Скачать 108.69 Kb.
|
Философия. Методические рекомендации и задания для выполнения контрольной работы для студентов заочной формы обучения по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» Дисциплина «Философия» является обязательной составляющей федеральной компоненты цикла «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины». Задачи курса способствовать созданию у студентов системного представления о мире и месте человека в нем, формированию философского мировоззрения и мироощущения; развитию умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем; овладению приемами ведения дискуссии, полемики, диалога. Место курса в системе социо-гуманитарного образования В ходе освоения историко-философского раздела студенты знакомятся с особенностями философского познания, обусловленными спецификой культуры отдельных регионов, исторических эпох. Теоретический раздел курса включает в себя основные проблемы бытия и познания. В результате освоения дисциплины студенты должны: 1. Иметь представление о своеобразии философии, ее предмете и месте в культуре; научных, религиозных и философских картинах мироздания; сущности, назначении и смысле жизни человека, ценностных аспектов его общественного бытия. 2. Знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы; понимать историческую логику развития человеческой цивилизации. 3. Иметь представления о многообразии форм знания, соотношения истины, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности; понимать роль науки в развитии цивилизации, иметь представление о связанных с ней современных социальных и этических проблемах, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию. Формы и методы проведения занятий: Установочные и обзорные лекции; защита рефератов на семинарских занятиях, индивидуальные консультации. Тематический план курса: 1. Философия как явление культуры. Становление философии; предмет философии. Основные направления и этапы исторического развития. Структура философского знания. 2. Философское миропонимание (философская картина мира). Учение о бытии: система базовых категорий; концепции бытия. Философское учение о материи (атрибутивная философская картина мира: материя, пространство, время, движение). 3. Процессуальная (диалектическая) природа бытия мира: Принципы диалектики (связи, детерминизма, системности, развития), законы диалектики (перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания). 4. Природа и человек. Антропогенез. Общественное (социальное) бытие человека как субъекта предметно-практической деятельности, личности. Культура как социальная форма бытия человека. Проблема сознания: понятие, структура, социокультурная природа сознания. 5. Познавательный аспект предметно-практического отношения человека к действительности. Сознание и познание. Социокультурная детерминанта познания. Чувственное, рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Научное и вненаучное знание. Уровни, методы и формы научного познания. Методологические принципы научного познания. 6. Бытие общества. Проблема периодизации истории общества; материальное производство (понятие, структура, динамика развития). Общественно-экономическая формация как теоретическая модель общества: базис, надстройка. Социальная структура, политическая организация общества. Диалектика исторического процесса (развитие общества). Общественное сознание: понятие, соотношение с общественным бытием, уровни, сферы и формы общественного сознания. 7. Личность и общество. Человек в системе социальных связей. Смысл человеческого бытия. Ценности: нравственные, эстетические, религиозные. Личность и культура. Личность и свобода. Проблема выбора, личность и массы; роль выдающейся личности в истории. 8. Глобальные проблемы современности. Исторические тенденции развития общества и возможные сценарии будущего человечества. Курс философии там, где он в соответствии с учебным планом изучается в течение двух семестров, условно разделяется на две части: 1 часть включает в себя вопросы историко-философского введения, учения о бытии, теории познания. 2 часть включает в себя вопросы социальной философии: бытие общества, диалектика его развития, личность, взаимодействие личности и общества, современные проблемы общественного развития. Литература к курсу в целом: 1.Введение в философию. Учебник для ВУЗов./Под.ред. И.Т.Фролова. В.2-х ч. – М.,1989. 2.Миронов В.В. Философия. Учебник для ВУЗов. - М.,1998. 3.Спиркин А.Г. Философия. Учебник для ВУЗов. - М., 2002. 4.Философия.Учебник для Вузов /Под ред. В.П. Кохановского. - Ростов-н/Д, 1995. 5.Мир философии: Хрестоматия. Кн.1-2. - М., 1991. 6.Новая философская энциклопедия. В 4-х тт. - М.,2000-2001. 7.Философский энциклопедический словарь. - М., 1991. Дополнительная литература: 1.Канке В.А. Философия: исторический и систематический курс. - М., 1997 3.Радугин А.А. Философия: курс лекций. М., 1995. 4.Современная западная философия. Словарь. – М.,1998. 4.Русская философия. Малый энциклопедический словарь. – М.,1995. Учебные пособия: К 1 части курса: 1.Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. - М., 1996 2.Хрестоматия по философии. Учеб.пособие. /Составит.:Алексеев П.В., Панин А.В.- М.,1996. Ко 2-ой части курса: 1.Крапивенский С.Э. Социальная философия. – Волгоград.1995. 2.Социальная философия. Хрестоматия. Ч.1-2.- М.,1994. 3.Барулин В.С. Социальная философия. - М., 1994. Ч.1-2. 4.Социальная философия. Учеб. пособие для ВУЗов. /Под.ред. В.Н.Лавриненко. – М.,1998. Контрольная работа студентами заочной формы обучения выполняется в виде написания реферата по одной из указанных ниже тем. Выбор темы осуществляется по первой букве фамилии студента (1 тема – фамилия начинается на А, 2 тема – соответственно Б и т.д.). Этот порядок в одинаковой мере применяется и для написания работы по первой части дисциплины, и по второй. Тематика рефератов (к 1 части курса ): 1. Философия как феномен культуры. А 2. Философия и идеология: исторический опыт взаимодействия. Б 3. Философия и наука: исторический опыт взаимодействия. В 4. Проблема рациональности в философии. Г 5. Запад-Восток: два типа рациональности. Д 6. Буддизм: философия и религия. Е 7. Античная философия: этапы развития и принципы периодизации. Ж 8. Сократ: философские взгляды. З 9. Философия Платона: метафизика, теория познания. И 10. Философия Аристотеля: критика платоновской теории идей, учение о познании, категориях. К 11. Становление античной философии. Л 12. Человек и картина мира в средневековой философии. М 13. Философское учение Н. Кузанского. Н 14. Специфика миропонимания и характеристики особенности философской эпохи Возрождения. Социокультурный смысл понятия «Возрождение». О 15. Философия Нового времени: проблема метода познания (Ф. Бэкон, Р. Декарт). П 16. Философия Нового времени: учение о субстанции. Р 17. Философские взгляды основателей субъективного идеализма: Д. Юм, Д.Беркли. С 18. Философия природы эпохи Просвещения. Т 19. Теория познания в эпоху Просвещения. У 20. И. Кант о возможности и границах познания. Критика теоретического разума. Ф 21. Принципы построения и противоречия философской системы Г. Гегеля. Х 22. Основные принципы антропологического материализма Л. Фейербаха. Ц 23. Философия диалектического материализма: исторические условия и теоретические предпосылки возникновения, основные положения. Ч 24. Философия жизни (А. Шопенгауэр). Ш 25. Феноменология ( Э. Гуссерль). Щ 26. Экзистенциализм: направления, этапы развития, основные идеи и представители. Э 27. Позитивизм: основные проблемы, идеи и представители. Ю 28. Неопозитивизм и постпозитивизм: основные идеи и представители. Я 29. Неотомизм. 30. Философские взгляды русских революционных демократов. 31. Русская религиозная философия на рубеже ХIX, начала XX вв.: особенности, основные идеи и представители. 32. Русский космизм. Основные проблемы и представители. 33. Становление новой картины мира и философия ХХ века. Тематика рефератов (к 2 части курса ): 1. Этико-социальные направления древнекитайской философии: rонфуцианство. 2. Философия Платона: социально-политическая концепция. 3. Философия Аристотеля: учение о сущности и происхождении государства. 4. Социально-политические взгляды в эпоху Возрождения (Макиавелли о государстве, политике, морали). 5. Социальный утопизм эпохи Возрождения: философия Т. Мора и Т. Кампанеллы. 6. Социально-политические идеи философии Нового времени. Учение о человеке, его разуме и свободе. 7. Проблема человека и социально-политические взгляды философов Просвещения. 8. Основоположения этики. Проблема человека и его свободы в философии И. Канта. 9. Философия истории Гегеля: Всемирная история и исторический прогресс, диалектика свободы и необходимости. 10. Г.Ф. Гегель. «Философия права»: основные идеи и положения. 11. Л.Фейербах о социальных функциях религии, причинах ее возникновения. 12. Философские основания этики Фейербаха. 13. «Экономико-философские рукописи» К. Маркса. Концепция деятельностной природы человека. 14. Христианский гуманизм Ф. М. Достоевского. Идея русского христианского социализма. 15. Нравственная философия В. С. Соловьева. 16. Христианская утопия в России. «Философия общего дела» Н. Ф. Федорова. 17. Исторический процесс как предмет исследования в русской философии. 18. Теория К. Маркса в России. Основные идеи и представители. 19. Проблема человека в экзистенциальной философии. 20. Проблема человека в Западной философии ХХ века. 21. Человек. Техника. Природа. Проблемы взаимодействия. 22. Ноосфера как новый этап взаимодействия человека и природы. 23. Сущность диалектико-материалистического понимания истории общества. 24. Диалектика потребностей и целей индивида и общества. 25. Диалектика общественного и индивидуального сознания и развитие личности. 26. Идеология и социальная психология. Диалектика взаимодействия. 27. Культура как мир человека, способ самоопределения личности. Исторические и региональные типы культуры. 28. Гуманизация общественного бытия человека и проблема социальной ответственности личности. 29. Ценности, их место и роль в жизни человека. Формы (типы, виды) ценностного отношения человека к действительности. 30. Смысл жизни человека как объект философского познания. 31. Гуманизм как явление культуры: сущность, исторические формы. 32. Социальное прогнозирование и будущее мировой цивилизации. 33. Правовое государство и гражданское общество. Экзаменационные вопросы (часть 1.) 1. Мировоззрение: понятие, типы, место и роль в жизни человека. 2. Философия: предмет философии, возникновение, функции. Структура философского знания. 3. Исторические формы материалистической философии. 4. Исторические формы идеалистической философии. 5. Понятие диалектики, исторические формы диалектики. Основные идеи диалектики как учения о развитии. 6. Общая характеристика философской мысли России второй половины 19-го, начала 20-го вв. 7. Проблема бытия в философии: понятие, основные концепции. 8. Категориальная структура учения о бытии: категории вещь, свойство, отношение. 9. Категориальная структура учения о бытии: категории движение, связь, взаимоотношение. 10. Категориальная структура учения о бытии: категории возможное, действительное, необходимое, случайное, понятие субстанции. 11. Философское учение о материи: история вопроса; современное содержание понятия материи. 12. Пространство и время как всеобщие формы бытия материи. 13. Понятие движения как всеобщего свойства (атрибута), способа бытия материи. 14. Принципы диалектико-материалистической картины мира: принцип универсальной связи и принцип детерминизма. 15. Принципы диалектико-материалистической картины мира: принцип системности. 16. Принципы диалектико-материалистической картины мира: принцип развития. 17. Законы диалектики как учения о развитии: закон перехода количественных изменений в качественные. 18. Законы диалектики как учения о развитии: закон отрицания отрицания. 19. Природа и человек: понятие практики. Человек как субъект предметно-практической деятельности; природные и социокультурные детерминанты деятельности. 20. Проблема сознания в философии. Понятие сознания. Природные и социальные факторы становления сознания. 21. Проблема познания в философии. Социокультурные детерминанты познания. Рациональное и иррациональное в познании. Понятие знания. 22. Теория истины. 23. Научное познание и его специфика. Уровни, методы и основные формы. 24. Основные принципы методологи научного познания: принцип единства исторического и логического. 25. Основные принципы методологи научного познания: принцип восхождения от абстрактного к конкретному. Экзаменационные вопросы (часть2). 1. Материализм и диалектика как исходные методологические принципы познания общества. 2. Бытие общества как естественно-исторический процесс: диалектика природного и социального, объективного и субъективного, стихийного и сознательного. 3. Проблема периодизации истории человеческого общества: цивилизационный и формационный подходы. 4. Материальное производство как основа жизни общества Понятие способа производства. 5. Диалектика производительных сил и производственных отношений. Закон соответствия. 6. Общественно-экономическая формация: понятие базиса, надстройки; диалектика их взаимодействия. 7. Социальная структура общества: понятие социальной группы. Формирование социально неоднородного общества; классы (понятие, возникновение, история развития). 8. Социально-этнические общности людей: род, племя, народность, нация. Национальный вопрос. Проблема межнациональных отношений в современном мире. 9. Политическая организация общества: понятие, структура. 10. Государство как ядро политической системы. Сущность, функции, признаки, исторические формы. 11. Правовое государство и гражданское общество. Социально-экономические и политические условия формирования. 12. Общество как саморазвивающаяся система: причины, механизмы и формы развития. 13. Общественный прогресс и его критерии. 14. Общественное сознание: понятие, структура общественного сознания. 15. Политическое и правовое сознание. 16. Нравственное сознание. 17. Эстетическое сознание. 18. Религиозное сознание. 19. Понятие личности. Личность и культура. 20. Социальная природа человека и понятие смысла жизни. 21.Понятие свободы личности. Свобода личности и социальный прогресс. Проблема ответственности. 22. Личность и общество: проблема соотношения личного и общественного интересов. 23. Движущие силы и субъекты исторического процесса. Роль выдающейся личности в истории. 24. Глобальные проблемы современности. 25. Тенденции исторического процесса и будущее человеческой цивилизации. |
Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов... Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Содержит указание на цель и место... | Методические рекомендации и вопросы к зачету для студентов заочной... Адвокатура: Методические рекомендации и вопросы к зачету для студентов заочной формы обучения / Авт сост. Иванов А. И. – г. Калининград:... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080801.... Методические рекомендации и задания для выполнения контрольной работы студентами заочной формы обучения 44 | Методические указания для студентов заочной формы обучения По направлению... Физическая культура: Методические указания для студентов заочной формы обучения: Программа / Авт сост. Остен В. А. – г. Калининград:... | ||
Методические указания для ее выполнения по дисциплине Конфликтология... Задания к контрольной работе и методические указания для ее выполнения по дисциплине «Конфликтология в профессиональной деятельности»... | Рабочая программа од. А. 11 Информационные технологии в науке и образовании... Методические рекомендации и задания для выполнения контрольной работы аспирантами заочной формы обучения 42 | ||
Учебно-методический комплекс по специальности 030501 (021100) Юриспруденция Красноярск 2006 Учебно-методический комплекс предназначен для студентов юридического факультета очно-заочной и заочной форм обучения. Наряду с темами... | Методические указания и контрольные задания для студентов заочной... ... | ||
Методические указания и контрольные задания для студентов заочной... ... | Методические указания и контрольные задания для студентов заочной... ... | ||
Методические рекомендации и задания к контрольной работе для студентов специальности Учебной программой для студентов заочной формы обучения предусмотрена домашняя контрольная работа. К выполнению предлагается 5 вариантов... | Рабочая программа по социологии Планы семинарских занятий для студентов... Выписка из фгос впо по направлению подготовки 030900 юриспруденция (квалификация (степень) "бакалавр") | ||
Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения Содержание теоретического раздела дисциплины, необходимого для выполнения контрольной работы | Методические указания и практические задания для студентов заочной... Немецкий язык в сфере юриспруденции / Авт. – сост. Мхитарьянц Э. Г. – Калининград: мфюу, 2012 г. 27 с | ||
Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов... Содержание теоретического раздела дисциплины, необходимого для выполнения контрольной работы | Методические рекомендации по выбору и выполнению контрольной работы... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной формы обучения экономического факультета института |