«Философия»





Скачать 413.62 Kb.
Название«Философия»
страница1/3
Дата публикации12.01.2015
Размер413.62 Kb.
ТипРешение
100-bal.ru > Философия > Решение
  1   2   3
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Башкирский государственный университет»
Кафедра философии
РЕФЕРАТ

по дисциплине «Философия»
на тему «Динамика науки и развитая научная теория»

Выполнил

ст. гр. МСТ32-13-01 _____________ Хамидуллин С.И.

(дата, подпись)

Проверил

к.ф.н., доцент _____________ Бондаренко Г.В.

(дата, подпись)

Уфа 2014
Содержание

Введение

  1. Динамика как характеристика научного знания

  2. Решение проблем развития знания в западной философии наук

    1. Решение проблемы роста знания в концепции К.Поппера

    2. Понимание Т.Куном и И.Лакатосом процесса развития знания

    3. Особенности модели роста знания в концепции П.Фейерабенда

  3. Научная теория и ее исходные компоненты

  4. Отличие классических и неклассических вариантов формирования теории

  5. Заключение

Литература




Полный план :
ЧТО ТАКОЕ ДИНАМИКА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ?
ПЛАН


  1. Динамика как важнейшая характеристика знания.

  2. Логический позитивизм: его характеристические черты.

  3. Проблема роста, развития знания как центральная проблема в современной западной философии науки.

  4. Проблема роста, развития знания как центральная проблема в современной западной философии науки.

  5. Что такое эволюционная эпистемология?

  6. Что такое постпозитивизм?

  7. Постпозитивистские модели развития науки как частные случаи общих эволюционных процессов в мире.

  8. Вывод.



  1. Динамика как важнейшая характеристика знания. Важнейшей характеристикой знания является его динамика, т. е. его рост, изменение, развитие и т. п.

Эта идея, не такая уж новая, была высказана уже в античной философии, а Гегель сформулировал ее в положении о том, что «истина есть процесс», а не «готовый результат».

Активно исследовалась эта проблема основоположниками и представителями диалектико-материалистической философии — особенно с методологических позиций материалистического понимания истории и материалистической диалектики с учетом социокультурной обусловленности этого процесса.

Однако в западной философии и методологии науки первой половины XX в. — особенно в годы «триумфального шествия» логического позитивизма (а у него, действительно, были немалые успехи) — научное знание исследовалось без учета его роста, изменения.


  1. Логический позитивизм: его характеристические черты. Дело в том, что для логического позитивизма в целом были характерны:

  • абсолютизация формально-логической и языковой проблематики;

  • гипертрофия искусственно сконструированных формализованных языков (в ущерб естественным);

  • концентрация исследовательских усилий на структуре «готового», ставшего знания без учета его генезиса и эволюции;

  • сведение философии к частнонаучному знанию, а последнего — к формальному анализу языка науки;

  • игнорирование социокультурного контекста анализа знания и т. д.



  1. Развитие знания как сложный диалектический процесс. Развитие знания — сложный диалектический процесс, имеющий определенные качественно различные этапы.


Так, этот процесс можно рассматривать как движение:


  • от мифа к логосу,

  • от логоса к «преднауке»,

  • от «преднауки» к науке,

  • от классической науки к неклассической и далее

  • к постнеклассической науке и т. п.,

  • от незнания к знанию,

  • от неглубокого неполного к более глубокому и совершенному знанию и т. д.



  1. Проблема роста, развития знания как центральная проблема в современной западной философии науки. В современной западной философии проблема роста, развития знания является центральной в философии науки, представленной особенно ярко в таких течениях, как:




  • эволюционная (генетическая) эпистемология и

  • постпозитивизм.



  1. Что такое эволюционная эпистемология? Эволюционная эпистемологиянаправление в западной философско-гносеологической мысли; основная задача которого — ВЫЯВЛЕНИЕ ГЕНЕЗИСА И ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ ПОЗНАНИЯ, его ФОРМ и МЕХАНИЗМОВ в ЭВОЛЮЦИОННОМ КЛЮЧЕ и, в частности, построение на этой основе ТЕОРИИ ЭВОЛЮЦИИ ЕДИНОЙ НАУКИ.




  • Главные представители данного направления — К. Лоренц, Д. Кэмпбелл, Ж. Пиаже, Г. Фоллмер.




  • Эволюционная эпистемология строит свои модели развития научного знания на основе ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ОРГАНИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ — и прежде всего на СХОДСТВЕ МЕХАНИЗМОВ РАЗВИТИЯ, ДЕЙСТВУЮЩИХ В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ И ПОЗНАНИИ.




  • Исходя из того, что эволюционный подход может быть распространен на гносеологическую проблематику, представители эволюционной эпистемологии реконструируют развитие научных теорий, идей, рост научно-теоретического знания, привлекая для этих целей ЭВОЛЮЦИОННЫЕ МОДЕЛИ.


ОСОБЕННО АКТИВНО ПРОБЛЕМУ РОСТА (РАЗВИТИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ) ЗНАНИЯ РАЗРАБАТЫВАЛИ СТОРОННИКИ ПОСТПОЗИТИВИЗМА.



  1. Что такое постпозитивизм? Постпозитивизм — течение философско-методологической мысли XX в., пришедшее в 60-х гг. на смену НЕОПОЗИТИВИЗМУ (логическому позитивизму).


Постпозитивизм исторически восходит к работам «позднего» К. Поппера и последующих представителей философии науки (Т. Куна, И. Лакатоса, П. Фейерабенда, Ст. Тулмина и др.).


ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПОСТПОЗИТИВИЗМА:


  • отсутствие абсолютизации формальной логики и ограничение ее притязаний;




  • активное обращение к истории науки как диалектическому процессу;




  • переключение усилий с анализа формальной структуры «готового», «ставшего» научного знания на содержательное изучение его динамики, изменения, развития, его противоречий;




  • отказ от каких бы то ни было жестких разграничений (демаркационных линий) — эмпирии и теории, науки и философии, науки и вненаучных форм знания и т. п., а попытки гибко сочетать их;




  • стремление представить общий механизм развития знания как единство количественных («нормальная наука») и качественных изменений (научные революции);




  • анализ социокультурных факторов возникновения и развития науки;




  • резкое изменение отношения к философии, подчеркивание ее роли как одного из важных факторов научного исследования;




  • замена верификации фальсификацией — методологической процедурой, посредством которой устанавливается ложность гипотезы или теории в результате ее эмпирической проверки (в наблюдении, измерении или эксперименте).



  1. Постпозитивистские модели развития науки как частные случаи общих эволюционных процессов в мире. Обратившись лицом к истории, развитию науки (а не только к ее формальной структуре), представители постпозитивизма стали строить различные модели этого развития, рассматривая их как частные случаи общих эволюционных процессов, совершающихся в мире.




  1. Вывод: Таким образом, в постпозитивизме происходит существенное изменение проблематики философских исследований: ЕСЛИ ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ ОСНОВНОЕ ВНИМАНИЕ ОБРАЩАЛ НА ФОРМАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ГОТОВОГО НАУЧНОГО ЗНАНИЯ, то ПОСТПОЗИТИВИЗМ ГЛАВНОЙ СВОЕЙ ПРОБЛЕМОЙ ДЕЛАЕТ ПОНИМАНИЕ РОСТА, РАЗВИТИЯ ЗНАНИЯ.



В СВЯЗИ С ЭТИМ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ПОСТПОЗИТИВИЗМА ВЫНУЖДЕНЫ БЫЛИ ОБРАТИТЬСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, РАЗВИТИЯ И СМЕНЫ НАУЧНЫХ ИДЕЙ И ТЕОРИЙ. ПЕРВОЙ ТАКОЙ КОНЦЕПЦИЕЙ СТАЛА КОНЦЕПЦИЯ РОСТА ЗНАНИЯ К. ПОППЕРА.

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РОСТА ЗНАНИЯ В

КОНЦЕПЦИИ К. ПОППЕРА
ПЛАН


  1. Как Поппер рассматривает знание в любой его форме?

  2. Как Поппер понимает эволюцию знания?

  3. Для чего К. Поппер использовал идеи неодарвинизма и принцип эмерджентного развития?

  4. Какие факторы по Попперу препятствуют научному прогрессу?

  5. Что является по Попперу необходимыми средствами роста науки?

  6. Три основных требования к росту знания.

  7. Какой схемой Поппер изображает модель роста научного знания?



  1. Как Поппер рассматривает знание в любой его форме? Карл Поппер (1902—1994) рассматривает знание (в любой его форме) не только как готовую, ставшую систему, но также и как систему изменяющуюся, развивающуюся.

ЭТОТ АСПЕКТ АНАЛИЗА НАУКИ ОН И ПРЕДСТАВИЛ В ФОРМЕ КОНЦЕПЦИИ РОСТА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.

Отвергая агенетизм, антиисторизм логических позитивистов в этом вопросе, он считает, что МЕТОД ПОСТРОЕНИЯ ИСКУССТВЕННЫХ МОДЕЛЬНЫХ ЯЗЫКОВ НЕ В СИЛАХ РЕШИТЬ ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С РОСТОМ НАШЕГО ЗНАНИЯ.

Но в своих пределах этот метод правомерен и необходим.

Поппер отчетливо осознает, что выдвижение на первый план изменения научного знания, его роста и прогресса может в некоторой степени противоречить распространенному идеалу науки как СИСТЕМАТИЗИРОВАННОЙ ДЕДУКТИВНОЙ СИСТЕМЫ.

ЭТОТ ИДЕАЛ ДОМИНИРУЕТ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ЭПИСТЕМОЛОГИИ НАЧИНАЯ С ЕВКЛИДА.

Однако при всей несомненной важности и притягательности указанного идеала к нему недопустимо сводить науку в ее целостности, элиминировать такую существенную ее черту, как эволюция, изменение, развитие.


  1. Как Поппер понимает эволюцию знания? Но не всякая эволюция означает рост знания, а последний не может быть отождествлен с какой-либо одной (например, количественной) характеристикой эволюции.

ДЛЯ ПОППЕРА РОСТ ЗНАНИЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПОВТОРЯЮЩИМСЯ ИЛИ КУМУЛЯТИВНЫМ ПРОЦЕССОМ, ОН ЕСТЬ ПРОЦЕСС УСТРАНЕНИЯ ОШИБОК, «ДАРВИНОВСКИЙ ОТБОР».

Говоря о росте знания, он имеет в виду НЕ ПРОСТОЕ НАКОПЛЕНИЕ НАБЛЮДЕНИЙ, А ПОВТОРЯЮЩЕЕСЯ НИСПРОВЕРЖЕНИЕ НАУЧНЫХ ТЕОРИЙ И ИХ ЗАМЕНУ ЛУЧШИМИ И БОЛЕЕ УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫМИ ТЕОРИЯМИ.

Согласно Попперу, «рост знаний идет от старых проблем к новым проблемам, посредством предположений и опровержений».

При этом «ОСНОВНЫМ МЕХАНИЗМОМ РОСТА ЗНАНИЙ ОСТАЕТСЯ ИМЕННО МЕХАНИЗМ ПРЕДПОЛОЖЕНИЙ И ОПРОВЕРЖЕНИЙ» (Поппер К. Р. Объективное знание. Эволюционный подход. С. 250, 255.).
ТАКИМ ОБРАЗОМ, РОСТ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ СОСТОИТ В ВЫДВИЖЕНИИ СМЕЛЫХ ГИПОТЕЗ И НАИЛУЧШИХ (ИЗ ВОЗМОЖНЫХ) ТЕОРИЙ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ИХ ОПРОВЕРЖЕНИЙ, В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧЕГО И РЕШАЮТСЯ НАУЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ.



  1. Для чего К. Поппер использовал идеи неодарвинизма и принцип эмерджентного развития? Для обоснования своих логико-методологических концепций Поппер использовал идеи неодарвинизма и принцип эмерджентного развития:


РОСТ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ РАССМАТРИВАЕТСЯ ИМ КАК ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ ОБЩИХ МИРОВЫХ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ.
Рост научного знания осуществляется, по его мнению, методом проб и устранения ошибок и есть не что иное, как способ выбора теории в определенной проблемной ситуации — вот что делает науку рациональной и обеспечивает ее прогресс.



  1. Какие факторы по Попперу препятствуют научному прогрессу? Поппер указывает на некоторые сложности, трудности и даже реальные опасности для этого процесса.

Среди них такие факторы, как:

  • отсутствие воображения,

  • неоправданная вера в формализацию и точность,

  • авторитаризм.



  1. Что является по Попперу необходимыми средствами роста науки? К необходимым средствам роста науки философ относит такие моменты(?-Г.Б.), как:




  • язык,

  • формулирование проблем,

  • появление новых проблемных ситуаций,

  • конкурирующие теории,

  • взаимная критика в процессе дискуссии («Метод науки — это критический метод»).



  1. Три основных требования к росту знания. В своей концепции Поппер формулирует три основных требования к росту знания.




  • Во-первых, новая теория должна исходить из простой, новой, плодотворной и объединяющей идеи.




  • Во-вторых, она должна быть независимо проверяемой, т. е. вести к представлению явлений, которые до сих пор не наблюдались.

Иначе говоря, новая теория должна быть более плодотворной в качестве инструмента исследования.


  • В-третьих, хорошая теория должна выдерживать некоторые новые и строгие проверки.


ТЕОРИЕЙ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ И ЕГО РОСТА ЯВЛЯЕТСЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ, КОТОРАЯ В ПРОЦЕССЕ СВОЕГО ФОРМИРОВАНИЯ СТАНОВИТСЯ ТЕОРИЕЙ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ, КОНСТРУИРОВАНИЯ, КРИТИЧЕСКОГО ОБСУЖДЕНИЯ, ОЦЕНКИ И КРИТИЧЕСКОЙ ПРОВЕРКИ КОНКУРИРУЮЩИХ ГИПОТЕЗ И ТЕОРИЙ.



  1. Какой схемой Поппер изображает модель роста научного знания? Свою модель роста научного познания Поппер изображает схемой:


P1 — ТТ — ЕЕ — Р2, где
Р1 — некоторая исходная проблема,
ТТ — предположительная пробная теория, т. е. теория, с помощью которой она решается,
ЕЕ — процесс устранения ошибок в теории путем критики и экспериментальных проверок,
Р2 — новая, более глубокая проблема, для решения которой необходимо построить новую, более глубокую и более информативную теорию.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Философия» icon1. Философское понимание бытия и материи
Востока, Античная философия, философия Средних веков, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени, современная философия,...
«Философия» icon1. Философское понимание бытия и материи
Востока, Античная философия, философия Средних веков, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени, современная философия,...
«Философия» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Философия, этика и религиоведение», по профилю «Онтология и теория познания» разработана профессорско-преподавательским составом...
«Философия» iconРеферат по курсу «Философия» Философия Аристотеля
Философия наука о всеобщем в мире и познании; наука о наиболее общих сторонах мира как целого
«Философия» iconТемы и вопросы семинарских занятий тема философия и наука в системе...
Мамчур Е. А., Овчинников Н. Ф., Огурцов А. П. Отечественная философия науки: предварительные итоги. – М., 1997
«Философия» iconПрограмма дисциплины «Западная философия до середины ХХ века. Философия...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Философия»...
«Философия» iconПрограмма дисциплины «Западная философия до середины ХХ века. Философия...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Философия»...
«Философия» iconПрограмма кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки»
Многообразие философии. Философия как наука, идеология, откровение, любовь к мудрости, трансцендирование, искусство спора и т д....
«Философия» iconФилософия и основные формообразования культуры: наука, искусство,...
Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения и его исторические типы: миф, религия, философия
«Философия» iconПрограмма итогового государственного экзамена по основной образовательной программе «Философия»
«История зарубежной философии», «История русской философии», «Логика», «Онтология и теория познания», «Философия и методология науки»...
«Философия» iconПрограмма курса философии планы семинарских занятий Методические...
Философия в системе культуры. Составные элементы культуры. Философия и мировоззрение. Философия и идеология. Генезис философии. От...
«Философия» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра...
«Философия» iconПояснительная записка в качестве предмета курса «Философия и методология науки»
Яркова Елена Николаевна Философия и методология науки. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...
«Философия» iconПрограмма дисциплины «Русская философия XIX-XX веков» для направления 030100. 62 «Философия»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»...
«Философия» iconРепрезентация проблемы национального самосознания в русской классической...
План: Определение философии. Соотношение философии и мировоззрения. Определение мировоззрения. Исторические типы мировоззрения (мифология,...
«Философия» iconИ. Б. Муравьев философия диалога
Философия", профиль подготовки "социально-аксиологический", форма обучения – очная


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск