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 20 г

Председатель [Введите И.О. Фамилия]
Утверждена УС факультета [Введите название факультета] «___»_____________20 г.

Ученый секретарь [Введите И.О. Фамилия] ________________________ [подпись]

Москва, 2013

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

Аннотация
Курс предназначен для магистерской программы факультета философии. Цель курса — включает в себя историческую и методологическую составляющие. В историческом аспекте курс представляет собой курс истории западной философии – от античности до современности, рассмотренной с точки зрения институциональных условий ее существования. Соответственно, курс нацелен на то, чтобы выработать у студентов понимание значения институционального контекста существования и развития философского знания. На конкретных исторических примерах слушатели должны научиться выявлять значение и механизмы воздействия институциональных факторов на идейные комплексы философского и научно-философского знания. С учетом исторической специфики философского знания курс представляет собой также общее введение в историю западных институтов знания (от античных школ до современных форм организации философской деятельности).

В методологическом аспекте курс представляет собой введение в теорию и методы социологии знания, институционального и организационного анализа научно-образовательных институтов. В рамках курса слушатели осваивают ряд классических и современных разработок по данной проблематике. При этом обращение к конкретному историческому материалу позволяет практически рассмотреть эпистемологическая продуктивность и ограничений этих подходов с точки зрения объяснения процессов, происходивших в области философского знания.

Таким образом, курс построен на трех типах источников: текстов по истории институтов знания, существующих современных исследований по институциональной истории философского знания, а также теоретико-методологических текстов по социологии знания, институциональной и организационной теории.

Отчетность по курсу: зачет. Зачетный бал складывается в соответствии с накопительной системой, в которой учитывается: посещаемость лекций и семинаров; работа на семинарах; подготовка конспектов прочитанных работ, написание контрольных и тестовых работ. В случае получения неудовлетворительного балла по накопительной системе или при желании студента повысить накопленный итоговый бал он сдает устный зачет по пройденным темам.

Тематика заданий для текущего контроля соответствует тематических вопросам курса.

Тематический расчет часов


N

Тема

Всего часов

Аудиторные часы

Часы на самостоятельную работу

Лекции

Семинары




1.

Знание и социальный контекст – тематизация в истории философии; социология знания XX в.; современные исследовательские программы и дискуссии. Основные современные исследования по институциональной истории философии. Концепция социологии знания Макса Шелера. Институциональная история античной философии (Ю. Шичалин). Академия и философия Платона: гипотеза структурной корреляции.




3

2




2.

Пайдейя - античная система воспитания, Августин и трансформация философско-образовательного канона в христианской цивилизации. Организации знания в Средневековье до появления университетов в Европе.

Конструктивистская модель социологии знания; генезис институтов и проблема их легитимации.




4

2




3.

Средневековый университет. Генезис и структура. Основные коммуникативные формы средневекового университета. Структуры знания средневекового университета. «Средневековый интеллектуал» и «золотой век» средневекового университета. Причины стагнации и упадка университета. Возрождение и фигура гуманиста. Институт патронажа. Флорентийская академия. Зрелищность науки в эпоху Возрождения и раннего Нового времени. Герметизм эпохи Возрождения и образец науки как тайного знания.




3

2




4.

Научные сообщества и появление академий наук. Трансформация научной коммуникации в эпоху Просвещения. Национализация научного знания, наука в контексте формирования современных государственных институтов. Концепция дисциплинарной власти М. Фуко. Университетские реформы XVIII в. Просвещенческая критика университета. Структуры интеллектуальной коммуникации и Великая Французская революция.




4

2




5.

Формирование трех основных моделей современного университета: французская, немецкая, британская. Специфика наполеоновской модели организации науки и образования. Российские реформы университета XIX в. Какой модели университета исторически больше соответствует российская? Изменение роли академий наук в XIX веке.

Сетевая теория и социология философий Р. Коллинза.




3

2




6.

Гумбольдтовская модель исследовательского университета. Философские основания реформы Гумбольдта: Кант, Фихте, Шеллинг, Шлейермахер. Основные принципы гумбольдтовской модели и организационные механизмы ее саморегуляции. Функции университета. Философия немецкого идеализма и структурные особенности гумбольдтовской модели университета. Роль философии в университете.

Институциональная социология науки Р. Мертона.




4

4




7.

Трансформация философии в институциональных рамках гумбольдтовской модели университета. Кризис системотворческой философии немецкого абсолютного идеализма. Основные исследовательские программы немецкой университетской философии XIX – начала XX вв. и их институциональные предпосылки. Профессионализация и дисциплинарная дифференциация науки в XIX веке. Кризис гумбольдтовской идеала университета на рубеже XIX – XX вв. Доклад М. Вебера «Наука как призвание и профессия» в контексте кризиса гумбольдтовской модели университета. Университетские мандарины.

«Сильная программа» в социологии знания и ее аппликации к немецкой университетской философии XIX – начала XX вв.




3

4




8.

Институциональные инновации в науке XX – начале XXI вв. Научно-исследовательские институты и индустриальная модель организации науки. Причины иррационализации философии в XIX – XX вв. (теория Г. Плесснера). Новые формы организации научных исследований во второй половине XX в. Изменение структуры финансирования философских исследований и кризис «философских школ».

Межкультурный трансфер философий: неокантианство в России (кейс истории Международного ежегодника по философии культуры «Логос»). Современные дискуссии об университете и положение философии в университете.

Организационный институционализм (Мейер, Роуэн).




4

4













28

22






Базовый учебник или ридеры:
Электронный ридер по курсу «Институциональная история философского знания»
План занятий:

Тема 1.

Знание и социальный контекст – тематизация в истории философии; социология знания XX в.; современные исследовательские программы и дискуссии. Основные современные исследования по институциональной истории философии. Концепция социологии знания Макса Шелера. Институциональная история античной философии (Ю. Шичалин). Академия и философия Платона: гипотеза структурной корреляции.

Литература основная:

Шелер М. Избранное. Социология знания. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2011.

Шичалин Ю. А. История античного платонизма в институциональном аспекте. М., Греко-латинский кабинет, 2001. (Введение С. 15-57. Глава I. Пребывание С. 94-165) http://[www.mgl.ru/5731]

Литература дополнительная:
Куренной В. Социология знания // Современная западная философия. Энциклопедический словарь. Под ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова при участии Т.А. Дмитриева. М.: Культурная революция, 2009. С. 74-77.

Тема 2.
Пайдейя - античная система воспитания, Августин и трансформация философско-образовательного канона в христианской цивилизации. Организации знания в Средневековье до появления университетов в Европе.

Конструктивистская модель социологии знания; генезис институтов и проблема их легитимации.
Литература основная:

Адо И. Свободные искусства и философия в античной мысли. М.: ГЛК, 2002.

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: "Медиум", 1995.

Мару А.-И. История воспитания в античности (Греция). М.: ГЛК, 1998.

Литература дополнительная:
Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека. ТТ. 1-2. М.: ГЛК, 1997, 2001.

Тема 3.

Средневековый университет. Генезис и структура. Основные коммуникативные формы средневекового университета. Структуры знания средневекового университета. «Средневековый интеллектуал» и «золотой век» средневекового университета. Причины стагнации и упадка университета. Возрождение и фигура гуманиста. Институт патронажа. Флорентийская академия. Зрелищность науки в эпоху Возрождения и раннего Нового времени. Герметизм эпохи Возрождения и образец науки как тайного знания.
Литература основная:

Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в средние века. - Долгопрудный.: Аллегро Пресс, 1997.

Коллинз Р., Рестиво С. Пираты и политики в математике // Отечественные записки № 7 2002. С. 366-380. Полная электронная версия статьи: [http://www.strana-oz.ru].

Литература дополнительная:
Йейтс Фрэнсис. Джордано Бруно и герметическая традиция. М.: Новое литературное обозрение, 2000.

Rüegg, Walter (Hg.). Geschichte der Universität in Europa. Bd. I. Mittelalter. Herausgegeben von Walter Rüegg. München: Verlag C. H. Beck, 1993.

Тема 4.
Научные сообщества и появление академий наук. Трансформация научной коммуникации в эпоху Просвещения. Национализация научного знания, наука в контексте формирования современных государственных институтов. Концепция дисциплинарной власти М. Фуко. Университетские реформы XVIII в. Просвещенческая критика университета. Структуры интеллектуальной коммуникации и Великая Французская революция.
Литература основная:

Андреев Ю.А. Российские университеты XVIII – первой половины XIX века в контексте университетской истории Европы. М.: Знак, 2009. (Глава 2. «Модернизация» немецких и российских университетов в эпоху Просвещения) [http://lib.rus.ec/b/191022/read]

Кошен О. Философы (Доклад, сделанный на Шатобрианских чтениях 15 мая 1912г.)

[http://tov.lenin.ru/misc/zaprarkhiv/200/182.htm]

Сокулер З.А. Знание и власть. Наука в обществе модерна. СПб.: РХГИ, 2001.

[http://elenakosilova.narod.ru/studia2/sokuler/wissenmacht.htm]

Литература дополнительная:
Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М.: Ad Marginem, 1999.

Rüegg, Walter (Hg.). Geschichte der Universität in Europa. Bd. II. Von der Reformation zur Französischen Revolution (1500-1800). Herausgegeben von Walter Rüegg. München: Verlag C. H. Beck, 1996.
Тема 5.

Формирование трех основных моделей современного университета: французская, немецкая, британская. Специфика наполеоновской модели организации науки и образования. Российские реформы университета XIX в. Какой модели университета исторически больше соответствует российская? Изменение роли академий наук в XIX веке.

Сетевая теория и социология философий Р. Коллинза.
Литература основная:

Андреев Ю.А. Российские университеты XVIII – первой половины XIX века в контексте университетской истории Европы. М.: Знак, 2009.

Ридингс Билл. Университет в руинах. М.: Издательский дом Государственного университета — Высшей школы экономики, 2010. (Главы 2-6.).

Коллинз Р. Социология философий. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002.
Литература дополнительная:
Maurer Trude. Hochschullehrer im Zarenreich : ein Beitrag zur russischen Sozial- und Bildungsgeschichte. Köln ; Weimar; Wien : Böhlau, 1998.

Тема 6.
Гумбольдтовская модель исследовательского университета. Философские основания реформы Гумбольдта: Кант, Фихте, Шеллинг, Шлейермахер. Основные принципы гумбольдтовской модели и организационные механизмы ее саморегуляции. Функции университета. Философия немецкого идеализма и структурные особенности гумбольдтовской модели университета. Роль философии в университете.

Институциональная социология науки Р. Мертона.
Литература основная:

Гумбольдт В. О внутренней и внешней организации высших научных заведений в Берлине // Неприкосновенный запас. 2002. № 2. [http://ecsocman.hse.ru/univman/msg/17685651.html]

Шнедельбах Г. Университет Гумбольдта // Логос 2002 № 5/6 (35). С. 65-78.

Мертон Р. Исследования по социологии науки // Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: Хранитель, 2006. С. 743-781.
Литература дополнительная:
Фурман Манфред. Вильгельм фон Гумбольдт и Берлинский университет // Вопросы образования. 2010. № 3. С. 32-47 [http://vo.hse.ru/attachment.aspx?Id=693]

Шельски Г. Уединение и свобода. К социальной идее немецкого университета // Логос. 2013. № 1. С. 65-86.

Тема 7.
Трансформация философии в институциональных рамках гумбольдтовской модели университета. Кризис системотворческой философии немецкого абсолютного идеализма. Основные исследовательские программы немецкой университетской философии XIX – начала XX вв. и их институциональные предпосылки. Профессионализация и дисциплинарная дифференциация науки в XIX веке. Кризис гумбольдтовской идеала университета на рубеже XIX – XX вв. Доклад М. Вебера «Наука как призвание и профессия» в контексте кризиса гумбольдтовской модели университета. Университетские мандарины.

«Сильная программа» в социологии знания и ее аппликации к немецкой университетской философии XIX – начала XX вв.
Литература основная:

Вебер М. Наука как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 707-735.

Куренной В. «Пролегомены к чистой логике» Э. Гуссерля и спор о психологизме // Гуссерль Э. Логические исследования. Т. I: Пролегомены к чистой логике. М.: Академический проект, 2011. С. 225-241.

Куш М. Социология философского знания: конкретное исследование и защита // «Логос», 2002. № 5/6 (35), С. 104—134 [http://www.ruthenia.ru/logos/number/35/06.pdf]

Блур Д. Сильная программа в социологии знания // Логос, 2002. № 5/6. С. 162-185

[http://www.ruthenia.ru/logos/number/35/08.pdf]

Литература дополнительная:
Шнайдер У.И. Преподавание философии в немецких университетах в XIX веке // Логос. 2004. №№ 3 – 4 (43). С. 61-90 [http://www.ruthenia.ru/logos/number/43/03.pdf]

Рингер Ф. Закат немецких мандаринов. Академическое сообщество в германии, 1890-1933. М., НЛО, 2008.

Куренной В. Немецкие мандарины: критические заметки // Пушкин. 2009. № 2. С. 39-45. [http://www.russ.ru/pushkin/Nemeckie-mandariny-kriticheskie-zametki]
Тема 8.
Институциональные инновации в науке XX – начале XXI вв. Научно-исследовательские институты и индустриальная модель организации науки. Причины иррационализации философии в XIX – XX вв. (теория Г. Плесснера). Новые формы организации научных исследований во второй половине XX в. Изменение структуры финансирования философских исследований и кризис «философских школ».

Межкультурный трансфер философий: неокантианство в России (кейс истории Международного ежегодника по философии культуры «Логос»). Современные дискуссии об университете и положение философии в университете.

Организационный институционализм (Мейер, Роуэн).
Литература основная:

Куренной В. Межкультурный трансфер знания: случай «Логоса» // Исследования по истории русской мысли: Ежегодник за 2008–2009 год [9] М.: Издательский дом «Регнум», 2012. С. 133-217.

Мейер Дж., Роуэн Б. Институционализированные организации: Формальная структура как миф и церемониал // Экономическая социология. Т. 12. № 1. Январь 2011. С. 43-67 [http://ecsoc.hse.ru/]
Литература дополнительная:
Plessner H. Die verspätete Nation: Über die politische Verführbarkeit bürgerlichen Geistes. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1988.

Вопросы к экзамену


  1. Античные школы. Академия Платона и философия платонизма – институциональная корреляция.

  2. Средневековый университет: возникновение, расцвет, причины упадка.

  3. Формы существования философии и науки в период Возрождения и Нового времени.

  4. Академии наук: причины возникновения и влияние на формы и институциональную среду производства знания.

  5. Просвещенческая критика университета.

  6. Организационные формы и каналы влияния французской философии Просвещения (на материале работ О. Кошена).

  7. Основные модели современного университета: французская, немецкая и английская.

  8. Университет Гумбольдта: его основные институциональные принципы. Философские источники гумбольдтовской модели.

  9. Философия в гумбольдтовской модели университета: институциональные факторы трансформации философии в 19- начале 20 вв.

  10. Роль институционального фактора в формировании и критике психологизма в немецкой философии.

  11. Российский университет и Академия наук: история возникновения, основные реформы и трансформации.

  12. Социология знания: история и основные современные направления

  13. Концепция социологии знания Макса Шелера

  14. Социальное конструирование реальности: институт и легитимация (по работе П.Бергера и Т.Лукмана)

  15. Наука как институт: теория Р. Мертона

  16. Парадигмальная форма существования современной науки и дисциплинарная власть модернового государства (по работе З. Сокулер)

  17. Социология философий Р. Коллинза: модели объяснения социальной динамики философии.

  18. Сильная программа социологии знания (Д. Блур)

  19. Анализ психологизма с позиций социологии знания (М. Куш, В. Куренной)

  20. Формальные и неформальные институты

  21. Философия в ситуации межкультурного трансфера: случай Ежегодника по философии культуры «Логос»

  22. Поведение современных организаций в институциональной среде (организационный институционализм Дж. Мейера и Б. Роуэна).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины Институциональная история философского знания для направления 030100. 68 «Философия» iconПрограмма дисциплины Всеобщая история для направления 030100. 62 «Философия»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»...
Программа дисциплины Институциональная история философского знания для направления 030100. 68 «Философия» iconПрограмма дисциплины геополитика: история и современность для направления 030100. 62 «Философия»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 Философия...
Программа дисциплины Институциональная история философского знания для направления 030100. 68 «Философия» iconПрограмма дисциплины «Русская философия XIX-XX веков» для направления 030100. 62 «Философия»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»...
Программа дисциплины Институциональная история философского знания для направления 030100. 68 «Философия» iconПримерная программа наименование дисциплины: "Философия" Рекомендуется...
О знания, философских проблемах и методах их исследования; овладение базовыми принципами и приемами философского познания; введение...
Программа дисциплины Институциональная история философского знания для направления 030100. 68 «Философия» iconПрограмма дисциплины Физическая культура для направления 030100. 62 Философия (бакалавр)
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ для...
Программа дисциплины Институциональная история философского знания для направления 030100. 68 «Философия» iconПрограмма дисциплины Философия Индии для направления 030100. 62 Философия...
Программа дисциплины Философия Индии для направления 030100. 62 Философия подготовки бакалавра
Программа дисциплины Институциональная история философского знания для направления 030100. 68 «Философия» iconПрограмма предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки магистра...
Программа дисциплины Институциональная история философского знания для направления 030100. 68 «Философия» iconПрограмма дисциплины Всеобщая история для направления 030100. 62 «Философия»
Александра I, определить направления первых реформ императора, а также познакомить учащихся с реформаторской деятельностью М. М....
Программа дисциплины Институциональная история философского знания для направления 030100. 68 «Философия» iconПрограмма дисциплины практическая риторика для направления 030100. 62 «Философия»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 Философия...
Программа дисциплины Институциональная история философского знания для направления 030100. 68 «Философия» iconПрограмма дисциплины История и теория искусств для направления 030100. 62 «Философия»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032100....
Программа дисциплины Институциональная история философского знания для направления 030100. 68 «Философия» iconПрограмма предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра...
Программа дисциплины Институциональная история философского знания для направления 030100. 68 «Философия» iconПрограмма дисциплины «Западная философия до середины ХХ века. Философия...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Философия»...
Программа дисциплины Институциональная история философского знания для направления 030100. 68 «Философия» iconПрограмма дисциплины «Западная философия до середины ХХ века. Философия...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Философия»...
Программа дисциплины Институциональная история философского знания для направления 030100. 68 «Философия» iconПрограмма дисциплины «Политическая онтология от Гегеля до Хайдеггера»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 Философия...
Программа дисциплины Институциональная история философского знания для направления 030100. 68 «Философия» iconПрограмма дисциплины мышление и религия древних греков для направления 030100. 62 «Философия»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 Философия...
Программа дисциплины Институциональная история философского знания для направления 030100. 68 «Философия» iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск