РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дисциплина
Автоматизированные системы обработки информации и управления в туризме (ДС Ф.3.)
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080801.65 «Прикладная информатика в СКС»
Оглавление
1. Пояснительная записка 3
2. Справочные материалы для студентов заочной формы обучения 8
3. Методические рекомендации и задания для выполнения контрольной работы студентами заочной формы обучения 44
4. Глоссарий 46
5. Приложения 50
1. Пояснительная записка 1.1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе Индустрия туризма – одна из наиболее динамично развивающихся отраслей национальной экономики многих стран. Для целого ряда регионов туризм является одним из главных источников валютных поступлений. Значение туристской отрасли в России пока не столь велико. Это объясняется отсутствием организованной индустрии туризма, как единой системы, способствующей деятельности на международном туристском рынке. Поэтому в настоящее время индустрия туризма в России нуждается в современных методах управления, позволяющих координировать деятельность турфирм, влиять на формирование туристских потоков, интегрироваться в мировой рынок индустрии туризма. Один из путей – это внедрение современных информационных систем обработки информации и управления.
Дисциплина «Автоматизированные системы обработки информации и управления в туризме» предназначена для формирования у будущих специалистов теоретических знаний и практических навыков в области функционирования и применения современных информационных систем для решения функциональных задач обработки информации и управления в туризме.
Усвоение курса основано на знаниях, полученных при изучении курсов «Информатика», «Информационные технологии», «Информационные системы».
Цель курса – освоение студентами теоретических и прикладных основ использования специализированных автоматизированных систем обработки информации и управления в индустрии туризма.
Задача курса – сформировать у студентов четкое представление о возможностях использования автоматизированных систем обработки информации и управления при автоматизации и оптимизации деятельности турфирмы.
Основными видами занятий являются лекционные и практические занятия.
Практические занятия делятся на два типа:
1. Занятия, проводимые без использования компьютеров - семинары (раскрывающие основные понятия, определения, классификацию, описание и т.д.);
2. Занятия, проводимые с использованием компьютеров (раскрывающие возможности обработки информации, как в среде различных программных продуктов, так и с использованием специализированных автоматизированных систем).
Основными видами текущего контроля являются – отчеты по самостоятельной работе и тестирование. Итоговый контроль – зачет.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
В результате изучения дисциплины студенты должны:
знать:
− основные понятия и определения дисциплины, классификации ИС;
− роль и место АС обработки информации и управления в туризме;
− три класса программ автоматизации турфирм;
уметь:
− пользоваться специализированными программными средствами ИС управления;
− решать организационно-технические проблемы разработки и применения АС в туризме;
− использовать технические средств управления.
иметь представление:
− о сфере и границах применения АС обработки информации и управления в туризме;
1.2. Распределение часов по семестрам Семестр
| Предмет
| Объем учебной работы студентов (в час.)
| Курсовая работа
| Итоговая аттестация
| Общий объем
| В том числе
| Аудиторные
| Самостоятельная работа студента
| Всего
| Из них
| Лекций
| Практ., лаборат. занятия
| 7
| Автоматизированные системы обработки информации и управления в туризме
| 68
| 34
| 16
| 18
| 34
| -
| зачет
|
| Всего
| 68
| 34
| 16
| 18
| 34
| -
| зачет
| 1.3. Тематический план дисциплины № п/п
| Темы занятий
| Всего
| Л
| Пр,, лаб
| СРС
|
| Тема 1. Автоматизированные информационные системы: основные понятия и терминология. Классификация автоматизированных информационных систем.
| 8
| 2
| 2
| 4
|
| Тема 2. Структура и классификация автоматизированных информационных систем управления. Эффективность автоматизированных систем. Перспективы развития АС.
| 8
| 2
| 2
| 4
|
| Тема 3. Информационное, техническое и программное обеспечение АИС. Понятие и структура технологического процесса обработки информации.
| 8
| 2
| 2
| 4
|
| Тема 4.. Автоматизация деятельности туристских фирм. Специализированные программные комплексы: «МАСТЕР ТУР», «САМО-ТУР», TURWIN MULTIPRO»
| 8
| 2
| 2
| 4
|
| Тема 5.. Глобальные компьютерные системы бронирования: история развития. Основные мировые компьютерные системы бронирования: AMADEUS, GALILEO, SABRE, WORLDSPAN, и их основные функции. Отечественные системы бронирования мест на авиационном транспорте. Система «Экспресс».
| 8
| 2
| 2
| 4
|
| Тема 6.. Автоматизированные системы управления гостиницами: «FIDLIO», «lodging Touch LIBICA». Отечественные автоматизированные системы управления гостиницами: «Невский проспект»; «Эдельвейс»; «Русский отель»; «Синимекс: Гостиница + Пансионат»; «In Style».
| 8
| 2
| 2
| 4
|
| Тема 7.. Автоматизация ресторанного бизнеса. Отечественные программные продукты для ресторанного бизнеса: «Компас», «R-keeper».
| 8
| 2
| 2
| 4
|
| Тема 8. Применение сетевых технологий и Интернета в туристском бизнесе. Туристские порталы и серверы в Интернете: «Time2Trawel.ru»; «100 дорог»; «Trawel.ru» «Туристический маяк». Сайты туроператоров. Бронирование гостиничных услуг через Интернет. Страхование туристов через Интернет
| 12
| 2
| 4
| 6
|
| Всего:
| 68
| 16
| 18
| 34
|
1.4. Литература Основная
Гайдамакин, Н. А. Автоматизированные информационные системы, базы и банки данных. Вводный курс: учеб. пособие / Н. А. Гайдамакин – Москва : Гелиос АРВ, 2002. — 368 с.
Гринберг, А. С. Информационные технологии управления / А. С. Гринберг, Н. Н. Гобачев, А. С. Бондаренко. — Изд-во: Альпина Бизнес Букс, 2004. — 427 с.
Морозов, М. А. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. Оргтехника: учебник / М. А. Морозов, Н. С. Морозова. – Москва : Академия, 2002. — 240 с.
Чудновский, А. Д. Информационные технологии управления в туризме: учеб. пособие / А. Д. Чудновский, М. А. Жуков. — Москва: КНОРУС, 2008. — 104 с.
Дополнительная
Грабауров, В. А. Информационные технологии для менеджеров / В. А. Грабауров. — Москва : Финансы и статистика, 2005. — 512 с.
Мельников, В. П. Информационные технологии / В. П. Мельников. – Москва : Академия, 2009. — 432 с.
Саак, А. Э. Информационные технологии управления: учебник для вузов / А. Э. Саак. — Санкт-Петербург : ПИТЕР, 2005. — 320 с.
1.5. Примерные вопросы к зачету Дайте определение понятий «информация», информационная технология», «информационная система».
В чем состоит основная задача информационной системы (ИС)?
Приведите пример классификации информационных систем.
Сформулируйте цели и задачи автоматизированной информационной системы. Опишите процесс функционирования информационной системы.
Что включает техническое, программное и информационное обеспечение ИС?
Что включает организационное, правовое и эргономическое обеспечение ИС?
Какое понятие шире информационная система или информационная технология?
Дайте определение информационной системы управления (АСУ). Опишите виды АСУ. Приведите примеры. В чем принципиальное различие между автоматизированной и автоматической системами управления?
Какие задачи управления решает диалоговая система обработки запросов и система информационного обеспечения?
Какие задачи управления решает система поддержки принятия решений?
Какие задачи управления решают экспертные системы и интеллектуальные системы?
Назовите основные этапы автоматизации типовой российской турфирмы.
Перечислите основные критерии выбора информационной технологии управления для турфирм.
Назовите три класса программ автоматизации турфирм.
Дайте сравнительные характеристики программным комплексам «МАСТЕР-ТУР», «САМО-ТУР», «TURWIN MULTIPRO».
Назовите основные этапы развития глобальных компьютерных систем бронирования.
Проведите сравнительный анализ систем AMADEUS и WORLDSPAN.
Назовите основные функции глобальной компьютерной системы AMADEUS..
Назовите особенности работы турфирм с системой «Экспресс».
Перечислите основные критерии выбора системы автоматизации гостиницы.
Что включает стандартный комплекс полной автоматизации гостиницы?
Перечислите наиболее часто встречающиеся АРМ в автоматизированных системах управления гостиницами.
Проведите сравнительный анализ двух отечественных систем автоматизации гостиниц.
Назовите основные функции одной из систем автоматизации гостиницы.
Назовите модули системы «Компас».
Перечислите АРМ системы «R-keeper» и дайте им краткую характеристику.
Каковы возможности системы «MICROS»?
Назовите особенности работы с системой «FIDELIO F&B».
Как турфирмы могут использовать Интернет в своей деятельности? Назовите основные туристские порталы и серверы в Интернете.
На какие три условные группы можно разделить сайты туроператоров? Приведите примеры сайтов туроператоров.
|