Программа для сдачи вступительного экзамена по специальности





Скачать 155.33 Kb.
НазваниеПрограмма для сдачи вступительного экзамена по специальности
Дата публикации06.08.2013
Размер155.33 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Философия > Программа
Министерство образования и науки Российской Федерации

«Волгоградский государственный университет»

УТВЕРЖДАЮ
Проректор по научной работе и информатизации

________________________ А.Э. Калинина

«_____» __________ 2012 г.

ПРОГРАММА
вступительного экзамена по научной специальности

09.00.01 – онтология и теория познания

Волгоград 2012

Рабочая программа рекомендована Ученым советом факультета/института философии, истории, международных отношений и социальных технологий

(наименование факультета/института)
«___» _____________ 20__ г. _____________________________

Декан факультета


Составители рабочей программы:
Бородина Н.К., профессор, д.филос.н., доцент __________ _____________

(подпись) (Ф.И.О.)

Тельнова Н.А., профессор, д.филос.н., профессор __________ ______________

(подпись) (Ф.И.О.)
Зав. кафедрой
Омельченко Н.В., профессор, д.филос.н., профессор _________ ____________

(подпись) (Ф.И.О)

Программа для сдачи вступительного экзамена по специальности

09.00.01 – онтология и теория познания
Тема 1. Специфика философского знания.

Предмет, сущность и социокультурные предпосылки возникновения философии. Структура и функции философии. Философия как форма знания. Философия как категориальный способ воспроизведения мира.
Тема 2. Бытие

Бытие как философская категория. Бытие как существование. Существование и сущее. Бытие и становление. Бытие и небытие. Основные формы бытия. Систематизирующий потенциал категории бытия и ее роль в образовании фундаментальной структуры философствования. «Онтологический поворот» в философии XX века.
Тема 3. Материя.

Проблема субстанции в философии. Формирование понятия материи. Материя как современная философская категория. Структурность материи. Основные структурные уровни материи. Неуничтожимость и неисчерпаемость материи. Материальное единство мира. Вещь, свойство и отношение как всеобщие формы существования материи. Эволюция понятий «вещь», «свойство» и «отношение».
Тема 3. Движение

Проблема движения в истории философии. Понятие движения. Движение как единство устойчивости и изменчивости, прерывного и непрерывного. Абсолютность движения и относительность покоя, единство движения и покоя. Основные типы движения. Принципы классификации форм движения реальности, их соотношение. Современная наука о новых формах движения реальности.
Тема 4. Пространство и время

Пространство и время как философские категории. Реляционная и субстанциональная концепции пространства и времени. Единство и многообразие свойств пространства и времени. Взаимосвязь материи, движения, пространства и времени. Биологическое, психологическое, социальное пространство и время, их особенности.
Тема 5. Детерминизм

Понятие детерминизма. Причина и следствие. Причина, условие и повод. Взаимосвязь причины и следствия, их всеобщий характер. Объективная целесообразность. Типы причин. Динамические (однозначные) и статистические (вероятностные) причинные связи. Непричинные виды детерминации.
Тема 6. Необходимость и случайность

Проблема отношений необходимости и случайности в истории философии. Определение необходимости и случайности. Характер взаимосвязи необходимости и случайности, их взаимопревращение в генетическом и структурном аспектах.
Тема 7. Возможность и действительность.

Понятия «возможность» и «действительность». Категория вероятности, ее философское значение. Абстрактная и реальная возможность. Возможность и невозможность. Прогрессивные и консервативные возможности. Роль объективных и субъективных факторов в превращении возможности в действительность. Категории возможности и действительности как ступени познания.
Тема 6. Категории структурных отношений

Определение единичного, особенного и общего, их взаимосвязь. Содержание и форма. Определяющая роль содержания по отношению к форме. Относительная самостоятельность формы и ее воздействие на содержание. Сущность и явление. Явление как выражение сущности. Взаимосвязь сущности и явления. Элемент и структура Целое и часть.
Тема 7. Развитие

Понятие и смысл диалектики, ее исторические формы. Принцип универсальной взаимосвязи и взаимодействия. Понятие связи. Многообразие форм связей, критерии их классификации, Концепции развития. Объективная и субъективная диалектика, их единство. Диалектика и метафизика. Метафизика как способ рассмотрения действительности. Диалектика и догматическое мышление. Софистика и эклектика.
Тема 8. Категория закона. Классификация законов. Закон и закономерность.

Закон единства и борьбы противоположностей. Категории тождества, различия, противоположности и противоречия. Типы противоречий: внутреннее и внешнее, основное и не основное, главное и неглавное, антагонистическое и неантагонистическое, их соотношение в развитии. Основные формы разрешения противоречий.
Тема 9. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

Понятие качества. Понятие количества. Мера как диалектическое единство количественной и качественной определенностей предмета. Понятие «скачок».
Тема 10. Закон отрицания отрицания.

Понятие отрицания. Диалектическое отрицание как момент связи и преемственности при переходе от старого к новому. Отрицание-трансформация, отрицание-снятие, отрицание-синтез. Несводимость развития к триаде «тезис-антитезис-синтез».
Тема 11. Онтологические проблемы духовного бытия.

Духовное сущее как система онтологических перемен в отчуждении и приобщении. Определения духовности в контексте парадокса очевидности. Первоначала духовности: метавзгляд. Духовность и принцип личностной относительности. Духовность как основание самодостаточности личности. Человек как сущее. «Мое бытие» и бытие явленное. Качественность человеческого присутствия в «бытии-вот».
Тема 12. Теория познания: этапы становления, типы и основные стратегии

Основные исторические этапы становления теории познания. Типы теории познания. Соотношение гносеологии и онтологии. Взаимоотношение гносеологии с частными когнитивными дисциплинами (психологией, физиологией, лингвистикой, культурологией, исследованиями в области искусственного интеллекта). Теория познания и логика. Типы теорий познания. Основные теоретико-познавательные стратегии. Природа гносеологических категорий. Система традиционных гносеологических допущений.

Основные гносеологические программы и стратегии. Типологии гносеологических программ и стратегий: традиция и современность; основания и критерии.
Тема 13. Природа познания

Сущность познания. Социальная природа познания. Проблема познаваемости мира. Субъект и объект познания, их взаимоотношения в процессе познания. Активность субъекта познания и гносеологический образ. Многообразие форм гносеологического образа. Сущность знания, проблема его классификации. Знание и вера.
Тема 14. Сознание как предмет гносеологии

Проблема сущности сознания в истории философии. Понятие, свойства, функции сознания. Генезис сознания в естественно-историческом контексте. Сознание как идеальное. Сущность психического отражения. Структура сознания: различные концепции. Самосознание, его структура и формы, предметность и рефлексивность. Ступени развития самосознания.

Сознание и бессознательное. Бессознательное и подсознательное как психические феномены, их структура, особенности. Проблема соотношения сознательного, подсознательного и бессознательного.
Тема 15. Практика, опыт, познание

Понимание практики в различных философских направлениях. Понятие практики, ее структура и формы. Общественный характер практической деятельности. Практика и деятельность: взаимосвязь и различия. Взаимодтерминация практики и познания. Движение практики как перманентное развертывание проблемных ситуаций.

Понятие и виды опыта. Опыт и практическая деятельность. Роль опыта в познании.
Тема 16. Чувственное познание

Специфика и роль чувственного познания. Формы чувственного познания. Память и воображение, их роль в познании. Функции и условия воображения

Единство образного и знакового в чувственном познании. Целостный характер чувственного познания.
Тема 17. Рациональное познание

Специфика рационального познания. Переход от чувственного к рациональному: абстрагирование, обобщение, идеализация. Основные уровни мышления: рассудок и разум, их взаимосвязи и взаимопереходы. Основные формы абстрактного мышления: понятие, суждение и умозаключение, их познавательное значение. Принцип единства чувственного и рационального в теории познания. Анализ сенсуализма и рационализма.
Тема 18. Язык и познание

Мышление и язык, проблема их соотношения. Единство и многообразие языков. Основные функции языка. Роль языка в познании. Анализ теории лингвистической относительности. Понятие знака. Виды, основные характеристики знаков. Принципы употребления знаков. Знак и значение. Знак и символ. Основные функции символов в познании.
Тема 19. Интуитивное познание

Трактовка интуиции в истории философии. Сущность, особенности и формы интуиции. Роль интуиции в познании. Интуитивное и дискурсивное в познании. Условие формирования и проявления интуиции.
Тема 20. Познание и творчество

Проблема творчества. Понятие творчества. Типы творчества. Общая характеристика творческого познания. Характер и структура творческого процесса. Способы активизации творческого мышления. Специфика научного творчества.
Тема 21. Проблема истины в философии

Понятие истины. Основные концепции истины. Объективное и субъективное в истине. Конкретность истины. Истина как процесс. Диалектика абсолютной и относительной истины. Истина и заблуждение, правда и ложь. Критерии истины.
Тема 22. Научное познание

Понятие науки. Специфика и критерии научного познания.

Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их взаимосвязь. Теория как форма организации научного знания. Основные формы становления и развития теорий: научный факт, проблема, идея, гипотеза. Функции научных теорий. Движущие силы развития теории. Типология научных теорий. Проблема выбора теорий. Научная картина мира. Стиль научного мышления. Идеалы и нормы научного познания. Философские основания науки.

Научная рациональность. Эпистемологические характеристики научной рациональности. Этические нормы и ценности науки.
Тема 23. Методы научного познания

Понятие методологии и метода. Наблюдение и его формы. Основные методологические требования к наблюдению. Эксперимент, его формы и гносеологические особенности. Общелогические методы исследования (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия).

Методы теоретического уровня научного познания. Формализация как средство выявления и уточнения научного знания. Аксиоматический метод - способ построения научных теорий. Гипотетико-дедуктивный метод, его разновидности и этапы реализации. Понятие модели. Моделирование и его формы.
Тема 24. Философия как всеобщий метод

Исторические этапы разработки философского метода (Аристотель, Бэкон, Кант, Гегель, Маркс). Ведущее место философской методологии в структуре методологии науки. Принцип объективности. Основные методологические требования принципа системности. Принцип историзма. Принцип диалектической противоречивости. Восхождение от абстрактного к конкретному. Принцип единства логического и исторического. Философия и развитие науки. Функции философии в научном познании.

Основная литература (первоисточники)
Аристотель. Метафизика. // Соч. в 4-х тт. Т. 1. М., 1976.

Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания //Собр. соч. в 4-х тт. Т. 1. М., 1992.

Бердяев Н. О рабстве и свободе человека //Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995.

Бергсон А. Материя и память // А. Бергсон. Сочинения. В 4 т. Т. 1. М., 1994.

Бердяев Н А. Философия свободы.- М., 2004.

Бердяев Н.А. Смысл творчества // Сочинения. — М, 1989.

Беркли Дж. Три разговора между Гиласом и Филонусом. // Соч. М.,1978.

Брентано Ф. О понятии истины // Избранные работы. -М., 1996.

Вундт В. Введение в философию. М.» 1998,

Витгенштейн Л. О достоверности // Витгенштейн Л. Философские работы. Ч.I. -М., 1994. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1988.

Гартман Н, Старая и новая онтология //Историко-философский ежегодник - 88. М., 1988.

Гегель Г.В. Наука логики, Т.1. М., 1970. С. 170, 466-467

Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994.

Гегель Г.В. Наука логики. Т.1. М., 1970. С. 102-104.

Декарт Р. Рассуждение о методе //Декарт Р. Избр. произв.: В 2 т. Т.1. М., 1989.

Делёз Ж. Критическая философия Канта.- М., 1987.

Кант И. Критика чистого разума. // Соч. в 6 тт. Т.З. М., 1964.

Ламетри Ж.О. Трактат о душе // Соч. М, 1983. С. 58-60.

Левинас Э. От существования к существующему // Избранное: Тоталь­ность и бесконечность. М.; СПб. 2000.

Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разумении // Соч. в 4-х тт. Т.2. М., 1983. С. 270, 263-265.

Локк Дж. Опыт о человеческом разумении //Избр. филос. произв. В 2-х тт.Т.1. М.,1960.

Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995

Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Марко К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3.

Монтень М. Опыты. В 3 кн. Кн. 1. М., 1991. С. 124-125; 126-127; 207-209; 254-257.

Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М., 1991.

Паскаль Б., Что такое человек? // Мысли. М., 1978.

Рикер П. Конфликт интерпретаций, Очерки о герменевтике, М., 1995.

Рорти Р. Витгенштейн и Хайдеггер: «со-бытие». – М., 1995.

Сартр Ж. П. Бытие и ничто. — М.: Республика, 2000.

Сартр Ж.-П. Проблемы метода, М,, 1994.

Соловьев Вл. Теоретическая философия. Соч. В 2-х т. ТЛ. 1990.

Тулмин С. Человеческое понимание. М., 1984

Фейерабенд П. Избранные труда по методологии науки, М.» 1986.

Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1991.

Франк С.Л. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии // - М., 1990.

Фромм Э. Душа человека. М., 1992.

Хайдеггер М. Что такое философия? //' Вопросы философии. 1993. N8.

Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.

Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. //Маркс К.Энгельс Ф. Соч. Т. 21.

Ясперс К. Философская вера //Смысл и назначение истории. М., 1994.


Дополнительная литература
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 1997

Арлычев А.Н. Саморегуляция, деятельность, сознание. - СПб., 1992.

Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. М., 1982.

Белоусов В.А. Философская категория связи: объективно-диалектическое содержание и методологическое значение. Владивосток, 1991.

Барсков А.Г. Научный метод познания: возможности и иллюзии. М.,1994.

Бланшо М. От Кафки к Кафке. М., 1998.

Больнов О. Философия экзистенциализма (Философия существования). СПб., 1999.

Брункхорст Х. Эгоцентризм современного бытия. – М., 2002.

Возможности и границы познания. М., 1995.

Иванов В.В. Сознание и мышление, М., 1994.

Губин В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной философии.- М., 1998

Гусев С. С. Тульчинский Г.Л. Проблема понимания в философии. М., 1985.

Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической и западно­европейской философии. М., 1986,

Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 1994,

Категории философии и категории культуры. Киев., 1983.

Каменский З.А. Философия как наука. М., 1995.

Латыпов Н.Н, Бейлин В.А., Верешков Г.М. Вакуум, элементарные частицы и Вселенная. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001.

Лобачев А.И. Концепции современного естествознания. М., 2001.

Майданов А. С. Искусство открытия: методология и логика научного творчества. М., 1993.

Научные и вненаучные формы мышления. М., 1996.

Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология, М., 1998.

Проблемы методологии постнеклассической науки. М., 1992.

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М,, 1990,

Мамардашвили М.К. Картезианские размышления.- М., 1993.

Мамардашвили М.К. Лекции о Прусте. — М., 1995.

Молчанов Ю.Б. Проблема пространства в современной науке. М.,1990.

Николаев И.В. Философия как наука. СПб., 1997.

Новое понимание философии: проблемы и перспективы. М., 1993.

Проблема связей отношений в материалистической диалектике. М.,1990.

Руткевич М.Н. Лойфман И.Я. Диалектика и теория познания. М., 1994.

Налимов В.В. Спонтанность сознания. М., 1989.

Соколов В.В. Введение в классическую философию. М., 1999.

Спиркин А. Г. Философия. М.,1998.

Философия и кризис современной цивилизации. М., 1993.

Философия и мировоззрение, М., 1990.

Философия науки: проблема рациональности. М., 1995.

Эвристическая и методологическая функция философии. Философия в научном познании. Л., 1980.

Чанышев А.Н. Генезис философии и ее история //Философия Древнее мира. М., 1999.

ВОПРОСЫ

для вступительного экзамена в аспирантуру по специальности

09.00.01 – онтология и теория познания

1. Специфика философского знания.

2. Предмет и сущность философии

3. Социокультурные предпосылки возникновения философии.

4. Структура и функции философии.

5. Специфика философских проблем

6. Проблема научности философии

7. Онтология в системе философского знания.

8. Бытие как философская категория.

9. Проблема единства мира и основные пути ее решения.

10. Понятие материи.

11. Пространство и время.

12. Движение: сущность, основные типы и формы, их качественная специфика и взаимосвязь.

13. Категории детерминации (причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность).

14. Категории структурных отношений (единичное, особенное и всеобщее, содержание и форма, сущность и явление, целое и часть, система, элемент и структура)

15. Развитие, его отличительные признаки. Главные ступени развития.

16. Категория закона. Классификация законов. Закон и закономерность.

17. Источник саморазвития. Закон единства и борьбы противоположностей, его важнейшие методологические функции.

18. Направленность и преемственность в процессе развития. Закон отрицания отрицания.

19. Механизм развития. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, его методологическое значение.

20. Основные типы и теоретико-познавательные стратегии

21. Исторические этапы становления гносеологии.

22. Проблема познаваемости мира.

23. Субъект и объект познания, их взаимоотношение в процессе познания.

24. Сущность и природа знания, проблема его классификации.

25. Знание и вера.

26. Понятие, природа и функции сознания. Структура сознания.

27. Проблема идеального в философии.

28. Сознание и бессознательное

29.Понятие практики, ее структура и формы.

30. Сущность и виды опыта. Роль опыта в познании.

31. Чувственное познание, его специфика и формы.

32. Специфика и формы рационального познания.

33. Интуитивное познание.

34. Познание и творчество.

35. Язык и познание

36. Научные методы эмпирического познания.

37. Общенаучные методы познания.

38.Методы теоретического познания.

39. Теории истины.

40. Критерии истины

41.Научное познание

42. Философия как всеобщий метод.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа для сдачи вступительного экзамена по специальности iconРеферат по специальности ( указать шифр и наименование научной специальности...

Программа для сдачи вступительного экзамена по специальности iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру Научная специальность
Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена по специальности «Теория и история права и государства; история...
Программа для сдачи вступительного экзамена по специальности iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру
Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена в аспирантуру Московского университета им. С. Ю. Витте по...
Программа для сдачи вступительного экзамена по специальности iconТребования к реферату для сдачи вступительного экзамена по специальности
Реферат является письменной работой, по избранной научной специальности (в рамках научного направления), которую выполняет поступающий,...
Программа для сдачи вступительного экзамена по специальности iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Программа предназначена для сдачи вступительного экзамена по всеобщей истории в аспирантуру по всеобщей истории Национального исследовательского...
Программа для сдачи вступительного экзамена по специальности iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру Научная специальность
Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена по специальности «Конституционное право; муниципальное право»....
Программа для сдачи вступительного экзамена по специальности iconПрограмма вступительного экзамена для подготовки научно-педагогических...
Целью вступительного экзамена является выявление уровня знаний поступающих в аспирантуру по теоретическим разделам дисциплины
Программа для сдачи вступительного экзамена по специальности iconПрограмма адресована соискателям, ведущим исследования в рамках специальности...
Овладение предлагаемым теоретическим материалом закладывает методологию поиска решений в выбранных областях знаний и создает условия...
Программа для сдачи вступительного экзамена по специальности iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 38. 06. 01 «Экономика»
Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 38. 06. 01 «Экономика», профиль...
Программа для сдачи вступительного экзамена по специальности iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности...
Целью проведения вступительного экзамена в аспирантуру по педагогике является выявление фундаментальных педагогических знаний соискателя,...
Программа для сдачи вступительного экзамена по специальности iconПрограмма вступительного экзамена по специальности 17. 00. 01 «Театральное искусство»
Программа вступительного экзамена в аспирантуру Московской государственной академии хореографии по специальности 17. 00. 01 – «Театральное...
Программа для сдачи вступительного экзамена по специальности iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре...
Программа для сдачи вступительного экзамена по специальности iconОД. А 03 Ветеринарная микробиология, вирусология, эпизоотология,...
Сагакянц Александр Борисович, кандидат биологических наук, доцент кафедры биохимии и микробиологии биолого-почвенного факультета...
Программа для сдачи вступительного экзамена по специальности iconПроведение презентаций Выступления на конференциях с докладами и сообщениями; Диалогическая речь
...
Программа для сдачи вступительного экзамена по специальности iconПротокол № программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 22. 00. 03 – Экономическая социология и демография составлена в...
Программа для сдачи вступительного экзамена по специальности iconПрограмма вступительного экзамена по специальности 10. 02. 20 Сравнительно-историческое,...
Цель вступительного экзамена по специальности 10. 02. 20 - сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск