| Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Политическая онтология от Гегеля до Хайдеггера»
для направления 030100.62 «Философия» подготовки бакалавра
| Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет философии Программа дисциплины
«ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОНТОЛОГИЯ
ОТ ГЕГЕЛЯ ДО ХАЙДЕГГЕРА» для направления 030100.62 «Философия» подготовки бакалавра
Автор программы: Матвейчев О.А., к.филос.н., Matveichev_OA@gov.ru
Одобрена на заседании кафедры практической философии «___»__________ 20 г
Зав. кафедрой А.Ф. Филиппов Рекомендована секцией УМС «Философия» «___»____________ 20 г
Председатель Е.Г. Драгалина-Черная Утверждена УС факультета философии «___»_____________20 г.
Ученый секретарь ____________________ ________________________ [подпись] Москва, 2013
1 Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100.62 Философия подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Политическая онтология от Гегеля до Хайдеггера».
Программа разработана в соответствии с:
Оригинальным образовательным стандартом НИУ ВШЭ по философии;
Образовательной программой 030100.62 «Философия».
Рабочим учебным планом университета по направлению 030100.62 «Философия», утвержденным в 2011 г.
2 Цели освоения дисциплины
Главная цель курса – погрузить слушателей внутрь политической проблематики современности, показать скрытое и явное влияние политических концепций 19-20 века на политическую практику и этическую проблематику, а так же формирование философского типа мышления, обеспечивающего ориентацию человека в условиях современной динамики общественных процессов.
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать крупнейшие политические учения прошлого и современности и применять их к сложившейся на сегодняшний день геополитической ситуации в мире, а кроме того, интерпретировать их учение в широком философском контексте и с точки зрения новейших историко-философских исследований.
Уметь логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, обладать способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы.
Владеть навыками аналитико-синтетической мыслительной деятельности, в рамках которой описывается, представляется и преобразуется мыслимое содержание, и на основе которой строятся далее другие целеполагающие и целереализующие виды деятельности.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
| Код по ФГОС/ НИУ
| Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
| Способность научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умение
использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных и
экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности
(формируется частично)
| ОНК-1
| - распознает актуальные социально-значимые проблемы в социальной и культурной жизни;
- применяет концепции и подходы социологии культуры для объяснения явлений и процессов социальной жизни и интерпретации эмпирических кейсов;
- оценивает образцы научной аргументации в научных текстах и публичных выступлениях.
| лекции, дискуссии и оппонирование на семинаре, подготовка доклада, подготовка оригинального проекта по анализу и интерпретации самостоятельно поставленной социологической проблемы («социологический этюд»), критический разбор текстов на семинаре, самостоятельная работа с литературой и ее последующий анализ на семинарских занятиях
| Владение культурой мышления, способность в письменной и устной речи правильно и
убедительно оформить результаты мыслительной деятельности
(формируется частично)
| ИК-1
| - демонстрирует способность представления материала;
- владеет способностью оппонирования на основе построения критической аргументации.
| дискуссии и оппонирование на семинаре, подготовка доклада, подготовка оригинального проекта по анализу и интерпретации самостоятельно поставленной социологической проблемы («социологический этюд»)
| Способность использовать знание и понимание проблем человека в современном мире,
ценностей мировой и российской культуры, развитие навыков межкультурного диалога
(формируется частично)
| СЛК-6
| - распознает основные философские и культурные проблемы в конкретных эмпирических кейсах;
- представляет связи между конкретными научными объяснениями и фундаментальными философскими проблемами и альтернативами.
| лекции, дискуссии и оппонирование на семинаре, подготовка доклада, подготовка оригинального проекта по анализу и интерпретации самостоятельно поставленной социологической проблемы («социологический этюд»), критический разбор текстов на семинаре, самостоятельная работа с литературой и ее последующий анализ на семинарских занятиях
| Умение использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и
современных проблем социальной философии (сущность, структура и функционирование общества, механизмы
и формы социальных изменений, принципы исторической типологии общества)
(формируется частично)
| ПК-3
| - распознает основные социологические подходы к анализу культуры;
- использует теоретический ресурс описаний различных концепций социологии культуры для интерпретации конкретных эмпирических кейсов;
- интерпретирует явления социальной и культурной жизни с опорой на аппарат социологии культуры.
| лекции, дискуссии и оппонирование на семинаре, подготовка доклада, подготовка оригинального проекта по анализу и интерпретации самостоятельно поставленной социологической проблемы («социологический этюд»), критический разбор текстов на семинаре, самостоятельная работа с литературой и ее последующий анализ на семинарских занятиях
| Умение использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и
современных проблем эстетики (история эстетических учений, основные категории эстетики, эстетическое и
художественное творчество)
(формируется частично)
| ПК-7
| - распознает основные философские и культурные оппозиции в образцах научного описания искусства и массовой культуры.
| лекции, дискуссии и оппонирование на семинаре, подготовка доклада, подготовка оригинального проекта по анализу и интерпретации самостоятельно поставленной социологической проблемы («социологический этюд»), критический разбор текстов на семинаре, самостоятельная работа с литературой и ее последующий анализ на семинарских занятиях
| Умение использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и
современных проблем философских проблем естественных, технических и гуманитарных наук (основные
философские проблемы физики, математики, биологии, истории и др.)
(формируется частично)
| ПК-10
| - воспроизводит ключевые положения основных концепций и подходов социологии культуры;
- представляет связи между основными проблемами социологии и существующими подходами к анализу культуры.
| лекции, дискуссии и оппонирование на семинаре, подготовка доклада, подготовка оригинального проекта по анализу и интерпретации самостоятельно поставленной социологической проблемы («социологический этюд»), критический разбор текстов на семинаре, самостоятельная работа с литературой и ее последующий анализ на семинарских занятиях
| Знание различных методов научного и философского исследования и умение их
использовать в профессиональной деятельности
(формируется частично)
| ПК-11
| - распознает концепции социологии культуры и методы социологического исследования в представленных образцах научно-практической аргументации;
- использует социологические методы исследования для анализа и описания явлений и процессов культурной жизни.
| лекции, дискуссии и оппонирование на семинаре, подготовка доклада, подготовка оригинального проекта по анализу и интерпретации самостоятельно поставленной социологической проблемы («социологический этюд»), критический разбор текстов на семинаре, самостоятельная работа с литературой и ее последующий анализ на семинарских занятиях
| Владение методами и приемами логического анализа, умение работать с научными
текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями
(формируется частично)
| ПК-12
| - демонстрирует способность подбора релевантной библиографии по выбранной теме;
- владеет профессиональной терминологией в области социологии культуры, достаточной для чтения научной литературы по теме, в том числе первоисточников;
- интерпретирует представленные образцы аргументации на предмет валидности, релевантности, логической консистентности и полноты.
| лекции, дискуссии и оппонирование на семинаре, подготовка доклада, подготовка оригинального проекта по анализу и интерпретации самостоятельно поставленной социологической проблемы («социологический этюд»), критический разбор текстов на семинаре, самостоятельная работа с литературой и ее последующий анализ на семинарских занятиях
| |