Скачать 59.03 Kb.
|
Тема урока: Понятие о причастиях 7 класс Цель урока: ознакомление учащихся с грамматическими признаками причастия; формирование умения различать причастия и прилагательного; развивать навыки грамотного письма Работа по развитию речи: составление связанного рассказа на лингвистическую тему обогащение синтаксического строя речи учащихся путем использования причастий . Повторение: грамматические признаки прилагательного и глагола. Оборудование: проектор, мячик, кукла, тесты, карточки с заданиями на листочках Ход урока: I.Организационный момент.II. Повторение изученного. (Работа выполняется на листочках по вариантам)1.Словарный диктант «Правописание глаголов. Ь в формах глаголов1 вариант
2 вариант
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/1a4667bb-ff92-4b57-983a-5030034a1b34/107621/?interface=catalog&class=49&subject=8
Холодный ветер прогнал остатки ночного тумана.
Холодный – прил, н ф – холодный, кач, пол форма, м. род, ед. число, им падеж. Прогнал – глагол, н ф – прогнать, сов вид, перех, невозв,2 спряж, в изъя. Нак ,в ед. числе,в Прош времени, в муж роде. III Объяснение нового материала. 1.Для объяснения используется мяч и кукла, которая может выполнять какие-либо действия. - Назовите признаки мяча : по форме, величине, назначению. Какие части речи вы используете? ( Круглый, маленький, резиновый, красочный) _ Что мы можем сказать об этих прилагательных , Какие признаки предмета – постоянные или временные – называют они? (Постоянные) - Произведем c этим мячом некоторые действия. Какие признаки приобретает мяч? (летящий, падающий, катящийся, упавший, прыгающий) _постоянный этот признак или нет? Такую же работу произведем и с куклой. (Учащиеся записывают в тетрадь по столбикам признаки прилагательного и причастия) Постоянные Круглый Резиновый Маленький Синий Упругий Непостоянные Летящий Падающий Прыгающий Катящийся Упавший 2. Работа с цитатами: 1)Причастие – это часть речи , причастная глаголу в образе прилагательного. В И Даль 2) «Они (причастия) служат сокращением человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу» М В Ломоносов. 3) Вот свойства мое обязательное: Склоняюсь я, как прилагательное. На все вопросы его отвечаю. Глагол по значению напоминаю. П. Чесноков 3.Рассказать сказку «Причастие». В далекой стране Грамматике жили-были король Глагол и королева Прилагательное. И была у них дочь Причастие. Но именины были в будни, и поэтому не все феи были на именинах. Феи дарили принцессе Причастию подарки - признаки. Одни феи подарили ей окончание прилагательного, род, число, падеж и одну няньку - Существительное, с которой Причастие было согласовано. Другие феи подарили ей время, вид, возвратность, способность иметь при себе нянек Существительное, наречия и глагольные вопросы. Так прошли именины, и феи разошлись по домам. Причастие росла очень красивой. Когда она выросла, феи посоветовали ей выйти замуж за принца Деепричастие. Но феи сказли: "Если вспомнишь все твои подарки от нас, то мы тебя туда отведем". Она спросила у родителей, родители стали ей рассказывать. Глагол вспомнил ей свои признаки: - время (настоящее, прошедшее), - вид (совершенный, несовершенный). - возвратную форму в суффиксе -ся (-сь). - глагольные вопросы: что делать? Что сделать? И Прилагательное рассказала ей свои признаки: окончание, род, число, падеж. Когда Причастие все вспомнила, феи привели ее к принцу Деепричастие, и они женились и жили долго и счастливо. http://samlib.ru/e/emelxjanow_s/ter8.shtml -перечислить признаки прилагательного: род, падеж, число, вопрос. - вид, время, могут иметь зав слова. (работа в тетрадях) 4.Беседа с учащимися: -А какие черты характера они переняли от отца, а какие – от матери. -Знаете ли вы историю создания вашей семьи? -Вспомните самый памятный подарок от родителей. А что вы дарите им? -Как вы думаете , что делает семью дружной, крепкой? IY. Закрепление изученного материала. 1.Работа с учебником. Чтение правила. 2.Работа с таблицей «Морфология и орфография. Признаки причастия» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c5c4c00e-a30e-4b7d-91ce-a29fe0c851eb/%5BIS-TA_05-11_08%5D_%5BIA_02-AT%5D.swf 3.Сопоставить примеры правого и левого столбика Бегущий заяц - заяц, который бежит Победивший отряд - отряд, который победил Побежденный спортсмен - спортсмен, которого победили 4.Выполнение упр 280 Упр 277 – выписать только причастия Разбор предложения . Выявляем синтаксическую функцию причастия. Морозы не могут сковать бушующую водную стихию. 5.Работа с тестами «Найди словосочетание «Прич+сущ» А)
Б) 1) Мокрый снег 2) поспевающий крыжовник 3)лаявшая собака В) 1)заржавевший гвоздь 2) начавший разговор 3) отнявший игрушку 6. Записать в словарь ЗАРЖАВЕВШИЙ, НАЧАВШИЙ, ОТНЯВШИЙ, поставить ударение. Y Подведение итогов .Выставление оценок. YI.Домашняя работа. Упр 279 - разбор причастий по составу, 278— выписать причастия, В сборниках тестов выполнить задания 1,2,3 1 варианта. Выставление оценок. |