Скачать 354.22 Kb.
|
На правах рукописи Черепанов Владимир Юрьевич ОЦЕНКА СТОИМОСТИ БРЕНДА И ТОВАРНОГО ЗНАКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ФУТБОЛЬНОГО КЛУБА Специальность 08.00.10 — Финансы, денежное обращение и кредит АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата экономических наук Москва — 2011 Работа выполнена на кафедре Оценочной деятельности, фондового рынка и налогообложения Московской финансово-промышленной академии Научный руководитель: кандидат экономических наук, доцент Косорукова Ирина Вячеславовна Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор Рутгайзер Валерий Максович кандидат экономических наук Подшиваленко Денис Валерьевич Ведущая организация: Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации» Защита состоится «29» июня 2011 г. в 13 час. 00 мин. на заседании Диссертационного совета Д 521.042.02 при Московской финансово-промышленной академии по адресу: 105318, г. Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, конференц-зал 410. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Академии. Автореферат разослан «28» мая 2011 г.
Актуальность темы исследования. В последние годы в РФ управление субъектами хозяйствования ориентировано на рост стоимости бизнеса. Объектом управления выступают денежные потоки, создаваемые их активами; при этом все большее значение начинают приобретать нематериальные активы. В связи с этим у менеджеров возникла потребность формирования и эффективного управления последними. Во многих отраслях экономики значительную часть нематериальных активов хозяйствующих субъектов формируют бренды и товарные знаки1. В настоящее время профессиональный футбол является частью социальной сферы, области оказания услуг и является объектом предпринимательства. Согласно отчету международной аудиторской и консалтинговой компании Deloitte «Deloitte’s Football Money League» за 2011 г. лучшие двадцать европейских футбольных клубов в сезоне 2009-2010 гг. заработали общий доход в 4,3 млрд. евро. Поэтому вопросы увеличения стоимости и совершенствования управления нематериальными активами профессиональных футбольных клубов (далее — ПФК), не менее актуальны, чем для остальных субъектов бизнеса. При оценке эффективности управления их деятельностью наряду с финансовыми, спортивными и другими показателями, должны присутствовать показатели, характеризующие эффективность управления брендом и товарным знаком клуба. Нарастание проблемы эффективного управления и оценки стоимости брендов и товарных знаков среди российских ПФК связано с увеличением их выручки, бюджета, роста внимания со стороны болельщиков и инвесторов, а также получением права на проведение чемпионата мира по футболу в 2018 г., что свидетельствует о повышенном внимании к отечественному футболу и развитии футбольной индустрии. Степень разработанности проблемы. Вопросам оценки стоимости нематериальных активов, брендов и товарных знаков в частности, уделено внимание в исследованиях зарубежных и российских специалистов: Г.Г. Азгальдова, С. Гордона, А.Г. Грязновой, В.В. Зотова, А.Н. Козырева, И.В. Косоруковой, Ю.Б. Леонтьева, Х.А. Мамаджанова, Н.Ю. Пузыни, Р. Рейли, В.М. Рутгайзера, А.Г. Санникова, Д. Хитчнера и др. Значительный вклад в решение проблемы управления марочным капиталом и брендами внесли ученые: Д. Аакер, Б. Джанелл, Э. Йохимштайлер, Ж-Н Капферер, К.Л. Келлер, В.Е. Китайский, В.Л. Музыкант, П. Стюарт, А. Эллвуд и др. Развитие рыночных отношений в спорте и спортивной индустрии освещены в работах М. Брукса, В.А. Леднева, Б. Муллина, А.В. Орлова, И.И. Переверзина, В. Суттона, М. Томича, Ф. Шаафа, М. Шанка и др. В их исследованиях в общих чертах проанализированы современные методы оценки стоимости брендов и товарных знаков, обоснованы рекомендации по увеличению их стоимости и правовой охраны, продвижения и позиционирования на рынке, сформулированы проблемы менеджмента в спорте, исследована специфика коммерческой деятельности спортивных организаций в условиях рыночных отношений, взаимодействие со спонсорами, болельщиками и соответствующими государственными органами. Вместе с тем, в этих работах не идентифицирован бренд ПФК как объект стоимостной оценки, не разработана методика оценки стоимости брендов и товарных знаков ПФК, учитывающая специфику их деятельности. Кроме того, не исследованы способы расчета ставки дисконтирования бренда и товарного знака ПФК, не определена совокупность факторов, оказывающих влияние на их стоимость. Таким образом, в опубликованных работах проанализирована оценка стоимости бренда и товарного знака ПФК не как самостоятельная проблема. Это подтверждает актуальность темы диссертации с теоретической и практической точек зрения, что определило цель и задачи исследования. Цель исследования состоит в решении научной задачи по обоснованию и выработке практических рекомендаций по оценке стоимости бренда и товарного знака ПФК. Реализация цели потребовала решения следующих задач:
Объектом исследования выступает стоимость бренда и товарного знака ПФК. Предметом исследования являются методы оценки стоимости бренда и товарного знака ПФК. Теоретические и методологические основы исследования. Теоретической базой исследования являются труды отечественных и зарубежных авторов в области оценки стоимости нематериальных активов и предприятий, экономики спорта, спортивного менеджмента и маркетинга. Методологическая основа исследования базируется на использовании анализа и синтеза, индукции и дедукции, сравнительного анализа, такого принципа познания как общее, особенное и единичное. В диссертации использованы методы корреляционно-регрессионного анализа, некоторые методы финансовой математики. Информационную базу исследования составили специализированные интернет-сайты, финансовая отчетность ПФК, данные международных консалтинговых компаний BBDO Consulting, Brand Finance, FutureBrand, Delloite&Touche, а также материалы, собранные и обработанные автором работы в ходе апробации. Наиболее существенные новые результаты, полученные лично и выносимые на защиту:
Предложенное определение бренда ПФК развивает и дополняет понятийный аппарат, позволяет рассчитать его стоимость.
В основе группировки лежат признаки: ключевые критерии формирования стоимости, способ определения экономического эффекта, оцениваемый объект, вида определяемой стоимости, оформление результатов оценки. Разработанная группировка позволяет выбрать метод оценки стоимости бренда и товарного знака ПФК в рамках доходного, сравнительного и затратного подходов, а также согласовать полученные результаты при определении итоговой величины стоимости любого бренда и товарного знака, в т.ч. бренда и товарного знака ПФК. Обосновано, что при оценке стоимости бренда ПФК следует применять метод расчета добавленной экономической стоимости, при оценке стоимости товарного знака ПФК — методы освобождения от роялти и расчета затрат на воспроизводство.
Выявленная совокупность факторов и их последующая группировка актуальны для оценщиков для адекватной интерпретации полученных результатов стоимости, для менеджеров ПФК — в целях принятия управленческих решений за счет воздействия на данные факторы.
Предложенная методика расчета индекса бренда ПФК позволяет учитывать специфику деятельности ПФК как субъектов экономических отношений и самостоятельных объектов инвестирования.
для бренда ПФК на основе модифицированной модели оценки капитальных активов и модифицированного метода кумулятивного построения. Модификация модели оценки капитальных активов заключается в анализе и количественном определении премии инвестирования в бренд ПФК, а модификация метода кумулятивного построения — в оценке критериев исходного состава факторов риска. для товарного знака ПФК на основе модифицированного метода кумулятивного построения. Модификация метода кумулятивного построения заключается в составе факторов риска и критериев их оценки. Разработанная методика расчета ставки дисконтирования позволяет повысить достоверность и обоснованность полученных результатов оценки стоимости бренда и товарного знака ПФК в рамках доходного подхода.
Данный способ расчета функционального устаревания товарного знака позволяет повысить объективность и обоснованность полученных результатов оценки стоимости товарного знака ПФК в рамках затратного подхода. Наиболее существенные результаты соответствуют п. 5.1. Теория, методология и концептуальные основы формирования стоимости различных объектов собственности паспорта специальности 08.00.10 — Финансы, денежное обращение и кредит (ч. I, р. 5). Научная новизна исследования состоит в разработке методики оценки стоимости товарного знака и бренда профессионального футбольного клуба, которая позволяет учесть специфику его деятельности, обеспечить достоверность и обоснованность результатов оценки, принять управленческие решения, направленные на рост стоимости бренда и товарного знака ПФК. Теоретическая значимость исследования развивает теорию оценки и управления стоимостью, спортивного менеджмента и маркетинга. Полученные теоретические положения и выводы способствуют дальнейшему накоплению теоретического знания о сущности бренда и товарного знака ПФК, оценки их стоимости и управления на основе стоимостного подхода. Практическая значимость исследования заключается в возможности применения разработанной методики оценки стоимости бренда и товарного знака ПФК, повышения эффективности управления их стоимостью, увеличения степени конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российских футбольных клубов. Выводы и результаты работы ориентированы на использование оценщиками для анализа, достоверности и интерпретации полученных результатов оценки; менеджерами для оценки эффективности управленческих решений на основе стоимостного подхода. Материалы диссертации целесообразно использовать в образовательном процессе в дисциплинах: «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)», «Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности» при обучении студентов, магистров, слушателей групп профессиональной переподготовки оценщиков и спортивных менеджеров. Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования были освещены в докладах «Оценка стоимости бренда (торговой марки)» на втором Международном научном конгрессе «Роль бизнеса в трансформации российского общества — 2007» (в апреле 2007 г.), «Оценка стоимости спортивных брендов» на третьем Международном научном конгрессе «Роль бизнеса в трансформации российского общества — 2008» (в апреле 2008 г.), «Факторы стоимости бренда профессионального футбольного клуба» на пятом Международном научном конгрессе «Роль бизнеса в трансформации российского общества — 2010» (в апреле 2010 г.), «Определение величины функционального устаревания товарного знака футбольного клуба» на шестом Международном научном конгрессе «Роль бизнеса в трансформации российского общества — 2011» (в апреле 2011 г.), «Сколько стоит бренд футбольного клуба?» на второй Всероссийской научно-практической конференции «Развитие саморегулирования оценочной деятельности: конкуренция, стандартизация и подготовка кадров» (в июне 2009 г.). Материалы диссертации применены при разработке (в соавторстве) учебного пособия «Оценочная деятельность. Оценка стоимости имущества. Книга 2» и при преподавании курсов «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)», «Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности» в МФПА. Результаты исследования использовались при оценке стоимости исключительных прав на товарные знаки, в т.ч. на товарные знаки ПФК, в ЗАО «Рыночные оценочные системы», ООО «Центр независимой оценки и консалтинга», что подтверждается соответствующими справками о внедрении. Полнота публикаций. Основное содержание диссертации опубликовано в 9 научных работах общим объемом 5,0 п.л., 3 из которых в изданиях, рекомендованных ВАК. Структура и содержание работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Диссертация содержит 8 рисунков, 35 таблиц, 7 приложений, дополняющих исследование. Общий объем работы составляет 148 страниц. Структура диссертации обусловлена ее целью и задачами, порядок изложения определен логикой, что отражено в плане диссертации: Введение Глава 1. Теоретические основы оценки стоимости бренда и товарного знака ПФК. 1.1. Общая характеристика бренда и товарного знака профессионального футбольного клуба и составляющих их имиджа. 1.2. Бренд и товарный знак как объекты профессиональной оценки, бухгалтерского и налогового учета. 1.3. Анализ формирования бренда и товарного знака в индустрии футбола. Глава 2. Разработка методики оценки стоимости бренда и товарного знака профессионального футбольного клуба. 2.1. Анализ применения существующих подходов и методов оценки при расчете стоимости бренда и товарного знака профессионального футбольного клуба. 2.2. Факторы, влияющие на величину стоимости бренда и товарного знака профессионального футбольного клуба. 2.3. Оценка стоимости бренда и товарного знака профессионального футбольного клуба: общие положения методики. Глава 3. Применение методики оценки стоимости бренда и товарного знака профессионального футбольного клуба. 3.1. Апробация методики оценки стоимости бренда профессионального футбольного клуба. 3.2. Реализация методики оценки стоимости товарного знака профессионального футбольного клуба. 3.3. Согласование итоговой величины стоимости брендов и товарных знаков, полученных разными методами. Заключение Список использованных источников Приложения |
Учебно-методический комплекс дисциплины р. 2 «Оценка стоимости бизнеса» Целью изучения дисциплины «Оценка стоимости бизнеса» является получение и закрепление студентами знаний в области теории и практики... | Диссертация на тему: «Оценка стоимости брэнда» Работу Практический пример расчета стоимости брэндов по методике v-ratio и Interbrand 60 | ||
«Оценка стоимости компании в сделках слияния и поглощения» Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | 1. Понятия, цели и принципы оценки бизнеса По мере развития рыночных отношений потребность в оценке стоимости объектов собственности существенно возрастает. При этом может... | ||
Курсовая работа определение рыночной стоимости объекта недвижимости... По дисциплине: «Оценка недвижимости» (или «Экономический анализ и оценка недвижимости») | К Контракту Приказом №13-05 Правил. Клуб, в случае систематического нарушения Членом клуба графика работы клуба (выход из клуба после окончания работы клуба)... | ||
«оценка стоимости бизнеса» | Рабочая программа по дисциплине оценка стоимости недвижимости направление... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «товарное хозяйство» и «рыночное хозяйство». В принципе, здесь нет особого противоречия, поскольку рынок – неотъемлемый компонент... | 1. Теоретико-методологические основы исследования позиционирования бренда Специфика стратегии позиционирования бренда компании ХХХ как pr-инструментарий 10 | ||
П. П. Воличенко Оценка стоимости активов и бизнеса «Финансы и кредит», специализация «Экономическая безопасность хозяйствующих субъектов» | Реферат на тему: Учет и оценка основных фондов. Виды стоимости: первоначальная,... Тема учет и оценка основных фондов. Виды стоимости: первоначальная, балансовая, остаточная, восстановительная, ликвидационная. Износ... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «оценка стоимости бизнеса» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла студентам очной формыобучения... | Шор Д. М. Виды стоимости ценных бумаг Для принятия инвестиционных решений необходимо строгое расчетное обоснование стоимости ценных бумаг. Можно выделить пять основных... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Одним из вариантов решения данной проблемы является создание сильного бренда работодателя (hr бренда), способного привлекать талантливых... | Рабочая программа дисциплины «Оценка рыночной стоимости в строительстве» для специальности «Сметная документация, нормирование и ценообразование строительных работ и строительной продукции» |