Скачать 155.33 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации «Волгоградский государственный университет» УТВЕРЖДАЮ Проректор по научной работе и информатизации ________________________ А.Э. Калинина «_____» __________ 2012 г. ПРОГРАММА вступительного экзамена по научной специальности 09.00.01 – онтология и теория познания Волгоград 2012 Рабочая программа рекомендована Ученым советом факультета/института философии, истории, международных отношений и социальных технологий (наименование факультета/института) «___» _____________ 20__ г. _____________________________ Декан факультета Составители рабочей программы: Бородина Н.К., профессор, д.филос.н., доцент __________ _____________ (подпись) (Ф.И.О.) Тельнова Н.А., профессор, д.филос.н., профессор __________ ______________ (подпись) (Ф.И.О.) Зав. кафедрой Омельченко Н.В., профессор, д.филос.н., профессор _________ ____________ (подпись) (Ф.И.О) Программа для сдачи вступительного экзамена по специальности 09.00.01 – онтология и теория познания Тема 1. Специфика философского знания. Предмет, сущность и социокультурные предпосылки возникновения философии. Структура и функции философии. Философия как форма знания. Философия как категориальный способ воспроизведения мира. Тема 2. Бытие Бытие как философская категория. Бытие как существование. Существование и сущее. Бытие и становление. Бытие и небытие. Основные формы бытия. Систематизирующий потенциал категории бытия и ее роль в образовании фундаментальной структуры философствования. «Онтологический поворот» в философии XX века. Тема 3. Материя. Проблема субстанции в философии. Формирование понятия материи. Материя как современная философская категория. Структурность материи. Основные структурные уровни материи. Неуничтожимость и неисчерпаемость материи. Материальное единство мира. Вещь, свойство и отношение как всеобщие формы существования материи. Эволюция понятий «вещь», «свойство» и «отношение». Тема 3. Движение Проблема движения в истории философии. Понятие движения. Движение как единство устойчивости и изменчивости, прерывного и непрерывного. Абсолютность движения и относительность покоя, единство движения и покоя. Основные типы движения. Принципы классификации форм движения реальности, их соотношение. Современная наука о новых формах движения реальности. Тема 4. Пространство и время Пространство и время как философские категории. Реляционная и субстанциональная концепции пространства и времени. Единство и многообразие свойств пространства и времени. Взаимосвязь материи, движения, пространства и времени. Биологическое, психологическое, социальное пространство и время, их особенности. Тема 5. Детерминизм Понятие детерминизма. Причина и следствие. Причина, условие и повод. Взаимосвязь причины и следствия, их всеобщий характер. Объективная целесообразность. Типы причин. Динамические (однозначные) и статистические (вероятностные) причинные связи. Непричинные виды детерминации. Тема 6. Необходимость и случайность Проблема отношений необходимости и случайности в истории философии. Определение необходимости и случайности. Характер взаимосвязи необходимости и случайности, их взаимопревращение в генетическом и структурном аспектах. Тема 7. Возможность и действительность. Понятия «возможность» и «действительность». Категория вероятности, ее философское значение. Абстрактная и реальная возможность. Возможность и невозможность. Прогрессивные и консервативные возможности. Роль объективных и субъективных факторов в превращении возможности в действительность. Категории возможности и действительности как ступени познания. Тема 6. Категории структурных отношений Определение единичного, особенного и общего, их взаимосвязь. Содержание и форма. Определяющая роль содержания по отношению к форме. Относительная самостоятельность формы и ее воздействие на содержание. Сущность и явление. Явление как выражение сущности. Взаимосвязь сущности и явления. Элемент и структура Целое и часть. Тема 7. Развитие Понятие и смысл диалектики, ее исторические формы. Принцип универсальной взаимосвязи и взаимодействия. Понятие связи. Многообразие форм связей, критерии их классификации, Концепции развития. Объективная и субъективная диалектика, их единство. Диалектика и метафизика. Метафизика как способ рассмотрения действительности. Диалектика и догматическое мышление. Софистика и эклектика. Тема 8. Категория закона. Классификация законов. Закон и закономерность. Закон единства и борьбы противоположностей. Категории тождества, различия, противоположности и противоречия. Типы противоречий: внутреннее и внешнее, основное и не основное, главное и неглавное, антагонистическое и неантагонистическое, их соотношение в развитии. Основные формы разрешения противоречий. Тема 9. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Понятие качества. Понятие количества. Мера как диалектическое единство количественной и качественной определенностей предмета. Понятие «скачок». Тема 10. Закон отрицания отрицания. Понятие отрицания. Диалектическое отрицание как момент связи и преемственности при переходе от старого к новому. Отрицание-трансформация, отрицание-снятие, отрицание-синтез. Несводимость развития к триаде «тезис-антитезис-синтез». Тема 11. Онтологические проблемы духовного бытия. Духовное сущее как система онтологических перемен в отчуждении и приобщении. Определения духовности в контексте парадокса очевидности. Первоначала духовности: метавзгляд. Духовность и принцип личностной относительности. Духовность как основание самодостаточности личности. Человек как сущее. «Мое бытие» и бытие явленное. Качественность человеческого присутствия в «бытии-вот». Тема 12. Теория познания: этапы становления, типы и основные стратегии Основные исторические этапы становления теории познания. Типы теории познания. Соотношение гносеологии и онтологии. Взаимоотношение гносеологии с частными когнитивными дисциплинами (психологией, физиологией, лингвистикой, культурологией, исследованиями в области искусственного интеллекта). Теория познания и логика. Типы теорий познания. Основные теоретико-познавательные стратегии. Природа гносеологических категорий. Система традиционных гносеологических допущений. Основные гносеологические программы и стратегии. Типологии гносеологических программ и стратегий: традиция и современность; основания и критерии. Тема 13. Природа познания Сущность познания. Социальная природа познания. Проблема познаваемости мира. Субъект и объект познания, их взаимоотношения в процессе познания. Активность субъекта познания и гносеологический образ. Многообразие форм гносеологического образа. Сущность знания, проблема его классификации. Знание и вера. Тема 14. Сознание как предмет гносеологии Проблема сущности сознания в истории философии. Понятие, свойства, функции сознания. Генезис сознания в естественно-историческом контексте. Сознание как идеальное. Сущность психического отражения. Структура сознания: различные концепции. Самосознание, его структура и формы, предметность и рефлексивность. Ступени развития самосознания. Сознание и бессознательное. Бессознательное и подсознательное как психические феномены, их структура, особенности. Проблема соотношения сознательного, подсознательного и бессознательного. Тема 15. Практика, опыт, познание Понимание практики в различных философских направлениях. Понятие практики, ее структура и формы. Общественный характер практической деятельности. Практика и деятельность: взаимосвязь и различия. Взаимодтерминация практики и познания. Движение практики как перманентное развертывание проблемных ситуаций. Понятие и виды опыта. Опыт и практическая деятельность. Роль опыта в познании. Тема 16. Чувственное познание Специфика и роль чувственного познания. Формы чувственного познания. Память и воображение, их роль в познании. Функции и условия воображения Единство образного и знакового в чувственном познании. Целостный характер чувственного познания. Тема 17. Рациональное познание Специфика рационального познания. Переход от чувственного к рациональному: абстрагирование, обобщение, идеализация. Основные уровни мышления: рассудок и разум, их взаимосвязи и взаимопереходы. Основные формы абстрактного мышления: понятие, суждение и умозаключение, их познавательное значение. Принцип единства чувственного и рационального в теории познания. Анализ сенсуализма и рационализма. Тема 18. Язык и познание Мышление и язык, проблема их соотношения. Единство и многообразие языков. Основные функции языка. Роль языка в познании. Анализ теории лингвистической относительности. Понятие знака. Виды, основные характеристики знаков. Принципы употребления знаков. Знак и значение. Знак и символ. Основные функции символов в познании. Тема 19. Интуитивное познание Трактовка интуиции в истории философии. Сущность, особенности и формы интуиции. Роль интуиции в познании. Интуитивное и дискурсивное в познании. Условие формирования и проявления интуиции. Тема 20. Познание и творчество Проблема творчества. Понятие творчества. Типы творчества. Общая характеристика творческого познания. Характер и структура творческого процесса. Способы активизации творческого мышления. Специфика научного творчества. Тема 21. Проблема истины в философии Понятие истины. Основные концепции истины. Объективное и субъективное в истине. Конкретность истины. Истина как процесс. Диалектика абсолютной и относительной истины. Истина и заблуждение, правда и ложь. Критерии истины. Тема 22. Научное познание Понятие науки. Специфика и критерии научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их взаимосвязь. Теория как форма организации научного знания. Основные формы становления и развития теорий: научный факт, проблема, идея, гипотеза. Функции научных теорий. Движущие силы развития теории. Типология научных теорий. Проблема выбора теорий. Научная картина мира. Стиль научного мышления. Идеалы и нормы научного познания. Философские основания науки. Научная рациональность. Эпистемологические характеристики научной рациональности. Этические нормы и ценности науки. Тема 23. Методы научного познания Понятие методологии и метода. Наблюдение и его формы. Основные методологические требования к наблюдению. Эксперимент, его формы и гносеологические особенности. Общелогические методы исследования (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия). Методы теоретического уровня научного познания. Формализация как средство выявления и уточнения научного знания. Аксиоматический метод - способ построения научных теорий. Гипотетико-дедуктивный метод, его разновидности и этапы реализации. Понятие модели. Моделирование и его формы. Тема 24. Философия как всеобщий метод Исторические этапы разработки философского метода (Аристотель, Бэкон, Кант, Гегель, Маркс). Ведущее место философской методологии в структуре методологии науки. Принцип объективности. Основные методологические требования принципа системности. Принцип историзма. Принцип диалектической противоречивости. Восхождение от абстрактного к конкретному. Принцип единства логического и исторического. Философия и развитие науки. Функции философии в научном познании. Основная литература (первоисточники) Аристотель. Метафизика. // Соч. в 4-х тт. Т. 1. М., 1976. Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания //Собр. соч. в 4-х тт. Т. 1. М., 1992. Бердяев Н. О рабстве и свободе человека //Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995. Бергсон А. Материя и память // А. Бергсон. Сочинения. В 4 т. Т. 1. М., 1994. Бердяев Н А. Философия свободы.- М., 2004. Бердяев Н.А. Смысл творчества // Сочинения. — М, 1989. Беркли Дж. Три разговора между Гиласом и Филонусом. // Соч. М.,1978. Брентано Ф. О понятии истины // Избранные работы. -М., 1996. Вундт В. Введение в философию. М.» 1998, Витгенштейн Л. О достоверности // Витгенштейн Л. Философские работы. Ч.I. -М., 1994. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1988. Гартман Н, Старая и новая онтология //Историко-философский ежегодник - 88. М., 1988. Гегель Г.В. Наука логики, Т.1. М., 1970. С. 170, 466-467 Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994. Гегель Г.В. Наука логики. Т.1. М., 1970. С. 102-104. Декарт Р. Рассуждение о методе //Декарт Р. Избр. произв.: В 2 т. Т.1. М., 1989. Делёз Ж. Критическая философия Канта.- М., 1987. Кант И. Критика чистого разума. // Соч. в 6 тт. Т.З. М., 1964. Ламетри Ж.О. Трактат о душе // Соч. М, 1983. С. 58-60. Левинас Э. От существования к существующему // Избранное: Тотальность и бесконечность. М.; СПб. 2000. Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разумении // Соч. в 4-х тт. Т.2. М., 1983. С. 270, 263-265. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении //Избр. филос. произв. В 2-х тт.Т.1. М.,1960. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995 Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Марко К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. Монтень М. Опыты. В 3 кн. Кн. 1. М., 1991. С. 124-125; 126-127; 207-209; 254-257. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М., 1991. Паскаль Б., Что такое человек? // Мысли. М., 1978. Рикер П. Конфликт интерпретаций, Очерки о герменевтике, М., 1995. Рорти Р. Витгенштейн и Хайдеггер: «со-бытие». – М., 1995. Сартр Ж. П. Бытие и ничто. — М.: Республика, 2000. Сартр Ж.-П. Проблемы метода, М,, 1994. Соловьев Вл. Теоретическая философия. Соч. В 2-х т. ТЛ. 1990. Тулмин С. Человеческое понимание. М., 1984 Фейерабенд П. Избранные труда по методологии науки, М.» 1986. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1991. Франк С.Л. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии // - М., 1990. Фромм Э. Душа человека. М., 1992. Хайдеггер М. Что такое философия? //' Вопросы философии. 1993. N8. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. //Маркс К.Энгельс Ф. Соч. Т. 21. Ясперс К. Философская вера //Смысл и назначение истории. М., 1994. Дополнительная литература Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 1997 Арлычев А.Н. Саморегуляция, деятельность, сознание. - СПб., 1992. Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. М., 1982. Белоусов В.А. Философская категория связи: объективно-диалектическое содержание и методологическое значение. Владивосток, 1991. Барсков А.Г. Научный метод познания: возможности и иллюзии. М.,1994. Бланшо М. От Кафки к Кафке. М., 1998. Больнов О. Философия экзистенциализма (Философия существования). СПб., 1999. Брункхорст Х. Эгоцентризм современного бытия. – М., 2002. Возможности и границы познания. М., 1995. Иванов В.В. Сознание и мышление, М., 1994. Губин В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной философии.- М., 1998 Гусев С. С. Тульчинский Г.Л. Проблема понимания в философии. М., 1985. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической и западноевропейской философии. М., 1986, Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 1994, Категории философии и категории культуры. Киев., 1983. Каменский З.А. Философия как наука. М., 1995. Латыпов Н.Н, Бейлин В.А., Верешков Г.М. Вакуум, элементарные частицы и Вселенная. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001. Лобачев А.И. Концепции современного естествознания. М., 2001. Майданов А. С. Искусство открытия: методология и логика научного творчества. М., 1993. Научные и вненаучные формы мышления. М., 1996. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология, М., 1998. Проблемы методологии постнеклассической науки. М., 1992. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М,, 1990, Мамардашвили М.К. Картезианские размышления.- М., 1993. Мамардашвили М.К. Лекции о Прусте. — М., 1995. Молчанов Ю.Б. Проблема пространства в современной науке. М.,1990. Николаев И.В. Философия как наука. СПб., 1997. Новое понимание философии: проблемы и перспективы. М., 1993. Проблема связей отношений в материалистической диалектике. М.,1990. Руткевич М.Н. Лойфман И.Я. Диалектика и теория познания. М., 1994. Налимов В.В. Спонтанность сознания. М., 1989. Соколов В.В. Введение в классическую философию. М., 1999. Спиркин А. Г. Философия. М.,1998. Философия и кризис современной цивилизации. М., 1993. Философия и мировоззрение, М., 1990. Философия науки: проблема рациональности. М., 1995. Эвристическая и методологическая функция философии. Философия в научном познании. Л., 1980. Чанышев А.Н. Генезис философии и ее история //Философия Древнее мира. М., 1999. ВОПРОСЫ для вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 09.00.01 – онтология и теория познания 1. Специфика философского знания. 2. Предмет и сущность философии 3. Социокультурные предпосылки возникновения философии. 4. Структура и функции философии. 5. Специфика философских проблем 6. Проблема научности философии 7. Онтология в системе философского знания. 8. Бытие как философская категория. 9. Проблема единства мира и основные пути ее решения. 10. Понятие материи. 11. Пространство и время. 12. Движение: сущность, основные типы и формы, их качественная специфика и взаимосвязь. 13. Категории детерминации (причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность). 14. Категории структурных отношений (единичное, особенное и всеобщее, содержание и форма, сущность и явление, целое и часть, система, элемент и структура) 15. Развитие, его отличительные признаки. Главные ступени развития. 16. Категория закона. Классификация законов. Закон и закономерность. 17. Источник саморазвития. Закон единства и борьбы противоположностей, его важнейшие методологические функции. 18. Направленность и преемственность в процессе развития. Закон отрицания отрицания. 19. Механизм развития. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, его методологическое значение. 20. Основные типы и теоретико-познавательные стратегии 21. Исторические этапы становления гносеологии. 22. Проблема познаваемости мира. 23. Субъект и объект познания, их взаимоотношение в процессе познания. 24. Сущность и природа знания, проблема его классификации. 25. Знание и вера. 26. Понятие, природа и функции сознания. Структура сознания. 27. Проблема идеального в философии. 28. Сознание и бессознательное 29.Понятие практики, ее структура и формы. 30. Сущность и виды опыта. Роль опыта в познании. 31. Чувственное познание, его специфика и формы. 32. Специфика и формы рационального познания. 33. Интуитивное познание. 34. Познание и творчество. 35. Язык и познание 36. Научные методы эмпирического познания. 37. Общенаучные методы познания. 38.Методы теоретического познания. 39. Теории истины. 40. Критерии истины 41.Научное познание 42. Философия как всеобщий метод. |
Реферат по специальности ( указать шифр и наименование научной специальности... | Программа вступительного экзамена в аспирантуру Научная специальность Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена по специальности «Теория и история права и государства; история... | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена в аспирантуру Московского университета им. С. Ю. Витте по... | Требования к реферату для сдачи вступительного экзамена по специальности Реферат является письменной работой, по избранной научной специальности (в рамках научного направления), которую выполняет поступающий,... | ||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Программа предназначена для сдачи вступительного экзамена по всеобщей истории в аспирантуру по всеобщей истории Национального исследовательского... | Программа вступительного экзамена в аспирантуру Научная специальность Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена по специальности «Конституционное право; муниципальное право».... | ||
Программа вступительного экзамена для подготовки научно-педагогических... Целью вступительного экзамена является выявление уровня знаний поступающих в аспирантуру по теоретическим разделам дисциплины | Программа адресована соискателям, ведущим исследования в рамках специальности... Овладение предлагаемым теоретическим материалом закладывает методологию поиска решений в выбранных областях знаний и создает условия... | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 38. 06. 01 «Экономика» Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 38. 06. 01 «Экономика», профиль... | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности... Целью проведения вступительного экзамена в аспирантуру по педагогике является выявление фундаментальных педагогических знаний соискателя,... | ||
Программа вступительного экзамена по специальности 17. 00. 01 «Театральное искусство» Программа вступительного экзамена в аспирантуру Московской государственной академии хореографии по специальности 17. 00. 01 – «Театральное... | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности... Программа вступительного экзамена в аспирантуру составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре... | ||
ОД. А 03 Ветеринарная микробиология, вирусология, эпизоотология,... Сагакянц Александр Борисович, кандидат биологических наук, доцент кафедры биохимии и микробиологии биолого-почвенного факультета... | Проведение презентаций Выступления на конференциях с докладами и сообщениями; Диалогическая речь ... | ||
Протокол № программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности... Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 22. 00. 03 – Экономическая социология и демография составлена в... | Программа вступительного экзамена по специальности 10. 02. 20 Сравнительно-историческое,... Цель вступительного экзамена по специальности 10. 02. 20 - сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание... |