Оценка стоимости бренда и товарного знака профессионального футбольного клуба





Скачать 354.22 Kb.
НазваниеОценка стоимости бренда и товарного знака профессионального футбольного клуба
страница1/2
Дата публикации02.04.2015
Размер354.22 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Экономика > Автореферат
  1   2

На правах рукописи

Черепанов Владимир Юрьевич
ОЦЕНКА СТОИМОСТИ БРЕНДА И ТОВАРНОГО ЗНАКА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ФУТБОЛЬНОГО КЛУБА


Специальность 08.00.10 — Финансы, денежное обращение и кредит

АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание учёной степени

кандидата экономических наук

Москва — 2011

Работа выполнена на кафедре Оценочной деятельности, фондового рынка и налогообложения Московской финансово-промышленной академии
Научный руководитель: кандидат экономических наук, доцент

Косорукова Ирина Вячеславовна
Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Рутгайзер Валерий Максович
кандидат экономических наук

Подшиваленко Денис Валерьевич
Ведущая организация: Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Защита состоится «29» июня 2011 г. в 13 час. 00 мин. на заседании Диссертационного совета Д 521.042.02 при Московской финансово-промышленной академии по адресу: 105318, г. Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, конференц-зал 410.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Академии.
Автореферат разослан «28» мая 2011 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат экономических наук



Е.В. Улитина


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ


Актуальность темы исследования. В последние годы в РФ управление субъектами хозяйствования ориентировано на рост стоимости бизнеса. Объектом управления выступают денежные потоки, создаваемые их активами; при этом все большее значение начинают приобретать нематериальные активы. В связи с этим у менеджеров возникла потребность формирования и эффективного управления последними.

Во многих отраслях экономики значительную часть нематериальных активов хозяйствующих субъектов формируют бренды и товарные знаки1.

В настоящее время профессиональный футбол является частью социальной сферы, области оказания услуг и является объектом предпринимательства. Согласно отчету международной аудиторской и консалтинговой компании Deloitte «Deloitte’s Football Money League» за 2011 г. лучшие двадцать европейских футбольных клубов в сезоне 2009-2010 гг. заработали общий доход в 4,3 млрд. евро. Поэтому вопросы увеличения стоимости и совершенствования управления нематериальными активами профессиональных футбольных клубов (далее — ПФК), не менее актуальны, чем для остальных субъектов бизнеса. При оценке эффективности управления их деятельностью наряду с финансовыми, спортивными и другими показателями, должны присутствовать показатели, характеризующие эффективность управления брендом и товарным знаком клуба.

Нарастание проблемы эффективного управления и оценки стоимости брендов и товарных знаков среди российских ПФК связано с увеличением их выручки, бюджета, роста внимания со стороны болельщиков и инвесторов, а также получением права на проведение чемпионата мира по футболу в 2018 г., что свидетельствует о повышенном внимании к отечественному футболу и развитии футбольной индустрии.

Степень разработанности проблемы. Вопросам оценки стоимости нематериальных активов, брендов и товарных знаков в частности, уделено внимание в исследованиях зарубежных и российских специалистов: Г.Г. Азгальдова, С. Гордона, А.Г. Грязновой, В.В. Зотова, А.Н. Козырева, И.В. Косоруковой, Ю.Б. Леонтьева, Х.А. Мамаджанова, Н.Ю. Пузыни, Р. Рейли, В.М. Рутгайзера, А.Г. Санникова, Д. Хитчнера и др. Значительный вклад в решение проблемы управления марочным капиталом и брендами внесли ученые: Д. Аакер, Б. Джанелл, Э. Йохимштайлер, Ж-Н Капферер, К.Л. Келлер, В.Е. Китайский, В.Л. Музыкант, П. Стюарт, А. Эллвуд и др. Развитие рыночных отношений в спорте и спортивной индустрии освещены в работах М. Брукса, В.А. Леднева, Б. Муллина, А.В. Орлова, И.И. Переверзина, В. Суттона, М. Томича, Ф. Шаафа, М. Шанка и др.

В их исследованиях в общих чертах проанализированы современные методы оценки стоимости брендов и товарных знаков, обоснованы рекомендации по увеличению их стоимости и правовой охраны, продвижения и позиционирования на рынке, сформулированы проблемы менеджмента в спорте, исследована специфика коммерческой деятельности спортивных организаций в условиях рыночных отношений, взаимодействие со спонсорами, болельщиками и соответствующими государственными органами.

Вместе с тем, в этих работах не идентифицирован бренд ПФК как объект стоимостной оценки, не разработана методика оценки стоимости брендов и товарных знаков ПФК, учитывающая специфику их деятельности. Кроме того, не исследованы способы расчета ставки дисконтирования бренда и товарного знака ПФК, не определена совокупность факторов, оказывающих влияние на их стоимость. Таким образом, в опубликованных работах проанализирована оценка стоимости бренда и товарного знака ПФК не как самостоятельная проблема.

Это подтверждает актуальность темы диссертации с теоретической и практической точек зрения, что определило цель и задачи исследования.

Цель исследования состоит в решении научной задачи по обоснованию и выработке практических рекомендаций по оценке стоимости бренда и товарного знака ПФК.

Реализация цели потребовала решения следующих задач:

  1. Раскрыть особенности бренда и товарного знака ПФК, их экономическую сущность и содержание для идентификации как объекта оценки.

  2. Провести сравнительный анализ и разработать группировку методов оценки стоимости брендов и товарных знаков для определения предпочтительности их использования при оценке стоимости бренда и товарного знака ПФК.

  3. Выявить ключевые факторы, оказывающие влияние на итоговую величину стоимости бренда и товарного знака ПФК.

  4. Разработать методику расчета индекса бренда ПФК для определения величины генерируемых им денежных потоков.

  5. Разработать методику расчета ставки дисконтирования бренда и товарного знака ПФК.

  6. Создать методику определения величины функционального устаревания товарного знака ПФК для повышения достоверности и обоснованности результатов оценки в затратном подходе.

Объектом исследования выступает стоимость бренда и товарного знака ПФК.

Предметом исследования являются методы оценки стоимости бренда и товарного знака ПФК.

Теоретические и методологические основы исследования. Теоретической базой исследования являются труды отечественных и зарубежных авторов в области оценки стоимости нематериальных активов и предприятий, экономики спорта, спортивного менеджмента и маркетинга.

Методологическая основа исследования базируется на использовании анализа и синтеза, индукции и дедукции, сравнительного анализа, такого принципа познания как общее, особенное и единичное. В диссертации использованы методы корреляционно-регрессионного анализа, некоторые методы финансовой математики.

Информационную базу исследования составили специализированные интернет-сайты, финансовая отчетность ПФК, данные международных консалтинговых компаний BBDO Consulting, Brand Finance, FutureBrand, Delloite&Touche, а также материалы, собранные и обработанные автором работы в ходе апробации.

Наиболее существенные новые результаты, полученные лично и выносимые на защиту:

  1. Доказано, что под брендом ПФК для целей оценки следует понимать совокупность исключительных прав на использование репутации главного тренера и игроков команды, зависящей, главным образом, от спортивных результатов клуба и числа его болельщиков. Исключительные права на бренд не могут быть юридически оформлены, выступать объектом гражданских прав, быть самостоятельным объектом оценочной деятельности и бухгалтерского учета, так как относятся к неидентифицируемым нематериальным активам. Раскрыто, что бренд ПФК создает клубу конкурентные преимущества, может быть объектом управленческого анализа, и имеет стоимость, которую можно рассчитать и управлять ею.

Предложенное определение бренда ПФК развивает и дополняет понятийный аппарат, позволяет рассчитать его стоимость.

  1. Разработана группировка методов оценки стоимости бренда и товарного знака к числу которых относятся: метод расчета добавленной экономической стоимости, ценовой премии, освобождения от роялти, выделения доли лицензиара в прибыли лицензиата, экономии затрат, чувствительности, сравнения продаж, исторических затрат, расчета затрат на воспроизводство, расчета затрат на замещения, оценки по предполагаемой стоимости рекламы.

В основе группировки лежат признаки: ключевые критерии формирования стоимости, способ определения экономического эффекта, оцениваемый объект, вида определяемой стоимости, оформление результатов оценки.

Разработанная группировка позволяет выбрать метод оценки стоимости бренда и товарного знака ПФК в рамках доходного, сравнительного и затратного подходов, а также согласовать полученные результаты при определении итоговой величины стоимости любого бренда и товарного знака, в т.ч. бренда и товарного знака ПФК.

Обосновано, что при оценке стоимости бренда ПФК следует применять метод расчета добавленной экономической стоимости, при оценке стоимости товарного знака ПФК — методы освобождения от роялти и расчета затрат на воспроизводство.

  1. Раскрыты ключевые факторы, влияющие на стоимость бренда и товарного знака ПФК: спортивные достижения команды, личные спортивные достижения игроков, размер бюджета, наличие контрактов со спонсорами, местоположение клуба, реализуемая клубом трансферная политика, численность болельщиков, средняя посещаемость матчей, организационно-управленческая структура клуба, развитость принадлежащей клубу инфраструктуры, степень юридической защищенности исключительных прав, количество (в среднем) телетрансляций матчей команды. Ключевые факторы были сгруппированы на факторы внешней (экономические, социальные, географические) и внутренней среды.

Выявленная совокупность факторов и их последующая группировка актуальны для оценщиков для адекватной интерпретации полученных результатов стоимости, для менеджеров ПФК — в целях принятия управленческих решений за счет воздействия на данные факторы.

  1. Разработана методика расчета индекса бренда ПФК. Отличие данной методики от существующих состоит в учете стратегических источников стоимости ПФК: посещаемость матчей, лояльность болельщиков, выигранные трофеи клуба (спортивные достижения), спонсоры, состав игроков, стадион ПФК, качество и ассортимент атрибутики, фирменный стиль и дизайн, реклама, местоположение ПФК.

Предложенная методика расчета индекса бренда ПФК позволяет учитывать специфику деятельности ПФК как субъектов экономических отношений и самостоятельных объектов инвестирования.

  1. Разработана методика расчета ставки дисконтирования:

для бренда ПФК на основе модифицированной модели оценки капитальных активов и модифицированного метода кумулятивного построения. Модификация модели оценки капитальных активов заключается в анализе и количественном определении премии инвестирования в бренд ПФК, а модификация метода кумулятивного построения — в оценке критериев исходного состава факторов риска.

для товарного знака ПФК на основе модифицированного метода кумулятивного построения. Модификация метода кумулятивного построения заключается в составе факторов риска и критериев их оценки.

Разработанная методика расчета ставки дисконтирования позволяет повысить достоверность и обоснованность полученных результатов оценки стоимости бренда и товарного знака ПФК в рамках доходного подхода.

  1. Разработана методика определения величины функционального устаревания товарного знака ПФК, суть которой заключается в балльной оценке выполняемых товарным знаком ПФК функций (индивидуализирующей, информационной, рекламной, конкурентной, охранной) по предложенным автором критериям.

Данный способ расчета функционального устаревания товарного знака позволяет повысить объективность и обоснованность полученных результатов оценки стоимости товарного знака ПФК в рамках затратного подхода.

Наиболее существенные результаты соответствуют п. 5.1. Теория, методология и концептуальные основы формирования стоимости различных объектов собственности паспорта специальности 08.00.10 — Финансы, денежное обращение и кредит (ч. I, р. 5).

Научная новизна исследования состоит в разработке методики оценки стоимости товарного знака и бренда профессионального футбольного клуба, которая позволяет учесть специфику его деятельности, обеспечить достоверность и обоснованность результатов оценки, принять управленческие решения, направленные на рост стоимости бренда и товарного знака ПФК.

Теоретическая значимость исследования развивает теорию оценки и управления стоимостью, спортивного менеджмента и маркетинга.

Полученные теоретические положения и выводы способствуют дальнейшему накоплению теоретического знания о сущности бренда и товарного знака ПФК, оценки их стоимости и управления на основе стоимостного подхода.

Практическая значимость исследования заключается в возможности применения разработанной методики оценки стоимости бренда и товарного знака ПФК, повышения эффективности управления их стоимостью, увеличения степени конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российских футбольных клубов.

Выводы и результаты работы ориентированы на использование оценщиками для анализа, достоверности и интерпретации полученных результатов оценки; менеджерами для оценки эффективности управленческих решений на основе стоимостного подхода.

Материалы диссертации целесообразно использовать в образовательном процессе в дисциплинах: «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)», «Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности» при обучении студентов, магистров, слушателей групп профессиональной переподготовки оценщиков и спортивных менеджеров.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования были освещены в докладах «Оценка стоимости бренда (торговой марки)» на втором Международном научном конгрессе «Роль бизнеса в трансформации российского общества — 2007» (в апреле 2007 г.), «Оценка стоимости спортивных брендов» на третьем Международном научном конгрессе «Роль бизнеса в трансформации российского общества — 2008» (в апреле 2008 г.), «Факторы стоимости бренда профессионального футбольного клуба» на пятом Международном научном конгрессе «Роль бизнеса в трансформации российского общества — 2010» (в апреле 2010 г.), «Определение величины функционального устаревания товарного знака футбольного клуба» на шестом Международном научном конгрессе «Роль бизнеса в трансформации российского общества — 2011» (в апреле 2011 г.), «Сколько стоит бренд футбольного клуба?» на второй Всероссийской научно-практической конференции «Развитие саморегулирования оценочной деятельности: конкуренция, стандартизация и подготовка кадров» (в июне 2009 г.).

Материалы диссертации применены при разработке (в соавторстве) учебного пособия «Оценочная деятельность. Оценка стоимости имущества. Книга 2» и при преподавании курсов «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)», «Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности» в МФПА.

Результаты исследования использовались при оценке стоимости исключительных прав на товарные знаки, в т.ч. на товарные знаки ПФК, в ЗАО «Рыночные оценочные системы», ООО «Центр независимой оценки и консалтинга», что подтверждается соответствующими справками о внедрении.

Полнота публикаций. Основное содержание диссертации опубликовано в 9 научных работах общим объемом 5,0 п.л., 3 из которых в изданиях, рекомендованных ВАК.

Структура и содержание работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Диссертация содержит 8 рисунков, 35 таблиц, 7 приложений, дополняющих исследование. Общий объем работы составляет 148 страниц.

Структура диссертации обусловлена ее целью и задачами, порядок изложения определен логикой, что отражено в плане диссертации:

Введение

Глава 1. Теоретические основы оценки стоимости бренда и товарного знака ПФК.

1.1. Общая характеристика бренда и товарного знака профессионального футбольного клуба и составляющих их имиджа.

1.2. Бренд и товарный знак как объекты профессиональной оценки, бухгалтерского и налогового учета.

1.3. Анализ формирования бренда и товарного знака в индустрии футбола.

Глава 2. Разработка методики оценки стоимости бренда и товарного знака профессионального футбольного клуба.

2.1. Анализ применения существующих подходов и методов оценки при расчете стоимости бренда и товарного знака профессионального футбольного клуба.

2.2. Факторы, влияющие на величину стоимости бренда и товарного знака профессионального футбольного клуба.

2.3. Оценка стоимости бренда и товарного знака профессионального футбольного клуба: общие положения методики.

Глава 3. Применение методики оценки стоимости бренда и товарного знака профессионального футбольного клуба.

3.1. Апробация методики оценки стоимости бренда профессионального футбольного клуба.

3.2. Реализация методики оценки стоимости товарного знака профессионального футбольного клуба.

3.3. Согласование итоговой величины стоимости брендов и товарных знаков, полученных разными методами.

Заключение

Список использованных источников

Приложения
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Оценка стоимости бренда и товарного знака профессионального футбольного клуба iconУчебно-методический комплекс дисциплины р. 2 «Оценка стоимости бизнеса»
Целью изучения дисциплины «Оценка стоимости бизнеса» является получение и закрепление студентами знаний в области теории и практики...
Оценка стоимости бренда и товарного знака профессионального футбольного клуба iconДиссертация на тему: «Оценка стоимости брэнда» Работу
Практический пример расчета стоимости брэндов по методике v-ratio и Interbrand 60
Оценка стоимости бренда и товарного знака профессионального футбольного клуба icon«Оценка стоимости компании в сделках слияния и поглощения»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Оценка стоимости бренда и товарного знака профессионального футбольного клуба icon1. Понятия, цели и принципы оценки бизнеса
По мере развития рыночных отношений потребность в оценке стоимости объектов собственности существенно возрастает. При этом может...
Оценка стоимости бренда и товарного знака профессионального футбольного клуба iconКурсовая работа определение рыночной стоимости объекта недвижимости...
По дисциплине: «Оценка недвижимости» (или «Экономический анализ и оценка недвижимости»)
Оценка стоимости бренда и товарного знака профессионального футбольного клуба iconК Контракту Приказом №13-05
Правил. Клуб, в случае систематического нарушения Членом клуба графика работы клуба (выход из клуба после окончания работы клуба)...
Оценка стоимости бренда и товарного знака профессионального футбольного клуба icon«оценка стоимости бизнеса»

Оценка стоимости бренда и товарного знака профессионального футбольного клуба iconРабочая программа по дисциплине оценка стоимости недвижимости направление...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Оценка стоимости бренда и товарного знака профессионального футбольного клуба iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«товарное хозяйство» и «рыночное хозяйство». В принципе, здесь нет особого противоречия, поскольку рынок – неотъемлемый компонент...
Оценка стоимости бренда и товарного знака профессионального футбольного клуба icon1. Теоретико-методологические основы исследования позиционирования бренда
Специфика стратегии позиционирования бренда компании ХХХ как pr-инструментарий 10
Оценка стоимости бренда и товарного знака профессионального футбольного клуба iconП. П. Воличенко Оценка стоимости активов и бизнеса
«Финансы и кредит», специализация «Экономическая безопасность хозяйствующих субъектов»
Оценка стоимости бренда и товарного знака профессионального футбольного клуба iconРеферат на тему: Учет и оценка основных фондов. Виды стоимости: первоначальная,...
Тема учет и оценка основных фондов. Виды стоимости: первоначальная, балансовая, остаточная, восстановительная, ликвидационная. Износ...
Оценка стоимости бренда и товарного знака профессионального футбольного клуба iconРабочая программа учебной дисциплины «оценка стоимости бизнеса»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла студентам очной формыобучения...
Оценка стоимости бренда и товарного знака профессионального футбольного клуба iconШор Д. М. Виды стоимости ценных бумаг
Для принятия инвестиционных решений необходимо строгое расчетное обоснование стоимости ценных бумаг. Можно выделить пять основных...
Оценка стоимости бренда и товарного знака профессионального футбольного клуба iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Одним из вариантов решения данной проблемы является создание сильного бренда работодателя (hr бренда), способного привлекать талантливых...
Оценка стоимости бренда и товарного знака профессионального футбольного клуба iconРабочая программа дисциплины «Оценка рыночной стоимости в строительстве» для специальности
«Сметная документация, нормирование и ценообразование строительных работ и строительной продукции»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск