Памятка: как работать с научно-популярной литературой





Скачать 48.22 Kb.
НазваниеПамятка: как работать с научно-популярной литературой
Дата публикации20.10.2013
Размер48.22 Kb.
ТипПамятка
100-bal.ru > Философия > Памятка
Памятка: как работать с научно-популярной литературой

  1. Понять, как построена книга, её структуру.

  2. Отобрать самое важное, основное из содержанная книги.

  3. Работу с книгой желательно строить в три этапа:

    • первоначальное прочтение всего текста с цель ознакомления с ним;

    • второе прочтение текста, включающее конспектирование и детальное изучение материала;

    • третье, заключительное прочтение для закрепления полученной информации.

  4. Формы и методы конспектирования зависят от личных особенностей мышления и запоминания. Рекомендуемая последовательность работы: составление плана, изложение тезисов, выписки из текста и само конспектирование.

Структура плана рекомендуется как перечисление основных событий, вопросов по принципу деления целого на части. Предлагается следующий процесс составления плана: чтение, деление на части с присвоением каждой из них краткого наименования.

План может быть простым и сложным. Простой план отражает выделение и наименование главных частей. В сложном плане главные части соответственно разделятся на дополнительные. Преимущество сложного плана состоит в том, что он полнее раскрывает построение и содержание текста, позволяет глубже проследить за ходом мысли и замыслом автора.

Сложный план поможет выработать умение сжато производить записи, последовательно излагать свои мысли, быстро восстанавливать в памяти прочитанное, мобилизовать внимание.

Тезисы предполагают в процессе прочтения продумывание основных идей, изложение их в виде последовательных пунктов. При составлении тезисов следует сконцентрировать свое внимание на выводах автора.

Целесообразно рассмотреть два вида составления тезисов:

  1. извлечение авторских тезисов из текста;

  2. формулирование основных положений своими словами и понятиями.

Иногда рядом с тезисами следует записывать и часть фактологического материала.

Выписки представляют собой факты, цифры, схемы, таблицы, цитаты (в том числе и в личной интерпретации) и т. д. В отличие от планов и тезисов выписки можно делать одновременно с чтением текста.

Конспект представляет собой тезисы в расширенном и углубленном виде, дополненные цитатами, цифрами, таблицами, схемами и т. д. Конспект может постоянно дополняться в процессе изучения предмета. В начале конспекта следует указать автора изучаемого текста, наименование его работы, год издания и издателя.

Конспект может быть тематическим, т е составленный по нескольким произведениям, работам, текстам и т. п. Целью такого тематического конспекта является более глубокое, всестороннее изучение определенной проблемы с учетом возможной вариативности мнений различных авторов. Для составления тематического конспекта следует:

  • осуществить подбор необходимой и рекомендованной литературы, наглядных пособий и других учебных материалов-

  • составить сложный план тематического конспекта постоянно имея в виду конечную цель своей работы по изучении и осмыслению данной проблемы;

  • дальнейшую работу построить в ранее изложенной последовательности, но с учетом последовательно-параллельного изучения первоисточников в определенном их многообразии.

В итоге работа над составлением тематического конспекта с успехом может вылиться в составление реферата. Тематический конспект требует постоянной систематической доработки, дополнений и творческого осмысления в процессе изучения предмета.

Памятка учащемуся

  1. При чтении не пропускай ни одного слова, которое тебе непонятно.

  2. Если перестал понимать смысл текста, то вернись назад до того места, где начал затрудняться. Причиной непонимания бывают, как правило, иностранные слова, термины. В таком случае обращайтесь к словарям (см. список литературы).

  3. Составление терминологического словаря, работа над основными понятиями также поможет в освоении материала.

  4. Научись самостоятельно приобретать знания, работать с книгой, со средствами получения и обработки информации.

  5. Научись пользоваться словарями, делать выписки, составлять текстовые таблицы, графики, логические схемы.

  6. Особое внимание обрати на развитие интеллектуальных умений и навыков, умение самостоятельно выявлять причины событий, составлять сводные таблицы.

  7. Научись анализировать, сравнивать, обобщать, доказывать на основе нескольких источников.

  8. Научись вычленять главное, проблему, выдвигать гипотезу.

  9. Добейся чтения со скоростью не менее 150 слов в минуту, при этом сразу выделяй главное и таким образом кратко конспектируй.

  10. Изучаемый материал надо воспринимать не мозаично (тогда все главное), а целостно, то есть вести логическую проработку
    материала по ходу чтения и при этом составлять логические цепочки (схемы).

  11. Побольше работай с карандашом в руке, делай записи, схемы и т. д. Это способствует лучшему усвоению, запоминанию.

Таким образом, целенаправленное развитие навыков учебного труда позволит тебе за меньшее время действительно глубоко овладеть необходимым объемом учебного материала.

В общем виде формула работы такова:

прочитал

 

проанализировал

 

осмыслил

 

 

  • Читай внимательно, вдумчиво.

  • При анализе (с карандашом в руках) максимально спрессуй материал, разложи его как бы по полочкам, составь логические цепочки (схему), вычлени самое главное.

Требования к учащимся по конспектированию

  1. Заглавия всех тем записать ярким, выделяющимся цветом.

  2. Подзаголовки подчеркивать ярким цветом.

  3. На каждой странице слева оставлять свободные поля (ширина полей до 1/3 ширины страницы) для записи даты конспектирования, заметок преподавателя и последующей проработки конспекта.

  4. Весь текст разделять на абзацы. В каждом абзаце должна заключаться отдельная мысль. Абзац должен начинаться с “красной строки”. Между абзацами оставлять чистую строку.

  5. Главное, ключевое слово каждой отдельной мысли выделять подчеркиванием или иным способом.

  6. Каждый учебный вопрос (по необходимости), тему каждого урока (обязательно) завершить обобщением (выводом), начиная словами: итак, таким образом или вывод.

  7. Тетрадь для конспектов должна быть достаточно объемной (оптимальное кол-во листов- 96).

  8. Несколько листов в конце тетради следует отвести для справочного материала.

  9. В тетради для конспектов недопустимы посторонние записи, рисунки, чертежи и наклейки, не относящиеся к изучаемому предмету.

  10. Следует помнить: конспект в значительно степени отражает возможности, способности и даже характер учащегося, его отношение к предмету обучения; он является не только отчетным ученическим документом, но и источником знаний, индивидуальным учебником.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Памятка: как работать с научно-популярной литературой iconЯркая неделя в жизни школы
Одним из средств привития любви и внимания к предметам является предметная неделя, так как она предполагает развитие у школьников...
Памятка: как работать с научно-популярной литературой iconКонкурс рефератов Конкурс словарных диктантов Филологическая олимпиада...
Одним из средств привития любви и внимания к предметам является предметная неделя, т к она предполагает развитие у студентов не только...
Памятка: как работать с научно-популярной литературой iconУрока: Образовательные
Продолжить формирование у учащихся любознательности и интереса к изучаемому материалу, способности сравнивать, обобщать изученные...
Памятка: как работать с научно-популярной литературой iconРефератов по дисциплине «Операционные системы»
Целью написания реферата является углубление знаний по конкретной проблеме, получение навыков работы с научной и научно-популярной...
Памятка: как работать с научно-популярной литературой iconРефератов по дисциплине «Операционные системы»
Целью написания реферата является углубление знаний по конкретной проблеме, получение навыков работы с научной и научно-популярной...
Памятка: как работать с научно-популярной литературой icon«роль химических элементов в биологических системах»
Виды самостоятельной деятельности: самостоятельная работа с научно-популярной литературой; исследовательская работа в виде выполнения...
Памятка: как работать с научно-популярной литературой icon«роль химических элементов в биологических системах»
Виды самостоятельной деятельности: самостоятельная работа с научно-популярной литературой; исследовательская работа в виде выполнения...
Памятка: как работать с научно-популярной литературой iconПамятка: как работать с книгой
«Проектная деятельность как одна из форм развития непосредственного общения ребёнка со сверстником и взрослым»
Памятка: как работать с научно-популярной литературой iconУрока: игровое занятие
Цели: повторить и обобщить ключевые политические события 1917 г в истории России; формировать умения работать с дополнительной литературой,...
Памятка: как работать с научно-популярной литературой iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: расширить кругозор учащихся в области литературы, русского языка, искусства и физики; углубить межпредметные связи (физика,...
Памятка: как работать с научно-популярной литературой iconДипломы, грамоты, благодарственные письма, справки
Ориентация педагога в специальной научно-популярной литературе. Осуществление индивидуального подхода к творческой личности и ее...
Памятка: как работать с научно-популярной литературой iconПамятка «Противоречия педагогической практики» Памятка «Принципы работы педагога»
Памятка «Рекомендуемая форма отчета о работе школьного музея; характеристика музея»
Памятка: как работать с научно-популярной литературой iconУрок повторения. Цели урока
Развитие умений выделять главное, сравнивать, анализировать, работать с дополнительной литературой
Памятка: как работать с научно-популярной литературой iconЗакон как источник права
«сжатия» информации, выделения в теме главного, а также освоение приемов работы с научной и учебной литературой, приобретение практики...
Памятка: как работать с научно-популярной литературой iconКонспект аммиак. Химические свойства. Применение
Развитие умений выделять главное, сравнивать, анализировать, работать с дополнительной литературой
Памятка: как работать с научно-популярной литературой iconАнализ перевода специальных речевых стереотипов в текстах научно-популярной...
Целью данной статьи является анализ перевода текстов научного стиля, так как они максимально насыщены терминологической лексикой,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск