«оценка стоимости бизнеса»





Название«оценка стоимости бизнеса»
страница1/9
Дата публикации21.02.2015
Размер1.45 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
100-bal.ru > Финансы > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования


«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА»


Кафедра «Финансы и кредит»


СОГЛАСОВАНО

Проректор по УМР

Протокол УМО №____

«___»_____________2012 г.
_______________С. П. Ермишин



УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по УРиКО

________________О.Н.Наумова

«___»___________2012 г.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
по дисциплине

«ОЦЕНКА СТОИМОСТИ БИЗНЕСА»
для бакалавров направления

080100.62«ЭКОНОМИКА»

шифр наименование
ПРОФИЛИ ПОДГОТОВКИ «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»,

«НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ»

ЛЕКЦИЙ…………………………………………...18

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ………………… 28

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА...………….. 98

ВСЕГО 144....ЧАСОВ ………………… …. (4..З.Е.)

ЗАЧЕТ……27 ………………………… 4…семестр

ТОЛЬЯТТИ, 2012

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100.62 «Экономика», утвержденного Министерством образования и науки РФ «__»____________ 2012 г. №___

Автор (составитель) к.э.н., доц. Несмеянова Н.А.
Рассмотрена на заседании кафедры «Финансы и кредит»
Протокол № ______ от «__» _________ 2012_г.
Зав. кафедрой д.э.н.,проф. В.В. Янов

Одобрено научно-методическим советом

специальности «Финансы и кредит»
Протокол № ______ от « __ _______ 2012_г.

Председатель научно-методического совета

специальности к.э.н., ст. преп. О.А. Серебрякова


  1. ВведениЕ


Динамично развивающийся рынок купли-продажи предприятий, а также инвестирования диктует необходимость своевременного получения полноценных сведений об объекте купли-продажи еще на стадии принятия решения о заключении сделки. В этой связи с каждым годом возрастает интерес к вопросам оценки стоимости как в целом предприятия, так и
отдельных его составляющих (бизнес-линий, отдельных объектов имущества предприятия, миноритарных пакетов акций).

Оценка стоимости бизнеса является одним из актуальных направлений оценочной деятельности. Она включает в себя не просто оценку совокупной стоимости активов предприятия, но и определение стоимости отдельных направлений работы (бизнес-линий) предприятия, оценку его ликвидности, анализ возможности реализации инновационных проектов, требующих привлечения внешних инвестиций.

В настоящее время отечественная практика оценки стоимости предприятия (бизнеса) в основном опирается на стандарты оценки (международные, федеральные и др.), но в тоже время на основе традиционных подходов оценки формируются новые методики, учитывающие современное состояние экономики, отраслевую принадлежность предприятий. Всё это определяет необходимость изучения основ, отдельных методических подходов, конкретных методов и способов оценки стоимости предприятия (бизнеса).

Целью освоения дисциплины является формирование у студентов современной системы знаний в области оценочной деятельности и устойчивых навыков профессионального пользования оценочных услуг.

Задачи дисциплины: изучение нормативно-правового регулирования оценочной деятельности и приобретения навыков использовать данные знания в профессиональной деятельности; формирование представления о принципах, подходах и метод оценки бизнеса и умения использовать результаты оценки в своей деятельности; выработка самостоятельного мышления для принятия управленческих решений.

«Оценка стоимости бизнеса» является дисциплиной профиля «Финансы и кредит» (вариативная часть профессионального цикла федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 080100 «Экономика»).

Для успешного освоения данного курса студент должен овладеть знаниями макро- и микроэкономики, теоретических основ финансов, денежного обращения и кредита, экономической статистики, гражданского и финансового права, бухгалтерского учета и экономического анализа. В свою очередь, изучение оценки стоимости бизнеса позволит глубже понять современные механизмы финансового менеджмента, банковского и страхового дела, налогообложения, корпоративного управления.

В совокупности с другими дисциплинами профиля «Финансы и кредит» дисциплина «Оценка стоимости бизнеса» направлена на формирова­ние следующих общекультурных компетенций (ОК) и профессиональ­ных компетенций профиля (ПК) бакалавра экономики:

Знать:

  • термины и понятия, используемые в профессиональной оценочной деятельности; цели оценки и соответствующие виды стоимости;

  • принципы и методы оценки;

  • действующую систему регулирования оценочной деятельности России и соответствующие нормативные правовые акты.

Уметь:

  • анализировать рынки и строить прогнозы макроэкономические, отраслевые и региональные;

  • анализировать отчетность предприятия, делать соответствующие выводы и строить на этой основе прогнозы развития бизнеса;

  • собирать информацию из разных источников, ее анализировать использовать для оценки стоимости бизнеса;

  • рассчитывать ставку дисконтирования стоимость активов предприятия, выбирать аналогичные предприятия и строить мультипликатор выводить итоговую величину стоимости бизнеса.

Владеть

  • навыками анализа оцениваемого бизнеса;

  • адекватными методами оценки;

- методами расчета стоимости бизнеса (доходным, затратным и сравнительным);

  • навыками расчета стоимости контрольных и неконтрольных пакетов акций;

  • навыками управления стоимостью компании;

- навыками выстраивание отношений между заказчиком, оценщиком, экспертом и пользователем оценочных услуг.

2. СТРУКТУРА И ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц, __144___часа.

Распределение фонда времени по семестрам, неделям и видам занятий



семестра

Число

недель

в семестре

Количество часов по плану

Количество зачетных единиц

Лекции

Практ. занятия

Лабор.

работы

Самост. работа

Всего

Лекции

Практ. занятия

Лабор.

работа

Самост.

работа

Всего

4

17

18

28

-

71

144

0,5

0,9

-

2,6

4


3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Распределение фонда времени по темам и видам занятий




п/п

Раздел
дисциплины


Семестр



Неделя семестра


Виды учебной работы, включая самостоятельную работу и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам

Лекции

Практические занятия

Самостоятельная работа

Раздел I. Методологические основы оценки рыночной стоимости предприятия (бизнеса)

1

Понятия, цели и принципы оценки предприятия (бизнеса)

8

1

2

4

15

Семинар,

Реферат,

тестирование

2

Стандартизация и регулирование оценочной деятельности

8

2

2

3

10

Семинар,

Реферат,

Решение задач

тестирование

3

Подготовка информации, необходимой для оценки предприятия (бизнеса)

8

3-12

4

3

15

Семинар,

Реферат,

Раздел II. Основные подходы и методы оценки стоимости предприятия (бизнеса)

4

Доходный подход и его методы

8

13

2

4

12

Семинар,

Реферат,

Решение задач

5

Затратный подход и его методы

8

14

2

3

10

Семинар,

Реферат,

Решение задач

6

Сравнительный подход к оценке бизнеса и его методы

8

15

2

4

12

Семинар,

Реферат,

Решение задач

7

Премии и скидки за размер пакета и ликвидность

8

16

2

3

12

Семинар,

Реферат,

Решение задач

8

Выведение итоговой величины стоимо­сти предприятия (бизнеса). Отчет об оценке стоимости предприятия (бизнеса)

8

17

2

4

12

Семинар,

Реферат,

Решение задач

тестирование




Итого







18

28

98




РАЗДЕЛ I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ПРЕДПРИЯТИЯ (БИЗНЕСА)
Тема 1. Понятие, цели и принципы оценки предприятия (бизнеса)
Оценка стоимости бизнеса представляет собой целенаправленный упорядоченный процесс определения величины стоимости объекта в денежном выражении, с учетом влияющих на нее факторов в конкретный момент времени в условиях конкретного рынка.

Оценка стоимости предприятия (бизнеса) - это процесс, то есть для получения результата эксперт-оценщик должен проделать ряд операций, очередность и содержание которых зависят от цели оценки, характеристик объекта и выбранных методов. Вместе с тем, можно выделить общие для всех случаев этапы оценки, например, определение цели оценки, выбор вида стоимости, подлежащего расчету; сбор и обработка необходимой информации; обоснование методов оценки стоимости; расчет величины стоимости объекта, внесение поправок; выведение итоговой величины, проверка и согласование полученных результатов.

Отличительной чертой рыночной оценки стоимости и одновременно обязательным требованием является ее привязка к конкретной дате.

Принципиальное значение имеет тот факт, что качественная рыночная оценка не ограничивается учетом лишь одних затрат, она обязательно принимает во внимание экономический имидж - положение предприятия на рынке, фактор времени, риски, уровень конкуренции. Оценщик подходит к определению стоимости с позиций экономической концепции фирмы. Данная концепция в противовес бухгалтерской модели позволяет определить ее рыночную ценность. Она учитывает такие факторы как время, риск, неосязаемые активы, внешнюю конкурентную среду и внутренние особенности оцениваемого объекта.

Процесс оценки предполагает наличие оцениваемого объектов и субъектов оценки. Субъектами оценочной деятельности являются физические и юридические лица, а также органы государственной власти и саморегулируемые организации оценщиков, т. е. все те, кто заказывает оценку, проводит ее, регулирует и контролирует, а также является потребителем оценочных услуг. Субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с законодательством РФ.

К объектам оценки относятся:

отдельные материальные объекты (вещи);

совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия);

право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;

права требования, обязательства (долги);

работы, услуги, информация;

иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.

Особое место среди объектов оценки занимает бизнес (предприятие, организация, компания). При оценке бизнеса объектом выступает деятельность, направленная на получение прибыли и осуществляемая на основе функционирования имущественного комплекса предприятия. В состав имущественного комплекса предприятия входят все виды имущества, предназначенного для реализации его целей, для осуществления хозяйственной деятельности, для получения прибыли, в том числе недвижимость (земельные участки, здания, сооружения), машины, оборудование, транспортные средства, инвентарь, сырье, продукция, а также имущественные обязательства, ценные бумаги, нематериальные активы и объекты интеллектуальной собственности, в том числе фирменное наименование, знаки обслуживания, патенты, лицензии, ноу-хау, товарные знаки. Поэтому при оценке бизнеса оценщик оценивает предприятие в целом, определяя стоимость как его собственного капитала, так и отдельные части имущественного комплекса (активы и обязательства).

Предприятие как объект оценки должно иметь чётко определенные границы, будучи сложной системой, оцениваемый бизнес включает разнообразные составные части. В структуру предприятия могут входить цеха, участки, обслуживающие хозяйства, специальные подразделения, конторские строения, средства связи и коммуникации, которые могут располагаться на разных площадях и даже в разных регионах. Большое значение имеет организационно-правовая форма существования предприятия. Объектом оценки могут быть объединения, холдинги, финансово-промышленные группы. В этом случае в рамках одного бизнеса объединяются несколько дочерних компаний, отделений, филиалов. Для правильной оценки необходимо проследить формирование денежных потоков и направление их движения, а также права и роль каждого подразделения. Необходимо также выяснить, входят ли в состав объекта оценки подразделения социально-культурной сферы, имеются ли объекты общенационального значения. При оценке бизнеса надо учитывать то, что предприятие будучи юридическим лицом одновременно является и хозяйствующим субъектом, поэтому его стоимость должна учитывать наличие определенных юридических прав. Это является одной из основных особенностей бизнеса как объекта оценки. Другая отличительная особенность заключается в том, что, оценивая бизнес, оценщик должен определить стоимость как имущественного комплекса (его материально-вещественную составляющую) так и эффективность самого процесса получения дохода и создания увеличения стоимости в рамках оцениваемого объекта (финансовую, управленческую составляющую).

Основу любого бизнеса составляет капитал, который функционирует в рамках определенных организационных структур — предприятий (организаций). Поэтому, оценивая бизнес, оценщик определяет стоимость собственного капитала и как фактора производства, и как квинтэссенцию бизнеса с учетом его организационно-правовой формы, отраслевых особенностей и нематериальных активов, включая goodwill.

Владелец бизнеса имеет право продать его, заложить, застраховать, завещать. Таким образом, бизнес становится объектом сделки, товаром со всеми присущими ему свойствами.

Как всякий товар, бизнес обладает полезностью для покупателя. Прежде всего, он должен соответствовать потребности в получении доходов. Как и у любого другого товара, полезность бизнеса осуществляется в пользовании.

Следовательно, если бизнес не приносит дохода собственнику, то теряет для него свою полезность и подлежит продаже. И если кто-то другой видит новые способы использования бизнеса, иные возможности получения дохода, то возникает спрос на бизнес, и он становится товаром.

В то же время получение дохода, воспроизводство или формирование альтернативного бизнеса, нового предприятия сопровождается определенными затратами.

Полезность и затраты в совокупности составляют ту величину, которая является основой рыночной стоимости, рассчитываемой оценщиком. Таким образом, бизнес как определенный вид деятельности и предприятие или организация как его организационная форма в рыночной экономике, удовлетворяют потребности собственника в доходах, для получения которых затрачиваются определенные ресурсы.

Бизнес (предприятие) обладает всеми признаками товара и может быть объектом купли-продажи. Но это — товары особого рода их особенности обуславливают принципы, подходы и методы их оценки.

Оценку бизнеса проводят в целях:

  • повышения эффективности текущего управления предприятием, фирмой;

  • купли-продажи акций, облигаций предприятий на фондовом рынке;

  • принятия обоснованного инвестиционного решения;

  • купли-продажи предприятия его владельцем целиком или по частям.

  • установления доли совладельцев в случае подписания или расторжения договора, или в случае смерти одного из партнеров;

  • реструктуризации предприятия.

  • разработки плана развития предприятия.

  • определения кредитоспособности предприятия и стоимости залога при кредитовании.

  • страхования, в процессе которого возникает необходимость определения стоимости активов в преддверии потерь;

  • налогообложения.

  • принятия обоснованных управленческих решений.

  • осуществления инвестиционного проекта развития бизнеса.

Если же объектом сделки является какой-либо элемент имущества предприятия, а также, если определяется налог на имущество и т. п., то отдельно оценивается необходимый объект, например, недвижимость, машины и оборудование, нематериальные активы.

В зависимости от цели проводимой оценки и от количества и подбора учитываемых факторов оценщик рассчитывает либо рыночную стоимость, либо вид стоимость, отличный от рыночной. В стандартах оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности Российской Федерации, определено 10 видов стоимости, в том числе:

  • рыночная стоимость;

  • стоимость объекта оценки с ограниченным рынком;

  • стоимость замещения объекта оценки;

  • стоимость воспроизведения объекта оценки;

  • стоимость объекта оценки при существующем использовании;

  • инвестиционная стоимость;

  • стоимость объекта для целей налогообложения;

  • ликвидационная стоимость;

  • утилизационная стоимость;

  • специальная стоимость;

Кроме того в международной практике оценки применяются и другие виды стоимости.

Рассчитываемые оценщиком виды стоимости можно классифицировать по различным критериям.

I. По степени рыночности различают рыночную стоимость и нормативно-рассчитанную стоимость.

II. В зависимости от методологии оценки, от учитываемых факторов стоимости различают стоимость замещения и стоимость воспроизводство объекта.
III. В зависимости от предполагаемого состояния объекта после оценки различают стоимость при существующем использовании, ликвидационную стоимость.

IV. В зависимости от конкретных целей и ситуаций различают инвестиционную стоимость, стоимость, для целей налогообложения, утилизационную стоимость, специальную стоимость.

Любой вид стоимости, рассчитанный оценщиком, является оценкой ценностей конкретного объекта собственности в данный момент в соответствии с выбранной целью. Выбор того или иного вида стоимости определяется целью оценки. Данная зависимость представлена в таблице 1.

Таблица 1

Взаимосвязь между целью оценки и видами стоимости, используемыми для оценки


Цель оценки

Виды стоимости

Помочь потенциальному покупателю (продавцу) определить предполагаемую цену.

Рыночная стоимость.

Определение целесообразности инвестиций.

Инвестиционная стоимость.

Обеспечение заявки на получение ссуды.

Залоговая стоимость.

Определение налогооблагаемой базы.

Рыночная стоимость или иная стоимость, признаваемая налоговым законодательством.

Определение суммы покрытия по страховому договору или обеспечение требований в связи с потерей или повреждением застрахованных активов.

Страховая стоимость.

Возможная ликвидация (частичная или полная) действующего предприятия.

Ликвидационная стоимость.


Основными факторами, определяющими оценочную стоимость, являются:

  1. спрос;

  2. прибыль оцениваемого бизнеса, настоящая и будущая;

  3. затраты на создание аналогичных предприятий;

  4. соотношение спроса и предложения на аналогичные объекты;

  5. риск получения доходов;

  6. степень контроля над бизнесом и степенью ликвидности активов.

Можно выделить три группы принципов оценки:

  1. основанные на представлениях собственника;

  2. связанные с эксплуатацией собственности;

  3. обусловленные действием рыночной среды.

Оценку бизнеса осуществляют с позиций трех подходов: доходного, затратного и сравнительного. Каждый подход позволяет подчеркнуть определенные характеристики объекта.

Бизнес, предприятие, фирма, капитал как объекты собственности и оценки

Собственность в обыденном понимании представлена своим внешним признаком - властью человека над вещью. Владеть вещью может только субъект: физическое или юридическое лицо, в том числе государство, делегирующее свое право собственности представителям администрации.

Субъект собственности - это экономически обособленное юридическое или физическое лицо, обладающее конкретным объектом (капиталом, землей и соответствующими экономическими интересами). Реализуя экономические интересы, субъекты вступают в экономические отношения, в частности по поводу владения, распоряжения и использования принадлежащих им объектов. Таким образом, собственность - это отношения между субъектами. Нет и не может быть отношений между субъектом и материальным (духовным) благом. Может быть только отношение между определенными субъектами по поводу владения, распоряжения и использования конкретного блага. Такое же понимание собственности заложено в основу всех экономическиx, юридических, организационно-управленческих процессов, в том числе в основу определения ее стоимости, в основу оценки. Рыночная оценка должна учитывать не только ценность составных элементов определенного объекта - совокупность факторов производства, но и экономических отношений, реализующих право собственности на него.

В современных условиях любой объект собственности может являться источником дохода и объектом рыночной сделки, в том числе таким объектом являются/ и права собственника. Особый интерес при этом представляет бизнес как процесс получения дохода, как собственность, приносящая доход. Основу бизнеса, его неотъемлемую суть составляет капитал. Капитал является материальной базой современной экономической системы. На разных ступенях развития экономическая наука определяла его по-разному. Однако большинство ученых и практиков давали более или менее одинаковое толкование данной категории: капитал - это богатство, средства производства, факторы производства, т.е. различные материально-вещественные формы инвестированного труда, труда, приносящего доход. Процесс получения дохода предполагает определенные экономические отношения, в том числе отношения собственности. Значит, кроме того, что капитал - это материально-вещественные факторы производства, это также экономические отношения между субъектами процесса создания дохода.

Собственность и капитал формируются и используются в рамках определенных организационных структур - предприятий, организаций, фирм, а также в сфере определенного бизнеса. Поэтому их рыночную оценку производят применительно к конкретной форме существования. Хотя предприятие и фирма своим внутренним экономическим содержанием имеют капитал, между ними существуют не только общие черты, но и отличия. Общим является материальная, трудовая, денежная, информационная основа, а отличия выражаются в нематериальных активах, оказывающих существенное влияние на эффективность, конкурентоспособность, положение на рынке и перспективы развития. В нематериальных активах фирмы/ выделяются фирменное имя, фирменные знаки, технологии, маркетинговая система, являющиеся дополнительным источником дохода, реализованным или потенциальным.

Бизнес - это конкретная деятельность, организованная в рамках определенной структуры. Главная ее цель - получение прибыли. Таким образом, капитал является основой, внутренним содержанием любого процесса создания продукта или услуги, осуществляемого с целью получения дохода. Получение дохода - это цель и конечный результат деятельности во многих сферах, отраслях экономики, т.е. цель и результат бизнеса. Любой бизнес имеет свою экономико-организационную форму в виде предприятия. Предприятие, стремясь занять свою собственную рыночную нишу, выделиться из среды подобных, закрепить свои специфические особенности, создает и регистрирует свои отличия в виде фирменного названия и атрибутов. Фирма - это вывеска, знак, имя конкретного предприятия, являющегося в данной сфере экономико-организационной формой бизнеса, имеющего в своей основе капитал.

Оценка предприятия как действующего применительно к оцен­ке имущественного комплекса предполагает, что весь имущест­венный комплекс останется в одних руках и будет продолжать использоваться для выпуска продукции определенного типа (возможно, обновленной). Тогда сохранятся рабочие места и источники поступлений в местный, региональный и федераль­ный бюджеты. При этом для оценки несущественно, в чьих руках окажется имущественный комплекс, если он сохраняется как действующий. В гл. 3, например, рассматривается продажа имущественного комплекса третьим лицам с изъятием его из фирм-банкротов.

Стоимость имущественного комплекса как действующего не обязательно должна совпадать со стоимостью компании, обла­дающей этим имущественным комплексом и рассматриваемой как действующая, так как:

• в компании могут иметься так называемые избыточные активы, которые не нужны для имущественного комплекса по выпуску и сбыту определенной продукции, но которые могут быть проданы и способны, следовательно, увеличить стоимость компании как действующей;

• стоимость имущественного комплекса как действующего, понимаемая в качестве вероятной выручки от его продажи в расчете на разумное время по поиску заинтересованных поку­пателей, не равна ценности этого комплекса для обладающей им фирмы в силу необходимости уменьшать эту величину при его продаже на сумму издержек трансакций по подготовке и осуществлению продажи комплекса.

В конкретных случаях могут существовать и иные причины.

Ликвидационная стоимость предприятия как имущественного комплекса представляет собой величину вероятной выручки от срочной распродажи входящих в этот комплекс активов, прав собственности и контрактных прав (в увязке с обязательствами по тем же контрактам) по частям. При такой распродаже мно­гие активы и права не смогут быть проданы в силу их низкой ликвидности, т.е. отсутствия по ним активной торговли и на­личия лишь узкого круга заинтересованных в подобных специ­альных активах и правах покупателей (за короткое время рас­продажи их, возможно, вообще не удастся отыскать). Следова­тельно, ликвидационная стоимость имущественного комплекса, как правило, ниже стоимости имущественного комплекса как действующего.

Основные приведенные в этой главе понятия систематизи­руются в схеме на рис. 1.

Оценка бизнеса

прямая соединительная линия 12прямая соединительная линия 11

Оценка стоимости компании

Оценка стоимости имущественного комплекса


прямая соединительная линия 5прямая соединительная линия 6прямая соединительная линия 7прямая соединительная линия 8

Оценка ликвидационной стоимости имущественного комплекса

Оценка стоимости имущественного комплекса как действующего

Оценка ликвидационной стоимости компании

Оценка стоимости компании как действующей


Рис. 1. Схема соподчиненности понятий при определении целей оценки бизнеса
Во вводной части заключения об оценке бизнеса (как доку­мента) должно обязательно содержаться указание, в рамках какого определения стоимости предприятия оценщик бизнеса устанавли­вает рыночную стоимость компании или имущественного ком­плекса.

Общепринятые стандарты стоимости в оценке бизнесе; представляют собой совокупности требований к оценке.

Различают четыре основных стандарта оценки бизнеса:

1) обоснованной рыночной стоимости;

2) обоснованной стоимости;

3) инвестиционной стоимости;

4) внутренней (фундаментальной) стоимости.

Все указанные стандарты предполагают, что оценка делает­ся в расчете на так называемые свободные, не вынужденные (в том числе административными вмешательствами), сделки по приобретению бизнеса или его долей.

В частности, покупателю не может быть предъявлено требо­вание о возмещении капиталовложений в инвестиционные проекты предприятия, начатые ранее в интересах получения последующих значительных положительных денежных потоков. В условиях свободной сделки покупатель предприятия (пакета его акций) готов заплатить за него (соответствующий пакет ак­ций) по максимуму ровно столько, сколько сам он за все время эксплуатации приобретаемого бизнеса сможет получить от при­былей (денежных потоков) приобретенного предприятия.

Основные различия указанных стандартов сводятся к сле­дующему.

Стандарт обоснованной рыночной стоимости предполагает, что оценка бизнеса (инвестиционного проекта) производится на основе информации (об имуществе, о текущей и прогнозной конъюнктуре на рынке сбыта и покупных ресурсов, деловых возможностях и пр.), которая равно доступна для любого по­тенциального покупателя и продавца бизнеса, для любого ин­вестора. Деловые возможности любого потенциального инве­стора, в частности, по финансированию проекта, по продажам, также считаются равными и неограниченными.

Стандарт обоснованной стоимости предполагает оценку биз­неса на основе равнодоступной для конкретных покупателя и продавца бизнеса указанной информации. Их деловые возмож­ности также предполагаются одинаковыми.

Стандарт инвестиционной стоимости предполагает оценку биз­неса (инвестиционного проекта) только на основе информирован­ности и деловых возможностей конкретного инвестора (следо­вательно, согласно этому стандарту оценка одного и того же про­екта будет разной для разных потенциальных инвесторов).

Стандарт внутренней (фундаментальной) стоимости предполага­ет оценку бизнеса (проекта) сторонним независимым оценщиком на основе его собственных информированности и представлении о деловых возможностях инвестора (что не исключает предостав­ления оценщику по его требованию необходимой для оценки ин­формации, которую он будет корректировать).

Обычно считается, что наиболее объективная оценка бизне­са (проекта) как такового (вне зависимости от того, кто будет вести бизнес — реализовывать проект) соответствует стандарту обоснованной рыночной стоимости. Наиболее практичным считается стандарт инвестиционной стоимости, в котором учи­тывается, что на практике трудно отделить оценку проекта как такового от возможностей его наилучшим способом оценить и реализовать, которыми обладает конкретный инвестор.

Влияние стандартов оценки бизнеса в наибольшей мере сказывается при прогнозировании денежных потоков (или при­былей и убытков) по проекту. На определение ставки дисконта влияние этих стандартов связано с тем, в какой мере для раз­ных субъектов оценки проекта доступна коммерческая и фи­нансовая информация об уровне и колеблемости дохода с ин­вестиций в рассматриваемой отрасли. Если при оценке исполь­зуется только общедоступная информация такого рода, то оценка скорее соответствует стандарту обоснованной рыночной стоимости. Если используется закрытая для прочих информа­ция, то оценка скорее соответствует стандарту инвестиционной стоимости.

Стандарт обоснованной рыночной стоимости, хотя и может показаться слишком теоретизированным, уже применяется в мире (преимущественно в англосаксонских странах) для опре­деления налогооблагаемой базы по налогу на имущество в час­ти финансовых активов предприятий, которые имеют на своем балансе акции закрытых дочерних компаний. При этом соот­ветствующие законы требуют, чтобы указанной налогооблагае­мой базой служила определенная специальными методами оценки бизнеса обоснованная рыночная стоимость дочерних закрытых компаний, пропорционально уменьшенная в соответ­ствии с долей материнской фирмы в дочерней компании.

Указанное требование обусловливает то, что западные кор­порации-налогоплательщики, чтобы обезопасить себя от пре­тензий налоговой инспекции, вынуждены привлекать к оценке обоснованной рыночной стоимости своих дочерних закрытых компаний и контрольных пакетов в них престижные оценоч­ные фирмы, в роли которых чаще всего выступают крупные аудиторские компании.

Стандарт обоснованной рыночной стоимости самым серь­езным образом ограничивает возможности применения сколь - либо сложных методов оценки бизнеса, так как они подразуме­вают привлечение большого массива внутренней информации предприятия. Поэтому можно сказать, что единственным под­ходом к оценке бизнеса, который действительно отвечает ука­занному стандарту, является рыночный подход (см. гл. 6). Только в нем используется общедоступная для всех рыночная инфор­мация.

Однако рыночный подход к оценке бизнеса может быть применен лишь к оценке рыночной стоимости закрытой либо недостаточно открытой для фондового рынка (следовательно, с недостаточно ликвидными акциями) компании. К оценке иму­щественных комплексов его нельзя применить, так как ни на фондовом, ни на каком другом рынке капитала имущественные комплексы не котируются и информация по ним не публикуется.

Стандарт обоснованной стоимости наиболее применим в западной практике в случаях, когда акционеры меньшинства опротестовывают через суд сделки по скупке от них акций бо­лее крупными акционерами тех же предприятий на основании предъявления к последним претензий по поводу несоблюдения при подготовке договорной цены купли-продажи указанного стандарта. Претензия состоит в том, что акционеры большин­ства в таких случаях зачастую не предоставляют контрагенту по сделке (акционеру меньшинства) той информации об истинных рыночных перспективах предприятия и подлинной рыночной стоимости его имущества, из которой исходят сами при опре­делении максимально допустимых цен на акции фирмы. Доказанная подобная информационная асимметрия может привести к аннулированию рассматриваемой сделки.

Очевидно, что данная ситуация имеет прямые аналогии и в отечественной практике, когда более крупные акционеры и ме­неджеры приватизированных предприятий на основе сходной информационной асимметрии (зачастую усиливая ее распространением ложной информации о заниженных перспекти­вах фирмы) скупают мелкие пакеты акций у работников прива­тизированных предприятий, которым к тому же задерживается выплата заработной платы.

Стандарт инвестиционной стоимости предполагает, что оценка бизнеса осуществляется исходя из информированности об имуществе и рыночных перспективах (на рынках сбыта и рынках покупных ресурсов) предприятия конкретного его ин­вестора (покупателя или продавца). Играют роль и деловые возможности конкретного инвестора: имеющиеся у него за рамками сделки по купле-продаже предприятия (увеличи­вающие его стоимость в глазах такого инвестора) активы, кото­рые могут быть использованы для развития бизнеса вместо вы­деления специального финансирования на цели их приобрете­ния или создания собственными силами; творческие возмож­ности (деловая фантазия) инвестора и пр.

Точно так же, как электрический ток пойдет между полю­сами тогда, когда между ними возникнет разность потенциа­лов, так и сделка по купле—продаже предприятия (пакета его акций) произойдет в условиях, когда инвестиционная стои­мость одного и того же предприятия с точки зрения продавца ниже, чем его инвестиционная стоимость с точки зрения поку­пателя.

Инвестиционная стоимость предприятия с точки зрения внешнего инвестора-покупателя называется внешней стоимо­стью предприятия.

Инвестиционная стоимость предприятия с точки зрения его действующих менеджеров и с учетом их планов называется стоимостью предприятия как есть.

Стандарт внутренней (фундаментальной) стоимости пред­приятия требует, чтобы оценка бизнеса производилась не про­сто на основе информации независимого аналитика, который должен учесть в этой оценке все влияющие на нее факторы (оценив предприятие всеми существующими методами оценки бизнеса и дав его итоговую оценку в зависимости от своей обоснованной степени доверия к этим методам в конкретной ситуации), но также с учетом того, что этот аналитик не оказы­вается вынужденным запрашивать информацию от одной из заинтересованных в оценке сторон (продавца или покупателя предприятия), тем самым подвергая себя зависимости от нее.

Практическим выводом из отмеченного выше оказывается то, что независимый аналитик (оценщик), чтобы выполнить стандарт внутренней (фундаментальной) стоимости, должен иметь собственный опыт работы в отрасли рассматриваемого предприятия и собственную независимую информацию о ней.

Стандарт внутренней (фундаментальной) стоимости пред­полагает также, что рассматриваемое предприятие должно быть оценено всеми существующими методами оценки бизнеса с получением итоговой оценки как средневзвешенной из всех определенных разными методами оценок (где в качестве весо­вых коэффициентов должны выступать специально обосновы­ваемые коэффициенты доверия оценщика к результатам при­менения того или иного метода оценки в конкретной оценоч­ной ситуации).

Приведенные стандарты оценки бизнеса применимы как к оценке компаний (их рыночной стоимости или, иными слова­ми, их рыночной капитализации), так и к оценке имуществен­ных комплексов независимо от того, кто ими владеет.

Помимо общепринятых международных стандартов в от­дельных странах разрабатывают и утверждают национальные стандарты оценки бизнеса, которые играют роль нормативных методических документов. Они тоже являются рамочными, не диктуют для каждого конкретного случая метод оценки. Однако эти национальные стандарты претендуют на то, чтобы упоря­дочивать способы расчета для разных методов оценки бизнеса и/используемую терминологию. Национальные стандарты за­крепляют то, на каком уровне и как видится методический ап­парат оценки бизнеса наиболее влиятельными теоретиками и практиками оценки бизнеса в той или иной стране.

Таким образом, предметом оценки бизнеса может быть как оценка рыночной стоимости за­крытой или недостаточно открытой для фондового рынка компании, так и оценка имущественного комплекса компании в целом либо имущественных комплексов по выпуску и продажам отдельных видов ее продукции.

В странах с неразвитым фондовым рынком все чаще предметом оценки бизнеса становится оценка имущественного комплекса.

Оценка рыночной стоимости (капитализации) компании может отличаться от оценки ее имущественного комплекса по отдельным видам продукции, если в предлагаемый к продаже имущественный комплекс не включается часть нецеле­вых обязательств компании, фактически взятых ею на себя в том числе в инте­ресах обеспечения выпуска и сбыта конкретной продукции.

Цели оценки бизнеса (предприятия) могут предполагать оценку предприятия или фирмы как действующих и оценку их ликвидационных стоимостей в расчете соответственно на быструю распродажу имущественного комплекса либо быст­рую ликвидацию компании как юридического лица со срочной распродажей ее имущества и одновременным погашением всех обязательств фирмы независимо от срока их погашения, предусмотренного в конкретных кредитных соглашениях.

Стандарты (международные) оценки бизнеса подразделяются в основном в зависимости от того, какие требования предъявляются к используемой в оценке информации. Стандарт обоснованной рыночной стоимости предусматривает, чтобы в оценке использовалась только общедоступная информация. Стандарт обоснованной стоимости требует хотя бы равнодоступности используемой для оценки информации как для конкретного покупателя, так и для конкретного про­давца бизнеса (нанятых ими оценщиков). Стандарт инвестиционной стоимости допускает оценку на основе индивидуальных представлений и деловых возмож­ностей по отдельности взятых конкретных покупателя и продавца. В стандарте внутренней (фундаментальной) стоимости подчеркивается обязанность незави­симого оценщика пользоваться в первую очередь доступной ему исчерпывающей информацией (а также учесть все факторы, влияющие на оценку, и внести необ­ходимые корректировки независимо от применяемого метода оценки).

Вопросы, рассматриваемые на практическом занятии:

1. Факторы, влияющие на стоимость предприятия и его имущества. По­нятия: цена, затраты, стоимость, себестоимость (общие характеристики и различия).

2. Принципы оценки бизнеса.

3. Подходы к оценке бизнеса: доходный, сравнительный и затратный.

Темы докладов (рефератов):

  1. Модель арбитражного ценообразования и ее применение при оп­ределении ставки дисконтирования.

  2. Практические аспекты применения метода кумулятивного по­строения.

  3. Практические аспекты расчета стоимости бизнеса на основе ры­ночных мультипликаторов.

  4. Оценка дебиторской задолженности предприятия.

Литература: 2, 22, 23, 28
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«оценка стоимости бизнеса» iconУчебно-методический комплекс дисциплины р. 2 «Оценка стоимости бизнеса»
Целью изучения дисциплины «Оценка стоимости бизнеса» является получение и закрепление студентами знаний в области теории и практики...
«оценка стоимости бизнеса» icon1. Понятия, цели и принципы оценки бизнеса
По мере развития рыночных отношений потребность в оценке стоимости объектов собственности существенно возрастает. При этом может...
«оценка стоимости бизнеса» iconП. П. Воличенко Оценка стоимости активов и бизнеса
«Финансы и кредит», специализация «Экономическая безопасность хозяйствующих субъектов»
«оценка стоимости бизнеса» iconДиссертация на тему: «Оценка стоимости брэнда» Работу
Практический пример расчета стоимости брэндов по методике v-ratio и Interbrand 60
«оценка стоимости бизнеса» iconРабочая программа учебной дисциплины «оценка стоимости бизнеса»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла студентам очной формыобучения...
«оценка стоимости бизнеса» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Оценка бизнеса»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Оценка бизнеса» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
«оценка стоимости бизнеса» iconРеферат (Реф)
Общетеоретические и методологические проблемы экономики, оценка бизнеса, рынок жилья, безопасность бизнеса 7
«оценка стоимости бизнеса» iconКурсовая работа определение рыночной стоимости объекта недвижимости...
По дисциплине: «Оценка недвижимости» (или «Экономический анализ и оценка недвижимости»)
«оценка стоимости бизнеса» iconРефератов по дисциплине «Инвестиции на рынке товаров и услуг»
Оценка бизнеса. Особенности применения метода сравнительного анализа продаж при оценке бизнеса
«оценка стоимости бизнеса» iconРеферат на тему: Учет и оценка основных фондов. Виды стоимости: первоначальная,...
Тема учет и оценка основных фондов. Виды стоимости: первоначальная, балансовая, остаточная, восстановительная, ликвидационная. Износ...
«оценка стоимости бизнеса» icon«Оценка стоимости компании в сделках слияния и поглощения»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«оценка стоимости бизнеса» iconШор Д. М. Виды стоимости ценных бумаг
Для принятия инвестиционных решений необходимо строгое расчетное обоснование стоимости ценных бумаг. Можно выделить пять основных...
«оценка стоимости бизнеса» iconРабочая программа дисциплины «Оценка рыночной стоимости в строительстве» для специальности
«Сметная документация, нормирование и ценообразование строительных работ и строительной продукции»
«оценка стоимости бизнеса» iconКурс лекций 1 Оценка стоимости машин, оборудования и транспортных средств 1
С. П. Хлопушина от «1» 09 2012г протокол №1 от «22» 08 2012г
«оценка стоимости бизнеса» iconПрограмма для бакалавров «Оценка имущества»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
«оценка стоимости бизнеса» iconОценка стоимости бренда и товарного знака профессионального футбольного клуба
Работа выполнена на кафедре Оценочной деятельности, фондового рынка и налогообложения Московской финансово-промышленной академии


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск