Урок литературы по произведению Николая Васильевича Гоголя «Правило жития в мире» 9 класс Работу





Скачать 169.12 Kb.
НазваниеУрок литературы по произведению Николая Васильевича Гоголя «Правило жития в мире» 9 класс Работу
Дата публикации26.06.2013
Размер169.12 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
«Будьте не мёртвые, а живые души»


(Урок литературы по произведению Николая Васильевича Гоголя «Правило жития в мире»)

9 класс
Работу выполнила учитель

русского языка и литературы

МОУ «Восходская ООШ»

Алатырского района

Канова Ирина Васильевна

(учитель 1 категории,

педагогический стаж – 16 лет)


План открытого урока (2 часа)

Эпиграфы:

1)О вещая душа моя!

О сердце, полное тревоги,

О, как ты бьёшься на пороге

Как бы двойного бытия.

Ф.Тютчев.

2)… Друзья мои…Не смущайтесь никакими событиями, какие ни случаются вокруг вас. Делайте каждый своё дело, молясь в тишине. Общество тогда только поправится, когда всякий честный человек займётся собою и будет жить как христианин, служа Богу теми орудиями, какие ему даны, и стараясь иметь доброе влияние на небольшой круг людей, его окружающих. Всё придёт тогда в порядок, сами собой установятся тогда правильные отношения между людьми, определятся пределы законные всему. И человечество двинется вперёд.

Будьте не мёртвые, а живые души.

Духовное завещание Н. В. Гоголя.

Цели урока:

  • образовательная – познакомить учащихся с философски литературным произведением Н.В.Гоголя «Правило жития в мире»;

  • развивающая – развитие навыков анализа художественного произведения духовно- философского плана, развитие устной и письменной речи;

  • воспитательная – воспитание духовной нравственности, привитие интереса к искусству слова, к познанию человека, формирование философского мышления.

Методическое обеспечение:

    • на партах тексты произведения Н.В.Гоголя «Правила жития в мире»,

    • отрывок из Библии «Десять заповедей»,

    • тетради,

    • компьютер,

    • DVD-диск с записью религиозно-философского фильма-размышления «Что такое вера?»,

    • магнитофон,

    • аудиокассета с записью беседы с протоиреем Артемием Владимировым,

    • аудиокассета с записью молитвы «Акафист Пресвятой Богородицы»,

    • портрет Н.В.Гоголя работы Ф.А.Моллера,

    • ассоциативная деталь (ветка ели, прикреплённая к доске рядом с портретом Н.В.Гоголя),

    • фотография ели, ветки которой согнулись под тяжестью снега,

    • фотография еловой ветки в ракурсе электромагнитного излучения.

Методы проведения урока:

        • фронтальный опрос,

        • беседа по тексту произведения Н.В.Гоголя «Правило жития в мире»,

        • беседа по видеофрагменту и аудиофрагменту,

        • запись в тетрадь,

        • авторский инновационный метод ассоциативной детали (в данном случае такой ассоциативной деталью является ветка ели),

        • элемент блочно-модульной системы (два урока по данному произведению даются в один день).

Тип урокаурок-размышление, урок-откровение.

Ход урока

1. Слово учителя.

Друзья мои! Сегодня мы с вами отправимся в чудесный и удивительный мир русской литературы, мир духа и души, мир слова, мир символов и образов, чтобы познать окружающий нас мир, чтобы познать мир Человека, чтобы познать самих себя.

О вещая душа моя!

О сердце, полное тревоги,

О, как ты бьёшься на пороге

Как бы двойного бытия.

Ф.Тютчев.

Наши души (мою и вашу), наши сердца (моё и ваше) поможет познать великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь. Сегодня у нас урок-размышление, урок-откровение. На этом уроке вашим и моим учителем будет Николай Васильевич Гоголь. Вместе мы попытаемся постичь «Правило жития в мире» - так называется философски богатое произведение писателя.

Каждый человек задумывается над вопросами:

  • «Правильно ли он живёт?»,

  • «Как нужно правильно жить?»,

  • «Во что верить в этой жизни?»

  • « К чему необходимо стремиться?»

Получить ответы на волнующие всех вопросы поможет нам великий русский писатель Н.В.Гоголь.

Друзья мои…Не смущайтесь никакими событиями, какие ни случаются вокруг вас. Делайте каждый своё дело, молясь в тишине. Общество тогда только поправит ся, когда всякий честный человек займётся собою и будет жить как христианин, служа Богу теми орудиями, какие ему даны, и стараясь иметь доброе влияние на небольшой круг людей, его окружающих. Всё придёт тогда в порядок, сами собой установятся тогда правильные отношения между людьми, определятся пределы законные всему. И человечество двинется вперёд.

Будьте не мёртвые, а живые души.

Духовное завещание Н. В. Гоголя.

Учитель. «Друзья мои», - обращается ко всем нам великий писатель.

- Что он нам советует? (Не бояться трудностей, делать каждому своё дело, молясь в тишине. Молитва спасает души людей, помогает пережить трудности и потери.).

- Как можно изменить общество к лучшему? (Каждый должен заняться самим собой, быть добрым и творить добро в мире).

- Каково пожелание Н.В.Гоголя? (Будьте не мёртвые, а живые души. Главное в человеке – это его душа, его дух, заполненные Божественной благодатью.)

Учитель:

- «Будьте не мёртвые, а живые души», - таково повеление писателя. Это и совет, и требование, и просьба. Как же обрести живую душу?!

Человечество из поколения в поколение передаёт библейские законы жизни - десять заповедей. Дома вы внимательно, не торопясь, прочитали их и подумали над вопросами.
2. Опрос домашнего задания. 1. Все ли люди придерживаются этих библейских заповедей? (К сожалению, не все люди следуют Божьему Слову, иногда они забывают о законах Божьих. Каждый человек должен понять, принять и исполнять в жизни эти заповеди.)

2. Как изменился бы мир, если бы этим заповедям следовали все люди? (Мир бы сильно изменился, стало бы меньше зла вокруг, в мире стало бы больше добра и душевного тепла. Нарушение библейских заповедей приведёт к разрушению духа человека.)

3. Работа по тексту «Правила жития в мире» Н.В.Гоголя.

Мир несовершенен. Человек – дитя природы. Он рождается по законам природы и умирает по законам природы. А человеческая душа? Подвержена ли она закону смерти? Как рождается человеческая душа? Как она умирает? На эти вопросы даст ответ наш Учитель Н.В.Гоголь.

На Руси издавна существует традиция.

- Чем отмечен последний земной путь человека? (Во время похоронной процессии на дорогу бросают еловые ветки).

Учитель, держа в руке еловую ветку (ассоциативная деталь урока), задаёт вопрос:

- Как вы думаете, почему дорога, ведущая к последнему земному пристанищу, усыпана еловыми ветками? (Еловая ветка – символ жизни. Зимой еловые иголочки жизнеутверждающе и наперекор всему зеленеют, напоминая о вечности жизни. Еловая ветка говорит не столько о смерти тела, сколько о вечной жизни души человека).

Учитель показывает фотографию, на которой изображена ель (ассоциативная деталь урока) с согнувшимися под тяжестью снега ветками.

- Посмотрите на фотографию. Как согнулись еловые ветки под тяжестью снега. Но ветки лишь согнулись, а не сломались. Ель рядом с нами в праздничные новогодние дни, она сопровождает нас в начале нового года и новой жизни. Именно еловыми ветками усыпан последний земной путь человека, что символизирует начало новой жизни в другой форме. Каким же должен человек подойти к этой переломной черте, усыпанной еловыми ветками. Н.В.Гоголь даёт ответ на этот вопрос. Обратимся к гоголевскому слову.

- Какое главное чувство должно быть в сердце каждого человека? Зачитайте ответ на вопрос? ( Главным чувством в человеческом сердце Н.В.Гоголь называет любовь к Богу. Любая другая форма любви происходит от Божьей любви).

« Начало, корень и утвержденье всему есть любовь к Богу. Но у нас это начало в конце, и мы всё, что ни есть в мире, любим больше, нежели Бога… Любить Бога значит любить Его в несколько раз более, чем отца, мать, детей, жену, мужа, брата и друга; а мы даже и так Его не любим, как любим их… Любовь же есть свет, а не мрак. В любви заключается Бог, а не дух тьмы: где свет, там и спокойствие, где тьма, там и возмущение. И потому любовь, происшедшая от Бога, тверда и вносит твёрдость в наш характер и самих нас делает твёрдыми; а любовь не от Бога шатка и мятежна и самих нас делает шаткими, боязливыми и нетвёрдыми. И потому прямо от Божьей любви должна происходить всякая любовь на земле».)

- С чем сравнивается любовь? Как вы думаете, почему? (Любовь к Богу сравнивается со светом, а свет является источником жизни всего на Земле, это есть начало всех начал).

- Как меняет человека чувство любви к Богу?(Любовь к Богу делает нас духовно и душевно твёрдыми и стойкими).

Учитель. Человек должен любить Бога, творить добро, он должен быть твёрдым, сильным и уверенным. Таковы законы жизни по Н.В.Гоголю. Земная жизнь наша не вечна, все мы смертны, но наш долг отодвинуть момент еловой ветки от своей души, от своих близких и родных. Мы в ответе за тех, кого приручили.

- Какую помощь люди должны оказывать друг другу? Зачитайте слова Н.В.Гоголя?

(Мы должны быть в ответе за близких и родных, оказывать им не только вещественную помощь, но и душевную, а духовная и душевная помощь намного сильнее и могущественнее вещественной, потому что она пронизана Божьей любовью. Грех ближнего лежит и на нас всех).

« Любовь земная, происшед от Божией, становится чрез то возвышенней и обширней, ибо она велит нам гораздо больше любить ближнего и брата, чем мы любим: она велит нам оказывать не только одну вещественную помощь, но и душевную, не только заботиться о его теле, но и о душе, скорбеть на него не за то, что он наносит нам неприятности, но за то, что он сим поступком наносит несчастие душе своей. Ибо грех его лежит и на нас: мы должны были его поучить, наставить, образовать, воспитать. Но как мы можем это сделать, будучи сами слабы и немощны? Путём и дорогою Божественной любви всё возможно; без неё всё трудно. Чтобы воспитать другого, мы должны воспитать прежде себя».

- Какой человек сможет поучить, наставить, образовать и воспитать? (Только тот, кто идёт дорогою Божественной любви, только тот, кто смог воспитать самого себя).

- Как же воспитать самого себя? Н.В.Гоголь даёт нам ответ на этот вопрос. Зачитайте его. ( Человек должен в жизни своей следовать Христу, размышлять о себе, о своей жизни, о своём долге. Он должен много читать).

«Как же воспитать себя? Воспитанье должно происходить в беспрестанном размышлении о своём долге, в чтении тех книг, где изображается человек в подобном нам состоянии, круге, обществе и звании, и среди таких же обстоятельств, - и потом в беспрестанном применении и сличении всего этого с законом Христа: в чём они не противоречат Христу, то принимать, в чём не соответствуют его закону, то отвергать; ибо всё, что не от Бога, то не есть истинно…»)

Учитель. Вера в Бога поможет человеку выстоять. А книга – наш спасительный круг, друг и помощник.

- Каким годом был объявлен 2007 год? (2007 год является Годом ребёнка, чтения и русского языка).

Учитель. Ребёнок, читая книги и постигая искусство русского слова, становится высоконравственным и духовно просвещённым Человеком.

- Внимательно послушайте запись беседы с протоиреем Артемием Владимировым. Обратите внимание на вопросы, на которые вы должны будете найти ответы. Запишите кратко ответы на эти вопросы в тетради по литературе.

  • Каким должен быть ученик?

  • Какая душа может противостоять злу?

  • Как защищён человек, полюбивший чтение и слово?

Учащиеся слушают запись беседы (3 мин.) с протоиреем Артемием Владимировым и отвечают на вопросы.

  • Каким должен быть ученик? ( Ученик должен быть терпеливым, прилежным, усидчивым. Он должен любить слово. Ученик должен любить читать книги).

  • Какая душа может противостоять злу? (Душа, полюбившая слово и чтение, имеет защиту от козней дьявола. Нельзя быть ленивым, нерадивым).

  • Как защищён человек, полюбивший чтение и слово? (Тот, кто полюбил слово и чтение, находится внутри крепко устроенной башни, толстые стены которой защищают от неприятеля).

Учитель. Книга – наш Друг и Учитель, защитник и помощник. Книга поможет, поддержит нас в трудную минуту. От козней дьявола защитит всех нас Божественная вера. Есть у нас у всех и внутренние враги, которых надо бояться и опасаться?

- Что в этой жизни, по мнению Н.В.Гоголя, следует остерегаться больше всего? Зачитайте ответ писателя? ( Больше всего в этой жизни следует опасаться споров. Н.В.Гоголь пишет:

«От споров, как от огня, следует остерегаться, как бы ни сильно нам противуречили, какое бы неправое мнение нам ни излагали, не следует никак раздражаться, ни доказывать напротив; но лучше замолчать и, удаляясь к себе, взвесить всё сказанное и обсудить его хладнокровно. Но и обсудивши не говорить, если чувствуем, что не можем сказать так, чтобы оно именно было доступно тому человеку, с которым говорим, или же если чувствуем, что не можем сказать хладнокровно и безгневно. Истина, сказанная в гневе, раздражает, а не преклоняет. Итак, воспитать другого и подать ему душевную истинную помощь мы можем тогда, когда достигли сами до высочайшего незлобия, когда никакие оскорбления не могут оскорбить нас… На сём основана и жизнь: учиться самому и научать других, и самому вознестись и другого вознести к Богу»).

Учитель. Каждый человек стремится к истине и самоусовершенствованию. Как всё-таки трудно говорить правду без гнева, без раздражения. Достигнуть этой высокой планки может только тот человек, который постоянно учится сам, который стремится в поступках возвыситься к Богу. Человек должен стремиься к достижению незлобия, когда никакие оскорбления не могут нас оскорбить).

- Какой наисильнейший враг всегда подстерегает человека? Зачитайте мнение Николая Васильевича Гоголя? (Самый главный враг человека – это уныние, которое рождает отчаянье. Уныние – порождение тьмы. Уныние мешает человеку спастись. Писатель утверждает:

« Во всех наших начинаниях и поступках больше всего мы должны остерегаться одного наисильнейшего врага нашего. Враг этот – уныние. Уныние есть истое искушение духа тьмы, которым нападает он на нас, зная, как трудно с ним бороться человеку… Уныние рождает отчаяние, которое есть душевное убийство, страшнейшее всех злодеяний, совершаемых человеком, ибо отрезывает все пути к спасению, и потому пуще всех грехов оно ненавидимо Богом. От того и в молитвах просится ежедневно, дабы дал нам Бог сердце трезвящееся, бодр ум, мысль светлу и отгнал бы от нас дух уныния…»

Учитель:

- Что спасает человека от уныния? (Молитва, направленная к Богу, спасает человека от уныния).

Учитель. Каждому человеку необходимо молиться. Во время молитвы происходит единение человека с Богом. Во время молитвы человек приобретает силы и терпение. Послушайте божественную молитву. (Звучит «Акафист Пресвятой Богородицы» - 1 мин.)

Учитель. Молитва вселяет в человека Веру. Вера побеждает уныние и страх. Что же такое вера? Вера помогает приобрести уверенность. Посмотрите фильм-размышление о вере (5 мин.) Ответьте на вопросы:

  • Во что верит человек?

  • Что такое вера?

  • Чем отличается вера от знания?

  • Во что верите вы?

Учащиеся смотрят 5-минутный отрывок из религиозно-философского фильма-размышления (DVD-диск) под названием «Что такое вера?», затем отвечают на вопросы, которые располагаются на доске?

  • Во что верит человек? (Человек, идя в школу, верит в то, что учителя его научат. Больной, обратившись к врачам, верит в то, что его вылечат. Люди верят в слова близких людей).

  • Что такое вера? (Апостол Павел говорил: «Вера – осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». Самая главная вера – это Вера в Бога. Вера – есть надежда в лучшее будущее. Человек, поверивший Богу, обретёт и веру в самого себя).

  • Чем отличается вера от знания? (Знание принадлежит уму, вера принадлежит сердцу. В науке вера предшествует знанию. Вера – двигатель всех научных исследований. Наука основана на вере. Вера обширнее и глубже знания).

Ответ на следующий вопрос запишите в свои тетради.

  • Во что верите вы?

(- Я верю, что я буду духовно нравственным и образованным человеком.

- Я верю, что люди в своей жизни будут соблюдать десять библейских заповедей.

- Я верю, что наша школа станет лучшей школой России.

- Я верю, что я и мои близкие люди будут счастливы, что горести и невзгоды будут обходить нас стороной, потому что мы верим в Бога.

- Я верю, что Бог хранит меня и мою семью, я верю в силу божественного слова. И т.д.)

Учитель. Я тоже хочу ответить на этот вопрос.

  • Я верю в чудо, ниспосланное Богом.

  • Я верю в волшебную силу Божественного и художественного слова.

  • Я верю, что мои ученики всегда будут следовать Божьим законам, они будут читать книги, которые для них станут верными помощниками и настоящими друзьями.

Послушайте заключительные строчки «Правила жития в мире» Николая Васильевича Гоголя:

« Земная жизнь наша не может быть и на минуту покойна, это мы должны помнить всегда. Тревоги следуют одни за другими; сегодня одни, завтра другие. Мы призваны в мир на битву, а не на праздник: праздновать победу мы будем на том свете. Здесь мы должны мужественно, не упадая духом сражаться, дабы получить больше наград, больше повышений, исполняя всё как законный долг наш с разумным спокойствием, осматриваясь всякой раз вокруг себя и сверяя всё с законом Христа Господа нашего…Чем больше опасности, тем сильней следует собрать силы и возносить сильней молитву к Богу… Мы видим одни только препятствия, не замечая, что они-то суть наши ступени восхождения. А чаще всего мы всё видим иначе: пригорок нам кажется горою, малость великим делом, призрак – действительностью, всё преувеличивается в глазах наших и пугает нас.

Не омрачаться, но стараться светлеть душой должны мы беспрерывно. Бог есть свет, а потому и мы должны стремиться к свету. Бог есть верховное веселие, а потому и мы должны быть также светлы и веселы. Веселы именно тогда, когда всё воздвигается противу нас, чтобы нас смутить и опечалить. Иначе и заслуги нет никакой: нетрудно быть веселу , когда вокруг нас всё весело; тогда всякой умеет веселиться…Но достоинство христианина в том, чтобы и в печали быть беспечальну духом.

Всё да управляется у нас любовью к Богу. Блажен, кто начал свои подвиги прямо с любви к Богу. Он быстрее всех других полетит по пути своему и легко победит всё то, что другому кажется непреодолимыми и невозможным…»

Много преград и трудностей в человеческой жизни. Эти трудности и преграды – лишь ступеньки наверх, это путь приближения к Богу. Великий писатель советует нам не бояться препятствий – это лишь пригорки, которые кажутся нам горами. Любовь к Богу поможет человеку преодолеть трудности. Рядом с каждым из нас люди, которым требуется наша помощь. Каждый из нас Человек, а Человек силён душой и духом. Стать духовно и душевно сильнее нам помогают две силы: Божественная Вера и Искусство (литература, музыка, живопись, архитектура).

Наш урок-размышление, урок-откровение подходит к концу.

Великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь был сегодня на уроке вашим и моим Учителем. Он вселил в наши души веру в себя.

Посмотрите ещё раз на первое фото (метод ассоциативной детали). Ветки согнулись под тяжестью снега, но не сломались. За морозной и снежной зимой следует тёплая и солнечная весна.

Посмотрите, какой стала веточка ели, освобождённая от тяжёлого снежного груза (второе фото, метод ассоциативной детали). На данной фотографии зафиксировано биополе еловой веточки. Каждая иголочка выбрасывает в мир мощное электромагнитное излучение. Голубой, небесный, божественный свет излучает каждая иголочка еловой веточки. Так и человеческая жизнь. Мы призваны в этот мир с верой в Бога излучать добро и свет – таково главное гоголевское «правило жития в мире». «Будьте не мёртвые, а живые души»,- таково духовное завещание писателя.

4. Домашнее задание. Ответить письменно на вопрос: «Чему учит нас «Правило жития в мире» Н.В.Гоголя?»

Музыкально – поэтическая композиция

«Листая военные страницы»
Работу выполнила учитель музыки

МОУ «Восходская основная

общеобразовательная школа»

Королёва Лариса Германовна, учитель 2

категории (стаж работы – 21 год).

Цели: развивающая – знакомство с жизнью и творчеством поэтов – фронтовиков Чувашии;

воспитательная – воспитание патриотизма, уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, любви и гордости за свою Родину, за ее защитников.
Учитель: История нашей Родины многогранна, много в ней замечательных событий, подвигов героев. Но ни в одной стране не было такого массового героизма, как в России, в годы Великой Отечественной войны. Это был подвиг всего народа. Из Чувашии в первые же дни войны ушли на фронт сорок две тысячи сто семьдесят три солдата. И, конечно, среди них были поэты и писатели, которые стали летописцами Великой Отечественной войны.

Три поэта, три защитника нашей Родины, три солдата великой отечественной говорят с нами со страниц книги «Победа наша многолика». Давайте познакомимся с ними.
1 чтец: Владимир Иванович Грибанов родился в с. Андреевка Курманаевского района Оренбургской области. В годы войны он был партизаном отряда «Буря», с июня 1943 году воевал в рядах Советской Армии, награжден орденами и медалями. Всю войну в его планшете лежал блокнот и карандаш. А после окончания Московского педагогического института он стал активно работать в периодической печати г. Чебоксар. В 1980 г. Ему присвоено звание «Заслуженный работник культуры Чувашской АССР». Перелистывая страницы со стихами Грибанова, можно проследить весь его солдатский путь, всю свою жизнь. Он обращался к тем военным дням за поддержкой и советом, в минуты грусти и печали, радости и счастья.

2 чтец: И мир увидел в солнца бликах –

Победа наша многолика:

С багровым стягом под рейхстагом

Гвардейцем выросла она;

Предстала медсестрой – трудягой

Под ношей тяжкой чуть видна;

Вдовою плачущей с ребенком,

В колхозном поле - стариком;

Худым мальчишкой – за станком;

Салют невидящим солдатам

С повязкой белой вместо глаз;

И узникам, что помнят свято:

Жизнь он, Солдат Советский, спас!

(Песня «Нам нужна одна победа»)

3 чтец: Поэт, Петр Сергеевич Кулагин, испытал с лихвой все тяготы своего поколения. С младенческих лет скитался по детским домам, познал голод и нужду. Прошел всю войну в качестве авиационного моториста в 19-м Гвардейском истребительном авиационном полку. После войны работал в Союзе художников, пел в ансамблях, капеллах. И, конечно, писал стихи о войне, о нашей жизни, о жестокости нового поколения, сравнивая их с дружбой и добротой в те страшные военные годы.

4 чтец: Здесь – песни дедов позабыл народ,

Купаясь вольно в омуте пороков.

И юность отрешенная живет –

«Балдея» в визге сумасшедших «Роков».

Здесь недовольство смутное кричит

На площадях твою слепую повесть…

И чуждым, страшным словом «дефицит»

Теперь зовет твои – Добро и Совесть…
3 чтец: Писал Петр Сергеевич и о любви к природе, к своей малой Родине – Алатырю.

5 чтец: Сады цветут. С церквей звонят,

А времечко – ходок –

И вот оно внесло меня

В Алатырь – городок…

И в правду будто томики

Про жизнь в лихой поре –

Окрашенные домики

Спускаются к Суре.

(Песня «Алатырь – ты в моей судьбе»)
Учитель: Перелистывая страницы сборника стихов «Победа наша многолика», мы знакомимся еще с одним поэтом – фронтовиком, Александром Ивановичем Лукашиным.
6 чтец: Родился Александр Иванович в Пензинской области. В 1943 году ушел на фронт. С боями прошел Белоруссию, Литву, Латвию, Восточную Пруссию, Польшу, Германию. С 1968 года работал в Чебоксарах, где в содружестве с Чувашскими композиторами написал более 150 песен и других симфонических произведений. «Фронтовые эскизы» удостоены Государственной премии ЧАССР им. К. Иванова. Лукашин – «Заслуженный работник культуры Чувашской Республики». Каждый год на День Победы у Монумента Славы в г. Чебоксары звучит реквием на стихи А. Лукашина «Положите цветы на могилы солдат».

7 чтец: Положите цветы на могилы солдат,

Ведь с цветами они по ночам говорят…

«Я ведь тоже солдат, пал в тяжелом бою

За родные поля и за маму свою…

Может, мама моя, ты осталась живой?

На могилу пришла вся в морщинах, седой.

Нет меня уж давно, но я верю, что ты

Мне по нынешний день носишь в росах цветы.

Положите цветы на могилы солдат,

Ведь с цветами они по ночам говорят…
6 чтец: Поэт много путешествовал, писал стихи об увиденном. Но с особой любовью писал он о Чебоксарах, о Чувашии, где у него много друзей – фронтовиков, которым он посвящал почти каждое свое стихотворение.

8 чтец: Чувашия, Чувашия,

Ты молодость моя!

Твои сто тысяч песен я

Несу во все края…

… Я здесь в краю ста тысяч песен

Пишу свободно, не спеша.

С друзьями жить нигде не тесно

И от того поет душа!
Учитель: К сожалению, нет уже среди нас этих поэтов. Время берет свое, вот как сказал об этом один из них.
9 чтец: А годы мчат нас к старости галопом,

Но жизнь с тобой мы прожили не зря.

Нам доставляют радость наши тропы –

По ним идут надежно сыновья.
Учитель: Закрывая последнюю страницу сборника стихов, мы познакомились с военной биографией людей и страны, с радостью Победы и тяжестью утрат, с жизнью в послевоенное лихолетье и в нынешнее время. В нашей памяти

навсегда останутся строки, отрывки стихов этих поэтов – фронтовиков.

(Песня «День Победы»)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы по произведению Николая Васильевича Гоголя «Правило жития в мире» 9 класс Работу iconКонспект урока по литературе «Этапы биографии и творчества Н. В. Гоголя» (10 класс)
Изучение творчества Н. В. Гоголя в школе начинается с 5 класса, в 10-м классе мы будем изучать литературное наследие Н. В. Гоголя...
Урок литературы по произведению Николая Васильевича Гоголя «Правило жития в мире» 9 класс Работу iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
И студентам высших педагогических учебных заведений. Конспект занятия направлен на ознакомление учеников с основными фактами биографии...
Урок литературы по произведению Николая Васильевича Гоголя «Правило жития в мире» 9 класс Работу iconУжасное как эстетическая категория в поэтиках Николая Гоголя и Франца Кафки
Интертекстуальный параллелелизм в работах Н. Гоголя и Ф. Кафки как научная проблема
Урок литературы по произведению Николая Васильевича Гоголя «Правило жития в мире» 9 класс Работу iconУрок литературы по произведению М. Ю. Лермонтова «Бородино»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «сош №19», учитель русского языка и литературы
Урок литературы по произведению Николая Васильевича Гоголя «Правило жития в мире» 9 класс Работу iconУрок по произведению А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Подготовила учитель литературы
Жетоны, конверты с «предметами», текст для капитанов, таблички с названием команд, скотч, бумажные кружки для имен. На доске: запись...
Урок литературы по произведению Николая Васильевича Гоголя «Правило жития в мире» 9 класс Работу iconПлан-конспект урок по произведению Н. В. Гоголя «Ревизор»
Цель урока: 1 познакомить учащихся с образом главного героя комедии «Ревизор» Хлестаковым, помочь раскрыть этот образ на примере...
Урок литературы по произведению Николая Васильевича Гоголя «Правило жития в мире» 9 класс Работу icon­­­Технология развития критического мышления учащихся
Тема: Смысл противопоставления Остапа и Андрия (по произведению Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»)
Урок литературы по произведению Николая Васильевича Гоголя «Правило жития в мире» 9 класс Работу iconКонспект урока литературы в 6 классе тема: «в гостях у жителей диканьки»...
Но тем ценнее становится ощущение детской удовлетворенности и радости. При проведении игры была создана среда интеллектуального,...
Урок литературы по произведению Николая Васильевича Гоголя «Правило жития в мире» 9 класс Работу iconУрок литературы в 9 классе по творчеству Н. В. Гоголя. Тема: «Тема...
«Портрет», определить ее тему и проблему; постараемся решить делему, которая стоит и пред гениями и перед обыкновенными людьми: жить,...
Урок литературы по произведению Николая Васильевича Гоголя «Правило жития в мире» 9 класс Работу iconУрок по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
Тема урока: «Итоговый урок по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Сравнительный анализ экранизации поэмы с авторским текстом»
Урок литературы по произведению Николая Васильевича Гоголя «Правило жития в мире» 9 класс Работу iconУрок литературы в 8 классе по теме «Мцыри как романтический герой»
...
Урок литературы по произведению Николая Васильевича Гоголя «Правило жития в мире» 9 класс Работу iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Открытый урок по литературе в 10 классе по произведению И. С. Тургенева «Отцы и дети» учителя русского языка и литературы Терентьевой...
Урок литературы по произведению Николая Васильевича Гоголя «Правило жития в мире» 9 класс Работу iconУрок по окружающему миру (литературное чтение, музыка) 3-«Б» класс...
Продолжить работу по развитию гуманного отношения к природе, ко всему живому в окружающем нас мире, способности воспринимать и чувствовать...
Урок литературы по произведению Николая Васильевича Гоголя «Правило жития в мире» 9 класс Работу iconКалендарно-тематическое планирование по геометрии 9 класс
Знать: законы сложения, определение суммы, правило треугольника, правило параллелограмма
Урок литературы по произведению Николая Васильевича Гоголя «Правило жития в мире» 9 класс Работу iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обобщение по разделу «Летописи, былины, сказания, жития.» Игра «Летописи, былины, сказания, жития»
Урок литературы по произведению Николая Васильевича Гоголя «Правило жития в мире» 9 класс Работу iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сегодня я хочу предложить вашему вниманию необычный урок- урок словесности. Именно такие уроки, а не уроки русского языка и литературы,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск