Скачать 169.12 Kb.
|
«Будьте не мёртвые, а живые души» (Урок литературы по произведению Николая Васильевича Гоголя «Правило жития в мире») 9 класс Работу выполнила учитель русского языка и литературы МОУ «Восходская ООШ» Алатырского района Канова Ирина Васильевна (учитель 1 категории, педагогический стаж – 16 лет) План открытого урока (2 часа) Эпиграфы: 1)О вещая душа моя! О сердце, полное тревоги, О, как ты бьёшься на пороге Как бы двойного бытия. Ф.Тютчев. 2)… Друзья мои…Не смущайтесь никакими событиями, какие ни случаются вокруг вас. Делайте каждый своё дело, молясь в тишине. Общество тогда только поправится, когда всякий честный человек займётся собою и будет жить как христианин, служа Богу теми орудиями, какие ему даны, и стараясь иметь доброе влияние на небольшой круг людей, его окружающих. Всё придёт тогда в порядок, сами собой установятся тогда правильные отношения между людьми, определятся пределы законные всему. И человечество двинется вперёд. Будьте не мёртвые, а живые души. Духовное завещание Н. В. Гоголя. Цели урока:
Методическое обеспечение:
Методы проведения урока:
Тип урока – урок-размышление, урок-откровение. Ход урока 1. Слово учителя. Друзья мои! Сегодня мы с вами отправимся в чудесный и удивительный мир русской литературы, мир духа и души, мир слова, мир символов и образов, чтобы познать окружающий нас мир, чтобы познать мир Человека, чтобы познать самих себя. О вещая душа моя! О сердце, полное тревоги, О, как ты бьёшься на пороге Как бы двойного бытия. Ф.Тютчев. Наши души (мою и вашу), наши сердца (моё и ваше) поможет познать великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь. Сегодня у нас урок-размышление, урок-откровение. На этом уроке вашим и моим учителем будет Николай Васильевич Гоголь. Вместе мы попытаемся постичь «Правило жития в мире» - так называется философски богатое произведение писателя. Каждый человек задумывается над вопросами:
Получить ответы на волнующие всех вопросы поможет нам великий русский писатель Н.В.Гоголь. Друзья мои…Не смущайтесь никакими событиями, какие ни случаются вокруг вас. Делайте каждый своё дело, молясь в тишине. Общество тогда только поправит ся, когда всякий честный человек займётся собою и будет жить как христианин, служа Богу теми орудиями, какие ему даны, и стараясь иметь доброе влияние на небольшой круг людей, его окружающих. Всё придёт тогда в порядок, сами собой установятся тогда правильные отношения между людьми, определятся пределы законные всему. И человечество двинется вперёд. Будьте не мёртвые, а живые души. Духовное завещание Н. В. Гоголя. Учитель. «Друзья мои», - обращается ко всем нам великий писатель. - Что он нам советует? (Не бояться трудностей, делать каждому своё дело, молясь в тишине. Молитва спасает души людей, помогает пережить трудности и потери.). - Как можно изменить общество к лучшему? (Каждый должен заняться самим собой, быть добрым и творить добро в мире). - Каково пожелание Н.В.Гоголя? (Будьте не мёртвые, а живые души. Главное в человеке – это его душа, его дух, заполненные Божественной благодатью.) Учитель: - «Будьте не мёртвые, а живые души», - таково повеление писателя. Это и совет, и требование, и просьба. Как же обрести живую душу?! Человечество из поколения в поколение передаёт библейские законы жизни - десять заповедей. Дома вы внимательно, не торопясь, прочитали их и подумали над вопросами. 2. Опрос домашнего задания. 1. Все ли люди придерживаются этих библейских заповедей? (К сожалению, не все люди следуют Божьему Слову, иногда они забывают о законах Божьих. Каждый человек должен понять, принять и исполнять в жизни эти заповеди.) 2. Как изменился бы мир, если бы этим заповедям следовали все люди? (Мир бы сильно изменился, стало бы меньше зла вокруг, в мире стало бы больше добра и душевного тепла. Нарушение библейских заповедей приведёт к разрушению духа человека.) 3. Работа по тексту «Правила жития в мире» Н.В.Гоголя. Мир несовершенен. Человек – дитя природы. Он рождается по законам природы и умирает по законам природы. А человеческая душа? Подвержена ли она закону смерти? Как рождается человеческая душа? Как она умирает? На эти вопросы даст ответ наш Учитель Н.В.Гоголь. На Руси издавна существует традиция. - Чем отмечен последний земной путь человека? (Во время похоронной процессии на дорогу бросают еловые ветки). Учитель, держа в руке еловую ветку (ассоциативная деталь урока), задаёт вопрос: - Как вы думаете, почему дорога, ведущая к последнему земному пристанищу, усыпана еловыми ветками? (Еловая ветка – символ жизни. Зимой еловые иголочки жизнеутверждающе и наперекор всему зеленеют, напоминая о вечности жизни. Еловая ветка говорит не столько о смерти тела, сколько о вечной жизни души человека). Учитель показывает фотографию, на которой изображена ель (ассоциативная деталь урока) с согнувшимися под тяжестью снега ветками. - Посмотрите на фотографию. Как согнулись еловые ветки под тяжестью снега. Но ветки лишь согнулись, а не сломались. Ель рядом с нами в праздничные новогодние дни, она сопровождает нас в начале нового года и новой жизни. Именно еловыми ветками усыпан последний земной путь человека, что символизирует начало новой жизни в другой форме. Каким же должен человек подойти к этой переломной черте, усыпанной еловыми ветками. Н.В.Гоголь даёт ответ на этот вопрос. Обратимся к гоголевскому слову. - Какое главное чувство должно быть в сердце каждого человека? Зачитайте ответ на вопрос? ( Главным чувством в человеческом сердце Н.В.Гоголь называет любовь к Богу. Любая другая форма любви происходит от Божьей любви). « Начало, корень и утвержденье всему есть любовь к Богу. Но у нас это начало в конце, и мы всё, что ни есть в мире, любим больше, нежели Бога… Любить Бога значит любить Его в несколько раз более, чем отца, мать, детей, жену, мужа, брата и друга; а мы даже и так Его не любим, как любим их… Любовь же есть свет, а не мрак. В любви заключается Бог, а не дух тьмы: где свет, там и спокойствие, где тьма, там и возмущение. И потому любовь, происшедшая от Бога, тверда и вносит твёрдость в наш характер и самих нас делает твёрдыми; а любовь не от Бога шатка и мятежна и самих нас делает шаткими, боязливыми и нетвёрдыми. И потому прямо от Божьей любви должна происходить всякая любовь на земле».) - С чем сравнивается любовь? Как вы думаете, почему? (Любовь к Богу сравнивается со светом, а свет является источником жизни всего на Земле, это есть начало всех начал). - Как меняет человека чувство любви к Богу?(Любовь к Богу делает нас духовно и душевно твёрдыми и стойкими). Учитель. Человек должен любить Бога, творить добро, он должен быть твёрдым, сильным и уверенным. Таковы законы жизни по Н.В.Гоголю. Земная жизнь наша не вечна, все мы смертны, но наш долг отодвинуть момент еловой ветки от своей души, от своих близких и родных. Мы в ответе за тех, кого приручили. - Какую помощь люди должны оказывать друг другу? Зачитайте слова Н.В.Гоголя? (Мы должны быть в ответе за близких и родных, оказывать им не только вещественную помощь, но и душевную, а духовная и душевная помощь намного сильнее и могущественнее вещественной, потому что она пронизана Божьей любовью. Грех ближнего лежит и на нас всех). « Любовь земная, происшед от Божией, становится чрез то возвышенней и обширней, ибо она велит нам гораздо больше любить ближнего и брата, чем мы любим: она велит нам оказывать не только одну вещественную помощь, но и душевную, не только заботиться о его теле, но и о душе, скорбеть на него не за то, что он наносит нам неприятности, но за то, что он сим поступком наносит несчастие душе своей. Ибо грех его лежит и на нас: мы должны были его поучить, наставить, образовать, воспитать. Но как мы можем это сделать, будучи сами слабы и немощны? Путём и дорогою Божественной любви всё возможно; без неё всё трудно. Чтобы воспитать другого, мы должны воспитать прежде себя». - Какой человек сможет поучить, наставить, образовать и воспитать? (Только тот, кто идёт дорогою Божественной любви, только тот, кто смог воспитать самого себя). - Как же воспитать самого себя? Н.В.Гоголь даёт нам ответ на этот вопрос. Зачитайте его. ( Человек должен в жизни своей следовать Христу, размышлять о себе, о своей жизни, о своём долге. Он должен много читать). «Как же воспитать себя? Воспитанье должно происходить в беспрестанном размышлении о своём долге, в чтении тех книг, где изображается человек в подобном нам состоянии, круге, обществе и звании, и среди таких же обстоятельств, - и потом в беспрестанном применении и сличении всего этого с законом Христа: в чём они не противоречат Христу, то принимать, в чём не соответствуют его закону, то отвергать; ибо всё, что не от Бога, то не есть истинно…») Учитель. Вера в Бога поможет человеку выстоять. А книга – наш спасительный круг, друг и помощник. - Каким годом был объявлен 2007 год? (2007 год является Годом ребёнка, чтения и русского языка). Учитель. Ребёнок, читая книги и постигая искусство русского слова, становится высоконравственным и духовно просвещённым Человеком. - Внимательно послушайте запись беседы с протоиреем Артемием Владимировым. Обратите внимание на вопросы, на которые вы должны будете найти ответы. Запишите кратко ответы на эти вопросы в тетради по литературе.
Учащиеся слушают запись беседы (3 мин.) с протоиреем Артемием Владимировым и отвечают на вопросы.
Учитель. Книга – наш Друг и Учитель, защитник и помощник. Книга поможет, поддержит нас в трудную минуту. От козней дьявола защитит всех нас Божественная вера. Есть у нас у всех и внутренние враги, которых надо бояться и опасаться? - Что в этой жизни, по мнению Н.В.Гоголя, следует остерегаться больше всего? Зачитайте ответ писателя? ( Больше всего в этой жизни следует опасаться споров. Н.В.Гоголь пишет: «От споров, как от огня, следует остерегаться, как бы ни сильно нам противуречили, какое бы неправое мнение нам ни излагали, не следует никак раздражаться, ни доказывать напротив; но лучше замолчать и, удаляясь к себе, взвесить всё сказанное и обсудить его хладнокровно. Но и обсудивши не говорить, если чувствуем, что не можем сказать так, чтобы оно именно было доступно тому человеку, с которым говорим, или же если чувствуем, что не можем сказать хладнокровно и безгневно. Истина, сказанная в гневе, раздражает, а не преклоняет. Итак, воспитать другого и подать ему душевную истинную помощь мы можем тогда, когда достигли сами до высочайшего незлобия, когда никакие оскорбления не могут оскорбить нас… На сём основана и жизнь: учиться самому и научать других, и самому вознестись и другого вознести к Богу»). Учитель. Каждый человек стремится к истине и самоусовершенствованию. Как всё-таки трудно говорить правду без гнева, без раздражения. Достигнуть этой высокой планки может только тот человек, который постоянно учится сам, который стремится в поступках возвыситься к Богу. Человек должен стремиься к достижению незлобия, когда никакие оскорбления не могут нас оскорбить). - Какой наисильнейший враг всегда подстерегает человека? Зачитайте мнение Николая Васильевича Гоголя? (Самый главный враг человека – это уныние, которое рождает отчаянье. Уныние – порождение тьмы. Уныние мешает человеку спастись. Писатель утверждает: « Во всех наших начинаниях и поступках больше всего мы должны остерегаться одного наисильнейшего врага нашего. Враг этот – уныние. Уныние есть истое искушение духа тьмы, которым нападает он на нас, зная, как трудно с ним бороться человеку… Уныние рождает отчаяние, которое есть душевное убийство, страшнейшее всех злодеяний, совершаемых человеком, ибо отрезывает все пути к спасению, и потому пуще всех грехов оно ненавидимо Богом. От того и в молитвах просится ежедневно, дабы дал нам Бог сердце трезвящееся, бодр ум, мысль светлу и отгнал бы от нас дух уныния…» Учитель: - Что спасает человека от уныния? (Молитва, направленная к Богу, спасает человека от уныния). Учитель. Каждому человеку необходимо молиться. Во время молитвы происходит единение человека с Богом. Во время молитвы человек приобретает силы и терпение. Послушайте божественную молитву. (Звучит «Акафист Пресвятой Богородицы» - 1 мин.) Учитель. Молитва вселяет в человека Веру. Вера побеждает уныние и страх. Что же такое вера? Вера помогает приобрести уверенность. Посмотрите фильм-размышление о вере (5 мин.) Ответьте на вопросы:
Учащиеся смотрят 5-минутный отрывок из религиозно-философского фильма-размышления (DVD-диск) под названием «Что такое вера?», затем отвечают на вопросы, которые располагаются на доске?
Ответ на следующий вопрос запишите в свои тетради.
(- Я верю, что я буду духовно нравственным и образованным человеком. - Я верю, что люди в своей жизни будут соблюдать десять библейских заповедей. - Я верю, что наша школа станет лучшей школой России. - Я верю, что я и мои близкие люди будут счастливы, что горести и невзгоды будут обходить нас стороной, потому что мы верим в Бога. - Я верю, что Бог хранит меня и мою семью, я верю в силу божественного слова. И т.д.) Учитель. Я тоже хочу ответить на этот вопрос.
Послушайте заключительные строчки «Правила жития в мире» Николая Васильевича Гоголя: « Земная жизнь наша не может быть и на минуту покойна, это мы должны помнить всегда. Тревоги следуют одни за другими; сегодня одни, завтра другие. Мы призваны в мир на битву, а не на праздник: праздновать победу мы будем на том свете. Здесь мы должны мужественно, не упадая духом сражаться, дабы получить больше наград, больше повышений, исполняя всё как законный долг наш с разумным спокойствием, осматриваясь всякой раз вокруг себя и сверяя всё с законом Христа Господа нашего…Чем больше опасности, тем сильней следует собрать силы и возносить сильней молитву к Богу… Мы видим одни только препятствия, не замечая, что они-то суть наши ступени восхождения. А чаще всего мы всё видим иначе: пригорок нам кажется горою, малость великим делом, призрак – действительностью, всё преувеличивается в глазах наших и пугает нас. Не омрачаться, но стараться светлеть душой должны мы беспрерывно. Бог есть свет, а потому и мы должны стремиться к свету. Бог есть верховное веселие, а потому и мы должны быть также светлы и веселы. Веселы именно тогда, когда всё воздвигается противу нас, чтобы нас смутить и опечалить. Иначе и заслуги нет никакой: нетрудно быть веселу , когда вокруг нас всё весело; тогда всякой умеет веселиться…Но достоинство христианина в том, чтобы и в печали быть беспечальну духом. Всё да управляется у нас любовью к Богу. Блажен, кто начал свои подвиги прямо с любви к Богу. Он быстрее всех других полетит по пути своему и легко победит всё то, что другому кажется непреодолимыми и невозможным…» Много преград и трудностей в человеческой жизни. Эти трудности и преграды – лишь ступеньки наверх, это путь приближения к Богу. Великий писатель советует нам не бояться препятствий – это лишь пригорки, которые кажутся нам горами. Любовь к Богу поможет человеку преодолеть трудности. Рядом с каждым из нас люди, которым требуется наша помощь. Каждый из нас Человек, а Человек силён душой и духом. Стать духовно и душевно сильнее нам помогают две силы: Божественная Вера и Искусство (литература, музыка, живопись, архитектура). Наш урок-размышление, урок-откровение подходит к концу. Великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь был сегодня на уроке вашим и моим Учителем. Он вселил в наши души веру в себя. Посмотрите ещё раз на первое фото (метод ассоциативной детали). Ветки согнулись под тяжестью снега, но не сломались. За морозной и снежной зимой следует тёплая и солнечная весна. Посмотрите, какой стала веточка ели, освобождённая от тяжёлого снежного груза (второе фото, метод ассоциативной детали). На данной фотографии зафиксировано биополе еловой веточки. Каждая иголочка выбрасывает в мир мощное электромагнитное излучение. Голубой, небесный, божественный свет излучает каждая иголочка еловой веточки. Так и человеческая жизнь. Мы призваны в этот мир с верой в Бога излучать добро и свет – таково главное гоголевское «правило жития в мире». «Будьте не мёртвые, а живые души»,- таково духовное завещание писателя. 4. Домашнее задание. Ответить письменно на вопрос: «Чему учит нас «Правило жития в мире» Н.В.Гоголя?» Музыкально – поэтическая композиция «Листая военные страницы» Работу выполнила учитель музыки МОУ «Восходская основная общеобразовательная школа» Королёва Лариса Германовна, учитель 2 категории (стаж работы – 21 год). Цели: развивающая – знакомство с жизнью и творчеством поэтов – фронтовиков Чувашии; воспитательная – воспитание патриотизма, уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, любви и гордости за свою Родину, за ее защитников. Учитель: История нашей Родины многогранна, много в ней замечательных событий, подвигов героев. Но ни в одной стране не было такого массового героизма, как в России, в годы Великой Отечественной войны. Это был подвиг всего народа. Из Чувашии в первые же дни войны ушли на фронт сорок две тысячи сто семьдесят три солдата. И, конечно, среди них были поэты и писатели, которые стали летописцами Великой Отечественной войны. Три поэта, три защитника нашей Родины, три солдата великой отечественной говорят с нами со страниц книги «Победа наша многолика». Давайте познакомимся с ними. 1 чтец: Владимир Иванович Грибанов родился в с. Андреевка Курманаевского района Оренбургской области. В годы войны он был партизаном отряда «Буря», с июня 1943 году воевал в рядах Советской Армии, награжден орденами и медалями. Всю войну в его планшете лежал блокнот и карандаш. А после окончания Московского педагогического института он стал активно работать в периодической печати г. Чебоксар. В 1980 г. Ему присвоено звание «Заслуженный работник культуры Чувашской АССР». Перелистывая страницы со стихами Грибанова, можно проследить весь его солдатский путь, всю свою жизнь. Он обращался к тем военным дням за поддержкой и советом, в минуты грусти и печали, радости и счастья. 2 чтец: И мир увидел в солнца бликах – Победа наша многолика: С багровым стягом под рейхстагом Гвардейцем выросла она; Предстала медсестрой – трудягой Под ношей тяжкой чуть видна; Вдовою плачущей с ребенком, В колхозном поле - стариком; Худым мальчишкой – за станком; Салют невидящим солдатам С повязкой белой вместо глаз; И узникам, что помнят свято: Жизнь он, Солдат Советский, спас! (Песня «Нам нужна одна победа») 3 чтец: Поэт, Петр Сергеевич Кулагин, испытал с лихвой все тяготы своего поколения. С младенческих лет скитался по детским домам, познал голод и нужду. Прошел всю войну в качестве авиационного моториста в 19-м Гвардейском истребительном авиационном полку. После войны работал в Союзе художников, пел в ансамблях, капеллах. И, конечно, писал стихи о войне, о нашей жизни, о жестокости нового поколения, сравнивая их с дружбой и добротой в те страшные военные годы. 4 чтец: Здесь – песни дедов позабыл народ, Купаясь вольно в омуте пороков. И юность отрешенная живет – «Балдея» в визге сумасшедших «Роков». Здесь недовольство смутное кричит На площадях твою слепую повесть… И чуждым, страшным словом «дефицит» Теперь зовет твои – Добро и Совесть… 3 чтец: Писал Петр Сергеевич и о любви к природе, к своей малой Родине – Алатырю. 5 чтец: Сады цветут. С церквей звонят, А времечко – ходок – И вот оно внесло меня В Алатырь – городок… И в правду будто томики Про жизнь в лихой поре – Окрашенные домики Спускаются к Суре. (Песня «Алатырь – ты в моей судьбе») Учитель: Перелистывая страницы сборника стихов «Победа наша многолика», мы знакомимся еще с одним поэтом – фронтовиком, Александром Ивановичем Лукашиным. 6 чтец: Родился Александр Иванович в Пензинской области. В 1943 году ушел на фронт. С боями прошел Белоруссию, Литву, Латвию, Восточную Пруссию, Польшу, Германию. С 1968 года работал в Чебоксарах, где в содружестве с Чувашскими композиторами написал более 150 песен и других симфонических произведений. «Фронтовые эскизы» удостоены Государственной премии ЧАССР им. К. Иванова. Лукашин – «Заслуженный работник культуры Чувашской Республики». Каждый год на День Победы у Монумента Славы в г. Чебоксары звучит реквием на стихи А. Лукашина «Положите цветы на могилы солдат». 7 чтец: Положите цветы на могилы солдат, Ведь с цветами они по ночам говорят… «Я ведь тоже солдат, пал в тяжелом бою За родные поля и за маму свою… Может, мама моя, ты осталась живой? На могилу пришла вся в морщинах, седой. Нет меня уж давно, но я верю, что ты Мне по нынешний день носишь в росах цветы. Положите цветы на могилы солдат, Ведь с цветами они по ночам говорят… 6 чтец: Поэт много путешествовал, писал стихи об увиденном. Но с особой любовью писал он о Чебоксарах, о Чувашии, где у него много друзей – фронтовиков, которым он посвящал почти каждое свое стихотворение. 8 чтец: Чувашия, Чувашия, Ты молодость моя! Твои сто тысяч песен я Несу во все края… … Я здесь в краю ста тысяч песен Пишу свободно, не спеша. С друзьями жить нигде не тесно И от того поет душа! Учитель: К сожалению, нет уже среди нас этих поэтов. Время берет свое, вот как сказал об этом один из них. 9 чтец: А годы мчат нас к старости галопом, Но жизнь с тобой мы прожили не зря. Нам доставляют радость наши тропы – По ним идут надежно сыновья. Учитель: Закрывая последнюю страницу сборника стихов, мы познакомились с военной биографией людей и страны, с радостью Победы и тяжестью утрат, с жизнью в послевоенное лихолетье и в нынешнее время. В нашей памяти навсегда останутся строки, отрывки стихов этих поэтов – фронтовиков. (Песня «День Победы») |
Конспект урока по литературе «Этапы биографии и творчества Н. В. Гоголя» (10 класс) Изучение творчества Н. В. Гоголя в школе начинается с 5 класса, в 10-м классе мы будем изучать литературное наследие Н. В. Гоголя... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... И студентам высших педагогических учебных заведений. Конспект занятия направлен на ознакомление учеников с основными фактами биографии... | ||
Ужасное как эстетическая категория в поэтиках Николая Гоголя и Франца Кафки Интертекстуальный параллелелизм в работах Н. Гоголя и Ф. Кафки как научная проблема | Урок литературы по произведению М. Ю. Лермонтова «Бородино» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «сош №19», учитель русского языка и литературы | ||
Урок по произведению А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Подготовила учитель литературы Жетоны, конверты с «предметами», текст для капитанов, таблички с названием команд, скотч, бумажные кружки для имен. На доске: запись... | План-конспект урок по произведению Н. В. Гоголя «Ревизор» Цель урока: 1 познакомить учащихся с образом главного героя комедии «Ревизор» Хлестаковым, помочь раскрыть этот образ на примере... | ||
Технология развития критического мышления учащихся Тема: Смысл противопоставления Остапа и Андрия (по произведению Н. В. Гоголя «Тарас Бульба») | Конспект урока литературы в 6 классе тема: «в гостях у жителей диканьки»... Но тем ценнее становится ощущение детской удовлетворенности и радости. При проведении игры была создана среда интеллектуального,... | ||
Урок литературы в 9 классе по творчеству Н. В. Гоголя. Тема: «Тема... «Портрет», определить ее тему и проблему; постараемся решить делему, которая стоит и пред гениями и перед обыкновенными людьми: жить,... | Урок по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Тема урока: «Итоговый урок по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Сравнительный анализ экранизации поэмы с авторским текстом» | ||
Урок литературы в 8 классе по теме «Мцыри как романтический герой» ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Открытый урок по литературе в 10 классе по произведению И. С. Тургенева «Отцы и дети» учителя русского языка и литературы Терентьевой... | ||
Урок по окружающему миру (литературное чтение, музыка) 3-«Б» класс... Продолжить работу по развитию гуманного отношения к природе, ко всему живому в окружающем нас мире, способности воспринимать и чувствовать... | Календарно-тематическое планирование по геометрии 9 класс Знать: законы сложения, определение суммы, правило треугольника, правило параллелограмма | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обобщение по разделу «Летописи, былины, сказания, жития.» Игра «Летописи, былины, сказания, жития» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сегодня я хочу предложить вашему вниманию необычный урок- урок словесности. Именно такие уроки, а не уроки русского языка и литературы,... |