Семинар по философии №14 Философия Нового времени План семинарского занятия





Скачать 47.68 Kb.
НазваниеСеминар по философии №14 Философия Нового времени План семинарского занятия
Дата публикации02.08.2013
Размер47.68 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
ЛФ Семинар по философии № 14 Философия Нового времени
План семинарского занятия

1. Основная философская проблема эпохи Нового времени

2. Эмпиризм. Ф. Бэкон

3. Рационализм. Рене Декарт

4. Основные идеи эпохи Просвещения
1.Подготовить проектные работы (презентации) по деятелям эпохи Просвещения

2. Выписать слова, Обозначенные шрифтом

3. Подготовить доклады или презентации по философским взглядам последователей Ф. Бэкона и последователей Р. Декарта

4. Прочитать

по Шевченко с. 93-103

по Кохановскому с. 36-39

по Алексееву, Панину с. 123-133

по Введению в философию – раздел «Философия Нового времени»

1. Основная философская проблема эпохи Нового времени

В центре внимания новой философии Нового времени находится

теория познания, отработка методов истинного знания для всех наук. Если специальные «частные» науки открывают законы природы, то философия призвана обнаружить законы мышления, действующие во всех областях знания.

Основные трудности познания, как считал Ф. Бэкон это

  • разум в реальной жизни «за­туманен», «затемнен» некими ложными представлениями и понятиями — «идолами» (Бэкон). « Идол» - призрак, видение

  • «Идол рода»: вещи и явления предстают в искривленном виде, как в кривом зеркале;

  • «Идол пещеры»: узость, пещерность опыта, ошибки из жизни, ошибки из книг, Ошибки из заблуждений других людей

  • «Идол площади»: принятие слов и понятий толпой, которая не уловила их смысл, непонимание слов.

  • «Идол театра»: игра в искусственные миры, исполнение человеком несвойственной ему роли.

Огромную роль в теории познания должны сыграть философы.

По Бэкону философы делятся на три группы:

  • «Пауки»: ткут паутину из индивидуального сознания;

  • «Муравьи»: собирают в свой муравейник все, что есть на пути.

  • «Пчелы»: облетают, собирают, перерабатывают в мышлении до предельных оснований

2.Эмпиризм Ф. Бэкона

Бэкон обосновывает индукцию как метод обобщения опытного зна­ния. Этот метод, по образному выражению философа, «путь пче­лы», который соединяет как переходы от обобщения опытных данных) к созданию теории, так и переход от теории и выводов из нее к поста­новке новых экспериментов.

Эмпирия – опыт, эксперимент. Экспериментальному знанию соответствовали методы наблюдения, анализа, сравнения, эксперимента. Процесс обобщения знаний есть индукция.

Суть этого метода

Метод эмпиризма, по мнению Бэкона, предполагает следующие действия: 1) наблюдение фактов; 2) их систематизация и классификация; 3) отсечение ненужных фактов; 4)разложение явления на составные части; 5) проверка фактов на опыте и 6) обобщение знаний. В процессе наблюдения исследователь собирает факты, с помощью эксперимента он их проверяет, а затем де­лает обобщения.

Ф. Бэкон провозгласил важность опытного исследования, основанного на экспериментальном методе восхождения от знаний о единичном и простейших умозаключений к самым общим положениям.

Медицина им была разделена Ф. Бэконом на 3 отдела в соответствии с практической ролью: поддер­жание здоровья, лечение болезней, продление жизни.

Философы, разделяющие философию эмпиризма -

  • Томас Гоббс

  • Джон Локк

  • Давид ЮМ


3. Рационализм Декарта

Развивая рационализм, Декарт полагал, что в познании разум человека не нуждается в чувственных ощущениях, ибо истинность знаний на­ходится в самом разуме, в постигаемых разумом абстрактно-логичес­ких образах.

Декарт считал, что исследование во всех науках, включая философию, следует начинать с отыскания самоочевидных, ясных, и в силу этого истинных положений, не нуждающихся в чувственном материале и логических доказательствах. Такие положения, считал он, должны быть непосредственно, самоочевидно истинными, подобно аксиомам евклидовой геометрии. И источник, и критерий истинности знаний он помещал в разум человека.

Он утвердил в качестве начала познания интеллектуальную интуицию, не нуждающуюся в показаниях чувств и опыта.

Отсюда: ведущим методом познания может выступать дедукция.

Дайте толкование высказыванию Р. Декарта:

Р. Декарта «Единственная прочная и достовер­ная истина гласит: я мыслю, следовательно, я существую» («Тотальное сомнение»).

Последователи рационализма:

Бенедикт Спиноза(Обозначьте даты жизни)

Готфрид Лейбниц (Обозначьте даты жизни)

Дени Дидро(Обозначьте даты жизни)

Поль Гольбах(Обозначьте даты жизни)

4. Основные идеи эпохи Просвещения – 18 век.

Дени Дидро (1713-1784). вдохновитель создания «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» ( Почему так важен этот факт?)

Деятели Просвещения

Монтескье (Обозначьте даты жизни)

Вольтер (Обозначьте даты жизни)

Руссо (Обозначьте даты жизни)

Особое место в идеях Просвещения занимает Ж.-Ж. Руссо. В труде «Общественный договоре» Руссо рисует идеал свободного человеческого союза, в котором власть принадлежит всему народу и царит полное равенство граждан.

Вольтер: поэт, прозаик, сатирик, историк, публицист, правозащитник.

Согласно Вольтеру, «если бы не было идеи о Боге, ее бы следовало измыслить; но она начертана перед нами во всей природе!»
С другой стороны – призыв относительно церкви: «Раздавите гадину!» (Поясните позицию Вольтера).

Джон Локк, английский философ

В основе всякого знания, по Локку, лежат два вида чувственного опыта: внешний и внутренний. Внешние предметы, воздействуя на органы чувств, порождают «простые идеи»; душа при этом пассивна, это «чистая доска», на которой опыт пишет свои письмена в виде ощущений или чувственных образов вещей и их качеств. Внутренний же опыт основан на рефлексии над собственной деятельностью души.

Выводы:

Специфические черты философии Нового времени

полная секуляризация науки. Синтез науки с религией, веры с разумом — невозможен. Никакие авторитеты не признаются, кроме авторитета самого разума (Т. Гоббс);

выдвижение науки в ранг важнейшего занятия человечества. Именно она способна обогатить человечество, избавить его от бед и страданий, поднять общество на новый этап развития, обеспечить общественный прогресс (Ф. Бэкон);

развитие наук и конечное подчинение человеком природы возможно тогда, когда будет сформирован главный метод мышления, метод «чистого» разума, способный действовать во всех науках. (Р. Декарт). Теория познания становится центром философии Нового времени.

Противоположность подходов эмпиризма и рационализма в вопросах познания и научного метода была разрешена в немецкой классической философии





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Семинар по философии №14 Философия Нового времени План семинарского занятия iconПлан Немецкая классическая философия как вершина философии Нового времени Философия марксизма
Немецкая классическая философия (вершина в философии Нового времени) представляет собой величественное и многогранное явление в философии....
Семинар по философии №14 Философия Нового времени План семинарского занятия iconКурс, лечебное дело п л а н семинарского занятия по теме
«Предмет философии, ее структура, функции и генезис. Философия и мировоззрение» (4 часа)
Семинар по философии №14 Философия Нового времени План семинарского занятия iconПрограмма дисциплины «Западная философия до середины ХХ века. Философия...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Философия»...
Семинар по философии №14 Философия Нового времени План семинарского занятия iconПрограмма дисциплины «Западная философия до середины ХХ века. Философия...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Философия»...
Семинар по философии №14 Философия Нового времени План семинарского занятия iconКурс; клиническая психология (2013/14 уч г.) П л а нсеминарского...
Понятие философии. Знание и мудрость. Проблема самоопределения философии. Предмет философии. Специфика философского знания. Философия...
Семинар по философии №14 Философия Нового времени План семинарского занятия icon1. Философское понимание бытия и материи
Востока, Античная философия, философия Средних веков, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени, современная философия,...
Семинар по философии №14 Философия Нового времени План семинарского занятия icon1. Философское понимание бытия и материи
Востока, Античная философия, философия Средних веков, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени, современная философия,...
Семинар по философии №14 Философия Нового времени План семинарского занятия iconКурс (2011/12 уч г.) План семинарского занятия по теме: «Философское...
Онтология – учение о бытии. Основные категории онтологии. Бытие. Ничто. Небытие. Субстанция. Атрибут
Семинар по философии №14 Философия Нового времени План семинарского занятия iconСеминар №3 Место и роль философии в культуре
Условия возникновения философии (философия как критический анализ (выяснить значение слов в словаре ) предшествующего опыта, философия...
Семинар по философии №14 Философия Нового времени План семинарского занятия iconРепрезентация проблемы национального самосознания в русской классической...
План: Определение философии. Соотношение философии и мировоззрения. Определение мировоззрения. Исторические типы мировоззрения (мифология,...
Семинар по философии №14 Философия Нового времени План семинарского занятия iconТематический план по курсу Тема Предмет философии права 2 часа Тема...
Философия права – наука о роли права в жизни людей, в человеческом бытии. Два уровня философии права: философский и юридический....
Семинар по философии №14 Философия Нового времени План семинарского занятия iconРеферат «Становление научного рационализма нового времени»
Становление и источники рационализма философии Нового времени
Семинар по философии №14 Философия Нового времени План семинарского занятия iconПрограмма кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки»
Многообразие философии. Философия как наука, идеология, откровение, любовь к мудрости, трансцендирование, искусство спора и т д....
Семинар по философии №14 Философия Нового времени План семинарского занятия iconРеферат По философии На тему «Истина, как прекрасное и формирование...
На тему «Истина, как прекрасное и формирование рациональной этики в философии нового времени»
Семинар по философии №14 Философия Нового времени План семинарского занятия iconИстория зарубежной философии (античная философия)
Курс представляет собой систематическое изложение истории античной философии (древнегреческой и римской), т е со времени ее воз-никновения...
Семинар по философии №14 Философия Нового времени План семинарского занятия iconТема урока, план уро­ка, возможная личностно значимая про­блема
Учащиеся усваивают хронологические рамки Но­вого времени; понимают принципиальное отли­чие Нового времени от Средневековья; узнают...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск