Антонович Е. Н. Системное единство формальной и диалектической логик





Скачать 376.14 Kb.
НазваниеАнтонович Е. Н. Системное единство формальной и диалектической логик
страница1/3
Дата публикации04.08.2013
Размер376.14 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
  1   2   3


Антонович Е.Н.

СИСТЕМНОЕ ЕДИНСТВО ФОРМАЛЬНОЙ И ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ЛОГИК
Все существующее находится в единстве, рассматриваемом как принцип, и возвращается

к единству, как к цели. Одно заключается в одном, т.е. все во всем … То, что находится вверху,

говорит Гермес, равняется тому, что находится внизу; двойное служит мерой единству …

Зороастр… объясняет с помощью триад все, что происходит от имен, а с помощью тетрад -

все, что относится к форме. Так получается число 7 как образ творения (Элифас Леви)

Способность к философии … заключается, в чем полагал ее Платон,- в познании единого во

многом и многого в едином… Философия… является суммой общих суждений, основой познания

которых служит непосредственно самый мир во всей своей целостности (А.Шопенгауэр)

Тезис и антитезис вместе образуют выражение Истины; другими словами, Истина есть

антиномия и не может не быть таковою (П. Флоренский)

Уничтожение противоречий – вот цель всякой философии, всякого мышления, всяких исканий

духа (Дж. Бруно)

По отношению к “2-му”, отрицательному положению, “диалектический момент” требует

указания “единства”, т.е. связи отрицательного с положительным, нахождения этого поло-

жительного в отрицательном. От утверждения к отрицанию – от отрицания к “единству” с

утверждаемым,- без этого диалектика станет голым отрицанием, игрой (В. Ленин)

Но формальное мышление возводит себе в закон тождество, низводит противоречивое

содержание … в сферу представления, в пространство и время, в которых противоречивое

удерживается одно вне другого… и таким образом выступает перед сознанием без взаимного

соприкосновения (Г. Гегель)

Если диалектика действительно есть не формальная логика, тогда она обязана быть вне

законов тождества и противоречия, т.е. она обязана быть логикой противоречия. Она обязана

быть системой закономерно и необходимо выводимых антиномий (А.Лосев)

Предлагается - универсальный метод,- генодрево ФТС (философии триединого синтеза), логика которого дает системное, целостное познание единства представлений, понятий и идей.

Ключевые слова: единство, противоречие, логика, дух, материя, анализ, синтез, генодрево,…
История логики – история борьбы формальной и диалектической логик, построенных на разных основаниях. В России с конца 20-х годов в ВУЗах было запрещено преподавание формальной логики, а с начала 90-х это случилось уже с диалектической логикой. Философам пора осознать, что логика должна избавиться от идеологического пресса и стать, наконец, свободной формой познания. Но и диалектическая логика, чтобы освободится от идеологических пут, должна быть основана не только на логике противоречия, но и логике единства духа и материи. Проведенные нами исследования подтверждают сделанные нами ранее выводы о необходимости создания диалектической логики, основанной на логике противоречия и единства духа и материи (идеализма и материализма). Такая система, метод познания - генодрево ФТС, в основе которой лежит структурная система взаимосвязанных логик: целостности (и-и) и многоуровневых противоречий (от 1-го уровня: Я = не Я, до 2-х и 3-х мерных логик), объединяющей в единое целое формальную и диалектическую логики, нами создана [1,2,3,4,5].

На генодреве логических противоположностей ФТС, построенном как симметричный граф, или как древнекитайская двоичная философская система ИЦЗИН (система монограмм – диаграмм – триграмм -… (*), процесс диалектического развития начинается с деления исходной точки (вершины симметричного графа) на дуальные противоположности: тезиса (дух, сознание, добро, волновые свойства материи, теория, необходимость) и антитезиса (материя, зло, корпускулярные свойства материи, практика, случайность). На основе известного в физике принципа дополнительности (корпускулярно-волнового дуализма) духовное должно иметь материальное основание (воплощение), а материальное – духовное. При дальнейшем развитии генодрева, делении образованных частей целого на новые пары противоположностей работает принцип множественной дополнительности результатом которого является образование многоуровневой системы, структуру которой можно представить в виде прогрессии: 1-2-4-8-16-…

*) структура ИЦЗИНа представляет собой двоичное дерево. Одно-Единое (Великий Предел) раздваивается на две монограммы: Ян, целая черта и Инь, прерывистая черта (в[4]Рис 20). На следующем уровне Ян и Инь разделяются на новые Ян и Инь, т.е. две монограммы (по одной черте) превращаются в четыре диаграммы, каждая из которых уже состоит из двух черт нижней (старой) и верхней (новой и противоположной), а последние, после накладывания сверху еще новых противоположных черт превращаются в восемь триграмм по три черты каждая. Структура генодрева ФТС отличается от ИЦЗИНа наличием зеркальной симметрии, последние черты, со знаком: плюс находятся выше оси генодрева, минус – ниже.

На генодреве сущности диалектической логики ФТС (в [1] Рис 34), как инструмента познания, универсального ритма развития, колебательного процесса, заданного прогрессией 2n: 1-2-4-…, отражающей все возможные комбинации элементов системы, нами показана необходимость движения логики противоречий (Я,- неЯ) не только по вертикали: конкретное-абстрактное (материальное-духовное, инволюция-эволюция) и от 1-го уровня, опыта к 4-у - дедукции (1-3-2-4) и обратно, но и по горизонтали: единое–многое (синтез-анализ: 1-2-4-…, где: синтез–истина-единство теории и практики; в формуле прогрессии 2n, n–порядк.№ ур. генодрева).

Логика процесса развития противоречий, как раздвоения единого, начинается с деления целого (начало генодрева) на противоположности: тезиса (Я) и антитезиса (неЯ). Далее, на основе комбинаций множественной дополнительности, логика развития идет по: горизонтали 2-4-8…-линейно, и вертикали – циклично (вверх-вниз: на 1-м ур.: 1-3-2-4, на 2-м: 1-5,2-6,3-7,4-8, туда и обратно), образуя систему противоречий: 2-го уровня: Я-Я, Я-неЯ, неЯ-Я, неЯ-неЯ; 3-го уровня: Я-Я-Я, неЯ-Я-Я, Я-неЯ-Я, неЯ-неЯ-Я, Я-Я-неЯ, неЯ-Я-неЯ, Я-неЯ-неЯ, неЯ-неЯ-неЯ (подробнее см. Рис 1/35).

c:\documents and settings\inwin\мои документы\загрузки\2012\ris35.jpg

Дихотомическую структуру логики противоречий генодрева можно передать и с помощью знаков, символов; сокращенных обозначений: тезис: Д (духовное), или плюс (+), единица (1); антитезис: М (материальное), (-), (0). На 1-м уровне противоположностей возможны 2-е комбинации элементов: а) инволюции (движение к материальному началу): ДМ; +-; 10 и б) эволюции системы (к духовному): МД; -+; 01.

Комбинации 2-го уровня противоположностей генодрева будут отражать отношения 4-х элементов: через: а) циклы развития (инволюции:1-3,2-4) ДД, ДМ, МД, ММ (обратная последовательность: 4-2,3-1, – эволюция: ММ, МД,…); или: ++, +-, -+, --; или: 11, 10, 01, 00; б) линейно (1-2-3-4): ДД, МД, ДМ, ММ; ++, -+, +-, --; 11, 01, 10, 00. Комбинации 3-го уровня (отношений 8-и элементов) можно отобразить: а) через циклы развития (1-5,2-6,3-7,4-8): ДДД, ДДМ, МДД, МДМ, ДМД, ДММ, ММД, МММ; +++, ++-, -++, -+-, +-+, +--, --+, ---; 111, 110, 011, 010, 101, 100, 001, 000; б) через линейную последовательность (выше оси генодрева последняя черта положительная, а ниже-отрицательная): ДДД, МДД, ДМД, ММД, ДДМ,МДМ,ДММ,МММ; +++, -++,+-+,--+,++-,-+-,+--,---;111,011,101,001,110,010,100,000 (обратные циклы 3-го ур. не даны).

Дихотомический процесс логики последовательного развития, образования триад в ИЦЗИНе, исследованный Лейбницем, использует в формулах диалектического исчисления Мисюров Д.А.: “Периодический порядок, обнаруженный Лейбницем и отраженный им в двоичной арифметике, важен для диалектического рассмотрения любых противоречий в формульном развитии, и рассмотрения любого развития в противоречиях формул (порядок триграмм по Мисюрову отличается от показанного нами выше,- Е.А.)… Лейбниц обозначает дихотомии и даже определенную логику…: « В этом счислении существуют лишь два обозначения – 0 и 1, с помощью которых можно записать все числа (позже я обнаружил, что оно выражает логику дихотомий, польза от которой величайшая, когда постоянно сохраняется точное противопоставление между членами деления …Это счисление обеспечивает самый простой способ производить перемены, поскольку имеется только две компоненты»”[6].

Этот самый простой способ логики развития данный в ИЦЗИНе, мы, в отличие от Мисюрова, начинаем с логики единства (и-и) и используем не для обоснования надуманных им упрощенных формул диалектики, а для отражения логических процессов познания на генодреве ФТС.

На 2-м уровне генодрева Рис 1/35 нами показана логическая последовательность 4-х видов суждений (в обратной, эволюционной последовательности: 4-3-2-1): 4) неЯ=неЯ, частноотрицательные; 3) Я=неЯ - общеотрицательные; 2) неЯ=Я - частноутвердительые; 1) Я=Я – общеутвердительные (на Рис 1/35 последние два показаны не верно- перепутаны).

На 2-м уровне генодрева диалектической логики ([1] Рис 34) нами показаны 4-е иерархические ступени (формы) логики мышления: 2-е предметно-образного: - суждения (одномерная логика, измерения, опыт); - представления (логика аналогии, используемая в разговорной речи); и 2-е духовно-логического: логические понятия; - идеи (системы понятий). Наложив на них 4-е принципа познания и уровни отрицания ([1] Рис 49 и Рис 51, без учета первого отрицания) можно построить генодрево единства двух логик и законов процесса мышления, подтверждающее выводы Гегеля, что представления – формальный вид мышления (см. в начале статьи афоризмы).

0 уровень генодрева – единство формальной и диалектической логик (2-х видов мышления, логика синтеза и-и). 1-й ур. – противоречие 2-х логик: формальная – диалектическая (правополушарное, предметно-образное - левополушарное, духовно-логическое мышление). 2-й ур.- единство 4-х видов мышления:- суждения,…, понятия и метод формальной логики, или принцип отмирания старого;- представление, законы разговорной речи и формальной логики, принцип возникновения нового;- понятия логики противоречия,- метод диалектической логики, сохранение старого в новом, принцип преемственности (отрицание отрицания, синтез 1-го уровня); - идеи, тройное отрицание, законы диалектической логики (см. статью № 2 о законах диалектики на сайте РФО [5] http://www.dialod21.ru), принцип высшего уровня синтеза знания.

Мы пришли к выводу, что первые 2-е ступени предметно-образного мышления соответствуют формальной логике, а вторые 2-е логического – высшей диалектической (Николаев И., Грачев М. так же считают, что формальная логика – первый уровень диалектической логики, подроб. ниже).

Метод познания ФТС, - механизм структурно-логического мышления, объединяя все древние и современные знания в единое целое, способен находить и объяснять, используя системный анализ и синтез, основные недостатки всех существовавших ранее и существующих сегодня логических систем знаний.

Ниже, мы на конкретных примерах будем проводить, используя метод генодрева, системный анализ текстов различных авторов. При этом, следует понимать, что у отдельных авторов можно найти доводы как за, так и против относительно одной идеи (возможно это говорит не только о сложности проблемы, но и отсутствии метода познания, или о не завершенности исследований).

Например, В. Ленин в «Философских тетрадях»,- сторонник диалектической логики, но не всегда последовательный. Иногда, исходя из одних, общепризнанных сегодня, посылок Гегеля и других философов, без необходимого доказательства, делает противоречащие им выводы, ошибочность которых сегодня стала очевидной для большинства философов (либеральная идеология и философия, с помощью США пришедшая к власти в современной России, в такие научные тонкости не вникает): «Раздвоение единого и познание противоречивых частей его (см. цитату из Филона о Гераклите…) есть суть (одна из “сущностей”, одна из основных, если не основная, особенностей и черт) диалектики. Так именно ставит вопрос и Гегель (Аристотель в своей “Метафизике” постоянно бьется около этого и борется с Гераклитом … с гераклитовскими идеями).

Правильность этой стороны содержания диалектики должна быть проверена историей науки (очень верное замечание, но ведь сами материалистические философы, включая классиков ДМ, практически не изучали более древнюю диалектику учений Вед, Дао и др.,- Е.А.). На эту сторону диалектики обычно (например, у Плеханова) обращают недостаточно внимания: тождество противоположностей берется как сумма примеров … Условие познания всех процессов мира в их “самодвижении” в их спонтанейном развитии, в их живой жизни, есть познание их как единства противоположностей. Развитие есть “борьба” противоположностей (в ФТС борьба – только первый элемент развития, далее следуют: - восприятие нового, - включение старого в новое, пр. преемственности, - единство нового и старого на высшем уровне,- Е.А.)…

Единство (совпадение, тождество, …) противоположностей условно, временно, преходяще, релятивно. Борьба противоположностей абсолютна, как абсолютно развитие, движение» [7].

Интересный момент, Ленин, критикуя законы формальной логики Аристотеля, в целом, больше критикует идеалистов Платона, Гегеля, защищая «материалистически» мыслящих Гераклита и Аристотеля. Попытаемся с помощью метода генодрева глубже увидеть логику процесса познания.

Для объективности исследования следует учитывать наличие, кроме творческих способностей автора, внутренних (необходимых) и внешних (достаточных) условий для познания. Необходимое условие – отсутствие у автора заранее каких-либо предубеждений, приоритетов, неизменяемых мнений, догм, личных заинтересованностей и наличие метода исследования. В Дао Дэ Цзин главным пороком ученого считается тщеславие: «Кто имеет свой взгляд, немного сможет понять. Кто имеет свою правду, немногих сможет убедить». Ограничимся анализом достаточного условия – наличия полной информации об объекте исследования, зависящего и от научного уровня развития познания в данное время. Относительно полноты информации следует отметить, что в наше время у философов больше источников информации (более обширные библиотеки, интернет), чем во времена классиков, но они сами, по привычке или по указаниям сверху, ограничивают границы истории исследования – не глубже древнегреческой философии.

Ленин в «Конспекте книги Лассаля о философии Гераклита» отмечая, что идеалист Лассаль оставил в тени материализм или материалистические тенденции Гераклита, натягивая его под Гегеля, в свою очередь видит у Гераклита обратное: “NB «Мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим» … Очень хорошее изложение начал диалектического материализма… NB «Ибо единое есть то, что состоит из двух противоположностей (исходя из того, что у древних дух и материя – едины, таким должно было бы быть и изложение первоначал ДМ,- Е.А.), так что при разрезании пополам эти противоположности обнаруживаются. Не это ли положение поставил, по словам эллинов, их великий и славный Гераклит во главу угла своей философии и гордился им как новым открытием»… Критерий истины, по Гераклиту, … согласие с идеальным законом тождества бытия и небытия” [8].

Лукъянов А.Е., отмечая значительно более древнее происхождение китайской системы предфилософии ИЦЗИН, при изучении связей спиралей древнекитайского, древнеиндийского и древнегреческого космоса, отмечает их сходство, большее число первоэлементов и сложность их бинарных связей (божественно-материальных или духовно-материальных). Мы считаем, что Гераклита, как и всех древних философов, из-за их дуалистического монизма, признания первопринципа единства духа – материи, нельзя отнести к чистым материалистам или идеалистам: «Связь с предфилософией у Гераклита видна хотя бы уже в том, что Единое есть живое существо-первопредок … Вселенная у Гераклита живая, умная и управляется Мудрым-Существом под именем Зевса. Космос же насквозь пронизан жизнью, перемены которой регулируются ритмами движения Солнца. Здесь у Гераклита (как в индийском космосе) намечается солнечная спираль, а великий год, равный по Гераклиту 18000 солнечных лет, совпадает с периодом (космическим годом) космогенеза у китайцев, который также равен 18 000 лет… Здесь, кстати, виден и бинарный порядок великого года: потоп – пожар. У китайцев этот бинарный порядок просматривается в смене времен года: весна-осень …у Гераклита фигурируют общие для всей древнегреческой философии четыре из пяти физических элемента: Земля-Вода-Воздух-Огонь. Их горизонтальная упорядоченность неизвестна, ибо они не соотнесены по горизонтали со сторонами света (как у китайцев,- Е.А.). Гераклит их располагает по вертикали одну над другой. В совокупности эти элементы (стихии, миры) составляют единое (подробнее о связях стихий на горизонтально-вертикальной, материально-духовной структуре генодрева см. [1] Рис 17, 33,35,- Е.А.). В живом дыхании оно мерами возгорается и мерами затухает, образуя космос» [9].

По Аристотелю существуют три вида знания: физика, математика и первая философия. При этом только физика изучает то, что способно двигаться, математика и первая философия изучают неподвижное. В первой философии Аристотель выделяет 4-е причины (на наш взгляд,- разные уровни познания, не составляющие систему родственных категорий): формы, материи, начала движения (движущей причины) и цели. Основные понятия Аристотеля: 1) движущая причина (перводвигатель) или Бог; 2) материя, которая образует 4-е первоэлемента и их 4-е характеристики. Связи элементов и их характеристик определены неясно - наложением 2-х форм квадратов друг на друга (подробнее см. в [1] Рис 36): огонь (теплое и сухое), воздух (теплое и влажное), вода (холодное и влажное), земля (холодное и сухое). Пятый элемент – эфир, невозникший, неизменяемый из которого состоит сфера неподвижных звезд, движущаяся по кругу. Земля – центр Вселенной. Элементы движутся по прямой (целевая причина). Вода и земля – вниз, огонь и воздух – вверх. Это упрощение смысла циклических связей духовного (божественного) и материального в первоэлементах древних учений. Исходя из вышеприведенного, Аристотеля можно отнести к формально материалистическим идеалистам.

Платон дает более четкую родо-видовую, логико-диалектическую связь элементов системы понятий, которая позволяет наглядно увидеть дихотомическое деление единого на многое (анализ- мышление от общего к частному) и обратно – сведение многого к единому (синтез - мышление от частного к общему). При дихотомическом делении целое разделяется на части, род на виды, когда на каждом уровне деления выделяется одно видовое отличие. Например, на 1-м уровне понятие попечения разделяется на божественное и небожественное (подробнее см. в [1] Рис 43), на генодреве - понятия: тезиса и антитезиса (духа и материи). Принцип дихотомии, раздвоения единого (синтез-тезис-антитезис) - основа структуры и связей элементов системы генодрева ФТС, где каждый вышестоящий уровень относится к нижестоящему, как род к виду.

Аристотель в формальной логике, самом определении понятия, нахождении отношений между понятиями, практически упростил самое главное в логике – порядок связей элементов системы.

Николаев И.В., сторонник диалектической логики, считающий первым этапом логики – формальную, в популярном изложении логики дает сложные правила определения понятий (образования дефиниций) по Аристотелю, которые не отражают единства и всей сложности их связей, отношений: “1) Определение должно быть соразмерным … Нельзя ограничивать понятия дополнительными признаками. 2) Определение не должно делать круга … Мол добро это то, что приносит добро (надо найти признак рода: добро – категория морали и видовое отличие: добро – это то, что приятно). 3) определение должно быть ясным и четким… 4) определение не должно быть отрицательным… Правила научных определений понятий учат нас искать и находить для каждого предмета мысли их родовые признаки и видовые отличия. Это трудно… Кроме содержания (признаков) понятий Аристотель выделил в понятиях еще и объем … Чтобы раскрыть объем понятий, понятия делят. Простейший вид деления понятий это «дихотомия» - деление на противоположности … «взрослый»- «мужчина и не-мужчина» … Аристотель указал на правила деления понятий: 1) деление должно быть соразмерным (сумма членов деления должна совпадать с объемом делимого) … 2) деление должно производиться по одному признаку – по одному основанию ... 3) члены деления должны исключать друг друга… 4) деление не должно делать скачка …

Графически отношения понятий обозначаются так (эти отношения рисуют кругами: раздельно, один в другом или с наложением друг на друга, что дает 6 видов отношений,- Е.А.): 1. Подчиненные: отношение вида к роду… 2. Соподчиненные … 1. Равнозначные … 2. Противоречащие… 1. Пересекающиеся … 2. Непересекающиеся,… Несовместимые (в другом учебнике 1999г Николаев приводит 5 видов отношений по Аристотелю: подчинения, соподчинения, равнозначные, пересекающиеся и несовместимые,- Е.А.)”[10].

Число и графическое определение отношений (расположения кругов, дающее не более двух видов связей) понятий, по Аристотелю, приводимое Николаевым, не способно отражать единство и сложности всех видов отношений, связей между понятиями. Если сопоставить по структуре генодрева ФТС приводимые выше виды отношений, то можно выделить более сложную систему отношений понятий в системе: 0-й уровень генодрева – равнозначности, совместимости (единства, логики и-и); 1-й ур. – несовместимости (тезис- антитезис, плюс- минус, логики или-или); 2-й ур. – дважды перекрещивающиеся (2-х значной пересекающейся логики): - соподчинения, - подчинения, - противоречащие, - непротиворечащие; 3-й ур. – четырежды пересекающиеся (8-м видов взаимодействия отношений 3-х значной логики).

М. Грачев, критикуя формальную логику (ФЛ), выделяет 16 принципов элементарной диалектической логики (ДЛ), включая: « … 5. Принцип отличительного признака …а) по характеру основных законов…ДЛ разрешает противоречие, … ФЛ – запрещает. б) по составу элементов структуры … субъект мышления… в) реструктуризация строения системы … производится замена трех основных логических форм мышления традиционной логики: понятие-суждение-умозаключение, на четыре основные формы мышления: суждение- вопрос- оценка-требование (мы считаем, что эти понятия разного рода и вида, поэтому предлагаем другие 4-е формы: суждение, представление, логические понятия, идеи, см. ранее,- Е.А.)…

Структурная схема группирования основных форм мышления (по вертикали и горизонтали):

Понятие

|

Суждение- вопрос- оценка- требование = диалог

|

Умозаключение

Вертикальная часть относится к традиционной логике, а горизонтальная – к диалогике (? см. ниже,- Е.А.)… 9. Принцип истины как процесса… публичной дискуссии… 11. Принцип противоречия как источника развития системы … 12. Принцип тождества диалектических и формально-логических противоречий … 13. Принцип иерархического строения диалектической логики…14. Принцип преемственности… 16. Принцип единства двух логик…[11].

С большинством этих принципов, частично или полностью мы не согласны. Остановимся на отдельных принципах подробнее.

Структура генодрева дает такие отличия диалектической логики от формальной (см. Рис 1/35 и [1] Рис 34): 1) логика синтеза (и-и), единство противоположностей (истина) – ДЛ; 2) логика противоречий (или-или)–ФЛ, ДЛ; 3) 2-х, 3-х значные логики–ДЛ ФТС, отчасти ФЛ (в другом значении); 4) Системой вертикальной части логики (1-й ур.: тезис-антитезис, дух-материя, 2-й ур.: 4-е формы логических понятий) и горизонтальной: 1-2-4-8-… обладает только диалектическая логика ФТС; 5) формы мышления: понятие- суждение- вопрос- оценка- требование = диалог – умозаключение нельзя отнести к одному роду понятий; 6) истина (9)– единство тезиса и антитезиса (теории и практики) - процесс системного анализа (1-2-4-8-…) и синтеза в познании не может быть достигнута в дискуссии, без принятия всеми единого метода познания; 7) принцип противоречия (11), разность потенциалов тезиса и антитезиса – источник развития (здесь полное согласие и с классиками марксизма); 8) система основных принципов и взаимосвязи логики в процессах познания, развития нами дана на генодреве (см. [1] Рис 49, 34).

Ленин, и Гегель, критикуют формальное (обычное), одностороннее мышление, основанное на законе тождества, которое не понимает сходства и различия, единства всех связей «этого движения перехода одного из этих определений в другое».

Ленин, при конспектировании «Науки логики» Гегеля, видимо, отчасти неосознанно подтверждает слова Гегеля о необходимости создания новой логики, основанной на логическом единстве природы духа и мира (или иначе духа и материи): “Логические формы суть tote formen (мертвые формы) – ибо их не рассматривают как «органическое единство», «их живое конкретное единство» … «Отрицательное есть в равной мере положительное» - отрицание есть определенное нечто, имеет определенное содержание, внутренние противоречия приводят к замене старого содержания новым, высшим. В старой логике перехода нет, развития (понятий и мышления), нет NB «внутренней необходимой связи» всех частей и Ubergang’a (перехода) одних в другие. И Гегель ставит два основных требования:

1) «необходимость связи» и

2) «имманетного (внутреннего, в самом себе,- Е.А.) происхождения различий»

Очень важно!! Это вот что значит, по-моему:

1) Необходимая связь, объективная связь всех сторон, сил тенденций … данной области явлений;

2) «Имманентное происхождение различий – внутренняя объективная логика эволюции и борьбы различий, полярности …

Тогда логика дает «сущность этого богатства» (des Reichtums der Weltvorstellung – богатства представлений о мире) внутреннюю природу духа и мира»” [12].

Такая логика, основанная на системе взаимосвязанных, рождающих из себя, через раздвоение единого, противоречий положительного и отрицательного (духа и материи или тезиса и антитезиса), которая объективно отражает процессы эволюции и инволюции – генодрево системы логических противоречий ФТС, нами создана!

Наш системный анализ мы продолжим с упомянутого в начале, ленинского утверждения об абсолютности борьбы противоположностей, с которым согласиться нельзя. Ранее в конспекте «Науки логики» Гегеля Ленин определял единство противоположностей как ядро диалектики, а саму диалектику, «как учение о единстве противоположностей». Очевидно, что такой отход от принципа единства в сторону борьбы противоположностей, был обусловлен тактическими, политическими причинами, реалиями борьбы за власть.

Видимо, поэтому в то время осознать эту стратегическую философскую ошибку с помощью узкого метода познания ДМ - диалектического материализма было трудно или невозможно.

Логика восточных философий Дао (ИЦЗИН), Вед, как и ФТС, признает исходное равенство двух противоположностей (начал, сил). Например, в физике, это правило реализовано в третьем законе Ньютона, и общепризнано: действие равно противодействию.

Мышление большинства философов материалистов и идеалистов крайними понятиями логики (или-или) приоритетов (духа или материи, борьбы или единства и др.) не способно принять принцип единства противоположностей (логики и-и) исходным началом. Этот принцип логики синтеза, положенный в основание метода генодрева ФТС (см. ниже), вопреки формальной логике исключения противоречий, показывает нам этапы процесса развития противоречия: дух-материя.

Генодрево ФТС позволяет глубже понимать логику единства и сущности развития противоречий в социальных системах. В отличие от линейных схем ДМ, процесс развития на генодреве – циклический, возвратно-поступательный, конкретизирующий всю последовательность связей между сферами общества (на 3-м ур.:1-5-2-6-3-7-4-8). На примере генодрева взаимосвязи сфер общества (Рис 2/47) нами более системно и глубоко, чем в ДМ, на иерархической структуре уровней логики развития сфер общества, показаны их взаимосвязи, возвратно-поступательное взаимодействие сфер в процессе развития от низшего к высшему (эволюции) и наоборот.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Антонович Е. Н. Системное единство формальной и диалектической логик iconПрограмма вступительного испытания для поступающих для обучения по...
Методы формальной, диалектической и математической логики. Причинно-следственный и функциональный подходы. Метод сравнительной статики....
Антонович Е. Н. Системное единство формальной и диалектической логик iconРеферат: Метод философии Гегеля
Но логики не формальной, а совпадающей с диалектикой — диалектической логики. На вопрос откуда взялись эти законы Гегель отвечает...
Антонович Е. Н. Системное единство формальной и диалектической логик iconЦ. кюи хор «задремали волны» Цезарь Антонович Кюи
Цезарь Антонович Кюи (1835-1918) – русский композитор, специалист в облас-ти фортификации
Антонович Е. Н. Системное единство формальной и диалектической логик iconСоставляющие формальной системы. Язык формальной теории. Синтаксис...
Омский институт водного транспорта (филиал) фбоу впо «Новосибирская государственная академия водного транспорта»
Антонович Е. Н. Системное единство формальной и диалектической логик iconСистемное программное обеспечение реферат студента 1 курса экономического факультета
ПО. Программное обеспечение современных компьютеров включает миллионы программ — от игровых до научных. Все программное обеспечение,...
Антонович Е. Н. Системное единство формальной и диалектической логик iconРоссийской федерации
Целями освоения дисциплины являются формирование навыков и умений создания студентами математических моделей процессов и явлений...
Антонович Е. Н. Системное единство формальной и диалектической логик iconИван Антонович Ефремов Туманность Андромеды
И. о первого заместителя Главы Куртамышского района Л. Н. Добрыдин
Антонович Е. Н. Системное единство формальной и диалектической логик iconЗадача воспитания памяти
Челпанов Георгий Иванович (1862-1936), русский психолог и логик, основатель и директор Московского психологического института (1912-1923)....
Антонович Е. Н. Системное единство формальной и диалектической логик icon«Решение логических задач»
Этот реферат. Я считаю, что в этом реферате доступно объяснена основа формальной логики
Антонович Е. Н. Системное единство формальной и диалектической логик iconСредства формальной и смысловой связности в диалогическом тексте
Теоретические принципы функционального описания динамической модели диалога в современной лингвистике 12
Антонович Е. Н. Системное единство формальной и диалектической логик iconАнтонович Е. Н. О структурном единстве познания в философии и астрономии
Активизировать деятельность учащихся на разрешении проблемного вопроса с помощью интенсификации обучения на основе схем, карт
Антонович Е. Н. Системное единство формальной и диалектической логик iconЕ. Н. Антонович принципы дуалистического монизма в философии триединого...
Скибицкий М. М., Зорина Е. В. Философия образования. Рабочая программа дисциплины
Антонович Е. Н. Системное единство формальной и диалектической логик iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель углубление представлений о содержательной и формальной специфике литературных родов (лирики, эпоса и драмы). Задачи
Антонович Е. Н. Системное единство формальной и диалектической логик iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Толерантность – это готовность к принятию иных логик и взглядов, право отличия, непохожесть, инаковость, это фактор, стабилизирующий...
Антонович Е. Н. Системное единство формальной и диалектической логик iconА. Гербстман Звукопись Пушкина
В. Брюсова, написанные в 20-х годах нашего века, да и то с позиций “формальной школы”, рассматривавшей и звукопись как сумму приемов,...
Антонович Е. Н. Системное единство формальной и диалектической логик iconТематическое планирование ( 3 класс )
Это обеспечивает целостное и системное видение мира в его важнейших взаимосвязях


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск