Скачать 200.15 Kb.
|
Проблемный урок по окружающему миру Образовательная система: « Школа 2 100» Учебник: А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан, окружающий мир, «Обитатели Земли»,3-й класс (1-4), часть 1 Учитель: Дымченко Галина Васильевна Тема: «Что такое энергия?» Класс: 3 «А» Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний Место урока: урок является третьим в разделе «Вещество и энергия» и предваряет изучение темы «Превращение энергии», которой и завершается данный раздел. Цели урока: обучающие - Раскрыть содержание понятия «энергия», одновременно напоминая об истории освоения человеком разных форм энергии; - научить правильно находить источники энергии и применять понятие «энергия»; - обратить внимание учащихся на разницу энергии в чистом виде и энергии, запасённой в веществе; - вести подготовительную работу к изучению нового по теме «Превращение энергии». развивающие - Развивать умение правильно применять понятие «энергия», - умение безошибочно определять источник энергии, - умение различать энергию в свободном состоянии и энергию, запасённую в веществе; - развивать речь, познавательную активность, мыслительные операции. Воспитывающие - Показать учащимся, что понятие «энергия» и само существование энергии играет важную роль в жизни людей; - воспитывать бережное отношение к энергии; осторожное отношение к домашним приборам, которые работают от источников энергии; - вызвать стремление учащихся не только познавать, но и охранять окружающую среду. Оборудование: горелка на спирту, колба с водой для демонстрации опыта; мультимедийная презентация по теме «Что такое энергия?" (Приложение №2); карточки у каждого ребёнка для мотивации к изучению нового (Карточка №1), для рефлексии урока (Карточка №2); индивидуальное задание для игры «Найди источник энергии»; цифровые веерки; кусочек пластилина; кубики с разноцветными гранями. Ход урока I. Организационный момент. Положительный настрой на урок. (Приём «Кусочек пластилина».) Учитель: - Оставьте и доверьте все свои тревоги, страхи, сомнения этому маленькому кусочку пластилина. Вылепите «свой страх», который мешает вам на уроке. - А теперь сломайте его и выбросите в мою коробочку. Физкультминутка. Вот мы руки развели, Словно удивились. И друг другу до земли В пояс поклонились! Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились. Ниже, дети, не ленитесь, Поклонитесь, улыбнитесь. II. Постановка проблемной ситуации и актуализация знаний. Слайд №1 (Титульный лист) Слайд № 2 (Изображение приборов, работающих на электричестве или бензине и использующих мышечную силу.) Учитель: - Ребята, рассмотрите рисунки на слайде. Что на них изображено? Ученики: - Дрели, мясорубки, велосипед и мотоцикл. Учитель: - Как вы думаете, почему они расположены парами именно так? Ученики: - По названию общих понятий: дрели, мясорубки, транспортные средства. Учитель: - Вспомните наш кусочек пластилина, почему у нас получалось из него что-то вылепить, что мы к нему применили? - Посмотрите внимательно, на какие две группы разделены рисунки. Почему они так разделены? По какому принципу? Ученики: - Одни механизмы работают с помощью человека, то есть он должен приложить силу. А электрическая дрель и мясорубка работают от электричества, мотоцикл едет за счёт бензина. Учитель: - Что нужно, чтобы привести эти механизмы в движение? Как сказать, одним словом? Ученики: - Сила. Энергия. Учитель: - Что общего между автомобилем, заправляемым бензином, и человеком, который ест обед? Ученики: - И автомобиль, и человек получают (запасают) энергию для движения. Учитель: - Можете в дальнейших своих ответах использовать такой термин как «потенциальная энергия». Потенциальная энергия – это скрытая (запасённая) форма энергии. III. Мотивация и ученическое целеполагание. Учитель: - Cформулируйте тему нашего урока. Выразите её название вопросительным предложением. Ученики: - Что такое энергия? Слайд № 3 (Название темы « Что такое энергия?».) Учитель: - Закончите предложения по-своему. Что вы ждёте от этого урока, какие знания хотите приобрести?(Карточка №1)
Учитель: - В конце урока мы узнаем, получили ли вы от урока то, что ожидали. - Но, несомненно, то, что мы узнаем очень многое, важное и интересное по теме урока. Для этого нам придётся заглянуть за пределы страниц учебника. Слайд № 4 (Эпиграф) - В качестве эпиграфа к нашему уроку хочется взять следующие строчки чешского педагога: <p align=right>Считай несчастным тот день и час, В котором ты не усвоил ничего нового И ничего не прибавил к своему образованию. Я. А. Коменский IV. Совместное открытие знаний. Объяснение нового материала. 1. Работа по учебнику (задание 1, с.7). Учитель: - Ребята, прочитайте в учебнике о проблеме, возникшей у вашей знакомой Лены. Помогите ей. Ученики читают диалог в учебнике на с. 7 Ученики: - Что такое энергия? Учитель: - Сможете ли вы объяснить это Лене? Попробуйте сформулировать, что такое энергия. Ученики предлагают свои варианты ответов. Ученики: - Энергия – это то, за счёт чего совершается движение, работа. Ученики записывают определение в учебник. Учитель возвращается к рисункам на слайде. Слайд № 5 (Рисунки ручной и электрической дрели.) Учитель: - Вы определили, что механизмы приводит в движение энергия. Слайд № 6 (На слайде появляется слово «энергия».) Учитель: - Но ручную дрель приводит в движение энергия человека, а электрическую дрель – электричество. Значит, у них разные источники энергии. (На этом же слайде появляется словосочетание «источник энергии».) источник энергии ↓ энергия 2. Работа по учебнику (задание 2, с. 7) - Откройте учебник на странице 7. Найдите задание 2. Представляете, что сейчас происходит!? Сейчас, когда мы листаем страницы нашего учебника, химическая энергия съеденной пищи превращается в энергию движения рук. - Ребята, что нужно сделать в задании № 2? Ученики: - Нужно соединить стрелками, что необходимо для жизни существ и работы механизмов. Учитель: - В ответе используйте понятие «источник энергии». 1-й ученик: - Для автомобиля источник энергии – бензин. 2-й ученик: - Для коровы источник энергии – сено. 3-й ученик: - Для мальчика источник энергии – еда. 4-й ученик: - Для телевизора источник энергии – электричество. Учитель: - Проверьте, правильные ли вы сделали выводы. Прочитайте текст на с.8. Ученики читают. Учитель задаёт вопросы по тексту. Учитель: - Правильно ли вы сформулировали определение о том, что такое энергия? Ученики: - Правильно. Учитель: - Что может быть источником энергии? Ученики: - Источником энергии могут быть: пища, бензин, электричество и т. д. Слайд № 7 («Источники энергии».) Учитель: - А может ли служить источником энергии кусок дерева, вот эта (показывает) таблетка сухого спирта? Демонстрация опыта. Учитель зажигает таблетку сухого спирта и нагревает воду (совершает работу). Учитель: - Тепловая энергия, запасённая в таблетке сухого спирта, при горении освободилась и нагрела воду в колбе. - Как же существует энергия в природе? Прочитайте об этом на странице 8. Ученик: - Энергия может существовать в свободном состоянии. Например, в виде солнечного света и тепла. Ученик: - Или энергия может быть запасена в веществе. Так, тепловая энергия, запасённая в дровах, при горении освобождается и нагревает воду в чайнике. Работа в группе (по интерактивной методике «Снежный ком»). Состав групп – разнородный. Групп – 3. Группа - 7 человек. Этапы работы. 1. Каждый работает самостоятельно (1-2 мин.). 2. Работа в парах (2-3 мин.). 3. Работа в четвёрках (2-3 мин.). 4. Обсуждение всей группой (7 чел.) Задание для проведения методики «Снежный ком». Учитель: - Ребята, давайте подумаем, что же происходит каждый раз при использовании энергии? Переходит ли она из одного вида в другой или исчезает вообще? Используйте в своём ответе термин «потенциальная энергия». Напоминаю, что это скрытая (запасённая) энергия. Слайд № 8 (Задание для групп.) 1. Как вы думаете, исчезает ли энергия бесследно? 2. Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрите ситуацию взрыва здания. 1 группа – до взрыва 2 группа – во время взрыва 3 группа – после взрыва По окончании работы в группах их представители предлагают вариант решения своей группы. Инициативная группа (из трёх человек) знает ответ на поставленный вопрос и в обсуждении не участвует. Предполагаемые ответы. Слайд № 9 (Здание до взрыва) до взрыва Потенциальная энергия – это скрытая (запасённая) форма энергии. До взрыва она была сосредоточена во взрывчатке и панелях высотного здания – тяжеловесных конструкциях, поднятых высоко над землёй. При взрыве она преобразуется в другую энергию. Значит, она не исчезает. Слайд № 10 (Здание во время взрыва) во время взрыва При взрыве потенциальная энергия взрывчатых веществ преобразуется в тепло, движение и звук, который возникает, когда тонны бетона и железа обрушиваются на землю. Потом она переходит в другую энергию. Она не исчезает. Слайд № 11 (Здание после взрыва) после взрыва Когда пыль после взрыва окончательно осядет, можно сказать, что потенциальная энергия взрывчатки и самого здания перешла в другую форму – в основном бесполезную. Всё равно энергия сохраняется, только в другом виде. Учитель: - Так исчезает ли энергия бесследно? Ученики: - Нет. Учитель: - Послушаем инициативную группу. Она подтвердит или опровергнет ваши предположения, обобщит ответы, сделает выводы. 1-й ученик: Превращение энергии - Какие бы изменения ни происходили с энергией, она не исчезает бесследно. Правда некоторая её часть переходит в форму, которую уже нельзя использовать. Так, потенциальная энергия бензина в основном преобразуется в энергию движения автомобиля, но некоторая её часть превращается в шум и тепло, рассеивающиеся в воздухе. 2-й ученик: Потерянная энергия - Часть энергии отбойного молотка превращается в шум и тепло; эту энергию уже нельзя использовать. 3-й ученик: Разрушительная сила - Чтобы разрушить здание, можно разобрать его «по кирпичику». Но ведь можно взорвать его – при взрыве выделится много энергии, и здание будет разрушено практически мгновенно. На трёх слайдах мы увидели, как одни формы энергии переходят в другие и к каким катострафическим последствиям это может привезти. Как пример страшной трагедии в США, мы можем привести взрыв зданий-близнецов террористами. 2-й ученик: - Энергия – это основа всего. Без неё Вселеннная была бы холодна, пуста и неподвижна. Известно много видов энергии – тепловая, световая, звуковая, электрическая. - Поэтому наша инициативная группа призывает вас помнить о правильном и бережном, приносящем пользу людям, отношении к энергии, так как она не может возникнуть из ничего и теряется в виде тепла при превращениях. Помните и о правилах пользования домашними приборами, которые работают от источников энергии и могут быть опасны для жизни. Выполняется задание № 9,с. 11(Допиши правила пользования домашними приборами.) Физкультминутка «Энергия из звука «Аааааа». Учитель: - Я хочу помочь вам наполнить себя свежей силой. Встаньте и сделайте очень глубокий выдох. Затем наберите полные лёгкие воздуха и снова выдохните. Но в этот раз выдохните со звуком. Пропойте во всё время выдоха долгое «Аааааа». Представьте себе, что при этом из вас вытекают ощущения усталости, утомления и скуки. А на вдохе представьте себе, что вдыхаете вместе с воздухом весёлые и радостные мысли. На каждом выдохе распевайте звук «Аааааа» всё громче, пока вся ваша усталость и неприятные ощущения не покинут вас полностью. V. Первичное закрепление. Обучение способам самостоятельного применения знаний. 1.Игра «Найди источник энергии». Описание. Детям предлагается найти источники энергии для живых существ и механизмов, соединяя их линиями. Учитель: - Примените полученные знания при выполнении задания. Соедините линиями названия животных и механизмов с соответствующими им источниками энергии. - Посоревнуемся группами. Чья группа не допустит ни одной ошибки, та и выиграет. При подсчёте баллов для группы учитывается индивидуальная работа каждого. Индивидуальное задание. (У каждого на парте.) Это же задание дублируется на слайде. Слайд № 12 (Задание для игры «Найди источник энергии»). лошадь керосин курица уголь обезьяна овёс самолёт газ паровоз пшено газовая плита электричество пылесос бананы Ученики выходят к слайду, соединяют указкой нужные объекты и проговаривают, что является источником энергии. Подведение итогов игры. Учитель: - Ребята из инициативной группы подготовили для вас вопросы. 1-й ученик: - Скажите, пожалуйста, от какого предмета получают необходимую энергию растения? Ученики: - Растения получают необходимую им энергию от солнца. 2-й ученик: - А животные? Ученики: - Они получают необходимую им энергию от съеденных растений или животных. 3-й ученик: - А мне хочется поделиться с вами вот каким сообщением. Когда я готовился к уроку, я натолкнулся в энциклопедии «Хочу всё знать» вот на такой интересный факт. Некоторые виды бактерий способны извлекать энергию из химических соединений, входящих в состав земной коры. Они обитают в горячих источниках и глубоководных впадинах. Учитель: - Давайте посмотрим, как бактерии и водоросли, которые берут энергию Земли, причудливо окрашивают воду и берег национального парка в США. Слайд № 13 (Бактерии и водоросли, живущие в богатых минералами горячих источниках Йеллоустонского национального парка в США, причудливо окрашивают воду и берег.) Учитель: - И я вам тоже подготовила интересные вопросы в тестовой форме, которые, так или иначе, имеют отношение к нашей теме. Обсуждаем вопрос в группе, поднимаем соответствующий цифровой веерок. Подводим итоги. №1 Пароходы, движущиеся с помощью водяного колеса, появились в XIX веке. Они перевозили пассажиров и грузы. В наши дни их используют в качестве аттракциона для туристов. По какой реке они ходят? 1. Нил 2. Ганг 3. Миссисиппи №2 Мощность автомобильного двигателя измеряется в единицах, получивших своё название от имени животного. Что это за животное? 1. Муравей 2. Лошадь 3. Слон №3 Кто изобрёл лампочку в 1879 году? 1. Братья Люмьер 2. Джон Лэмп 3.Томас Эдисон №4 Когда был изобретён цветной телевизор? 1. В 1910 году 2. В 1940 году 3. В 1970 году №5 Аккумуляторная батарея производит электрическую энергию. За счёт чего возникает эта энергия? 1. За счёт разницы температур 2. За счёт химической реакции 3. За счёт смешивания различных жидкостей №6 Как называется материал, который не проводит электричество? 1. Ион 2. Электролит 3. Изолятор №7 Какое основное сырьё используется в работе атомных электростанций? 1. Уран 2. Уголь 3. Природный газ №8 Как называется современный будильник, на котором время показывается не с помощью циферблата и стрелок, а только цифрами? 1. Электронный будильник 2. Аналоговый будильник 3. Цифровой будильник №9 В настоящее время в Японии используют скоростной поезд «Маглев». Он развивает скорость до 552 км/ч, что делает его самым высокоскоростным поездом в мире. Какая энергия приводит его в движение? 1. Ядерная 2. Энергия магнитного поля 3. Электрическая энергия Учитель: - Ребята, а что такое магнит? Показать-то мы все можем, а вот объяснить!? Ученик: - Магнит ( греч. – магнитный железняк – камень из Магнесии – древнего города в Малой Азии) - тело, обладающее собственным магнитным полем. Физкультминутка «Магнит». Учитель: - Задаю правила игры: пол (земля) превращается в «магнит», который притягивает ваши ноги. Передвигаясь по «магниту», вы вынуждены с напряжением отрывать от него ноги. Чем ближе ноги к «магниту», тем сильнее к нему притяжение. 2. Работа по учебнику (задание 3.с. 8) Учитель: - Человек, начиная с древних времён, учился использовать разные виды энергии. Человечество постоянно находится в поиске новых источников энергии. - Попробуйте восстановить ход истории, последовательность, в которой человек научился использовать разные виды энергии. Посмотрите на рисунки в задании 3. Пронумеруйте иллюстрации, подведём итоги правильности выполнения этого задания по группам. 1-й ученик: - Сначала человек научился использовать энергию движения стрелы, выпущенной из лука – это первое. 2-й ученик: - Потом человек научился использовать энергию тепла от горящего костра – это второе. 3-й ученик: - Третье – человек стал использовать энергию лошади, чтобы пахать. 4-й ученик: - Четвёртое – человек стал использовать энергию, заполненную в угле. 5-й ученик: - Энергия тепла стала использоваться для движения поездов (паровозов, тепловозов, пароходов) – это пятое. 6-й ученик: - Человек научился добывать нефть, делать из неё керосин, бензин, и использовать энергию, запасённую в них, - это шестое. 7-й ученик: - Человек научился использовать энергию электричества – это седьмое. Ответы: 1 – стрела, 2 – костёр, 3 – лошадь, 4 – уголь, 5 – поезд (паровоз, тепловоз, пароход) , 6 – нефть, 7 – энергия электричества. Учитель: - Что же такое электричество? Этим вопросом заинтересовалась ваша одноклассница Анна. Она подготовила целый проект под названием «Батарейки вокруг нас». (Приложение № 1) Ученица кратко рассказывает о том, как и почему она решила исследовать, что такое электричество, где «живёт» и как попадает в наши бытовые приборы, сопровождая свой рассказ слайдовой презентацией. Также Аня соберёт батарею, вырабатывающую электрический ток, из самых простых и доступных материалов. (С использованием лимонов, картофеля.) Учитель: - Ребята, я думаю, что этот проект заслужит внимания не только на нашей школьной конференции, но и на городской. Давайте поддержим Аню аплодисментами и пожелаем ей удачи. Учитель: - А вы знаете, где и как вырабатывают электричество для нашего города? Ученики: - На Волжской гидроэлектростанции. Она превращает энергию потока воды в электричество. Учитель: - Вы знаете уже, что город Тольятти – город необычной судьбы. Он как бы трижды рождался. 1-я ученица: - Первое рождение – в далёком 1737 году, когда деревянная крепость Ставрополь подняла невысокие свои стены над безлюдными берегами волжской поймы. Учитель: - А вот второе рождение связывают со строительством Волжской ГЭС. Слайд № 14 (Волжская ГЭС) 2-я ученица: - Второе рождение – спустя два с лишним века, в 1950 году, когда тишину Жигулёвских распадков нарушили первые взрывы – к створу будущего гидроузла пришли изыскатели. 3-я ученица: - Волга у Жигулей так сильна и могуча, что казалось с ней не сладить. И всё-таки овладевшие техникой люди победили стихию. 4-я ученица: - В августе 1955 года в сооружении гидроузла за одни сутки было уложено свыше 19 тыс. кубометров бетона, что стало мировым рекордом. 5-я ученица: - В конце октября этого же года осуществлено перекрытие Волги за 19 часов 35 минут вместо 47 часов как предусматривалось планом. А в декабре дал ток первый агрегат гидростанции. 6-я ученица: - Станция входит в состав Единой энергетической системы нашей страны. Энергия из Жигулей передаётся в города и сёла Центральной России, Урала, Самарской, Ульяновской, Саратовской и других областей. 7-я ученица: - Волжская ГЭС имени В.И. Ленина – первое детище Куйбышевгидростроя. Родина высоко оценила этот подвиг. Куйбышевгидрострой в августе 1958 года был награждён орденом Ленина. Учитель: - Ребята, а знаете ли вы, что называют у нас «электрическим сердцем города»? Тогда слушайте. Слайд № 15 (ТЭЦ ВАЗа) Имеет мощность, равную половине мощности Волжской ГЭС. 8-я ученица: - Тремя серыми железобетонными свечами поднялись на стопятидесятиметровую высоту трубы Тольяттинской ТЭЦ (теплоэлектроцентрали), по праву считающейся электрическим сердцем города. Миниатюра «Гости в Тольятти». Учитель: - Послушайте, о чём нередко спрашивают приезжие тольяттинцев. 1-й приезжий: - А зачем понадобилась ещё одна электростанция? 2-й приезжий: - Разве Волжской ГЭС не хватает? 1-й тольяттинец: - Во-первых, электроэнергия никогда не бывает лишней. 2-й тольяттинец: - Во-вторых, эта электростанция – тепловая. Она обеспечивает паром заводы большой химии и отапливает жилые кварталы города. Учитель: - Какие ещё электростанции вы знаете? Как на них вырабатывается электричество? Ученик: Слайд № 16 (Ветряные электростанции.) - Ветряные электростанции. Принцип действия ветряных электростанций прост: ветер крутит лопасти ветряка, приводя в движение вал электрогенератора. Энергия ветра превращается в электрический ток. Ученик: - Атомная электростанция. На ней ядерная (атомная) энергия преобразуется в электрическую. Учитель: - АЭС составляют основу ядерной энергетики, приобретающей всё большее значение в связи с растущими темпами потребления электроэнергии, с одной стороны, и ограниченностью мира запасами угля и нефти, с другой стороны. - Ребята, а что связывают с третьим рождением нашего города? Ученик: - Строительство Волжского автогиганта. Учитель: - Верно. На нашем заводе существует целое энергетическое производство. Слайд № 17,18 (Энергетическое производство ВАЗа.) Ученик: - На Волжском автозаводе создана собственная энергетическая служба. На огромной территории, через многие тысячи километров трубопроводов, кабельных и воздушных линий электропередач, шинопроводов и воздуховодов отдаётся людям тепло, свет, вода и другая энергия. Ученик: - Никогда, за более чем 40 лет, по вине энергетиков не возникло экстремальных ситуаций, которые влекли бы за собой остановку завода. 162 работника награждены правительственными наградами, 7 – носят почётное звание «Заслуженный энергетик Российской Федерации». Слайд № 19 (Пробы воды) Ученик: - Особое внимание уделялось охране окружающей среды. Энергетики нашего завода добились того, что стоки, сбрасываемые в Волгу после обработки, в том числе и ультрафиолетом, чище, чем сама вода в реке, а питьевая вода, подаваемая на завод и в город, не только отвечает жёстким санитарным нормам России, но и требованиям Всемирной организации здравоохранения. Учитель: - Ребята, может, и из вас кто-нибудь в будущем выберет эту нужную людям профессию. Профориентацией энергетики ВАЗа занимаются давно и серьёзно. Знаете ли вы, что энергетики – наши шефы? Ученик: - Например, уже в 1985 году энергетик, кандидат технических наук Владимир Степанович Третьяков оборудовал в подшефной 51-й школе (нашей школе) компьютерный класс. Сейчас этим никого не удивишь, а тогда он был первым и долгое время единственным. Сегодня многие выпускники нашей школы стали прекрасными специалистами и работают в энергетическом производстве. VI. Итог урока. Рефлексия. Учитель: - С какими новыми понятиями вы познакомились сегодня на уроке? Ученики: - С понятиями энергия и источники энергии. Учитель: - Что такое энергия? Ученики: - Энергия – это источник движения, способность совершать работу. Учитель: - Что вы узнали об источниках энергии? Ученики: - Мы узнали, что у каждого живого существа и механизма есть свой источник энергии. Учитель: - Пришло время узнать, чему вы научились на уроке, что было для вас новым, интересным, может быть, необычным. - Выберете одно или несколько предложений, которые вам захочется продолжить. Карточка №2Полужирное начертание - Самое лучшее сегодня … - Я узнал (а) … - Оказывается, … - Я почувствовал (а) … - Мне понравилось … - Меня удивило … - Было интересно … Другой вариант ответа. Оценивание учащихся. Учитель даёт словесную оценку учащимся, поощряет наиболее активных учеников, выставляет оценки. Пирамида знаний. Учитель: - Давайте выразим своё отношение к уроку, составив «Пирамиду знаний». Дети составляют пирамиду из кубиков гранью определённого цвета. Вырази своё отношение к уроку! Зелёный – отличное настроение, всё понравилось, легко работалось, хотелось многое узнать. Жёлтый – хорошее настроение, было интересно, но немного было трудностей. Красный – было скучно, неинтересно, много затруднений. VII. Домашнее задание: с.10, задания 5,6 (игра); читать с.7-8. Содержание приложений № приложения Содержание Страницы Приложение № 1 Проект «Батарейки вокруг нас» по предмету «Окружающий мир», секция «Естествознание». Тема урока «Что такое энергия?» 21-30 Приложение № 2 Слайдовая презентация по теме урока. 31-35 Примечание: Проект ученицы занял II место в V городской научно-практической конференции «Первые шаги в науку», в секции «Естествознание». |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А. А. Вахрушев | Программа по окружающему миру (264ч) Умк «Развивающая система Л. В. Занкова», авторской программы по окружающему миру Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова с учетом межпредметных... | ||
Программа «Окружающий мир», 2 класс, с. 238. // Образовательная система «Школа 2100» Рабочая программа по окружающему миру составлена на основании примерной основной образовательной программы фгос и авторской А. А.... | Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, на основе программ учебных предметов,... | ||
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе федерального... Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы / Под... | Программа по окружающему миру для 1 класса 2 часа в неделю (всего... А. А. Вахрушева,, Д. Д. Данилова, А. С. Раутиана, С. В. Тырина«Окружающий мир» (Сборник программ «Образовательная система «Школа... | ||
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса «А» на 2012/2013... Система «Школа 2100». А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов А. С. Раутиан, С. В. Тырин, Окружающий мир: Учебник для 4 класса, Издательство... | Рабочая программа по окружающему миру (умк «Развивающая система Л.... «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального... | ||
И. В. Кузьмин «29» августа 2013 года Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального образования... | Тема: Почва Урок-исследование по окружающему миру в 3 классе (умк «Перспективная начальная школа») | ||
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе рекомендованной Министерством образования Российской Федерации... | Рабочая программа по окружающему миру Автор: А. А. Плешаков г. Магадан... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1 им. Н. К. Крупской» | ||
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального... «Окружающий мир» для 1-4 классов А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой (Сборник рабочих программ «Перспектива». Система учебников «Перспектива»... | Программа по окружающему миру для 1 класса составлена в соответствии... Федерации. Рабочая программа к курсу «Окружающий мир» составлена примерной программы авторской программы А. А. Вахрушева,, Д. Д.... | ||
Рабочая учебная программа по окружающему миру начального общего образования... Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей | Рабочая программа по окружающему миру 4 класс рабочая программа предмета «Окружающий мир» Ос ноо, примерной типовой программы по окружающему миру в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта... |