Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Башкирский государственный университет» Кафедра философии РЕФЕРАТ
по дисциплине «Философия» на тему «Динамика науки и развитая научная теория»
Выполнил
ст. гр. МСТ32-13-01 _____________ Хамидуллин С.И.
(дата, подпись)
Проверил
к.ф.н., доцент _____________ Бондаренко Г.В.
(дата, подпись)
Уфа 2014 Содержание
Введение
Динамика как характеристика научного знания
Решение проблем развития знания в западной философии наук
Решение проблемы роста знания в концепции К.Поппера
Понимание Т.Куном и И.Лакатосом процесса развития знания
Особенности модели роста знания в концепции П.Фейерабенда
Научная теория и ее исходные компоненты
Отличие классических и неклассических вариантов формирования теории
Заключение
Литература
Полный план : ЧТО ТАКОЕ ДИНАМИКА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ? ПЛАН
Динамика как важнейшая характеристика знания.
Логический позитивизм: его характеристические черты.
Проблема роста, развития знания как центральная проблема в современной западной философии науки.
Проблема роста, развития знания как центральная проблема в современной западной философии науки.
Что такое эволюционная эпистемология?
Что такое постпозитивизм?
Постпозитивистские модели развития науки как частные случаи общих эволюционных процессов в мире.
Вывод.
Динамика как важнейшая характеристика знания. Важнейшей характеристикой знания является его динамика, т. е. его рост, изменение, развитие и т. п.
Эта идея, не такая уж новая, была высказана уже в античной философии, а Гегель сформулировал ее в положении о том, что «истина есть процесс», а не «готовый результат».
Активно исследовалась эта проблема основоположниками и представителями диалектико-материалистической философии — особенно с методологических позиций материалистического понимания истории и материалистической диалектики с учетом социокультурной обусловленности этого процесса.
Однако в западной философии и методологии науки первой половины XX в. — особенно в годы «триумфального шествия» логического позитивизма (а у него, действительно, были немалые успехи) — научное знание исследовалось без учета его роста, изменения.
Логический позитивизм: его характеристические черты. Дело в том, что для логического позитивизма в целом были характерны:
абсолютизация формально-логической и языковой проблематики;
гипертрофия искусственно сконструированных формализованных языков (в ущерб естественным);
концентрация исследовательских усилий на структуре «готового», ставшего знания без учета его генезиса и эволюции;
сведение философии к частнонаучному знанию, а последнего — к формальному анализу языка науки;
игнорирование социокультурного контекста анализа знания и т. д.
Развитие знания как сложный диалектический процесс. Развитие знания — сложный диалектический процесс, имеющий определенные качественно различные этапы.
Так, этот процесс можно рассматривать как движение:
от мифа к логосу,
от логоса к «преднауке»,
от «преднауки» к науке,
от классической науки к неклассической и далее
к постнеклассической науке и т. п.,
от незнания к знанию,
от неглубокого неполного к более глубокому и совершенному знанию и т. д.
Проблема роста, развития знания как центральная проблема в современной западной философии науки. В современной западной философии проблема роста, развития знания является центральной в философии науки, представленной особенно ярко в таких течениях, как:
эволюционная (генетическая) эпистемология и
постпозитивизм.
Что такое эволюционная эпистемология? Эволюционная эпистемология — направление в западной философско-гносеологической мысли; основная задача которого — ВЫЯВЛЕНИЕ ГЕНЕЗИСА И ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ ПОЗНАНИЯ, его ФОРМ и МЕХАНИЗМОВ в ЭВОЛЮЦИОННОМ КЛЮЧЕ и, в частности, построение на этой основе ТЕОРИИ ЭВОЛЮЦИИ ЕДИНОЙ НАУКИ.
Главные представители данного направления — К. Лоренц, Д. Кэмпбелл, Ж. Пиаже, Г. Фоллмер.
Эволюционная эпистемология строит свои модели развития научного знания на основе ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ОРГАНИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ — и прежде всего на СХОДСТВЕ МЕХАНИЗМОВ РАЗВИТИЯ, ДЕЙСТВУЮЩИХ В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ И ПОЗНАНИИ.
Исходя из того, что эволюционный подход может быть распространен на гносеологическую проблематику, представители эволюционной эпистемологии реконструируют развитие научных теорий, идей, рост научно-теоретического знания, привлекая для этих целей ЭВОЛЮЦИОННЫЕ МОДЕЛИ.
ОСОБЕННО АКТИВНО ПРОБЛЕМУ РОСТА (РАЗВИТИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ) ЗНАНИЯ РАЗРАБАТЫВАЛИ СТОРОННИКИ ПОСТПОЗИТИВИЗМА.
Что такое постпозитивизм? Постпозитивизм — течение философско-методологической мысли XX в., пришедшее в 60-х гг. на смену НЕОПОЗИТИВИЗМУ (логическому позитивизму).
Постпозитивизм исторически восходит к работам «позднего» К. Поппера и последующих представителей философии науки (Т. Куна, И. Лакатоса, П. Фейерабенда, Ст. Тулмина и др.).
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПОСТПОЗИТИВИЗМА:
отсутствие абсолютизации формальной логики и ограничение ее притязаний;
активное обращение к истории науки как диалектическому процессу;
переключение усилий с анализа формальной структуры «готового», «ставшего» научного знания на содержательное изучение его динамики, изменения, развития, его противоречий;
отказ от каких бы то ни было жестких разграничений (демаркационных линий) — эмпирии и теории, науки и философии, науки и вненаучных форм знания и т. п., а попытки гибко сочетать их;
стремление представить общий механизм развития знания как единство количественных («нормальная наука») и качественных изменений (научные революции);
анализ социокультурных факторов возникновения и развития науки;
резкое изменение отношения к философии, подчеркивание ее роли как одного из важных факторов научного исследования;
замена верификации фальсификацией — методологической процедурой, посредством которой устанавливается ложность гипотезы или теории в результате ее эмпирической проверки (в наблюдении, измерении или эксперименте).
Постпозитивистские модели развития науки как частные случаи общих эволюционных процессов в мире. Обратившись лицом к истории, развитию науки (а не только к ее формальной структуре), представители постпозитивизма стали строить различные модели этого развития, рассматривая их как частные случаи общих эволюционных процессов, совершающихся в мире.
Вывод: Таким образом, в постпозитивизме происходит существенное изменение проблематики философских исследований: ЕСЛИ ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ ОСНОВНОЕ ВНИМАНИЕ ОБРАЩАЛ НА ФОРМАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ГОТОВОГО НАУЧНОГО ЗНАНИЯ, то ПОСТПОЗИТИВИЗМ ГЛАВНОЙ СВОЕЙ ПРОБЛЕМОЙ ДЕЛАЕТ ПОНИМАНИЕ РОСТА, РАЗВИТИЯ ЗНАНИЯ.
В СВЯЗИ С ЭТИМ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ПОСТПОЗИТИВИЗМА ВЫНУЖДЕНЫ БЫЛИ ОБРАТИТЬСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, РАЗВИТИЯ И СМЕНЫ НАУЧНЫХ ИДЕЙ И ТЕОРИЙ. ПЕРВОЙ ТАКОЙ КОНЦЕПЦИЕЙ СТАЛА КОНЦЕПЦИЯ РОСТА ЗНАНИЯ К. ПОППЕРА.
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РОСТА ЗНАНИЯ В
КОНЦЕПЦИИ К. ПОППЕРА ПЛАН
Как Поппер рассматривает знание в любой его форме?
Как Поппер понимает эволюцию знания?
Для чего К. Поппер использовал идеи неодарвинизма и принцип эмерджентного развития?
Какие факторы по Попперу препятствуют научному прогрессу?
Что является по Попперу необходимыми средствами роста науки?
Три основных требования к росту знания.
Какой схемой Поппер изображает модель роста научного знания?
Как Поппер рассматривает знание в любой его форме? Карл Поппер (1902—1994) рассматривает знание (в любой его форме) не только как готовую, ставшую систему, но также и как систему изменяющуюся, развивающуюся.
ЭТОТ АСПЕКТ АНАЛИЗА НАУКИ ОН И ПРЕДСТАВИЛ В ФОРМЕ КОНЦЕПЦИИ РОСТА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.
Отвергая агенетизм, антиисторизм логических позитивистов в этом вопросе, он считает, что МЕТОД ПОСТРОЕНИЯ ИСКУССТВЕННЫХ МОДЕЛЬНЫХ ЯЗЫКОВ НЕ В СИЛАХ РЕШИТЬ ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С РОСТОМ НАШЕГО ЗНАНИЯ.
Но в своих пределах этот метод правомерен и необходим.
Поппер отчетливо осознает, что выдвижение на первый план изменения научного знания, его роста и прогресса может в некоторой степени противоречить распространенному идеалу науки как СИСТЕМАТИЗИРОВАННОЙ ДЕДУКТИВНОЙ СИСТЕМЫ.
ЭТОТ ИДЕАЛ ДОМИНИРУЕТ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ЭПИСТЕМОЛОГИИ НАЧИНАЯ С ЕВКЛИДА.
Однако при всей несомненной важности и притягательности указанного идеала к нему недопустимо сводить науку в ее целостности, элиминировать такую существенную ее черту, как эволюция, изменение, развитие.
Как Поппер понимает эволюцию знания? Но не всякая эволюция означает рост знания, а последний не может быть отождествлен с какой-либо одной (например, количественной) характеристикой эволюции.
ДЛЯ ПОППЕРА РОСТ ЗНАНИЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПОВТОРЯЮЩИМСЯ ИЛИ КУМУЛЯТИВНЫМ ПРОЦЕССОМ, ОН ЕСТЬ ПРОЦЕСС УСТРАНЕНИЯ ОШИБОК, «ДАРВИНОВСКИЙ ОТБОР».
Говоря о росте знания, он имеет в виду НЕ ПРОСТОЕ НАКОПЛЕНИЕ НАБЛЮДЕНИЙ, А ПОВТОРЯЮЩЕЕСЯ НИСПРОВЕРЖЕНИЕ НАУЧНЫХ ТЕОРИЙ И ИХ ЗАМЕНУ ЛУЧШИМИ И БОЛЕЕ УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫМИ ТЕОРИЯМИ.
Согласно Попперу, «рост знаний идет от старых проблем к новым проблемам, посредством предположений и опровержений».
При этом «ОСНОВНЫМ МЕХАНИЗМОМ РОСТА ЗНАНИЙ ОСТАЕТСЯ ИМЕННО МЕХАНИЗМ ПРЕДПОЛОЖЕНИЙ И ОПРОВЕРЖЕНИЙ» (Поппер К. Р. Объективное знание. Эволюционный подход. С. 250, 255.). ТАКИМ ОБРАЗОМ, РОСТ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ СОСТОИТ В ВЫДВИЖЕНИИ СМЕЛЫХ ГИПОТЕЗ И НАИЛУЧШИХ (ИЗ ВОЗМОЖНЫХ) ТЕОРИЙ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ИХ ОПРОВЕРЖЕНИЙ, В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧЕГО И РЕШАЮТСЯ НАУЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ.
Для чего К. Поппер использовал идеи неодарвинизма и принцип эмерджентного развития? Для обоснования своих логико-методологических концепций Поппер использовал идеи неодарвинизма и принцип эмерджентного развития:
РОСТ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ РАССМАТРИВАЕТСЯ ИМ КАК ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ ОБЩИХ МИРОВЫХ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ. Рост научного знания осуществляется, по его мнению, методом проб и устранения ошибок и есть не что иное, как способ выбора теории в определенной проблемной ситуации — вот что делает науку рациональной и обеспечивает ее прогресс.
Какие факторы по Попперу препятствуют научному прогрессу? Поппер указывает на некоторые сложности, трудности и даже реальные опасности для этого процесса.
Среди них такие факторы, как:
отсутствие воображения,
неоправданная вера в формализацию и точность,
авторитаризм.
Что является по Попперу необходимыми средствами роста науки? К необходимым средствам роста науки философ относит такие моменты(?-Г.Б.), как:
язык,
формулирование проблем,
появление новых проблемных ситуаций,
конкурирующие теории,
взаимная критика в процессе дискуссии («Метод науки — это критический метод»).
Три основных требования к росту знания. В своей концепции Поппер формулирует три основных требования к росту знания.
Во-первых, новая теория должна исходить из простой, новой, плодотворной и объединяющей идеи.
Во-вторых, она должна быть независимо проверяемой, т. е. вести к представлению явлений, которые до сих пор не наблюдались.
Иначе говоря, новая теория должна быть более плодотворной в качестве инструмента исследования.
В-третьих, хорошая теория должна выдерживать некоторые новые и строгие проверки.
ТЕОРИЕЙ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ И ЕГО РОСТА ЯВЛЯЕТСЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ, КОТОРАЯ В ПРОЦЕССЕ СВОЕГО ФОРМИРОВАНИЯ СТАНОВИТСЯ ТЕОРИЕЙ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ, КОНСТРУИРОВАНИЯ, КРИТИЧЕСКОГО ОБСУЖДЕНИЯ, ОЦЕНКИ И КРИТИЧЕСКОЙ ПРОВЕРКИ КОНКУРИРУЮЩИХ ГИПОТЕЗ И ТЕОРИЙ.
Какой схемой Поппер изображает модель роста научного знания? Свою модель роста научного познания Поппер изображает схемой:
P1 — ТТ — ЕЕ — Р2, где Р1 — некоторая исходная проблема, ТТ — предположительная пробная теория, т. е. теория, с помощью которой она решается, ЕЕ — процесс устранения ошибок в теории путем критики и экспериментальных проверок, Р2 — новая, более глубокая проблема, для решения которой необходимо построить новую, более глубокую и более информативную теорию.
|