БрЭдбери "Вино из одуванчиков" Жизнь и смерть – две главные темы философии всех времен. В повести Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков»





НазваниеБрЭдбери "Вино из одуванчиков" Жизнь и смерть – две главные темы философии всех времен. В повести Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков»
Дата публикации29.06.2013
Размер76 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
Главный герой произведения как выразитель авторской концепции жизни и смерти в повести Р. БрЭдбери "Вино из одуванчиков"

Жизнь и смерть – две главные темы философии всех времен. В повести Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков» эти понятия также являются центральными. Система авторских взглядов на понимание природы бытия реализуется с разных сторон: через образы, композицию.

Композиция «Вина из одуванчиков» имеет логическое начало и конец, повторяющий начало. Первое утро лета 1928 года наступает одновременно с «колдовством» Дугласа Сполдинга, наблюдающим за городком в дедовской башне и воображающим, что это он управляет всем, что происходит вокруг. Завершается повесть в той же башне, где мальчик «управляет» вечерними традиционными действиями жителей городка и засыпает вслед за ними - этим кончается лето 1928 года.

Понятие «жизни» появляется уже во второй главе повести, в которой внезапно для себя двенадцатилетний Дуг понимает, что он живой. Соответственно далее логически верным присутствует понимание смерти мальчиком. Завершится повесть только тогда, когда герой откроет для себя главную мысль: то, как соотносится жизнь и смерть.

Главными действующими лицами каждой главы не всегда являются одни и те же персонажи. Во многих главах главные действующие лица – вовсе не Дуглас Сполдинг и его семья, как следовало ожидать. Однако в маленьком городке Гринтаун события не могут быть тайной. Дуглас и Том Сполдинги так или иначе, узнают об этих историях в результате своего присутствия поблизости или еще каким-либо образом. Все происходящее в городке Гринтаун летом 1928 года влияет на сознание мальчика Дугласа Сполдинга (это влияние показано в повторяющихся шесть раз главах «Записи в блокноте», в которых Дуг переживает и осознает события, а так же в разговорах Дуга со сверстниками). Поэтому, несмотря на то, что он не всегда является основным действующим лицом, Дуглас Сполдинг, безусловно, главный герой произведения. Именно он – центр системы всех персонажей. Повествование строится так, что личность Дугласа Сполдинга совершает рост в процессе осмысления всего происходящего вокруг. Можно сказать, что Дуглас Сполдинг – это лицо, которое вместе с читателем познает авторскую концепцию жизни и смерти, «носителями» которой являются все остальные персонажи.

Система персонажей состоит из трёх типов героев: «дети», «взрослые» и «старики». Каждая группа персонажей имеет свое понимание жизни и смерти. Особо значимо у Р.Брэдбери противостояние и в то же время связь между «детьми» и «стариками».

Детство понимается как жизнь, старость – как близость к смерти, смерть. Это два антагонистических начала. И в то же время, все старики представляют собой образы, которые очень близки детям, очень похожи на них, очень интересны для детей.

В «Вине из одуванчиков» к персонажам «старикам» относятся: дедушка и бабушка Сполдинги, прабабушка Сполдинг, продавец обуви мистер Сэндерсон, миссис Бентли, которая хранила все, что могла, машина времени полковник Фрилей, две старушки мисс Ферн и мисс Роберта с зеленой машиной, красавица мисс Лумис, в которую влюбился Билл (Уильям) Форестер.

В группе «дети» - Дуглас, его брат Том, его лучший друг Джон Хаф, Чарли, Джейн, дети Лео Ауфмана и остальные ребята.

К «взрослым» относятся: папа Дуга, мама Дуга, тетя Роза, механик Лео Ауфман и его жена Лина, журналист Билл Форестер, водитель трамвая мистер Тридден, невезучая Эльмира Браун и «ведьма» Клара Гудуотер из клуба «Жимолость», Лавиния Неббс, ставшая жертвой Душегуба, ее подруги и сам Душегуб, а так же старьевщик мистер Джонас.

Итак, анализ структуры «Вина из одуванчиков» и системы персонажей показал, что художественный мир, созданный Р.Брэдбери, имеет в своем центре сознание двенадцатилетнего мальчика Дугласа Сполдинга, постигающего действительность, а носителями авторской философии являются все персонажи.
Понимание жизни и смерти композиционно связано с главным героем Дугласом Сполдингом.

Природа понимается в романе как источник жизни, и в то же время представляет собой некоторую опасность. Так, относящийся к природе, к жизненному вместилищу, овраг – главный страх жителей вымышленного городка Грин-Таун. Такое понимание природы несет в себе мысль о том, что жизнь неразрывно связана со смертью. Что дает жизнь, то способно и забрать ее, и это – одна из основ понимания жизни, на которой строится повесть.

Осознать, что он живой, Дугласу помогает не только пространство леса, но и вкус крови, которую он почувствовал в драке с братом. Дуглас понимает, что находится в собственном теле, и его тело способно чувствовать – опускает руку в траву, шевелит пальцами в туфлях, прислушивается к звукам и запахам, заново открывает для себя многоцветный мир. Дуглас ощущает собственное сердце. Живой – значит умеющий чувствовать, имеющий живое тело, находящийся в теле. Еще одно составляющее в системе авторской концепции жизни.

После этого потрясающего события Дуглас заводит блокнот, в котором описывает происшествия и внезапные открытия. С этого момента он начинает познавать жизнь.

Само понятие «жизнь» в «Вине из одуванчиков» неразрывно связано с мотивом лета.

Один из самых первых летних обрядов – приготовление вина из одуванчиков. «И теперь, когда Дуглас знал, по-настоящему знал, что он живой, что он затем и ходит по земле, чтобы видеть и ощущать мир, он понял еще одно: надо частицу всего, что он узнал, частицу этого особенного дня – дня сбора одуванчиков – тоже закупорить и сохранить». 1

Этот летний обряд позволяет понять Дугласу значение памяти и воспоминаний в нашей жизни, их важное значение для нашей души. Эта тема будет поднята еще не раз в последующих событиях.

Еще одно осознание жизни, неразрывно связанное с летом, происходит в главе, условно обозначенной «Теннисные туфли», в которой Дуг понял, что друзья – более живые, чем он. Мальчик понимает, что чтобы быть более живым, необходимо сменить старые ботинки на новые легкие теннисные туфли.

Подвижные игры – это главное летнее наслаждение каждого ребенка. Выстраивается логическая цепочка: лето-детство-движение.

Старые люди больше остальных знают о жизни и о смерти. Глава «Миссис Бентли никогда не была молодой» повествует о том, как сталкиваются два противоположных начала – детство и старость, начало жизни и ее конец. Дети не верят, что миссис Бентли сама была когда-то ребенком. Попытки доказать ребятам истину оказываются неудачными: все доказательства прошлой жизни: фотографии, гребенка и другое могут принадлежать кому угодно. Все это приводит миссис Бентли к откровению: человек живет сегодня. Миссис Бентли признается, что никогда не была девочкой, а Дуглас и Том записывают в своем блокноте: «Старики никогда не были детьми». В этой главе сталкиваются две мысли: мысль и том, что воспоминания важны, воспоминания удерживают жизнь, лучшие ее моменты и мысль о том, что прошлого не существует, возможно только настоящее, и это и есть жизнь.

Эта мысль находит свою противоположность в главах-притчах о полковнике Фрилее – живой машине времени. Человек, который прикован к креслу и незряч, не имеет права умирать, потому что хранит в себе ярчайшие картины прошлого, его превосходная память переносит детей, которые слушают его рассказы, в другие места и времена.

Старики воспринимаются как машины времени, поэтому роль их воспоминаний имеет большое значение: они заменяют им жизнь.

Смерть полковника начинает отсчет для наступления кризиса в сознании Дугласа. Мальчик понимает, что с исчезновением одного человека исчезают все люди, которых уже умерли, но все еще жили в его памяти, исчезают все миры, которые хранились в воспоминаниях. Мальчик воспринимает смерть человека как катастрофу.

Все эти события переворачивает сознание мальчика, который совсем недавно, в начале лета понял, что значит быть живым. Осознание возможности смерти для любого живого существа воспринимается им как бессмысленность. Дуглас пишет самые важные, «кризисные» записи в своем блокноте о том, что и он, Дуглас Сполдинг, тоже должен (когда-то) умереть.

Наступает кризис: Дуглас сильно заболел. Его болезни предшествует глава о подсчете цикад на жаре. Их нарастающий стрекот – фон для болезни мальчика. Жара убивает его, и в этом есть какая-то ирония – Дугласа убивает лето, которое он так любит. Выздоровление (жара сменяется очищающим дождем) Дугласа происходит чудесным образом: волшебный, сказочный старьевщик мистер Джонас неожиданно оказывается в центре событий (сказочные мотивы добрых сил) и дает мальчику две бутылки (ассоциации с мертвой и живой водой). На следующий день Дуглас просыпается взрослым.

Таким образом, понятия жизни и смерти в их философском осмыслении Р. Брэдбери в «Вине из одуванчиков» тесно связаны с понятием «природа» как источником жизни и причиной смерти.

Жизнь понимается как способность чувствовать, движение, воспринимается только в настоящем времени.

Смерть воспринимается как катастрофа, которой никому не избежать. Особую роль играет концепт «память» в авторской системе философских понятий. Мир памяти осознается, как несуществующий мир, как небытие (смерть), и в то же время, оказывается спасительным пространством, воскрешающим погибшие мгновения. Все это осмысляется сознанием ребенка и в то же время представляет собой суть авторской философии жизни и смерти.

«Вино из одуванчиков» занимает особое место в творчестве Р. Брэдбери – это подтверждается многими фактами из биографии писателя.

Авторское понимание мира выражено в гетерокосмосе «Вина из одуванчиков» и постигается читателем через восприятие этого мира главным героем - Дугласом. Носителями философской концепции являются персонажи этого мира, главы о которых определены как вставные притчи.

Определив жанр «Вина из одуванчиков» как роман, выяснили, что он представляет собой основу авторского понимания мира, на которой построены идеи и мотивы других произведений. Философия Р. Брэдбери строится на соотношении человека с окружающим миром – осмыслении его как части природы. Отсюда и восприятие природы как начала и конца жизни, вечного двигателя, смысл безостановочного движения которого – человеческие чувства, любовь.

«Что значит для вас любовь?» – спросили Брэдбери в одном из интервью. И он ответил так:

«Она существует во множестве форм. Во-первых, может быть любовь к идее! К идее столь великой, что вы стремитесь поведать ее другим людям. Я знакомлю их с ветром, с запахом зари, со звуком листьев… И когда люди летней ночью бегают босиком по траве, они вспоминают обо мне говоря: «Эх, как бы все это понравилось Брэдбери!» Я передал им свою любовь к жизни. Я научил их быть сознательными – вот что значит любовь. Вы начинаете с малого, а будите в людях самые возвышенные чувства».2

В этих словах писателя говорится не только о понимании любви, но и о летней ночи, с ее забавами («босиком по траве»). Р. Брэдбери придает очень важное значение лету. Все главы «Вина из одуванчиков» объединяет мотив лета, которое и является по своей сути временем настоящей жизни по Брэдбери.

Концепция жизни и смерти в философии Р. Брэдбери вполне традиционна, но имеет специфические черты. Жизнь понимается как фантастический дар, который необходимо беречь, а смерть – как неизбежная катастрофа, уничтожающая множество миров. И в то же время, жизнь и смерть представляют собой замкнутую систему (тот самый «вечный двигатель», смысл движения которого – любовь), так же, как и смена времен года. Лето кончается, и кончается жизнь, но придет еще одно лето, а с ним и новое рождение.

1 Брэдбери Р. Сборник научно-фантастических произведений / Пер. с англ. – Кишинев: Штиница, 1985 - стр.442

2 Романчук Любовь. Образ главного героя в романе Брэдбери “Вино из одуванчиков”// "Винодел" (Николаев), 2005, №3, с.14 [Рэю Брэдбери – 80 лет // Подробности. - 22/08/2001.]

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

БрЭдбери \"Вино из одуванчиков\" Жизнь и смерть – две главные темы философии всех времен. В повести Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков» iconВо второй главе моего реферата я собираюсь изложить мнение Рэя Брэдбери...
Во второй главе моего реферата я собираюсь изложить мнение Рэя Брэдбери по тем же вопросам, которые были поставлены и у Тузовского....
БрЭдбери \"Вино из одуванчиков\" Жизнь и смерть – две главные темы философии всех времен. В повести Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Знакомство с рассказом американского писателя Р. Брэдбери с использованием презентаций
БрЭдбери \"Вино из одуванчиков\" Жизнь и смерть – две главные темы философии всех времен. В повести Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков» iconВопросы мдк. 02. 01. пм. 02
Правила подачи горячих закусок. Порядок. Температура подачи. Рекомендации вино-водочных изделий к горячим закускам
БрЭдбери \"Вино из одуванчиков\" Жизнь и смерть – две главные темы философии всех времен. В повести Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Знакомство учащихся с рассказом Р. Брэдбери «Улыбка», анализ системы персонажей, характера главного героя, его поступки; выявление...
БрЭдбери \"Вино из одуванчиков\" Жизнь и смерть – две главные темы философии всех времен. В повести Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Форма проведения: устный журнал для старшеклассников "Вино топит больше людей, чем вода"
БрЭдбери \"Вино из одуванчиков\" Жизнь и смерть – две главные темы философии всех времен. В повести Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков» iconМетодические рекомендации по теме «Смерть и умирание. Эвтаназия»
Первый вопрос. Приступая к рассмотрению данной проблемы, обратите внимание, что в биологии, теологии, культуре понимают под понятиями...
БрЭдбери \"Вино из одуванчиков\" Жизнь и смерть – две главные темы философии всех времен. В повести Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«богач и Лазарь», «дом, построенный на песке», «закваска, квасящая тесто», «новая заплата на ветхой одежде», «молодое вино в ветхих...
БрЭдбери \"Вино из одуванчиков\" Жизнь и смерть – две главные темы философии всех времен. В повести Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков» iconКарта мира органических соединений: вино в. С. Разуваев, к т. н.,...
«Дмитровский опытный завод алюминиевой и комбинированной ленты» (далее именуемое – Общество) и разработано в соответствии с Гражданским...
БрЭдбери \"Вино из одуванчиков\" Жизнь и смерть – две главные темы философии всех времен. В повести Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков» iconОбсидиан один из самых сильных камней, рожденных в огне вулканов....
У ацтеков обсидиан символизировал источник жизни то, что приносит жизнь и смерть. Обсидиан является предохранителем от любых тяжелых...
БрЭдбери \"Вино из одуванчиков\" Жизнь и смерть – две главные темы философии всех времен. В повести Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков» iconКрапивина Анна Георгиевна Через тернии Роман : Детектив
В этом возрасте человек еще не растерял старых друзей и не рассорился с новыми, и желающих проводить усопшего в последний путь всегда...
БрЭдбери \"Вино из одуванчиков\" Жизнь и смерть – две главные темы философии всех времен. В повести Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков» iconУрок внеклассного чтения в 6 классе по рассказу Е. Носова «Красное вино победы»
Победы. Война ушла в историю, но не ушла из истории. И мы, читатели, благодаря прекрасным произведениям Бориса Васильева, Василя...
БрЭдбери \"Вино из одуванчиков\" Жизнь и смерть – две главные темы философии всех времен. В повести Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков» iconТемы рефератов по философии для студентов Инженерного института
Понятия «индивид-индивидуальность-личность». Две тенденции развития личности: индивидуализация и социализация
БрЭдбери \"Вино из одуванчиков\" Жизнь и смерть – две главные темы философии всех времен. В повести Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Все начинается с любви. С любви! Я это точно знаю. Все, даже ненависть — родная и вечная сестра любви. Все начинается с любви: мечта...
БрЭдбери \"Вино из одуванчиков\" Жизнь и смерть – две главные темы философии всех времен. В повести Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков» iconКакое предостережение звучит от поклонения зверю?
Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем: и дым мучения...
БрЭдбери \"Вино из одуванчиков\" Жизнь и смерть – две главные темы философии всех времен. В повести Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков» iconЖизнь, которая заканчивается, когда наступает смерть, это жизнь, которая ничего не стоила
Апологетика в XIX-XX вв. (Эпоха великих германских философов и больших достижений науки)
БрЭдбери \"Вино из одуванчиков\" Жизнь и смерть – две главные темы философии всех времен. В повести Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков» iconРефератов и презентаций Жизнь и творчество русских писателей
А. С. Пушкин «Повести Белкина» Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова Жизнь и творчество И. А. Крылова Басни И. А. Крылова Басни Жана...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск