Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 211.42 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации06.11.2013
Размер211.42 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)


рабочая Программа учебной дисциплины
М.2.В.03 Родовая специфика литературы

Трудоемкость (в зачетных единицах): 6


Направление подготовки: _____050100.68 Педагогическое образование______________
Магистерская программа______Литература и масс-медиа___________________________
Квалификация (степень) выпускника________магистр______________________________
1. Цели изучения дисциплины.

Цель - углубление представлений о содержательной и формальной специфике литературных родов (лирики, эпоса и драмы). Задачи:

  1. Систематизировать теоретические знания о литературных родах, начиная с работ античных философов до современных подходов;

  2. акцентировать внимание магистров на закономерности развития лирических, эпических, драматических жанров и, шире, лирики, эпоса и драмы как литературных родов в логике литературного процесса

  3. познакомить с основными методологическими и методическими подходами к анализу художественных произведений в аспекте родовой специфики, с классическими трудами специалистов-филологов, посвященных этим вопросам;

  4. познакомить с рефлексией писателей о формах драмы, лирики и эпоса и своих опытах в соотношении с теориями

  5. сформировать навыки целостного системного анализа художественного произведения в единстве формально-содержательных признаков с учетом родовых характеристик.

2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы.

Дисциплина «Родовая специфика литературы» входит в вариативную часть профессионального цикла. Она является одной из важнейших дисциплин теоретического направления, обобщающей и углубляющей опыт полученных магистрами знаний на предыдущей стадии обучения (в рамках изученных дисциплин «Литературоведение. Текстология», «Теория литературы»). Компетенции, приобретенные обучающимися в результате освоения этой дисциплины, позволят на более глубинном уровне понять специфику художественного творчества, а также станут основой для дальнейшего изучения литературы (в частности, в рамках следующих дисциплин: «Современная русская литература», «Неклассическая драма в литературе ХХ века», «Современная массовая литература», «Рецептивная поэтика и эстетика») и подготовки на магистерском семинаре докладов по теме магистерской диссертации.

3. Требования к уровню освоения программы.

Данной учебной дисциплиной формируются следующие компетенции, указанные в ФГОС ВПО:

ОК 1 - способностью совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень

ОК 2 - готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач

ОК 3 - способностью к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности

ОК 4 - способностью формировать ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач

ОК 5 - способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности

ОПК 2 - способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру

ПК 1 - способностью применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях

ПК 3 - способностью формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики

ПК 5 - способностью анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач

ПК 6 – готовностью использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач

ПК 7 - готовностью самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки

ПК 9 - готовностью к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области

ПК 14 - готовностью к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов

ПК 16 - готовностью проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения

ПК 20 - готовностью к использованию современных информационно-коммуникационных технологий и СМИ для решения культурно-просветительских задач
К моменту окончания обучения дисциплине магистрант должен:

иметь концептуальное представление о литературных родах, основных тенденциях их развития в контексте мирового историко-литературного процесса;

знать основную монографическую и критическую литературу, посвященную проблематике курса, методологические и методические подходы к анализу художественного произведения в аспекте родовой специфики;

владеть навыками описания лирического, эпического и драматического произведения на языке предметной области.

  1. Общая трудоемкость дисциплины ___6____ зачетных единиц и виды учебной работы.

Вид учебной работы

Трудоемкость (в соответствии с учебным планом)

(час)

Распределение по семестрам (в соответствии с учебным планом)

(час)

Всего

1 семестр


Аудиторные занятия

54

54

Лекции

18

18

Практические занятия

36

36

Семинары







Лабораторные работы







Другие виды аудиторных работ (интерактив)

22

22

Другие виды работ







Самостоятельная работа

135

135

Курсовой проект (работа)







Реферат







Расчётно-графические работы







Формы текущего контроля







Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом

27 (экзамен)

27 (экзамен)

  1. Содержание учебной дисциплины.

5.1. Разделы учебной дисциплины.

п/п

Наименование раздела дисциплины (темы)

Виды учебной работы (час)

(в соответствии с учебным планом)

лекции

практические (семинары)

Занятия в интерактиве

самостоятельные

1.

Генезис и исторические формы эпоса, лирики и драмы.




12

6

30

2.

Специфика лирики как рода литературы.

2







4

3.

Лирическая система и субъектная организация лирического произведения.

2

2

2

4

4.

Проблема лирических жанров и «пограничных» жанровых форм.

2

2

2

15

5.

Возможности анализа лирического произведения.




4

3

15

6.

Родовая специфика драмы.

2







4

7.

Драма в творческой практике русских авторов и их рефлексии первой половины XIX в.




6

4

15

8.

Пути развития драмы, её теории и категориального аппарата в ХХ в.

2

4

2

15

9.

Атрибутивные черты эпоса как литературного рода.

2







4

10

Сюжетные и бессюжетные эпические формы.

2

2

1

4

11.

Жанровая система эпоса.

2

2

1

15

12.

Проблема циклизации.

2

2

1

15

5.3. Лабораторный практикум не предусмотрен.

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

6.1. Основная литература по дисциплине:

  1. Анализ художественного текста. Лирическое произведение: Хрестоматия / Сост. И прим. Д.М. Магомедова, С.Н. Бройтман. – М.: Издательство РГГУ, 2005. – 334 с.

  2. Буслакова, Т. П. Как анализировать лирическое произведение: Учебное пособие/Т. П. Буслакова.-М.: Высшая школа,2005.-201 с.

  3. Головчинер, В.Е. Действие и конфликт как категории драмы // Вестник ТГПУ. Сер. Гуманитарные науки. Филология. Томск. 2000, № 6. – С. 66-72.

  4. Хализев, В.Е. Теория литературы. Учебник.– изд. 2-е.– М.: Высшая школа, 2000.– 398 с.

6.2. Дополнительная литература:

  1. Анализ одного стихотворения: межвузовский сборник/под ред. В. Е. Холшевникова. -Л.: Издательство ЛГУ,1985.-246 с.

  2. Аникст, А.А. История учений о драме. Теория драмы на Западе во второй половине XIX века /А. А. Аникст.-М.:Наука,1988.-310 с.

  3. Аристотель. Риторика. Поэтика /Аристотель ; пер. с древнегреч. : О. П. Цыбенко, В. Г. Аппельрота ; [ред. : И. В. Пешков, Г. Н. Шелогурова].-М.:Лабиринт,2000.-221 с.

  4. Бабичева, Ю. В. Жанровые разновидности русской драмы: на материале драматургии М. А. Булгакова : учебное пособие к спецкурсу/Ю. В. Бабичева. - Вологда: Издательство Вологодского государственного педагогического университета,1999.-93 с.

  5. Бахтин, М. М. Автор и герой в эстетической деятельности. Проблема содержания , материала и формы в словесном художественном творчестве // Бахтин М. М. Собрание сочинений в 7 т. Т.1. Философская эстетика 1920-х годов / М. М. Бахтин; Ред. С. Г. Бочаров, Л. С. Мелихова. – М : Издательство «Русские словари», «Языки славянской культуры», 2003. - С. 69- 326.

  6. Бахтин, М. М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М. М. Эпос и роман / Сост. С. Г. Бочаров ; Авт. вступ. ст. В. В. Кожинов. – СПб.: Азбука, 2000. – 304 с.

  7. Белинский, В.Г. Разделение поэзии на роды и виды//Белинский, Виссарион Григорьевич. Избранное /В. Г. Белинский; сост., авт. вступ. ст., коммент. Е. Ю. Тихонова ; Институт общественной мысли. - М.:РОССПЭН, 2010. - 710 с.

  8. Бентли, Э. Жизнь драмы =The life of the drama/Эрик Бентли ; пер. с англ. В. Воронина.-М.: Искусство,1978. - 367 с.

  9. Веселовский, А. Н. Историческая поэтика / А. Н. Веселовский ; [вступ.ст. П. К. Горского ; коммент. В. В. Мочаловой ]. – М. : Высш. шк., 1989. – 404 с.

  10. Виноградов, В. В. Проблема образа автора в художественной литературе // Виноградов В. В. О теории художественной речи: Учебное пособие для ВУЗов по филологическим специальностям / В. В. Виноградов; Авт. предисл. А. Н. Кожин. - М. : Высшая школа, 2005. – 286 с.

  11. Виноградов, В. В. О языке художественной прозы: избранные труды/В. В. Виноградов ; [отв. ред. Г. В. Степанов].- М.: Наука,1980.-360 с.

  12. Гаспаров, М. Л. Избранные статьи / М. Л. Гаспаров. – М. : Новое литературное обозрение, 1995. – 477 с. – (Новое лит. обозр., Научн. прилож. Вып. II).

  13. Гаспаров, М.Л. Современный русский стих: метрика и ритмика/М. Л. Гаспаров.-М.:Наука,1974.-486 с.

  14. Гаспаров, М. Л. О русской поэзии: Анализы. Интерпретации. Характеристики/М.Гаспаров.- СПб.:Азбука,2001.- 478с.

  15. Гегель, Г. В. Ф. Лекции по эстетике =Vorlesungen uber die Asthetik:в 2 т./Г. В. Ф. Гегель ; [пер. с нем. Б. С. Чернышев и др.].-СПб.: Наука.-(Слово о сущем). Т.1.-1999.-621с.; Т. 2.-1999.-602

  16. Гинзбург, Л. О лирике. /Л. Я. Гинзбург; Предисл. А. С. Кушнера; Подгот. текста С. В. Путилова. - М.: Интрада,1997.- 408 с. Или: Гинзбург, Л. О лирике. / Л. Я. Гинзбург. - Изд. 2-е, доп. - Л.: Советский писатель. Ленинградское отделение,1974.-405 с.

  17. Гинзбург, Л. Я. О литературном герое / Л. Я. Гинзбург. - Л.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 1979. - 222 с.

  18. Головчинер, В.Е. А.С. Пушкин о «реформе» драмы // Текст – Комментарий – Интерпретация. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2008. - С 50-58. (ксерокопия)

  19. Головчинер, В.Е. Топос как основание выделения театральных систем и типов драмы в рефлексии А.С.Пушкина и А.А.Гвоздева // Драма и театр. – Тверь : Твер. гос. ун-т, 2009. – Вып. VII. – C. 24-37. (ксерокопия)

  20. Головчинер, В.Е. Визуальный потенциал драматического текста // Драма и театр. – Тверь : Твер. гос. ун-т, 2007. – Вып. VI. – C. 7-23 (ксерокопия)

  21. Головчинер, В. Е. Эпическая драма в русской литературе XX века /В. Е. Головчинер ; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ.-Изд. 2-е, доп. и испр.-Томск: Издательство ТГПУ,2007.- 318 с.

  22. Громова, М. И. Русская современная драматургия: Учебное пособие/М. И. Громова.-М.:Флинта,1999.-158 с.

  23. Жирмунский, В.М. Композиция лирических стихотворений / В.М.Жирмунский // Жирмунский В.М. Теория стиха. - Л., 1975. - С. 433 - 536.

  24. Жирмунский, В.М. Мелодика стиха // Жирмунский В.М. Поэтика русской поэзии. / В.М. Жирмунский; вступ. ст. В.В. Жирмунская-Аствацатурова. – СП.: Издательство «Азбука-классика», 2001. – 496 с. – С. 111-161.

  25. Кайда, Л. Г. Композиционный анализ художественного текста: Теория. Методология. Алгоритмы обратной связи/Л. Г. Кайда.- М.: Флинта,2000.-147 с.

  26. Канунникова, И. А. Русская драматургия XX века: Учебное пособие/И. А. Канунникова. - М.: Флинта,2003.- 207 c.

  27. Классическая драма Востока. Индия. Китай. Япония: Индия, Китай, Япония/[редкол. : И. В. Абашидзе [и др.].-М.: Художественная литература,1976. - 878 с.

  28. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1980. – 639 с.

  29. Литературные манифесты: От символизма до "Октября"/Сост. Н. Л. Бродский, Н. П. Сидоров.- М.: Аграф, 2001.- 374 с.

  30. Лотман, Ю. М. Анализ поэтического текста // Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии / Вступ. ст. М. Л. Гаспаров. – СПб.: Искусство - СПБ, 1999 . - С. 18-133 (или другое издание).

  31. Лотман, Ю.М. О поэтах и поэзии / Ю.М. Лотмн; вступ. ст. М.Л. Гаспаров; ред. О.Н. Нечипуренко, Н.Г. Николаюк. – СПб.: «Искусство-СПБ», 1999. – 848 с.

  32. Материалы к размышлениям над пьесой М.Горького «На дне». Учебное пособие для студентов филологических факультетов, учителей-словесников / Сост. Ю.В.Бабичева, В.Е.Головчинер. - Томск. 1999. – 32 с.

  33. Мысль, вооруженная рифмами: поэтическая антология по истории русского стиха/ЛГУ; сост., автор ст. и примеч. В. Е. Холшевников.- Л.: Издательство ЛГУ,1984.- 446 с.

  34. Одинцов, В. В. О языке художественной прозы: Повествование и диалог / В. В. Одинцов. – М.: Наука, 1973. – 104 с.

  35. Опыты изучения драмы: сборник научных трудов/[сост. Н. Г. Медведева ; отв. ред. Д. И. Черашняя].- Ижевск: Типография Удмуртского государственного университета,2010.-384 с.

  36. Пинский, Л. Е. Магистральный сюжет: Ф. Вийон, В. Шекспир, Б. Грасиан, В. Скотт/Л. Пинский; [Вступ. ст. А. А. Аникста]. - М.: Советский писатель,1989.- 410 с.

  37. Потебня, А. А. Теоретическая поэтика /А. А. Потебня ; [сост., вступ. ст. и коммент. А. Б. Муратов].- М.: Высшая школа,1990.-342 с.

  38. Пушкин А.С. О народной драме и драме «Марфа Посадница» (любое изд.)

  39. Стенник, Ю. В. Жанр трагедии в русской литературе: эпоха классицизма/Ю. В. Стенник. - Л.: Наука,1982.-166 с.

  40. Теоретическая поэтика: понятия и определения. Хрестоматия для студентов / Авт.-сост. Н. Д. Тамарченко.- М.; Изд-во РГГУ, 2002. С. 307-354Хализев, В.Е. Драма как род литературы / В. Е. Хализев. - М.: Изд-во МГУ, 1986.- 260 с.

  41. Томашевский, Б. В. Теория литературы: Поэтика: Учебное пособие/Б. В. Томашевский.- М.:Аспект-Пресс,2003.-333 с.

  42. Тынянов, Ю. Н. Проза/Ю. Н. Тынянов, В. Б. Шкловский; Сост., предисл. В. И. Новикова; Коммент. Б. О. Костелянца, А. Ю. Галушкина. - М.: СЛОВО/SLOVO,2001.-765 с.

  43. Тюпа, В. И. Анализ художественного текста: учебное пособие для вузов/В. И. Тюпа.-3-е изд., стереотип.- М.: Академия,2009.-331 с.

  44. Федотов, О. И. Основы русского стихосложения: Метрика и ритмика: Теория и история русского стиха: В 2 кн./О. И. Федотов.- М.: Флинта. Кн. 1:Метрика и ритмика.-2002.-359 с.

  45. Федотов, О. И. Основы русского стихосложения: Строфика: Теория и история русского стиха: В 2 кн./О. И. Федотов. - М.: Флинта. Кн. 2:Строфика.-2002.-484 с.

  46. Фрейденберг, О.М. Происхождение греческой лирики // Лирика: генезис и эволюция: сб. статей / Сост. И.Г. Матюшина, С.Ю. Неклюдов. – М.: Издательство РГГУ, 2007. – 417 с. – С. 396 – 413. (ксерокопия, электронный вариант)

  47. Хализев, В.Е. Теория литературы. Учебник. – изд. 2-е. – М.: Высшая школа, 2000. – 398 с.

  48. Холшевников, В.Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение: Учебное пособие. – 5-е изд. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 208 с.

  49. Шоу, Б. Квинтэссенция ибсенизма (любое изд.)

  50. Эйхенбаум, Б. М. О прозе. О поэзии: сборник статей/Б. Эйхенбайм ; [сост., подгот. текста О. Эйхенбаум ; вступ. ст. Г. Бялого].-Л.: Художественная литература. Ленинградское отделение,1986.- 453 с.

6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины.

При изучении дисциплины магистрантам полезно воспользоваться материалами следующих интернет-ресурсов:

  1. Костелянец, Б. О. Драма и действие: Лекции по теории драмы / Б. О. Костелянец; Сост. и вступ. ст. В. И. Максимова. — М.: Совпадение, 2007. — 503 с. / [электр. ресурс] http://lib.rus.ec/b/307089/read (Дата обращения – 09.02.2012)

  2. Критика и семиотика / [электр. ресурс] http://www.nsu.ru/education/virtual/cs.htm (Дата обращения – 07.02.2012)

  3. Основные труды М. Л. Гаспарова

[электр. ресурс]   http://philologos.narod.ru/mlgaspar/gasparov.htm (Дата обращения – 09.02.2012)

  1. Руднев В. Энциклопедический словарь культуры xx века: ключевые понятия и тексты. – М.: Аграф, 2001 [электр. ресурс] http://yanko.lib.ru/books/betweenall/rudnev-new-slovar.htm (Дата обращения – 06.02.2012).

  2. Ruthenia. Объединенное гуманитарное издательство. Кафедра русской литературы тартуского университета [электр. ресурс] http://www.ruthenia.ru/about/ (Дата обращения – 06.02.2012).

  3. Шкловский, В. Б. О теории прозы (1929) /В.Б. Шкловский. – М.: "Советский писатель",1983.–384с. /[электр. ресурс]

http://philologos.narod.ru/shklovsky/prose1983.htm (Дата обращения – 09.02.2012)

6.4. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

п/п

Наименование раздела

(темы) учебной

дисциплины (модуля)

Наименование

материалов обучения,

пакетов программного

обеспечения

Наименование технических и аудиовизуальных средств, используемых с целью демонстрации материалов

1

Специфика лирики как рода литературы

«В сторону лирического сюжета» (презентация по одноименной монографии Ю.Н. Чумакова)

Компьютер, проектор

2.

Сюжетные и бессюжетные эпические формы;

Проблема циклизации

Презентация на тему: Мотивный анализ литературного произведения. История изучения мотива в отечественном литературоведении (по монографии И.В. Силантьева)

Компьютер, проектор

7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

7.1. Методические рекомендации (материалы) преподавателю

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100.68 Педагогическое образование реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, конспектирования и рецензирования студентами работ критиков и исследователей, оппонирования студентами докладов, экспертных оценок группами студентов совместно с преподавателями театральных постановок и кино-интерпретаций художественных произведений) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

«Родовая специфика литературы» является одной из основных дисциплин в вариативном блоке профессионального цикла. На лекционных занятиях основной задачей является постановка принципиальных и спорных вопросов изучения литературных родов. Исследование поэтических категорий, разных жанровых форм лирики, эпоса, драмы предполагает как теоретический, так и исторический подход. Для наиболее глубокого усвоения предлагаемых вопросов используются справочные, учебные и научно-исследовательские источники

В структуре курса преобладают практические занятия, поскольку цель и задачи дисциплины предполагают не только приобретение новых теоретических знаний, но, главное, выработку навыков самостоятельного анализа художественного текста в аспекте его родовой специфики. В связи с этим студенты самостоятельно знакомятся с наиболее презентативными, интересными работами выдающихся ученых, специалистов в этой области, а затем на занятиях, совместно с преподавателем разбираются в специфике их подхода, пробуют применить освоенные методики в практике анализа текста. Подготовка к практическим занятиям (особенно к темам: «Генезис и исторические формы эпоса, лирики и драмы»; «Проблема лирических жанров и «пограничных» жанровых форм»; «Возможности анализа лирического произведения»; «Драма в творческой практике русских авторов и их рефлексии первой половины XIX в.»; «Пути развития драмы, её теории и категориального аппарата в ХХ в.»; «Проблема циклизации»; «Жанровая система эпоса») подразумевает большую долю самостоятельной работы магистрантов с дополнительными источниками, а также различные интерактивные формы работы: конспектирование и рецензирование статей, подготовка докладов, составление таблиц и тезисов, подбор иллюстративного материала и т.д.

Контроль за уровнем и качеством освоения дисциплины предполагает следующие формы промежуточного контроля: формулировка проблемных вопросов и ответы на вопросы по темам текущих лекций, участие в мини-дискуссиях по теме лекционного занятия, которыми, как правило, заканчивается изучение теоретического вопроса. В конце первого семестра предусмотрен экзамен.

Внимание, время и силы преподавателя должно направить на проверку самостоятельной работы магистрантов

- в формах письменных и устных ответов, позволяющих видеть степень освоения ими эстетических концепций и художественных опытов писателей разных поколений в их сопоставлении,

- в формах дискуссий, позволяющих выявить навыки обучающихся в самостоятельной систематизации материал, сопоставлении разных концепции с точки зрения творческого метода, жанровых теорий, исторической поэтики, основных поэтических категорий,

- в формах развернутого описания исторических и авторских форм эпоса, лирики, драмы на языке предметной области.

7.2. Методические рекомендации для студентов.

  • Перечень теоретических работ для конспектирования

  • Задания для подготовки к практическим занятиям (Приложение №3)

8. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

В соответствии с Положением о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации магистров, утвержденным в ТГПУ и рабочим учебным планом по направлению подготовки 050100.68 Педагогическое образование в рамках данной дисциплины предусмотрены следующие формы текущего контроля:

8.1. Тематика докладов:

  • Биография и научная жизнь М.М. Бахтина

  • М.Л. Гаспаров: история изучения лирики

  • Структурный подход Ю.М. Лотмана в изучении лирического текста

  • Отечественная наука о драме

  • Размышления О.М. Фрейденберг о происхождении литературных родов и жанров

  • Работы В.Е. Хализева о специфике драмы как литературного рода и вида искусства

8.2. Вопросы и задания для самостоятельной работы, в том числе групповой самостоятельной работы обучающихся;

В связи с эксклюзивным характером изучаемого курса, отсутствием опыта преподавания теории и истории литературный родов в литературоведческом аспекте предлагается основное внимание, время, силы магистрантов направить на самостоятельную работу с источниками:

- конспектирование классических работ по теории и истории литературы, статей, пояснений, предисловий писателей, литературных манифестов

- сопоставление разных концепций,

- аргументированное их представление в устной и письменной форме.

  • Составление алгоритма анализа лирического произведения на основе научной статьи; проведение собственного литературоведческого анализа стихотворения в соответствии с представленным алгоритмом

  • Анализ ситуации форм бытования современной лирики: хронологический срез на основе периодических литературных изданий, самостоятельных книжных изданий, а также с использованием информационных ресурсов сети интернет

  • Составление опорных таблиц и схем по темам лекционных занятий

8.3. Вопросы для самопроверки, диалогов, обсуждений, дискуссий, экспертиз – Приложение №4

8.4. Перечень вопросов для промежуточной аттестации (к экзамену):

  1. Концепции происхождения литературных родов

  2. Формирование жанрово-родовой системы. Первые рефлексии о литературе.

  3. Нормативные поэтики о жанрово-родовом делении литературы.

  4. Тенденции развития литературы в ХХ веке. Спор о существовании литературных родов и межродовых образованиях.

  5. Специфика лирики как литературного рода.

  6. Субъектная организация лирического, эпического, драматического произведения.

  7. Лирический герой как форма выражения авторского сознания в лирике.

  8. Собственно-автор как форма выражения авторского сознания в лирике.

  9. Ролевая лирика.

  10. Понятие лирической системы.

  11. Одноэлементная лирическая система.

  12. Многоэлементная лирическая система.

  13. Понятие «многоголосья» в лирике.

  14. Понятие эмоционального тона в лирике.

  15. Взаимодействие лирики с другими литературными родами.

  16. Эпическое начало в лирике.

  17. Драматическое начало в лирике.

  18. Сюжет в лирике. Понятие лирического события.

  19. Параллелизм и кумуляция как образные языки лирики. Тропы.

  20. Поэтический синтаксис. И звуковая выразительность лирики.

  21. Стихотворная речь и стихотворный ритм.

  22. История русского стихосложения

  23. Ритмическая организация тонического стиха. Тонический стих в русском фольклоре и литературе ХХ века.

  24. Особенности силлабо-тонической системы стихосложения. Нарушения ритма

  25. Система лирических жанров: европейский и восточный вариант.

  26. Основные категории драмы.

  27. Герой драмы и драматической герой.

  28. Понятия действие и перипетии.

  29. Природа диалога в драме

  30. «Лучшая драма» в «Поэтике» Аристотеля.

  31. Трагедия в ее жанровых доминантах

  32. Комедия и ее разновидности. Перспективы развития комедийных жанров.

  33. Д. Дидро ("Рассуждении о драматической поэзии") и Г.Э. Лессинг

("Лаокоон","Гамбургской драматургии") как теоретики драмы.

  1. Драма в размышлениях немецких романтиков и в истории XIX-ХХ вв.

  2. Теория драмы в эстетике Гегеля.

  3. В.Г.Белинский о драме и её поэтике

  4. Белинский – теоретик и критик драмы

  5. Взгляды А.С.Пушкина на задачи современного ему театра и драмы.

  6. «Театральный разъезд» как манифест Н.В.Гоголя-драматурга

  7. «Новая драма» как исторический тип поэтики. Г. Ибсен и Б.Шоу о драме на рубеже ХIХ -ХХ вв.

  8. Природа действия в чеховской драме: импрессионистические тенденции

  9. Новаторство Горького-драматурга.

  10. Проблема героя и действия в новой драме рубежа 19-20 вв.

  11. Анализ пьесы (по выбору) в соответствии с ее драматической природой.

  12. Новые формы повествования в эпических жанрах ХХ века

  13. Малые эпические жанры в исторической ретроспективе

  14. Жанр романа: история возникновения и развития, особенности поэтики

  15. Проза и эпос: к вопросу соотношения понятий

  16. Особенности сюжетного и несюжетного повествования.

  17. Связь эпического повествования и мифа на ранних стадиях развития литературы. «Мифологический» сюжет в прозе ХХ века.

  18. Формы хронотопа в романе.

  19. Жанровая система эпоса. Трансформация эпических жанров.

  20. Анализ эпического произведения (по выбору) в его родовой специфике

  21. Виды циклов, принципы циклической связи.

  22. Роль субъектной и мотивной организации в цикле.

  23. Цикл в творчестве писателя (анализ цикла по выбору).

8.5. Формы контроля самостоятельной работы.

  • письменные домашние задания;

  • проверка докладов, рефератов, выступлений;

  • проверка отчетов, групповых и индивидуальных проектов;

  • аттестация в ходе лекций (по итогам лекции студент должен сформулировать вопрос преподавателю);


Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с учебным планом, федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.68 Педагогическое образование (Литература и масс-медиа)
Рабочая программа учебной дисциплины составлена:

к.ф.н., доцентом кафедры литературы ИФФ Русановой О.Н.
Приложение №1
Перечень теоретических работ для конспектирования


  1. Анненский, И. Книги отражений. - М.: Наука, 1979. – С 71-93 (статьи о драме М.Горького, А.П.Чехова, Л.Андреева).

  2. Аристотель. Поэтика (любое изд.)

  3. Белинский, В.Г. Разделение поэзии на роды и виды (любое изд.)

  4. Гегель, Г.В.Ф. Эстетике: В 4-х т. М. : Наука, 1968-1973. Т.3. Поэзия. – С.426-585

  5. Головчинер, В.Е. Действие и конфликт как категории драмы // Вестник ТГПУ. Сер. Гуманитарные науки. Филология. Томск. 2000, № 6. – С. 66-72.

  6. Головчинер, В.Е. А.С.Пушкин о «реформе» драмы // Текст – Комментарий – Интерпретация. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2008. - С 50-58.

  7. Гоголь, Н.В. Театральный разъезд ( любое изд.).

  8. Литературные манифесты западноевропейских классицистов. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1980. – С. 425-433.

  9. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1980. – С.126-135, 447-459.

  10. Пушкин А.С. О народной драме и драме «Марфа Посадница» (любое изд.)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск