Скачать 93.85 Kb.
|
ОЛИМПИАДА ПО ПЕДАГОГИКЕ (ПО РАЗДЕЛУ «ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ») Задание 1. Написать эссе на одно из предложенных высказываний. Какое из них вам кажется наиболее убедительным и почему? 1. «Одна из грубейших ошибок считать, что педагогика является наукой о ребенке, а не о человеке… Детей нет – есть люди, но с иными масштабами понятий, иным запасом опыта, иными впечатлениями, иной игрой чувств. Помни, что мы их не знаем». /Я. Корчак/. 2. «Педагогика – не наука, а искусство: самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку. Как искусство сложное и обширное, оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство, оно, кроме знаний, требует способности и наклонности, и, как искусство же, оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: к идеалу совершенного человека». /К.Д. Ушинский/. 3. «Нет, тысячу раз нет, не существует такой категории наук, которых можно было бы назвать прикладными. Существуют науки и практическое применение этих наук, связанные между собою как плод и дерево». /Луи Пастер/. 4. «Педагогика одновременно является и прикладной и теоретической наукой. Как теоретическая наука, педагогика устанавливает определенные законы воспитания, образования и обучения. Как прикладная, она использует установленные закономерности в повседневной практической работе». /Н.К. Гончаров/. Эссе (попытка, очерк) – прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующие на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный характер. Эссеический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разнообразную интонацию и логику. Он издревле формировался в сочинениях, где на первый план выступала личность автора /Литературная энциклопедия терминов и понятий /гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. – М., 2001. – С. 1246-1247/. Задание 2. Выполните тестовые задания 1. Что такое педагогика? Из предложенных ответов выберите правильный, обосновав его достоверность. 1). Педагогика изучает закономерности развития ребенка и определяет пути его воспитания. 2). Педагогика – это наука о воспитании, образовании и обучении людей. 3). Педагогика – это искусство воздействия воспитателя на воспитанника с целью формирования его мировоззрения. 4). Педагогика занимается изучением вопросов обучения и образования подрастающего поколения. 5). Педагогика – это наука о воспитании человека. 2. Какие задачи ставятся перед педагогической наукой? 1). Воспитание, обучение подрастающего поколения. 2). Познание законов воспитания, вооружение педагогов практиков знанием теории учебно-воспитательного процесса. 3). Изучение воспитания как фактора духовного развития людей. 4). Изучение пробелов обучения и образования людей в современном мире. 5). Исследование человеческой природы. 3. Что определило развитие педагогики как науки? Из приведенных ответов выберите правильный ответ, доказав неполноту других ответов. 1). Прогресс науки и техники. 2). Забота родителей о счастье детей. 3). Биологический закон сохранения рода. 4). Объективная потребность в подготовке человека к жизни и труду. 5). Повышение роли воспитания в общественной жизни. 4. Почему в педагогике используется несколько дефиниций воспитания? Найдите правильный ответ. 1). Наличие дефиниции позволяет отличать воспитание в теоретическом смысле от употребления аналогичного термина в бытовой речи. 2). Обилие дефиниций придает педагогике статус развитой теоретической науки. 3). Бытовое употребление понятия «воспитание» неточно передает смысл последнего и может быть использовано для построения научной теории. 4). Воспитание – это понятие настолько широкое и общее, что без специальных уточнений невозможно понять, о каком, собственно, воспитании идет речь. 5). Правильного ответа нет. 5. Что называется обучением? Выберите правильный ответ. Докажите ошибочность одного-двух приведенных ответов. 1). Обучение – это передача знаний от учителя к ученикам с целью подготовки их к жизни. 2). Обучение предполагает организацию самостоятельной учебной работы учеников с целью овладения знаниями, умениями, навыками. 3). Обучение – это процесс деятельности учителя, направленный на передачу ученикам знаний, умений и навыков и подготовку к жизни. 4). Обучение – двусторонний процесс деятельности учителя и учеников, направленный на сознательное и прочное овладение системы знаний, умений и навыков, в ходе которого осуществляется развитие умственных способностей и познавательных интересов, овладение методами познавательной деятельности, формируется научное мировоззрение. 5). Обучение – это общение учителя с учениками, в ходе которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков. Задание 3. Письменно ответьте на поставленные вопросы. (При ответе на вопрос, старайтесь указать годы жизни педагога, написанные им труды, что он конкретно сделал для развития педагогической науки и практики). 1. Что сделал для педагогики Я.А. Коменский? 2. Какие педагогические идеи разработал И.Ф. Гербарт? 3. В чем заслуга И.Г. Песталоцци в развитии педагогики? 4. Расскажите о педагогических взглядах К.Д. Ушинского. 5. Кого из отечественных педагогов вы знаете? Чем они прославились? Задание 4. Решите педагогические ситуации. 1. В последней четверти ХХ века в нашей стране в области воспитания в процессе научных исследований сделаны очень важные открытия. Например. Для общеобразовательной школы идею разностороннего развития ученика полнее всего разработал учитель-новатор М.П. Щетинин. В его «школе 2000 года» были слиты пять школ: обычная, спортивная, хореографическая, музыкальная, да еще бригады земледельцев, садоводов, животноводов, клубы юных техников и натуралистов. Учителя-новаторы В.Ф. Шаталов, Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенкова, И.П. Волков и другие разработали новые методы и приемы обучения, которые отвечают законам мозга и детской природе. Эти методы включают в работу образное и логическое мышление, мобилизуют чувства и рассудок, вводят в строй потайные резервы психики. Эффективность таких методов значительно выше, чем тех, которые применяются в школе. Это значит , что объем знаний, предусмотренный современными программами, дети могут освоить гораздо быстрее, и высвободить время для занятий физкультурой, искусством и т.д. Учителя-новаторы в своей работе осуществляют опыт коллективного сотворчества в учебе – учителя и ученика.
2. Социологи выделяют главные принципы, на которых зиждется опыт педагогов-новаторов: демократические, а не авторитарные отношения учителя и ученика, что и определяет педагогику сотворчества; интенсивные и игровые методы обучения, разносторонние занятия учащихся, творческий характер всех их дел, коллективизм в учебе.
3. В настоящее время учителями-подвижниками, передовыми учеными накоплен огромный опыт новых форм, средств и приемов обучения и воспитания. Многое из найденного отражено в серии «Педагогический поиск: опыт, проблемы, находки», выпускаемой издательством «Педагогика». Изданы отдельные книги педагогов-новаторов. Изучив эти работы, каждый учитель откроет для себя с учетом своей индивидуальности десятки и сотни образцов обучения и воспитания. Но прочно ли вошли эти книги в сознание сегодняшнего учителя? Оказывается, их авторы не всегда значатся в числе тех, кто формировал или формирует педагогическое сознание учителя, влияет на профессиональное совершенствование и на перестройку работы.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ Каждый вид задания олимпиады оценивается определенным количеством баллов:
Оформление материалов олимпиады. На титульном листе указывается название образовательного учреждения, вид работы, (Олимпиада по педагогике), кто выполнял. Затем выполняются задания олимпиады в соответствии с указанными требованиями. НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПЕДАГОГИКЕ Тема: ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА Тематика докладов: 1. Педагогика: прошлое и настоящее. 2. Философия как методологическая основа педагогики: - теория прагматизма, - теория неотомизма, - теория неопозитивизма, - теория экзистенциализма, - теория бихевиоризма. (где и когда возникла данная теория, представители, основные идеи) 3. Основные категории педагогики 4. Педагогика в системе научного знания. Рекомендуемая литература 1. Бургин М.С. Понятие и функции методологии //Советская педагогика. – 1990. - № 10. 2. Журавлев В.И. Педагогика в системе научного знания. – М., 1990. 3. Корсак К. Проблемы педагогики и перспективы их решения в новом тысячелетии //Народное образование. – 2002. - № 2. – С. 44-54 4. Краевский В.В. Общие основы педагогики. – М., 2003. 5. Краевский В.В. Методология педагогики: прошлое и настоящее //Педагогика. – 2002. - № 1. – С. 3-10 6. Лихачев Б.П. Основные категории педагогики //Педагогика. -1999. - № 1. – С. 10-15. 7. Педагогика /Под ред. Л.П. Крившенко. – М., 2004. 8. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1995. 9. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1996. – Ч. 1. 10. Прокофьев И.И., Михалкович Н.В. Педагогика. Общие основы педагогики. Дидактика. – М., 2002. 11. Полонский В.М. Понятийно-терминологический аппарат педагогики //Педагогика. – 1999. - № 8. – С. 16- 20. 12. Разумовский В.Г. Методология и методы педагогики //Советская педагогика. - 1989. - № 11 11. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания /Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2000 12. Слепухов Н.И. О категориях педагогики //Советская педагогика.- 1984. - № 1. 13. Сокольникова Ю. О тенденциях, перспективах и стратегии развития науки на современном этапе //Воспитание школьников.- 2001. - № 10. – С. 2-9. 14. Шанина А.Н. Современное и несовременное в педагогике //Педагогика. – 2002. - № 7. –С-27-31 15. Шварцман К.А. Философия и воспитание. – М. 1989 При подготовке реферата можно использовать и справочную литературу («Педагогический энциклопедический словарь», «Российская педагогическая энциклопедия» в 2-х томах и другие источники), а также другие учебные пособия и журнальные статьи. Оформление реферата. На титульном листе указывается название образовательного учреждения, тема реферата, кто его подготовил. На следующем листе раскрывается план реферата и та литература, которая была использована при его подготовке, затем идет содержание самого реферата. Объем реферата – от 5 до 10 страниц. |
Industrial Organization Задание для выполнения эссе (реферата) Тема эссе (реферата) выбирается студентом самостоятельно из списка тем, предложенных преподавателем. Рекомендуемый объем эссе – 5... | Уроки 6 14 Задание на дом. Написать сочинение на тему «Мое любимое место на земле» У. Вот и давайте побываем вместе с авторами в тех замечательных местах, которые они любят. Я буду читать, а вы думайте о том, что... | ||
Прочитай словарные статьи о культуре из разных словарей. Какое объяснение... Задание прочитай словарные статьи о культуре из разных словарей. Какое объяснение тебе кажется более понятным и точным? | Тема: «To be or not to be?» Творческое задание: «Написать эссе, что такое «быть или не быть» для меня» (на основе оригинального текста В. Шекспира «Гамлет. Принц... | ||
Инструкция: Учитель обращается к ученикам со следующими словами:... Специальность/направление 050104. 65-Безопасность жизнедеятельности | Конспект по теории Сложного предложения.( письменно в рабочей тетради).... Домашнее задание по русскому языку для 5Б класса. (от Пырьевой Елены Владимировны) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Наш урок я хотела бы начать с высказываний великих людей. В конце урока я хотела бы, чтобы каждый из вас выбрал себе одно из них... | Домашнее задание на 28 января 2013 года О чём вам рассказала эта мелодия? Если бы можно было нарисовать музыку, какие бы цвета вы использовали ? Почему ? | ||
Решение по 8-балльной системе (от 0 до 8). В исключительных случаях,... Лира, Дева, Скорпион, Весы, Рак. Какое название из этого списка является лишним и почему? | Или, что такое эссе и как его написать? Все просто: получено задание от преподавателя как результат окончания очередного полугодия или семестра, как результат окончания... | ||
Исследовательская работа по одной из предложенных тем Вам предлагается выполнить летнее задание по биологии, предусмотренное программой по этому предмету. В то же время нам хочется, чтобы... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Вам нравятся определенные цвета? А задавали себе вопрос, почему именно этот цвет? Вы знаете, что цвет влияет не только на эмоциональное... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Вы знаете, все так рады вам сегодня, даже наши парты. Посмотрите, мне кажется, они вам улыбаются (дети заглядывают под парты, там... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Камю? Какую стратегию выбирает он сам Какая из стратегий кажется вам наиболее разумной Можно ли вообще жить, не имея цели и смысла... | ||
Контрольная работа по дисциплине «русский язык в профессиональной речи» Каждое задание оценивается в баллах (максимально 10 баллов за одно задание). Дополнительные баллы устанавливаются за оригинальность... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Но урок необычный – особенно красивый и романтичный. Какое сегодня число? (…) Какой праздник? (…) Почему он так называется и почему... |