Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования





НазваниеПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
страница1/5
Дата публикации23.12.2014
Размер0.57 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > История > Программа
  1   2   3   4   5


Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»

Утверждено

Проректор ГУ-ВШЭ

С.Ю. Рощин

______________________

«____»______________2013 г.

Одобрена на заседании кафедры социальной истории

Зав. кафедрой социальной истории

______________П.Ю. Уваров
Программа вступительного экзамена в аспирантуру

по специальности 07.00.02 «Отечественная история»

Москва

2013

Общие положения
Данная программа предназначена для сдачи вступительного экзамена по всеобщей истории в аспирантуру по всеобщей истории Национального исследовательского университета- Высшая школа экономики. Она состоит из перечисления тем и их содержания, списка вопросов, источников и литературы по всемирной истории для сдачи вступительного экзамена в аспирантуру факультета истории Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». В основе данной программы лежат программы по основным дисциплинам цикла всемирной истории , читаемым на факультете Истории НИУ-ВШЭ по кафедре социальной истории, и утвержденным ею.

От поступающих в аспирантуру требуется владение материалом по основным разделам университетского курса всеобщей истории, умение ориентироваться в наиболее актуальных проблемах всех указанных разделов курса. В программе приводится основная литература, знание которой требуется для сдачи экзамена. Наряду с ответами на два вопроса по различным периодам Всемирной истории, предоставляется также реферат, связанный с темой предполагаемого диссертационного исследования. По периоду избранной специализации ( история Древнего мира, Средние Века, История Нового и Новейшего времени) поступающий должен продемонстрировать знания более широкого круга литературы и источников, знание актуальных историографических проблем, связанных с темой будущей диссертации.

Раздел 1 . История древнего мира
1.1. История первобытного общества

Основные этапы развития первобытного общества. Родоплеменной строй: хозяйство, общественные отношения, мировоззрение

Проблематика и периодизация истории первобытного общества. Проблемы антропогенеза. Проблемы сосуществования параллельных видов гоминид. Нижнепалеолитические и верхнепалеолитические памятники. «Плейстоценовая катастрофа», изменение среды обитания человека. Проблемы изучения социальной организации человеческих сообществ эпохи верхнего палеолита. Способы интерпретации памятников первобытного искусства. Переход от присвающего хозяйства к производящему. Пути и формы одомашнивания растений и животных. Хозяйственные достижения и общественные отношения периода неолита. Культуры бронзового века. Религиозные верования. Мегалитические памятники и их варианты и интерпретации. Типы поселений и формы социальной организации. Современные подходы к проблемам политогенеза.
1.2. Ранняя древность (III-II тыс. до н.э.)

Возникновение ранних цивилизаций. Происхождение первых форм письма, их типология и взаимное влияние. Район «Плодородного полумесяца». Ранние цивилизации Ближнего Востока. Цивилизации долин великих рек. Месопотамия: от шумерских городов до Сатровавилонского периода. Египет Древнего и Среднего царств. Культуры долины Инда. Эпохи Шан и Чжоу в Китае. Циклы развития древних цивилизаций. Сравнительный анализ: судьбы цивилизаций Мезоамерики.

Инновации бронзового века. Колесницы изменения в военном искусстве и социальной организации. Проблемы этногенеза индоариев.

Новое царство в Египте. Библейская археология. Хетты и «народы моря». Финикийские города. Гибель микенской культуры. Появление всадничества и его социально-экономические последствия. Вторжения киммерийцев и скифов на Ближний Восток. Человек, общество, религия на Переднем Востоке ранней древности.
1.3. Поздняя древность (I тыс. до н.э. – середина I тыс. н.э.)

Предпосылки усиления политической интеграции древних обществ в конце II тыс до н.э. экономические предпосылки создания "мировых" держав (империй). Характер международных отношений стран Передней Азии в первой половине I тыс. до н.э.

«Мировые империи» древнего Востока: опыт создания государственной и социокультурной универсализации. Ассирия и Нововавилонская держава.

Древний Иран: от Элама до державы Ахеменидов. Китай: от Эпохи Враждующих царств к империям Цинь и Хань.

Культурные и религиозные процессы на древнем Востоке в поздней древности. Складывание зрелых религиозно-философских систем в "осевое время", их характеристика. Взаимодействие культур в "мировой" Персидской державе. Религиозные учения в качестве идеологического обоснования деспотической власти. Религиозная этика как отражение общественных отношений в древневосточных странах.




1.4. Древняя Греция

Влияние природных условий на процесс исторического развития Древней Греции. Основные черты гомеровского общества, господство родоплеменных отношений. Процесс усиления имущественного и социального расслоения, образование классового общества и государства в форме полисов. Великая греческая колонизация и ее влияние на процессы социально-экономического развития Греции. Основные результаты общественно-политических преобразований в VIII - VI вв. до н.э.

Особенности формирования древнегреческой цивилизации. Архаическая революция и выбор альтернативного восточному пути развития. Эволюция политических отношений и складывание полисной организации, ее экономические, социальные и духовные основы. Пути развития полисной системы.

Древнегреческая философия. Театр и его роль в жизни греков. Трагедии и комедии. Архитектура. Скульптура и живопись Эллады. Литература и поэзия. Всенародные празднества. Значение спорта в Древней Греции. Олимпийские игры. Ионийская натурфилософия и развитие наук. Древнегреческие историки. Школа и образование. Особенности системы воспитания. Значение культуры древней Греции, ее роль в мировой истории. Распространение древнегреческого образа жизни и культуры в ходе колонизации и походов Александра Македонского. Феномен эллинизма. Значение древнегреческой цивилизации в мировой истории. Интегрирующий характер античной культуры.




1.5. Римская республика: государственный строй
и социальные отношения


Древнейшее население Апеннинского полуострова. Основание Рима и его борьба за гегемонию в Италии. Первоначальный римский народ, его родовая организация. Предпосылки и процесс формирования римской аристократической республики. Борьба плебеев и патрициев. Ее результаты. Изменение социальной структуры римского общества, возникновение сословий: нобилитета, всадничества, плебса. Развитие товарно-денежных отношений и усиление имущественного расслоения. Проявления социальных противоречий. Восстания рабов. Борьба плебса с сенатской олигархией. Политический строй римской республики. Основные органы власти: комиции, сенат, магистратуры. Аграрный вопрос.

Международные отношения средиземноморских держав в середине III века до н.э. Основные причины Пунических войн. Формирование Римской Средиземноморской державы. Система управления в провинциях и зависимых от Рима государствах. Политика "разделяй и властвуй". Усиление политической интеграции, развитие экономических и культурных отношений, консолидация древних обществ в условиях Римской державы.

Кризис республиканских учреждений в конце II века до н.э. Гражданские войны, их социально-политические последствия. Основные причины падения римской республики. Особенности полисного мировоззрения. Золотой век римской культуры.

1.6. Римское общество и государство в эпоху ранней империи

Падение республики и начало эпохи ранней империи. Сущность принципата Августа. Власть императора. Зарождение бюрократического аппарата. Деятельность сената и народных собраний. Роль личности императора в системе принципата. Социальная политика Августа и его преемников. Эволюция системы принципата, укрепление центральной власти, появление абсолютистских тенденций. Социально-экономическое развитие римского общества в эпоху ранней империи. Кризис рабовладельческих отношений, распространение колоната. Процесс романизации провинций. Унификация социальных отношений и культурной жизни в Римской державе. II век - время наивысшего расцвета античной цивилизации.

Формирование единого пояса мировых империй.

Кризис III века. Развитие колоната и другие изменения в аграрном строе позднеримской империи. Формирование новой социальной структуры, особенности сословно-классового деления римского общества. Усиление централизации власти как отражение социальных изменений. Доминат. Христианизация империи. Своеобразие духовного развития поздней римской империи. Борьба между старым и новым мировоззрением, распространение христианства. Значение культурного наследия Древнего Рима во всемирной истории.
Раздел.2 История западноевропейского Средневековья

2.1 Западная Европа в V-ХI вв. Возникновение и распад раннесредневековых государств.

Великое переселение народов и образование варварских королевств. Синтез античных и варварских элементов в развитии европейских обществ раннего Средневековья. Характерные черты социально-политического строя варварских королевств. Раннесредневековое общество по «варварским правдам». Особенности франкского королевства. Город и церковь как хранители романских начал. Эволюция институтов и культов христианской церкви. Роль монашества. Социальные изменения во франкском обществе, эволюция форм землевладения. Изменения способов ведения войны. От «народа-войска» к «дружине»

Каролингская династия и складывание империи Карла Великого. Имперская церковь. Структура управления. Роль аристократии. Система бенефициев. Каролингский ренессанс. Пестрота этнического состава, центростремительные и центробежные силы. Верденский раздел, его геополитические аспекты и последствия. Роль варварских вторжений.

Историческое значение наследия Каролингской эпохи.
2.2.Западная Европа периода классического Средневековья» (XI-XIIIвв.): социальные группы и политические структуры

Общая характеристика социального строя. Современные подходы к

понятию «феодализм». Демографический рост, внутренняя и внешняя

колонизация. Средневековое поместье. Натуральное хозяйство и товарное производство. Внеэкономическое принуждение и его виды. Основные ячейки общества: приход, община, сеньория. Основные сословия средневекового общества. Формы социальной мобильности. Особенности взаимоотношения светской и церковной власти. Роль монарха в средневековом мире.

Средневековое право и его виды. Война в средневековом обществе.

Важнейшие политические структуры средневекового Запада (Империя, королевства Англии и Франции, Пиренейские страны, Италия и ее регионы, Балтийский регион, государства крестоносцев). Повседневная жизнь и представления о мире средневекового человека.

Средневековая культура.
2.3.Крестьяне и сеньоры Западной Европы XI-XV вв.

Манор (сеньория) классического типа. Особенности средневекового землевладения и землепользования. Феодальная рента и ее виды. Типы крестьянской зависимости и свободы. Категории крестьянства. Особенности положения крестьян в различных регионах Европы (Англия и Франция; Скандинавия; Пиренейский полуостров). Формы социальной борьбы крестьянства. Быт и система ценностей крестьян. Крестьянская культура и пути ее изучения. Крестьяне в общественном сознании. Вассально-ленные отношения и феодальная иерархия. Светские и духовные сеньоры. Феодальное право. Сеньоры и вассалы. Феодальная курия- «совет и помощь». Взаимоотношения феодалов с верховной властью.

Рыцарское ополчение и способы ведения войны. Вооружения и фортификация. Средневековый замок.

Рыцарство глазами Церкви. Социальные функции «воюющих».

Рыцарская этика и культура. Средневековая геральдика. Образ жизни рыцарства. Особенности эволюции аристократической семьи в Средние века.
2.4. Церковь в средневековом обществе XI-XV вв.

Общая характеристика роли католической церкви эпохи классического

Средневековья (конец XI - конец XIII в.).

Григорианская реформа и ее итоги. Церковный раскол 1054 г.

Формирование папской теократии: теория и практика. Взаимоотношения церковной и светской власти. Роль монашества в средневековом обществе.

Старые и новые монашеские ордена. Организационная структура католической церкви. Образ жизни духовенства. Установление целибата.

Судебные привилегии клириков. Имущественное положение духовенства.

Догматические и организационные особенности Католической церкви XI-XIII вв. Формирование догмата о Чистилище. Культ святых. Идея крестовых походов и формы ее осуществления. Духовно-рыцарские ордена.

Воздействие церкви на паству. Еретические движения. Инквизиция.

Каноническое право. Церковь и образование.

Авиньонский период в истории папства. Великая схизма. Соборное движение XV в. и его итоги.
2.5.Город и торговля в Средневековой Европе

Место города в средневековом обществе. Специфика

западноевропейского города классического Средневековья. Причины роста городов в XI-XIII вв. Городские коммуны. Взаимоотношения городов и их сеньоров, городские вольности и городское право. Города в политической системе средневековых государств. Взаимоотношения городов с верховной властью в различны регионах Европы (Франция, Англия, Пиренейские страны, Империя и Италия).

Категории городского населения, особенности средневекового города как социальной системы. Формы социально-политических конфликтов в городах.

Особенности городской культуры.

Экономическая деятельность горожан. Формы организации ремесла и торговли. Основные торговые пути средневекового Запада. Формы средневековой торговли. Отношение общества к коммерческой деятельности. Воздействие города на эволюцию средневекового общества.
2.6.Сословно-представительные монархии в Европе XIV-XVI вв.

Средневековый монарх, его идеальный образ и функции. Природа королевской власти. Функции королевского двора. Монарх как сюзерен.

Исторические условия возникновения сословного представительства.

Роль феодальных традиций организации власти. Формы консолидации

власти в XIV-XVI вв.: империи, монархии, княжества, республики. Пути

формирования представительства: английский парламент, французские

генеральные штаты, кастильские кортесы. Германские рейхстаги и ландтаги.

Причины созывов представительных органов. Максима публичного права:«Что касается всех, всеми должно быть одобрено».

Складывание государственного аппарата сословно-представительных

монархий. Судопроизводство. Виды налогообложения. Эволюция права.

Местные представительства. Особенности символической репрезентации власти в XIV-XVI вв.
2.7. Западное общество в XIV-XV в.

Демографический и социальный кризис Средневекового общества в XIV в. и его причины. Развитие товарно-денежных отношений и падение сеньориальных доходов. Попытки сеньориальной реакции. Феодальные клиентелы. Крестьянские и городские восстания, феодальные войны. Столетняя война и ее последствия. Новое и старое в жизни городов.

Особенности развития Италии. Итальянский гуманизм. Особенности позднесредневековой культуры. Бургундские - политическое, экономическое и культурное развитие. Священная римская Империя после Золотой Буллы. Чехия и гуситские войны. Новое благочестие и попытки реформы. Технические открытия XV Новые формы ведения войны, распространение книгопечатания. «Морская революция».
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма дисциплины «Сценарный трейдинг» Правительство Российской...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск