Проблема истины в эпистемологии и философии науки





Скачать 142.86 Kb.
НазваниеПроблема истины в эпистемологии и философии науки
Дата публикации03.07.2013
Размер142.86 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы


Проблема истины в эпистемологии и философии науки

Развитие философии и методологии науки показало неод­нозначность оценок категории «истина», поставило вопрос ее не­обходимости для анализа процессов научного познания. Истина — одна из главных категорий теории познания и эпистемологии, ме­няющая свои определения в разных контекстах. Происходящая се­годня переоценка ряда фундаментальных понятий, прежде всего таких, как отражение, субъект, практика (как критерий истины), позволяет по-новому проблематизировать категорию истины, вырваться из пут традиционной гносеологической концепции, не­сущей на себе явные следы созерцательного материализма.

Основные концепции истины в эпистемологии

Как несомненные завоевания философской мысли должны быть оценены главные способы проблематизации истины: теория корреспонденции, или соответствия знания реальности; теория когеренции, или связности, согласования элементов знания, ис­тинность на основе системности знания, его единства; прагмати­ческая теория истины, строящаяся на признании методологиче­ски-инструментального и этического значения этой категории. Эти концепции должны рассматриваться во взаимодействии, по­скольку они носят взаимодополнительный характер, по сути, не от­рицая друг друга, а выражая различные аспекты истинного знания.

Каждая из них достойна конструктивной критики, что не предполагает игнорирования позитивных результатов этих тео­рий. Очевидно, что знание может быть соотнесено с реаль­ностью, должно коррелировать с другим знанием, поскольку оно системно и взаимосвязано, а в системе высказываний могут быть соотнесены предложения объектного и метаязыка (по А. Тарскому). Прагматический подход, в свою очередь, если его не упро­щать и не вульгаризировать, фиксирует социальную значимость, признание обществом, коммуникативность истины. Соответ­ственно, каждый из подходов предлагает свои критерии истин­ности, которые при всей их неравноценности должны, по-ви­димому, рассматриваться в единстве и взаимодействии, т. е. в сочетании эмпирических, предметно-практических и внеэмпирических (логических, методологических, социокультурных и др.) критериев.

Современное понимание истины предполагает диалог различ­ных философских концепций и синтез наиболее плодотворных идей в контексте современных представлений науки и культуры.

Классическое понятие истины сформулировал Аристотель: считая истинность не свойством вещей, а свойством представле­ний и суждений, он определяет ее как соответствие мнений, утвер­ждений с действительностью. В истории философии это положе­ние признавалось всеми материалистами, а наиболее развитым учением, принимающим аристотелевские идеи как исходные, яв­ляется марксистская, диалектико-материалистическая концепция истины, созданная на основе понимания познания как отражения. Основные ее идеи состоят в следующем. Истина понимается здесь как знание, соответствующее действительности, причем характер и степень этого соответствия изменяются в определенных преде­лах, уточняются в связи с прогрессом науки и практики. Призна­ние объективности истины — одно из принципиальных положе­ний материалистической теории познания. Оно означает призна­ние в развивающемся знании такого содержания, которое, будучи верным отражением объективной действительности в сознании субъекта, от самого субъекта не зависит, не зависит ни от человека, ни от человечества.

Однако соответствие знания действительности не устанавлива­ется сразу, одномоментно, оно есть процесс, который можно опи­сать с помощью диалектических понятий относительной и абсо­лютной истины. Они отражают разные степени — полную и непол­ную — соответствия знаний действительности. Относительность истины — это неполнота, незавершенность человеческого знания, его неточный, лишь приблизительно верный, исторически ограни­ченный характер. При всей незавершенности и относительности это истинное знание отличается и от лжи, как преднамеренного принятия неправильных представлений за истину, и от заблуждения — непреднамеренного принятия ошибочных представлений за истинные. Абсолютность истины понимается как исчерпывающее, полное, предельно точное знание, совпадающее с объектом во всем его объеме. Абсолютная истина, по выражению Ф. Энгельса, складывается из суммы относительных; в целом объективная исти­на в реальном процессе познания существует как абсолютно-отно­сительное знание о действительности. Важнейшим методологи­ческим принципом этого учения является также положение о том, что абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Этот прин­цип требует полноты анализа, учета существенных связей и отно­шений объекта с окружающим миром, включение его в историче­ские рамки и социально-культурную практику.

Открытием в марксистской концепции истины стало обосно­вание практики как главного, определяющего критерия истины. Именно практика, обладающая такими чертами, как материаль­ность (предметность), объективность, социально-историческая обусловленность, позволяет проверить идеальные знания и пред­ставления, воплотив их в материальную деятельность и объекты, подчиняющиеся объективным законам природы и общества. От­носительность такого критерия истины проявляется в том, что практика ограничена уровнем развития производственно-техни­ческих и экспериментальных средств и не всегда возможным за­вершением процесса проверки. Это означает, что как критерий ис­тины материальная практика должна рассматриваться в процессе движения и развития.

Марксистская концепция истины требует сегодня конструк­тивного переосмысления, поскольку, основываясь на идеалах и нормах классической науки XIX века, она во многом не соответ­ствует современным научным представлениям. Прежде всего стало очевидным, что практика в ее материально-предметной форме не является универсальным критерием истины, поскольку в такой сфере, как логико-математическое знание, а также в различных об­ластях гуманитарного знания, где объектом исследования являют­ся тексты, применяются другие способы оценки — логические, се­миотические, семантические, системные или культурно-истори­ческие. Выяснилось также, что положение «абсолютная истина есть сумма относительных истин» ошибочно, поскольку наука не развивается просто путем накопления, суммирования истинных знаний. Наряду с накоплением идет непрерывный процесс пере­оценки, переосмысления этих знаний, особенно с появлением принципиально новых концепций и открытий, как это было, например, после создания А. Эйнштейном теории относительности или в результате разработки концепций квантовой механики.

Невозможно также принять традиционное понимание объек­тивности истины как воспроизведения объекта таким, каким он су­ществует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания. Условием объективности истины в этой концепции является ис­ключение субъекта, его деятельности из результатов познания, что не соответствует реальному познавательному процессу. Познава­тельный процесс, не сводимый к отражательным процедурам по­лучения чувственного образа как «слепка» вещи, предстает сегодня в системе интерпретирующей деятельности субъекта, опосредо­ванной различными по природе — знаковыми и предметными — репрезентациями, конвенциями, интерпретациями, содержащими не только объективно сущностные, но и релятивные моменты со­циального и культурно-исторического опыта. Все это говорит о ве­дущей роли субъектного, деятельностного начала в познании, но одновременно ставит вопрос о природе истины, не сводящейся к совпадению образа и объекта. Если объект в познании предстает не как образ-«слепок», но как объект-гипотеза или даже объект-кон­цепция, то иначе видится и сущность истины, являющейся харак­теристикой не только знания об объекте, но и в значительной мере знания о субъекте.

Традиционная концепция истины, основанная на аристотелев­ском представлении о том, что истина есть соответствие знаний действительности, отрицает возможность сопоставления вещи со знанием — представлением, понятием, что должно с необходи­мостью входить в целостное понимание истины.

Соответствие предмета знанию о нем имеет различные смыс­лы. Для Платона это совпадение вещи с предшествующей идеей; в христианско-теологической интерпретации оно предстает как соответствие сотворенных вещей заранее мыслимой божествен­ной идее; в кантовской философии оно существует как трансцен­дентальная идея: «предметы считаются с нашим познанием»; на­конец, в гегелевской философии эта мысль обретает новую грань: истина рассматривается как «согласие предмета с самим собой, т. е. со своим понятием». Материалистическая интерпретация по­ложения «истина есть соответствие предмета своему понятию» обычно содержит указание на необходимость «возвышения» практики до теории, действительных отношений и предметов до идеального бытия их сущности — понятия, в котором эта сущ­ность выражена в завершенном, полном виде.

Истина: две формы соответствия

Наиболее полным и корректным представляется рассмотрение истины в единстве двух форм соответствия. Таковы, в частности, размышления М. Хайдеггера, для которого «истинное бытие» и ис­тина означают согласованность двояким образом: как совпадение вещи с пред-мнением о ней и как согласование «мыслимого в суж­дениях с вещью». Имеется в виду, что пред-мнение, пред-положе­ние о предмете не сводятся к произволу субъекта, а базируются на объективных условиях бытия социального субъекта, формируются в его социокультурном «фоне», в практической деятельности, су­ществуют в виде стереотипов, способа видения, а также ценност­но-мировоззренческих предпосылок и парадигм. Вместе с тем сле­дует учитывать, что положение о соответствии знания предмету таит опасность сведения проблемы истины к созерцательно-сен­суалистическому смыслу, тогда как положение о соответствии предмета его понятию может привести к догматизму, «подгонке» действительного явления, которое богаче абстракции, под его по­нятие. Особенно опасно это для «живых деяний истории», соци­альных процессов, когда реальное многообразие жизни «втискива­ют» в рамки теоретических схем и понятий вместо выработки но­вых представлений.
Понимание этого возвращает нас к утраченной было тради­ции — к тезису Протагора «человек есть мера всем вещам», сегод­ня обретающему новое социальное и гуманистическое звучание, вызывающему к жизни новые или забытые смыслы категории субъекта познания. До недавнего времени однозначно квалифи­цировавшийся в нашей литературе как субъективистский, этот те­зис в действительности содержит не понятые в полной мере реаль­ные смыслы, имеющие непосредственное отношение к природе истины.

Итак, сам субъект предстает правомерным и необходимым ос­нованием для истины как соответствия знания предмету и соот­ветствия предмета понятию. Субъект становится основанием, поскольку он представляет в познании истины социальный и культурно-исторлческий опыт, предметно-практическую деятель­ность, через которые и очерчивается «круг непотаенности», до­ступности сущего и удостоверяется истина. Человек не обладатель истины и не ее распорядитель, но «условие возможности» ее пони­мания и выявления либо в предмете, либо в знании. Предметно-практическая деятельность, оставаясь главным удостоверением истины, не сводится при этом к некоторой системе прикладных процедур, но предстает в социальном и культурно-историческом опыте субъекта как укорененная не только в предметном мире, но и в бытийности самого субъекта.
Понимание сущности истины как правильности представле­ния становится господствующей для всей западной мысли, исти­на — это уже не основная черта самого бытия, но вследствие ее подчинения идее — отныне и впредь характеристика познания. …… Отвлечение от познающего человека стало также возможным пос­ле того, как в науке явным или неявным образом были приняты до­пущения об идеальном исследователе — никогда не ошибающемся и не заблуждающемся, в совершенстве владеющем всеми метода­ми, имеющем идеальные приборы и условия исследования, не ис­пытывающем влияния эмоций, воздействия природных, социаль­ных и культурных факторов.

Такой идеальный субъект превращался в могущественное наб­людающее «сознание вообще», которое можно было, имея в виду как предпосылку, вывести за пределы познавательной деятельнос­ти и рассуждения о ней, что и было сделано. Все было сведено к представленному в знаковой форме знанию об объекте, методам его получения и проверки на адекватность, соответствие действи­тельности. Истина перестала иметь какое-либо отношение к субъ­екту, сущему, бытию, но стала «правильностью», адекватностью, т. е. лишь характеристикой предметного и методологического зна­ния. Это допущение, «объективируя» познание, в свою очередь, создало возможность применения математики, что было серьез­ным прогрессом в научном познании, но при этом исчезли «непос­редственное усмотрение», человеческое «добывание истины», бы­ла утрачена связь с жизнью человека, ее смыслом и ценностями.

Процесс объективации, «изгнания человека» из научного зна­ния стал предметом внимания Э. Гуссерля в последний период его жизни. Он придавал этому процессу фундаментальное значение, поскольку видел в нем причину кризиса наук как выражения «ра­дикального жизненного кризиса европейского человечества». Од­нако кризис — это лишь «кажущееся крушение рационализма», трудности рациональной культуры заключаются не в самом рацио­нализме, но в его «извращении натурализмом и объективизмом», в отчуждении «рационального жизненного смысла». Гуссерль про­следил процесс исключения субъективности, объективации и ма­тематизации в европейской науке, показав, что значительная зас­луга в осуществлении этого процесса принадлежит Галилею, кото­рый осуществил замещение единственно реального, данного в опыте мира — мира нашей повседневной жизни миром идеальных сущностей, что и стало основанием математизации. Галилей был убежден, что при таком подходе мы можем преодолеть субъекти­визм и открыть безотносительную истину. Теперь научная, объек­тивная истина состояла «исключительно в констатации фактич­ности мира, как физического, так и духовного», отринув, по суще­ству, «человеческие по своему характеру истины». Высоко оценивая заслуги Галилея, Гуссерль вместе с тем спрашивает: «Но может ли мир и человеческое существование обладать истинным смыслом в этом мире фактичности?..». Естествознание как наука ничего не может сказать нам о наших жизненных нуждах, о смыс­ле или бессмысленности всего человеческого существования. Нау­ка утрачивает свою жизненную значимость, поскольку забыт смысловой фундамент естествознания, человеческого знания во­обще — «жизненный мир» как мир первоначальных очевидностей, мир «субъективно-соотносительного», в котором присутствуют наши цели и устремления, обыденный опыт, культурно-историче­ские реалии, не тождественные объектам научного анализа. Таким образом, по Гуссерлю, научное знание должно быть «вписано» в общий контекст «жизненного мира», в котором оно нуждается как в источнике смыслополагания и общечеловеческого опыта. Необ­ходимо также восстановление собственно человеческих смыслов, лежащих в основании науки и явно или неявно включающих про­блему разума во всех его специфических смыслах, — в целом проблему предельных оснований, что предполагает возврат «науки фактов» к философии.
Для понимания особенностей истины в гуманитарном позна­нии обратимся к плодотворным идеям отечественного мыслителя М.М. Бахтина. Еще в 20-х годах XX века в рукописи о «философии поступка» он представил традиционную гносеологию как «теоретизированный мир», «самозаконный» мир познания, где субъект, истина и другие категории живут своей автономной жизнью. Здесь действует чисто теоретический, «исторически недействительный субъект» — сознание вообще; содержательно-смысловая сторона познания оторвана от исторического акта его осуществления. В те­оретизированием мире истина автономна, независима от «живой единственной историчности» — познающего человека, ее значи­мость вневременна, ее методическая чистота и самоопределяемость сохраняются. Именно в этом мире истина оценивается как объективная по содержанию, не зависит «ни от человека, ни от че­ловечества» (по выражению В.И. Ленина), эта независимость рас­сматривается как условие преодоления релятивизма и произвола в познании.

Необходимо считаться с тем, что современный европейский человек более уверенно чувствует себя именно в теоретизированном мире, где он имеет дело не с собой, а с имманентным зако­ном, одержим необходимостью смысла, совершает путь от посыл­ки к выводу, т. е. поступает не от себя, но следуя этому закону. Ра­зумеется, теоретизированный мир культуры в известном смысле действителен, имеет значимость, однако Бахтин не признает эту традицию как единственно правомерную. Очевидно, что этот мир не есть тот единственный «исторический» мир, в котором живет познающий человек, «участное сознание», ответственно совер­шающее свои поступки. Философия познания в целом, как и уче­ние об истине в частности, должны строиться не в отвлечении от человека, как это принято в теоретизированном мире рациона­листической и сенсуалистской гносеологии, но на основе доверия человеку как целостному субъекту познания.

Этот подход особенно значим для гуманитарного познания, где представлена не столько логико-методологическая, сколько эк­зистенциально-антропологическая традиция в трактовке истины, познания в целом, собственное видение которых и предлагает Бах­тин. «Истина» в соответствующем контексте заменяется «правдой», поскольку «в своей ответственности поступок задает себе свою правду». Разумеется, речь идет не о замене гносеологической истины на экзистенциальную правду, но скорее об их дополнитель­ности и самостоятельных сферах их применения как понятий. Бах­тин, безусловно, осознает, что такой подход таит в себе опасность релятивизма, поскольку если «лик события» определяется с «един­ственного места участного мышления», то сколько разных един­ственных мест, столько и разных «ликов события». Как же быть с истиной, «единой и единственной правдой»? В поиске ответа на этот вопрос Бахтин настаивает на том, что правда события не есть тождественно себе равная истина, а есть единичная позиция каж­дого участника, правда его конкретного действительного должен­ствования. Для безучастного, незаинтересованного сознания оста­лась бы недоступной сама событийность события.
Очевидно, что рассмотренные выше способы проблематизации истины, которые носят философско-антропологический ха­рактер, глубоко укоренены в европейской и отечественной исто­рии философии и представлены яркими и плодотворными идеями крупнейших философов начала XX века. Необходимость развития этой традиции, как и смены фундаментальных идей теории позна­ния, осознавалась ими в полной мере. Новые образы и измерения истины, субъекта, познания — это, по существу, хорошо забытые, недостаточно разрабатываемые, а часто и третируемые традиционными объективизмом и натурализмом, но существующие в культу­ре и философии антропологические идеи и представления.

Необходимо отметить, что логико-методологическая и экзис­тенциально-антропологическая традиции истины не равноценны, хотя обе имеют право на существование и являются своего рода за­воеванием философии. Первая традиция оказалась наиболее по­лезной в научном познании, с его объективностью и фактуальностью, хорошо вписалась в идеалы рациональности и парадигму отражения, соответствовала натуралистическому подходу в позна­нии. Как показал Гуссерль, о чем говорилось ранее, именно эти особенности стали причиной ее глубокого внедрения в европей­скую науку и культуру. Но при всей ее значимости она приложима только к идеализированному миру «теоретизма», где господствуют абстракции «сознания вообще», претендующие на выражение сущности и отвлечение от всего несущественного. При этом в раз­ряд несущественного попадают важнейшие параметры человече­ской личности и жизнедеятельности, ее социальной и культурно-исторической обусловленности. Они рассматриваются как «поме­хи» в познавательном процессе, мешающие получать истину, и утверждается, что, зная идеализированный процесс и объекты, на основе формально-логического заключения можно «вычислить», каковы они в реальности, даже если на них воздействуют «помехи». На самом деле это невычислимо, здесь нет прямого логического следования и, самое главное, без «помех» образ познания меняется по существу. То, что именуется помехами, является фундаменталь­ными параметрами реального, «живого» человеческого познания, отвлечение от которых либо неправомерно, либо осуществляется по необходимости в силу неразвитости понятийного аппарата и чрезвычайной сложности «живого» познания.

Традиционный логико-гносеологический подход к познанию и истине сыграл историческую роль в философии, науке, культуре в целом, наработанные понятия и идеи по-прежнему широко ис­пользуются в мире «теоретизма», но одновременно должна быть выявлена природа этих абстракций, осознаны их действительные смыслы, а также их «нежизненность», ограниченность и опреде­ленного рода искусственность и инструментальность.

Вторая — экзистенциально-антропологическая традиция по­знания и истины не имела в европейской философии, науке — культуре в целом такого значения, как первая, и именно прежде всего в этом они не равноценны. Для нее как бы еще не пришло время, не вызрели идеи, не сложился понятийный базис, а гума­нистическая значимость концепции еще не могла победить опасе­ний впасть в психологизм и релятивизм. Но они неравноценны также и потому, что вторая традиция относится не к некой авто­номной области «научного» или «вненаучного» знания, но ко все­му познанию в целом, где эти области — лишь виды знания. Вторая традиция отличается целостным подходом к результатам познава­тельной деятельности, поскольку принимает во внимание не толь­ко рациональное, но и иррациональное, не только истину, но и за­блуждение, осуществляя содержательный анализ их смыслов.

Этой традиции соответствует также рассмотрение в целостно­сти различных типов знания, признание правомерности их суще­ствования и выполнения различных функций. При этом признает­ся их гносеологическое своеобразие и понятие «научный» не вы­полняет оценочные функции, но лишь обозначает один из типов знания. Свойства того или иного знания выводятся не из традици­онных «вечных» критериев рациональности, но из свойств по­знающего субъекта и практических контекстов его деятельности и общения. Типологии знания соответствуют типологии познава­тельных способностей индивида и типологии практик, каждому виду знания свойственны свои критерии строгости, адекватности и обоснованности. В основе такой позиции лежит осознание исто­рической природы самой рациональности, понимание того, что иррациональное служит необходимым компонентом любой по­знавательной деятельности; само определение того, что является иррациональным, также претерпевает изменения. Соответственно должна быть переосмыслена и природа истины, не сводимой толь­ко к научной истине и ее критериям, что предполагает актуализа­цию и развертывание экзистенциально-антропологической тра­диции.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проблема истины в эпистемологии и философии науки icon«Философия»
Проблема роста, развития знания как центральная проблема в современной западной философии науки
Проблема истины в эпистемологии и философии науки iconДоклад на тему: «Взаимодействие философии и частных наук (метафизическая,...
Частные науки, длительное время не имели в своей структуре теоретического уровня знания. Отсюда, науки с необходимостью должны были...
Проблема истины в эпистемологии и философии науки iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Проблема истины...
Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля с. 7
Проблема истины в эпистемологии и философии науки iconКурс (2012/13 уч г.) Фармацевтический ф-т п л а нсеминарского занятия...
...
Проблема истины в эпистемологии и философии науки iconКурс; клиническая психология (2013/14 уч г.) П л а нсеминарского...
Понятие философии. Знание и мудрость. Проблема самоопределения философии. Предмет философии. Специфика философского знания. Философия...
Проблема истины в эпистемологии и философии науки iconПрограмма кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки»
Многообразие философии. Философия как наука, идеология, откровение, любовь к мудрости, трансцендирование, искусство спора и т д....
Проблема истины в эпистемологии и философии науки iconУчебно-методический комплекс специального курса «Проблема человека в Древнегреческой философии»
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры истории философии факультета философии и культурологии юфу от 28. 12. 06 (протокол...
Проблема истины в эпистемологии и философии науки iconПроблема всеобщей науки в ранней и зрелой философии г. Г. Лейбница
Министерства образования и науки РФ от 30 сентября 2005 г. №1938 на основе требований Государственного образовательного стандарта...
Проблема истины в эпистемологии и философии науки iconТема введение 8 ч
Лекция 1/ Философия науки, ее предмет и проблемы. Различные модели философии науки: позитивистская, гуманитарная, диалектическая....
Проблема истины в эпистемологии и философии науки iconПримеч
Проблема синтеза в русской философии (на примере философии В. С. Соловьева, И. В. Киреевского, А. С. Хомякова)
Проблема истины в эпистемологии и философии науки iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
Методы исследования, оценки и классификации письменных источников. История философии как целостное, преемственное и восходящее движение...
Проблема истины в эпистемологии и философии науки iconПрограмма для аспирантов и соискателей юридического факультета к...
«Истории и философии науки», направление «Исторические и философские проблемы юридической науки»
Проблема истины в эпистемологии и философии науки iconКандидатский экзамен по истории и философии науки
С 1 июня 2005 г аспиранты и соискатели вместо экзамена по «философии» должны сдавать экзамен по «истории и философии науки»
Проблема истины в эпистемологии и философии науки iconПространства вовсе неслучайна для философии медицины. Более того, так называемый
Первый сюжет имеет отношение к медицинской эпистемологии, второй к феноменологическому анализу фундаментальных структур опыта пространства,...
Проблема истины в эпистемологии и философии науки iconПрограмма кандидатского экзамена по “Истории и философии науки” состоит...
Экзаменационные билеты должны включать: два вопроса из раздела «Общие проблемы философии науки», один вопрос из разделов программы...
Проблема истины в эпистемологии и философии науки iconПрограмма кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности
Программа кандидатского экзамена по курсу "Философия науки" разработана кафедрой философии тгу имени Г. Р. Державина на основе Программы...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск