Методические рекомендации по теме «Смерть и умирание. Эвтаназия»





Скачать 376.86 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по теме «Смерть и умирание. Эвтаназия»
страница1/4
Дата публикации26.02.2015
Размер376.86 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Право > Методические рекомендации
  1   2   3   4
Методические рекомендации по теме

«Смерть и умирание. Эвтаназия»

(лечебный факультет)
План
1. Жизнь и смерть как философские понятия и ценностные категории.

2. Моральные проблемы критерия смерти.

3. Эвтаназия: моральный, правовой и социальный аспекты.

4. Паллиативная помощь. Хосписы.
Рекомендации

Первый вопрос. Приступая к рассмотрению данной проблемы, обратите внимание, что в биологии, теологии, культуре понимают под понятиями «жизнь», «смерть» и как они соотносятся с категориями «добро», «зло».

Раскройте религиозные, моральные, медицинские, биологические аспекты проблемы смерти. Как изменилось отношение к смерти в современной медицине? Причины изменения статуса врача в обществе в связи с предоставлением ему права фиксирования момента смерти. Подумайте, почему сегодня повышается моральная значимость профессии врача?

Второй вопрос. Подумайте, что является традиционным критерием смерти? Почему в современной медицине, основанной на применении высоких технологий, появилась необходимость в новом критерии смерти?

Далее рассмотрите проблему эвтаназии (вопрос № 3)

Во-первых, раскройте:

а) религиозно-исторический подход к данной проблеме;

б) моральные аспекты эвтаназии:

- эвтаназия: убийство или акт милосердия;

- моральная оценка общества, узаконившего эвтаназию с позиции гуманизма;

- моральный статус врача, совершившего акт эвтаназии;

- эвтаназия и право личности на достойную смерть;

- моральные аспекты возможности ошибок диагноза о перспективе смерти;

- оценка экономической целесообразности и эвтаназии с позиции морали.

в) правовой аспект проблемы эвтаназии.

Во-вторых, дайте характеристику:

а) видам эвтаназии;

б) либеральной и консервативной позициям в отношении к эвтаназии.

Дайте свою оценку данной проблеме.

Четвертый вопрос. При подготовке этого вопроса, необходимо:

1) дать определение понятию паллиативная помощь;

2) раскрыть особенности деонтологических требований при оказании паллиативной помощи (милосердие, сострадание);

3) рассмотреть проблему качества жизни терминального пациента и ее моральный аспект;

4) хоспис, его задачи и принципы. Специфика отношений «врач-больной» в хосписе.
Рефераты

1. Хоспис как альтернатива эвтаназии.

2. Культурно-религиозные и философско-нравственные аспекты смерти человека.
Контрольные вопросы

1. Какое место занимает проблема смерти в биомедэтике, и дайте характеристику ее аспектам.

2. Какова история разработки и принятия нового критерия смерти и почему до сих пор ведутся споры об этом?

3. В чем моральная значимость новых изменений критерия смерти?

4. Что такое эвтаназия? Допустима ли смерть из сострадания?

Аргументируйте свой ответ.

5. Виды эвтаназии. Какие из них допускаются в медицинской практике и почему?

6. Какими этическими принципами руководствуются сторонники и противники эвтаназии, и чем Вы объясните, что при реализации одних и тех же принципов, избираются альтернативные решения?

7. В чем заключаются особенности работы хосписов, и каковы их задачи?
Основная литература

1. Хрусталёв Ю.М. От этики до биоэтики: учебник для вузов. Ростов н/Д: Феникс,2010,гл.7.

2. Хрусталёв Ю.М. Введение в биомедицинскую этику: учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений. – М.: Издательский центр «Академия,2010, гл.7.
Дополнительная литература

1. Шамов И.А. Биомедицинская этика: учебник. – М: 2006, с.115-141.

2. Коваленко А.И., Пискун А.И., Тимошенко Т.В., Мораль и право в медицине: учебное пособие. – Благовещенск,2007, гл.3.

3. Гельман З. Право на смерть: вопрос эвтаназии в государстве Израиль.// Медицинская газета.2008, № 55.

4. Блиев Ю. Последний выдох…: медикализация смерти.// Медицинская газета.2008, № 49.

5. Иванюшкин А.Я., Лапин Ю.Е., Попова О.В., Смирнов И.Е. Философские и этико-правовые аспекты проблемы смерти мозга. //Российский педиатрический журнал.2008, № 6.

6. Хрусталёв Ю.М. Философия: учебник для студ. высш. учебных заведений. – М: Издательский центр «Академия»,2008,гл.3.

7. Бабич В.В., Коломийцев А.Ю. Христианский взгляд на человека в контексте современных вопросов биоэтики. //Сибирский медицинский журнал. 2009, № 3.

8. Мануильский М.А. Жизнь, смерть, бессмертие. //Человек. 2007, № 2.

9. Роганов С.В. Рецепты смерти в современной культуре.// Человек,2007,№ 3.

10. Дандарон М.Б. Проблема души и смерти в буддизме. //Социально-гуманитарное знание. 2008, № 1.

11. Филиппов Ю.Н. и др. К вопросу о востребованности эвтаназии в современном обществе. //Медицинское право. 2008,№ 1.

12. Чернышева Ю.А. Проблема эвтаназии: с позиций «за» и «против».//Медицинское право.2008, № 3.
Практикум
Медико-деонтологические задачи для обсуждения по теме «Смерть и умирание. Эвтаназия»

Задание: проанализируйте следующие ситуации и ответьте на вопросы: что на ваш взгляд гуманнее: поддерживать жизнь мучительно умирающего или обеспечить ему безболезненный уход из жизни? Допустима ли смерть из сострадания, и где же здесь граница между добром и злом?

А) Студент Г., 22 года, серьезно пострадал во время дорожно-транспортного происшествия. Со времени травмы прошло 3 месяца, и он до сих пор находится в устойчивом вегетативном состоянии. Он может глотать, моргает, иногда открывает глаза и вращает ими (но синхронизации и фокусировки взгляда нет). Жизнь в нем поддерживается посредством назогастральной трубки и периодического лечения антибиотиками для предотвращения инфекции дыхательных путей. Но нет ни электроэнцефалографических, ни клинических признаков активности его головного мозга.

Б) Пациентка умирает от рака, у нее метастазы во многие органы, она сильно страдает от непрекращающихся болей, которые вызываются костными метастазами, несмотря на то, что она получает соответствующие дозы морфина. Она прибывает в полном сознании и умоляет своего доктора “усыпить ее навсегда”.

В) Пациентка, страдающая болезнью Альцгеймера, живет дома одна. У нее развилась пневмония, которая осложнилась сепсисом, она доставлена в больницу и подключена к аппарату искусственного дыхания. После двух недель пребывания в больнице в сознание не пришла. Врач стоит перед дилеммой: продолжать или нет искусственную вентиляцию легких? (Когда пациентка находилась в сознании, то не выразила никаких пожеланий по поводу поддержания жизни в таком случае).
Методические рекомендации по теме

«Морально-правые проблемы трансплантологии»

(лечебный факультет)
План
1. История трансплантологии в границах биомедэтики.

2. Этико-правовые принципы трансплантологии.

3. Законодательная база трансплантологии. Закон РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека».
Рекомендации

Изучение темы рассчитано на 2 ч. Рабочей программой предусмотрена лекция.

Первый вопрос. Охарактеризуйте:

1) донаучный и научный периоды в истории трансплантологии. Подумайте, почему операция по пересадке сердца от человека к человеку, проведенная 3 декабря 1967 г. хирургом К. Бернардом, стала настоящим прорывом в медицине?

2) раскройте взаимосвязь трансплантологии и изменений критериев смерти.

3) выделите этические проблемы трансплантологии.

Второй и третий вопросы. На основе ранее изученного материала (см. тему «Биоэтика: философия и правовые аспекты») и анализа Закона РФ « О

трансплантации органов и (или) тканей человека» раскройте особенности этико-правовых принципов в трансплантологии; а именно:

- гуманизм;

- степень абсолютности принципа «не навреди»;

- паритет вреда и блага, донора и реципиента;

- принцип информационного добровольного согласия;

- принцип социальной справедливости и медицинской обоснованности распределения донорских органов;

- принцип врачебной солидарности между хирургами, анестезиологами, реаниматологами, кардиологами, биохимиками, генетиками.

Далее охарактеризуйте либеральную и консервативную позицию по проблеме трансплантации человеческих органов и тканей. Подумайте,

почему сегодня необходимо ужесточить законодательство в этой области медицины? Какие альтернативы решению проблемы дефицита донорских органов предлагает наука? Оцените их перспективы с этико-правовых позиций.
Рефераты
1. Проблемы донорства: морально-правовые аспекты.

2. Моральные аспекты ксенотрансплантации.
Контрольные вопросы
1. Охарактеризуйте основные этапы истории развития трансплантологии.

2. Каковы особенности реализации принципов биомедэтики в трансплантологии?

3. Раскройте основные позиции в оценке достижений и возможностей трансплантологии.

4. Какие варианты решения проблемы дефицита донорских органов сегодня существуют? Оцените их перспективы с этико-правовых позиций.
Основная литература

1. Хрусталёв Ю.М. Введение в биомедицинскую этику: учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений. – М.: Издательский центр «Академия»,2010., гл.6.

2. Хрусталёв Ю.М. От этики до биоэтики: учебник для вузов/Ю.М. Хрусталёв. – Ростов н./Д; Феникс,2010., гл.6.
Дополнительная литература

1. Кэмпбелл А., Джилетт Г., Джонс Г. Медицинская этика: пер. с англ.: учеб. пос./под ред. Ю.М. Лопухина, Б.Г. Юдина. – 2-е изд., испр. – М.: ГЭОТАР- Медиа,2005,гл.8.

2. Шамов И.А. Биомедицинская этика: учебник. – М: 2006, с.204-240.

3. Коваленко А.И., Пискун А.И., Тимошенко Т.В., Мораль и право в медицине: учебное пособие. – Благовещенск,2007, гл.3.

4. Тарабарко Н.В. Этико-правовые проблемы донорства как главный тормоз развития клинической трансплантации органов // Вестник РАМН. 2006,

№ 11.

5. Иванюшкин А.Я., Лапин Ю.Е., Попова О.В., Смирнов И.Е. Философские и этико-правовые аспекты проблемы смерти мозга.// Российский педиатрический журнал.2008, № 6.

6. Бабич В.В., Коломийцев А.Ю. Христианский взгляд на человека в контексте современных вопросов биоэтики. //Сибирский медицинский журнал. 2009, № 3.

Методические рекомендации по теме

«Этические проблемы генетики»

(лечебный факультет)

План

1. История генетических методов и технологий.

2. Этико-правовой анализ отдельных отраслей медицины:

а) медицинская генетика;

б) клонирование и евгеника

3. Мировоззренческие позиции в оценке генных технологий.
Рекомендации

При подготовке первого вопроса необходимо:

1. История генетических методов и технологий: от биологических экспериментов по изучению наследственности и изменчивости (Г.Мендель, Иогансен, Серебровский, Дж. Уотсон и Ф. Крик) до генной инженерии.

2. Характеристика проекта «Геном человека»: задачи, результаты, проблемы. Определите значение данного проекта для общества и медицины.

При подготовке второго вопроса:

1. Дайте характеристику медицинской генетики и ее отраслям. Подумайте, почему зародышевая теория запрещена и каковы этические проблемы соматической генной терапии? Далее раскройте морально-правовые основы и принципы медико-генетической практики.

2. Генная инженерия и клонирование: проблемы и перспективы. Что вы думаете о возможностях и опасностях клонирования человека?

3. Дайте определение евгенике и охарактеризуйте ее виды. Подумайте, почему евгенику считают одним из самых аморальных направлений генетики?

Третий вопрос. Характеристика либеральной и консервативной позиций в оценке генных технологий. Выскажите свое мнение по обсуждаемым вопросам.
Рефераты

1. Этико-правовой аспект клонирования человека.

2. Моральные проблемы евгеники.
Контрольные вопросы

1. Что такое генетика? Может ли геном стать критерием для оценки личности?

2. Что такое генная инженерия? Возможна ли генетическая модификация поведения?

3. Почему зародышевая терапия запрещена и каковы этические проблемы соматической генной терапии?

4. Что такое евгеника и почему ее считают одной из самых аморальных направлений генетики?

5. Каковы этические проблемы клонирования человека?

6. Значение проекта «Геном человека» для общества и медицины. Этические проблемы данного проекта.

7. Раскройте основные позиции в оценке генных технологий.
Основная литература
1. Хрусталёв Ю.М. От этики до биоэтики: учебник для вузов/Ю.М. Хрусталёв. – Ростов н./Д; Феникс,2010., гл.6.

2. Хрусталёв Ю.М. Введение в биомедицинскую этику: учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2010., гл.6.
Дополнительная литература
1. Кэмпбелл А., Джилетт Г., Джонс Г. Медицинская этика: пер. с англ.: учеб. пос./под ред. Ю.М. Лопухина, Б.Г. Юдина. – 2-е изд., испр. – М.: ГЭОТАР- Медиа,2005,ч.5.

2. Шамов И.А. Биомедицинская этика: учебник. – М: 2006, с.174-202.

3. Коваленко А.И., Пискун А.И., Тимошенко Т.В., Мораль и право в медицине: учебное пособие. – Благовещенск,2007, гл.3.§1.

4. Ижевская В.Л. Динамика этических установок российских генетиков.// Человек.2006,№4.

5. Курочкина Л.И., Романова Л.Г. Генетика человека и евгеника.// Человек.2008, № 2.

6. Иванов В.И. , Киселев Л.Л. Геномика-медицине.-М.: 2005, (введение, гл.11).

7. Хен Ю.В. Евгеника: основатели и продолжатели // Человек. 2006, № 3.

8. Гнатик Е.Н. Философские проблемы евгеники: история и современность // Вопросы философии. 2005, № 6.

Методические рекомендации по теме

«Морально-правовые проблемы в акушерстве и гинекологии»

(лечебный факультет)

План

1.Морально-исторический подход в отношении к аборту.

2. Мировоззренческие позиции по проблеме аборта.

3. Этико-правовые проблемы искусственной репродукции человека.
Рекомендации

Первый вопрос. История отношения к аборту в России и за рубежом.

Причины легализации аборта «по желанию» в СССР в 1920г., его запрета в 1936 г. и отмена этого запрета в 1955г. Раскройте основные проблемы, определяющие многообразие позиций в противостоянии по проблеме аборта:

- проблема определения начала жизни человека;

- проблема ограничения действия заповеди « не убей»;

- проблема морального и социального статуса человеческих существ.

Далее при подготовке второго вопроса дайте характеристику либеральной и консервативной позициям в отношении к аборту. Здесь же рассмотрите правовой аспект решения проблемы аборта. Подумайте, почему российское законодательство в данном вопросе является самым либеральным? Выскажите свое мнение по обсуждаемой проблеме.

Третий вопрос. Технологии искусственной репродукции человека: виды, история создания и применения. Раскройте основные моральные проблемы репродукции человека:

- использование «лишних» оплодотворенных клеток;

- угроза распада семейно-родственных отношений;

- психическое благополучие «искусственных» детей;

- морально-религиозный аспект выбора пола ребенка;

- «суррогатное» материнство.

Социально-правовое регулирование в сфере использования искусственных репродуктивных технологий (Конвенция комитета министров Совета Европы о правах человека и биомедицине; Закон РФ об охране здоровья граждан).
Рефераты

1. Аборт и контрацепция как средства регулирования рождаемости.

2. Моральные проблемы материнства и «суррогатного» материнства.

3. Искусственное оплодотворение в этических учениях мировых религий.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по теме «Смерть и умирание. Эвтаназия» iconКрапивина Анна Георгиевна Через тернии Роман : Детектив
В этом возрасте человек еще не растерял старых друзей и не рассорился с новыми, и желающих проводить усопшего в последний путь всегда...
Методические рекомендации по теме «Смерть и умирание. Эвтаназия» iconМетодические рекомендации по проведению научно-практических исследований...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ на индивидуальные темы
Методические рекомендации по теме «Смерть и умирание. Эвтаназия» iconМетодические рекомендации для студентов практического занятия по...
Дидактическая база занятия: методические рекомендации для преподавателя и студентов к практическому и семинарскому занятию, учебники,...
Методические рекомендации по теме «Смерть и умирание. Эвтаназия» iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации по теме «Смерть и умирание. Эвтаназия» iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации по теме «Смерть и умирание. Эвтаназия» iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации по теме «Смерть и умирание. Эвтаназия» iconМетодические рекомендации включают рекомендации по организации самостоятельной...
Методические рекомендации предназначено для студентов, обучающихся на курсе психологии и педагогики
Методические рекомендации по теме «Смерть и умирание. Эвтаназия» iconМетодические документы, разработанные для обеспечения образовательного...
Методические рекомендации по планированию, организации и проведению практических занятий
Методические рекомендации по теме «Смерть и умирание. Эвтаназия» iconМетодические рекомендации к изучению курса «Обществознание 10-11кл»....
Методические рекомендации к учебнику «Обществоведение. 10-11» под ред. Л. Н. Боголюбова
Методические рекомендации по теме «Смерть и умирание. Эвтаназия» iconМетодические рекомендации по теме «Роль художественного слова на...
Вид документа Методические рекомендации по теме «Роль художественного слова на уроках изо»
Методические рекомендации по теме «Смерть и умирание. Эвтаназия» iconМетодические рекомендации по выполнению дипломных работ
Методические рекомендации предназначены для студентов Московской банковской школы
Методические рекомендации по теме «Смерть и умирание. Эвтаназия» iconМетодические рекомендации Бузулук, 2012
Методические рекомендации предназначены для преподавателей физики начального профессионального образования
Методические рекомендации по теме «Смерть и умирание. Эвтаназия» iconМетодические рекомендации
Мандриков В. Б. Методические рекомендации для студентов по написанию рефератов с физкультурно-оздоровительной тематикой Волгоград,...
Методические рекомендации по теме «Смерть и умирание. Эвтаназия» iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению дискуссии Методические...
Приложение Рейтинг популярных профессий за последние 5-ть лет
Методические рекомендации по теме «Смерть и умирание. Эвтаназия» iconМетодические рекомендации по выполнению и защите курсовых работ
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины «Международное частное право»
Методические рекомендации по теме «Смерть и умирание. Эвтаназия» iconМетодические рекомендации по выполнению курсовой работы
Примерная тематика и методические рекомендации для подготовки курсовых работ и рефератов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск