Урок №10 Тема урока: Распространение света в оптически неоднородной среде





Скачать 41.23 Kb.
НазваниеУрок №10 Тема урока: Распространение света в оптически неоднородной среде
Дата публикации01.07.2014
Размер41.23 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Физика > Урок
Урок №10

Тема урока: Распространение света в оптически неоднородной среде.

Цель урока: объяснить образование миражей на основе законов физики;

продолжить формирование умений работы с компьютером;

совершенствовать умения анализировать, сравнивать, делать

выводы.

Ход урока.

1.Вступительное слово учителя.

Давным- давно, еще в средние века, из уст в уста передавались легенды и поверия о «Летучем голландце»- призрачном корабле, являющемся во время шторма морякам, обреченным на гибель; о «Фата- Моргане»- призрачных дворцах, вырастающих на горизонте и исчезающих по мере приближения к ним; о «Брокенских призраках»- возникающих на небосводе движущихся гигантских фигурах людей и животных.

Непонятные явления вселяли в людей мистический ужас. А ученые пытались объяснить их. В ХI веке попытки были предприняты арабским ученым Ибн Аль- Хайтаном, в XVII веке Иоган Кеплер пытался решить эту задачу, но самый большой вклад в ее решение внес великий Исаак Ньютон.

Все перечисленные выше явления получили название миражей. Мираж- это оптический обман. Сегодня на уроке мы попытаемся объяснить образование миражей на основе законов физики.
2.Актуализация знаний.

А какие законы оптики нам известны?

Дети:

-прямолинейного распространения света;

-отражения;

-преломления.

Учитель : кто не помнит, может посмотреть в конспектах электронного учебного издания Физика 7-11кл. Практикум. Раздел «Оптика» 4.1. Аксиомы геометрической оптики.

Вспомним формулировки законов. Подробнее остановимся на законе преломления. Работаем в программе Физика 7-11. Практикум . Открыли Лаборатории. Раздел «Оптика» 7.5. Полное внутреннее отражение света. Свет переходит из воды в воздух, то есть из среды более плотной в менее плотную. Что вы можете сказать про соотношение углов падения и преломления? Какой из них больше? (Угол преломления больше угла падения).



Рисунок 1.
Поменяйте величину угла падения. Что произошло с углом преломления? ( Если угол падения увеличили, то и угол преломления увеличился, а если угол падения уменьшили, то и угол преломления уменьшился, но угол преломления больше угла падения.) Какой вывод можно сделать? (Если свет переходит из оптически более плотной среды в оптически менее плотную, то угол преломления больше угла падения.)

Поменяйте вторую среду. Наведите курсор на сосуд с водой и 2 раза щелкните мышью. Выберите в качестве второй среды алмаз. Как теперь соотносятся углы падения и преломления?


Рисунок 2.
Какой вывод можно сделать? (Если свет переходит из оптически менее плотной среды в оптически более плотную, то угол преломления меньше угла падения.)

А теперь вспомните к чему приводит изменение направления распространения света на границе двух прозрачных сред? (вспоминают примеры: камушки на дне прозрачного ручейка, ложечка в стакане чая и т.д. К оптическим обманам.)

На экран видеофрагмент с диска Физика 7-11. Практикум. «Оптические иллюзии».

3. Новый материал

С оптическими иллюзиями мы сталкиваемся довольно часто, а вот миражи, куда более сложные явления. Как же они образуются? Несколько ребят попытались самостоятельно разобраться в этом вопросе. Послушаем их.

1-й ученик демонстрирует опыт: в аквариуме, наполненном водой растворили некоторое количество сахара. Показатель преломления раствора непрерывно уменьшается по направлению от дна сосуда к его верхней части. Через боковую стенку в сосуд направляют узкий световой луч. Прослеживается путь луча в растворе. Луч изгибается так, что его траектория обращена выпуклостью вверх.



Рисунок 3.
2-й ученик объясняет образование так называемых верхних миражей. Для его возникновения необходимо, чтобы показатель преломления приповерхностного слоя воздуха достаточно быстро уменьшался с высотой. Это возможно, например, когда внизу располагается слой холодного воздуха, а над ним находится слой более теплого воздуха. Эти миражи можно наблюдать над морем.


Рисунок 4.
3й ученик рассказывает о так называемых нижних миражах. Над сильно нагретой поверхностью (в пустыне, над асфальтовой дорогой в жаркий день) возникают такие миражи- сильно нагретый приповерхностный слой воздуха (с относительно низким показателем преломления) накрыт слоем достаточно холодного воздуха (с заметно более высоким показателем преломления).


Рисунок 5.



Рисунок 6.

А теперь посмотрим небольшой фрагмент «Образование миражей» (. Анимация).

Подведем итог услышанному и увиденному. Если свет распространяется в среде, показатель преломления которой непрерывно уменьшается в направлении снизу вверх, то, независимо от начального направления луча, он всегда будет искривляться так, что его траектория будет обращена выпуклостью вверх. Если показатель преломления уменьшается в направлении сверху вниз, то выпуклость луча обращена вниз.

В оптически неоднородной среде световой луч изгибается так, что его траектория всегда обращена в сторону уменьшения показателя преломления среды.

Попробуйте нарисовать ход светового луча у себя в тетрадях
п4

п3

п2

п1

п1 > п2 > п3 > п4

4. Заключение.

Многие миражи, особенно сверхдальние, когда изображение переносится за тысячи километров, являются весьма сложными оптическими явлениями. Для их объяснения недостаточно рассмотрения только рефракции света в атмосфере; физический механизм таких миражей значительно сложнее. Возможно, что при определенных условиях в атмосфере образуются гигантские воздушные линзы, что определенную роль в образовании миражей играет ионосфера, которая может отражать световые волны.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок №10 Тема урока: Распространение света в оптически неоднородной среде iconУрок1 Тема урока Свет. Источники света. Прямолинейное распространение...
Научить определять условия образования тени и полутени на основе закона прямолинейного распространения света
Урок №10 Тема урока: Распространение света в оптически неоднородной среде iconУрок по физике в 8-м классе на тему: "Свет. Источники света. Распространение света"
Обучающая: показать на конкретных примерах роль света в жизни человека; сформировать представление о естественных и искусственных...
Урок №10 Тема урока: Распространение света в оптически неоднородной среде iconЦель урока: Формирование у учащихся представление о световых явлениях...
Свет. Источники света. Прямолинейное распространение света. Солнечные и лунные затмения
Урок №10 Тема урока: Распространение света в оптически неоднородной среде iconТест по физике для 8 класса Тема: Источники света. Распространение света к
В трудах какого учёного были обнаружены первые высказывания о прямолинейном распространении света?
Урок №10 Тема урока: Распространение света в оптически неоднородной среде iconТема урока: «Плоды. Классификация плодов. Распространение плодов и семян»
Ребята! Сегодня на уроке мы продолжим постигать тайны главного чуда света – человека
Урок №10 Тема урока: Распространение света в оптически неоднородной среде iconТема: «Урок-путешествие к семи чудесам Света»
Цель: познакомить учащихся с чудесами Света, повторяя при этом уже изученный материал
Урок №10 Тема урока: Распространение света в оптически неоднородной среде iconУрока в 5 классе Тема : «Семь чудес света»
Цель урока: создать условия для самостоятельного усвоения учащимися истории семи (четырех) чудес света, созданных в древнем мире
Урок №10 Тема урока: Распространение света в оптически неоднородной среде iconОпределение оптической глубины проникновения низкоинтенсивного лазерного...
Нии лазерного излучения биологическими тканями. Одновременно с поглощением излучения происходит ряд других физических процессов:...
Урок №10 Тема урока: Распространение света в оптически неоднородной среде iconКонспект урока по физике в 11 классе. Тема урока «Волновые свойства света» Цели урока
Обучающая: Повторить, обобщить систематизировать знания учащихся по теме «Волновые свойства света» посредствам решения качественных...
Урок №10 Тема урока: Распространение света в оптически неоднородной среде iconПлан урока- конференции по теме: «Что мы знаем о пирамидах?»
Просмотр презентации (ссылка здесь →) «7 чудес света». (5 мин.) Вопрос? Какому одному из чудес света будет посвящён урок?
Урок №10 Тема урока: Распространение света в оптически неоднородной среде iconУрока: «Преломление света» Цель урока
Цель урока: расширить знания и представления учащихся об особенностях распространения света, о практической значимости этих знаний,...
Урок №10 Тема урока: Распространение света в оптически неоднородной среде iconТема: Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука. Цель урока
Обучающая: закрепление понятий звуковые колебания, звук, распространение и отражение звука посредствам решения качественных, количественных...
Урок №10 Тема урока: Распространение света в оптически неоднородной среде iconУрок по предмету «Истоки» 2 класс Тема урока: Лес
Цели: введение ребенка в круг основных социокультурных ценностей (интегрирование знаний о среде, в которой живет)
Урок №10 Тема урока: Распространение света в оптически неоднородной среде iconУрок биологии в 9 классе. Тема урока: Энергетическое обеспечение клетки. Фотосинтез
Задачи урока: сформировать знания о фотосинтезе как пластическом обмене веществ у растений, о световой фазе фотосинтеза, механизмах...
Урок №10 Тема урока: Распространение света в оптически неоднородной среде iconПланирование по физике в 12 "А,Б" классе. Заочное обучение. I полугодие:...
Электромагнитная природа света. Закон прямолинейного распространения света. Скорость света. Закон отражения света
Урок №10 Тема урока: Распространение света в оптически неоднородной среде iconКонспект урока и мультимедийных учебных материалов в среде smart...
Создавать условия для воспитания патриотизма у обучающихся на примерах исторических и современных событий с использованием музыкальных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск