Тема урока: «Плоды. Классификация плодов. Распространение плодов и семян»





Скачать 64.75 Kb.
НазваниеТема урока: «Плоды. Классификация плодов. Распространение плодов и семян»
Дата публикации09.08.2013
Размер64.75 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Носкова Ирина Михайловна,

учитель биологии МОУ СОШ №13

г. Королева Московской области

Тема урока: «Плоды. Классификация плодов. Распространение плодов и семян».

Тип урока: комбинированный

Оборудование: модель (таблица) «Цветок», модель «Плод», таблицы «Плоды и семена».

Натуральные объекты: семянка подсолнечника, орех, коробочка льна, клюква, киви, помидор, слива, яблоко, мандарин…

Цели урока:

Обучающие:

  1. сформировать у обучающихся понятие плод;

  2. познакомить обучающихся с различными типами плодов;

  3. выявить биологическую роль плодов;

  4. научить обучающихся распознавать различные типы плодов.

Развивающие:

  1. развитие речи (усложнение словарного запаса);

  2. развитие логики, памяти, мышления;

  3. формирование умения выделить главное, кратко сформулировать, сделать вывод, соотнести результат деятельности с целью урока.

  4. Формирование научного взгляда на тему « Плоды» в противовес обывательским представлениям.

Воспитательные:

развитие эстетических, экологических и гигиенических качеств личности обучающихся.

Формы обучения: фронтальная, групповая в парах, индивидуальная.

Методы обучения: наглядно-иллюстративные, словесно-логические (беседа), практические (л/р), частично проблемно-поисковые (биологические задачи), репродуктивные.

Ход урока

1.Мотивация

Формулирование темы урока при помощи ситуации, воздействующей на эмоции учащихся (индукция).

Учащимся демонстрируется блюдо с натуральными объектами – различными плодами и сообщается, что на уроке будет изучаться то, что лежит на этом блюде, и одновременно задается вопрос: Какие части растений лежат на блюде? (плоды)

Учащиеся открывают тетради и записывают тему урока «Плоды».

2. Актуализация знаний

Фронтальная беседа по вопросам:

  1. Что такое цветок?

  2. У кедровой сосны нет цветков. Можно ли кедровые орешки считать плодами?

  3. Показать строение цветка на модели, таблице или картинке.

  4. Чем отличаются цветок вишни и цветок лилии?

  5. Что является мужской частью цветка? Показать строение.

  6. Что является женской частью цветка? Показать строение.

  7. Почему пестик и тычинки - это главные части цветка?

  8. Из какой части пестика образуется плод?

*Пока учитель проводит беседу с классом, некоторым учащимся можно предложить индивидуальные задания на компьютере: упражнения №1, 3, 4, 5 из учебного диска «Биология –6, Просвещение».

3. Изучение нового материала

Итак, мы выяснили, что на месте цветка из завязи пестика образуется плод. Записываем в тетрадях:

ПЛОД = ОКОЛОПЛОДНИК +СЕМЕНА

Не секрет, что человек выращивает большинство сельскохозяйственных растений ради их плодов и семян, которые употребляются в пищу ( яблоня, груша, слива, огурцы, помидоры…)

А для чего плоды растениям?

Для ответа на этот вопрос учащимся предлагается проблемная ситуация:

сравнить плод незрелый и зрелый.

ВИШНЯ незрелая

ВИШНЯ зрелая

Зеленая, твердая, невкусная,

Яркая, мягкая, сочная, вкусная,

Незаметна среди листьев

Привлекает птиц

Значение плода

  1. Защита семян

  1. Распространение семян, а значит расселение растения, что очень важно, так как само растение укреплено корнем в почве.

Значение плодов записать в тетрадь.

Плоды очень разнообразны. Познакомимся с некоторыми из них в ходе лабораторной работы.

Лабораторная работа «Типы плодов»

Учащиеся рассматривают раздаточный материал (натуральные биологические объекты). По ходу л/р на доске заполняется таблица. Учитель вводит названия типов плодов и демонстрирует рисунки.

Ход работы

  1. Рассмотрите плод подсолнечника. Вскройте его. Легко ли отделяется околоплодник? Сколько семян в плоде?

  2. Рассмотрите плод клюквы. Чем этот плод отличается от предыдущего?

  3. Рассмотрите сливу (демонстрационно). Сравните ее с клюквой.

  4. Рассмотрите плод лещины. Опишите его.

  5. Рассмотрите плод льна. Вскройте его. Опишите.

Таблица на доске:

Растение

Плод сухой/сочный

Сколько семян

Тип плода

Подсолнечник

Сухой

Одно

Семянка

Клюква

Сочный

Много

Ягода

Слива

Сочный

Одно

Костянка

Лещина

Сухой

Одно

Орех

лен

Сухой

Много

Коробочка



Исходя из данной таблицы, учащимся предлагается составить схему в тетрадях и на доске:

ПЛОДЫ

? (СОЧНЫЕ)

? (СУХИЕ)

? (ОДНОСЕМЯННЫЕ)

? (МНОГОСЕМЯННЫЕ)

? (ОДНОСЕМЯННЫЕ)

? (МНОГОСЕМЯННЫЕ)

костянка

Ягода, яблоко, тыквина, померанец

Семянка, орех, желудь

Коробочка, боб, стручок

Учитель демонстрирует еще некоторые плоды ( помидор, киви, яблоко, мандарин, огурец, зерно пшеницы, боб акации) и вводит биологические названия типов плодов.

К доске можно вызвать ученика – ассистента, который будет дополнять схему на доске названиями типов плодов.

Однако, пока мы изучили только простые плоды, но бывают еще и сложные плоды. Составим еще одну схему:

ПЛОДЫ

ПРОСТЫЕ

СЛОЖНЫЕ (сборные)

Образуется из цветка, в котором был 1 пестик

Образуется из цветка, в котором было много пестиков




Многокостянка (малина, ежевика),

Многоорешек (шиповник),

Многосемянка (земляника, клубника)
Сопровождается демонстрацией картинок или натуральных объектов.

А теперь напомните мне, что такое соцветие?

Если из цветка образуется плод, то из соцветия образуется --------?-------- (Соплодие) (ананас).

Как мы уже выяснили в начале урока одно из значений плода – это распространение семян. Предложите способы распространения плодов и семян.

Для выполнения этого задания учащимся предлагается рассмотреть таблицы и просмотреть соответствующий текст учебника. В качестве вывода предлагается составить еще одну схему:

Распространеие плодов и семян

По воздуху

По воде

Человеком и животными

саморазбрасывание

Крылышки, пух, парашютики

Легкие, воздушные полости

Крючочки, зацепки, острые зубчики, яркая окраска, сочная мякоть

Способность вскрываться в зрелом состоянии

Клен, береза, ясень, ель, сосна,ива,тополь,

осина,одуванчик

ольха, кокос

Череда, лопух, рябина, брусника, черника, черемуха

Недотрога, горох, фасоль, акация, бешеный огурец, мак

4.Закрепление знаний

Учащимся предлагаются биологические задачи:

  1. Разложить картинки плодов по группам, согласно составленной схеме.

  2. Объяснить какими органами растения являются семечки у подсолнечника и тыквы.

  3. Демонстрируется морковь. Можно ли ее назвать плодом? Назовите главный признак плода.

  4. Учащимся предлагается плод, шишка, картофель. Что не является плодом? Почему?

*Пока учитель обсуждает задачи с классом, одному из учащихся можно предложить индивидуальное задание на компьютере: упражнение №2 из учебного диска «Биология –6, Просвещение».

5. Домашнее задание

Изучить соответствующий параграф по учебнику.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: «Плоды. Классификация плодов. Распространение плодов и семян» iconУрок по природоведению в 5 классе по теме «Распространение плодов и семян»
Цель урока: выяснить, какими способами могут распространяться плоды и семена, какие у них есть для этого приспособления
Тема урока: «Плоды. Классификация плодов. Распространение плодов и семян» iconУрок биологии в 6 классе по теме: "Разнообразие плодов"
Развивать понятия о семенном размножении, об образовании и значении плодов и семян
Тема урока: «Плоды. Классификация плодов. Распространение плодов и семян» iconТема урока: «Цветок»
Цель урока: формирование знаний о строении цветка как сложного органа растений, участвующего в образовании плодов и семян
Тема урока: «Плоды. Классификация плодов. Распространение плодов и семян» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: провести исследовательскую работу по изучению плодов и сделать выводы о роли плодов
Тема урока: «Плоды. Классификация плодов. Распространение плодов и семян» iconЛекция шишек, плодов, семян, деревьев и кустарников Коллекция «Лён»

Тема урока: «Плоды. Классификация плодов. Распространение плодов и семян» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основные плодовые культуры России. Химический состав плодов и ягод. Группы плодово-ягодных культур. Сроки созревания плодов
Тема урока: «Плоды. Классификация плодов. Распространение плодов и семян» iconРеферат: «Изучение антиоксидантной активности плодов калины обыкновенной»
Определение содержания влажности плодов калины обыкновенной в период созревания
Тема урока: «Плоды. Классификация плодов. Распространение плодов и семян» iconТема урока: Части растения. Что общего у разных растений?
Цели урока: изучение частей растения (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами). Знакомство с разнообразием плодов и семян....
Тема урока: «Плоды. Классификация плодов. Распространение плодов и семян» iconОтчет о выполнении проекта «Разработка режимов инфракрасной сушки плодов и овощей»
Приборы и методы экспериментального исследования процесса инфракрасной сушки плодов и овощей
Тема урока: «Плоды. Классификация плодов. Распространение плодов и семян» iconМногоплодная беременность
Многоплодной называется беременность, при которой в организме женщины одновременно развиваются два или большее число плодов. Роды...
Тема урока: «Плоды. Классификация плодов. Распространение плодов и семян» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Формировать представления о частях растения (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами); познакомить с разнообразием...
Тема урока: «Плоды. Классификация плодов. Распространение плодов и семян» iconЦветок
Высших растений они разобщены. В обоеполом цветке осуществляются микро- и мегаспорогенез, микро- и мегагаметогенез, опыление, оплодотворение,...
Тема урока: «Плоды. Классификация плодов. Распространение плодов и семян» iconУрока Тема урока Практическая часть
Л\р №2 Семенные и споровые растения (на примере плодов пас­тушьей сумки, ветки сосны с шишками и семенами, вайи папо­ротника с сорусами...
Тема урока: «Плоды. Классификация плодов. Распространение плодов и семян» iconКонспект урока по биологии 8 класс «строение и работа сердца»
Цель урока: изучить особенности цветка как органа размножения растения; познакомиться с разнообразием цветков и плодов
Тема урока: «Плоды. Классификация плодов. Распространение плодов и семян» iconФенологические наблюдения
Оисходит потому, что существует бесконечное множество сменных сезонов — для каждого вида, для каждого организма он свой. Например...
Тема урока: «Плоды. Классификация плодов. Распространение плодов и семян» iconКонспект урока «Цветок и плод» фио юсова Светлана Леонидовна Место...
Цель урока: изучить особенности цветка как органа размножения растения; познакомиться с разнообразием цветков и плодов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск