Синтаксическая норма Нормы формальные и смысловые





Скачать 141.57 Kb.
НазваниеСинтаксическая норма Нормы формальные и смысловые
Дата публикации02.07.2013
Размер141.57 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
Синтаксическая норма

Нормы формальные и смысловые

В синтаксисе изучается построение связной речи. В качест­ве основного понятия синтаксиса выступает понятие синтаксиче­ской связи. Разные виды синтаксической связи соединяют слова внутри предложения или внутри словосочетания, простые предло­жения в составе сложного, а также разные предложения внутри тек­ста. Синтаксическую связь можно рассматривать в двух планах: формально-грамматическом и смысловом. Для того чтобы предста­вить себе значение формально-грамматических связей между сло­вами, проведите следующий эксперимент: попробуйте прочесть текст, в котором пропущены некоторые слова: «Я вошел в ... до­вольно обширную. За столом, ... бумагами, сидели ... : пожилой..., виду строгого и .... и молодой гвардейский ..., лет двадцати восьми, очень ... наружности, ловкий и ... в обращении. У окошка за особым ... сидел ... с пером за ухом, наклонясь над бумагою, готовый запи­сывать мои ... Начался ... Меня ... о моем имени и звании». Навер­няка вы смогли восстановить пропущенные слова: ориентиром вам служили расположенные рядом слова, окончания которых и явля­ются сигналами (внешними показателями) прерванных синтаксиче­ских связей, нуждающихся в восстановлении. Сравните восстанов­ленный вами текст с оригиналом. Для этого откройте повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (глава 14, начало пятого абзаца). Скорее всего, вы не совсем точно угадали значение пропущенных слов, но вот в выборе их грамматической формы вы вряд ли ошиб­лись.

Любая форма, по чаконам диалектики, является содержательной. Грамматическая форма не исключение. Два слова или два предложения, формально связанные между собой, вступают в смысловое взаимодействие. Рассмотрим в качестве примера два слово­ сочетания, внешне очень похожих, однако с небольшим формальным различием: «памятник Пушкина» и «памятник Пушкину». В этих словосочетаниях назван предмет (памятник), который имеет определенное отношение к лицу (к Пушкину). Характер отношений между предметами и является в данном случае смысловым планом синтаксической связи. Формальные различия между словосочетаниями связаны с различиями смысловыми: дательный падеж при слове памятник указывает на адресата, то есть на человека, которому поставлен памятник, родительный падеж в этом сочетании имеет два значения и может быть интерпретирован по-разному: он может указывать как на адресата, так и на автора, создавшего па­мятник.

Нормы построения и употребления синтаксических единиц можно условно разделить на две группы: формальные и смысловые. Нарушение формальных норм ведет к так называемым ошибкам формы. Они вызваны неверным оформлением мысли, которая, по существу, является правильной. В предложении «Он имеет на своих товарищей большой авторитет» ошибочное употребление слов имеет авторитет на товарищей вместо пользу­ется авторитетом у товарищей не затемняет и не изменяет смыс­ла высказывания. Если мы вдруг услышим фразу: «Я возвращаюсь в Украину», мы отметим ошибочное употребление предлога в вме­сто предлога на, но смысл высказывания будет ясным и понятным, несмотря на допущенную речевую ошибку. Однако очень часто нарушение формальных норм соединения слов ведет к нарушению смысла высказывания и создает возможности для двоякого понима­ния текста. В предложении «Несколько птиц наша школа подарила зимовщикам, которые там хорошо акклиматизировались и стали ручными» нарушено одно из основных правил словорасположения, а именно: зависимый компонент должен располагаться рядом с главным компонентом. В данном случае зависимое предложение с союзным словом которые находится в непосредственной близости к слову зимовщикам, и поэтому при первичном восприятии текста читатель, непроизвольно учитывая правило, устанавливает смысловую связь между зимовщиками и хорошей акклиматизацией. Толь­ко прочитав предложение до конца, можно понять, что характеристика дана птицам, а не зимовщикам. Таким образом, ошибки фор­мы зачастую затрудняют процесс восприятия и понимания текста.

Ошибки смысла не так очевидны, как ошибки формы. Не существует полного, подробного перечня смысловых норм построения фразы. Принципиально важным является следующее требование: внутри текста не должно быть неразрешимых противо­речий, ни логических, ни образных.

Логическое противоречие возникает тогда, когда об одном и том же предмете в одно и то же время высказываются взаимоисключающие суждения. Например: «В заключение у меня есть просьба: их три»; «Семейство Шудлеров удвоило свое состояние почти втрое».

Образное противоречие – это сосуществование на небольшом текстовом пространстве образных картин, которые несовместимы друг с другом. Ошибочными являются следующие высказыва­ния: «Весь измазанный чернилами, испуская дикие вопли, Коля всю перемену, как сокол, носился по классу»; «Эдуард улетает стрелой, словно смазанная маслом молния»; «Предпочитаю услышать обо всем этом из первых рук».

Не следует забывать, что любое нарушение нормы может быть превращено умелым мастером слова в художественный прием. На противоречии основаны такие художественные приемы, как ок­сюморон или парадокс. «Молодость моя, моя чужая Молодость...»; «И голубиной не черни галчонка белизной...» (М. Цветаева); «Луч­шее средство избавиться от искушения - поддаться ему»; «Избави меня, боже, от друзей, а с врагами я сам справлюсь» (афоризмы).

Нормы управления и согласования

Среди ошибок формы следует выделить в особую группу ошибки, связанные с нарушением норм управления и согласования. Управление и согласование - это виды связи слов внутри словосо­четания. При управлении зависимое слово употребляется в опреде­ленной падежной форме (с предлогом или без предлога): изучать математику; подготовиться к экзамену; поступать вопреки здра­вому смыслу. При согласовании зависимое слово зеркально отража­ет грамматическую форму главного слова: зеленая трава: зеленой травы; о зеленых травах. Ошибки, связанные с нарушением норм управления и согласования, можно систематизировать следующим образом.

Основные ошибки, связанные с нарушением норм управ­ления:

  • смешение предложного и беспредложного управления (избы­точность предлогов);

  • неправильный выбор предлогов (неучет стилистической окра­ски и оттенков значения предлогов);

  • неправильный выбор падежа при производных предлогах типа благодаря, вопреки, согласно;

  • неправильный выбор падежа управляемого слова при глаголах (смешение моделей управления глаголов-синонимов, неучет оттенков значений разных падежей при одном глаголе; исполь­зование разноуправляемых дополнений при одном слове, ис­пользование одного дополнения при глаголах с разным управ­лением): нанизывание падежей в одной конструкции;

- сочетание родительного субъекта и объекта в одной конструк­ции.

Основные ошибки, связанные с нарушением норм согла­сования:

  • неверный выбор формы числа и рода сказуемого;

  • неверный выбор формы числа, рода или падежа согласованного определения.

Нормы словорасположения и словопорядка

Порядок слов в русском языке выполняет две разные функ­ции: во-первых, он служит средством связи между словами внутри предложения; во-вторых, выступает как средство связи между предложениями внутри текста.

Связь между словами внутри предложений

В русском языке порядок слов является свободным. Это значит, что говорящий вправе варьировать порядок слов внутри простого предложения и порядок следования частей внутри слож­ного предложения. Хотя члены предложения не имеют фиксиро­ванного, единственно возможного места внутри фразы, граммати­чески нормативным считается такое их расположение, при котором:

  • подлежащее предшествует сказуемому (Студенты учатся. Спортсмен выполнил двойное сальто), однако есть ряд случаев, когда при прямом, нейтральном порядке слов подлежащее должно находиться после сказуемого (Идет дождь. Бьют часы. Прозвенел звонок - в этих предложениях выражается идея существования ка­кого-либо явления);

  • согласованное определение стоит перед определяемым словом (зелёный шарф, интересный фильм);

  • несогласованное определение стоит после определяемого слова (картина Рубенса, ступени из мрамора);

- дополнение располагается сразу после глагола, от которо­го зависит (пишет письмо, поливает цветы).

Прямой, нейтральный порядок слов в предложении можно представить в виде схемы:
Обстоятельство определение подлежащее сказуемое дополнение обстоятельство



Отступление от этих правил (инверсия) придаёт речи взволнованность, эмоциональность, экспрессивность, а также изме­няет стилистическую окраску высказывания. Ср.: В кинотеатре идет интересней фильм - нейтральная стилистическая окраска- В кинотеатре фильм интересный идёт - разговорная стилистическая окраска. Благодаря инверсированному порядку слов чеканно и тор­жественно звучит знаменитая фраза М.А. Булгакова: «В белом пла­ще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой ран­ним утром четырнадцатого числа весеннего месяца писана в кры­тую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вы­шел прокуратор Иудеи Понтий Пилат».

Используя широкие возможности прямого и инверсирован­ного порядка слов, всегда старайтесь соблюдать одно простое пра­вило: зависимый компонент (будь то слово, словосочетание прича­стный оборот, инфинитивный оборот, зависимая часть сложного предложения) должен располагаться непосредственно рядом с глав­ным компонентом, чаще всего - сразу после него. Это правило позволит вам избежать нелепых высказываний, подобных следую­щему: «Обнаружен Скриквин в момент задержания автомашины в спящем состоянии» (следовало сказать: «В момент задержания автомашины обнаружен Скриквин в спящем состоянии»).

Итак, в русском языке существует свободный порядок слов. Однако такая свобода обязывает говорящего внимательно следить. И построением своей фразы, иначе, при неудачном построении она может быть истолкована неверно. Например: «В основу повести «Чапаев» Фурманов положил боевые действия Чапаевской дивизии в районе Урала, куда он был назначен комиссаром» - в результате некорректного словорасположения в предложении возникает ложная смысловая связь между подчёркнутыми словами. При неудач­ном расположении слов высказывание может приобрести двоякий смысл. Предложение «Торговка вяленой воблой торчала между ящиками» может быть понято по-разному из-за того, что в нём сочетание «вяленой воблой» с равным успехом может относиться и к существительному «торговка» (торговка какая?) и к глаголу «тор­чал» (торчала как?).

Неправильно построенные фразы, появившиеся в результа­те небрежного отношения к порядку слов, давно стали предметом пристального внимания не только языковедов, но и юмористов. Ни­чего, кроме смеха, не вызывают буквально прочитанные объявле­ния типа «Детский комбинат «Белочка» принимает детей после - < > капитального ремонта», или «В универмаге проводится выставка-продажа товаров для мужчин весенне-летнего сезона», или «В магазин поступили коляски для детей различных расцветок».

Связь между предложениями внутри текста

Связь между предложениями в тексте осуществляется в первую очередь на смысловом уровне за счет последовательного движения мысли от уже известных фактов к новой информации. В каждом предложении можно выделить тему и рему. Тема- это то, что уже известно, по мнению говорящего. Тему можно опреде­лить с помощью вопроса, на который отвечает предложение. Она совпадает с частью вопросительного предложения за исключением вопросительного слова. Рема- это новая информация об извест­ном, т.е. то, ради чего и создается высказывание. Рема может зву­чать как краткая ответная реплика в предполагаемом диалоге. Одно и то же предложение в разных речевых ситуациях имеет разное те-мо-рематичеекое членение. Например, предложение «На другой день Никита выпустил воробья в саду» может члениться на тему и рему в разных ситуациях по-разному:

ТЕМА

РЕМА

1. Когда Никита выпустил воробья?

- На другой день.

2.Кто выпустил воробья в саду?

- Никита.

3.Что сделал Никита на другой день?

- Выпустил воробья.

4.Где Никита выпустил воробья?.

- В саду.

5.Кого Никита выпустил в саду?

- Воробья.



Членение на тему и рему имеет свои способы выражения. Основными среди них являются порядок слов и интонация. В книжной речи при прямом, нейтральном порядке слов тема распо­лагается в начале предложения, а рема - в конце, фразовое ударение падает на рему: Никита выпустил воробья в саду / на другой день. При инверсии рема находится в начале предложения, а тема - в конце, фразовое ударение падает на рему, главную часть высказывания: Никита /выпустил воробья в саду на другой день.

В разговорной речи противоположный порядок слов: при нейтральном порядке слов рема находится в начале предложения, При инверсии рема располагается в конце предложения: -Хозяйка наша где? - В огород /ушла хозяйка.

Существует несколько типов тематической прогрессии — так называют соотношение тем в соседних предложе­ниях текста. При последовательном типе связи темой следующего предложения служит рема предыдущего. Условно этот тип связи можно изобразить так: Т 1 Р1; Т 2 (=Р12; Т 3 (=Р23, где T1 - тема первого предложения, Т2 - тема второго предложения, Т3 - тема третьего предложения, Pi - рема первого предложения, Р2 - рема второго предложения, Р3 - рема третьего предложения. Пример последовательной связи предложений в тексте: «По степи, не в дальнем расстоянии от крепости, / разъезжали человек двадцать верхами. Они,/ казалось, казаки, но между ними находились и башкирцы, которых и легко можно было распознать по их рысьим шапкам и по колчанам»(Л.С.Пушкин).

При параллельной связи предложений одна и та же тема повторяется в следующих друг за другом предложениях. Изобразим эту связь в виде схемы: Т 1Р1; T2(=T1)P2; T3(=Т1)P3;... . Пример параллельной связи предложений: «Слово "модель"/в переводе с французского значит «образец». Понятие модели хорошо известно в производственных процессах, в науке и технике». (Энциклопедиче­ский словарь юного филолога).

Правильные формы тематической прогрессии обязательны в любом литературном тексте. Обычно в тексте чередуются разные виды тематической связи предложений.
Задания:
Задание 1. Найдите в предложениях речевые ошибки и оп­ределите, какими они являются: смысловыми, формальными или формально-смысловыми.

  1. Мало кто из писателей уделяет внимание художествен­ной детали. И это остается еще одной отличительной чертой Пуш­кина от большинства остальных классиков. 2. Описывая Белогорскую крепость глазами только что прибывшего гуда Гринева, Пуш­кин дает описание этой крепости, словно обегает ее быстрым взгля­дом. 3. Слова стройная фигура и хищный взгляд подсказывают читателю о противоречивом характере персонажа. 4. Когда Гринев задоллжал Зурину сто рублей, то Зурин присылает к Гриневу маль­чика с письмом. 5. Когда Наполеон приблизился к Москве, все население бросило свое имущество и покидало Москву. 6. Совмест­имо занятия спортом улучшают отношения между родителями и детьми и укрепляют их. Они начинают тесно общаться. 7. Семья становиться дружнее. Они начинают понимать друг друга. 8. Анализируемая теория своими историческими корнями восходит к идеям Ньютона. 9. Покушение в Сараеве было последней каплей воды, переполнившей бочку с порохом.


Задание 2. Найдите в предложениях грамматические ошибки. Исправьте их.

1. Об этом нам свидетельствуют обращения, которые прак­тически всегда предполагает форма повелительного наклонения. 2. Итак, среди стихотворений сборника «Тихие песни» мы отметили 28 из них, которые имеют в своем контексте употребление частицы «не». 3. Все-таки так не хватает нашей любви, любознательности и любопытства. 4. Язык высказывания насыщенный, разнообразный, характерный художественному стилю. 5. Ю.П. Поваренков является одним из авторов концепции непрерывного педагогического образования Ярославской области, соруководителем четырех грантов Министерства образования Российской Федерации по психологическому обеспечению высшего педагогического образования по спе­циальностям «история», «физика», «математика». 6. Она ответст­венный и самостоятельный организатор многих мероприятий на кафедре, руководит проведением научной работы со студентами. 7. У кафедры педагогических технологий немало совместителей. 8. Опытные преподаватели подают хороший пример активности, творчества и заинтересованности для молодых педагогов и аспи­рантов кафедры. 9. Каждый преподаватель кафедры выполняет не только учебную и научную работу, но и организует большую обще­ственную деятельность на разных уровнях, участвует в воспита­тельной работе со студентами. 10. Их роль в регионе для помощи детям со специальными потребностями становится все более зна­чимой. 11. Уже стало традиционным проводить совместные симпо­зиумы по проблеме преодоления личностных кризисов совместно с учеными Белостокского университета (Польша).
Задание 3. Определите, прямой или инверсированный по­рядок слов используется в следующих текстах.

1.Богатый мужицкий хутор. Загорелось, когда кончали ужинать, темным и сухим осенним вечером. Зажгли какие-то зло­ деи с гумна, и на нем все сгорело. Но ригу сыновья хозяина отстоя­ли.

Хозяин, огромный, толстый мужик, все время сидел на крыльце старой избы неподвижно. На гумне был ад - так бешено орали и гасили огонь его сыновья и бабы. Он же только глядел, как странно и светло был озарен весь двор красным полымем, как бли­стал алым зеркалом пруд и розовыми трепетными клубами стояли над двором в высоком небе облака, освещаемые исподу. Он все го­ворил — очень спокойно:

- Бог дал, бог взял. Мне это все равно, я этого не чую и не чувствую.

Когда же все догорело, потухло, стал рыдать и рыдал, не переставая, сутки, лежа вниз лицом в риге возле ворот, на старнов-ке. В темноте, в дыры ворот, сверкали на ней алые пятна солнца и ходил, ковылял одинокий белый голубок, опаленный на пожаре (И.А. Бунин).

2. Я возвратился домой. В сенях трещала догоревшая свеча в деревянной тарелке, и казак мой, вопреки приказанию, спал креп­ким сном, держа ружье обеими руками. Я его оставил в покое, взял свечу и пошел в хату. Увы! Моя шкатулка, шашка с серебряной оправой, дагестанский кинжал - подарок приятеля - все исчезло. Тут-то я догадался, какие вещи тащил проклятый слепой. Разбудив казака довольно невежливым толчком, я побранил его, посердился, а делать было нечего! И не смешно ли было бы жаловаться начальству, что слепой мальчик меня обокрал, а восемнадцатилетняя девушка чуть-чуть не утопила? (М. Ю. Лермонтов)
Задание 4. Объясните, чем вызваны речевые ошибки в следующих примерах? Отредактируйте предложения.

1. К писателю приходили письма с пожеланиями от бо­лезни и долголетней жизни. 2. Художник изобразил, как Пётр I ве­дёт войско в бой, придерживаясь манеры Сурикова. 3. Используя приём художественной детали, Пушкин описывает не только какие-то мелкие подробности, но и помогает раскрыть характер главного героя. 4. Деталь является здесь определяющей, которая так или иначе влияет на развитие сюжетной линии. 5. Тогда было введено постоянное конное и пешее войско на жалованье, подчинённое ко­ролю. 6. И в эту степь приехал только что окончивший школу по комсомольской путёвке небольшой паренёк Кемель. 7. Чернышев­ский пишет роман о путях демократической интеллигенции в кре­пости. 8. Обломов не сумел написать письмо хозяину дома, кото­рый велел ему съехать на другую квартиру, потому что встретилось два раза сряду «что» и «который». 9. Печорин хочет умереть в Пер­сии, куда он держал путь в первой главе, чтобы лежать в чужих песках. 10. Собеседник не понимает этой фразы, которая читателю совершенно ясна, так как эти два значения слова не различаются в устной речи. 11. Караван сопровождал отряд эсминцев. 12. Семь действующих платформ обслуживают несколько сот человек.
Задание 5. Определите виды связь между предложениями в следующих текстах. Постройте схему тематической прогрес­сии.

1. Многие животные при наступлении неблагоприятных условий резко снижают активность процессов, происходящих в ор­ганизме. Однако в процессе эволюции они выработали специальные приспособления, позволяющие успешно справиться с такого рода испытаниями.

В Африке имеются обширные территории, занятые пересы­хающими болотами. В таких пересыхающих болотах живут много­численные виды моллюсков. Они имеют толстую и прочную рако­вину, которая способна защитить их организм от высыхания. Когда водоемы начинают мелеть, моллюски забираются в толщу отми­рающих водных растений, где влажность сохраняется дольше всего, и плотно закрывают дверцы своих домиков. Отверстие в раковине заклеивается специальной перегородкой из высыхающей слизи. Отдельные виды моллюсков для прочности таких перегородок вы­рабатывают известь. Если угроза обезвоживания усиливается, мол­люск отступает подальше внутрь раковины и возводит еще одну, дополнительную защиту. В ряде случаев число защитных перегоро­док возрастает до трех. Такой дом надежно охраняет своего хозяина и позволяет благополучно дожить до следующего дождливого сезо­на (Детская энциклопедия «Я познаю мир»).

2. Абогин и доктор стояли лицом к лицу и в гневе продол­жали наносить друг другу незаслуженные оскорбления. Кажется, никогда в жизни, даже в бреду, они не сказали столько несправед­ливого, жестокого и нелепого. В обоих сильно сказался эгоизм несчастных. Несчастные эгоистичны, злы, несправедливы, жестоки и менее, чем глупцы, способны понимать друг друга. Не соединяет, а разъединяет людей несчастье, и даже там, где, казалось бы, люди должны быть связаны однородностью горя, проделывается гораздо больше несправедливостей и жестокостей, чем в среде сравнитель­но довольной (А.П.Чехов).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Синтаксическая норма Нормы формальные и смысловые iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Охватывает все стороны литературного языка: произношение (орфоэпические нормы, акцентологические нормы), лексику (лексические нормы,...
Синтаксическая норма Нормы формальные и смысловые iconУрок по обществознанию по теме «Право» в 9 классе. Задачи урока
Какие вы знаете социальные нормы (виды социальных норм)? (традиции, обычаи, нормы морали, религиозные нормы, корпоративные нормы,...
Синтаксическая норма Нормы формальные и смысловые iconЛекция стилевая норма научный стиль понятие стилевой нормы. Функциональный...
Реализации заложенных в языке стилистич возможностей, обусловленные целями, задачами и содержанием речи определенной сферы общения;...
Синтаксическая норма Нормы формальные и смысловые iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению подготовки «лингвистика»
Типы связи слов в словосочетании. Члены предложения. Типы предложений. Сверхфразовое единство. Текст. Синтаксические нормы русского...
Синтаксическая норма Нормы формальные и смысловые iconРазработка урока музыки п о программе «Музыка» Г. С. Ригиной По системе...
Личностные: формирование основ социальных компетенции (включая ценностно-смысловые установки моральные нормы),опыт социальных и межличностных...
Синтаксическая норма Нормы формальные и смысловые icon№5. Морфологические нормы русского языка Понятие о морфологических нормах
Следующий вид норм русского литературного языка – грамматические нормы. Грамматические нормы обычно делят на два вида: морфологические...
Синтаксическая норма Нормы формальные и смысловые iconПрактическое занятие №1 понятие культуры речи. Орфографическая и пунктуационная норма
Другими словами, норма – это правила использования языковых средств (произносительных, лексических, грамматических), принятых в общественно-языковой...
Синтаксическая норма Нормы формальные и смысловые iconТема урока «Смысловые отношения между предложениями и последовательность предложений в тексте»
Обучать соблюдать порядок следования предложений в тексте, обосновывать смысловые отношения от предложения к предложению, различать...
Синтаксическая норма Нормы формальные и смысловые iconА5 синтаксические нормы. Нормы согласования. Построение предложений...
Предлоги благодаря, согласно, вопреки требуют дательного падежа: согласно расписанию (а не расписания); вопреки предписанию (а не...
Синтаксическая норма Нормы формальные и смысловые iconНормы 24-13 нормы на защитные отношения для систем наземного эфирного...
Утвердить и ввести в действие на территории Российской Федерации для вновь разрабатываемых и вводимых в эксплуатацию рэс с 1 января...
Синтаксическая норма Нормы формальные и смысловые iconНормы проектирования всн
Настоящие строительные и технологические нормы распростра­няются на проектирование однозальных и многозальных зданий и сооружений...
Синтаксическая норма Нормы формальные и смысловые iconСинтаксическая связь и её виды Что изучает синтаксис?
Этот вопрос уместен (субъект действия подразумевается)
Синтаксическая норма Нормы формальные и смысловые iconСтроительные нормы и правила
...
Синтаксическая норма Нормы формальные и смысловые iconФункциональными стилями
Каждый функциональный стиль имеет свои нормы. Эти нормы называются стилистическими, нарушение их является причиной стилистических...
Синтаксическая норма Нормы формальные и смысловые iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Синтаксическая пятиминутка. Разбор предложения по членам (Повторение синтаксической роли прилагательных в предложении)
Синтаксическая норма Нормы формальные и смысловые iconI. Формальные административные процедуры в США
Понятие и предмет альтернативных способов разрешения споров в сфере административного права. 36


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск